Научная статья на тему 'Международное и национальное валютное право, автотранспорт и дороги'

Международное и национальное валютное право, автотранспорт и дороги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
866
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
валюта / транспорт / законодательство / автодороги / автомобиль / экспорт / импорт / продажа / вексель / финансы / валюта / көлік / заңнама / автожолдар / автомобиль / экспорт / импорт / сату / вексель / қаржы

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарсембаев Марат Алдангорович, Сарсембаев Данияр Маратович

В данной научной статье предпринята попытка исследования соотношения международного и казахстанского валютного права, попытка анализа сферы развития автотранспорта и дорог в свете международного и казахстанского валютно-финансового права. Доходы автомобильной промышленности, автотранспорта как субъекта предоставления услуг по перевозкам пассажиров и грузов на отечественных и международных маршрутах в казахстанской и иностранной валюте логически увязаны с этапами становления и развития автопрома республики, использования легковых, грузовых автомашин и автобусов в качестве средств передвижения и доставки грузов, с этапами развития республиканского валютного законодательства, с содержательными нормами международных конвенций, соглашений по вопросам валютного, финансового, вексельного, торгового права. Автор статьи обращает внимание читателя на создание «Единого окна» в системе казахстанского электронного правительства, позволяющего до предела упрощать проведение операций по экспорту и импорту автомобилей всех форм, типов, марок. В статье сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию валютно-финансового и торгового законодательства Республики Казахстан, имеющего отношение к производству и эксплуатации автомобилей, к строительству и эксплуатации автомобильных дорог. В ней предложена рекомендация о детализации статьи Закона о валютном регулировании 2018 года о порядке зачисления экспортной выручки транспортным организациям совместной инструкцией Национального банка и Министерства индустрии и инфраструктурного развития. Обоснованы предложения о необходимости принятия новых казахстанских законов «О внешней торговле Республики Казахстан» и «О строительстве первоклассных объектов дорожной инфраструктуры вдоль автотрасс республики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сарсембаев Марат Алдангорович, Сарсембаев Данияр Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ХАЛЫҚАРАЛЫҚ ЖӘНЕ ҰЛТТЫҚ ВАЛЮТА ҚҰҚЫҒЫ, АВТОКӨЛІК ЖӘНЕ ЖОЛДАР

Осы ғылыми мақалада халықаралық және қазақстандық валюта құқығының арақатынасын зерттеу әрекеті, халықаралық және қазақстандық валюта-қаржы құқығы аясында автокөлік пен автожолдардың даму саласын талдау әрекеті жасалды. Автомобиль өнеркәсібінің, автокөліктің отандық және халықаралық бағыттарда қазақстандық және шетелдік валютамен жолаушылар мен жүктерді тасымалдау жөніндегі қызметтерді ұсыну субъектісі ретіндегі табыстары республиканың автопромының қалыптасуы мен дамуы, жеңіл, жүк автомашиналары мен автобустарын қозғалыс құралдары және жүк тасымалдау ретінде пайдалану кезеңдерімен, республикалық валюта заңнамасын дамыту кезеңдерімен, валюталық, қаржылық, вексельдік, сауда құқығы мәселелері жөніндегі халықаралық конвенциялардың, келісімдердің мазмұндық нормаларымен қисынды байланысқан. Мақала авторы оқырманның назарын қазақстандық электрондық үкімет жүйесінде «Бір терезе» құрылғанына аударады. Мақалада автомобильдерді өндіру мен пайдалануға, автомобиль жолдарын салу мен пайдалануға қатысы бар Қазақстан Республикасының валюталық-қаржылық және сауда заңнамасын жетілдіру жөніндегі ұсыныстар тұжырымдалған және негізделген. Онда Ұлттық банктің және индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігінің бірлескен нұсқаулығымен көлік ұйымдарына экспорттық түсімді есептеу тәртібі туралы 2018 жылғы валюталық реттеу туралы Заңның бабын нақтылау туралы ұсыным ұсынылды. «Қазақстан Республикасының сыртқы саудасы туралы» және «Республика автотрассасының бойында жол инфрақұрылымының бірінші сыныпты объектілерін салу туралы» жаңа қазақстандық заңдарды қабылдау қажеттілігі туралы ұсыныстар негізделген.

Текст научной работы на тему «Международное и национальное валютное право, автотранспорт и дороги»

УДК 341.1/8

МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ВАЛЮТНОЕ ПРАВО, АВТОТРАНСПОРТ И ДОРОГИ

Сарсембаев Марат Алдангорович

Главный научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор, г. Нур-Султан, Республика Казахстан; в-таП: [email protected]

Сарсембаев Данияр Маратович

Докторант кафедры международного права Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, г. Нур-Султан, Республика Казахстан; е-таИ: [email protected]

Ключевые слова: валюта, транспорт, законодательство, автодороги, автомобиль, экспорт, импорт, продажа, вексель, финансы.

