Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 56-62. DOI: 10.17223/15617793/399/10
ИСТОРИЯ
УДК 3701424
М.Г. Булгакова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1992-2005 гг.)
Статья посвящена вопросам международного сотрудничества в сфере школьного образования Иркутской области. Речь идет о появлении и развитии международных связей в области образования. Показано, что в области происходили процессы выявления, поддержки талантливых и одаренных педагогов и школьников благодаря реализации международных программ и проектов в образовательных организациях региона. На основе анализа данных был сделан вывод о наличии позитивного практического эффекта и необходимости создания новых форм международного сотрудничества на территории региона.
Ключевые слова: образование; международное сотрудничество; регион.
В результате процессов глобализации ученые, политические деятели ведущих стран мира пришли к выводу о необходимости модернизации образования. Однако решить проблему реформирования сферы образования в отдельно взятой стране невозможно, поэтому индустриально развитые страны предпочитали объединяться, чтобы выработать единые подходы к изменению в этой сфере.
В постсоветский период Российская Федерация, участвуя в процессах интернационализации, перенимая международный опыт системы управления, внедрения общественных институтов в управление, инновационной педагогических технологий, активно сотрудничала с развитыми странами в различных направлениях образовательной сферы. В России накоплен большой опыт в этой области, многими исследователями представлены различные практики международного сотрудничества в школьном образовании, вместе с тем на примере Иркутской области эта тема изучена недостаточно.
Актуальность исследования этой проблемы обусловлена необходимостью изучения, систематизации и анализа накопленного опыта международного сотрудничества в различных направлениях школьной образовательной деятельности для дальнейшего формирования разнообразных форм подобного взаимодействия в регионе.
Для включения Российской Федерации в международные образовательные сети, содействия повышению уровня интегрированности российского образования, а также его престижа на международном уровне в 1994 г. по решению Правительства Российской Федерации был создан Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) [1].
В 1997 г. Россией совместно со странами СНГ было подписано «Соглашение по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества независимых государств» [2. С. 27-28].
В декабре 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и Европейскими сообществами. В ст. 63 содержалась информация о сотрудничестве между Россией и Европей-
скими сообществами [1]. Были разработаны планы участия России на основе программы Сообщества «Темпус» [1].
В 2001 г. была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая объединила Казахстан, Киргизию, Китай, Россию, Узбекистан и Таджикистан. В Хартии ШОС был прописан один из принципов деятельности этой организации - научное и культурное взаимодействие. К настоящему времени в регионе ШОС началось формирование единого образовательного пространства [1].
По мнению профессора Ю.А. Зуляра, Болонский процесс способствует созданию единого европейского образовательного пространства [3]. С 2003 г. наша страна также стала участницей Болонского процесса, проявляет активность в реализации различных международных программ [Там же].
Если поначалу сотрудничество России с различными странами касалось в большей степени науки и высшего образования, то различные проекты и соглашения, подписанные Министерством образования РФ, предполагали партнерство во всей сфере образования. Договоры о двустороннем сотрудничестве были подписаны со странами Западной Европы - Германией, Францией, Великобританией, а также с Польшей, Израилем, Китаем [5].
В Российской Федерации проводились международные конкурсы для участников образовательного процесса - школьников и педагогов. Постсоветский период отличался множеством международных мероприятий (семинаров, конференций), на которых рассматривались вопросы воспитания, ключевыми направлениями считались проблемы мира, дружбы, толерантности, демократии и другие гуманистические ценности. В стране появились различные международные общественные объединения - ассоциации, клубы, сообщества, фонды, сотрудничающие с отечественными государственными и общественными структурами по различным направлениям образовательной деятельности.
