МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ1
Т.П. Дьячек, И.А. Шаршов, Л.Н. Макарова
В статье раскрыты основные задачи и принципы международного академического сотрудничества в рамках университетского комплекса. Определены приоритетные перспективные направления совместной деятельности.
Ключевые слова: конкурентоспособное социальное образование, университетский комплекс, международное сотрудничество.
Рельефной тенденцией модернизации национальной системы профессионального образования России выступает ее интеграция в глобальное образовательное пространство, что подтверждено вхождением страны в Болонский процесс. В этом процессе активно участвует и российская система социальнопедагогического образования, обеспечивающая кадрами инфраструктуру отраслей социальной защиты и просвещения населения.
Обеспечение качественной подготовки специалистов, в частности социально-педагогической сферы, требует организации продуктивного взаимодействия с работодателями - заказчиками и потребителями профессионально подготовленных кадров. Это предполагает укрепление межвузовской, межотраслевой, межрегиональной и международной интеграции через расширение образовательной, научно-методической и информационной деятельности. Университетский комплекс непрерывного социальнопедагогического образования, коммутирующий научно-исследовательские, образовательные и инновационные структуры, особое внимание в своей деятельности уделяет:
- развитию международных связей при подготовке и переподготовке специалистов, в т. ч. для зарубежных стран, выполнение совместных научных и инновационных проектов;
- повышению уровня международных связей, расширению и углублению взаимовыгодного сотрудничества с учреждениями образования зарубежных стран.
1 Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.
На сегодняшний момент Тамбовский университетский комплекс непрерывного социально-педагогического образования
имеет партнерские отношения с зарубежными вузами и организациями, занимающимися социально-педагогическими проблемами,
например: Индианским государственным
университетом (США), Аляскинским государственным университетом (США), Международной ассоциацией социальных работников, Ассоциацией социальных работников штата Индиана (США), странами ЕС в рамках программы сотрудничества ЕС и России.
Деловое сотрудничество, начало которому в 1996 г. положили факультеты социальной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и Индианского государственного университета (США, штат Индиана), создало основу для широких творческих связей и внесло весомый вклад в развитие в нашем университете многоуровневой подготовки специалистов социального профиля.
Основанием для него является Меморандум о взаимопонимании, он определяет принципы, основные направления и цели взаимодействия - изучение и организация взаимовыгодных академических обменов между двумя университетами и сообществами обеих стран. В нем также указаны конкретные задачи сотрудничества на ближайшие годы:
- расширять и повышать уровень международного партнерства в области обучения, включая программы обмена студентами, приглашение преподавателей, совместные научно-исследовательские проекты;
- содействовать развитию проектов дистанционного обучения для студентов обоих университетов.
Международное академическое сотрудничество в рамках университетского комплекса строится на принципах системного и комплексного подходов к организации совместной деятельности, равноправного партнерства, открытости, вариативности и возможности практической реализации намеченной программы в конкретные сроки.
Не вызывает сомнения тот факт, что современное конкурентоспособное социальное образование немыслимо без использования новейших педагогических технологий. Одна из них - технология дистанционного обучения. Это актуализирует необходимость развития в нашем университете как традиционных (заочное, кейс-обучение, экстернат), так и новых, дистанционных форм обучения, основанных на информационных и телекоммуникационных технологиях и технических средствах. В данном контексте речь идет о создании учебных дисциплин, разрабатываемых в рамках единого теоретико-методологического подхода параллельно идентичными факультетами университетов различных стран и реализуемых в дистанционном формате.
В частности, в течение двух лет Институтом педагогики и социальной работы ТГУ имени Г.Р.Державина совместно с кафедрой социальной работы Индианского университета проводились пилотные исследования по эффективности использования сетевых курсов в процессе вузовской подготовки социальных работников. Учитывая специфику работы в рамках дистанционного сетевого курса, а также международный его характер, совместно с коллегами из Индианского государственного университета был разработан курс, аналогичный российскому варианту «Введения в специальность».
С небольшими особенностями подобный курс включен в университетскую программу обязательной подготовки бакалавров социальной работы в США. По своему содержанию он посвящен сравнительному анализу генезиса социальной работы как особого вида деятельности в контексте исторического развития России и США, обусловливающих особенности социальной политики и социальной работы.
