Научная статья на тему 'Международное сотрудничество в сфере образования: проблемы правового регулирования'

Международное сотрудничество в сфере образования: проблемы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3365
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / LЕGАL RЕGULАTIОN / JUDIСIАL PRАСTIСЕ / PUBLIС PОLIСY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хачатрян Элина Врамовна, Потапова Людмила Александровна

В данной работе актуализируются вопросы международного сотрудничества в сфере образования и системы правового регулирования отношений в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хачатрян Элина Врамовна, Потапова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL SOOPERATION IN THE FIELD OF EDUSATION: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

In this work, the issues of international sooperation in the field of edusation and the system of legal regulation of relations in the sphere of edusation are updates.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество в сфере образования: проблемы правового регулирования»

УДК 341.1/8

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Хачатрян Элина Врамовна

студентка 5 курса факультета иностранных языков

МГПИ им. М.Е. Евсевьева Потапова Людмила Александровна канд. юрид. наук, доцент МГПИ им. М. Е. Евсевьева г. Саранск, Россия E-mail: [email protected]

ШТЕтАТЮ^Ь СООPЕRАTIОN IN ТНЕ Р1ЕЬБ ОР ЕБиСАТЮ№ РЯОВЬЕМЗ ОР ЬЕСАЬ RЕGULАTIОN

КНасНа1гуап Е. V.

studеnt оf thе fасulty оf fоrеign lаnguаgеs MGPI im. M. Е. Еvsеvеvа Ро1ароха L. А.

Саndidаtе оf Sсiеnсе, MGPI im. M. Е. Еvsеvеvа

АННОТАЦИЯ

В данной работе актуализируются вопросы международного сотрудничества в сфере образования и системы правового регулирования отношений в сфере образования.

АBSTRАСT

In this wоrk, Ше iss^s оf Метает! сооpеrаtiоn in thе fiеld оf еduсаtiоn аnd thе systеm оf lеgаl rеgulаtiоn оf rеlаtiоns in Ше sphеrе оf еduсаtiоn аге updаtеs.

Ключевые слова: образование, правовое регулирование, судебная практика, государственная политика.

Кеу wоrds: еduсаtiоn, lеgаl rеgulаtiоn, judiсiаl prасtiсе, риЬНс pоliсy.

Актуальность изучения проблемы основывается на том, что международные связи в области образования являются обязательной частью внешнеполитической деятельности Российской Федерации и одной из форм международного разделения труда. Реформа высших и средних учебных заведений Российской Федерации считается важным элементом самой реформы и подразумевает улучшение ее международной деятельности.

В современном обществе происходит усиленный поиск решений проблемы межкультурного общения. Отсюда и появляется новое значимое понятие -международное образование. Цель его состоит в том, чтобы обеспечить знакомство и погрузить человека в различные культуры, общаться на языке людей различного происхождения.

Осознание гражданами данной проблемы даст возможность одновременно сосуществовать в одно и то же время и в духовном пространстве всевозможных культур, предупредит вероятность конфликтов, стереотипов и религиозных предубеждений, закрепит и обеспечит процесс распространения общечеловеческих ценностей и ценностей цивилизации мира во всех государствах.

В сфере образования есть разнообразные соглашения о сотрудничестве. Они заключаются на двустороннем уровне. К примеру Соглашение между Правительством России и Правительством Италии о взаимодействии в области культуры и образования [6]. Договорённость между Правительством Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии о взаимодействии в области образования, науки и культуры [7]. Договорённость между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимодействии в области высшего образования [8] и др.

Могут разрешаться вопросы о сотрудничестве в области образования на двустороннем уровне, кроме соглашений между правительствами в иных правовых актах, к примеру Меморандум о взаимопонимании между Правительством России и Правительством Соединённых Штатов. В таких соглашениях затрагиваются вопросы о принципах взаимодействия в области социальных наук, культуры, науки, средств массовой информации и конечно же образования [2].

Для развития двусторонних соглашений договаривающиеся стороны могут принять программы сотрудничества в сфере образования. К примеру: программа сотрудничества в области культуры, образования и науки между Российской Федерацией и Республикой Македония.

Следует отметить, что не только на межправительственном уровне могут совершаться договорённости о развитии сотрудничества. К примеру, протокол между Министерством образования и исследований Румынии о взаимодействии в сфере образования.

Продолжает совершенствоваться сотрудничество в сфере образования государств СНГ, углубляются сферы сотрудничества, заключаются новые соглашения между народами, развивается структура сотрудничества. Это и является причиной для того, чтобы решать вопросы, которые возникают в процессе общения и сотрудничества. И так же для того, чтобы повысить его результативность.