В январе 1996 г. представители Иркутской области участвовали в международном семинаре-совещании
56
«Воспитание мира, дружбы и сотрудничества: подходы, практики, перспективы», который состоялся в г. Москве [7. Л. 1-4]. В рамках этого семинара консолидировались усилия многих ведомств и общественных структур - Ассоциации клубов международной дружбы учащейся молодежи, Министерства образования РФ, Комитета РФ по делам молодежи, Института молодежи, Центрального дома детей железнодорожников министерства путей сообщения РФ, Всероссийского центра художественного творчества учащихся и работников профобразования, Министерства национальностей РФ, Российского союза молодежи, Международного движения «Педагоги за мир и взаимопомощь», Центра педагогики Мира, Международной ассоциации фондов Мира, Московского международного центра содействия ЮНЕСКО, Международного славянского института. Также в семинаре приняли участие руководители и специалисты научно-исследовательских центров и институтов федеральных министерств и ведомств РФ, комитетов и комиссий Администрации субъектов федерации РФ, фондов, ассоциаций, центров, клубов России, СНГ, зарубежных государств, занимающихся проблематикой идей мира, гуманизации, уважения прав и достоинства личности, национального и социального согласия и терпимости к чужому мнению и ненасилия. Основной целью организации и проведения семинара было получение объективной информации об интересах воспитания молодежи, тенденциях его изменения в условиях современных преобразований и поиск подходов для разработки концепции воспитания культуры международного общения молодежи, привлечение внимания государственных учреждений, комитетов, ведомств к деятельности клубов международной дружбы учащихся и молодежи [7. Л. 1-4]. Для ознакомления с опытом работы Ассоциации этих клубов в ноябре 1996 г. в г. Севастополе был организован семинар российско-украинских руководителей и активистов клубов международной дружбы и центров дипломатии «Интересы воспитания в условиях новой реальности» [Там же. Л. 6].
Министерство образования России совместно с Ассоциацией клубов международной дружбы учащейся молодежи, другими заинтересованными организациями в 1997 г. организовали Международный детско-юношеский фестиваль мира, дружбы и творчества «Содружество 97», посвященный Году согласия и примирения. В фестивале приняли участие около 500 активистов клубов международной дружбы [8. Л. 12].
В рамках международного сотрудничества действовала Программа по обмену школьниками «Акт в поддержку свободы», проводимая Информационным агентством США при участии Американского совета преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ) и поддержке Министерства образования РФ [9. Л. 2]. Эта Программа начала работать в результате межправительственного Российско-Американского соглашения. Она финансировалась правительством США и координировалась Информационным Агентством США [Там же. Л. 4]. «Акт в поддержку
свободы» действовал на протяжении многих лет и проводился в разных регионах страны [10. Л. 1-4, 1617, 48-59].
Интересный и разнообразный опыт международного сотрудничества накоплен в Иркутской области. Главным субъектом реализации этой политики в регионе являлось Главное управление народного образования администрации Иркутской области (далее ГлавУНО).
Так, например, ГлавУНО активно участвовало в программе «Акт в поддержку свободы».
В Иркутской области региональным представителем реализации этой программы был Пол Хоглэнд -директор Новосибирского офиса «Акт в поддержку свободы» [9. Л. 2]. От управления образования области координаторами были А.К. Костин, заместитель начальника ГлавУНО, и А.П. Лесняк, ведущий специалист ГлавУНО. Ее итогом было обучение школьников, победивших в конкурсе, в средних учебных заведениях США. Первые финалисты из области уехали на обучение в 1995 г. [Там же. Л. 2-12]. Этот международный конкурс в регионе стал традиционным [9. Л. 12; 10. Л. 5, 13; 11. Л. 150; 12. Л. 135, 221; 13. Л. 95;
14. Л. 12; 15. Л. 35; 16. Л. 48; 17. Л. 5-6, 9]. По количеству выбранных финалистов Иркутская область в течении ряда лет занимала 1-е место по Сибирскому федеральному округу [17. Л. 5]. В 1996-1997 гг. 10 финалистов из Ангарска, Иркутска, Саянска, Братска, Усолье-Сибирского, Иркутского района, Шеле-хова, Кутулика были распределены в США в штаты Калифорния, Мичиган, Миннесота, Огайо, Кентукки, Техас, Миссури, Невада, Вашингтон, Северная Каролина, Нью Хэмпшир [10. Л. 1, 9]. За 5 лет существования программы иркутские школьники побывали на обучение и в других штатах США - Иллинойс, Алабама, Оклахома, Айдахо, Миннесота, Юта, Джорджия, Пенсильвания [17. Л. 2-4; 18. Л. 174].
