YAK 316.061.23-057875 БКК 60.543.172
M.B. ПЕВНАЯ, А.Н. КАЛИНИНА
M.V. PEVNAYA, A.N. KALININA
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: ВЗГЛЯД СОУИОЛОГОВ
THE RUSSIAN STUDENT INTERNATIONAL VOLUNTEERSHIP THROUGH THE SOCIOLOGIST'S EYES
В статье анализируются данные всероссийского онлайн-опроса студентов-волонтеров ведущих российских вузов. Дается сравнительная характеристика двух групп студентов: принимавших участие в международных добровольческих проектах и не имеющих такого опыта. Результаты исследования позволяют оценить значение международного волонтерства в развитии российского студенчества.
In the article the data of all-Russian online quiz among students-volunteers studying at leading universities are under analysis. The comparative research of two student groups is held on. The groups consist of the students who have experience in international volunteering and the ones who do not have such experience. The results allow evaluating the significance of international student volunteering in the development of Russian studentship.
Ключевые слова: студенчество, международное волонтерство, российская молодежь.
Key words: studentship, international volunteering, Russia youth.
Молодежное волонтерство - одно из самых популярных и поддерживаемых со стороны различных государств направлений организованного добровольчества во всем мире. В 2010 г. волонтерами работали 78,8% американских и 79,7% канадских студентов, 71,4% молодых бельгийцев, обучающихся в вузах, 84,5% китайских студентов, 51,2% студентов из Хорватии, 63,3% студентов из Англии и т. д. [7, р. 500]. Именно молодые добровольцы являются мощнейшим трудовым ресурсом. В силу своих возрастных особенностей они могут приносить и реально приносят значимую пользу для общества. В студенческие годы волонтерство оказывается полезным и для самих молодых волонтеров. Как отмечает Е.С. Азарова, «включение личности в обширное поле добровольческой деятельности ведет к позитивным изменениям мировоззренческих позиций молодых волонтеров и их коммуникативного сознания, что приводит к ...социальной и интеллектуальной активности, социальной компетентности и умению действовать в нестандартных жизненных ситуациях» [1, с. 125]. Международные исследования доказывают, что «молодые люди благодаря участию в волонтерстве приобретают ярко выраженные лидерские способности, навыки критического мышления, разрешения конфликтов, становятся более уверенными в себе» [4, с. 262].
В соответствии с международной практикой волонтерская деятельность трактуется как «стратегия позитивного развития, обеспечивающая личностный рост и самосовершенствование молодежи как непосредственных участников (субъектов) социально-культурных преобразований, основанных на изменениях, способствующих улучшению жизни общества с учетом нужд и потребностей молодежи» [2, с. 23].
Исследованием молодежного волонтерства сегодня активно занимаются отечественные и зарубежные социологи. В рамках кросс-культурных проектов рассматриваются особенности молодежной волонтерской общности, описывается социальный портрет молодого волонтера в разных странах, исследуются их мотивация [6, 7], возможности трудоустройства [9], анализируются взаимосвязи между добровольчеством и индикаторами человеческого капитала молодых людей [5].
Целый ряд объективных условий оказывает существенное влияние на развитие в российских вузах студенческого волонтерства, в том числе международного. Во-первых, благодаря успешно реализованным международным спортивным соревнованиям, таким как XXVII всемирная летняя Универсиада в Казани (2013 г.), Зимние Олимпийские игры в Сочи (2014 г.) на базе ведущих университетов массово осуществляется профессионально организованная подготовка спортивных волонтеров, а волонтерская деятельность приобрела определенный престиж среди молодежи. Во-вторых, в последние годы вектор развития высшего образования в России ориентирует вузы на международное сотрудничество с зарубежными университетами в научном и социальном направлениях. В-третьих, в российских университетах начинают активно развиваться международные молодежные организации («AIESEC», «EVS», «BEST», «ESN»), в их деятельность включается все больше и больше студентов, владеющих иностранными языками. Государство рассматривает вузы в качестве центров подготовки не только квалифицированных специалистов, но и профессионально обученных волонтеров, поддерживает и стимулирует развитие международных молодежных обменов.
Сегодня молодежное волонтерство является определенной перспективой в развитии международного сотрудничества российских и зарубежных вузов. Проявление этого тренда позволяет рассматривать международную волонтерскую активность в качестве одного из наиболее продуктивных способов развития человеческого капитала студентов, обучающихся в российских вузах. Таким образом, цель данной статьи заключается в оценке особенностей студенчества, в жизни которого уже есть опыт участия в международных волонтерских проектах.
В статье будут проанализированы результаты всероссийского репрезентативного онлайн-опроса молодых волонтеров-активистов (2015 г., N=930, выборка стихийная). В опросе приняли участие студенты всех федеральных университетов, а также ведущих вузов 14 российских регионов. Все респонденты являются участниками тематических сообществ в разных социальных сетях, объединяющих активную молодежь, молодых людей и девушек, которые принимали участие в различных волонтерских программах и проектах, членов молодежных общественных организаций. В выборочную совокупность были включены только те респонденты, которые по собственному желанию за последний год оказывали какую-либо безвозмездную помощь незнакомым людям.
