МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
DOI 10.24412/2227-7315-2023-6-233-243 УДК 341.23
М. В. Шугуров, Г. В. Колодуб
МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ: АНАЛИЗ СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА НАУЧНУЮ СФЕРУ*
Введение: особенностью текущих антироссийских санкций являются крупномасштабные ограничения в отношении российской науки в целом и ее подсистем в частности. По замыслу недружественных стран негативным следствием односторонних ограничительных мер должно стать ослабление научно-технического потенциала России и уменьшение ее вовлеченности в международное научно-исследовательское и научно-технологическое сотрудничество. Определенную роль в реализации данного сценария играют экономические санкции, смежные по отношению к секторальным научным. Цель — разработать концептуальные представления о степени воздействия режимов ограничительных мер и мультисекторальном характере экономических санкций. Методологическая основа: системный подход, общенаучные и специально-юридические методы познания, а также сравнительно-правовой метод. Результаты: на основе анализа экономических санкций в отношении российской науки детализирован эффект резонанса негативного воздействия экономических и научных санкций, что позволяет в новом ракурсе осмыслить тесную связь международного экономического и международного научного сотрудничества, а также уязвимость науки под влиянием неблагоприятных геоэкономических факторов. Выводы: экономические, а вместе с ними технологические санкции «перетекают» в научную плоскость и оказывают негативное воздействие на функционирование отечественного научного сектора в международном измерении. В качестве перспективного выхода из ситуации, неблагоприятной для функционирования и развития российской науки, оказывается не введение контрсанкций со стороны России, а проведение государственной научно-технической
© Шугуров Марк Владимирович, 2023
Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Колодуб Григорий Вячеславович, 2023
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Shugurov Mark Vladimirovich, 2023
Doctor of Philosophy, Associate Professor, Professor of the Department of International Law (Saratov State Law Academy)
© Kolodub Grigory Vyacheslavovich, 2023
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Law (Saratov State Law Academy)
* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01296 (https://rscf.ru/ project/23-28-01296/)
политики, направленной на ипортозамещение ресурсов, необходимых для проведения научных исследований и технологических разработок.
Ключевые слова: антироссийские санкции, научно-техническая политика, международное сотрудничество, научное оборудование, импортозамещение, экспортный контроль.
M. V. Shugurov, G. V. Kolodub
INTERNATIONAL SCIENTIFIC COOPERATION IN RUSSIA UNDER SANCTIONS PRESSURE: ANALYSIS OF THE DEGREE OF INFLUENCE
OF ECONOMIC CONSTRAINTS ON THE SCIENTIFIC SPHERE
Background: the peculiarity of the current anti-Russian sanctions is that their range includes large-scale restrictions on Russian science in general and its subsystems in particular. According to the plans of unfriendly countries, the negative consequence of unilateral restrictive measures should be a weakening of Russia's scientific and technical potential and a decrease in its involvement in international research and scientific and technological cooperation. Economic sanctions, which are related to sectoral scientific sanctions, play a certain role in the implementation of this scenario. Objective — to develop conceptual ideas about the degree of impact of restrictive measures and the mul-tisectoral nature of economic sanctions. Methodology: a systematic approach, general scientific and special legal methods of cognition, as well as a comparative legal method. Results: based on the analysis of economic sanctions against Russian science, the resonance effect of the negative impact of economic and scientific sanctions is detailed, which allows us to comprehend in a new perspective the close relationship between international economic and international scientific cooperation, as well as the vulnerability of science under the influence of unfavorable geo-economic factors. Conclusions: economic and, with them, technological sanctions "spill over" into the scientific plane and have a negative impact on the functioning of the scientific sector in the international dimension. As a promising way out of a situation unfavorable for the functioning and development of Russian science, it turns out not the introduction of counter-sanctions from Russia, but the implementation of a state scientific and technical policy aimed at the import substitution of resources necessary for scientific research and technological developments.