От ГлавУНО долгое время курировал программы международного сотрудничества, реализовывавшиеся в Иркутской области, Александр Константинович Костин, профессор, доктор педагогических наук. Он окончил Иркутский государственный педагогический университет, Сибирскую Академию государственной службы. С 1977 по 1990 г. проработал в Карлукской средней школе, сначала старшим пионервожатым, а затем директором. Два года был заместителем директора экспериментальной школы № 47 г. Иркутска. До 1995 г. возглавлял отдел образования администрации Октябрьского района г. Иркутска. С 1995 по 2006 г. -заместитель начальника ГУОиПО администрации Иркутской области. С 2007 по 2012 г. был руководителем Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области. Под руководством А.К. Костина были разработаны Концепция развития образования в Иркутской области, региональные мероприятия по реализации Концепции модернизации российского образования, комплексная областная целевая программа «Здоровье и образование», региональные проекты по организации профильного и предпрофильного обучения школьников, дополнительного образования детей через проведение летних
57
школ и НПК для одаренных детей с вузами. Также Александр Константинович является автором идеи образовательного форума «Образование Приангарья».
В соответствии с договором о международном сотрудничестве с межрегиональной компанией «Ди Би Си» (Direct Book Company) официальным дистрибьютором британских, американских и немецких издательств учебной методической литературы для обеспечения доступа к международной практике обучения иностранных языков в 1998 г. проводился областной конкурс сочинений по английскому и немецкому языкам для учащихся 5-11-х классов образовательных учреждений [13. Л. 62].
На территории Иркутской области традиционным становилось проведение Российско-Американского конкурса преподавателей английского языка и страноведения США. Конкурс проводился в целях выявления и поддержки талантливых учителей английского языка, распространения передового опыта в области преподавания иностранного языка, содействия установлению и развитию прямых партнерских связей между образовательными учреждениями России и США [13. Л. 180-181; 16. Л. 48]. С 1998 г. преподаватели английского языка Иркутской области участвовали в этом конкурсе [16. Л. 48]. Организационными вопросами по проведению конкурса в России занимался Американский совет по сотрудничеству в области образования и изучения иностранных языков (далее АКСЕЛС). Региональное представительство АКСЕЛС находилось в г. Новосибирске [13. Л. 180181]. В состав региональной отборочной комиссии входили специалисты ГлавУНО, преподаватели ИГПИ, профессора Сибирско-Американского факультета менеджмента ИГУ - граждане США, редактор газеты «Приангарье», преподаватель лицея г. Иркутска, сотрудники агентства «Комсомольская правда -Байкал» [14. Л. 10-11; 19. Л. 40-41; 20. Л. 157; 21. Л. 2]. Первыми финалистами конкурса стали Т.И. Гладыш (СШ № 27 г. Ангарск), А.М. Савченко (лицей ИГУ г. Иркутск), О.В. Медведева (СШ № 47 г. Иркутск), О.А. Винярская (СШ № 44 г. Иркутск), И.В. Коваль (СШ № 2 г. Свирск), Т.Т. Вяткина (СШ № 27 г. Ангарск) [22. Л. 174].
