7.7. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ
Магомедов Рамазан Магомедович, адъюнкт. Место учебы: Санкт-Петербургский университет МВД России. Подразделение: кафедра уголовного процесса. E-mail: Ramazan.magomedov. [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается международно-правовая и уголовно-процессуальная основа международного сотрудничества правоохранительных органов, рассматриваются вопросы признания доказательств, экстрадиции.
Ключевые слова: международное сотрудничество, уголовный процесс, экстрадиция.
INTERNATIONAL COOPERATION IN THE RUSSIAN CRIMINAL PROCEDURAL LAW
Magomedov Ramazan Magomedovich, adjunct. Place of study: St. Petersburg University of MIA Russia. Department: criminal procedure chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article concerns international legal and procedural basis for international cooperation of law enforcement bodies, the issues of admission of evidence, extradition.
Keywords: international cooperation, criminal proceedings, extradition.
Интерпретация норм права международного сотрудничества в сфере противодействия преступности по справедливому замечанию Троицкого С.В. «в последнее время приобрела политический оттенок и стала проходить с учетом курса внутренней и внешней политики государств» [15, с.38].
Как указывали Колосович М.С., Чхвимиани Э.Ж. «различия национальных правовых систем, процессуальная специфика сопредельных государств, отсутствие единых подходов к осуществлению уголовного судопроизводства в общем и ОРД в частности, являются существенным препятствием использования их результатов в качестве доказательств» [7, с.80].
Большинство международных актов имеют общий, резолютивный характер и лишь констатируют возможность предоставления в соответствии с запросом документов, информации и вещественных доказательств, касающихся преступления, на территорию запрашивающего государства [7, с.81].
Актуальность вопросов, связанных с исследованием международного сотрудничества в исследуемой сфере, обусловлена изоляцией Российской Федерации, в том числе на политической арене. Экономические и политические санкции в отношении Российской Федерации заставляют переосмыслить в целом механизм участия следователя в международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2015 год свыше 600 000 человек скрывается от правосудия Российской Федерации в зарубежных странах. А это всего лишь одно из направлений взаимодействия следователей, в том числе и ОВД в международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства. Причем наметился явный перевес и подмена понятий в тех случаях, когда США откровенно открыли охоту за гражданами Российской Федерации за ее пределами на территории третьих стран. В то время как преступники, скрываю-
щиеся от правосудия Российской Федерации, получают поддержку и защиту на территории таких стран как США, Великобритания, Канада, Австралия и т. д.
Традиционно отмечается многообразие отношений в рассматриваемой сфере, [10] исследуются различные аспекты взаимодействия[13, с.59].
Сегодня Российская Федерация участвует в большей части универсальных и ряде региональных и трансрегиональных международных договорах о борьбе с отдельными преступлениями [17, с.65].
Следует помнить что в ратифицированных международных договорах могут содержаться отличия от положений национального права, что вызывает необходимость в организации сотрудничества руководствоваться, в первую очередь, именно нормами международного права. Это следует из содержания ч. 3 ст. 1 УПК РФ и отражает нормы ч. 4 ст. 15 Конституции.
В этой связи уместно упоминание положений подп. «а» п.1 ст.15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» где в случае коллизии с УПК РФ подчёркивается приоритет международного договора.
Реализация российскими судами и иными правоохранительными органами общепризнанных принципов и норм международного права также является важной составляющей международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства[12, с.24].
Так можно упомянуть положения УПК РФ связанные с обязанностью следователя или дознавателя в течении 12 часов после задержания иностранного гражданина уведомить о данном факте дипломатическое представительство или консульское учреждение страны гражданской принадлежности задержанного лица [16, с.411].
Подобные уведомления предусматривают положения ряда консульских конвенций. Так из содержания п. ч. 1 ст. 49 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Итальянской Республикой, заключенной 15 января 2001 г., следует возможность проведения российскими органами следственных действий на борту итальянского судна в случае совершения на нём тяжкого преступления. При этом указанная Конвенция предусматривает права присутствия консульских должностных представляемого государства лиц при проведении следственных действий на борту судна представляемого государства, находящегося во внутренних водах или территориальном море государства пребывания. Предусмотрена процедура предварительного уведомления консульских должностных лиц с целью обеспечения возможности их пребывания при проводимых действиях. В случае необходимости принятия срочных мер предусматривается информирование о принятых мерах, в том числе и при отсутствии поступления соответствующих просьб со стороны консульского должностного лица.
Если на территорию России для участия в процессуальных действиях вызывается лицо, находящееся на территории иностранного государства под стражей, то предполагается что и в период его нахождения в России указанное лицо будет под стражей на основании решения соответствующего компетентного органа иностранного государства [5, с.80]. Соответствующее лицо должно быть возвращено в срок который указывается в
2'2018
Пробелы в российском законодательстве
ответе на запрос. Передача лица, или отказ регулируются международными договорами Российской Федерации или письменными обязательствами на основе принципа взаимности.
При исполнении запроса применяются нормы российского УПК, процессуальные нормы иностранного государства применяются на основании международных договоров России а также на основе принципа взаимности.
Сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства обуславливает взаимные обязательства сторон. Порядок исполнения обязательств Россией установлен положениями ст. 457 УПК РФ. Запросы о правовой помощи исполняются следователями Исполнение запроса предполагает возможность присутствия при его исполнении представителей иностранного государства на основании международного договора, а также письменного обязательства о взаимодействии на основе принципа взаимности [16, с.11].
Приходящие из иностранных государств материалы следует рассматривать и направлять для проверки как сообщение о преступлении с принятием соответствующего решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут быть с их согласия вызваны следователями, в производстве которых находится уголовное дело, для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации.
Уголовно-процессуальным законом установлено, что доказательства полученные с соблюдением установленного порядка взаимодействия с зарубежными государствами пользуются той же силой что и собранные на территории Российской Федерации [13, с.442].
Международное следственное поручение согласно ст. 454 УПК РФ является процессуальным документом. Запрос о производстве процессуальных действий направляется следователями органов внутренних дел по уголовным делам, находящимся в их производстве в аналогичные подразделения правоохранительных органов зарубежных стран через Министерство внутренних дел Российской Федерации.
При этом ст. 454 УПК РФ устанавливает ряд требований к содержанию и форме указанного запроса. В частности устанавливается его письменная форма, порядок подписания и заверения. Обязательными являются сведения о лицах по которым направлен запрос включая дату рождения, профессию, место жительства. В запросе излагаются обстоятельства которые необходимо выяснить, указывается перечень запрашиваемых документов и иных доказательств, приводятся данные органа направившего запрос, характер запроса, данные по уголовному делу, квалификация преступления с тестом соответствующих статей УК РФ, характеристика вреда (по необходимости).
В тех случаях когда запрос не может быть исполнен указывается комплекс причин этому воспрепятствовавших. Возврат запроса предусмотрен и в случаях противоречия российским законам, угрозе суверенитеты и безопасности.
Международным договором может быть предусмотрена выдача гражданина иностранного государства находящегося на нашей территории. Подобные действия связываются с уголовным преследованием или исполнении приговора только в случае когда вменяемые в вину деяния являются преступлениями как по уголов-
ному закону России так и государства направившего соответствующий запрос о выдаче.
В свою очередь принцип взаимности предполагает что при возникновении аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача [1, с.17].
Условия выдачи содержат ограничения связанные со степенью тяжести наказания, гарантиями связанными с обеспечением прав передаваемых лиц, высылки и передачи третьим странам без согласия Российской Федерации.
Следующим правовым институтом выступает экстрадиция, как один из вариантов международного сотрудничества по борьбе с преступностью, способствует реализации целей уголовного процесса, обеспечивает восстановление нарушенных норм права, равно как и неотвратимость наказания [2, с.27].
В настоящее время в Российской Федерации существует тенденция к неуклонному увеличению количества запросов о выдаче лиц, совершивших преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами в отношении Российской Федерации. Подобное обстоятельство в свою очередь, вызывает настоятельную необходимость разработки правового регулирования данного института, отвечающего современным условиям и вызовам с которыми столкнулась наша страна.
Российская Федерация подписала специальные двусторонние и многосторонние международные договоры, закрепляющие порядок решения вопросов выдачи с более чем 70 странами. Стоит помнить, что Россия выступает участником Европейской конвенции о выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами к ней 1975 и 1978 гг. Равно как и участником заключенной в рамках СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г.
Совместная работа Генеральной прокуратуры Российской Федерации с аналогичными органами иностранных государств в вопросах выдачи за последние годы во многом активна.
Запросы Российской Федерации о выдачи лиц, скрывающихся от ее правосудия на территории других государств удовлетворяется ровно наполовину. Данная проблема, по нашему мнению, как раз таки и обусловлена попытками политической изоляции Российской Федерации.
Ст. 453-456 УПК РФ предусматривает вопросы, обусловленные правовой помощью, исходящей от правоохранительных органов Российской Федерации. В ст. 457 УПК РФ оговорен порядок исполнения запросов о правовой помощи в Российской Федерации, а ст. 458 и 459 УПК РФ относятся к передаче уголовного судопроизводства иностранному государству [14, с.874].
В научной литературе до сих пор отсутствует единое мнение о понятии и содержании института экстрадиции [9]. Большинство авторов склонны считать, что экстрадиция в российском уголовном судопроизводстве - это система уголовно-процессуальных действий, сводящихся к розыску, задержанию, заключению под стражу и передачу лица иностранному государству на основании и в порядке, закрепленном международными договорами Российской Федерации и национальным законодательством [12, с.23]. Данное определение одновременно и слишком размыто и лишено конкретики по следующим соображениям. Экстрадиция имеет межотраслевой характер, поэтому и определение должно затрагивать соответствующие отрасли права. Комплексный анализ положений международного и российского
права обуславливает вывод о том, что решающую роль в правовом регулировании экстрадиции имеют международные договоры Российской Федерации и, конечно же, УПК РФ.
