МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И КИТАЯ ПО НЕКОТОРЫМ АСПЕКТАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
С. В. Авраменко
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Е. В. Литвинова
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
Рассматриваются усиливающиеся тенденции социально-экономической и культурной зависимости приграничных территорий Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе от экономики и культуры Китая.
Ключевые слова: единое культурное пространство, национальная безопасность, экономическая безопасность, продовольственная безопасность, миграционные процессы.
This paper considers increasing trends of socio-economic and cultural dependence of cross-border territories of the Russian Federation in the Far Eastern Federal District of the economy and culture of China.
Key words: common cultural space, national security, economic security, food security, migration processes.
С развитием общества появляются новые угрозы. Процесс духовного производства в современной России находится в экономической зависимости как регионального, так и федерального уровней. Художественно-эстетические и культурно-просветительские составляющие жизнеобеспечения общества не всегда доступны для российских граждан. Регионам Российской Федерации, с их богатейшими традициями и культурой, без экономической поддержки федерального центра грозит «размывание» единого культурного пространства. Отсталость российских приграничных территорий в социально-экономическом развитии от сопредельных государств, удалённость, например, Дальневосточного
федерального округа от центральных районов России - все это способствует стиранию культурных традиций нашей страны путём интеграции в мировой культурный процесс.
Экономическое развитие Китая привело к расширению его международной торговли, в том числе и с Российской Федерацией. Амурская область России является приграничной с Китаем территорией. Новые перспективы и опасности для России несёт с собою такое соседство.
Последовательное освоение российского приграничья, создание возможностей для неконтролируемого перемещения китайских граждан по российской территории, неблагоприятные тенденции социально-эконо-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 209-214
12_nT6.-yeNN._ani'ae6u.p65
23.03.2011, 10:01
209
мического развития региона способствуют одностороннему проникновению китайских интересов во все сферы общественной жизни населения Приамурья, и, соответственно, создаются угрозы интересам национальной безопасности России.
Нейтрализацией угроз этим интересам может стать успешная реализация Федеральной целевой программы по развитию Дальнего Востока, включающая повышение благосостояния населения данного региона России до уровня центральных районов России.
Усиливаются внешнеторговые связи между Россией и Китаем. Российский рынок привлекателен, в частности, для китайских производителей пищевых продуктов. Это способствует возникновению угроз интересам России и в продовольственной сфере. Ситуация, сложившаяся в отечественном секторе экономики, включая и Амурскую область, способствует ликвидации указанного отечественного сектора, продукция которого не в состоянии конкурировать с дешёвой китайской продукцией.
Ввоз китайского товара на территорию Российской Федерации незаконным способом также создаёт острую конкуренцию деятельности импортёрам, работающим в цивилизованных рамках по насыщению потребительского рынка России качественной и безопасной продукцией, не производящейся на её территории.
Пищевые продукты, реализуемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать требованиям как международным, так и национальным стандартам России.
«На пищевые продукты, с целью обеспечения их безопасности и пищевой ценности в процессе производства и оборота, а также при разработке и постановке на производство, установлены сроки годности, условия хранения и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов» (7).
В соответствии со ст. 5 и ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» на все продукты питания «изготовитель (испол-
нитель) обязан устанавливать срок годности, то есть период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению» (5).
Требования к регламентации сроков годности предусмотрены в п. 3.1.2 СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», а также в п. 3.5.10, п. 3.5.13, п. 4.15 ГОСТ Р 51074-2003 «Пищевые продукты. Информация для потребителя. Общие требования».
Национальный стандарт (ГОСТ Р 510742003) распространяется на пищевые продукты как отечественного, так и импортного производства, расфасованные в потребительскую упаковку и реализуемые на территории Российской Федерации как в оптовой, так и в розничной торговле.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к информации о продуктах питания для потребителя. В соответствии с ГОСТ Р 51074-2003 «изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора» (1). В ГОСТ Р 510742003 «Информация для потребителя. Общие требования» даны следующие понятия.