В 1997 г. в регионе стартовал РоссийскоБританский проект по экспертизе учебных курсов английского языка для использования в российской системе начального и среднего образования, он осуществлялся в соответствии с договором между Ассоциацией «Информационные технологии в образовании» (ИНТО) и Министерством общего и профессионального образования РФ [23. Л. 193-194]. Для апробации учебно-методических комплектов по английскому языку был создан пилотный проект, в котором приняли участие образовательные организации области. Проект был нацелен на ознакомление с современной обучающей технологией на базе учебнометодического комплектования издательства Оксфордского университета, выявления направлений их адаптации для различных типов образовательных учреждений и выработки практических рекомендаций для учителей. В 1998 г. в реализации проекта участ-
вовали лицей № 1 г. Ангарска, средняя школа № 26 с углубленным изучением английского языка г. Иркутска [12. Л. 56]. Для подведения итогов апробации проводился семинар-совещание по теме «Современные технологии в обучении английскому языку. Опыт издательства Оксфордского университета» [12. Л. 58]. В 1998 г. рамках реализации проекта и в целях ознакомления с участниками-пилотами делегация британского издательства Оксфордского университета побывала в Иркутске в составе Т. Рида, директора консалтинговой фирмы издательства, П. Мона, регионального директора по продажам издательства OUP в Центральной и Восточной Европе, Х. Свойсиковой, заместителя Главы Московского представительства OUP, А.Д. Авериной, директора Ассоциации «Информационные технологии в образовании» [15. Л. 23; 18. Л. 67; 21. Л. 193-194].
Как следствие международного сотрудничества в стране происходила дифференциация обучения -профильные классы, классы и школы с углубленным изучением отдельных предметов, образовательные учреждения нового типы (лицеи, гимназии), негосударственные образовательные учреждения. Таким образом, в России реализовывалось одно из важных направлений дифференцированного обучения - программа международного сотрудничества по выявлению, обучению и развитию одаренных детей. Иркутская область не явилась исключением. В регионе в 1990/91 учебном году работало 5 учреждений образования нового типа, в них обучаются 1 350 учащихся [24. Л. 13-18]. За 2 года (1998-1999 гг.) в области было аттестовано и аккредитовано 28 учреждений образования нового типа, 5 негосударственных образовательных учреждений [12. Л. 223; 14. Л. 82, 84, 85, 134;
15. Л. 49-50, 60, 77, 83, 86, 97, 115-116, 119, 156, 179, 181, 184; 18. Л. 39, 64, 216-217, 234; 21. Л. 9, 30, 54; 25. Л. 89, 110, 112-115, 166, 208; 27. Л. 19, 37, 98, 107; 28. Л. 29, 65, 77, 101, 119, 172, 182-183, 186-187, 236]. Важным направлением в региональном образовании становилось развитие системы углубления и профильного обучения. Стабильным это направление становится в городах Иркутске, Нижнеудинске, Саян-ске, Черемхово, Шелехове, Усольском и Слюдянском районах. К 1996 г. в классах углубленного и профильного обучения насчитывалось 47 692 ученика (в 1994/95 учебном году - 39 755 учеников). Традиционными стали такие профили обучения, как физикоматематический, химико-биологический, гуманитарный, и оформились новые - литература-история-иностранный язык; математика - физика-химия и т. д. [29; 30. Л. 1-12, 22-27].
Иркутское отделение международной общественной организации «Лига защиты культуры» совместно с ГУОиПО в мае 1999 г. провели семинар по теме «Гуманистическая педагогика» с участием академика Ш.А. Амонашвили [28. Л. 109].
Итогом изучения международной педагогической мысли, в частности Р. Штейнера, и сотрудничества по вопросам педагогики стало появление в г. Иркутске Вальдорфской школы. В 1989 г. участники «Клуба молодых педагогов» были приглашены на телепере-
58
дачу для встречи с учителями и выпускниками валь-дорфской школы из Штутгарта, приехавшими в Иркутск. Иркутская Вальдорфская школа (исполнительный директор В.П. Штрассер) открылась в 1994 г. как результат совместных усилий педагогов-новаторов и «педотрядовского» движения, после участия в Валь-дорфском педагогическом семинаре при антропософском педагогическом Центре «Вальдорфский импульс» в 1992 г. [31, 32].
Основателями школы были выпускники ИГУ -Виктор Павлович Штрассер, директор; Марина Прокопьевна Лидина, учитель математики; Ирина Платоновна Шендерова, журналист, учитель рукоделия и Альфия Салтановна Большакова, выпускница ИГПУ, учитель музыки и флейты, музыкальный терапевт.
