Научная статья на тему 'Международно-правовые и внутригосударственные меры содействия исполнению международных договоров'

Международно-правовые и внутригосударственные меры содействия исполнению международных договоров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1439
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришкевич Оксана Васильевна

В статье автором сделан анализ международно-правовых и внутригосударственных способов обеспечения исполнения международных договоров по различным направлениям сотрудничества, основные выводы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые и внутригосударственные меры содействия исполнению международных договоров»

Гришкевич Оксана Васильевна,

научный сотрудник отделения исследований в области международных отношений Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (г. Минск)

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ СОДЕЙСТВИЯ ИСПОЛНЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

Добросовестное выполнение международных обязательств является основой стабильности международного правопорядка и международных отношений. Особую актуальность принцип pacta sunt servanda приобретает в современный период в контексте интенсификации интеграционных процессов, расширения направлений интеграции.

Специфика международного права (в том числе принцип суверенного равенства государств, особенности создания норм в международном праве) обуславливает необходимость прибегать к специальным мерам обеспечения принципа pacta sunt servanda. Следует отметить, что в Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. непосредственно закреплен только сам принцип: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться» (ст. 26) [1], но меры по обеспечению осуществления договоров не содержатся. Вместе с тем большинство международных договоров (и двусторонних, и многосторонних), помимо закрепления прав и обязанностей сторон, включает нормы о различных мерах по содействию выполнению этих договоров, например, международные гарантии, контроль, созыв конференций, принятие национальных законодательных актов и др.

Данное исследование посвящено анализу международно-правовых и внутригосударственных способов обеспечения исполнения международных договоров по различным направлениям сотрудничества, в том числе договоров, выступающих учредительными актами межгосударственных объединений и принятых в их рамках. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при совершенствовании механизма исполнения международных договоров,

международно-правовой базы интеграционных образований на пространстве СНГ, а также в учебном процессе.

Международно-правовые меры содействия исполнению международных договоров

В научной литературе, как правило, приводится открытый перечень средств (способов, мер) обеспечения исполнения или содействия осуществлению международных договоров [2, с. 113; 3, с. 108; 4, с. 78-79; 5, с. 209; 6, с. 77; 7, с. 353-354; 8, с. 123]. Ряд авторов выделяет систему «международных и внутригосударственных мер содействия осуществлению международно-правовых норм, закрепленных в международных соглашениях» [9, с. 70], «гарантий осуществления принципа pacta sunt servanda» [10, с. 97], всех видов «гарантий исполнения международных обязательств» [11, с. 222].

Современное международное право предусматривает такие международно-правовые способы обеспечения исполнения договоров, как гарантии, конференции, комиссии и консультации, контроль. Кроме того, «обеспечению выполнения договоров содействует также существование института международной ответственности за правонарушения» [7, с. 354]. Международный договор также может предусматривать заключение специального соглашения для реализации отдельных его положений.

В правовой литературе отмечается значительная роль международных организаций в обеспечении выполнения международных договоров [8, с. 123], поскольку «их органы согласно уставам часто уполномочиваются рассматривать вопросы соблюдения их членами своих договорных обязательств» или «могут создаваться специальные организации для обеспечения соблюдения и ис-

полнения положений договора» [7, с. 354]. Представляется, что международные организации в данном случае осуществляют функции контроля за реализацией международного договора, т.е. выступают субъектом, а не средством обеспечения выполнения договора.

В отношении мер обеспечения соблюдения договоров отмечается следующее: они «не являются инструментом принудительного исполнения договорных обязательств», а «есть средство содействия реализации», и «должны дополняться мерами по обеспечению норм договоров принудительной силой государств - неизбежностью ответственности, возможностью применения санкций, предусмотренным порядком защиты нарушенных прав» для «надлежащей юридической гарантиро-ванности международно-правовых норм» [4, с. 80-81, 138] в случае их нарушения.

Международные гарантии

Международные гарантии понимают как «акт, в котором государство или государства обязуются в случае необходимости сделать все от них зависящее, чтобы побудить другое государство или государства выполнить заключенный между ними договор» [2, с. 113], или «международно-правовой акт, предусматривающий поручительство или заверение государства или группы государств предпринять все необходимые меры, чтобы побудить участника либо участников выполнить заключенный договор» [7, с. 353].

