Международное сотрудничество Федеральной антимонопольной службы РФ
АЛ.Зайцева
УДК 338.2 (470+571) ББК 65.2/4-1 З-177
Разработка и реализация государственной политики по поддержанию конкуренции имеет определяющее значение для формирования здоровой национальной экономики и обеспечения её устойчивого развития. В Российской Федерации конкурентная политика, прежде всего её антимонопольная составляющая, развивалась параллельно становлению и совершенствованию рыночных институтов. К тому времени, как в России настала необходимость практически на пустом месте сформировать и реализовать на практике меры по защите конкуренции, в ряде зарубежных стран уже был накоплен богатый опыт конкурентного регулирования, не воспользоваться которым было бы в высшей степени не благоразумно. В свете этого в работе российских антимонопольных ведомств с самого их создания немаловажное значение придавалось развитию международного сотрудничества, значение которого не померкло и сегодня, лишь акценты сменились. Раньше первостепенной задачей являлось перенять накопленный опыт, чтобы ускорить процесс становления и дальнейшего развития национальной антимонопольной политики. Сегодня речь идёт о равноправном обмене современным передовым практическим опытом конкурентного правоприменения и развитии оперативного взаимодействия между антимонопольными ведомствами разных стран при рассмотрении конкретных случаев ограничительной деловой практики, имеющей трансграничный характер. В данной статье будут рассмотрены основные достижения последних нескольких лет Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее ФАС России) в области международного сотрудничества и обозначены приоритеты на среднесрочный период.
Формы, которые может принимать осуществляемое ФАС России международное сотрудничество, в целом прописаны в ФЗ «Законе о защите конкуренции» № 135 от 26 июля 2006 года1. Они включают в себя сотрудничество с междуна-
1 Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 [электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2006/07/27/ zaschita-konkurencii.html (дата обращения: 12.09.2014).
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2015
110
родными организациями и антимонопольными ведомствами иностранных государств, участие в подготовке и реализации международных договоров РФ в вопросах защиты конкуренции, участие в работе межправительственных и межведомственных комиссий и в реализации международных программ и проектов в области продвижения и защиты конкуренции.
СОТРУДНИЧЕСТВО ФАС РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Основными международными организациями, деятельность которых распространяется на конкурентную политику, являются Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В рамках ЮНКТАД ещё в 1980 году на первой конференции по вопросам ограничительной деловой практики был утверждён «Комплекс согласованных на многосторонней основе принципов и правил контроля за ограничительной деловой практикой», являющийся первым многосторонним документом, содержащим положения касательно политики в области защиты конкуренции2. На базе ЮНКТАД функционирует Межправительственная группа экспертов по законодательству и политике в области конкуренции. Представители ФАС России принимают активное участие в работе данного института. В частности, на ежегодных сессиях они представляют результаты реализуемых национальных и международных программ в области защиты конкуренции, выступают в качестве аудитора при проведении добровольных экспертных обзоров антимонопольных политик отдельных государств, например Украины3, вносят вклад в усовершенствование типового закона о конкуренции ЮНКТАД.
Отметим, что представители ЮНКТАД принимают участие в ежегодно проводимом в России международном мероприятии «Дне конкуренции», который является по существу форумом по проблематике защиты конкуренции, площадкой для совместных дискуссий и встреч экспертов из разных стран. Дополнительный импульс сотрудничеству между ФАС России и ЮНКТАД может придать Меморандум о взаимопонимании, переговоры о подписании которого уже идут между представителями сторон4.
2 Ячеистова Н.И. Конкурентная политика как объект деятельности международных организаций // Вестник МАП России №5, 2001. С. 68-75.
3 См. Доклад Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области конкуренции о работе её тринадцатой сессии, проходившей в Женеве 8-10 июля 2013 г. [электронный ресурс]. URL: http://unctad.org/meetings/en/ SessionalDocuments/ ciclpd25_ru.pdf (Дата обращения: 13.09.2014).
4 См. ФАС России и ЮНКТАД: эффект сотрудничества [электронный ресурс]. URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_35813.html (Дата обращения: 17.11.2014).
