Научная статья УДК 34
https://doi.org/l 0.24412/2073-0454-2022-5-238-242 NIION: 2003-0059-5/22-451 MOSURED: 77/27-003-2022-05-650
Международное сотрудничество полиции в рамках Интерпола по противодействию киберпреступности и обеспечению кибербезопасности
Александр Сергеевич Ситков
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматривается проблема стремительного развития киберпреступности. Представляется анализ и значение международного сотрудничества полиции в рамках Интерпола в целях обеспечения кибербезопасности. В заключении предлагается ряд мер, направленных на укрепление взаимоотношений и повышение уровня международного сотрудничества по разрешению рассматриваемой проблематики.
Ключевые слова: международное сотрудничество, Интерпол, международная полиция, киберпреступность, кибербезо-пасность, глобальный комплекс инноваций
Для цитирования: Ситков А. С. Международное сотрудничество полиции в рамках Интерпола по противодействию киберпреступности и обеспечению кибербезопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 238242. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-238-242.
Original article
International police cooperation within the framework of Interpol on combating cybercrime and ensuring cybersecurity
Alexander S. Sitkov
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,
sitkovl aw@gm ail.com
Abstract. The problem of the rapid development of cybercrime is considered. The analysis and importance of international police cooperation within the framework of Interpol in order to ensure cybersecurity is presented. In conclusion, a number of measures are proposed aimed at strengthening relations and increasing the level of international cooperation to resolve the issues under consideration.
Keywords: international cooperation, Interpol, international police, cybercrime, cybersecurity, global innovation complex
For citation: Sitkov A. S. International police cooperation within the framework of Interpol on combating cybercrime and ensuring cybersecurity. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5):238-242. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-238-242.
В современном мире наблюдается динамичное развитие киберпреступности, несущей серьезную и реальную угрозу не только отдельным государствам, но и мировому сообществу в целом, что обусловлено их глобальным и транснациональным характером. Группы киберпреступников могут территориально находиться в одной стране, пользоваться инфраструктурой в другой, а выводить (обналичивать) денежные средства — в третьей. Они не знают ни физических, ни виртуальных границ. Все чаще кибера-таки совершаются не только против отдельных лиц, но и предприятий; также бывают случаи кибератак против правительств отдельных государств.
Темпы развития киберпреступности чрезвычайно быстрые. Современные киберпреступники отлича-
© Ситков А. С., 2022
ются своей гибкостью, молниеносным использованием современных технологий, умением адаптировать свои атаки с применением иных, малоизвестных, а также новых способов и методов совершения преступлений. За считанные минуты сложные криминальные сети, действуя по всему миру, координируют опасные кибератаки. Именно поэтому для эффективного противодействия транснациональной киберпреступности необходимо осуществлять международное сотрудничество, в том числе силами полицейских органов различных государств.
Сложившаяся на сегодня ситуация с киберпре-ступностью обусловливает необходимость каждого государства участвовать в международном сотрудничестве в данном направлении. Россия принимает
jjÉiSk.
-^pr-
активное участие в борьбе с международной преступностью на основе двустороннего, регионального и универсального уровня сотрудничества, в рамках международных полицейских организаций. Особое место занимает сотрудничество в рамках Международной организации уголовной полиции — Интерпола, осуществляющей непосредственную работу по борьбе с международной преступностью.
Для координации международных усилий в направлении борьбы с киберпреступностью в Сингапуре открыт Международный центр Интерпола по инновациям. Активную работу по идентификации кибермошенников и группировок хакеров выполняет Национальное Центральное Бюро Интерпола МВД России (далее — НЦБ Интерпол МВД России), сотрудничая с сингапурским центром, а также Европейским центром по вопросам киберпреступности Европола. Так, НЦБ Интерпол МВД России принимало участие в некоторых международных операциях по пресечению противозаконной деятельности в киберпространстве. В результате одной из таких операций была ликвидирована инфраструктура бот-сети «Доркбот», использовавшаяся злоумышленниками для хищения данных учетных записей пользователей, а также совершения сетевых атак на сайты компаний [1].
На территории стран-участниц Интерпол взаимодействует с государственными органами, на которые возложено предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, розыск преступников и лиц, признанных без вести пропавшими. Данная деятельность осуществляется через Национальные центральные бюро этих государств [3, с. 102].
