МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ДЕТЬМИ: ИСТОРИЯ И ХОД ДАЛЬНЕЙШЕГО
РАЗВИТИЯ
И.Г. Рогава, старший преподаватель А.В. Нордгеймер
Ростовский филиала Российского государственного университета правосудия (Россия, г. Ростов-на-Дону)
Аннотация. В статье проводится анализ истории развития законодательного регулирования борьбы с торговлей людьми. При этом внимание уделяется характеристике отдельных законодательных актов.
Ключевые слова: торговля людьми, торговля детьми, борьба с торговлей людьми, история борьбы с торговлей людьми, современный период.
На сегодняшний день торговля людьми, особенно, детьми оказалась глобальной проблемой человечества для многих стран, вне зависимости от степени их процветания. Специальный докладчик ООН М.Г. Джаммаринаро по проблеме торговли людьми отмечает, что «на данный момент нет ни одной страны, региона, которые можно назвать свободными от торговли людьми, причём разных возрастов». [6]
В середине XV столетия торговля людьми получила свою наибольшую распространённость, а именно, когда в Европу привезли первых рабов-африканцев. Необходимые меры по ликвидации данного преступления были приняты только в XIX веке. [1] Дальнейшее развитие противодействия торговле людьми, а также детьми, связано с массовой ликвидацией рабства. Отдельное внимание международного сообщества в это время занимает вопрос противодействия торговле женщинами и несовершеннолетними. В 1899 году в Лондоне был проведён первоначальный Международный конгресс по борьбе с торговлей женщинами и
несовершеннолетними девочками с целью разврата. [3] Позитивная склонность восприятия мировым сообществом данного вопроса выразилась в том, что в 1921 году всё-таки была принята Международная конвенция по борьбе с торговлей женщинами и
несовершеннолетними, которая обязала страны привлекать к ответственности лиц,
которые вовлекают в занятие проституцией, а также занимаются куплей-продажей женщин и детей.
Значимым этапом в решение данного вопроса стало принятие в 1926 году Конвенции о рабстве под руководством Лиги Нации. Её утвердили и подписали 38 государств, включая Советский Союз. Утверждение этого документа стало значительной рывком систематизации принятых ранее международных документов. К несчастью, меры, которые направлены на улучшение национального законодательства в области
противодействия торговле людьми, включая детей, так и не были осуществлены.
Приемником труда Лиги наций в области борьбы с торговлей несовершеннолетних стала Организация Объединённых Наций (далее ООН), которая заложила основные начала отношения человечества к вопросу личной свободы. В ст. 4 Всеобщей декларации прав человека 1948 года отмечено, что никто не должен находиться в рабстве, а также, что рабство и работорговля запрещаются во всех своих видах.
Новейший период в обеспечении прав несовершеннолетних открыла Декларация прав ребёнка, которая была принята в 1959 году, провозгласившая, что
несовершеннолетний не обязан быть объектом торговли в любой форме. Конвенция о правах ребёнка 1989 года стала документом, который императивно закрепляет права несовершеннолетних.
Невзирая на выработанную
международно-правовую базу по борьбе с торговлей женщинами и детьми, в конце XX века правоохранительными органами государств отмечался рост определённых преступлений. Мировое сообщество рассматривало в качестве одной из причин отсутствие всеобщего документа, затрагивающим все стороны борьбы с этим общественно опасным деянием. Этим документом стал Протокол о предупреждение и пресечении торговли женщинами и несовершеннолетними, дополнявший Конвенцию ООН против транснациональной организованной
преступности 2000 года, который Россия ратифицировала только в 2013 году.
В Протоколе к Конвенции содержится определение торговли детьми, под которым понимается акт, с помощью которого ребёнок передаётся любым лицом (группой лиц) за вознаграждение. В ст. 3 данного Протокола говорится о том, что каждое государство-участник следит за тем, чтобы следующие деяния были в полном объёме охвачены своим уголовным правом, вне зависимости от того, совершены эти преступления на национальном уровне или в индивидуальном порядке:
а) в ст. 2 этого Протокола, в контексте торговли детьми, а именно, передача или получение разными средствами несовершеннолетнего в целях:
- использования труда ребёнка на принудительных работах;
- передача органов ребёнка за то или иное вознаграждение;
- сексуальной эксплуатации несовершеннолетнего и т.д.
б) предоставление ребёнка для детской проституции, а в дальнейшем распространение детской порнографии и прочее [8].