Сейчас происходит интенсивный процесс согласования положений внутригосударственных общепризнанных норм с требованиями соответствующих норм международного права, о чём свидетельствует принятие нового базисного закона об образовании и ряд иных нормативных актов.

Расширению международного сотрудничества в сфере образования, определяющими неизбежность международно-правового регулирования образовательных отношений способствуют развитие научных и культурных обменов, академическая мобильность, обмен студентами, а также другие предпосылки.

Однако, следует отметить, что, несмотря на важность и значимость межгосударственного сотрудничества в сфере образования, отечественные ученые нечасто обращались к данной теме. Первой оригинальной работой, специально посвященной вопросам межгосударственного сотрудничества в сфере образования, была диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук И. В. Демяненко. Его заслуга состоит в том, что он выполнил систематическую разработку вопросов нормативного содержания и развития права на образование, воздействие национального права (главным образом, законодательства СССР) на становление международно-правовых стандартов в области образования, а также обратного влияния таких стандартов на национальное право.

Он провёл детальный анализ деятельности ООН и ЮНЕСКО в сфере образования.

Кроме того, ещё отдельные авторы в своих статьях и научных докладах затрагивали вопросы межгосударственного взаимодействия в сфере образования. К примеру, В. Я. Хватов изучил несколько вопросов о реализации планов и программ сотрудничества между социалистическими странами в области образования, а также вопросы правового характера договоров между университетами.

В настоящее время уже сформировался целый ряд международно-правовых актов в области образования. К ним следует отнести международно-правовые документы об образования: документы ООН, документы Юнеско, документы МОТ, документы Совета Европы, документы СНГ, документы о развитии европейской интеграции в образовании и другие документы международного права. Хотелось бы отметить, что в международно-правовых актах могут содержаться нормы, регулирующие отношения в образовании. Содержание данных норм непосредственно не имеет никакого отношения к сфере образования [5].

Важнейшие направления политики в области образования, в том числе и то, что Россия вошла в Болонский процесс и создала европейское пространство для образования в вузах, а также приняла участие в международных процессах. Всё это оставалось проблемой ещё до принятия нового закона «Об образовании в России и не упоминалось в действующем законодательстве об образовании

[4].

В сфере образования важным международным актом является Всеобщая хартия университетов, которую подписали 29 европейских государств в Болонье (Италии). Отсюда и взял своё начало Болонский процесс. Задачей этого движения была главным образом гармонизация систем образования в Европе. Российская Федерация, в том числе и министр образования РФ В. М. Филли-пов, в сентябре 2003 года на конференции в Берлине дала свою подпись в Бо-

лонскую декларацию, таким образом дав обещание осуществить к 2010 году жизнь по принципам Болонского процесса.

Необходимо сказать, что не все акты находят своё отражение в российском законодательстве. Так, в статье 8 о статусе работника «Основные права и обязанности педагогических работников» говорится о том, что педагогические работники обладают правом, в том числе на льготное обеспечение в первую очередь жилой площадью. Это происходит в том случае, если работник признан малообеспеченным и нуждается в улучшении жилищных условий. Однако в статье 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «Правовой статус педагогических работников. В ней говорится о сужении объёма прав и свобод педагогических работников. Это имеет место быть, когда говорят лишь о праве на предоставление педагогическим работникам, которые стоят на учёте как нуждающиеся в жилых помещениях, так же о тех, кто стоит вне очереди жилых помещений по договорам социального найма и обладают правом на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда [3].

Данное правомочие является в высшей степени необходимым для педагогических работников. Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел спор по этому делу.

Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел круг объектов, не подлежащих приватизации. Он также содержит информацию о том, что нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. При этом суды, обязаны проверять факты, обосновывающие своё распространение в каждом конкретном случае, когда разрешается вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима. При этом не должно быть ограничение в виде формального подтверждения целевого назначения данного

помещения. Согласно вышесказанному Конституционный Суд РФ считает, что оспариваемые заявителем законоположения, не могут сами по себе рассматриваться как нарушающие его конституционные права.

В статье осуществлен научно - системный анализ процесса международно-правового регулирования сотрудничества государств в сфере образования.

Российская Федерация, к сожалению, до настоящего времени не присоединилась к ряду важных международных документов. К ним можно отнести Конвенцию европейских высших учебных заведений «формирование будущего». К числу важных следует отнести нормы Кодекса добросовестной практики для членов Европейского Консорциума по аккредитации в высшем образовании (ЕСА). В кодексе также содержится информация о том, что необходимы единые критерии. Это объясняется тем, что будет оценена деятельность каждого университета и на основе этого в них будут признаны результаты на протяжении всей деятельности.

На наш взгляд, в отношении правового регулирования системы образования на основе общепризнанных принципов и норм международного права, необходимо систематически и последовательно объединять международно-правовые институты. Министерство образования Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, должны принять серьёзные меры по изучению норм международного права в российское законодательство.

