ґ
V,
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
Н. ТАРАСЕНКО, профессор И. ЛЯКИШЕВА, доцент Е. КРИУЛИНА, доцент В. ЕРОХИН, зам. начальника отдела международных связей Ставропольский государственный аграрный университет
По поводу присоединения России к Болонской конвенции по высшему образованию высказываются разные точки зрения, порой диаметрально противоположные. Его сторонники утверждают, что это поможет нашей стране интегрироваться в европейское образовательное пространство, а противники пугают происками Запада и возможным разрушением культурных ценностей.
С уверенностью можно сказать лишь одно: интеграционные процессы в мировом сообществе, затронувшие различные области науки, экономики, человеческих отношений, не могли не коснуться отечественного высшего профессионального образования. Ряд зарубежных фондов и грантов, аккредитованных и работающих на территории нашей страны, в настоящее время оказывают ей необходимую помощь в адаптации к сложившимся в единой Европе принципам и формам организации высшего образования. Без этого невозможно признание российского диплома на международном рынке труда, что сдерживает процесс укрепления позиций России во многих областях деятельности.
Хорошо осознавая это, Ставропольский государственный аграрный университет в последние годы делает значительные шаги по развитию академической мобильности профессорско-преподавательского состава и студентов. Так, в 2002 году экономическим фа-
Международное сотрудничество аграрных вузов
культетом Ставропольского государственного аграрного университета была подана заявка на совместный европейский проект ТЕМРиБ ТааБ «Интернационализация экономического образования в СтГАУ» в Комиссию ЕС. Предполагалось, что кроме него в выполнении проекта примут участие университет Хойенхайм (Германия), университет Вагенинген (Нидерланды), Московская государственная сельскохозяйственная академия им К.А. Тимирязева. Решением Комиссии ЕС в июне
2003 года заявка вуза была поддержана.
Основная цель данного проекта -модернизация обучения по экономическим специальностям в СтГАУ. Достижение данной цели должно внести существенный вклад в совершенствование образовательных программ в данном направлении не только в нашем вузе, но и в других высших учебных заведениях Северо-Кавказского региона. Победа в конкурсе на участие в проекте предоставила российским вузам реальную финансовую возможность интенсивно включиться в международное сотрудничество в области экономического образования.
Выбор вышеупомянутых вузов в качестве базовых был неслучаен, поскольку они являются лидерами в аграрном экономическом образовании своих стран, что можно проиллюстрировать следующими их характеристиками.
Университет Хойенхайм был основан в 1818 г. герцогом Вильгельмом I
Вюртембергским в качестве сельскохозяйственного учебно-опытного образцового заведения (добавим к этому, что его супруга Екатерина Павловна была русской царевной, это и определило ориентацию данного учебного заведения на будущее сотрудничество с ее родиной). Финансовую основу развития университета обеспечивают правительство Федеральной земли Баден-Вюрт-темберг, Федеральное правительство Германии, средства из внебюджетных источников, зарабатываемые вузом при выполнении научных исследований по заявкам, к примеру, соответствующих структур Евросоюза. Кроме того, до 2025% бюджета вуза составляет частное финансирование со стороны отдельных фирм. В качестве таких «спонсоров» часто выступают фирмы-производители техники и оборудования, в том числе и сельскохозяйственного. В стране уже много лет определяется ежегодный рейтинг среди вузов по сумме заработанных ими средств (как показателя эффективности научной деятельности их коллективов), по результатам которого ву-зам-победителям из государственных средств выдаются премии. Таким способом государство стимулирует внедренческую направленность научно-исследовательской работы преподавателей, научных сотрудников, аспирантов, студентов.
Уже в 1847 г. Хойенхайм приобрел статус Академии сельского и лесного хозяйства, а спустя еще 70 лет ему, одному из первых вузов страны, было предоставлено высокое право присуждения ученой степени доктора и профессора. В 1967 г. завершилось формирование университета за счет открытия факультетов и специальностей, не связанных с сельскохозяйственной деятельностью. В настоящее время в университете три факультета, объединяющих 38 институтов (кафедр), где обучается немногим более 5000 студентов.