Keywords: anti-Russian sanctions, scientific and technical policy, international cooperation, scientific equipment, import substitution, export control.
|| В настоящее время к одному из факторов, вызывающих осложнения междуна-
о родных экономических отношений, относятся односторонние ограничительные
! меры (санкции), используемые как средство давления на другие государства,
° а также как средства политического давления со стороны международных ин-
го
з ститутов. Не следует забывать о том, что экономические санкции как элемент ! торговой борьбы и средство недобросовестной конкуренции способны оказывать | негативное воздействие не только на возможность проведения научных исследований, но и на интенсивность реализуемых научно-технологических разработок в странах, в отношении которых введены санкционные ограничительные меры. Подобного рода закономерности в полной мере реализуются в ситуации беспрецедентных по своему масштабу антироссийских санкций. В частности, санкции, имеющие экономическую природу, выступают в качестве барьеров 234 на пути участия России в международном научном сотрудничестве. В ряде слу-
чаев прогнозируется «замораживающий эффект», следствием чего может стать ослабление научно-технического потенциала страны, что может привести к снижению заинтересованности зарубежных коллабораторов в рамках международного научно-исследовательского и научно-технологического сотрудничества, например ограничение возможности приобретения оборудования, необходимого для проведения научных исследований. Вполне очевидно, что подобного рода экономические санкции дополняют и усугубляют целевые санкции, представляющие собой запреты на научные связи с российскими научными организациями, финансируемыми из госбюджета.
Как указывается в специальной литературе, «санкционный шторм высветил для широкой российской общественности наиболее уязвимые места научной архитектуры России» [1, с. 70]. С нашей точки зрения, подобного рода проблемные места означают фактическую зависимость российской науки от импорта зарубежного оборудования и материалов, что делает российскую науку уязвимой не только от научных, но и от экономических санкций. В этом контексте последние приобретают мультисекторальный характер, то есть оказывают воздействие и на экономику и внешнеэкономические связи, и на международное научное сотрудничество и функционирование российской науки.
В настоящее время анализу экономических санкций, введенных в отношении России, посвящен ряд научных работ [2; 3]. Необходимо констатировать, что в подавляющем большинстве случаев авторы данных работ не рассматривают негативное воздействие санкций на развитие российской науки. Впрочем, как можно заметить, в предметной области научных исследований экономических санкций наблюдается аналогичная ситуация. Это означает, что в рамках те- е ории экономических санкций [4-6] часто отсутствует анализ их воздействия и на сферу науки в рассматриваемом государстве. Поэтому важным вкладом в раз- а витие теории санкций, вводимых в отношении научного сектора, стала работа о И. Дежиной о воздействии экономических санкций на развитие науки в России о в 2014-2015 гг. [7]. |
с
Вместе с тем введение масштабных экономических санкций в 2022-2023 гг. | требует изучения их негативного воздействия на российскую науку. Тем более в
е
в научной литературе достаточно детально рассмотрен вопрос о новой конфигу- о
рации международного научного сотрудничества под воздействием экономиче- ю
ских санкций [8]. Проведение подобного исследования следует расценивать как |
дальнейшее развитие теории научных санкций, в рамках которой на примере к
отдельных стран так или иначе осуществляется рассмотрение воздействия эко- а
номических санкций на науку [9; 10]. |
Скорость, с которой был осуществлен бойкот российской науке, содержа- ии
нием которого стали многочисленные институциональные разрывы на уровне ¡§
совместных международных проектов, программ, а также международного со- 11
5
трудничества научных организаций, во многом обусловлена самим контекстом, ) а именно коррелятивным введением научных санкций относительно всего мас- 3 сива экономических и политических санкций, объявленных России [11, р. 146].
Для бенефициаров ослабления отечественной науки вследствие введения смешанных (мультисекторальных) ограничений основной целью является переформатирование сложившейся за последние двадцать лет российской модели управления наукой, которая основывается на принципах открытости и интегри-рованности в мировое научное сообщество. Более того, западные политические 235
институты, влияющие на принятие решении, навязывают идею невозможности и невыгодности международного научного сотрудничества с Россией, а также стремятся осуществить деинтернационализацию отечественной науки.