В Российской Федерации НЦБ создано при МВД России. Территориальные подразделения НЦБ Интерпола функционируют в 80 российских регионах [5].
Посредством данных структур на сегодня реализуется взаимосвязь между НЦБ и региональными правоохранительными органами, что позволяет решать задачи обеспечения эффективного обмена информацией о преступлениях между государствами [8, с. 447].
Основное функциональное назначение НЦБ Интерпола МВД России состоит в обеспечении оперативного обмена информацией между отечественными правоохранительными органами и полицейскими органами иных стран-участниц Интерпола, а также с Генеральным секретариатом. Схема такого обмена может быть представлена в виде алгоритма действий сотрудников НЦБ Интерпола МВД России (рис. 1).
Интерпол предоставляет правоохранительным, в том числе полицейским, органам различных госу-
Рис. 1. Схема обмена информацией между НЦБ Интерпола МВД России и полицейскими органами стран-участниц Интерпола, Генеральным секретариатом
дарств, включая МВД России, комплекс разнообразных (правовых, инновационных и др.) инструментов, основанный на использовании информационных технологий. Цифровой компонент данного комплекса представлен защищенной коммуникационной сетью, базами данных, особым механизмом международных уведомлений, информационной системой 1-24/7, позволяющей осуществлять обмен «полицейской информацией» оперативно и безопасно [6, с. 20].
Глобальная информационная телекоммуникационная система I-24/7 (Interpol 24 часа в сутки, 7 дней в неделю) создана для обеспечения возможности оперативного обмена информацией между странами-членами Интерпола и основана на применении новейших информационных технологий. Это позитивно отражается на деятельности по борьбе с преступностью; время исполнения запросов в Интерпол является практически мгновенным (2-3 секунды) [7, с. 215]. В среднем за год НЦБ Интерпола МВД России имеет возможность обрабатывать 150 тыс. запросов [8, с. 449].
В качестве уникального инструмента унификации международного сотрудничества по профилактике национальной и международной преступности выступают международные уведомления Интерпола, позволяющие координировать совместные действия. Эти акты издаются по запросам НЦБ. Уведомлениям присваивается соответствующая категория опасности (цветовой угол). Среди них самыми важными являются акты с красным и зеленым углом. В актах «с красным углом» содержится информация о розыске лиц с целью ареста и экстрадиции, а в актах «с зеленым углом» — информация, предупреждающая о склонности лица к преступному поведению. Интерес представляют и уведомления с «фиолетовым (пурпурным) углом», поскольку они предупреждают о новых способах и методах совершения преступлений, в том числе киберпреступлений.
Особым и одним из главных направлений международного сотрудничества в борьбе с преступностью полицейских органов государств выступает международный розыск по линии Интерпола. В деятельности НЦБ Интерпола МВД России значительное место занимает рассмотрение и исполнение запросов по международному розыску лиц, а также запросов, касающихся предоставления и получения информации в отношении разыскиваемых. НЦБ Интерпола размещает сведения о разыскиваемом лице
на сайте Генерального секретариата Интерпола в сети Интернет.
Не оспаривая значение рассматриваемого направления, следует выделить одну из проблем организации международного розыска по каналам Интерпола. Она состоит в том, что предоставляемая органам внутренних дел оперативная информация отличается низким качеством, в ней отсутствуют многие важные данные, в частности, о регионе, где возможно нахождение разыскиваемого лица. После объявления лица в международный розыск, как правило, прекращается проведение активных оперативно-разыскных мероприятий по установлению его вероятного местонахождения за рубежом. Прекращается и отработка связей данного лица. Все это препятствует целенаправленному взаимодействию с правоохранительными органами зарубежных стран [4, с. 82]. Целесообразно взаимодействие сотрудников группы НЦБ Интерпола с оперативными подразделениями ОВД (на районном уровне) в изучении разыскных дел. Также важно оказание помощи в установлении оснований для объявления в международный розыск и оформлении соответствующих документов.