Аннотация. В данной научной статье предпринята попытка исследования соотношения международного и казахстанского валютного права, попытка анализа сферы развития автотранспорта и дорог в свете международного и казахстанского валютно-финансового права. Доходы автомобильной промышленности, автотранспорта как субъекта предоставления услуг по перевозкам пассажиров и грузов на отечественных и международных маршрутах в казахстанской и иностранной валюте логически увязаны с этапами становления и развития автопрома республики, использования легковых, грузовых автомашин и автобусов в качестве средств передвижения и доставки грузов, с этапами развития республиканского валютного законодательства, с содержательными нормами международных конвенций, соглашений по вопросам валютного, финансового, вексельного, торгового права. Автор статьи обращает внимание читателя на создание «Единого окна» в системе казахстанского электронного правительства, позволяющего до предела упрощать проведение операций по экспорту и импорту автомобилей всех форм, типов, марок. В статье сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию валютно-финансового и торгового законодательства Республики Казахстан, имеющего отношение к производству и эксплуатации автомобилей, к строительству и эксплуатации автомобильных дорог. В ней предложена рекомендация о детализации статьи Закона о валютном регулировании 2018 года о порядке зачисления экспортной выручки транспортным организациям совместной инструкцией Национального банка и Министерства индустрии и инфраструктурного развития. Обоснованы предложения о необходимости принятия новых казахстанских законов «О внешней торговле Республики Казахстан» и «О строительстве первоклассных объектов дорожной инфраструктуры вдоль автотрасс республики».

ХАЛЬЩАРАЛЬЩ ЖЭНЕ ¥ЛТТЬЩ ВАЛЮТА Ц¥ЦЫГЫ, АВТОКВЛ1К ЖЭНЕ ЖОЛДАР

Марат Алдацгор^лы Сарсембаев

Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат Институтыныц бас гылыми цызметкерг, зац гылымдарыныц докторы, профессор; Казахстан Республикасы, Нурсултан ц., в-mail: [email protected]

Данияр Марат^лы Сарсембаев

Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттыц университет!

халыцаралыц цуцыц кафедрасыныц докторанты;

Казацстан Республикасы, Нур-Султан ц., в-mail: [email protected]

ТYйiн создер: валюта, квлгк, зацнама, автожолдар, автомобиль, экспорт, импорт, сату, вексель, царжы.

Аннотация. Осы гылыми мацалада халыцаралыц жэне цазацстандыц валюта цуцыгыныц арацатынасын зерттеу эрекетг, халыцаралыц жэне цазацстандыц валюта-царжы цуцыгы аясында автоквлж пен автожолдардыц даму саласын талдау эрекетг жасалды. Автомобиль вжркэс1б1шц, автоквлттщ отандыц жэне халыцаралыц багыттарда цазацстандыц жэне шетелдт валютамен жолаушылар мен жуктердг тасымалдау жвшндегг цызметтердг усы-ну субъектс рет1ндег1 табыстары республиканыц автопромыныц цалыптасуы мен дамуы,

жецт, ЖYк автомашиналары мен автобустарын цозгалыс цуралдары жэне тасымалдау ретгнде пайдалану кезецдергмен, республикалыц валюта зацнамасын дамыту кезецдергмен, валюталыц, царжылыц, вексельдж, сауда цуцыгы мэселелерг жвшндегг халыцаралыц конвен-циялардыц, кел\с\мдердщ мазмундыц нормаларымен цисынды байланысцан. Мацала авторы оцырманныц назарын цазацстандыц электрондыц укгмет ЖYйесiнде «Б1р терезе» цурылга-нына аударады. Мацалада автомобильдердг вндгру мен пайдалануга, автомобиль жолдарын салу мен пайдалануга цатысы бар Цазацстан Республикасыныц валюталыц-царжылыц жэне сауда зацнамасын жеттдгру жошндегг усыныстар тужырымдалган жэне неггзделген. Онда ¥лттыц банктщ жэне индустрия жэне инфрацурылымдыц даму министрлтшц б\рлескен нусцаулыгымен колж уйымдарына экспорттыц тYсiмдi есептеу тэрт1б1 туралы 2018 жылгы валюталыцреттеу туралы Зацныц бабын нацтылау туралы усыным усынылды. «Цазацстан Республикасыныц сыртцы саудасы туралы» жэне «Республика автотрассасыныц бойында жол инфрацурылымыныц бгртшг сыныпты объекттерт салу туралы» жаца цазацстандыц зацдарды цабылдау цажеттшгг туралы усыныстар неггзделген.

INTERNATIONAL AND NATIONAL CURRENCY LAW, MOTOR VEHICLES AND ROADS

Sarsembayev Marat Aldangorovich

Chief research officer of the Institute of legislation and legal information of the Republic of Kazakhstan, Doctor of law, Professor, Nursultan, Republic of Kazakhstan; email: [email protected]

Sarsembayev Daniyar Maratovich

doctoral student of the Department of international law of the Eurasian national University named after L. N. Gumilev, Nur-sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]

Keywords: currency, transport, legislation, roads, automobile, export, import, sale, bill of exchange, finance.

Abstract. This scientific article attempts to study the relationship between International and Kazakh currency law, it attempts to analyze the development of motor transport and roads in the light of International and Kazakh monetary andfinancial law. Revenues of the automotive industry, vehicle as the subject of the provision of services on transportation of passengers and cargo on domestic and international routes in local and foreign currency is logically linked stages of formation and development of industry of the republic, the use of cars, trucks and buses as means of transportation and cargo delivery, with the development of the republican currency law, the substantive norms of international conventions, agreements on monetary, financial, promissory, commercial law. The author of the article draws the reader's attention to the creation of a «Single window» in the system of Kazakhstan's electronic government, which allows to simplify operations on export and import of cars of all shapes, types, and brands. The article formulates and substantiates proposals for improving the currency, financial and trade legislation of the Republic of Kazakhstan related to the production and operation of automobiles, to the construction and operation of highways. It offers a recommendation to detail the article of the Law on currency regulation of 2018 on the procedure for crediting export revenue to transport organizations by a joint instruction of the National Bank and the Ministry of industry and infrastructure development. The proposals on the need to adopt new Kazakhstan laws «On the foreign trade of the Republic of Kazakhstan» and «On the construction of first-class road infrastructure along the highways of the Republic» are substantiated.