5 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
III Q
По линии ОЭСР основным фактором активного взаимодействия для ФАС России являлся запущенный в 2007 году переговорный процесс по вступлению России в этот «клуб богатых стран». Взаимодействие с ОЭСР способно оказать немаловажное значение для улучшения институциональной среды в целом и совершенствования практики антимонопольного регулирования в частности5. В июне 2013 года ОЭСР официально подтвердила, что проводимая в РФ конкурентная политика соответствует стандартам ОЭСР в этой сфере. Комитет ОЭСР по конкуренции стал шестым комитетом, с которым формально были завершены переговоры в рамках процесса вступления России в эту организацию до того, как процесс был приостановлен в марте 2014 года из-за санкционного давления в связи с событиями на Украине.
Считаем необходимым отметить тот положительный факт, что, несмотря на вынужденную паузу в процессе присоединения, взаимодействие ФАС России с данной организацией не прекратилось, в частности, в июне 2014 года представители Службы приняли участие в организованном Комитетом по конкуренции ОЭСР круглом столе на тему «Дженериковые лекарственные средства». ФАС России также поддержала новые рекомендации ОЭСР по государственным закупкам, принятые в Париже 14 ноября 2014 года в рамках 50-го Заседания Комитета ОЭСР по государственному управлению6. Новые рекомендации ОЭСР направлены на достижение большей открытости, повышение прозрачности и улучшение эффективности системы государственных закупок.
Одной из тенденций современного этапа развития международных экономических отношений является возникновение в дополнение к традиционным международным организациям неформализованных площадок многостороннего сотрудничества, в рамках которых идет работа над поиском ответов и решений по конкретным вопросам и проблемам, носящим универсальный характер7. Так, взаимодействие между конкурентными ведомствами разных стран осуществляется в рамках созданной в 2002 году Международной конкурентной сети (МКС). Эта неформальная специализированная сеть объединяет более ста конкурентных ведомств со всего мира, а также неправительственные организации. ФАС России играет заметную роль в функционировании МКС, в подтверждение чего на прошедшей в апреле 2014 года 13-й ежегодной конференции в Марракеше российское антимонопольное ведомство было избрано сопредседателем Рабочей группы по противодействию картелям.
5 См. Лихачев Р.А. Проблемы и перспективы присоединения России к ОЭСР //Российский внешнеэкономический вестник. №3, 2014. С. 106-113.
6 См. Приняты новые рекомендации ОЭСР по государственным закупкам [электронный ресурс]. URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_36041.html (Дата обращения: 24.11.2014).
7 См. Сабельников Л.В. Многосторонние организации и форумы в развитии международных экономических отношений //Российский внешнеэкономический вестник. №5, 2012. Сс. 22-29
^ 112
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2015
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАБОЧИЕ ГРУППЫ С УЧАСТИЕМ ФАС РОССИИ
Важным направлением международного сотрудничества ФАС России является деятельность по линии международных рабочих групп. Первая из них была создана в 2011 году совместно с конкурентным ведомством Австрии для исследования рынков нефти и нефтепродуктов. Деятельность группы преследует такие задачи, как обсуждение подходов к мониторингу и анализу на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов, выработка методологии определения продуктовых и географических границ рынка, изучение вопросов ценообразования на национальных рынках нефти и нефтепродуктов, обмен опытом конкурентного правоприменения в соответственных отраслях, обсуждение процедур обмена информацией между антимонопольными ведомствами разных стран, а также выработка для национальных правительств рекомендаций и предложений по укреплению конкурентных основ на рынках нефти и нефтепродуктов8.
Основным достижением данной рабочей группы стал запуск в конце 2013 года электронной платформы для обмена информацией об антимонопольных нарушениях на рынке нефти и нефтепродуктов. В создании платформы приняли участие представители конкурентных ведомств более 20 стран мира.
Вторая Международная рабочая группа была создана в начале 2012 года по инициативе ФАС России и итальянского конкурентного ведомства для исследования проблем конкуренции в фармацевтической отрасли. Основными целями группы является адвокатирование конкуренции на фармацевтических рынках, обеспечение доступности медицинских препаратов для населения, выработка общих подходов по таким вопросам, как регуляторные правила (например, регистрация лекарственных средств), снижение административных барьеров для входа на рынок новых лекарственных средств, оптимизация критериев взаимозаменяемости препаратов.