Напомним, что наука имеет особое предназначение — осуществление генерирования знаний как фундаментальных, так и прикладных. Однако она не свободна от политики и экономики, а в условиях глобализации — и от геоэкономической и геополитической ситуации, поэтому санкционные ограничительные меры в отношении российских банкиров, промышленников и спортсменов, а также направленные на сектор российской экономики и отдельных категорий технологий призваны оказывать сдерживающий эффект. В орбиту экономических санкций была вовлечена отечественная наука и международное научное сотрудничество с участием России.
Следует отметить, что сложившуюся ситуацию можно воспринимать в качестве нового этапа отношений России с западными странами, которые ухудшились ранее. Так, в рамках санкций 2014-2021 гг. наблюдалась не слишком благостная картина: длительное ожидание поставок и нередко по завышенным ценам. В принципе, такая логика вполне объяснима действовавшими экономическими санкциями, которые, однако, не включали ранее разноплановые по содержанию меры, ограничивающие сотрудничество в научной сфере, а касались режима экспортного контроля. С 2014 г. США стали проводить активную политику экспортного контроля в Россию. Экспортные ограничения касались как номенклатуры поставок, так и отдельных отечественных научно-исследовательских институтов, в частности Московского физико-технического института. В 2022 г. экспортный контроль был ужесточен по отношению к поставкам полупроводников, средств телекоммуникации, лазеров и датчиков и к другим технологиям, применяемым в промышленном секторе, например в нефтегазовой отрасли.
Строгий режим экспортного контроля демонстрирует, как экономические (технологические) санкции «перетекают» в научную плоскость. Это означает, что их мишенью становится научный сектор. В результате технологические санкции, направленные на подрыв промышленного потенциала России в области высокотехнологичных секторов экономики, одновременно подрывают ее научный потенциал. Отметим, что в отношении академического сообщества власти недружественных государств в большинстве случаев не оказывали давление, а призывали университеты и научные центры к принятию мер, содержанием которых был институциональный разрыв.
Вытеснение отечественных представителей из цепочек связей в коммерческих и в академических отношениях с участием иностранных партнеров в совокупности может быть квалифицировано как «большой вызов», который возник на современном этапе существования России в текущей геополитической обстановке. Напомним, что впервые определение понятия «большие вызовы» официально было закреплено в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года (СНТР): «Большие вызовы — объективно требующая реакции со стороны государства совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов»1.
1 См.: Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (в ред. от 15 марта 2021 г.) // СЗ РФ. 2016. № 49, ст. 6887; 2021. № 12, ст. 1982.
В текущей геополитической ситуации «большими вызовами» можно считать различного рода санкции, введенные и вводимые в отношении России со стороны иностранных государств. Тем не менее массированные санкции не рассматриваются как фактор отмены решимости достижения поставленной в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года цели отечественого научно-технологического развития, а именно формирования модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития, позволяющей защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы в условиях интернационализации науки и повысить эффективность науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия. Другое дело, что в современных условиях достижение поставленной цели предполагает инновационной научно-технической политики, в том числе на международном треке.
Следует подчеркнуть, что повышенная степень негативного эффекта антироссийских экономических санкций проявляется в тех отраслях науки, которые наиболее зависимы от поставок материалов, оборудования, приборов, реагентов, которые выступают составной частью международных экономических отношений, тесно связанных с международным научным сотрудничеством. Соответственно, эрозия международных экономических отношений, выражающаяся в нарушении поставок, приводит к перспективам замораживания исследований в сфере химической и биологической науки, из-за чего также страдает реализация возможности научно-исследовательского сотрудничества, в том числе с дружественными странами. Указанная закономерность характерна отчасти и для такой отрасли научного знания, как физика. Это можно объяснить тем, е что исследования в сфере естественных наук являются более затратными и более и интернационализированными в отличие от гуманитарных наук. а
Приостановка международного сотрудничества, означающая прекращение ре- о ализации совместных проектов вследствие изменения финансирования проектов | и возникших институциональных разрывов, усугубляется волнами негативного о
с
воздействия, исходящими от экономических санкций или же являющимися а их следствием. Дело в том, что успех в реализации естественно-научных иссле- в
« г* н
дований зависит в конечном счете не только от финансирования и кадрового обе- о
спечения, но и от обеспеченности приборной базой, надлежащими реактивами/ ю
реагентами, расходными материалами и оборудованием. Поэтому изолирующая и
направленность западных санкций в отношении нашей страны ставит россий- к
скую науку перед фактом скорейшей организации собственного производства а
оборудования не только для промышленности, медицины, электроники, но и для е
различных отраслей отечественной науки. В силу этого вполне обоснованным и
выглядит тезис о том, что российская наука в условиях экономических санкций §
нуждается в поддержке со стороны государства, особенно финансовой, так как, 55
участвуя в финансировании всех этапов научных исследований (прикладных или )
фундаментальных), государство получает положительный эффект/показатель 33 не только непосредственно в научной сфере, но и в других областях, относящихся к сфере его ответственности [12, с. 72].