Начнем с того, чтобы определиться с понятием международного валютного права. Международное валютное право - это институт международного финансового права, состоящий из совокупности правовых норм, регулирующих процесс конвертируемости и торговли национальных валют разных государств, поддержания их валютных курсов и другие аспекты, имеющие отношение к национальной и иностранной валюте. Национальное, казахстанское валютное право можно определить как совокупность юридических

норм по регулированию действий субъектов валютного рынка, прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в сфере владения, пользования и распоряжения иностранной валютой, доступа к валютно-финансовой информации, а также процесса сотрудничества с международными валютно-финансовыми организациями.

Проблемы национального и международного валютного права исследуют евразийские ученые: К.Н Айдарханова, М. Каирленов, У.Попова, А.С. Акматалиева, Д.Г. Алексеева,

А.Б. Альтшулер, М.А. Восканян, Э.М. Сан-доян, В.Ф. Дорофеев, Н.Н. Земцов, В.А. Пу-шин, В.И. Киблов, А.А. Тедеев, В.А. Трапезников [1]; западные ученые: К. Галагер, Дж. Гош, А.К. Роуз, М.А. Хейлперин, В.Ф. Эбке [2]. Казахстанские ученые (К.Н. Айдарханова, М. Ка-ирленов, У.Попова) также вносят свой вклад в разработку проблем валютного права. Вместе с тем, надо подчеркнуть, что большинство из приведенных авторов специализируется в вопросах национального валютного права. Специально проблемы международного валютного права исследовали и исследуют А.Б. Альтшулер, В.А. Трапезников, В.Ф. Эбке: в относительной мере анализом международного фактора в валютно-правовых отношениях занимаются М. Каирленов, У.Попова, М.А. Восканян, Э.М. Сандоян, А.К. Роуз, М.А. Хейлперин. Проблемы автотранспорта и дорог в сфере национального и международного валютного права практически не исследованы, что подчеркивает актуальность избранной темы. Мы будем анализировать международное и национальное валютное право в формате как международного публичного, так и международного частного права.

Нам хотелось бы исследовать соотношение международного валютного права и внутреннего, казахстанского валютного права. В этой связи попробуем проанализировать этапы становления валютного рынка и правового валютного регулирования. Валютная политика суверенного Казахстана и ее законодательное оформление разрабатывались и осуществлялись в 1991 году практически с первых дней независимости и становления рыночных отношений. С принятием 11 июня 1991 года Закона Казахской ССР «О валютном регулировании Казахской ССР» начался первый этап становления валютного рынка в стране. Закон предоставил всем юридическим лицам право на ведение внешнеэкономической деятельности, разрешил всем гражданам открывать валютные счета с отменой представления информации о происхождении валюты, а также отменил уголовное преследование за проведение гражданами валютных операций. Говоря другими словами, произошло крушение государственной валютной и внешнеторговой монополии. Граждане начали закупать иностранную валюту и приобретать на них за рубежом легковые и грузовые автомобили, многие из которых и сегодня передвигаются по казахстанским дорогам.

Второй этап характеризовался становлением основ валютного законодательства, во главе которого стал казахстанский Закон от

14 апреля 1993 года о валютном регулировании. Заработала республиканская валютная биржа. Ярким проявлением этого этапа стало введение национальной валюты - тенге. Юридической основой рождения суверенной валюты стал Указ Республики Казахстан от 12 ноября 1993 года «О введении национальной валюты Республики Казахстан». Страна стала проводить независимую денежную и кредитную политику, приняла систему свободно плавающего обменного курса. В целях стабилизации тенге руководство страны временно ввело обязательную продажу предприятиями 50-процентной выручки от экспорта товаров, которая в июне 1995 года была снижена до 30 процентов, а 4 августа 1995 года эту норму отменили. В такой стабилизации тенге принимали участие первые казахстанские предприятия, имевшие отношение к купле-продаже и импорту автомобилей.

В состав Ассоциации казахстанского автобизнеса (президент - А.С. Лаврентьев) входят следующие крупные автозаводы и предприятия: КМК «Астана Моторс», ТОО «Mercur Auto», ТОО «Toyota Motor Kz», ТОО «Allur Auto», ТОО «CBC Group», ТОО «MAN Truck & Bus Kazakhstan», ТОО «Тойота Центр Жетысу», ТОО «Caspian Motors», ТОО «Ав-томир Мотор Каз», ряд из которых являются практически ровесниками независимости страны. В составе Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана (председатель совета директоров О. Алферов) находятся: ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan», ТОО «Се-мАЗ», АО «Азия Авто», ТОО «БИПЭК Авто Казахстан», АО «Азия Авто Казахстан», ООО «Азия Авто Усть-Каменогорск». Именно эти предприятия составляют остов автомобильной промышленности Казахстана.

Если за первое полугодие 2009 года в Казахстан было импортировано 56,8 тысяч легковых автомобилей и иных транспортных средств на сумму 362,1 миллиона долларов США, экспортировано казахстанской автопромышленностью 197 автомобилей на сумму 1,2 миллиона долларов США, то в аналогичный период 2019 года страна импортировала 16,5 тысяч легковых автомобилей и других автотранспортных средств на сумму 388,8 миллионов долларов США, а экспортировала 854 автомобиля на сумму 16 миллионов долларов США1. Как видим, за сравнительно небольшой десятилетний период времени республика сумела нарастить автоэкспортный потенциал более чем в 10 раз. За этим кроется не только количественная цифра, но и существенное возрастание качества казахстанских

1 Какие автомобили выбирают казахстанцы - доступно на: https://kursiv. kz/news/tendencii-i-issledovaniya/2019-09/kakie-avtomobili-vybirayut-kazakhstancy - дата обращения: 20 апреля 2020 года.