Анализ международно-правовой литературы [2, с. 113-114; 3, с. 108; 5, с. 210-211; 6, с. 78-79; 11, с. 219-220] позволяет выделить следующие виды гарантий. Гарантии могут быть простыми (индивидуальными), когда гарантом выступает одно государство, и сложными, когда выполнение договора гарантируется несколькими государствами. Простая гарантия может быть представлена поручительством третьего государства в том, что договор будет выполнен должным образом. Сложные гарантии могут исходить от третьих государств, быть взаимными или коллективными.

Гарантия в форме поручительства со стороны третьего государства или третьих государств должна исходить от государств, которые непосредственно не участвуют и не заинтересованы в данном договоре, и не должна навязываться участникам договора. При взаимной гарантии каждый из участников договора гарантирует друг другу принятие мер к побуждению выполнения договора в случае его нарушения. Коллективные гарантии предусматривают обязательство государств-участников договора действовать совместно против нарушителя договора с целью за-

ставить его соблюдать договор. Так, коллективные гарантии по поддержанию международного мира и безопасности предусмотрены Уставом ООН (гл. VII) и представляют собой широкую систему мер, в том числе принудительного характера.

Международные гарантии оформляются отдельной статьей в соответствующем договоре, дополнительным протоколом к договору или отдельным договором, который гарантирует исполнение другого договора [2, с. 113; 3, с. 108; 5, с. 211-212; 6, с. 79; 11, с. 220-221].

Анализ договорной практики государств отражает преимущественное использование взаимных гарантий, оформляемых в качестве отдельной статьи в соответствующем международном договоре, по достаточно широким вопросам.

Так, согласно ст. III Соглашения о международном сотрудничестве по вопросам, связанным с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, от 23 июня 1992 г. «Стороны заявляют и гарантируют, что результаты деятельности, осуществляемой ими или участвующими Организациями в рамках настоящего Соглашения, будут использоваться исключительно в мирных целях» [12]. Согласно ст. 14 Договора между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Иран о выдаче от 2 марта 2011 г. «в выдаче может быть отказано, если запрашивающая Сторона не представит достаточных по мнению запрашиваемой Стороны гарантий в том, что смертный приговор не будет исполнен» [13].

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. государства-участники «несут взаимную ответственность за выполнение настоящего Договора, воздерживаются от любых шагов, ставящих под угрозу его выполнение». Положения ч. 2 и 3 ст. 31 указанного Договора предусматривают: «Если Экономический Суд признает, что какое-либо государство-член Экономического союза не выполнило одного из обязательств, возлагаемого на него настоящим Договором, это государство обязано принять меры, связанные с выполнением решения Экономического Суда. Договаривающиеся Стороны разработают и заключат специальное соглашение ... о системе санкций за невыполнение принятых обязательств» [14]. Заключение соглашения об ответственности государств за невыполнение принятых по договору обязательств предусмотрено также Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. (ч. 2 ст. 66) [15].

Зачастую в договорах содержится положение о том, что их участники будут воздерживаться от

действий, противоречащих положениям договора и препятствующих достижению его целей (п. 4 ст. 1 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. [16], ч. 2 ст. 6 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. [15], ч. 1 ст. 17 Соглашения об основных принципах приграничного сотрудничества государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. [17]).

Комиссии и консультации

Создание специальных органов (комиссий) и проведение консультаций как средства обеспечения исполнения международных договоров предусматриваются, как правило, в самих договорах и используются в самых различных областях международного сотрудничества.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 г. «Представители Сторон или их компетентных органов будут при необходимости проводить рабочие встречи и консультации в целях рассмотрения вопросов укрепления и повышения эффективности сотрудничества на основании настоящего Соглашения» [18]. Согласно ст. 16 Договора между Республикой Беларусь и Туркменистаном о дружбе и сотрудничестве от 17 мая 2002 г. «Высокие Договаривающиеся Стороны по мере необходимости будут проводить консультации с целью обмена мнениями как по вопросам двусторонних отношений, так и по многосторонним проблемам, представляющим взаимный интерес. По взаимному согласию Высоких Договаривающихся Сторон могут создаваться совместные комиссии для рассмотрения отдельных вопросов двустороннего сотрудничества» [19].