Особенность рассматриваемой проблемы связана с тем, что сегодня российская наука не обладает качеством самообеспеченности приборами, реактивами и расходными материалами. Как следствие, разрушение цепочек их поставок
оказало более сильное неблагоприятное воздействие, нежели утрата доступа 237
к зарубежным исследовательским установкам, в том числе класса «мегасайенс». Так, аналитики делают акцент на тот факт, что «шок» испытывают, например, химики и биологии, сфера научной и научно-технической деятельности которых весьма чувствительна к санкциям1. Полагаем, что физика и астрономия как науки пострадали в гораздо меньшей степени.
Данная ситуация объясняется резким сокращением научного приборостроения и производства химических реагентов начиная с 1990-х гг. В конечном итоге это привело к зависимости естественных наук от зарубежных, главным образом западных, реактивов и оборудования — практически на 90 % (полупроводники, реактивы для химии и биологии, фотодетекторы для космических программ, реагенты, спектрометры, электронные микроскопы). Следствием такой зависимости, обострившейся в условиях санкций, стал существенный дефицит реактивов. Многие зарубежные поставщики современных высокочистых химических материалов перестали заключать контракты с отечественными дистрибьютерами. В итоге, на рынке возник дефицит пластин для тонкослойной хроматографии, а также силикагель производства немецкой фирмы Merck (данные материалы используются в синтетической химии). В других случаях поставки сохранились, но произошло кратное увеличение стоимости импортной продукции, что затрудняет ее приобретение российскими научными институтами и лабораториями2.
Представляется, что основной причиной возникновения дефицита компонентов для проведения научных исследований является не только возникшее технологическое отставание ряда наукоемких отраслей отечественной экономики в досанкционный период, но и затянувшаяся реализация программы импорто-замещения. Как отмечается в литературе, «массовый переход к использованию зарубежной приборной базой обеспечил вроде бы узнаваемость получаемых результатов российской науки за рубежом, но, с другой стороны, технически задал рамки и ограничил экспериментаторские возможности внутри России, которые могли привести к новым результатам. Естественно, такой тренд пагубно отразился на отечественных отраслях научного приборостроения, производства реактивов и генерации исследовательского ПО» [13, с. 28].
Ситуация функционального разрыва цепочек импорта в условиях санкций, сложившаяся после их введения, привела к сочетанию прекращения поставок в одних случаях и сохранения поставок в других, но с увеличением срока ожидания, когда, например, закупленное оборудование не может быть отгружено в срок. Время ожидания также возрастает из-за поиска новых поставщиков, когда химики, скажем, начинают рассчитывать на китайских поставщиков. В связи с этим осложняется проведение текущих исследований, что приводит к откладыванию получения запланированных результатов.
Данный аспект может означать ослабление научного потенциала и деградацию глобальной конкурентоспособности российской науки, так как фактором такой конкурентоспособности выступает, во-первых, осуществление прорывных исследований, во-вторых, сохранение реализации модели открытой науки.
1 См.: «Расприглашение» российской науки: как санкции Запада ударили по ученым // MK.ru (03.03.2022). URL: https://www.mk.ru/science/2022/03/03/raspriglashenie-rossiyskoy-nauki-kak-sankcii-zapada-udarili-po-uchenym.html?ysclid=lpy664n2fe584869161 (дата обращения: 01.12.2023).