Третья Международная рабочая группа была создана также в 2012 году при взаимодействии с турецким ведомством и занимается вопросами повышения эффективности и улучшения конкурентной среды на рынке международной связи с использованием роуминга. В очередном заседании рабочей группы 10 сентября 2014 года в Санкт-Петербурге приняли участие представители конкурентных ведомств из 11 государств. В рамках обсуждения стороны договорились закрепить в отдельном документе основные принципы взаимодействия регуляторов и операторов связи, а также разработать «Дорожную карту» по снижению тарифов на связь в роуминге и развитию конкуренции на рынках мобильной связи9.
8 См. Results of the activity of the Working Group on Investigating Issues on Pricing in the Oil and Oil Product Markets and Methods of their Functioning. // Mode of access http://unctad. org/meetings/en/Presentation/IGE2013_PRESMod _RusAus_en.pdf
9 См. Состоялось третье заседание Рабочей группы по роумингу [электронный ресурс] URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_35831.html (Дата обращения: 24.11.2014).
5 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
113 Q
Анализ деятельности созданных по инициативе ФАС России совместно с зарубежными коллегами международных рабочих групп позволяет сделать вывод о том, что участие в работе этих групп является одним из важных инструментов усиления конкурентных начал в российской экономике. Все отрасли, являющиеся предметом деятельности групп, указаны в качестве приоритетных в утверждённой Правительством РФ в 2012 г. «дорожной карте»10 по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики. Учитывая накопленный положительный опыт функционирования Международных рабочих групп, считаем целесообразным рассмотреть возможность расширения опыта взаимодействия ФАС России в рамках подобных групп на остальные приоритетные отрасли, перечисленные в «дорожной карте» по развитию конкуренции, а именно: рынок авиаперевозок, рынок медицинских услуг, электроэнергетику, почтовые услуги и услуги портов.
СОТРУДНИЧЕСТВО ФАС РОССИИ В РАМКАХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ГРУППИРОВОК
К многостороннему международному сотрудничеству ФАС России относится взаимодействие с зарубежными конкурентными органами в рамках интеграционных группировок. Так, конкурентная политика является одним из важных направлений сотрудничества в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) Белоруссии, Казахстана и России, на базе которого формируется Евразийский экономический союз. Наличие твёрдой политической воли на углубление интеграции, схожесть экономических систем, гармонизация соответствующего законодательства, бесспорно, повлияли на достижение таких результатов в области конкурентного правоприменения, как согласование Модельного закона «О конкуренции» и формирование в рамках Суда ЕврАзЭС состава по рассмотрению антимонопольных дел. Контроль за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках возложен на Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). В Москве 12 ноября 2014 года было подписано Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за её разглашение при осуществлении Евразийской экономической комиссией полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции11. Ограничения, связанные с обменом конфиденциальной информации, являются основным фактором, тормозящим углубление взаимодействия между конкурентными ведомствами разных стран. В свете этого,
10 См. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 2579-р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» [электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/ files/41d46dc4377feda2aa37.pdf (Дата обращения: 14.10.2014).
11 См. Представители стран-участниц ЕЭК подписали Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации [электронный ресурс]. URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_36048.html (Дата обращения: 24.11.2014).
^ 114
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2015
подписание указанного Соглашения, бесспорно, играет первостепенную роль в обеспечении эффективности работы Евразийской экономической комиссии.
В силу тесных экономических связей и богатого опыта конкурентного правоприменения в Европейском Союзе, ФАС России проявляет особую заинтересованность в углублении сотрудничества с ЕС в области защиты конкуренции. Это сотрудничество основано на ряде принятых совместных документов и «дорожных карт»: от базового соглашения, вступившего в силу ещё в 1997 году, до Меморандума о взаимопонимании в сфере сотрудничества между ФАС России и Генеральным Директоратом по конкуренции Европейской Комиссии, подписанном в 2011 году12. Помимо европейского опыта конкурентного правоприменения в отдельных отраслях, например в автомобильной отрасли, где на основе европейских материалов ФАС России был разработан Кодекс поведения автопроизводителей, для российской стороны, по нашему мнению, особый интерес представляет сама система организации конкурентного правоприменения, основанная на тесном взаимодействии между Европейской комиссией и национальными конкурентными ведомствами стран-членов ЕС. Опыт, аккумулированный в ЕС в период с 2004 года, когда была проведена серьёзная реформа системы коммунитарного конкурентного правоприменения в сторону его децентрализации13, может представлять ценность для выстраивания эффективной системы взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и антимонопольными ведомствами Белоруссии, России и Казахстана, что особенно актуально в свете передачи ЕЭК полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках.