Согласно ст. 3 Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 г. «Договаривающиеся Стороны с целью создания Таможенного союза применят механизм двусторонних и/или многосторонних консультаций по вопросам, вытекающим из целей, принципов, условий и этапов создания Таможенного союза» [20]. «В случае действия или угрозы действия со стороны третьих стран, способных нанести экономический ущерб одному или нескольким государствам-участникам Договора, правительства по предложению одной или нескольких Сторон немедленно приступают к консультациям для выработки согласованных мер по предотвращению экономического ущерба или угрозы нанесения такого ущерба» (ст. 61 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом

пространстве от 26 февраля 1999 г.) [15].

Соглашение об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии от 26 июня 1992 г. предусматривает: «Для регулирования совместной многосторонней или двусторонней деятельности Стороны могут учреждать соответствующие организационные структуры. Не реже одного раза в год или в иное время по просьбе любого из компетентных правительственных органов Стороны будут проводить консультации по вопросам осуществления настоящего Соглашения. По просьбе одной из Сторон к участию в таких консультациях может быть приглашено МАГАТЭ» (пункты 2-3 ст. 11) [21].

Международный договор может предусматривать возможность работы комиссии на регулярной основе или ее созыва по мере необходимости. Следует отметить, что комиссии и консультации дают возможность сторонам договора непосредственно взаимодействовать, согласовывать свои позиции по применению тех или иных положений договора, разрабатывать и уточнять процедуры их реализации.

Международные конференции

Международные конференции государств-участников договора проводятся с целью рассмотрения действия договора, его выполнения в целом и отдельных положений, определения степени реализации целей договора.

Созыв конференции государств-участников международного договора предусматривается положениями самого договора. Договором может определяться как цель, так и время созыва конференции. Так, в договорах может устанавливаться дата первоначального созыва конференции, периодичность ее созыва, а также возможность созыва конференции при возникновении такой необходимости, например: «через 46 месяцев после вступления в силу настоящего Договора и впоследствии через каждые пять лет» (п. 1 ст. XXI Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 г. [22]), «через три года после вступления в силу настоящего Договора и в последующем через каждые пять лет, если только не менее трех Государств-участников не обратятся с просьбой о созыве конференции в более короткие сроки» (п. 3 ст. XVI Договора по открытому небу от 24 марта 1992 г. [23]).

Цели созыва конференции могут быть сформулированы в договорах различным образом. Так, договор может содержать общее положение или закреплять конкретные цели: «для проведения рассмотрения действия настоящего Договора», для рассмотрения поправок к нему, вопросов о выходе

государств из Договора, при возникновении исключительных обстоятельств, относящихся к Договору (ст. XXI Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 г.) [22]; «для рассмотрения выполнения настоящего Договора», для рассмотрения поправок к Договору и последствий выхода из него государств-участников (п. 3 ст. XV, пункты 1, 3 ст. XVI Договора по открытому небу от 24 марта 1992 г.) [23]; «с целью обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, представляющим общий интерес, а также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей настоящего Договора» (п. 1 ст. IX Договора об Антарктике от 1 декабря 1959 г.) [24]; «для целей пересмотра Конвенции» (п. 2 ст. 23 Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 г.) [25].

В научной литературе выделяют следующие функции конференций: рассмотрение действия конкретных статей договора, содействие расширению участников договора, выработка рекомендаций, содействие заключению новых договоров, разработка путей и мер более успешного осуществления договора [4, с. 116-119]. При этом отмечается, что «чаще функции являются результатом конкретной практической деятельности конференций, а не точных указаний договора» [4, с. 118].

Заключение специальных соглашений

В ряде случаев «в целях выполнения обязательств по международному договору заключаются специальные соглашения, в которых более подробно и конкретно определяются формы и методы осуществления отдельных статей основного договора» [2, с. 115; 3, с. 109].

Представляется возможным выделить следующие виды таких соглашений: для реализации общих целей соглашения; для урегулирования вопросов, представляющих взаимный интерес; для реализации конкретных положений договора.

Так, Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 г. предусматривает: «В целях реализации настоящего Соглашения заинтересованные компетентные органы Сторон заключают при необходимости соглашения межведомственного характера» (ст. 10) [18]. Согласно ст. 19 Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Республикой Армения от 26 мая 2001 г. «Высокие Договаривающиеся Стороны в целях обеспечения реализации положений настоящего Договора, а также по другим

вопросам, представляющим взаимный интерес, при необходимости, заключат отдельные двухсторонние международные договоры» [26].