В следствии этого недостатка ныне действующего положения ст.127.1 -торговля людьми Уголовного Кодекса РФ (Далее УК РФ) полагаем отсутствие какой-либо ответственности за предложение лицом несовершеннолетнего с указанными целями. На наш взгляд, это преступление содержит большую общественную
опасность, нежели норма ч.5 ст.291.1 -обещание или предложение
посредничества во взяточничестве УК РФ. Полагаем подходящим внести ч.1.1 в ст.127.1 УК РФ, которая признаёт преступление - обещание или предложение купли продажи человека, а также иных сделок в отношении человека, а равно совершённые в целях его эксплуатации, передача, укрывательство.
В ч. 4 ст. 3 Протокола к Конвенции предусмотрено то, что государство участник принимает меры по установлению ответственности
юридических лиц, за преступления, которые предусмотрены в п.1 данной статьи. В академических сферах очень активно обсуждается проект федерального закона «О внесение изменений в некоторые законодательные акты РФ по причине введения института уголовной ответственности юридических лиц» который разработан Следственным комитетом РФ. Полагаем важным формирование такой для юридических лиц и за такие преступления, как торговля людьми.
Торговля несовершеннолетними -многочисленное несоблюдение прав человека, а также глобальная проблема человечества, которая затрагивает уголовное правосудие, социальное здравоохранение, социальную и экономическую сферы жизни общества.
Проблема торговли
несовершеннолетними значима также и для стран СНГ. Согласно исследованиям Международной организации по миграции в Кыргызстане были зафиксированы случаи продажи молодыми матерями детей на сумму от 2,7 тысяч до 13 тысяч рублей [7]. Ряд документов был принят государствами - членами СНГ, которые направлены на противодействие торговле людьми в целом, включая и несовершеннолетних [4].
Существенную поддержку в решении этой проблемы на национальном уровне должны оказать национальные планы, программы по борьбе с торговлей людьми, включая также несовершеннолетних. Во многих странах эти планы уже приняты. В
1995 году в РФ был принят Национальный план действий в интересах несовершеннолетних.
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» [5] определил торговлю несовершеннолетними как куплю-продажу несовершеннолетнего, а равно
совершённые в целях его эксплуатации перевозка, укрывательство, получение.
В июне 2012 года был подписан Указ Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах несовершеннолетних на 2012-2017 годы», который закрепляет, что развитие высоких технологий, привело к незащищённости несовершеннолетних от незаконного медиа-контента в сети «Интернет», усугубило трудности, которые связаны с торговлей детьми, детской проституцией и
осуществления стратегии был принят перечень основных законодательных актов в интересах несовершеннолетних, а также были созданы новые государственные институты, касающиеся данной проблемы.
Таким образом, положительное влияние на решение данной проблемы оказывают национальные планы, программы и стратегии. Но, то же время, конкретным пробелом можно считать то, что Россия не участвует в Конвенции Совета Европы о противодействии торговли людьми от 16 мая 2005 года города Варшава. Данная Конвенция применяется ко всем формам торговли людьми в целом. Присоединение РФ к данной Конвенции поспособствовало бы сотрудничеству с другими государствами в противодействии торговли людьми, а также несовершеннолетними.
порнографией [2]. В процессе
Библиографический список
1. Иногамова-ХегайЛ.В. Международное уголовное право. СПб., 2013. С. 11
2. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 299.
3. Собрание узаконений за 1912 год. № 226. Ст. 2037.
4. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека (Заключено в г. Москве 25.11.2005) // Бюллетень международных договоров. 2007. № 6. С. 5 - 11.
5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3802.
6. Центр новостей ООН. URL: http://www.un.org/russian/news/
7. URL: www.rg.rw/2014/08/04/kirgizia-site-anons. html
8. Док. ООН/ A/RES/55/25
INTERNATIONAL AND LEGAL AND CRIMINAL-LEGAL ASPECTS OF COUNTERFEIT TRAFFICKING: HISTORY AND PROGRESS OF FURTHER
DEVELOPMENT
I.G. Rogava, senior lecturer A.V. Nordgeymer
Rostov branch Russian state university of justice (Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. The article analyzes the history of development of legislative regulation of combating human trafficking. Attention is paid to the characterization of certain legislative acts.
Keywords: trafficking in human beings, trafficking in children, combating trafficking in persons, history of combating human trafficking, modern period.