В рамках СНГ наиболее значимые результаты сотрудничества сторон по вопросам конкурентной политики связаны с деятельностью Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства в государствах-членах СНГ, который реализовал ряд мероприятий на таких социально-значимых рынках, как пассажирские авиаперевозки, розничная реализация продовольственных товаров торговыми сетями, услуги международной связи с использованием роуминга.
Наконец, считаем необходимым затронуть вопрос многостороннего сотрудничества ФАС России по линии БРИКС. В рамках БРИКС инициатором включения конкурентной политики в повестку сотрудничества выступила ФАС России, созвав в 2008 году в Казани Первую международную конференцию по конкуренции
12 См. Зайцева А.Л. Сотрудничество России и ЕС в области конкуренции в агропро-довольственных отраслях // Актуальные вопросы сотрудничества России и ЕС: сб. науч. статей /под общ. Ред. Н.Г. Адамчук; Моск. Гос. ин-т междунар. Отношений (ун-т) МИД России; Европейский учебн. ин-т., каф. экономики ЕС. - М.: МГИМО-Университет, 2013. Сс. 115-130
13 См. Modernization and Decentralization of EC Competition Law /Edited by Rivas J., Hor-spool M. - The Hague: Kluwer Law International, 2005. - 1226 p.
5 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
115 Q
под эгидой БРИК (Южная Африка присоединилась к блоку двумя годами позже). В целом основу сотрудничества на данном этапе составляет обмен информацией о реализуемых практиках антимонопольного регулирования. Основными площадками для взаимодействия являются проводимые раз в два года Международные конференции по конкуренции БРИКС и функционирующая с 2011 года Рабочая группа стран БРИКС по вопросам взаимодействия в области конкурентного правоприменения. В 2015 году на очередной конференции по конкуренции стран БРИКС, которая пройдёт в ЮАР, планируется подписать Меморандум о сотрудничестве антимонопольных органов стран БРИКС, который, по нашему мнению, даст толчок для расширения и углубления сотрудничества в области конкурентного правоприменения.
ДВУСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ФАС РОССИИ
Правовую базу двустороннего сотрудничества ФАС России составляют межправительственные и межведомственные документы, прежде всего соглашения о сотрудничестве и меморандумы о взаимопонимании. Выделим основные цели реализуемого российским антимонопольным ведомством двустороннего сотрудничества с зарубежными коллегами. Во-первых, по аналогии с многосторонним сотрудничеством, взаимодействие на двусторонней основе нацелено на изучение лучших практик в области конкурентного правоприменения и обмен опытом работы конкурентных ведомств. Представители ФАС России регулярно участвуют в разного рода круглых столах, международных семинарах и конференциях, часть из которых проводится на базе собственного учебно-методического центра в Казани.
Во-вторых, к целям двустороннего сотрудничества можно отнести взаимное информирование о реализуемых ведомствами в своих странах мероприятий по обеспечению соблюдения антимонопольного законодательства. Так, информация о расследовании, инициированной в отношении той или иной транснациональной компании в одной стране, может быть сигналом для повышенного внимания к деятельности этой компании и в других странах, так как применяемые крупнейшими ТНК ограничительные деловые практики зачастую дублируются во всех странах их присутствия. Показательными примерами служат дела о злоупотреблении доминирующим положением в отношении таких компаний, как «The Coca Cola Company», «Microsoft», «Google».
Одним из способов повышения эффективности двустороннего сотрудничества является практика заключения соглашений между конкурентными ведомствами по типу так называемых соглашений 2-го уровня, предусматривающих ряд положений по обмену информацией. В договорном портфеле ФАС России насчитывается два многосторонних (в рамках СНГ и Евразийской экономической комиссии) и шесть двусторонних соглашений 2-го уровня, а именно: с Австрией, Венгрией, Генеральным директоратом по конкуренции Европейской комиссии, Испанией, Мексикой и Сербией. Положения соглашений предусматривают проведение консультаций по
^ 116
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2015
отдельным делам, возможность высылать запросы информации, учёт взаимных интересов при расследовании конкретных дел, запросы и поручения о проведении отдельных процессуальных действий. Отметим, что данные соглашения затрагивают обмен исключительно информацией неконфиденциального характера. Конфиденциальная информация может передаваться между ведомствами при условии подписания компанией, в отношении которой ведётся расследование, согласия на отказ от конфиденциальности, например в обмен на смягчение наказания.