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Соглашения о Таможенном союзе от 20 января 1995 г. «в целях реализации настоящего Соглашения Договаривающиеся Стороны на основе отдельного соглашения создадут исполнительный орган Таможенного союза» [27]. «В целях создания единой системы защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также для реализации положений статьи 20 настоящего Соглашения Стороны предусматривают заключение полномочными органами Сторон договора о координации действий по защите прав на результаты интеллектуальной деятельности» (ст. 22 Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 г.) [28].

Международный контроль

Международный контроль - это «согласованная деятельность государств или международных организаций по проверке соблюдения государствами принятых на себя договорных обязательств с целью обеспечения их точного и неукоснительного выполнения» [2, с. 117]. Как способ обеспечения исполнения международных обязательств международный контроль используется в тех областях сотрудничества, где другие меры «недостаточны или неприменимы» [2, с. 117], и рассматривается как «одно из основных средств обеспечения соблюдения договоров» [4, с. 110].

Международный контроль применяется при установлении режима территорий, в области защиты прав человека, разоружения и ограничения вооружений, мирного использования ядерной энергии, при осуществлении конвенций о труде и других соглашений по специальным вопросам. Формы и методы контроля могут быть различными и «зависят от особенностей контролируемых объектов». Формами контроля выступают: «создание контрольных органов в рамках международных организаций; учреждение государствами специальных контрольных органов; контроль национальными органами и средствами; сочетание международных и национальных органов и средств для проверки выполнения государствами принятых обязательств по международным договорам». К методам контроля относятся обмен информацией, предоставление отчетов и докладов, наблюдение, посещение контролируемых объектов, установление контрольных постов, проведение консультаций, рассмотрение жалоб и др. [2, с. 117-118; 3, с. 109-111].

Например, контроль за выполнением обязательств по реализации Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., других действующих в рамках Сообщества договоров и решений органов ЕврАзЭС «осуществляется органами Сообщества в пределах их компетенции» (ч. 2 ст. 14) [29]. Вопросы о ходе реализации Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств от 14 ноября 2008 г. рассматриваются на заседаниях Совета руководителей миграционных органов государств-участников СНГ, а также Консультативного Совета по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ (ст. 26) [30]. Результаты работы по реализации Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, от 9 декабря 2010 г. предоставляются на рассмотрение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС. «Комиссия Таможенного союза наделяется полномочиями по контролю за исполнением настоящего Соглашения» (пункты 3-4 ст. 8) [31].

Особая система контроля создана в сфере мирного использования ядерной энергии. Так, Устав Международного агентства по атомной энергии от 26 октября 1956 г. устанавливает систему гарантий для предотвращения использования в военных целях ядерных материалов, услуг, оборудования, технических средств и сведений, предоставляемых Агентством (статьи III, XII). Формами контроля МАГАТЭ являются: рассмотрение предоставляемой государствами-участниками отчетности в отношении использованных или произведенных ядерных материалов, рассмотрение предоставляемых государствами-участниками докладов о работе, посылка инспекторов на территории государств-участников с целью проверки выполнения целей Устава Агентства (ст. XII Устава) [32].

На МАГАТЭ возложены контрольные функции за выполнением Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г. Согласно п. 1 ст. III указанного Договора каждое из неядерных государств-участников Договора должно заключить с МАГАТЭ в соответствии с его уставом и системой гарантий соглашение «исключительно с целью проверки выполнения его обязательств, принятых в соответствии с настоящим Договором, с тем чтобы не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства» [33]. Такое соглашение между Республикой Беларусь и

МАГАТЭ было заключено 14 апреля 1995 г. [34].

В сфере прав человека создана весьма обширная система международных механизмов по их защите. Например, конвенционный механизм представлен специальными органами (комитетами), созданными для контроля за реализацией положений международных конвенций, принятых ООН в сфере прав человека. Это - Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка, Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Комитет по правам инвалидов, Комитет по насильственным исчезновениям, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

Основными полномочиями комитетов являются: рассмотрение докладов государств-участников о выполнении ими конвенций, рассмотрение межгосударственных сообщений о невыполнении положений конвенций, рассмотрение индивидуальных сообщений о нарушении прав конкретного лица или группы лиц, процедура расследования, процедура посещения государства-участника, проведение исследований по отдельным вопросам, помощь в создании национальных превентивных механизмов и др.

