МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГОСТИНИЧНЫЕ СЕТИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ Иванов Л.Ю.1, Комаревцева Н.А.2
1Иванов Леонтий Юрьевич - магистрант, направление подготовки «География»;
2Комаревцева Наталья Александровна - кандидат географических наук, доцент, кафедра международного туризма и менеджмента, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в статье проведен на рынке гостиничных услуг, предоставляемых предприятиями международных гостиничных сетей в России. Актуализированные данные по современному положению предприятий, ранее работавшие под брендом международных гостиничных сетей.
Ключевые слова: международные гостиничные сети, гостиницы, российский рынок, международные гостиничные бренды.
INTERNATIONAL HOTEL CHAINS ON THE RUSSIAN MARKET OF HOTEL
SERVICES Ivanov L.Yu.1, Komarevtseva N.A.2
1Ivanov Leonty Yurievich - undergraduate 2Komarevtseva Natalya Aleksandrovna - PhD in Geography, Associate Professor, DEPARTMENT OF INTERNATIONAL TOURISM AND MANAGEMENT KUBAN STATE UNIVERSITY, KRASNODAR
Abstract: the article is carried out on the market of hotel services provided by international hotel chains in Russia. Up-to-date data on the current situation of enterprises that previously operated under the brand of international hotel chains.
Keywords: international hotel chains, hotels, Russian market, international hotel brands.
В течение последних двух лет из России ушли девять мировых сетей отелей. Некоторые из оставшихся в стране операторов приостановили инвестиционные проекты или отложили планы по расширению, однако их отели продолжают функционировать в обычном режиме. В 2024 г. на российском рынке представлены отели 12 международных брендов, включая компании США, Европы, Азии и Ближнего Востока. Недавно на рынок пришли два новых бренда - Soluxe Hotel и Rotana Hotel. По данным исследования IBC Real Estate, более 60% номеров в сетевых отелях России управляются международными операторами.
Российские отельные компании получили шанс расширения своего портфеля: в настоящее время часть отелей, ранее управляемых международными операторами, перешли под контроль оставшихся на рынке операторов, а другие перешли под управление местных команд. Например, Domina Hotels, продолжающая свою деятельность в России, взяла на себя управление отелем в Санкт-Петербурге, который первоначально планировался под управление французской гостиничной сети Accor. Однако Accor отложила открытие новых отелей, но продолжает управлять теми, что уже функционируют.
Некоторые заведения перешли под контроль местных управляющих, в то время как их бывший международный оператор продолжает работать на российском рынке, сократив свою деятельность. К примеру, Kempinski прекратил управлять отелем в Санкт-Петербурге, однако продолжает руководить отелем в столице [3]. Кроме того, существуют новые отели, которые изначально планировались в составе международных сетей, но открылись под руководством местных брендов.
К июлю 2023 г. из российского рынка полностью ушли девять крупных гостиничных сетей: Hyatt Hotels Corporation, InterContinental Hotels Group, Marriott International, CPI Hotels, Belmond, Sokos Hotels, Four Seasons Hotels and Resorts, BWH Hotels и Wyndham Hotel Group. В этой ситуации российские гостиничные компании, такие как Cosmos Hotel Group, Azimut Hotels и Wone Hotels, получили стимул для активного развития [2].
Примерно треть (28,9%) всех номеров, управляемых как международными, так и российскими сетевыми операторами, расположена в Москве. Распределение высококачественного номерного фонда соответствует наиболее востребованным туристическим направлениям в России. Согласно статистике первого полугодия 2023 года, наибольшее число путешественников оказалось в Московской области, Москве, Краснодарском крае, Ленинградской области и Санкт-Петербурге.
Множество транснациональных корпораций покинули российский рынок, и гостиничный сектор не стал исключением. Некоторые из операторов объявили о заморозке планов по открытию новых заведений и инвестициям, однако текущая деятельность отелей продолжается в нормальном режиме, что позволяет сохранить в России представительства международных сетей. Кроме того, местные отельные сети столкнулись с уникальной возможностью расширения своего портфеля качественными объектами, освободившимися после ухода зарубежных конкурентов.
Процесс ухода международных гостиничных брендов из России продолжается, и путешественники волнуются о том, что с уходом знаковых брендов может исчезнуть и их высокий сервис. Отели, оказавшиеся без международных сетей, уверяют, что качество обслуживания останется на прежнем уровне, хотя и признают, что некоторые изменения могут произойти.