2 См.: Пичугина Т. Дать науке свободу. Ученые рассказали о том, как противостоять санкциям // МИА «Россия сегодня» (04.04.2022). URL: https://ria.ru/20220316/nauka-1778138471.
238 html (дата обращения: 02.12.2023).
В последнем случае это не только режим свободы научных исследований в формате международных проектов и коллабораций, сохранение свободного обмена научной информацией, но и нормальное функционирование рынков научного оборудования, реактивов, расходных материалов и соответствующих услуг. Это вызвано тем, что в процессе научного творчества бывает сложно предугадать потребности в уникальных реактивах, приборах, расходных материалах, тогда как отечественные рынки могут оказаться в малой степени ненасыщенными ими1. Например, спектрометры, рентгеновское оборудование, электронные микроскопы импортируются из США и Японии. Разумеется, Россия далеко не единственная страна, которая осуществляет подобный импорт, но осуществление их экспорта в Россию затруднено в силу различных барьеров.
Известно, что на 2022-2023 гг. было запланировано обновление приборной базы, в том числе посредством выделения финансовых ресурсов на закупку товаров из зарубежных источников. Это решение был принято до введения масштабных санкций в отношении России. Поэтому в большинстве случаев закупка была оплачена или внесена предоплата, но, как оказалось, их поставка была отложена. В результате имеет место нереализованность одного из направлений государственной научно-технической политики. И это требует поиск новых зарубежных поставщиков, внедрение программ по импортозамещению, то есть запуск производства отечественных приборов, реактивов и расходных материалов.
Именно поэтому в 2023 г. стартовала реализация федерального проекта «Развитие отечественного приборостроения гражданского назначения для научных исследований» (2023-2025 гг.), бюджет которого составляет 12 млрд руб.2 | и который в содержательном плане предполагает импортозамещение наиболее и
современных и востребованных приборов, поставляемых из недружественных п
В„ р
настоящее время в процесс импортозамещения включились российские о
университеты и научные организации. Однако необходимо время для того, чтобы О
такие технологии были разработаны и апробированы. О
п
Подчеркнем, что успешное импортозамещение ресурсов, к которым относятся а
не только приборы и реактивы, но и научно-техническая информация, необходи- в
|
мые для осуществления научной и научно-технической деятельности, не воспри- О нимается в России в качестве сигнала для закрытия «научных границ». Напро- ю
Т5
тив, актуальной проблемой становится продолжение реализации национальных |
и международных проектов на уникальных российских установках. Это требует К
разработки либо поиска за рубежом аналогов используемых приборов, а также а
внесения изменений в проектную документацию, что приводит к откладыванию |
запуска проектируемых и строящихся установок. Следовательно, экономические ||
санкции, смежные с научными, оказывают тормозящее воздействие не только ¡§
на российскую, но и на мировую науку. В проигрыше также остаются зарубеж- 11
5
ные производители и поставщики. Согласно статистическим данным за 2020 г., ) объем импорта научно-исследовательского оборудования составил 2,8 млрд долл. 33
1 См.:Дежина И. Россия: наука в вынуждаемой изоляции (24.03.2022). URL: https://russian. eurasianet.org (дата обращения: 30.11.2023).
2 См.: Федеральный проект «Развитие отечественного приборостроения гражданского назначения для научных исследований» (2023-2025 гг.). URL: https://www.fcntp.ru/programmy-i-proekty/razvitie-otechestvennogo-priborostroeniya-extended.php (дата обращения: 10.12.2023). 239
США, из которых 13,8 % пришлось на Германию и 6,1 % — на США, в связи с чем закупки примерно на 0,5 млрд долл. выпадут из актива российской науки1.