Сочетание в правовой природе экстрадиции международного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства обуславливает особенности её правового регулирования. Так по т.н. регулятивному основанию выделяют экстрадицию лица по запросу Российской Федерации из иностранного государства и экстрадицию лица по запросу иностранного государства из Российской Федерации.
Экстрадиция предполагает направление Россией соответствующих запросов о выдаче, а также исполнение аналогичных запросов на нашей территории.
Значительный интерес в связи с рассматриваемой темой вызывает Конвенция Организации Объединенных Наций «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» и ряд иных международно-правовых документов.
Пункт 3 приказа МВД РФ № 786 закрепляет ряд возможностей в рамках использования ресурсов Интерпола.
Как указывает Шаталов А.С., своеобразие присуще для разрешения судами вопроса о исполнении приговора иностранного суда. Так соответствующий порядок регламентирует ст. 472 УПК РФ. При этом для осуждённого не предусмотрено рассмотрение
соответствующих материалов (за исключением случаев предусмотренных международным договором Российской Федерации). Допускается и отказ в признании приговора суда иностранного государства [19, с.146].
Представляется целесообразным дальнейшее совершенствование правовой регламентации института передачи и расширение практики применения процедуры передачи для лиц, осужденных к лишению свободы, что способствует достижению целей уголовного наказания [4, с.113].
Наиболее распространена позиция в соответствии с которой выдача это процессуальная деятельность, включающая совокупность общих и специально созданных уголовно-процессуальных процедур. Безусловна необходимость именно процессуальных действий при её проведении [11, с.109].
В заключении хочется отметить, что в условиях действия экономических и политических санкций, наложенных на Российскую Федерацию, происходит негативное воздействие на сферу уголовного судопроизводства и в том, числе на вопросы участия следователей при международном сотрудничестве, в связи, с чем противодействовать преступности становится значительно сложнее. Подобная тенденция отмечается не только в Российской Федерации, но в странах-инициаторах санкций. Преступность между тем трансформируется и приобретает более серьезные формы, в том числе бросает вызов в виде террористических угроз мировому общественному порядку.
Список литературы:
1. Вениаминов А. Г. Институт экстрадиции как форма международно-правового сотрудничества Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
2. Вениаминов А.Г. Понятие, цели и виды выдачи (экстрадиции) лица для уголовного преследования и исполнения приговора // Право: теория и практика. 2010. № 6-7. С. 25-29.
3. Волеводз А.Г. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: некоторые проблемы взаимосвязи уголовного и уголовно-процессуального права // В сборнике: Актуальные проблемы взаимосвязи уголовного права и процесса Сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции. 2013. С. 3-10.
4. Евсичева Л.Л. Экстрадиция, выдача и передача как институты международного сотрудничества в российском уголовном процессе (сравнительно-правовой аспект) // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1. С. 109113.
5. Егорова Д.В. Значение международного сотрудничества для доказательственной деятельности в сфере уголовного судопроизводства // Евразийская адвокатура. 2016. № 1. С. 80-83.
6. Зелинская Н.А. Международное уголовное право в системе юриспруденции // Актуальные проблемы экономики и права. 2007. № 3. С. 134-142.
7. Колосович М.С., Чхвимиани Э.Ж. Правовая регламентация международного сотрудничества правоохранительных органов при осуществлении оперативно-разыскной деятельности и использовании ее результатов: современное состояние и перспективы развития // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2 (29). С. 8089.
8. Консульская конвенция между Российской Федерацией и Итальянской Республикой (Рим, 15 января 2001 г.) // Сборник нормативных правовых актов. 2005. № 54.
9. Левашова О.В., Горичева В.Л. Современный аспект института экстрадиции // Успехи современной науки. 2016. т. 3. № 9. С. 125-129.
10. Лясковец А.В. Некоторые аспекты нормативного закрепления института международного сотрудничества в сфере уголовного процесса // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2014. № 2 (3). С. 23-25.
11. Марченко А.В. Уголовно-правовые и процессуальные аспекты выдачи (экстрадиции) // Юридическая наука: история и современность. 2016. № 8. С. 105-110.
12. Насыров И.Р. Правовые аспекты международного сотрудничества в уголовном судопроизводстве // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 21-28.
13. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Издательство Дело и Сервис, 2015.
14. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. 5-е изд., изм. и доп. М.: Издательство Норма, 2012.
15. Троицкий С.В. Двойные стандарты в праве международного сотрудничества в сфере противодействия преступности // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2012. № 1 (22). С. 38-41.
16. Уголовный процесс: учебник для бакалавров / под ред. А.И. Бастрыкина, А.А., Усачева. М.: Издательство Юрайт, 2015.
17. Хабриева Т.Я. Международное сотрудничество в области признания и исполнения иностранных судебных решений // Журнал российского права. 2006. № 8. С. 6368.
18. Шаталов А.С. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. М.-Берлин, 2016.
19. Шаталов А.С. Правовой механизм международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 1. С. 126-149.
Статья прошла проверку системой Антиплагиат, оригинальность текста - 72,37%