Одна из заслуживающих внимания проблем касается практики внедрения передового опыта противодействия преступности со стороны полицейских органов зарубежных государств. Целесообразно отразить необходимость рассмотреть изучение руководителями территориальных ОВД зарубежного опыта борьбы с преступностью и профилактики правонарушений, в том числе путем проведения международных научно-практических конференций.
Следует отметить, что НЦБ Интерпола, несмотря на все имеющиеся недостатки и проблемы, выступает уникальным механизмом взаимодействия полицейских органов различных стран в борьбе с общеуголовной преступностью, включая киберпреступность. На наш взгляд, целесообразно:
♦ повысить качество оперативной информации, передаваемой по каналам Интерпола, в частности за счет указания в ней сведений о регионе, где возможно нахождение разыскиваемого лица;
♦ взаимодействие сотрудников НЦБ Интерпола МВД России с оперативными подразделениями ОВД в изучении разыскных дел, установлении оснований для объявления в международный розыск и оформлении соответствующих документов;
JURISPRUDENCE
♦ изучать и внедрять передовой опыт полицейских органов иностранных государств в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений, в том числе в рамках участия в деятельности Интерпола.
В сфере обеспечения кибербезопасности Интерпол осуществляет международное сотрудничество по таким вопросам, как оперативная и следственная поддержка, кибернетическая разведка и анализ, цифровая криминалистика, инновации и исследования, наращивание технического и научного потенциала, национальные киберобзоры.
Обеспечение кибербезопасности представляется одним из важнейших направлений деятельности Интерпола, в рамках которого данная организация оказывает помощь правоохранительным органам национальных государств. Кроме того, Интерпол проводит эффективные международные операции по выявлению и раскрытию преступлений в сфере кибербезопасности. Необходимо также выделить работу Глобального комплекса инноваций Интерпола (далее — ЮСГ), открытого в 2014 г. и размещенного в Сингапуре. ЮС1 представляет собой эффективный координационный механизм выявления и предотвращения преступлений, совершаемых в интернет-пространстве. Посредством данного механизма проводится глобальная киберэкспертиза информации, предоставляемой правоохранительными органами государств-участников Интерпола и частными партнерами. Большое значение имеет активное изучение новых преступлений в исследуемой сфере, создание современных методик обучения сотрудников правоохранительных органов, развитие инновационных инструментов обеспечения кибербезопасности в деятельности полиции. Основными направлениями деятельности ЮС1 являются: информационная безопасность, создание потенциала и обучение, оперативно-следственная поддержка.
В качестве наиболее значимых направлений деятельности Интерпола по борьбе с киберугрозами следует выделить:
♦ изучение новых разновидностей киберпре-ступлений, создание современных методик обучения полицейских, развитие инновационных инструментов обеспечения кибербезопасности;
♦ обеспечение профессиональной подготовки кадров полицейских органов, занимающихся раскрытием и расследованием киберпреступлений, посредством проведения семинаров, учений, курсов, практических занятий по различным вопросам кибербезопасности;
♦ содействие полицейским органам национальных государств в координации усилий по расследованию и в проведении операций по борьбе с транснациональной киберпреступностью, оказание им помощи в выявлении криминальных сетей, стоящих за киберпреступлениями.
В целях разрешения проблем, касающихся обеспечения кибербезопасности и противодействия кибер-преступлениям в деятельности полиции в рамках Интерпола, могут быть предложены некоторые меры:
♦ наделение НЦБ Интерпола МВД России полномочиями оперативного подразделения по борьбе в сфере кибербезопасности, а сотрудников бюро — полномочиями на самостоятельное проведение оперативно-разыскных мероприятий в полном объеме, в том числе по сбору оперативно значимой информации в киберпространстве и ее анализу;
♦ совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, специализирующихся на борьбе с киберпреступностью;
♦ повышение уровня технической оснащенности подразделений органов внутренних дел, специализирующихся на раскрытии и расследовании кибер-преступлений;
♦ укрепление взаимодействия органов внутренних дел с крупными банками, активно внедряющимися и развивающими цифровые сервисы, а также с ГТ-компаниями, криптовалютными биржами, крупными отечественными производителями программного обеспечения и оборудования в сфере кибербе-зопасности и цифровой криминалистики;
♦ создание в структуре Интерпола специализированного отдела оперативного реагирования на запросы национальных полицейских органов;
♦ расширение глобальной коалиции правоохранительных органов национальных государств;
♦ использование площадки Интерпола для проведения международных онлайн-тренингов по кибербезопасности для специалистов и сотрудников полицейских органов стран-участниц, а также для обмена научной и практической информацией, навыками, различными инновационными технологическими решениями;
♦ создание совместного киберподразделения Союзного государства (Российской Федерации и Республики Беларусь) по примеру офиса Агентства Европейского союза (ЕС) по кибербезопасности. Предлагае-
мое подразделение будет координировать реагирование Союзного государства на крупномасштабные киберинциденты и помогать восстанавливать информационную инфраструктуру стран, пострадавшую от таких атак. Кроме того, совместное кибер-подразделение будет осуществлять взаимодействие со структурами Интерпола.