Университет ведет подготовку по двухуровневой системе - бакалавриату и магистратуре, завершает подготовку по традиционной схеме (с получением диплома специалиста). Действует докторантура для подготовки педагогических и научных кадров.
Разносторонняя и эффективная деятельность университета в самых разных направлениях образования и науки определяет его как достойного координатора и участника международного проекта в сфере экономического аграрного образования и вузовской науки.
Вагенингенский университет в Нидерландах был основан на 100 лет позднее Хойенхайма - в 1918 г. Это ведущий образовательный и исследовательский центр в области растениеводства, животноводства, экологии, агротехнологий и общественных наук.
Вхождение университета в консорциум с Вагенингенским исследовательским центром и Голландским национальным институтом сельского хозяйства позволило ему успешно заниматься образованием и научными исследованиями в области агропромышленного производства, менеджмента естественных ресурсов, продовольственной безопасности, управления качеством не только в Нидерландах и странах Евросоюза, но и в государствах практически всех континентов мира. Несколько лет назад сотрудниками этого Центра исследовалась аграрная проблематика в центральных областях России.
По программам различной направленности и сроков обучения Международный сельскохозяйственный центр предлагает образование и консультации по 70 направлениям в области пищевой промышленности, агробизнеса, питания и развития села, продовольственной безопасности. Обучение студентов в университете давно ведется только по двухуровневой системе с
подготовкой бакалавров и магистров. Подготовка научных и преподавательских кадров осуществляется в докторантуре в течение четырех лет по следующим направлениям: школа общественных наук, школа растениеводства, школа экологии, школа агротехнологии и питания, школа животноводства, школа климатологии.
Понятно, что этот вуз также имеет все основания для участия в рассматриваемом международном образовательном проекте.
Московская государственная сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева - старейшее и всемирно известное высшее аграрное учебное заведение России. Датой основания считается 3 декабря 1865 года, когда был подготовлен первый устав Петровской земледельческой и лесной академии, который утвердил российский император Александр II [1]. В этом вузе бережно сохраняется все, что связано с историей развития отечественного высшего сельскохозяйственного образования, аграрной науки и культуры.
За прошедший период МГСХА им. К.А. Тимирязева стала колыбелью прогрессивных научных школ и направлений. Здесь готовят высококвалифицированных специалистов для крупных сельскохозяйственных предприятий, холдингов и корпораций, акционерных обществ, арендных коллективов, кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, коммерческих структур, высших аграрных учебных заведений и научно-исследовательских учреждений.
В академии обучается более 10 тыс. студентов на дневном, вечернем и заочном отделениях; около 400 аспирантов, соискателей и докторантов проходят подготовку по 54 специальностям. Имеются 14 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. Все 69 кафедр академии оснащены новейшими средствами обу-
чения, современным компьютерным и видеооборудованием для выполнения научных исследований.
Академия традиционно ведет активную деятельность, направленную на интеграцию и развитие международных отношений в сфере аграрного экономического образования и аграрной науки, принимает участие в реализации таких программ, как ТЕМПУС, ИНтАс и др. Академией заключены договоры о сотрудничестве с университетами и научными центрами более 30 стран мира, организуется практика студентов на сельскохозяйственных предприятиях в США, Германии, Голландии, Австрии, а подготовка специалистов для зарубежных стран проводится в академии с 1946 года. За это время на основных факультетах закончили обучение 1860 человек из 93 стран мира, в аспирантуре и докторантуре обучалось более 1700 иностранцев, 650 иностранных граждан прошли стажировку.
Безусловно, у такого вуза, каковым является МГСХА им. К.А. Тимирязева, имеются все основания для участия в разработке совместного европейского проекта ТЕМРиБ ТааБ «Интернационализация экономического образования в СтГАУ».
Ставропольский государственный аграрный университет в настоящее время готовится к своему 75-летию. Это самый «молодой» вуз из участников данного проекта.