Сравнительный контекст позволяет российским и американским студентам понять сущность социальной работы как действенного инструмента социальной поддержки
населения, имеющего общемировое значение. Они начинают лучше понимать влияние конкретно-исторических процессов на содержание и формы социальной поддержки нуждающихся.
С учетом совершенствования материально-технического оснащения Института педагогики и социальной работы, предусмотренного в рамках настоящей инновационной образовательной программы ТГУ имени Г.Р. Державина, в настоящее время ведутся подготовительные работы для возобновления дистанционного формата подготовки студентов специальности «социальная работа», обучающихся в трех университетах (ТГУ имени Г.Р. Державина и двух американских университетах, расположенных в штатах Индиана и Аляска).
Центральную линию международного сотрудничества мы видим в интеграции процесса подготовки кадров для социальнопедагогической сферы и научно-исследовательской деятельности в этой области в мировую академическую среду. Это крайне необходимо для решения актуальных социально-экономических проблем региона и России в целом.
В качестве приоритетных направлений интернационального взаимодействия определены следующие:
- разработка форм и методов социально-педагогической работы в социуме;
- формирование профессионально-личностных качеств специалистов социальной сферы.
В качестве объектов научно-исследовательской деятельности избраны:
- семья как один из важнейших социальных институтов общества;
- благополучие детей как показатель гуманности социальной политики государства.
Результаты исследований по названной тематике представляются на традиционных ежегодных международных научно-практических конференциях. Их тематика охватывает широкий диапазон взаимосвязанных проблем - от научно-методических, касающихся дидактических аспектов социального образования в системе многоуровневой непрерывной подготовки, до прикладных, затрагивающих механизмы и условия продуктивного сотрудничества вуза с профессио-
нальным сообществом социальной сферы региона.
Так, в 2008 г. на базе Института педагогики и социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина состоялась международная научно-практическая конференция «Качество подготовки специалистов в вузе как фактор развития социальной сферы». В ней приняли участие: декан факультета социальной работы Индианского государственного университета (г. Терре-Хот, США) Р. Лугар, доктор социологических наук, профессор университета штата Аляска (США), председатель американского Научного фонда защиты детей от жестокого обращения А. Лалли, директор российского отделения общественной организации «Большие братья / Большие сестры» (США) Э. Бетси, преподаватели факультетов социальной работы университетов штатов Индиана и Аляска. Зарубежные докладчики познакомили аудиторию со своим опытом работы в области подготовки специалистов социальной сферы, в т. ч. в системе «бакалавриат - магистратура», поделились интересными практическими находками.
Конференция вызвала значительный интерес и у представителей отечественных вузов, осуществляющих подготовку специалистов для социальной сферы, представлявших различные факультеты Тульского, Белгородского, Кемеровского университетов, Российского государственного социального университета, МВТУ им. Баумана и др. Различные аспекты сотрудничества вуза с учреждениями, организациями и службами социальной
сферы региона на конференции затрагивали руководители управлений образования и науки, а также труда и социального развития Тамбовской области, директора социальных учреждений различной ведомственной принадлежности.
Большим совместным достижением мы считаем расширение международного сотрудничества как в плане межуниверситетского взаимодействия, так и на качественно новом уровне - уровне взаимодействия представителей социальной сферы. Это нашло отражение в подписании между ТГУ им. Г.Р. Державина и университетом штата Аляска в Анкоридже (г. Анкоридж, штат Аляска, США) Меморандума о намерениях в области образовательного и научно-исследовательского сотрудничества, а также в подписании между г. Тамбовом и г. Терре-Хот (штат Индиана) совместного Соглашения о городах-побратимах, что создает хорошую основу для обогащения международных связей за счет включения в них учреждений и организаций социальной сферы наших городов.
Поступила в редакцию 2.09.2008 г.
Djachek T.P., Sharshov I.A., Makarova L.N. International cooperation within a university complex of continuous social-pedagogical education. The paper reveals the primary goals and principles of international academic cooperation within a university complex. Priority perspective directions of a joint activity are defined.
Key words: competitive social education, university complex, international cooperation.