«Датой изготовления считается дата, проставляемая изготовителем и/или упаковщиком и информирующая о моменте окончания технологического процесса изготовления пищевого продукта.
Дата упаковывания (дата розлива для жидких продуктов) - дата размещения пищевых продуктов в потребительскую тару.
Срок годности - период, по истечении которого пищевые продукты считаются непригодными для использования по назначению. Срок годности исчисляют с даты изготовления и может быть указан следующим образом: "Годен... (часов, суток, месяцев или лет)", "Годен до. (дата)", "Использовать. (употребить) до. (дата)"».
Если сроки годности пищевых продуктов указывают после слов «Годен до», то его
12_mö.-yeTiN._äniaeöü.p65
23.03.2011, 10:01
210
окончание обозначают датой: день, месяц и год (если срок годности не превышает трёх месяцев) и месяц и год - если срок годности превышает три месяца.
Если срок годности исчисляется часами, то указывается «Годен в течение ... часов». При сроке годности, превышающем три месяца, срок годности продолжается до первого числа указанного месяца.
Допускается при сроке годности, превышающем три месяца, проставлять день, месяц и год. При этом срок годности продолжается до дня указанного на потребительской таре (1).
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 02.01.2000 года № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» «не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, не имеющие установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли» (4).
Что касается предпродажного фасования и упаковки развесных товаров, производимых продавцом, объёмом реализации в течение одного дня, то сроки годности должны наноситься упаковщиком с учётом сроков, установленных изготовителем.
Государственный контроль (надзор) и социально-гигиенический мониторинг за производством, хранением и реализацией пищевых продуктов осуществляют органы исполнительной власти (в рамках установленных полномочий).
Обеспечение должного уровня надзора в таких социально значимых областях, как состояние здоровья населения и среды обитания, защита прав потребителей - одно из приоритетных направлений государственной политики России.
Деятельность органов исполнительной власти в вопросах защиты прав потребителей и благополучия человека призвана обеспечить защиту личных имущественных и неимущественных прав граждан, что должно привести
к улучшению качества жизни населения Дальнего Востока и в целом России.
Недостаточная информированность населения страны в вопросах безопасного питания является одной из причин введения потребителей в заблуждение продавцами (изготовителями) продукции.
Основываясь на информации юридических лиц, «в рыбной продукции и морепродуктах, в т.ч. и производства Китая, отмечается превышение содержания полифосфатов и ледяной глазури. Кроме того, используется монооксид углерода в качестве фиксатора цвета, фальсификации рыбной продукции» (6).
По данным хозяйствующих субъектов, «импортное филе рыбы и филе кальмара, содержат глазурь от 20% до 40%, кроме того, в рыбном филе отмечается высокое содержание полифосфатов. Имеют место факты отправки рыбы в транспортной таре поставщика организациям, которые фасуют их в потребительскую упаковку под разными наименованиями рыб (как филе минтая без кожи, филе трески без кожи, филе окуня без кожи, филе судака без кожи, филе судака порционное, филе окуня порционное, филе минтая порционное, филе трески порционное) и поставляют в торговую сеть.
При этом информация об истинном производителе (изготовителе) на этикетке данного продукта отсутствует, а в качестве изготовителя и упаковщика выступает одна из российских компаний» (6).
Согласно информации НИИ питания РАМН, для создания модифицированной газовой атмосферы в упаковке для сырой рыбы в ряде стран используется оксид углерода или монооксид углерода (СО), как химическое соединение, улучшающее внешний вид рыбы. Упаковочная смесь в этом случае обычно содержит азот, углекислый газ и незначительную примесь СО (до 1%). В то же время ярко-красная окраска, характерная для свежего продукта, может маскировать действительный срок хранения продукта и признаки его порчи.
При осуществлении лабораторного надзора за биобезопасностью продукции в группе «рыба, рыбные и другие продукты моря» отмечено «несоответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям в 6,93% от общего количества исследованных проб пищевых продуктов» (2).