автомобилей.

Как свидетельствует пресс-служба Ассоциации казахстанского автобизнеса, «за двенадцать месяцев 2019 года в Казахстане произведено 50 447 транспортных средств всех типов, что на 55,8 процента больше, чем в январе-декабре 2018 года. Совокупный результат в денежном выражении превышает аналогичный результат прошлого года на 74,6 процента и составил 359 532 миллионов тенге». Согласно данным этой же Ассоциации, костанайский завод «СарыаркаАвтоПром» произвел половину всех произведённых в Республике Казахстан автотранспортных средств: в 2019 году этот автозавод «в два раза увеличил производство до 25 802 единиц легковых, грузовых автомобилей и автобусов на общую сумму 186 609 миллионов тенге»2.

Значительная часть произведенных в последние годы автомобили поставлялись, продавались на казахстанском рынке на основе договоров купли-продажи, которые регулировались статьями 406-444, 458-477 Гражданского кодекса Республики Казахстан (особенная часть) от 1 июля 1999 года, оплата в разных формах, расчеты за поставленные автомобили производились в национальной валюте (в тенге) на основе статей 439-442 и 469 того же Гражданского кодекса. Другая часть казахстанских автомобилей поставлялась на экспорт посредством внешнеторгового контракта (договора поставки на экспорт) на основе статей 15-22 Закона Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года «О регулировании торговой деятельности», статьи 1104 Гражданского кодекса республики; иностранную валюту за экспортированные автомобили торгово-производственные автопредприятия получали на основе статей 6, 7, 9 Закона Республики Казахстан от 2 июля 2018 года «О валютном регулировании и валютном контроле» и Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 марта 2019 года № 42 «Об утверждении Правил осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан». Попутно хотелось бы предложить принять новый отдельный казахстанский закон «О внешней торговле Республики Казахстан» с детальным регулированием вопросов экспорта и импорта товаров, в том числе автомобилей, а также валютных поступлений в бюджеты страны и товаропроизводителей.

С марта 2019 года в Казахстане начал работать портал «Единое окно» по экспортно-им-

портным операциям. Теперь все экспортеры и импортеры, в том числе автопредприятия Ассоциации казахстанского автобизнеса и Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана предоставляют в стандартизированном формате сведения, необходимые для совершения операций по экспорту и импорту своей продукции. Кроме того, автотранспортные производители в случае необходимости запрашивают и получают предварительную информацию в тех или иных деталях, которая необходима для импорта авточастей и экспорта собранных автомобилей. Это упрощает внешнеэкономическую деятельность казахстанских автопроизводителей, поскольку это «Единое окно» создано Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в соответствии с предписаниями ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию). Говоря другими словами, наши автопредприятия могут экспортировать свои автомобили в любую страну, в любую точку земного шара. Международный валютный фонд рекомендует, что надо более четко находить точки соприкосновения интересов государства и частного сектора3. Это также справедливо и в отношении сектора частных автозаводов республики.

На третьем этапе начали переплетаться положительные и отрицательные тенденции развития тенге. Данный этап связан с принятым в 1996 году Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании», установившем конкретный перечень валютных операций, которые можно осуществлять без каких-либо ограничений. Вместе с тем лицензированию (разрешению со стороны государства) подлежали операции, которые имели отношение к движению капитала во избежание его оттока. Кроме того, закон ввел регистрацию валютных операций по притоку в целях статистического учета. Начало происходить снижение курса тенге вследствие усиления «долларизации» казахстанской экономики. С этого периода до настоящего времени в стране параллельно функционируют две валюты: казахстанский тенге и североамериканский доллар. Нежелательные последствия российского финансового кризиса 1998 года и резкие колебания курса тенге на рынке наличной иностранной валюты привели к убыстрению темпов девальвации тенге. Согласно Концепции либерализации валютного режима, одобренной Постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан

2 Dxcnopm omenecmeeuuux aemo yeemnmcn e 10 pa3 no àanuhiM ARÀEa - àocmynno ua: https://strategy2050.kz/ ru/news/eksport-otechestvennykh-avto-uvelichilsya-v-10-raz-/ - àama oôpa^euuM: 20 anpenn 2020 aoàa.

3 IMF Executive Board Concludes 2019 Article IV Consultation with the Republic of Kazakhstan - available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2020/01/29/pr2024-kazakhstan-imf-executive-board-concludes-2019-article-iv-consultation - date of access: 23 April 2020.

Ш Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№3 (61) - 2020

от 11 сентября 2002 года № 369 намечен курс на постепенную либерализацию валютного режима, что означало отмену валютных ограничений в отношении движения капитала и переход к конвертируемости тенге по текущим и капитальным валютным операциям. К.Н. Айдарханова справедливо называет эту стадию этапом гармонизации валютных отношений в республике [3]. Поставки импортных автомобилей на этом этапе приносили доходы от оказания автотранспортных услуг на десятки, а затем и на сотни миллиардов тенге в год, включая миллионы долларов США от участия в эксплуатации международных автотранспортных маршрутов.