Гимназия № 1 г. Усолье-Сибирского (директор
С.А. Кривобоков) вышла за рамки территориального пространства региона [33, 34]. В 1996 г. на базе гимназии был открыт польский класс, не имеющий аналогов от Урала до Дальнего Востока [34]. В связи с этим 29 мая 2009 г. город посетил генеральный консул Республики Польша в г. Иркутске Кшиштоф Чай-ковски [33].
Сергей Анатольевич Кривобоков, выпускник ИГПИ, до прихода в гимназию работал в Слюдянском Районо, был заместителем директора Усольского педагогического училища. За активную деятельность по изучению польской культуры в гимназии Сергей Анатольевич удостоен наград польского правительства.
География международных связей управления образованием Иркутской области была очень разнообразна. В 1993 г. у региона возникли партнерские отношения в области образования и культуры с Южной Кореей [35. Л. 66].
С 1993 г. в области действовала программа сотрудничества Министерства образования РФ и Министерства среднего образования Провинции Альберта (Канада) [36. Л. 23].
В 1998 г. было подписано соглашение между губернатором префектуры Исикава и губернатором Иркутской области. В рамках международной программы «XXI век - крылья молодежи» делегация Иркутской области побывала в Японии [27. Л. 216-219].
Также был заключен договор о сотрудничестве между администрацией Иркутской области и префектурой Канадзава (Япония). В 1999 г. состоялся обмен делегациями [13. Л. 148].
При модернизации системы управления образования российскими учеными активно использовался международный опыт. Внедрение модели школьных управляющих советов началось с 2002 г. в рамках Федеральной программы развития образования [37]. В реализации этого проекта большую роль сыграли проекты некоммерческих организаций и фондов (Британский совет, Совет по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС), НФПК, Фонд «Новая Евразия» и др.) [38. С. 12]. Внедрение модели школьных управляющих советов в Иркутской области начиналось с 2006 г.
Новый взгляд на общественно-ориентированное образование как на философию образования в России
появился после создания Красноярского центра «Сотрудничество на местном уровне» в ноябре 1996 г. по инициативе активистов американской некоммерческой организации ЕСНО, сибирских педагогов и активистов некоммерческого сектора Сибири, считавших главной целью этого центра развитие гражданской активности на местном уровне через развитие общественно-активных школ (ОАШ) [39. С. 47-52]. Модель ОАШ как школы, реализующей концепцию общественно-ориентированного обучения, была разработана на основе изучения опыта мирового движения общественно-активных школ и российских образовательных традиций. Эту модель активно поддерживали Фонды Чарльза Стюарта Мотта, Генри Форда, Московское представительство Фонда «Евразия».
В 1997-1998 гг. Центром «Сотрудничество» была реализована программа по подготовке кадров для общественно-активных школ в 1999-2000 модель ОАШ стала востребована за пределами Сибири после активной дискуссии об общественной составляющей в образовании. Модель была представлена в экономическом совете Министерства образования РФ и получила одобрение. Добровольцы общественно-активных школ из Иркутской области в 2002 г. принимали участие в акции «Весенняя неделя добра», организованной Центром «Сотрудничество» на местном уровне. Однако, в отличие от других сибирских регионов, до 2005 г. в Иркутской области идея ОАШ не имела широкого распространения.
В регионе с 1993 г. получили поддержку международные программы экологической направленности, например программа обмена школьников «Школа к школе», проводимая международной организацией США FFA (Будущие фермеры Америки) и МБФ «Возрождение земли Сибирской» при поддержке Гла-вУНО. Областной станцией юных натуралистов была организована совместная российско-американская смена в лагере «Юный фермер» (июнь - июль 1995 г.) [27. Л. 45; 39. С. 233]. В июне 1998 г. в Иркутске прошла международная научно-практическая конференция, посвященная проблемам экологии и развития сельского хозяйства [40-42].