Основные задачи исследования заключались в необходимости изучения общности молодых российских добровольцев, в оценке социального, экономического и культурного капитала ее членов, в анализе особенностей их мотивации, планов и намерений. Выборка включает 18% юношей и 82% девушек. Удельный вес молодежи юношеского возраста от 16 до 19 лет среди опрошенных волонтеров составил 44%, число респондентов 20-24 лет - 50%, представителей старшей возрастной группы молодежи 25-30 лет опрошено 6%. Опытом участия в международных молодежных проектах обладают 43% от числа всех опрошенных, доля респондентов без опыта международной волонтерской деятельности составила 57%.
Оценивая социально-демографические характеристики респондентов, мы выявили, что возраст и уровень их образования существенно увеличивают вероятность участия студентов в международных волонтерских проектах. Если среди 16-19-летних студентов такой опыт имеет каждый третий (34%), в группе 20-24-летних - практически каждый второй опрошенный был участником международных волонтерских программ (50%), то среди 25-30-летних добровольцев международным волонтерством занимались уже 61% респондентов. Данная зависимость достаточно очевидна, так как в процессе своего обучения в вузе студенты набирают определенный личностный потенциал для реализации разных видов социальной активности, в том числе для участия в проектах за рубежом. Они совершенствуют знание иностранных язы-
ков, получают определенную финансовую независимость, приобретают навыки самостоятельности, становятся все более уверенными в своих силах и возможностях. Кроме того, сегодня среда вуза в организационном и информационном пространстве создает определенные внешние условия для такой самореализации молодежи.
Опыт международного волонтерства позволяет студентам значительно выше оценивать свои коммуникативные компетенции. Отмечая в анкете уровень знания иностранного языка, 75% таких студентов выбирали альтернативу «свободно владею», и лишь каждый четвертый отмечал, что «читает и пишет со словарем». Среди студентов, которые не участвовали в международных добровольческих проектах, свободно владеющих иностранным языком только 52% от числа всех опрошенных в данной группе. Безусловно, участие в международных волонтерских проектах существенно совершенствует навыки владения иностранными языками. В условиях, когда в России на протяжении нескольких лет стремительно росло число людей, выезжающих на отдых в зарубежные страны, когда социологи отмечают тенденцию увеличения числа молодых людей, хорошо владеющих иностранными языками, международное добровольчество становится более привлекательной формой досуга, средой языкового обучения, подобием профессиональной стажировки.
Студенты с опытом международного волонтерства демонстрируют более высокий уровень социальной активности. Отвечая на вопросы нашей анкеты, эти респонденты отметили большое число направлений волонтерской деятельности, которой они занимались за последний год. В среднем каждый студент данной группы выделил пять направлений, тогда как студенты-волонтеры без опыта международного волонтерства отметили около трех. Значительно выше показатели включенности студентов, принимавших участие в международных добровольческих проектах, в деятельность различных некоммерческих организаций. В анкете был сформулирован вопрос: «В деятельности каких некоммерческих организаций Вы принимали активное участие за последний год?». Каждый респондент мог выбрать неограниченное число альтернатив. Результаты анализа показали, что студенты первой группы указывали в среднем около пяти видов организаций, тогда как респонденты второй группы отмечали не более трех.
Еще один срез оценки наших респондентов затронул связь между регулярностью их волонтерской деятельности и опытом участия в международных волонтерских проектах. Как показано в таблице 1, студенты первой группы тратят на волонтерство значительно больше своего личного времени. Из числа опрошенных в данной группе не реже двух раз в месяц безвозмездно помогает незнакомым людям практически каждый второй респондент (48%), и только 12% студентов включаются в волонтерские проекты 1-2 раза в год. Таким образом, среди студентов-волонтеров, обладающих опытом участия в международных волонтерских проектах, доля тех, кто занимается добровольчеством на постоянной основе, существенно выше (разница в 21%), чем среди волонтеров, не имеющих такого опыта.
Таблица 1
Регулярность волонтерской деятельности в группах молодых волонтеров,
имеющих и не имеющих опыт международного добровольчества
(в % от числа ответивших; коэффициент Крамера 0,276)
Альтернативы Подгруппы волонтеров Всего
с опытом международного добровольчества без опыта международного добровольчества
1 2 3 4
Не реже двух раз в месяц 48 27 36
Окончание табл. 1
1 2 3 4
2-5 раз в год и более 41 41 41
1-2 раза в год 12 32 23
В целом 100 100 100
Полученные данные позволяют предположить, что международное во-лонтерство в жизни активных студентов-добровольцев является более высокой ступенью их личностного и профессионального развития. Результаты наших исследований показали, что молодежь, имеющая опыт волонтерства, лучше других студентов умеет планировать свое время, чаще и результативнее совмещает работу с обучением, а досуг с волонтерством [8]. Молодые волонтеры, как правило, чаще трудоустраиваются еще во время обучения в вузе. Проведенный онлайн-опрос позволил выявить интересную тенденцию: среди волонтеров, которые обладают опытом участия в международных волонтерских проектах, доля трудоустроенных студентов существенно выше, чем среди волонтеров второй анализируемой нами группы (62% и 38% соответственно). Таким образом, международное волонтерство существенно влияет на конкурентоспособность студентов на рынке труда.
