МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИКАО)
Г АПТРАХМАНОВА Альфия Возихровна
Аннотация: общеизвестным фактом является то, что процесс развития гражданской авиации напрямую оказал влияние на воздушное право, что нашло свое отражение, в первую очередь, в содержании международного воздушного права. Определяющее влияние стандартов и рекомендаций ИКАО по обеспечению безопасности полетов гражданской авиации на нормы национального права в данной области отношений сохраняет интерес не только научных, но и политических кругов.
Annotation: well-known fact is that the development of civil aviation is directly influenced by air law, as reflected primarily in the maintenance of international air law. Determining influence ICAO standards and recommendations to ensure the safety of civil aviation in the national law in the field of the continued interest not only scientific, but also political circles.
Ключевые слова: международное воздушное право, безопасность полетов гражданской авиации, Чикагская конвенция, Международная организация гражданской авиации, стандарты ИКАО.
Key words: international air law, the safety of civil aviation, the Chicago Convention, the International Civil Aviation Organization, ICAO standards.
В доктрине международного права проблемы обеспечения авиационной безопасности связывают, как правило, с актами, направленными против судов гражданской авиации, экипажа и пассажиров, находящихся на борту, с террористической угрозой. Безусловно, это ключевой момент в данной области. Вместе с тем вопросы, связанные с совершением террористических актов на борту воздушных судов и в международных аэропортах, достаточно подробно рассмотрены отечественными учеными, тогда как существует еще целый ряд факторов, из которых складывается современная система авиационной безопасности и которым, на наш взгляд, в доктрине уделено недостаточное внимание.
Необходимо отметить, что развитие авиации напрямую отразилось на содержании международного воздушного права. Так, в его нормативном массиве стала формироваться самостоятельная, относительно однородная группа норм, функциональная предназначенность которых предопределила их место в системе международного воздушного права в качестве самостоятельного института, тесно взаимодействующего с другими институтами этой отрасли международного права1.
Развитие международных отношений в современных условиях невозможно себе представить без гражданской авиации, поскольку последняя оказывает исключительно позитивное влияние на социально-экономическое и политическое развитие государств, способствует интеграции международного сообщества, культурному сближению народов, а также развитию производительных сил в мире.
Однако без установления международноправовых стандартов в области обеспечения авиационной безопасности и имплементации их во внутригосударственную систему обеспечения безопасности полетов практически немыслимы осуществление и организация воздушных сообщений.
Под влиянием этой объективной потребности возникли международные институты и механизмы для содействия коллективным поискам решений вопросов сотрудничества в области международной гражданской авиации на основе оптимального сочетания интересов членов международного авиационного сообщества. К одному из таких институтов относится Международная организация гражданской авиации (далее - ИКАО)2.
1 См.: Бордунов В. Д. Системные свойства международного воздушного права // Советское государство и право. 1988. N° 7. С. 102-109.
2 См.: Бордунов В.Д. Правовой механизм деятельности международных авиационных организаций. М. : Наука, 1989. С. 3.
Безопасность полетов всегда была решающим соображением во всей деятельности авиации. Главным образом это отражено в целях и задачах ИКАО, сформулированных в ст. 44 Конвенции о международной гражданской авиации, широко известной как Чикагская конвенция, которая возлагает на ИКАО ответственность за обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире3.
Международная организация гражданской авиации выполняет функции главного координатора усилий государств по созданию безопасных и эффективных условий деятельности гражданской авиации на международной арене. Прежде всего это обусловлено тем, что обеспечение безопасности, надежности и регулярности полетов на любом современном самолете невозможно без его постоянной связи с землей, без обслуживания его на протяжении всего маршрута полета наземными службами управления воздушным движением, центрами полетной информации, службами метеообеспечения, а также без наличия современных аэродромов в транзитных пунктах, оснащенных аэронавигационными средствами посадки. На сегодняшний день международные воздушные трассы пересекают все страны и континенты, поэтому безопасность полетов может быть решена только тогда, когда во всех странах, через которые они проложены, наземные службы и сооружения, предназначенные для обеспечения обслуживания полетов, будут работать в одинаковом технологическом режиме. Решением этой задачи занимается, и довольно успешно, ИКАО.
Организацией выработан огромный свод унифицированных правил международной аэронавигации, которые широко используются государствами - членами ИКАО в своей национальной практике. Благодаря этому самолеты авиакомпаний всех стран могут уверенно летать без каких-либо технических затруднений и осложнений. Усилия ИКАО по унификации правил международной аэронавигации устранили опасность появления многочисленных и разнообразных национальных правил международных полетов, что неизбежно сильно усложнило бы практическое осуществление международных воздушных сообщений4.
3 См.: Безопасность полетов : учеб. пособие / С.И. Сниса-ренко [и др.]. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. С. 6.
4 См.: Котов А.И., Бордунов В.Д., Малеев Ю.Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздуш-
ных судов. М., 1988. С. 77-98.
В юридическом смысле представляет интерес природа правового режима и роль регламентов ИКАО в обеспечении принципа безопасности международной гражданской авиации.
Конвенция ИКАО 1944 года устанавливает определенную сбалансированность между обязанностью государств поддерживать максимально возможное единообразие своих национальных правил с регламентами ИКАО и с их правом в ряде случаев не придерживаться таких правил. Этот баланс построен на том, что как члены ИКАО все государства обязались «сотрудничать в обеспечении максимально достижимой степени единообразия правил».