В связи со сложившейся ситуацией, с целью искоренения практики обмана потребителей и развития российских предприятий по глубокой переработке рыбы с 1 октября 2010 года законодательно закреплено «содержание ледяной глазури, наносимой на мороженную рыбную продукцию (не более 5% массы нетто на рыбную продукцию из рыбы, из креветок - не более 6% массы нетто, а на рыбную продукцию из иных водных беспозвоночных, водных млекопитающих, водорослей, других водных животных и растений - не более 8% массы глазированной мороженой рыбной продукции)» (3).
В соответствии с Законом Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ «в обращении не могут находиться пищевые продукты, не соответствующие требованиям нормативных документов, имеющие явные признаки недоброкачественности, не имеющие документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность, не имеющие соответствующей информации для потребителя, не соответствующие представленной информации. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными, подлежат утилизации или уничтожению» (4).
Производитель обязан гарантировать качество и безопасность пищевых продуктов для здоровья потребителей. Это ответственность производителя перед потребителем.
На основании вышеизложенного, как показывает практика, не всегда на стол российского потребителя попадает продукция, соответствующая требованиям международных и национальных стандартов России по показателям качества и безопасности.
Рассмотрев одну из сторон обеспечения потребительского рынка России продукцией,
в том числе и произведенной в Китае, возвращаемся к вопросам приграничных территорий с Китаем.
Привлекательность жизни в Китае для россиян всё возрастает. Определённый вклад в формирование у населения подобного интереса вносит уверенность в неспособности федеральных и региональных властей переломить негативные тенденции социально-экономического развития региона. Кроме того, отдельные решения федеральных властей, урезающие внешнеэкономические источники дохода населения Дальнего Востока, такие как ограничение в «челночном бизнесе», повышение пошлин на импорт японских автомобилей, усиливают общественное представление об игнорировании Правительством Российской Федерации потребностей дальневосточников.
Китайскими властями в качестве необходимого условия для снижения в будущем негативного влияния термина «китайская угроза» на общественное мнение в приграничных с КНР районах России проводится обучение китайскому языку наиболее перспективных представителей молодёжной интеллектуальной элиты Дальнего Востока Российской Федерации с целью их последующего трудоустройства как на территории КНР, так и в компаниях с китайским капиталом в России.
Немаловажную роль в данном направлении Китай отводит развитию приграничного туризма, что нашло отражение в «Программе сотрудничества между районами старой промышленной базы Северо-Востока Китая и дальневосточными регионами России (20082015 годы)», подготовленной в одностороннем порядке Государственным комитетом по реформированию и развитию КНР. Большинство туристических маршрутов проходит по городам и курортным зонам Китая. При этом за приемлемую стоимость россиянам гарантируется высокий сервис обслуживания, качественное лечение. Для населения Дальнего Востока, особенно молодежи, уже является нормой ездить на отдых и лечение в Китай, а не в европейскую часть России.
12_ntö.-yet[ti._äniaeöü.p65
23.03.2011, 10:01
212
Ознакомление широких слоёв населения с традиционной и современной культурой и экономикой Китая проводилось во время празднования года Китая в России. Вместе с тем госструктурами КНР всех уровней инспирируются интеграционные процессы по сближению приграничных территорий.
Закреплению китайцев на территории России в Приамурье способствует и формальный подход к контролю за миграцией населения органами, имеющими законные полномочия, что расширяет незаконную миграцию и является потенциальной угрозой интересам национальной безопасности России.
Следует отметить, что ежегодно растёт число иностранцев, въезжающих в нашу страну нелегальным образом. В настоящее время сформировалась широкая сфера противоправной деятельности, связанной с содействием незаконному массовому въезду иностранцев со стороны российских организаций, приглашающих данную категорию лиц.