В рамках международного сотрудничества происходило взаимодействие ГлавУНО с благотворительными международными организациями, от которых поступали финансовые средства. Финансовые средства распределялись между детскими домами для приобретения лекарств, оборудования медицинских кабинетов и пр. Благотворительные средства постоянно поступали от международных агентств США «Дар любви», «Христианские усыновления по всему миру», «Медицинский фонд и милосердие», «План», «Ворд-Вайт», «Детская надежда», Международного центра усыновления, Международной гуманитарной медицинской ассоциации [12. Л. 184-185, 192-193, 220; 13. Л. 44-48; 14. Л. 110; 16. Л. 2327. Л. 52, 187, 255; 18. Л. 18, 118, 182, 223; 22. Л. 25; 25. Л. 37; 29. Л. 46, 64, 94, 190; 43. Л. 10].
ГлавУНО активно взаимодействовало с Иркутским областным комитетом общества Красного Креста (председатель Ю.Д. Ивастьянов). Детские дома и
59
школы-интернаты, ПТУ получали международную гуманитарную помощь по программе «Продовольствие ради прогресса» по линии Красного Креста -медикаменты [25. Л. 37; 43. С. 139]. К сожалению, наше образование в 90-е гг. XX в. было настолько нищим, что принимали любую помощь, несмотря на некорректное название программ.
Таким образом, международное сотрудничество в регионе осуществлялось по ряду направлений: система внедрения в управление принципа государственнообщественного управления, участие в международных конкурсах преподавателей и учащихся, обмен школьников, семинары и конференции по вопросам воспитания и образования, двусторонние соглашения с Японией, Польшей, Южной Кореей, получение благотворительной помощи, внедрение в систему образования мировых передовых педагогических технологий. Подобное взаимодействие происходило при активном участии различных международных общественных организаций (ЕСНО, АКСЕЛС, АЙРЕКС, Красный Крест и др.) и благотворительных фондов («Ворд-Вайт», «План», «Детская надежда» и др.).
В результате анализа практики международного сотрудничества в образовании Иркутской области
(1992-2005 гг.) можно сказать, что открытое постсоветское пространство дало возможность российскому обществу познакомиться и изучить международную образовательную систему экономически развитых стран. ГлавУНО, педагоги-новаторы оказались открытыми для диалога, что позволило им, используя опыт и помощь различных международных структур, внести позитивные изменения в сферу образования региона. У школьников появилась возможность изучать страноведение вживую. Местоположение региона дало возможность расширить географию международных связей и сотрудничать со странами, имеющими диаметрально противоположную образовательную среду. Подобную практику региона следует в дальнейшем активно развивать и поддерживать двусторонние соглашения в области образования региона и отдельных образовательных организаций с целью более полного изучения образовательных систем конкретных стран для выявления положительного опыта. Необходимо в дальнейшем поддерживать сложившиеся формы подобного сотрудничества и развивать новые, так как для образования региона это имеет положительные последствия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Национальный фонд подготовки кадров. URL: http://intpr.ntf.ru/p55aa1.html (дата обращения: 24.03.2015).
2. Образование: региональные проблемы качества управления / М.А. Головчин. Вологда, 2012.
3. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурсиайнена, С.А. Медведева. М.,
2005.
4. Кананыкина Е.С. Двустороннее международное сотрудничество Российской Федерации в сфере образования: правовые аспекты // Меж-
дународное публичное и частное право. 2007 № 4.
5. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. Р-1929. Оп. 1. Д. 1608.
6. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1801.
7. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1856.
8. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1944.
9. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 1. Д. 1785.
10. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1729.
11. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1837.
12. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1897.
13. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1943.
14. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1890.
15. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 1. Д. 1838.
16. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 1. Д. 1843.
17. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1884.
18. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1782.
19. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д.1946.
20. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 1. Д. 1947.
21. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1835.
22. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 2003.
23. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1611.
24. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1945.
25. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1834.
26. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1886.
27. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1885.
28. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1731.
29. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1790.
30. Вальдорфский семинар. URL: http://www.waldorf-seminar.ru/about/history.php (дата обращения: 03.02.2013).
31. Иркутская вальдорфская школа. URL: http://www.iws.baikal.ru/spec_sector/edu/ (дата обращения: 07.02.2013).