Таким образом, полномочия комитетов по контролю за выполнением государствами соответствующих конвенций достаточно обширны и многообразны. Вместе с тем одни полномочия комитетов автоматически распространяются на государства в силу их присоединения к соответствующим конвенциям (например, рассмотрение докладов), в отношении других полномочий необходимо согласие государства, выраженное посредством ратификации факультативного протокола или заявления в соответствии с конкретной статьей договора (например, рассмотрение межгосударственных или индивидуальных сообщений о нарушении положений конвенции).

Следует подчеркнуть, что «контрольный механизм не наделяется какими-либо властными, принудительными полномочиями», и в большинстве случаев в его функции входит «установление соответствия фактического поведения государств правовым предписаниям путем проверки (наблюдения, инспекций, заслушивания докладов, представления информации)» [4, с. 110, 111]. Контроль нередко «призван содействовать более успешной имплементации международного права», и соответствующие контрольные органы «могут наделяться функциями согласования конкретных

вопросов и разработки совместных мер по совершенствованию соглашения» [4, с. 111].

Анализ договорной практики показывает, что международный контроль осуществляется преимущественно специальными комитетами или комиссиями, создание которых предусмотрено соответствующим международным договором, или международными организациями и их органами, на которые возлагаются соответствующие функции конкретным договором.

Внутригосударственные способы обеспечения исполнения международных договоров

Помимо международно-правовых способов, в договорах нередко предусматриваются внутригосударственные меры содействия их реализации, которые обязаны принять государства на национальном уровне.

«Комплекс участвующих в осуществлении норм международного права органов государства и проводимых ими мероприятий по обеспечению выполнения международных обязательств составляет внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации» [35, с. 38]. Таким образом, меры по обеспечению реализации положений международных договоров условно подразделяются на: 1) мероприятия организационного характера и 2) принятие государством соответствующих законодательных и других нормативных правовых актов [2, с. 153].

Вопросы исполнения международных договоров комплексно регламентируются на законодательном уровне (в законах о международных договорах). Дальнейшее развитие и конкретизацию указанные вопросы получают в соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах.

Так, в законах о международных договорах отдельная глава посвящена исполнению международных договоров (гл. 4 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» [36], далее - Закон Республики Беларусь; раздел IV Федерального закона Российской Федерации от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [37], далее -Федеральный закон Российской Федерации; гл. 3 Закона Республики Казахстан от 30 мая 2005 г. №54-3 «О международных договорах Республики Казахстан» [38], далее - Закон Республики Казахстан), где закрепляется принцип pacta sunt servanda (ч. 1 ст. 33 Закона Республики Беларусь, п. 1 ст. 31 Федерального закона Российской Федерации, п. 1 ст. 20 Закона Республики Казахстан) и устанавливается общий порядок выполнения

международных договоров, включая определение компетентных государственных органов и отдельных внутригосударственных мер.

Субъектом международного договора выступает государство в целом, а не отдельные его органы. Тем не менее, выполнение положений международного договора внутри государства осуществляется соответствующими органами. Таким образом, на законодательном уровне определяются государственные органы, на которые возлагаются обязанности:

- по принятию мер по обеспечению выполнения международных договоров. Это - Президент, Национальное собрание, Совет Министров и руководители государственных органов Республики Беларусь, руководитель департамента государственного органа (ч. 1 ст. 34 Закона Республики Беларусь); Президент, Правительство Российской Федерации (п. 1 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации); Президент, Правительство Республики Казахстан (п. 3 ст. 20 Закона Республики Казахстан);

- по обеспечению выполнения обязательств, принятых по международным договорам, по наблюдению за осуществлением прав (по обеспечению выполнения обязательств и осуществления прав - для Республики Казахстан), вытекающих для государства из договоров, и за выполнением другими участниками договоров их обязательств. Это - государственные органы, департамент государственного органа Республики Беларусь (ч. 2 ст. 34 Закона Республики Беларусь); федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации Российской Федерации, а также органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (пункты 2-3 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации); центральные государственные органы Республики Казахстан (п. 4 ст. 20 Закона Республики Казахстан);

- по общему наблюдению, координации и контролю за выполнением международных договоров. Это - Министерство иностранных дел (ч. 1 ст. 35 Закона Республики Беларусь, п. 4 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации, п. 5 ст. 20 Закона Республики Казахстан).

Национальным законодательством также закреплен порядок принятия мер в случаях нарушения другими участниками обязательств по международным договорам (ст. 40 Закона Республики Беларусь, ст. 33 Федерального закона Российской Федерации, ст. 21 Закона Республики Казахстан).