В связи с тем, что коронавирусный карантин чувствительно ударил по экономике Казахстана, снизил покупательную платежеспособность населения, есть смысл автопроизводителям перейти на массовое производство малолитражных, недорогих автомобилей для граждан, малого и среднего бизнеса, ввести широкую практику их продажи в рассрочку (статья 442 Гражданского кодекса), внедрять применение векселя, в отношении которого у нас есть Закон от 28 апреля 1997 «О вексельном обращении в Республике Казахстан», а также подписанные нашей страной Женевские конвенции о векселях от 7 июня 1930 года. Вексель является распространенным в Европе валютно-финансовым инструментом, напоминающим долговую расписку. Всемирная история показывает, что страны (США, Канада, Австралия) не раз прибегали к векселю в период валютно-финансовых экономических кризисов. Добавим, что после кризиса 1998 года единственным функционирующим и оправдавшим себя сектором финансового рынка в России был именно сектор вексельного обращения. В этой связи Казахстану желательно присмотреться к Конвенции ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях от 9 декабря 1988 года, которая направлена на дальнейшую унификацию вексельного обращения в мире, на предмет ее возможного подписания. Такой подход облегчил бы валютные расчеты при экспорте казахстанских автомобилей.

На четвертом этапе казахстанское государство в соответствии с нормами Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13 июня 2005 года было отменено требование о репатриации валюты (об обратном обмене или преобразовании иностранной валюты в валюту страны резидента, поставившего товар) по экспортно-импортным сделкам в жестко установленный срок, в связи с чем срок репатриации определялся условиями контракта. Этот же Закон отменил режим лицензирования по операциям, которые имели отноше-

ние к движению капитала, открытию счетов за границей. Законодатель упростил схему экспортно-импортного валютного контроля, исключил излишние административные барьеры. Все это делалось для того, чтобы обеспечить стабилизацию внутреннего валютного рынка, а также курса тенге. С 2007 года валютный контроль осуществлялся за соблюдением порядка осуществления платежей и переводов денег по валютным операциям в целях финансового мониторинга, за репатриацией валютной выручки, полученной в результате экспорта товаров, за предоставлением сведений о регистрации и уведомления для получения сведений о характере и природе осуществленных сделок. Были созданы определенные условия для перехода к конвертируемости тенге. В 2008-2009 годах обменный курс находился на уровне 150 тенге за 1 доллар. С конца 2008 года по февраль 2009 года Национальный Банк страны потратил 6 миллиардов долларов США с целью поддержания обменного курса в указанном диапазоне и в целом обеспечения стабильности на валютном рынке республики. По данным на конец апреля 2020 года, курс тенге снизился до 430 тенге за 1 доллар. Причиной стало падение цен на нефть. Это еще раз доказывает, что нам нужно сойти с нефтяной иглы, уйти от продажи сырья как можно быстрее. Теперь не нужно тратить миллиарды долларов золотовалютного резерва на поддержание курса тенге, а надо отпустить его в свободное плавание. А эти и другие средства целесообразно влить в производство разнообразных товаров, в том числе всех видов транспорта. Тогда и только расширение перечня производимых нами высококачественных, конкурентоспособных, пользующихся повышенным спросом на казахстанском и международном рынках товаров, в том числе автомобилей, сделает нашу экономику более мощной, а национальный тенге - реально конвертируемой валютой.

Начало нынешнего, пятого этапа можно увязать с Законом Республики Казахстан от 30 января 2011 года «О ратификации Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» от 5 июля 2010 года. Следует подчеркнуть, что благодаря этому Договору казахстанские граждане по сравнению с тем, что было раньше, получили реальные преимущества. Это проявилось в получении ими порога «обязательного декларирования валюты», увеличенного «до эквивалента 10 тысяч долларов США», в получении ими права на «перемещение наличных денежных средств, дорожных чеков и ценных бумаг» в рамках государств-членов Таможенного союза «без ограничений», «без

представления документов, подтверждающих легальность происхождения при вывозе наличной иностранной валюты на сумму свыше эквивалента 10 тысячам долларов США в третьи страны». В принципе казахстанский гражданин, находясь за пределами Казахстана, без излишних бюрократических формальностей может приобрести вполне приличный автомобиль. Здесь мы видим четко выраженное проявление регионального международного валютного права в действии.

В сфере валютных отношений страны главной проблемой является достаточно высокая долларизация экономики. Это явление стало следствием сохранения недостаточного доверия к функционирующей финансово-кредитной системе со стороны участников рынка и ограниченного объема тенговых масс в экономике республики. Ограниченное количество тенге в экономике обусловлен тем, что национальные тенговые ресурсы сконцентрированы в сфере обращения. Такая ограничительная финансовая политика проводится для того, чтобы можно было стабилизировать уровень цен на потребительском рынке. Долларизация имеет разновекторное значение. Доллар выступает для граждан средством сбережения для приобретения дорогостоящих товаров, в числе которых находится легковой автомобиль. Но это достоинство доллара переходит в недостаток, поскольку он отвлекает и без того небогатые внутренние ресурсы от вложений в казахстанскую экономику. Но здесь этот же недостаток может перерасти в достоинство, если граждане страны будут приобретать производимые в Казахстане автомобили, которые являются теми же зарубежными брендами, только собранными в республике. Тем самым наши граждане содействовали бы поступлению дополнительных налогов в отечественный бюджет, накоплению и преумножению в стране технического опыта, увеличению рабочих мест для себя, для своих сограждан. К слову, уже наметилась тенденция увеличения поставок отечественных автомобилей на экспорт и уменьшение импорта зарубежных автомобилей.