Так, в Амурской области по результатам проведённых проверок установлено, что часть фирм, оформляющих приглашения, пребывание иностранцев на территории Российской Федерации не контролирует и не обеспечивает, кроме того, занимается запрещённой посреднической деятельностью при оформлении гражданам зарубежных государств приглашений и въездных виз без осуществления каких-либо деловых контактов. Таким образом, сформировалась целая отрасль доходного бизнеса, паразитирующего на несовершенстве российского законодательства. По результатам проверок этим организациям отказано в праве приглашать иностранных граждан.
Другим распространенным явлением стало оформление китайцами заграничных паспортов на чужие установочные данные. С помощью этого приёма иностранцы, которым ранее за нарушения российского законодательства был закрыт въезд, пытаются повторно проникнуть в нашу страну. Риск наступления правовых последствий за нарушение законов чужой страны не останавливает стремление китайцев заработать в России за счёт
незаконной торговли или трудовой деятельности, так как применяемые к нарушителям административные меры в виде штрафов или депортации оказываются недостаточно убедительными.
Характерно и то, что наряду с организацией доходного бизнеса на нашей территории, китайцы, используя российское законодательство, создают условия для осуществления деятельности, которая в Китае подлежит уголовной ответственности. Так, в Благовещенске ими созданы десятки притонов и казино, к деятельности которых все больше внимания проявляют представители китайской организованной преступности. Хорошо развитая сеть китайских ресторанов, кафе, магазинов, гостиниц, общежитий, систем телекоммуникационной связи (с учётом приграничного положения), средств массовой информации, а также нелегально действующих финансово-кредитных структур позволяет иностранцам успешно решать всё возникающие у них проблемы без выезда в КНР.
В завершение необходимо ещё раз акцентировать внимание на нерешённых вопросах по обеспечению национальной безопасности России, в том числе и на приграничных территориях.
С целью предотвращения угроз национальным интересам России в Дальневосточном федеральном округе и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации необходимо совершенствовать финансирование, вкладывая деньги в развитие инфраструктуры (транспортных сетей, линий связи, коммунальных объектов); проводить государственную политику, направленную на повышение благосостояния населения Дальневосточного региона России; принять меры по сокращению темпов роста цен на энергоносители; выработать государственную политику по стимулированию миграции на Дальний Восток России квалифицированных кадров из других регионов России (формирующих рынки труда и сбыта) за счет повышения региональных коэффициентов по заработной плате и денежному содержанию и т.д.; создать
в приграничных районах Дальневосточного федерального округа зоны экономического развития по содействию внешнеэкономической деятельности соответствующих районов и развития их экспортного потенциала на основе привлечения иностранного капитала; организовать в Дальневосточном федеральном округе предприятия по переработке сырья, при этом повысив таможенные пошлины на экспортируемые товары сырьевой номенклатуры и понизив данные сборы на вывоз готовой продукции из собственного сырья за пределы России; кроме того, необходимо развивать агропромышленный сектор экономики страны, включая дальневосточный регион с учётом его особенностей; совершенствовать научные подходы и методы оценки безопасности пи-
щевых продуктов как российского, так и импортного производства; повышать ответственность производителей (продавцов) за выпуск (реализацию) некачественной и опасной для здоровья населения продукции; совершенствовать нормативно-правовую базу в области контроля (надзора) за производством и оборотом пищевых продуктов и миграционными процессами; повысить ответственность государственных служащих перед гражданами России за исполнение ими возложенных на них должностных обязанностей, а также сохранить культурные наследия нашей страны.
Всё это необходимо учесть при формировании государственной политики по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Примечания
1. ГОСТ Р 51074-2003 «Информация для потребителя. Общие требования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru.
2. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2009 году». - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2010. - 456 с.
3. Дополнение № 17 к СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru.
4. Закон Российской Федерации от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru.
5. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru.
6. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.06.2009 № 01/7905-9-32. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru.
7. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru.
12_nTö.-yeNN._äni'äeöü.p65
23.03.2011, 10:01
214