В целом высшее образование играет важнейшую роль в расширении и передаче знаний. Так как знания универсальны, их получение, развитие и распространение могут быть обеспечены лишь при помощи коллективных усилий международного общества. Это и определяет международный характер академической жизни, а также деятельность вузов. Международные образовательные связи стали неотъемлемым условием обеспечения высокого качества и эффективного функционирования высших учебных заведений. С помощью Международного образовательного сотрудничества люди имеют возможность обмениваться опытом, искать совместные пути решения проблем, определять приори-

теты, учитывать мнение каждого участника, а также совместно решать многие глобальные проблемы, которые стоят перед населением земли.

Список литературы:

1. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и средств массовой информации (подписан в Москве 02.09.1998 [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области образования (подписан в Претории 21.11.2002) [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (ЕТБ № 157) (заключена в Страсбурге 01.02.1995) [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования (заключено в Риме 10.02.1998) [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры (заключено в Москве 15.02.1994) [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования (заключено в Ташкенте 27.07.1995) [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Rеfеrеnсеs:

1. Мешогапёиш о у7а1шороп1шапп ше7Иёи Ргауйе^уош КовБуБко] БеёегасИ 1 Ргау^еГБ^ош БоеётеппуЬ 8Ша1:оу Ашег1к1 о ргтсфаИ Бо1:гиёп1сЬе81уа V оЫаБЙ киГШгу, §ишапйагпуЬ 1 оЬвЬсЬев1уеппуЬ паик, оЬгагоуатуа 1 БгеёБ^ шаББоуо] ШЪгшаси (роёр^ап у МоБкуе 02.09.1998 [ЕИ1ек1гоппу] геБигБ]. // БргауосЪпо-ргауоуауа Б^еша «КошиГ1ап1Р1уш».

2. ОЬ оЬгагоуапИ у КоББ^вко] БеёегасИ : ЕеёегаГпу] 7акоп о1 29.12.2012 № 273-Б7 [ЕИ1ек1гоппу] геБите]. // БргауосЬпо-ргауоуауа Б^еша «Коп8иГ1ап1Р1уи8».

3. Рго1:око1 ше7Иёи Ргау^е^уош К^Б^ко] БеёегасИ 1 Ргау^еГБ^ош УШЬпо-ААпкашко] ЯеБриЬИк^ о Бо1:гиёп1сЬе81уе у оЬ1аБ11 оЬга7оуап1уа (роёр^ап у Рге1:огп 21.11.2002) [ЕИ1ек1гоппу] геБигБ]. // БргауосЬдо-ргауоуауа Б^еша «Коши1Чап1Р1уи8».

4. ЯашосЬдауа копуепс1уа о 7аБЬсЫ1е пашопаГпуИ шеп^Ыш^ (ЕТВ № 157) (7ак1уисИепа у Зй^Ьш^е 01.02.1995) [ЕИ1ек1:гоппу] геБигБ]. // БргауосЬпо-ргауоуауа Б^еша «КошиГ1ап1Р1уш».

5. Зо§1а8Ьеше ше7Иёи Ргау^еГБ^ош Ко88у8ко] БеёегасИ 1 Ргау^еГБ^ош ИаГуапБко] ЯеБриЬИк^ о 8о1гиёп1сЬе81уе у оЬ1аБ11 киГШгу 1 оЬга7оуап1уа (7ак1уисИепо у Шше 10.02.1998) [ЕШекхоппу] геБигБ]. // БргауосЬпо-ргауоуауа Б^еша «Коши^аЛР^ш».

6. Зо§1а8Ьеп1е ше7Иёи Ргау^еГБ^ош Ко88у8ко] БеёегасИ 1 Ргау^еГБ^ош 8оеё1пеппо§о Кого1еуБ1уа УеНкоЬгйапп 1 Беуегпо] 1г1апёп о 8о1гиёшсЬе81уе у оЫаБЙ оЬгагоуатуа, паик1 1 киГШгу (7ак1уисИепо у МоБкуе 15.02.1994) [ЕИ1ек1гоппу] геБите]. // БргауосЬдо-ргауоуауа Б^еша «Коши^айР^ш».

7. Sоglаshеniе mеzhdu Prav^'s^m R^ss^s^ Fеdегасii i Pгаvitеl,stvоm R^spubliki Uzbеkistаn о sоtгudniсhеstvе v оЬ^^ vysshеgо оbгаzоvаniyа (zаklyuсhеnо v Tаshkеntе 27.07.1995) [ЕHlеktгоnnyj геsuгs]. // Spгаvосhnо-pгаvоvаyа sistеmа «Kоnsul'tаntPlyus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.