Казахстанские граждане в декабре 2014 года, когда произошел обвал российского рубля в 2 раза, с помощью американского доллара сумели в короткий срок выкупить в России, по неполным данным, примерно 100 тысяч автомобилей и заполонить ими казахстанский автомобильный рынок. Казахстанские дилеры-предприниматели с солидными суммами долларов (в Казахстане в те дни обвала тенге не было) выкупали в России упавшие в цене

в 2 раза российские рубли, которые в сумме оказались в 2 раза больше. Поскольку цены на автомобили в России в это время оставались на прежнем уровне, то казахстанский бизнесмен на эти российские рубли имел возможность купить два автомобиля вместо одного. Привезя эти автомобили в Казахстан, он продавал каждый автомобиль по усредненно-ка-захстанским ценам, который в эквиваленте на российские рубли стоил несколько дороже аналогичного автомобиля, продаваемого в России. Говоря иными словами, казахстанский бизнесмен выигрывал дважды: когда покупал автомашины в России, и когда он продавал их в Казахстане. Надо отдать должное познаниям казахстанских предпринимателей в движениях курсов 3-х валют, умению ориентироваться в тонкостях международных валютных отношений, валютного права, оперативной быстроте делового мышления и действий. Нарушения ими законов России и Казахстана не произошло. Тем не менее в проигрыше оказался сектор автопромышленности Республики Казахстан, поскольку в ситуации массового наплыва автомобилей из России казахстанским дилерам этого сектора удалось продать минимальное количество автомобилей казахстанского производства. Можно порекомендовать руководству казахстанского автомобилестроения создать мобильную аналитическую группу, которая могла бы отслеживать подобного рода ситуации еще на дальних подступах с тем, чтобы можно было своевременно принимать упреждающие меры.

Существенным признаком сегодняшнего этапа развития валютных отношений и рынка является функционирование весомого источника валютного права республики, пришедшего на смену предыдущим законам, нового казахстанского закона от 2 июля 2018 года «О валютном регулировании и валютном контроле», главной задачей которого стало расширение валютного мониторинга и сокращение использования иностранной валюты в расчетах на территории Республики Казахстан. Поставлен заслон по выводу денег из страны на основе заключения финансовых займов. Вместо регистрации и уведомления введен порядок единой регистрации валютных договоров, что значительно упрощает сбор информации о валютных операциях4. Согласно статье 9 исследуемого Закона требование репатриации национальной и (или) иностранной валюты по экспорту или импорту (обратный обмен иностранной валюты в валюту страны-резидента) «считается частично или полностью исполненным в случаях»: «3) зачисления на

4 Принят новый закон о валютном регулировании и валютном контроле - доступно на: https://vlast.kz/ novosti/28428-prinat-novyj-zakon-o-valutnom-regulirovanii-i-valutnom-kontrole.html - дата обращения: 20 апреля 2020 года.

счета в иностранных банках транспортных организаций-резидентов валютной выручки в целях оплаты расходов, связанных с выплатой портовых и иных сборов на территориях иностранных государств и обслуживанием находящихся за пределами Республики Казахстан транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Республики Казахстан филиалов (представительств) таких транспортных организаций». Содержание этой статьи Закона желательно расширить посредством принятия совместной детальной инструкции по линии Национального банка и Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

На современном этапе на основе Закона Республики Казахстан о валютном регулировании и валютном контроле 2018 года разработано и принято Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 марта 2019 года № 42, которым утверждены Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан, которое следует отнести к дополнительному источнику валютного права республики. Суть Правил заключена в следующем определении: «Экспортно-импортный валютный контроль - это комплекс мер, осуществляемых Национальным Банком Республики Казахстан, другими государственными органами в рамках их компетенции и уполномоченными банками в целях контроля выполнения экспортерами или импортерами требования репатриации иностранной и (или) национальной валюты по экспорту или импорту».

В Республике Казахстан зарегистрированы примерно 3,7 миллиона импортных и отечественных автомобилей, примерно 450 тысяч грузовиков, около 100 тысяч автобусов, которые двигаются по 120 тысячам километров автодорог, в том числе по 24 тысячам километров республиканского значения, которые одновременно являются международными коридорами. Одним из таких коридоров мирового класса является магистральная трасса между Западным Китаем и Западной Европой.

Строительство данной дороги, длившееся с 2009 по 2016 годы, оказалось возможным, в частности, благодаря использованию инструментов универсального международного валютного права - соглашений между Республикой Казахстан, с одной стороны, и межправительственной организацией, международными банковскими учреждениями, - с другой. Казахстанская часть автокоридора «Западная Европа - Западный Китай» составляет 2787 километров, а общая протяженность всей трассы - 8445 километров. Такое строительство требовало немалых затрат. По-

этому финансовое обеспечение этого проекта обеспечивалось не только за счет бюджетных средств казахстанского государства, но и осуществлялось за счет валютных займов международных финансовых учреждений. Для финансирования строительства этой трассы Казахстан подписал соглашения с 5-ю международными финансовыми институтами. Так, на основе Соглашения о займе между Республикой Казахстан и Европейским банком реконструкции и развития от 30 марта 2009 года Банк согласился «предоставить Заемщику (Республике Казахстан) заем, в соответствии с положениями и условиями, изложенными или упоминаемыми в данном Соглашении, в размере ста восьмидесяти миллионов долларов США ($180 000 000)». Например, в рамках Соглашения о займе с Международным банком реконструкции и развития от 13 июня 2009 года Казахстану был выдан заем на сумму 2,125 миллиарда долларов США для осуществления этого проекта.