Таким образом, экспериментальная наука, в том числе фундаментальная физика, если и не поставлена в тупик, то находится в сложном положении. Данный вывод вполне приложим к реализации научных проектов класса «ме-гасайенс» за рубежом в рамках соответствующих организационных структур (CERN, XFEL, FAIR). Дело в том, что не только российские ученые утрачивают доступ к высокотехнологичным установкам за рубежом, но и сами эти установки перестают получать оборудование и технологии из России. Одновременно с этим ухудшаются условия международного сотрудничества на установках класса «мегасайенс» в самой России. Например, в проекте NICA (Nuclotron based Ion Collider fAcility) — нового ускорительного комплекса, который создается на базе Объединенного института ядерных исследований / ОИЯИ (г. Дубна, Россия) с целью изучения свойств плотной барионной материи, — принимают участие исследователи и инженеры из более чем 70 организаций из 32 государств. Данный проект предполагает поставку оборудования из Германии, Польши и США. Подобно тому, как Россия поставляет на зарубежные установки класса «мегасайенс» оборудование и технологии, не имеющие аналогов в мире, так на указанную российскую установку поставляется оборудование, которое также не имеет аналогов в мире2.
Как мы полагаем, фактор времени не должен существенным образом работать на снижение конкурентоспособности российской науки. Конечно, поиск аналогов программного обеспечения, приборов, лабораторных материалов требует определенного времени. И, разумеется, такой поиск должен предприниматься. Однако есть существенные риски, связанные с тем, что аналоги не будут обладать столь же высоким качеством. Известно, что в современной высокоточной и высокотехнологичной науке результаты зависят от качества приборов и оборудования, а также реактивов и материалов.
Следует констатировать, что в краткосрочном периоде (10-15 лет) развитию науки в России посредством введения экономических санкций нанесен существенный ущерб. Конечно, западным оппонентам не удалось нивелировать достаточно высокий уровень российской науки, но уменьшить темпы модернизации архитектуры отечественной науки посредством коренной деструкции международных экономических и научных связей смогли.
Однако открытость и интернациональность российской науки не может подвергаться сомнению на фоне антисанкционной борьбы в отношении государств, которые ввели антироссийские экономические и научные ограничения. Научная общественность не должна позволить внедрить деинтернационализационные компоненты в структуру управления российской науки, так как одна из задач внедряемых санкций — разрыв связей научных структур России с активной частью научного сообщества.
1 См.: Балацкий Е.В., Екижова H.A., Юревич МА. Давление санкций: накануне новой реформы науки // Федеральное интернет-издание «Капитал Страны» (10.03.2022). URL: https:// kapital-rus.ru/articles/article/davlenie_sankcii_nakanune_novoi_reformy_nauki/ (дата обращения: 20.11.2023).
2 См.: Перцова В., Кирилочкина В. Изоляция от мирового сообщества и утечка мозгов: какое будущее ждет российскую науку // AO «АС РусМедиа»: сетевое издание Forbes.ru (21.03.2022). URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/459339-izolacia-ot-mirovogo-soobsestva-i-utecka-mozgov-kakoe-
240 budusee-zdet-rossijskuu-nauku?ysclid=lpy8rgoxt4143255161 (дата обращения: 22.11.2023).
Фактически осуществленный план по насильственному разрыву отношений в академической сфере на уровне глобальной науки посредством экономических инструментов борьбы и секторальных научных санкций является политически ангажируемым шагом со стороны стран бенефициаров в сторону уменьшения степени участия Российской Федерации в рамках институционализиванного международно-технического сотрудничества с главными государствами-кол-лабораторами в научной сфере. Полагаем, что запрограмированными задачами организаторов смешанных (мультисекторальных) санкций выступает перевод официальных научных связей в область приватных, когда научная кооперация подменяется сетью частных тематических контактов отдельных ученых, кратное увеличение случаев рекрутинга ученых из России посредством «мотивирующей эмиграции», уменьшение числа российских граждан, получающих иностранное образование, и расслоение научной интеллигенции, то есть образуется две группы ученых.