32. Рожанский М.Я. Отчет о реализации проекта «Инновационные школы и городское сообщество Сибири (период социокультурных трансформаций)». URL: http://ps. 1september.ru/article.php?ID=200007111http://cnsio. irkutsk.ru/aboute/index.htm (дата обращения: 29.01.2013).
33. Гимназия № 1 (Усолье-Сибирское). URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 02.02.2013).
34. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 1. Д. 1645.
35. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1644.
36. Федеральная целевая программа развития образования до 2002 г. URL: Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/10164072 (дата обращения: 06.11.2012).
37. Государственно-общественное управление образованием: от прецедентов к институту. Исследования и разработки / С.Г. Косарецкий и др. М., 2010.
60
38. Российская модель общественно-активной школы / сост. И.В. Валюшицкая, Н.А. Максименко, Е.В. Насонова. Красноярск, 2006.
39. Зуляр Ю.А. Байкальское экологическое движение // «Банзаровские чтения - 2» : тез. и докл. Междунар. науч.-теорет. конф., посвящ. 175-летию с дня рождения Доржи Банзарова. Улан-Удэ, 1997.
40. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1728.
41. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1734.
42. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 2002.
43. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1726.
Статья представлена научной редакцией «История» 13 мая 2015 г.
INTERNATIONAL COOPERATION AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF THE IRKUTSK REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM IN THE POST-SOVIET PERIOD (1992-2005)
Tomsk State University Journal, 2015, 399, 56-62. DOI: 10.17223/15617793/399/10
Bulgakova Marina G. Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk State University (Irkutsk, Russian Federation).
E-mail: marina.bulgakova. [email protected]
Keywords: education; region; international cooperation.
In the post-Soviet period, the Russian Federation participated in internationalizing, adopted the international experience of the management system, introduction of social institutions into the management, innovative pedagogical technologies, thus cooperating with the developed countries in different fields of education. Russia gained great experience in this sphere; many researchers presented different practices of international cooperation in school education, with that, in Irkutsk Oblast the topic is not adequately investigated. The urgency of studying the problem is determined by the need for research, systemization and analysis of the gained experience of international cooperation in different school educational activities for further introduction of different forms of the interaction in the region. The main subject of realizing the policy of international educational cooperation in the region was the Chief Education Authority of Irkutsk Oblast. International cooperation in the region was performed in different directions: the system of state-and-public management introduction, participation in international competitions of teachers and students, exchange of pupils, seminars and conferences on upbringing and education, bilateral arrangements with Japan, Poland, South Korea, obtaining charity support, introduction of the world advanced pedagogical technologies into the educational system. The interaction was supported by different international public associations (ЕСНО, ACCELS, IREX, the Red Cross, and others) and charity funds (“World Wide”, “Plan”, “ChildHope”, and others). The analysis of international cooperation practice in the education of Irkutsk Oblast (1992-2005) allows to state that the open post-Soviet space gave the Russian society an opportunity to become familiar and study the international educational system of economically developed countries. The Chief Education Authority and innovative teachers turned out open to dialogue, thus getting a chance to make positive changes in the regional educational sphere due to the experience and support of different international structures. Pupils got a possibility to study regional geography for real. The region location extends geography of international relations and involves countries having diametrically opposite educational environments. The education of the region should hereafter actively develop and support the practice of bilateral arrangements in the educational sphere of the region and different educational organizations to study the educational systems of specific countries more thoroughly and to gain their positive experience. It is necessary to support the existing forms of the cooperation and to develop new ones as they have a positive effect on the education of the region.
REFERENCES
1. National Staff Training Foundation. [Online]. Available from: http://intpr.ntf.ru/p55aa1.html. (Accessed: 24th March 2015). (In Russian).
2. Golovchin, M.A., Leonidova, G.V. & Shabunova, A.A. (2012) Obrazovanie: regional’nye problemy kachestva upravleniya [Education: Regional
problems of quality control]. Vologda: ISEDT RAS.