Международные договоры могут предусматривать следующие внутренние меры, которые

обязаны осуществить государства: принятие законов для выполнения положений соответствующих международных договоров; внесение изменений в законодательство; издание административных актов и принятие других необходимых внутригосударственных мер; принятие всех необходимых мер внутригосударственного порядка (как законодательных, так и административных, и др.); отмена законов или административных актов, противоречащих положениям договора; применение уголовного наказания и других санкций за нарушение положений международного договора; создание специальных внутригосударственных органов или служб для обеспечения выполнения договора; представление информации о законодательных и административных актах, изданных во исполнение договорных обязательств [2, с. 162-164].

Нередко в международных договорах формулируется достаточно общее положение, обязывающее государства принимать все необходимые меры (например, п. 1 ст. 19 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. [16]), включая законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в конкретном соглашении (например, ст. 4 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [39], п. 1 ст. 4 Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. [40]).

В договорах может закрепляться не одна, а несколько мер по обеспечению его выполнения. Так, Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 г. закрепляет обязательства сторон по применению правоприменительных мер для эффективной защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, мер законодательного порядка для эффективного пресечения оборота контрафактных товаров на единой таможенной территории Таможенного союза, единых мер по противодействию нарушению прав интеллектуальной собственности в сети Интернет, по предоставлению информации о соответствующих законах и иных нормативных актах, окончательных судебных и административных решениях общего применения, а также по уведомлению о соответствующих проектах законодательных актов и иных нормативных правовых актах Координационного совета Единого экономического пространства по интеллектуальной собственности (статьи 19, 20, 23) [28].

Кроме того, может предусматриваться назначение уполномоченных органов сторон, ответственных за реализацию международных договоров (п. 1

09_I

ст. 8 Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, от 9 декабря 2010 г. [31], ч. 1 ст. 8 Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств от 19 ноября 2010 г. [41]).

В национальных законах о международных договорах также закрепляются отдельные меры по обеспечению выполнения договоров. Это, например, приведение законодательства в соответствие с международным договором, принятие иных мер, необходимых для реализации положений международного договора (ч. 1 ст. 34 Закона Республики Беларусь [36]), издание закона или принятие иных нормативных правовых актов, внесение изменений и дополнений в законы и иные нормативные правовые акты или прекращение их действия (ст. 22 Закона Республики Казахстан [38]).

На основании проведенного исследования представляется возможным сделать следующие основные выводы:

На современном этапе развития международного права способы обеспечения выполнения договоров играют важную роль для надлежащей реализации принятых по ним обязательств. Как правило, договоры закрепляют несколько таких способов.

Международно-правовые и внутригосударственные меры содействия исполнению международных договоров создают необходимые условия и организационно-правовую базу для надлежащего выполнения положений международных договоров. Их разнообразие предоставляет государствам возможность выбора конкретных способов реализации договоров в зависимости от объекта правового регулирования и сферы сотрудничества. В своем сочетании международные и внутренние средства представляют комплексный, взаимосвязанный механизм содействия выполнению международных договоров.

Международно-правовые и внутригосударственные меры не являются элементами принудительного механизма обеспечения исполнения договоров, их использование базируется на договорной основе. Вместе с тем применение таких мер должно осуществляться с учетом общепризнанных принципов международного права, прежде всего, невмешательства во внутренние дела государства, неприменения силы и угрозы силой.

Реализация международного договора обусловлена доброй волей его участников, совершением действий, направленных на достижение целей и осуществление положений договора в контексте принципов добросовестного исполне-

ния своих обязательств и сотрудничества государств, и зависит также от эффективного национального имплементационного механизма.

В целях создания всех необходимых условий для эффективной реализации целей договоров представляется целесообразным более подробно регламентировать в конкретных договорах способы обеспечения их выполнения.

Использованная литература

1. Венская конвенция о праве международных договоров, 23 мая 1969 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

2. Талалаев А.Н. Право международных договоров: действие и применение договоров / А.Н. Тала-лаев. - М.: Междунар. отношения, 1985. - 296 с.

3. Право международных договоров. Право международных организаций и международных конференций: учеб. пособие / Авт.-сост. А.К. Соловьев. - Минск: ФУСТ БГУ, 2003. - 284 с.

4. Марочкин С.Ю. Проблема эффективности норм международного права / С.Ю. Марочкин. - Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1988. - 152 с.