В июне к списку компаний, приостановивших деятельность в России, присоединились американская Marriott International (Ritz-Carlton, Marriott, Sheraton, Renaissance) и британская IHG (Holiday Inn, Crowne Plaza и прочие), что еще больше пополнило рядом ушедших зарубежных гостиничных сетей. В июле 2023 г. российские филиалы Four Seasons Hotels & Resorts объявили о начале самостоятельной работы, при этом сохранив свои оригинальные наименования: Four Seasons Hotel Moscow и Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg. Между тем, международная отельная сеть Kempinski Hotels отказалась от управления отелем в Санкт-Петербурге, ранее известным как Kempinski Moika 22, который был переименован в Grand Hotel Moika 22. В Москве The Ritz-Carlton утратил приставку Ritz, став The Carlton Moscow.
Crowne Plaza Moscow - World Trade Centre сократил своё название до Plaza Garden Moscow WTC. Hyatt Regency Sochi преобразился в Grand Karat Sochi. Однако, Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park и Арарат Парк Хаятт продолжат использовать прежние названия и бренд. Между тем, международная компания-оператор Hyatt приостановила свою деятельность в российских отелях. В Уфе Crowne Plaza трансформировалась в SheratonPlaza Ufa Congress Hotel. Воронежский Holiday Inn Express преобразился в Cosmos Smart, теперь он именуется Cosmos Smart Voronezh Hotel.
В столице Holiday Inn Express Moscow Baumanskaya работает под новым брендом Pana Express Baumanskaya hotel, что уже зафиксировано в Google Maps. Holiday Inn Express Paveletskaya стала Cosmos Smart Dubininskaya Hotel. Crowne Plaza Moscow World Trade Centre переименована в Plaza Garden Moscow WTC. А отель Holiday Inn Express Moscow Khovrino обрёл новое имя Satelinn Moscow Khovrino.
Сеть отелей Sokos (Финляндия) покинула российский рынок, оставив за собой три объекта в Санкт-Петербурге: Original Sokos Hotel Olympia Garden, Solo Sokos Hotel Vasilievsky и Solo Sokos Hotel Palace Bridge. Предполагается, что эти отели будут переданы в руки российских частных инвесторов. Потеря возможности сотрудничать с международными сервисами бронирования также стала серьезной проблемой. До февраля 2022 г. 60% бронировавшихся номеров проходили через Booking.com, еще 15% через другие сервисы поиска, 15% — напрямую в отель, и 10% — через собственный веб-сайт отеля [4].
После ухода Booking, отели начали активно развивать свои веб-ресурсы для самостоятельной продажи номеров. Внедрение автоматизированных чат-ботов и круглосуточного сервиса поддержки клиентов позволило увеличить долю продаж через собственные сайты до 70% [1].
Отключение от операционных систем головных компаний, может создать определенные затруднения для российских туристов. Во-первых, возможность бронировать номера через международные сайты отелей больше не будет. Во-вторых, услуги центрального управления больше не будут доступны. Тем не менее, удобства в номерах и туалетные принадлежности не исчезнут. Отелям удалось заранее обеспечить запасы, а для отелей премиум-класса возможно найти альтернативные пути импорта через страны Центральной Азии [3].
Не стоит рассчитывать на глобальные скидки на проживание. Отели, отстранившиеся от международных сетей, стремятся сохранить не только высокие стандарты обслуживания, но и цены. Прежде всего, номера в пятизвездочных отелях не принято продавать по стоимости меньше четырех- или трехзвездочных. Кроме того, без постоянных клиентов они не останутся без внимания. Премиум-классные отели часто ориентированы на бизнес- туризм, и в Москву и Санкт-Петербург приезжают много деловых путешественников, которые предпочитают знакомые места проживания, останавливаются на длительный срок - порой на несколько недель - и часто возвращаются.
Список литературы /References
1. Акентьева С.И. Организация туристской индустрии I С.И. Акентьева, В.В. Игнатьева, Г.В. Петрова. М., 2021. 320 с.
2. Шубаева 5./".Маркетинг в туристской индустрии: учебник и практикум для академического бакалавриата I В.Г. Шубаева, И.О. Сердобольская. М., 2019. 120 с.
3. Щетинина К.И. Конкурентные позиции европейских и российских гостиничных компаний на отечественном рынке // Маркетинг услуг. 2015. № 2. С. 96-108.
4. Джанджугазова Е.А. Большой исход международных брендов в сфере услуг гостеприимства: катастрофа или новые возможности? Российские регионы: взгляд в будущее. 2022. Т. 9, № 1. С. 1-12.