3. Pursiaynen, K. & Medvedev, S.A. (eds) (2005) Bolonskiy protsess i ego znachenie dlya Rossii. Integratsiya vysshego obrazovaniya v Evrope [The
Bologna process and its importance for Russia. Integration of Higher Education in Europe]. Moscow: RETsEP.
4. Kananykina, E.S. (2007) Dvustoronnee mezhdunarodnoe sotrudnichestvo Rossiyskoy Federatsii v sfere obrazovaniya: pravovye aspekty [Bilateral
international cooperation of the Russian Federation in the field of education: legal aspects]. Mezhdunarodnoepublichnoe i chastnoepravo — Public International and Private International Law. 4.
5. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 1. File 1608. (In Russian).
6. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1801. (In Russian).
7. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1856. (In Russian).
8. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1944. (In Russian).
9. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 1. File 1785. (In Russian).
10. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1729. (In Russian).
11. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1837. (In Russian).
12. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1897. (In Russian).
13. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1943. (In Russian).
14. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1890. (In Russian).
15. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 1. File 1838. (In Russian).
16. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 1. File 1843. (In Russian).
17. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1884. (In Russian).
18. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1782. (In Russian).
19. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 2003. (In Russian).
20. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1946. (In Russian).
21. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 1. File 1947. (In Russian).
22. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1835. (In Russian).
23. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1611. (In Russian).
24. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1945. (In Russian).
25. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1834. (In Russian).
26. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1886. (In Russian).
61
27. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1885. (In Russian).
28. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1731. (In Russian).
29. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3, File 1790. (In Russian).
30. Waldorf Seminar. [Online]. Available from: http://www.waldorf-seminar.ru/about/history.php. (Accessed: 03rd February 2013). (In Russian).
31. Irkutsk Waldorf School. [Online]. Available from: http://www.iws.baikal.ru/spec_sector/edu/. (Accessed: 07th February 2013). (In Russian).
32. Rozhanskiy, M.Ya. (2007) Otchet o realizatsii proekta “Innovatsionnye shkoly i gorodskoe soobshchestvo Sibiri (period sotsiokul ’turnykh trans-formatsiy) [Report on the implementation of the project “Innovation School and the urban community of Siberia (the period of social and cultural transformation)”]. [Online]. Available from: http://ps. 1september.ru/article.php?ID=200007111. (Accessed: 29th January2013).
33. Grammar School no. 1 (Usolye-Sibirskoye). [Online]. Available from: http://www.gimna1.ru/. (Accessed: 02nd February 2013). (In Russian).
34. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 1. File 1645. (In Russian).
35. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1644. (In Russian).
36. Russian Federation. (2000) The Federal Target Program of education development until 2002. Federal Law of 10.04.2000 no. 51-FZ. [Online]. Available from: http://base.garant.ru/10164072/. (Accessed: 06th November 2012). (In Russian).
37. Kosaretskiy, S.G. et al. (2010) Gosudarstvenno-obshchestvennoe upravlenie obrazovaniem: otpretsedentov k institutu. Issledovaniya i razrabotki [State and public education management: from a precedent to the institution. Research and development]. Moscow: Verdana.
38. Valyushitskaya, I.V., Maksimenko, N.A. & Nasonova, E.V. (2006) Rossiyskaya model’ obshchestvenno-aktivnoy shkoly [The Russian model of a publicly active school]. Krasnoyarsk: KRMOO Tsentr “Sotrudnichestvo”.
39. Zulyar, Yu.A. (1997) [Baikal Evironmental Movement]. Banzarovskie chteniya — 2 [Banzarov Readings - 2]. Proc. of the International Scientific-Theoretical Conference dedicated to the 175th anniversary of the birth of Dorji Banzarov. Ulan-Ude. (In Russian).
40. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1728. (In Russian).
41. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1734. (In Russian).
42. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 2002. (In Russian).
43. The State Archive of Irkutsk Oblast (GAIO). Fund R-1929. List 3. File 1726. (In Russian).
Received: 13 May 2015
62