Список источников
1. Глава НЦБ Интерпола МВД России: со всеми зарубежными партнерами мы готовы вести диалог // URL://https://tass.ru/mterviews/9543411.
2. Дьяков Н. В. Национальное центральное бюро интерпола и его возможности в борьбе с преступностью // Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел. 2016. № 1. С. 82.
3. История создания и правовые основы деятельности Интерпола / Е. Н. Кондрат и др. // Юридическая наука: история и современность. 2017. № 3. С. 102-107.
4. Мысина А. И. Сотрудничество государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий на платформе Глобального комплекса инноваций Интерпола // Вестник экономической безопасности. 2020. № 2. С. 129.
5. Национальное центральное бюро Интерпола // URL://https://xn--b 1 aew.xn--p 1 ai/mvd/structure 1/Uprav-1еш]а/№сюпа1пое_сеП:га1пое_Ь]иго_Ы:егро1а.
6. Прокопчук А. В. Универсальный механизм взаимодействия // Журнал Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2017. № 12. С. 20.
7. Яковлева М. А. Органы внутренних дел как один из субъектов в системе профилактики преступности: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2019.
8. Янина Ю. С. Некоторые вопросы взаимодействия Международной организации уголовной полиции «Интерпол» и ОВД РФ / под ред. А. И. Вост-
рецова // Наука и образование: теория и практика: мат. междунар. (заочной) науч.-практ. конф. Нефтекамск, 2020. С. 447-449.
References
1. Head of the NCB Interpol of the Ministry of Internal Affairs of Russia: we are ready to conduct a dialogue with all foreign partners // URL://https://tass.ru/inter-views/9543411.
2. Dyakov N. V. The National Central Bureau of Interpol and its capabilities in the fight against crime // Theoretical and applied aspects of combating crime by internal affairs bodies. 2016. No. 1. Р. 82.
3. The history of the creation and legal foundations of Interpol / E. N. Kondrat et al. // Legal science: history and modernity. 2017. No. 3. Р. 102-107.
4. Mysina A. I. Cooperation of states in countering crimes in the field of information technology on the platform of the Interpol Global Innovation Complex // Bulletin of Economic Security. 2020. No. 2. Р. 129.
5. National Central Bureau of Interpol // URL:// https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Upravle-nija/Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_Interpola.
6. Prokopchuk A. V. Universal mechanism of interaction // Journal of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2017. No. 12. Р. 20.
7. Yakovleva M. A. Internal affairs bodies as one of the subjects in the crime prevention system: diss. ... cand. jurid. M., 2019.
8. Yanina Yu. S. Some issues of interaction between the International Criminal Police Organization «Interpol» and the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation / ed. of A. I. Vostretsova // Science and Education: theory and practice: mat. international. (correspondence) scientific-practical conf. Neftekamsk, 2020. Р. 447-449.
Информация об авторе
А. С. Ситков — научный сотрудник отдела изучения положительного опыта в служебной деятельности ОВД и обеспечения научного сотрудничества управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.
Information about the author
A. S. Sitkov — Researcher of the Department for the Study of Positive Experience in the Work of the Department of Internal Affairs and Ensuring Scientific Cooperation of the Department for the Organization of Scientific and Editorial and Publishing Activities of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 18.08.2022; одобрена после рецензирования 06.09.2022; принята к публикации 26.09.2022.
The article was submitted 18.08.2022; approved after reviewing 06.09.2022; accepted for publication 26.09.2022.