Помимо практики заключения соглашений 2-го уровня положительным фактором повышения эффективности межведомственного взаимодействия является неформальное сотрудничество и межличностные отношения между конкурентными ведомствами, которые во многом определяются авторитетом антимонопольного органа и степенью доверия к нему. Бесспорно, значимым для улучшения имиджа ФАС России является получение Службой в 2012 году сертификата на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001-2008, свидетельствующего о высоком уровне управления (в коммерческих организациях - менеджмента).
Благоприятствующим фактором для укрепления авторитета ФАС России является изменение положения Службы в рамках проводимой «Всемирным обзором по конкуренции» оценки эффективности деятельности конкурентных ведомств. При её проведении берутся такие показатели, как численность сотрудников ведомства и их профессиональный уровень, их материальное обеспечение; количественные показатели деятельности ведомства по контролю за сделками экономической концентрации; обеспечение запрета на картельную деятельность и на злоупотребление доминирующим положением; общая политика ведомства (стратегии, приоритеты, результаты). ФАС России была включена в указанный рейтинг в 2005 году, за 8 лет Служба улучшила свои позиции, повысив свой оценочный балл с 1,25 до 3 рангов14. В рейтинге «Всемирного обзора по конкуренции» за странами не закрепляется определённого порядкового места. По результатам деятельности ведомства ему лишь присваивается по 4-х балльной шкале («удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо», «элита») количество баллов (звёзд), определяющих диапазон, внутри которого оно располагается. По итогам 2012 года деятельность ФАС России получила оценку «хорошо» и заняла место в рейтинге в одной группе с рядом конкурентных ведомств из Европы, а именно: Австрии, Чехии, Венгрии, Швеции, Швейцарии и др.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАДАЧИ ФАС РОССИИ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
По мере роста трансграничных операций и сделок международных компаний, пожалуй, особо важное значение приобретает развитие межведомственного взаимодействия при рассмотрении конкретных случаев антиконкурентных действий
14 См. Князева И.В. Оценка эффективности деятельности конкурентных ведомств // Российское конкурентное право и экономика, №1 (10) 2014. Сс. 40-53
5 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
117 Q
хозяйствующих субъектов, имеющих трансграничный характер. При всей значимости данного вектора сотрудничества для всех вовлечённых сторон, оперативное взаимодействие между конкурентными ведомствами разных стран при рассмотрении конкретных дел не является повсеместным явлением. По сведениям ОЭСР15, реальные примеры межведомственного партнёрства чаще всего складываются в сфере контроля операций экономической концентрации, реже - при расследованиях случаев картельного сговора и практически не развито в отношении дел о злоупотреблении хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.
В силу того, что участие в картельном сговоре наносит наибольший вред конкуренции на любых рынках, считаем необходимым отдельно перечислить основные проблемы, тормозящие межведомственное взаимодействие. Оперативному противодействию международным картелям препятствуют такие факторы, как и сложность и длительность процедур межведомственного сотрудничества (например, подача и обработка официального запроса информации), недостаточное распространение практики отказа от конфиденциальности, ограничения в отношении обмена конфиденциальной информацией, разность подходов к определению допустимых доказательств участия в сговоре (так, не во всех юрисдикциях легальными являются результаты внезапных проверок - «рейдов на рассвете»)16.
В свете вышесказанного, в качестве одного из приоритетных направлений международного сотрудничества для ФАС России считаем использование своего положения в Международной конкурентной сети, а также опыта взаимодействия в рамках ЮНКТАД в целях содействия подготовке и принятию международной конвенции по борьбе с картелями. Осознавая длительность и сложность согласования и принятия подобного рода документов, согласимся с мнением отдельных российских экспертов17, что на первом этапе подписание такого документа целесообразно инициировать в рамках БРИКС, ведь в силу специфики этого объединения18 согласованная позиция входящих в него стран способна влиять на принятие решений на международном уровне. В свете этого ещё большую важность приобретает вопрос подписания Меморандума о взаимопонимании между конкурентными ведомствами стран БРИКС, о котором говорилось выше.