5. Шуршалов В.М. Основные вопросы теории международного договора / В.М. Шуршалов. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. - 472 с.

6. Шуршалов В.М. Право международных договоров: учеб. пособие / В.М. Шуршалов. - М.: Ун-т дружбы народов, 1979. - 84 с.

7. Международное право: учеб. / Отв. ред. А.Н. Вылегжанин. - М.: Высш. образование, Юрайт-Издат, 2009. - 1012 с.

8. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: учеб. / И.И. Лукашук. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 544 с.

9. Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права / Л.Х. Мингазов. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990. - 207 с.

10. Буткевич В.Г. Советское право и международный договор / В.Г. Буткевич. - Киев: Вища школа, 1977. - 262 с.

11. Курс международного права: в 6 т. - М.: Наука, 1968. - Т. IV: Основные институты и отрасли современного международного права. - 434 с.

12. Соглашение о международном сотрудничестве по вопросам, связанным с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, 23 июня 1992 г. // Эталон 6. 1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

13. Договор между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Иран о выдаче, 2 марта 2011 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

14. Договор о создании Экономического союза, 24 сентября 1993 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

15. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, 26 февраля 1999 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

16. Соглашение о создании зоны свободной торговли, 15 апреля 1994 г.: в ред. Протокола от 02.04.1999 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2011.

17. Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г., 26 февраля 1999 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

18. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью, 25 ноября 1998 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Договор между Республикой Беларусь и Туркменистаном о дружбе и сотрудничестве, 17 мая 2002 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

20. Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, 6 января 1995 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

21. Соглашение об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, 26июня 1992 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

22. Договор об обычных вооруженных силах в Европе, 19 ноября 1990 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

23. Договор по открытому небу, 24 марта 1992 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

24. Договор об Антарктике, 1 декабря 1959 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

25. Евразийская патентная конвенция, 9 сентября 1994 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

26. Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Республикой Армения, 26 мая 2001 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2011.

27.Соглашение о Таможенном союзе, 20 января 1995 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

28. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, 9 декабря 2010 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

29. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, 10 октября 2000 г.: в ред. Протоколов от 25.01.2006 г., от 06.10.2007 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

30. Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств - участников Содружества Независимых Государств, 14 ноября 2008 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

31. Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, 9 декабря 2010 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

32. Устав Международного агентства по атомной энергии, 26 октября 1956 г.: в ред. от 28.12.1989 г. // Консультант Плюс: Версия проф. технология проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2011.

33. Договор о нераспространении ядерного оружия, 1 июля 1968 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

34. Соглашение между Республикой Беларусь и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия, 14 апреля 1995 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

35. Имплементация норм международного права во внутригосударственное право / Л.В. Павлова, Ю.П. Бровка, М.Ф. Чудаков [и др.]; под ред. Л.В. Павловой. - Минск: БГУ, 2001. - 148 с.

36. О международных договорах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 421-З // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

37. О международных договорах Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации, 15 июля 1995 г., № 101-ФЗ: в ред. Федер. закона от 01.12.2007 г. // Консультант Плюс: Версия проф. технология проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2011.

38. О международных договорах Республики Казахстан: Закон Респ. Казахстан, 30 мая 2005 г., № 54-3: в ред. Закона от 15.07.2010 г. // Законодательство Казахстана on-line [Электронный ресурс]. - Павлодар: ТОО «КАМАЛ-Консалтинг», 1998-2011. - Режим доступа: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok =03135&ogl=all. - Дата доступа: 27.04.2011.

39. Конвенция о правах ребенка, 20 ноября 1989 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

40. Конвенция о правах инвалидов, 13 декабря 2006 г. // Консультант Плюс: Версия проф. технология проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2011.

41. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств, 19 ноября 2010 г. // Эталон 6.1 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

Мацалада автор ынтымацтастыцтыц зртурлг багыттары бойынша халыцаралыц шарттарды орындауын цамсыздандыру халыцаралыц-цуцыцтыц жэне мемлекетштк тэалдерте талдау жасай отырып, нег1зг1 цорытындылар 6epedi.

В статье автором сделан анализ международно-правовых и внутригосударственных способов обеспечения исполнения международных договоров по различным направлениям сотрудничества, основные выводы.

In article the author makes the analysis of international legal and interstate ways of maintenance of execution of the international contracts in various directions of cooperation and the basic conclusions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.