К первой группе будут относиться специалисты, неспособные из-за удлинения сроков поставки оборудования и расходных материалов, отключения от баз данных научной информации сохранять в подобных условиях уровень интенсивности научного поиска, а поэтому желающих решить свои инфраструктурные издержки негативными для отечественной академической науки способами, например отъездом в другую страну. Члены второй группы, напротив, будут готовы продолжить научное творчество в указанных условиях, несмотря на увеличение себестоимости проводимых исследований и разработок, когда удлинение цепочек инфраструктурных связей отражается на стоимости приобретаемого для проведения исследовательской деятельности оборудования и компонентов. е Вполне очевидно, что в 2022-2023 гг. Россия прошла стадию осознания мас- и штабов санкционного воздействия со стороны недружественных стран коллек- П тивного Запада. На данном этапе было важно объективно оценить слабые места о инфраструктурной организации академической и экспериментальной науки. о Констатация сфер научных исследований, в которых наблюдается факт доми- о
с
нирования иностранных технологий и компетенций, может рассматриваться а в качестве отправной точки для выдвижения инициатив по обеспечению техно- в
« Т-Г н
логического суверенитета отечественной науки. Поэтому критически важным о представляется инициирование работы по моделированию антисанкционных ю
Т5
приемов и средств, в частности организация новых цепочек инфраструктурных |
связей с дружественными и нейтральными странами в качестве направлений К
усилий по дальнейшей интернационализации российской науки. По справедли- а
вому заключению Н. А. Романович, угроза международной изоляции России пре- !
вратилась в реальность и каждый раз, когда «государство сталкивается с этим, |
создается возможность внедрения более совершенных механизмом организации §
благоприятных условий для развития российской науки и формирования нового 11
5
витка инновационных отечественных разработок» [14, с. 57]. )
В заключение необходимо отметить, что особенностью антироссийских санк- 33 ций является то, что в их спектре представлены крупномасштабные ограничения в отношении российской науки в целом, поэтому ее отдельные подсистемы в той или иной степени испытывают их негативное воздействие. Естественные науки также оказались затронутыми секторальными экономическими санкциями (ограничение на импорт товаров, оборудования, комплектующих, программного обеспечения). Это приводит к кумуляции режимов ограничительных мер. Пре- 241
кращение поставок или существенный рост стоимости импортного оборудования, комплектующих, реактивов, программного обеспечения следует рассматривать как экономические санкции, смежные научным. В принципе, экономические санкции подобного рода могут расцениваться в качестве ограничительных мер и в отношении участия России в международном научном сотрудничестве. Создается ситуация, провоцирующая отток специалистов за рубеж, где они могут продолжать свои исследования. В связи с этим повышается актуальность проактивной государственной научно-технической политики, направленной на ипортозамещение ресурсов, необходимых для проведения научных исследований и технологических разработок. Это означает востребованность в новом векторе промышленной и экономической политики Российского государства, а также активизации кооперационных связей с дружественными государствами.
Библиографический список
1. Ханин Г.И. Российская наука в период санкций в свете проблемы модернизации российской экономики // Управление наукой: теория и практика. 2022. № 3. С. 69-84.
2. Kazantsev S.V. Anti-Russian sanctions impact: Aftermath of a reduction in foreign trade and production growth in the Russian Federation // The World of the New Economy. 2022. Vol. 16, no. 4. P. 34-44.
3. Циканова Л.М., Дышекова A.A., Гаева Ж.М., Мурачева С.З., Байсиева Д.А., Кудаева А.К. Глобальная экономика и Россия в условиях санкционного шторма // Журнал прикладных исследований. 2023. № 3. С. 80-86.
4. Peter A.G. van Bergeijk Research Handbook on Economic Sanctions. Cheltenham; Northampton: Edward Elgar, 2021. 496 p.
5. Early B.R., Cilizoglu M. Economic Sanctions in Flux: Enduring Challenges, New Policies, and Defining the Future Research Agenda // International Studies Perspectives. 2020. Vol. 21, iss. 4. P. 438-477.
6. Шевченко H., Мухамадеев Д.В. Экономические санкции в мировой политике и науке о международных отношениях // Конфликтология. 2020. № 2. С. 1-10.
7. Дежина И.Г. Экономические санкции и наука // Экономическое развитие России. 2015. № 11. С. 76-80.
8. Никонова А.А. Применение системного анализа для реконструкции модели межграничных ресурсопотоков и сотрудничества в НИОКР под влиянием санкций // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2023. № 1. С. 8-26.
9. Bezuidenhout L., Karrar O., Lezaun J., Nobes A. Correction: Economic sanctions and academia: Overlooked impact and long-term consequences // PLOS ONE. 2019. Vol. 14, no. 11.