15 См. Позднякова А.Э. Обмен информацией при взаимодействии антимонопольных органов // Российское конкурентное право и экономика, №1 (10) 2014. Сс. 36-39
16 См. Cooperation between competition agencies in cartel investigations. EC Report to the ICN Annual Conference in Cape Town, May 2006 [electronic resource]. Mode of access: http:// ec.europa.eu/competition/international/ multilateral/2006.pdf (Дата обращения 13.09.2014)
17 См. Правовые проблемы равных условий конкуренции на Едином экономическом пространстве обсудили в Витебске [электронный ресурс] URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_36039.html (Дата обращения: 24.11.2014).
18 См. Рогатных Е. Б. Эволюция современной системы многостороннего межправительственного сотрудничества и место БРИКС в этой системе // Российский внешнеэкономический вестник, № 7, 2013. Сс. 3-18
^ 118
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2015
Ещё одним важным направлением развития международного сотрудничества ФАС России, по нашему мнению, является более широкое применение результатов деятельности международных рабочих групп с участием российской стороны. Выше мы уже указывали на целесообразность расширения положительного опыта функционирования рабочих групп на остальные отрасли, фигурирующие в «дорожной карте» по развитию конкуренции в России. Результаты деятельности трёх уже созданных совместно с ФАС России рабочих групп по вопросам рынков нефти и нефтепродуктов, фармацевтической отрасли и услуг связи целесообразно инкорпорировать в разрабатываемые ЮНКТАД механизмы и инструменты сотрудничества, прежде всего в виде создания секторальных баз данных (электронных платформ).
Таким образом, можно констатировать, что ФАС России активно развивает международное сотрудничество по вопросам конкурентного правоприменения, не просто использует накопленный опыт сотрудничества для оптимизации российской антимонопольной политики, но и участвует в выработке в рамках площадок многостороннего сотрудничества общих подходов по отдельным вопросам конкурентного правоприменения. В качестве приоритетных направлении развития международного сотрудничества ФАС России выделим содействие принятию Международной конвенции по борьбе с картелями, расширение положительного опыта взаимодействия в рамках международных групп на остальные проблемные, с точки зрения конкуренции, отрасли российской экономики, создание на платформе ЮНКТАД секторальных баз данных по рынках нефтепродуктов, лекарственных препаратов и телекоммуникационных услуг, содействие подписанию Меморандума о взаимопонимании между конкурентными ведомствами стран БРИКС.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Доклад Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области конкуренции о работе её тринадцатой сессии, проходившей в Женеве 8-10 июля 2013 г. [электронный ресурс]. URL: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ ciclpd25_ ru.pdf (Дата обращения: i3.09.20i4) (Doklad Mezhpravitel'stvennoj gruppy jekspertov po zakonodatel'stvu i politike v oblasti konkurencii o rabote ejo trinadcatoj sessii, prohodivshej v Zheneve 8-10 ijulja 2013 g. [jelektronnyj resurs]).
Зайцева А.Л. Сотрудничество России и ЕС в области конкуренции в агропродоволь-ственных отраслях // Актуальные вопросы сотрудничества России и ЕС: сб. науч. статей / под общ. Ред. Н.Г. Адамчук; Моск. Гос. ин-т междунар. Отношений (ун-т) МИД России; Европейский учебн. ин-т., каф. экономики ЕС. - М.: МГИМО-Университет, 2013. Сс. 115-i30 (Zajceva A.L. Sotrudnichestvo Rossii i ES v oblasti konkurencii v agroprodovol'stvennyh otrasljah // Aktual'nye voprosy sotrudnichestva Rossii i ES: sb. nauch. statej /pod obshh. Red. N.G. Adamchuk; Mosk. Gos. in-t mezhdunar. Otnoshenij (un-t) MID Rossii; Evropejskij uchebn. in-t., kaf. jekonomiki ES. - M.: MGIMO-Universitet, 2013. Ss. 115-130).
5 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
119 Q
Князева И.В. Оценка эффективности деятельности конкурентных ведомств // Российское конкурентное право и экономика, №1 (10) 2014. Сс. 40-53 (Knjazeva I.V. Ocenka jeffektivnosti dejatel'nosti konkurentnyh vedomstv // Rossijskoe konkurentnoe pravo i jekonomika, №1 (10) 2014. Ss. 40-53).
Лихачев Р.А. Проблемы и перспективы присоединения России к ОЭСР //Российский внешнеэкономический вестник. №3, 2014. Сс. 106 - 113 (Lihachev R.A. Problemy i perspektivy prisoedinenija Rossii k OJeSR //Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. №3, 2014. Ss. 106 - 113).