Последнее пятилетие в жизни вуза ознаменованы бурным развитием, укреплением и совершенствованием материально-технической базы, кадрового потенциала, образовательных технологий, что и обусловило необходимость расширения научных и учебных контактов вуза не только в стране, но и за ее пределами.
В настоящее время СтГАУ - это крупное сельскохозяйственное образовательное учреждение России. На
девяти факультетах вуза и 63 кафедрах обучается более 12000 студентов очного, заочного, послевузовского образования. В учебном процессе активно используются ресурсы опытной станции, учебно-опытного хозяйства, ветеринарных клиник, более десятка компьютерных классов, языкового центра, ряда учебных и научных лабораторий. По результатам всероссийского конкурса 2004 г. среди библиотек аграрных вузов России «Инновационная деятельность библиотек в становлении информационной культуры личности» научная библиотека нашего университета заняла первое место. В вузе успешно функционирует отдел международных связей, региональный Центр управления качеством образования, Центр научно-инновационной и информационно-аналитической деятельности, учебные и научно-исследовательские лаборатории, четыре диссертационных совета, в том числе три - по защите докторских диссертаций. По результатам рейтинга сельскохозяйственных вузов страны (2004 г.) университет занял второе место, уступив лишь МГСХА им. К.А. Тимирязева. Высокий статус вуза подтвержден получением диплома лауреата в конкурсе вузов
2004 г. «Европейское качество» в номинации «Сто лучших вузов России», а также присуждением ректору университета, профессору В.И. Трухачеву международной награды «Святая София» за личный вклад в возрождение духовности, развитие национальной культуры и науки.
Современный экономический факультет СтГАУ - самый крупный по численности студентов, преподавателей, числу кафедр (их десять). Профессорско-преподавательский состав экономического факультета - это 137 преподавателей, в том числе 11 докторов экономических наук, 13 профессоров, 92 доцента, 90 кандидатов наук. Обуче-
ние студентов экономического факультета ведется по семи специальностям (экономика и управление на предприятиях АПК, мировая экономика, антикризисное управление, прикладная информатика в экономике, менеджмент организации, государственное и муниципальное управление, маркетинг).
На факультете установлены творческие и деловые контакты с ведущими аграрными вузами Нидерландов, Германии, Чехии, Австрии, Словакии, Сербии, других государств Западной и Восточной Европы и СНГ, что дает нашим студентам возможность в стенах родного университета получать образование европейского уровня. Преподаватели экономического факультета проходят стажировку в Германии, Голландии и Чехии в области экономики, международной торговли, международного менеджмента, маркетинга, мирового сельского хозяйства. В сентябре 2004 г. наши ученые принимали участие в работе международных научно-практических конференций «Аграрные перспективы XIII: устойчивое развитие аграрного сектора» и «Безопасность жизни: социальная и экономическая ответственность агробизнеса» на базе Чешского аграрного университета (г. Прага), а также Третьей международной конференции «Перспективы развития единого образовательного пространства: Запад-Восток. Проблемы и пути их решения» (г. Вена). Осенью 2004 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве в области дистанционного образования между Словацким сельскохозяйственным университетом в г. Нитра и Ставропольским государственным аграрным университетом и был создан Консорциум сотрудничающих университетов (26 университетов стран Западной и Восточной Европы). Более 50 преподавателей факультета уже прошли научные стажировки в ведущих вузах Европы. Со-
временный экономический факультет использует преимущественно активные методы обучения, направленные на создание условий для осмысления учебного материала, повышение интеллектуальной активности студентов, отработку практических навыков. Цель факультета - не только быть конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг, но и обеспечивать уникальное, элитарное образование своим выпускникам.
Именно поэтому экономический факультет и стал инициатором, организатором и непосредственным участником европейского проекта ТЕМРиБ ТааБ «Интернационализация экономического образования в СтГАУ».