Согласно Соглашению между Республикой Казахстан и Исламским банком развития («Соглашение Истисна'а») от 31 июля 2009 года Банк взял на себя международное обязательство финансировать реконструкцию участка автодороги «граница Южно-Казахстанской области - Тараз» в рамках проекта «Западная Европа - Западный Китай» в сумме 414 миллионов долларов (Приложение II). Было заключено несколько Соглашений о займах между Казахстаном и Азиатским банком развития. В совокупности Азиатским банком развития было выделено для Казахстана под строительство упомянутой автомагистрали 700 миллионов долларов США. В настоящее время эта трасса находится в действии. То. что строительство этой уникальной дороги завершено, не означает, что международное валютное право в этом вопросе завершило свое функционирование. Все упомянутые соглашения-источники международного валютного права продолжают свое действие до 2030, 2031 года, так как Республика Казахстан в этот период, как заемщик и субъект международного валютного права, должна вернуть международным банкам взятые кредиты вместе с процентами. Для того, чтобы их своевременно вернуть, нужно на уровне высокого класса обслуживать трассу, грузовые и иные автомобили, обеспечивать их высокачествен-ными горюче-смазочными материалами, с помощью логистических хабов обеспечивать полную загруженность автомашин на всем протяжении этого пути в обоих направлениях, обеспечивать загруженность трассы, в том числе и отечественными, узбекскими, кыргызскими грузовыми и легковыми автомашинами, вдоль трассы на основе государственно-частного партнерства построить пер-

воклассные мотели, кафе. При таком подходе есть возможность погасить валютную задолженность досрочно и затем получать солидную прибыль.

Республика Казахстан и Международный валютный фонд в период с 1992 по 1999 годы подписали соглашения о предоставлении стране нескольких валютно-финансовых займов. В русле нашей темы наибольший интерес представляют такие международно-правовые документы, как Программа предоставления ресурсов Республике Казахстан для макроэкономической стабилизации и системных преобразований (STF) от 2 февраля 1993 года на сумму 123, 75 миллиона СДР («специальные права заимствования» в виде расчетной единицы МВФ, которая равняется 1,47638 доллара США); Соглашение о резервном кредите (Stand-by 1) на 123, 75 миллиона СДР от 24 января 1994 года, в рамках которых были предоставлены инвестиционные займы на развитие городского транспорта и на реструктуризацию дорожного транспорта5. Эти и другие суммы были досрочно погашены Казахстаном перед МВФ, который подчеркнул, что Казахстан сделал это первым из всех стран СНГ. Как видим, Казахстан как субъект международного валютного права в отношении, в частности, отечественного транспорта, оказался на высоте мирового уровня.

По территории Казахстана пролегают 5 международных автомобильных маршрутов, дорожных магистралей общей протяжённостью 24 тысячи километров. Так, международный маршрут Санкт-Петербург - Астрахань (Россия) - Западный Казахстан - Теджен

- Серахс (Туркменистан) - Бендер-Энзели

- Амирабад - Ноушехр (Иран) имеет общую протяженность, включая автодороги, 7,2 тысячи километров. Возникает вопрос: для чего приведен этот международный коридор и какое он имеет отношение к валютным отношениям и валютному праву? Между тем, он имеет к ним прямое отношение. Казахстанские части таких международных дорожных коридоров называются транзитными путями. За использование транзитных дорог государства в валюте платят сборы, имеющие отношение к транзитным грузоперевозкам. Так, статья 5 Соглашения о международном транспортном коридоре «Север-Юг» от 12 сентября 2000 года (Республика Казахстан присоединилась к нему 4 июля 2003 года) в отношении транзитных перевозок предусматривает оплату «рас-

ходов за транспортные услуги» и платежи «за пользование транспортной инфраструктурой». Казахстан ежегодно имеет солидный доход от транзита, например, по итогам 2019 года в казахстанский государственный бюджет от транзитных сборов поступило более 450 миллиардов тенге6, определенная часть которого приходится на автомобильные транзитные перевозки грузов. Таким образом, те статьи и нормы в международных договорах Казахстана, которые посвящены транзитным сборам, имеют прямое отношение к международному валютному праву. Поэтому было бы желательно разработать и принять новый казахстанский закон «О строительстве первоклассных объектов дорожной инфраструктуры вдоль автотрасс республики», что стало бы для перевозчиков многих стран существенным притягательным фактором использования именно наших дорог в качестве транзитных. Это важно, поскольку транзит грузов входит в круг мировой валютно-финансовой конкуренции.

Казахстанский автомобильный транспорт, казахстанские автомобильные дороги представляют собой весомый сектор экономики Республики Казахстан. Без этого вида транспорта невозможно представить функционирование отраслей казахстанской экономики. Автотранспорт - один из мобильных видов транспорта, который активно участвует в международном сотрудничестве. Поэтому регулирование с помощью норм международного и казахстанского валютного права стимулирует их дальнейшее развитие. В аппарате Правительства Республики Казахстан, в научном сообществе страны крайне целесообразно создать Аналитический центр, который скрупулезно отслеживал бы тенденции развития принципиально новых типов автомобилей в мире (электромобилей, автомобилей на солнечных батареях, цифровизи-рованных беспилотных легковых и грузовых автомобилей), глубоко исследовал бы имеющиеся у них проблемы, прогнозировал бы их решение, выносил бы рекомендации по своевременному внедрению тех или иных типов автомобилей для того, чтобы произведенные Казахстаном в массовом количестве бензино-во-дизельные автомобили не оказались затаренными на складах, а миллиарды вложенных в них финансовых средств в отечественной и иностранной валюте не оказались потраченными впустую.