Позднякова А.Э. Обмен информацией при взаимодействии антимонопольных органов // Российское конкурентное право и экономика, №1 (10) 2014. Сс. 36-39 (Pozdnjakova A.Je. Obmen informaciej pri vzaimodejstvii antimonopol'nyh organov // Rossijskoe konkurentnoe pravo i jekonomika, №1 (10) 2014. Ss. 36-39)
Правовые проблемы равных условий конкуренции на Едином экономическом пространстве обсудили в Витебске [электронный ресурс] URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/ fas-news_36039.html (Дата обращения: 24.11.2014) (Pravovye problemy ravnyh uslovij konkurencii na Edinom jekonomicheskom prostranstve obsudili v Vitebske [jelektronnyj resurs]).
Представители стран-участниц ЕЭК подписали Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации [электронный ресурс]. URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_36048.html (Дата обращения: 24.11.2014) (Predstaviteli stran-uchastnic EJeK podpisali Soglashenie o porjadke zashhity konfidencial'noj informacii [jelektronnyj resurs]).
Приняты новые рекомендации ОЭСР по государственным закупкам [электронный ресурс]. URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_36041.html (Дата обращения: 24.11.2014) (Prinjaty novye rekomendacii OJeSR po gosudarstvennym zakupkam [jelektronnyj resurs]).
Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 2579-р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» [электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/ files/41d46dc4377feda2aa37.pdf (Дата обращения: 14.10.2014) (Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 28 dekabrja 2012 goda № 2579-r Ob utverzhdenii plana meroprijatij («dorozhnoj karty») «Razvitie konkurencii i sovershenstvovanie antimonopol'noj politiki» [jelektronnyj resurs]).
Рогатных Е. Б. Эволюция современной системы многостороннего межправительственного сотрудничества и место БРИКС в этой системе // Российский внешнеэкономический вестник, № 7, 2013. Сс. 3-18 (Rogatnyh E. B. Jevoljucija sovremennoj sistemy mnogostoronnego mezhpravitel'stvennogo sotrudnichestva i mesto BRIKS v jetoj sisteme // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, № 7, 2013. Ss. 3-18).
Сабельников Л.В. Многосторонние организации и форумы в развитии международных экономических отношений // Российский внешнеэкономический вестник. №5, 2012. Сс. 22-29 (Sabel'nikov L.V. Mnogostoronnie organizacii i forumy v razvitii mezhdunarodnyh jekonomicheskih otnoshenij // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. №5, 2012. Ss. 22-29).
Состоялось третье заседание Рабочей группы по роумингу [электронный ресурс] URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_35831.html (Дата обращения: 24.11.2014) (Sostojalos' tret'e zasedanie Rabochej gruppy po roumingu [jelektronnyj resurs]).
^ 120
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2015
ФАС России и ЮНКТАД: эффект сотрудничества [электронный ресурс]. URL: http:// www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_35813.html (Дата обращения: 17.11.2014) (FAS Rossii i JuNKTAD: jeffekt sotrudnichestva [jelektronnyj resurs]).
Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ [электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2006/07/27/zaschita-konkurencii.html (дата обращения: 12.09.2014) (Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 26 ijulja 2006 g. № 135-FZ [jelektronnyj resurs]).
Ячеистова Н.И. Конкурентная политика как объект деятельности международных организаций // Вестник МАП России №5, 2001. С. 68-75 (Jacheistova N.I. Konkurentnaja politika kak ob#ekt dejatel'nosti mezhdunarodnyh organizacij // Vestnik MAP Rossii №5, 2001. S. 6875).
Cooperation between competition agencies in cartel investigations. EC Report to the ICN Annual Conference in Cape Town, May 2006 [electronic resource]. Mode of access: http://ec.europa. eu/competition/international/multilateral/2006.pdf (Дата обращения 13.09.2014)
Modernization and Decentralization of EC Competition Law /Edited by Rivas J., Horspool M. - The Hague: Kluwer Law International, 2005. - 1226 p.
Results of the activity of the Working Group on Investigating Issues on Pricing in the Oil and Oil Product Markets and Methods of their Functioning. // Mode of access http://unctad.org/ meetings/en/Presentation/IGE2013_PRESMod _RusAus_en.pdf.
5 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
121 Q