Научная статья на тему 'Международное сотрудничество и Болонский процесс'

Международное сотрудничество и Болонский процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество и Болонский процесс»

органами управления системой здравоохранения и социальной защиты, а также с различными учреждениями смежных ведомств. То есть через моделирование и формирование «микропространства» процесса сопровождения создается возможность влияния на «макропространство» системы комплексной помощи ребенку.

Создание Института развития ребенка, многоаспектность деятельности его структурных подразделений, их тесное взаимодействие и взаимопроникновение, сотрудничество с другими учреждениями и ведомствами, заинтересованными в решении проблем детства, позволяют наиболее эффективно реализовать идею формирования в регионе системы комплексной психологопедагогической и медико-социальной помощи детям. То есть создание Института развития ребенка явилось началом формирования в регионе комплекса «Высшее учеб-

ное заведение - психолого-педагогический и медико-социальный центр - образовательные учреждения».

Интеграция различных видов деятельности в Институте позволяет наиболее эффективно решать многие задачи, стоящие перед системой образования и здравоохранения, в числе которых - прежде всего оказание комплексной помощи детям, подготовка специалистов системы сопровождения, оптимизация качества оказываемой помощи за счет усиления его теоретической и практической базы, а также активизация методических и практических контактов с образовательными и медицинскими учреждениями региона.

Таким образом, в настоящее время Институт развития ребенка является ведущим учебно-научно-инновационным центром по оказанию комплексной помощи ребенку в образовательной среде региона.

А. КРЫЛОВ, доцент проректор по международным связям

Многие европейские страны уже накопили опыт модернизации, связанный с Болонским процессом. В Норвегии, например, эти преобразования называются реформой качества и внедряются с сентября

2003 года. Поэтому участие российских университетов в международных проектах позволяет понять суть европейских инноваций. В настоящее время в Поморском государственном университете осуществляются 45 международных образовательных проектов. Бюджеты проектов составляют от 1000 (издание монографии «Школьное образование стран Северной Европы») до 700 000 долларов (Помор-проект «Обучение социальной работе в ПГУ»). Источники финансирования: программы Евросоюза ТЕМПУС и ИНТЕРРЕГ, Баренц-програм-

Международное сотрудничество и Болонский процесс

ма (Норвегия), российско-немецкая программа им. А.И. Герцена и другие.

Экспорт образовательных услуг

В рамках двусторонних договоров об обменах студентами с 29 университетами 11 стран мира в Поморском университете ежегодно обучаются более 100 иностранных студентов, в основном из Скандинавии и Германии. Для них реализуются следующие программы:

• Практики по специальностям археология, морская биология, журналистика, социальная работа, экономика, диалектология. Преподаватели ПГУ составляют план проведения практики, определяют базу, организуют партнерские пары иностранных и российских студентов, интересующихся

сходными проблемами, руководят исследовательской работой.

• Русский как иностранный трех уровней, обучение норвежских студентов по сертифицированному в Норвегии учебнику, подготовленному преподавателями ПГУ и Института Финнмарка. Написание совместных учебников - лучший способ признания курсов. В настоящее время такие учебники подготовлены по юридической психологии (университет Нойбранден-бурга, Германия), социальной работе (университет Буде, Норвегия), сравнительному праву (Лапландский университет, Финляндия).

• Преподавание русского языка в университете Верхнего Эльзаса (Франция).

• Совместное руководство дипломными проектами.

• Сандвич-программы для иностранных аспирантов, предусматривающие выполнение части научных исследований в России.

• Новой является складывающаяся в Поморском университете система англоязычных курсов, читаемых для русских студентов и доступных для студентов иностранных. Все эти курсы создаются как результат реализации международных проектов.

В настоящее время таких курсов лишь несколько (исключая факультет иностранных языков). В результате завершившегося в 2002 году проекта ТЕМПУС «Сравнительное международное право» (партнеры Финляндия, Швеция, Шотландия) три англоязычных курса читаются на юридическом факультете. В результате российско-норвежского проекта «Современная рыночная экономика» (партнер Норвегия, университет Тромсе) в 2003 году созданы три курса по три ЕСТБ каждый. Уже седьмой год совместно с университетом Тронхейма (Норвегия) действует программа «Нефтяной инжениринг».

Мы ставим задачу обеспечить иностранным студентам возможность выбора курсов для семестрового обучения и получения зачетных единиц в количестве 30 ЕСТБ.

Цель создания системы англоязычных курсов будет достигнута в результате следующих международных проектов:

□ Проект «TEMPUS CD JEP 231692002 Development of undergraduate and graduate programs in Pomor State University». Участвуют три факультета ПГУ - управления, юридический, иностранных языков. Партнеры - Франция, Бельгия, Финляндия, Швеция. В рамках проекта преподавателями ПГУ будут созданы 12 курсов в 2004 году и 12 в 2005 году. Бюджет проекта - 350 000 евро.

□ Проект «Баренц-специалисты». Специальности - экономика, социальная работа, менеджмент туризма. Партнеры - Финляндия, Норвегия, Швеция, российские университеты Баренц-региона. В 2004 году будут созданы 9 курсов, дающих 30 ECTS.

□ Помор-проект «Обучение социальной работе». Партнер - Норвегия, университет Буде. В 2004 году будут созданы три курса по 3 ECTS.

Важно не только подготовить такие курсы и разместить информацию о них на веб-сайте университета, но и создавать их в соответствии со стандартами европейских партнеров, понять механизм сертификации, оценки, признания. Для решения этой задачи Поморский университет совместно с университетом Тромсе (Норвегия) подготовил заявку на финансирование в

2004 году проекта «Механизм взаимного признания курсов при мобильности студентов».