5 Казахстан и МВФ. Основные черты деятельности - доступно на: https://mylektsii.ru/2-4858.html; Международные финансово-кредитные институты и их взаимодействие с Казахстаном - https://sinref.ru/000_ uchebniki/00800economica/ 000_lekcii_bank_04_raznoe_ /390.htm - дата обращения: 22 апреля 2020 года.

6 РК заработала на транзитных перевозках свыше 450 миллиардов тенге - доступно на: https://kapital.kz/ economic/83995/rk-zarabotala-na-tranzitnykh-perevozkakh-svyshe-450-mlrd-tenge.html - дата обращения: 22 апреля 2020 года..

ЛИТЕРАТУРА

1.Айдарханова К.Н. Валютное право Республики Казахстан. - Алматы: Memi жаргы, 2008. - 202 с.; Акматалиева А.С. Концептуальные подходы к регулированию валютных курсов. Монография. - Бишкек. - 2006. - 162 с.; Алексеева Д.Г. Валютное право / С.В. Пыхтин, Н.В. Сапожников, Я.М. Фальковская. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 265 с.; Альтшулер А.Б. Международное валютное право. - Москва. - 1988. - 262 с.; Дорофеев Б. Ю., Земцов Н. Н., Пушин В.А. Валютное право России: учеб. пособие. - Москва: Норма, 2000. - 347 с.; Каирленов М., Попова У. Казахстан - МВФ: новое начало // National Business. - 2005. - № 10 (24). - С. 8-9; Киблов В.И. Валютное регулирование в Республике Беларусь. - Минск: ИПА «Регистр», 2008. - 195 с.; Сандоян Э.М., Восканян М.А. Модернизация валютного регулирования в Армении в контексте экономических кризисов 2008-2009 гг. и 2014-2015 гг. - Ереван: изд-во Российско-армянского университета, 2017. - 152 с.; Трапезников В.А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве . - Москва: Волтерс Клувер, 2004. - 176 с.; Тедеев А.А. Валютное право: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. - 192 с.

2.Rose A. K. (2000) «One money, one market? the effects of common currencies on international trade», Economic Policy 15: 7- 46. - Heilperin M. A. International Monetary Economics. Longmans Greenand Co., 2007. - 293 р.; Stanley L. E., Gallagher K., Ghosh J. (2018). Emerging market economies and financial globalization: Argentina, Brazil, China, India and South Korea, Germany, Europe. - London: Anthem Press. - 260р.; Эбке В.Ф. Международное валютное право. - Москва. - 1997. - 336 с.

3. Айдарханова К. Этапы развития валютного права Республики Казахстан // Известия национальной Академии наук Республики Казахстан. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2015. - № 3. - С. 64.

REFERENCES

1.Аidаrkhаnоvа KN. Vаlyutnоe prаvо Respubliki Каzаhstаn. - Аlmаty: Jeti jargy, 2008. - 202 s.; Аkmаtаlievа А.S. КоntseptuаГnye pоdhоdy k regulirоvаniyu vаlyutnyh kursоv. Моnоgrafiya. -Bishkek. - 2006. - 162 s.; Аlekseevа D.G. Vаlyutnоe prаvо / S.V. Pyhtin, N.V. Sаpоzhnikоv, Ya.М. FаГkоvskaya. - Моskvа: Nоrmа: INFRA-М, 2013. - 265 s.; АГtshuler А.В. Мezhdnаrоdnоe vаlyutnоe prаvо. - Моskvа. - 1988. - 262 s.; Dоrоfeev B. Yu., Zemtsоv N. N., Pushin У.А. Vаlyutnоe prаvо Rоssii: uchebn. pоsоbie. - Моskvа: Шта, 2000. - 347 s.; Каirlenоv М., Pоpоvа U. Каzаhstаn

- МVF: nоvоe michcilc // National Business. - 2005. - No 10 (24). - S. 8-9; ЮЬо V.I. Vаlyutnоe regulirоvаnie v Respublike Bebrus\ - МпЬ IPA «Registr», 2008. - 195 s.; Sаndоyan E.М., Vоskаnyan М.А. Моdernizatsiya vаlyutnоgo regulirоvаniya v Аrmenii v tontekste ekоnоmicheskich krizisоv 2008-2009 gg. i 2014-2015 gg.- Еrevаn: isd-vо Rоssiiskо-аrmyanskоgо univerrsitetа, 2017. - 152 s.; Trаpeznikоv У.А. Vаlyutnоe regulirоvаnie v mezhdnаrоdnоm investitsionnоm prove.

- Моskvа: Vоlters Кluver, 2004. - 176 s.; Tedeev А.А. Vаlyutnоe prаvо: ucheb^e pоsоbie. - So^U Peterburg: Piter Press, 2009. -192 s.

2.Rose A. K. (2000) 'One money, one market? the effects of common currencies on international trade', Economic Policy 15: 7- 46; Heilperin M. A. International Monetary Economics. Longmans Greenand Co., 2007. - 293 р.; Stanley L. E., Gallagher K., Ghosh J. (2018). Emerging market economies and financial globalization: Argentina, Brazil, China, India and South Korea, Germany, Europe. - London: Anthem Press. - 260р.; Ebke V.F. Мezhdunаrоdnоe vаlyutnоeprаvо. - Моskvа.

- 1997. - 336 s.

3. Аidаrkhаnоvа К. Etаpy rаzvitiya vаlyutnоgo prаva Respubliki Каzаhstаn // Izvestiya nаtsiоnаГnoy Аkаdemii поuk Respubliki Каzаhstаn. Seriya оbschestvennych i gumаnitаrnych поuk.

- 2015. - No 3. - S. 64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.