Безусловно, международное волонтерство способствует развитию социального капитала студентов за счет расширения круга их общения, формирования более позитивного восприятия других людей, увеличения числа дружеских связей, включения в международные социальные сети и постоянства коммуникативной активности. Приведем в качестве подтверждения некоторые результаты нашего исследования. О том, что в кругу их близких друзей есть студенты из других стран, заявили на 25% больше респондентов с опытом международного волонтерства, чем волонтеров второй группы (58% и 33% соответственно). Среди молодежи без опыта участия в международных проектах 71,7% волонтеров не считают друзьями тех, с кем они работали в волонтерских проектах, в то время как среди волонтеров, не занимающихся международным добровольчеством, таких респондентов только 28%. По нашему глубокому убеждению, международные волонтерские проекты создают более прочные и долгосрочные социальные связи.
При всех позитивных характеристиках международного волонтерства в отношении развития самих волонтеров и его значимости для общества существует ряд серьезных проблем, которые требуют своего дальнейшего изучения. Так, из таблицы 2 видно, что в процессе оценки своих будущих планов заявили о желании после обучения уехать из нашей страны 62% студентов, имеющих опыт международного волонтерства, и 41% тех респондентов, которые никогда не занимались международным добровольчеством.
Таблица 2
Жизненные планы молодых волонтеров, имеющих и не имеющих опыт международного добровольчества, после окончания обучения в вузе
(в % от числа ответивших в группе; коэффициент Крамера 0,276)
Альтернативы Подгруппы волонтеров Всего
с опытом международного добровольчества без опыта международного добровольчества
1 2 3 4
Планирую уехать заграницу 62 38 50
Планирую остаться в России 41 59 50
В целом 100 100 100
В процессе исследования мы выдвигали как наиболее вероятную гипотезу тезис о том, что международное волонтерство увеличивает риски нашего государства и общества потерять социально активную, наиболее продвинутую часть молодежи за счет их намерений эмигрировать в другую страну. Очевидно, что наши предположения находят свое подтверждение. Тревожнее всего, что число студентов-волонтеров, желающих уехать жить и работать в другие страны, практически в два раза больше, чем среди российской молодежи в целом. По данным всероссийского опроса общественного мнения ВЦИОМ число желающих уехать на постоянное место жительство за границу в последние несколько лет остается практически неизменным - 11-13%. Чаще всего подобные мысли возникают у 18-24-летних (26%) [3].
Таким образом, наше исследование позволило выделить и описать некоторые особенности группы российских студентов, имеющих опыт международной добровольческой деятельности, в жизни которых социальная активность занимает значимое место. Следует отметить, что сам феномен международного волонтерства молодежи сегодня является достаточно новым для России социальным явлением, требующим, на наш взгляд, пристального внимания исследователей.
Литература
1. Азарова, Е.С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности [Текст] / Е.С. Азарова // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 306. - С. 120-125.
2. Бодренкова, Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике [Текст] / Г.П. Бодренкова. - М. : СПО СОТИС, 2013. - 320 с.
3. «Пора валить»-2015: пресс-выпуск ВЦИОМ №2877 [Электронный ресурс] // Сайт ВЦИОМ. - Режим доступа: http://wciom.ru/index. php?id=236&uid=115316 (дата обращения: 29.09.2015).
4. Astin, A.W. How Undergraduates are Affected by Service Participation [Text] / A.W. Astin, L.J. Sax // Journal of College Student Development. - 1998. - № 39 (3). - Р. 251-263.
5. Forbes, K.F. Volunteerism: The Influences of Social, Religious, and Human Capital [Digital resource] / K.F. Forbes, E.M. Zampelli // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. - 2012. - Режим доступа: http://nvs.sagepub.com/ content/early/2012/09/13/0899764012458542.full.pdf+html (дата обращения: 29.09.2015).
6. Ghose, T. Motivations to Volunteer Among College Students in India [Text] / T. Ghose, M. Kassam // Voluntas. - 2014. - P. 25-28.
7. A cross-cultural examination of student volunteering: Is it all about resume building? [Text] / F. Handy [et al] // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. - 2009. -№ 39. - Р. 498-523.
8. Pevnaya, M.V Youth volunteering: the way to the regional labor market or source of human resources loss [Text] / M.V Pevnaya // The Conference Proceedings The 8thInternational Days of Statistics and Economics (September 11-13, 2014). - Prague, 2014. - P. 1145-1153.
9. Roulin, N. Students' use of extra-curricular activities for positional advantage in competitive job markets [Text] / N. Roulin, A. Bangerter // Journal of Education and Work. - 2013. - № 26 (1). - Р. 21-47.