Возможно, применение регламентов ИКАО государствами - членами связано со многими проблемами, например из-за того, что гражданская авиация достаточно уверенно и быстро набирает темпы своего развития, и в данном случае именно по этой причине приходится достаточно часто вносить поправки в регламенты ИКАО. Для ряда государств необходимость в имплементации регламентов ИКАО вообще не возникает, поскольку нормы их национального законодательства уже содержат в себе те минимальные требования безопасности, которые являются признанными и входят в систему международных стандартов ИКАО. Именно по этой причине для некоторых государств процесс принятия Советом ИКАО того или иного регламента имеет лишь относительное значение, так как эти страны уже применяют идентичное принимаемому регламенту национальное правило, и надо сказать, что нередко национальные правила содержат более строгие предписания, чем стандарты ИКАО5.
В практике выполнения полетов в разных государствах устранение существующих различий осуществляется путем разработки и внедрения стандартов и рекомендаций ИКАО. Чикагская конвенция не содержит определения стандартов и рекомендаций, однако этот пробел был восполнен Ассамблеей ИКАО еще на первой сессии в 1947 году, в одной из ее резолюций. Согласно положениям резолюции стандарты ИКАО означают требования к физическим характеристикам, конфигурации, материалу, летным качествам, персоналу или процедурам, единообразное применение которых признано необходимым условием обеспе-
5 См.: Васильев Н.И. Международные авиационные регламенты: юридическая природа и практическое применение : автореф. канд. юрид. наук. М., 1981.
чения безопасности и регулярности международных полетов. Государства - члены ИКАО должны соблюдать их в соответствии с Чикагской конвенцией 1944 года6.
Рекомендации ИКАО содержат те же требования, но при этом в конвенции оговаривается, что государства - члены ИКАО должны стараться их соблюдать. Таким образом, стандарты ИКАО отличаются от рекомендаций только силой своего обязательного воздействия на государства.
Стандарты и рекомендации ИКАО можно разделить на группы.
Первая группа стандартов и рекомендаций направлена на повышение безопасности международных полетов путем установления минимальных уровней требований, которым должен удовлетворять персонал, а также эксплуатируемая им авиационная техника и оборудование.
Вторая группа стандартов и рекомендаций направлена на обеспечение безопасности выполнения самих полетов путем введения единообразия с целью предотвращения возможности возникновения аварийных ситуаций в результате каких-либо ошибок в процедурах обслуживания воздушного движения или ошибок, связанных с эксплуатацией авиационной техники и оборудования. Эта же группа стандартов устанавливает также единообразие в параметрах аппаратуры и оборудования, используемых для осуществления самолетовождения на международных авиалиниях в любой части земного шара, а также единство процедур при управлении воздушным движением во всех странах мира.
Проведение в жизнь стандартов и рекомендаций ИКАО является добровольным делом каждого суверенного государства, однако Чикагская конвенция обязывает каждое государство немедленно уведомлять ИКАО о различиях между его собственной практикой и практикой, установленной международным стандартом, если такие различия имеются. Эти различия незамедлительно сообщаются Советом ИКАО всем государствам - членам ИКАО.
Международные стандарты и рекомендации, а также поправки к ним принимаются Советом ИКАО, затем представляются каждому государству - члену ИКАО для одобрения. Действия стандартов или рекомендаций при-
обретают законную силу по отношению к государству - члену ИКАО только тогда, когда это государство само выразит желание принять эти нормы в качестве своих национальных7.
Сейчас время для авиационной техники бежит очень быстро, и в последние десятилетия достаточно остро стоит проблема обеспечения авиационной безопасности. Государства в той или иной степени испытывают давление со стороны общественного мнения при очередном чрезвычайном происшествии, связанном с авиационной катастрофой. Поэтому проблема обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации и возможность ее правового регулирования стоит во главе угла авиационной политики, проводимой правительствами многих стран.
Рост числа происшествий с воздушными судами гражданской авиации вызвал серьезную озабоченность всего международного сообщества, и эта проблема не раз специально обсуждалась в целом ряде международных организаций. Так, Генеральная Ассамблея ООН в резолюции от 25 ноября 1970 года обозначает международную гражданскую авиацию, как «жизненно важное звено в деле развития и поддержания дружественных отношений между государствами». В резолюции содержался призыв ко всем государствам осуществлять согласованные действия как на двусторонней основе, так и через соответствующие международные организации, для того чтобы обеспечить безопасность и нормальное осуществление международных воздушных сообщений судов гражданской авиации.
Усилия международного сообщества, направленные на урегулирование вопросов, связанных с безопасностью и нормальным осуществлением международных воздушных сообщений гражданской авиации, за последнее время приобрели более значительное внимание со стороны множества государств. Все четче проявляет себя тенденция межгосударственной интеграции в этой области отношений. В этой связи за последнее время было принято множество нормативных актов, относящихся к проблемам безопасности в гражданской авиации, цель которых сводится к установлению более качественного контроля над процессом организации воздушного движения в целом.
7 См.: Афанасьев В.Г. Международные отношения в об-
6 Резолюция Ассамблеи ИКАО А1-31 (современная версия ласти гражданской авиации. М. : Междунар. отношения, 1983.
в Резолюции А33-14, (приложение А)). С. 78-79.
Роль и перспектива развития отношений международного сообщества в области правового обеспечения безопасности полетов гражданской авиации по средствам международно-правовых стандартов ИКАО
являются сегодня одним из важнейших направлений на пути построения единой политики в создании общих концептуально новых подходов к решению проблемы авиационной безопасности.