Перед участниками проекта были поставлены следующие цели:
• введение новой специализации «Международные экономические отношения и агробизнес» в рамках курса «Мировая экономика»;
• дополнение и совершенствование содержания лекций по курсам «Мировая экономика» и «Международные экономические отношения и агробизнес»;
• обучение и повышение квалификации молодых преподавателей и студентов старших курсов экономического факультета СтГАУ в Университете Хойенхайм, Университете Вагенинген и МГСХА им. К.А. Тимирязева;
• создание Отдела международных связей;
• улучшение языковой подготовки;
• создание необходимых институциональных и материальных предпосылок для совместной работы по совершенствованию учебного процесса и долгосрочного сотрудничества партнеров проекта;
• распространение и перенесение результатов проекта на другие факультеты СтГАУ, а также вузы Северо-Кавказского региона.
Основу деятельности экономического факультета в рамках данного проекта составили такие направления, как развитие взаимовыгодных партнерских связей с учебными, научными, культурными, промышленными учреждениями за рубежом на основе двусторонних и многосторонних программ сотрудничества в области науки, образования и культуры; участие в международных программах и проектах, в конференциях и научных исследованиях; содействие в направлении за границу для прохождения стажировки сотрудников университета, организации практики и обучения для студентов СтГАУ; приглашение в университет зарубежных специалистов для обмена опытом и чтения лекций; поиск новых зарубежных партнеров для реализации совместных проектов.
Кроме того, в рамках стратегии повышения степени интернационализации экономического образования были установлены контакты с университетами многих стран Европы, Америки, Азии. Одновременно были расширены и укреплены контакты в области высшего экономического образования с вузами ряда регионов России.
В университете ведется подготовка к переводу обучения студентов экономического профиля на двухуровневую систему подготовки - бакалавриат и магистратуру, что соответствует требованиям Болонской конвенции. На факультете совершенствуется организация научно-исследовательской работы, внедряются другие прогрессивные направления современного экономического образования. Все это свидетельствует об активной и эффективной реализации университетом тех возможностей, которые в настоящее время предоставляются каждому вузу нашей страны при интеграции России в мировое образовательное пространство. Основные цели Бо-
лонского процесса в нашем университете уже достигнуты: с каждым днем развивается академическая и профессиональная мобильность преподавателей и студентов, активно разрабатываются самые различные образовательные программы, в том числе и на иностранных языках, растет качество и уникальность предоставляемого образования, а выпускники Ставрополь-
ского государственного аграрного университета, как никогда, конкурентоспособны, причем уже не только на национальном рынке.
Литература
1. Змеев В., Зайцева Н. Петровская академия // Высшее образование в России. -2004. - № 11.
М. КАРПЕНКО, профессор, ректор Современная гуманитарная академия
Непрерывное образование на основе информационно-коммуникационных технологий
Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), создание на их основе единого образовательного пространства России, подключение к нему стран СНГ и дальнего зарубежья имеют исключительно важное значение для кардинальной модернизации всей сферы образования. Традиционные групповые методы обучения и передачи знаний в современных условиях оказываются малоэффективными для повышения качества и объема образовательной деятельности, лишь ИКТ обеспечивает продвижение в данном направлении.
В 1996 году прошедшая в Москве конференция с присутствием генерального директора ЮНЕСКО Фредерика Майора дала некий толчок внедрению этих технологий. После нее группа вузов провела эксперимент в соответствующем законодательном поле. Начинали его Современный гуманитарный университет (ныне СГА) и Московский го-суниверситет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), а к концу 2002 года в нем участвовали 17 вузов.
Мировой опыт уже продемонстрировал, а эксперимент подтвердил возможность предоставлять качественное образование посредством ИКТ людям любого возраста на месте их проживания.
Дистанционное образование (ДО) с опорой на ИКТ перестало быть модой, оно определилось как магистральный путь модернизации сферы отечественного образования в целом. Однако его развитие сдерживается несовершенством законодательной и нормативной базы, психолого-педагогической не-проработанностью узловых проблем дидактики, основанной на новых технологиях, отставанием в подготовке педагогических кадров, готовых к использованию информационных технологий, недостаточным количеством современных баз знаний, неразвитостью информационных сетей.
Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) сформулировала два базовых принципа: «образование для всех» и «образование через всю