Программы мобильности, действующие для студентов и аспирантов ПГУ

■ FIRST (финско-русский обмен), партнеры - 5 университетов Финляндии.

■ North2North - программа мобильности ассоциации «Университет Арктики». Партнеры - Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Великобритания, Канада, США.

■ Двусторонние договоры об обменах студентами и аспирантами. Например, только университет Тромсе (Норвегия) прини-

мает ежегодно 20 человек из Поморского университета.

■ Шведская сандвич-программа, в рамках которой аспирант имеет двух научных руководителей - в России и Швеции и имеет возможность проводить в Швеции часть научных исследований. Партнер - университет Лулео.

■ Мобильность как дополнительный элемент образовательных проектов. Например, четырехнедельную практику в Норвегии проходят будущие журналисты и социальные работники в рамках факультетских проектов.

■ Специальные договоры о преподавании некоторых иностранных языков (норвежского, польского, шведского, нидерландского) включают мобильность в учебный план. Так, студентов норвежского отделения интенсивно в течение года обучает норвежский преподаватель, экзамен принимается совместно с цензором, специально приглашаемым из Норвегии. Студенты получают оценку по российской и европейской системам и сертификат о 20 ЕСТБ кредитах, дающий право на обучение наравне с норвежцами. Затем вся группа в количестве 10-15 человек продолжает обучение в Норвежском университете, сдает экзамены, которые засчитываются в учебном плане и приложении к диплому.

■ Университет поощряет получение индивидуальных грантов на обучение за границей, заключая двусторонний договор об индивидуальной траектории обучения.

■ В настоящее время университет подал новое проектное предложение в программу ТЕМПУС «Мобильность студентов Баренц-региона, Нидерландов и Германии». Партнеры - университеты Гренингена, Киля и Баренц-региона.

Многоуровневая система подготовки специалистов

В Поморском университете уже 10 лет накапливается опыт многоуровневой подготовки на гуманитарном факультете. По этой проблеме мы сотрудничаем как с рядом российских вузов, в первую очередь с РПГУ им. А.И. Герцена, так и с зарубежными партнерами.

■ В 2002 году завершился проект со шведским университетом Лулео. 18 студентов Поморского университета получили дипломы магистров, проучившись три года в Швеции, а до этого три года в России.

■ В рамках норвежской программы

квот для иностранных студентов наши студенты участвуют в конкурсах на обучение с получением диплома бакалавра или магистра в дополнение к российскому диплому специалиста. В 2003 году получено 18 дипломов в трех университетах и трех колледжах.

■ Помор-проект предусматривает возможность обучения в магистратуре университета Буде студентов факультета социальной работы.

■ В настоящее время направлен на рассмотрение проект для программы ТЕМ-ПУС. На факультете менеджмента предполагается создание программы «Бакалавр регионоведения», аналогичной существующей в Канаде и странах Баренц-региона.

Партнеры - 4 финских университета, 1 датский, 1 шведский. К проекту выразили желание присоединиться и другие российские университеты Баренц-региона.

Европейское измерение качества образования

Болонский процесс предполагает усиление контроля над качеством образования, гарантирование качества, признание этих гарантий на международном уровне. Проблема имеет разные уровни компетенции -федеральный, региональный, университетский. Я остановлюсь только на последнем.

С 2003 года Поморский государственный университет стал участником российско-нидерландского проекта «Модернизация структуры высшего образования путем управления качеством». Проект рассчитан на два года. Партнеры - Центр образовательной политики Нидерландов, университет Твенте, российские университеты Великого Новгорода, Петрозаводска, ЛЭТИ.

Цели проекта:

У создание службы качества в университетах,

У создание системы управления качеством,

У обучение персонала,

У методические публикации на двух языках, в том числе монография по управлению качеством образования в контексте глобализации образовательного рынка и развития новых образовательных технологий.

Создание единого научно-образовательного пространства Баренц-региона

11 января 2003 года исполнилось 10 лет со дня подписания Киркенесской декларации, закрепившей создание уникального геополитического объединения «Баренц-Евро-Арктический регион». Географически его образуют северные территории четырех стран северной Европы. В этот день руководители правительств России, Норвегии, Швеции, Финляндии приняли документ, подводящий некоторые итоги. Наиболее успешным отмечено сотрудничество в области образования и научных исследований.

На заседании рабочей группы Баренц-региона по высшему образованию и научным исследованиям в мае 2003 года было высказано предложение о разработке концепции создания единого научно-образовательного пространства Баренц-ре-гиона как модели для других регионов. В октябре получено решение о финансировании деятельности этой рабочей группы из программы ИНТЕРРЕГ-БАРЕНЦ. С января 2004 года мониторинг Болонского процесса осуществляет административный комитет, который в течение двух лет будет находиться в Норвегии. В настоящее время разработан ряд международных проектов, предусматривающих реализацию идеи.

Л. МАЛИК, доцент декан факультета

Социальная работа как профессия была официально признана в России в 1991 году. Современное состояние системы образования в этой области можно охарактеризовать как постоянный поиск путей повышения качества подготовки соответствующих специалистов. Становление профес-

Профессионализация социальной работы

сии началось в сложный для страны период, когда радикальные реформы породили в России глубокий кризис и вызвали рост потребности населения в социальной защите на фоне спада производства, расслоения общества на богатых и бедных, отсутствия социальной направленности политики, спо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.