10. Esmaeili H., Ataie-Ashtiani B. The Autonomy of Science as a Civilian Casualty of Economic Warfare: Inadvertent Censorship of Science Resulting from Unilateral Economic Sanctions // Science and Engineering Ethics. 2021. Vol. 27. P. 1-9.
11. Lukin E., Leonidova E., Shirokova E., Rumyantsev N., Sidorov M. Russian economy under sanctions (Case of the northwest of Russia) // National Accounting Review. 2023. Vol. 5, iss. 2. Р. 145-158.
12. Шепелев Г.В. Наука в системе экономики // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2, № 3. С. 70-90.
13. Гусев А.Б., Салицкая Е.А., Юревич МА. Несуверенность приборной базы российской науки: масштаб и перспективы импортозамещения в оценках исследователей // Управление наукой: теория и практика. 2023. № 1. С. 14-32.
14. Романович НА. Международные экономические санкции и новая мотивация для развития науки в России // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6, № 1. С. 57-64.
References
1. Khanin G.I. Russian Science During the Period of Sanctions in the Light of the Problem of Modernization of the Russian Economy // Science Management: Theory and Practice. 2022. No. 3. P. 69-84.
2. Kazantsev S.V. Anti-Russian Sanctions Impact: Aftermath of a Reduction in Foreign Trade and Production Growth in the Russian Federation // The World of the New Economy. 2022. Vol. 16, no. 4. P. 34-44.
3. Tsikanova L.M., Dyshekova A.A., Gaeva Zh.M, Muracheva S.Z., Baysieva D.A., Kudaeva A.K. Global Economy and Russia in the Conditions of the Sanctions Storm // Journal of Applied Research. 2023. No. 3. P. 80-86.
4. Peter A.G. van Bergeijk Research Handbook on Economic Sanctions. Cheltenham; Northampton: Edward Elgar, 2021. 496 p.
5. Early B.R., Cilizoglu M. Economic Sanctions in Flux: Enduring Challenges, New Policies, and Defining the Future Research Agenda // International Studies Perspectives. 2020. Vol. 21, iss. 4. P. 438-477.
6. Shevchenko N., Mukhamadeev D.V. Economic Sanctions in World Politics and the Science of International Relations // Conflictology. 2020. No. 2. P. 1-10.
7. Dezhina I.G. Economic Sanctions and Science // Economic Development of Russia. 2015. No. 11. P. 76-80.
8. Nikonova A.A. Application of System Analysis to Reconstruct the Model of Cross-Border Resource Flows and Cooperation in R&D Under the Influence of Sanctions // MIR (Modernization. Innovation. Development). 2023. No. 1. P. 8-26.
9. Bezuidenhout L., Karrar O., Lezaun J., Nobes A. Correction: Economic Sanctions and Academia: Overlooked Impact and Long-Term Consequences // PLOS ONE. 2019. Vol. 14, no. 11.
10. Esmaeili H., Ataie-Ashtiani B. The Autonomy of Science as a Civilian Casualty m of Economic Warfare: Inadvertent Censorship of Science Resulting from Unilateral Eco- U nomic Sanctions // Science and Engineering Ethics. 2021. Vol. 27. P. 1-9. £
11. Lukin E., Leonidova E., Shirokova E, Rumyantsev N, Sidorov M. Russian Economy T Under Sanctions (Case of the Northwest of Russia) // National Accounting Review. 2023. K Vol. 5, iss. 2. P. 145-158. |
12. Shepelev G.V. Science in the Economic System // Science Management: Theory g and Practice. 2020. Vol. 2, no. 3. P. 70-90. T
13. Gusev A.B., Salitskaya E.A., Yurevich MA. Non-Sovereignty of the Instrument H Base of Russian Science: the Scale and Prospects of Import Substitution in the Assess- O ments of researchers // Science Management: Theory and Practice. 2023. No. 1. P. 14-32. U
14. Romanovich NA. International Economic Sanctions and New Motivation for the De- U
x
velopment of Science in Russia // Sociology of Science and Technology. 2015. Vol. 6, no. 1. g P. 57-64. £
g
№
o O
5 )
2