А.М. Чёрный
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
В статье отмечается важность борьбы с торговлей людьми в современном мире. Дается краткая характеристика международно-правовых актов, принятых государствами на региональном уровне, национальных стратегий и инициатив, направленных на борьбу с данным преступлением. Предлагается определенный комплекс мер, необходимых для пресечения данного деяния, с участием международных и неправительственных организаций.
Ключевые слова: торговля людьми, международные договоры, план действий, международно-правовой статус жертвы торговли людьми.
A.M. Cherny
POLICY INSTRUMENTS UNDER NATIONAL AND INTERNATIONAL LAW TO LEGAL OF PREVENT MAN TRAFFICKING
The article emphasizes the importance of the struggle against trafficking in persons in the modern world. A summary is provided of international legal acts approved by states on the regional level, national strategies and initiatives aimed at fighting this crime. A set of measures is suggested, necessary for preventing this crime with participation of international and nongovernmental organisations.
Keywords: trafficking in persons, international treaties, action plan, and the international legal status of a victim of trafficking.
В последние десятилетия одной из наиболее актуальных проблем, вызывающих обеспокоенность всего прогрессивного мирового сообщества, становится торговля людьми, борьба с которой требует от всех государств принятия жестких и неотложных мер по эффективному противодействию данному преступному посягательству на права и свободы человека.
Торговля людьми — современная форма рабства, которая представляет собой преступление против государства, личности и безопасности человека. Неоспоримый факт, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Всеобщая декларация прав человека гласит: «Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии, подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 3-5)1.
Борьба с данной преступной деятельностью обусловливает закономерную заинтересованность государств по принятию действенных мер для противодействия торговле людьми. Следует отметить, что в большинстве случаев жертвы подвергаются не только сексуальной эксплуатации, имеют место и другие формы преступных посягательств на права и свободы человека, такие как: принудительный и кабальный труд, принудительные браки и другие обычаи, сходные с рабством.
© Чёрный Александр Михайлович, 2016
Заместитель командира Полка полиции по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств ГУ МВД России по г. Москве, подполковник полиции, аспирант кафедры международного права и прав человека юридического факультета (Московский городской педагогический уни-136 верситет); email: 2142870@mail.ru
Основными универсальными международно-правовыми актами в сфере противодействия торговли людьми в рамках Организации Объединенных Наций являются: Всеобщая декларация прав человека, а главными современными первоисточниками являются: Протокол № 2 «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее», дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН 15 ноября 2000 г.); Конвенция относительно рабства от 25 сентября 1926 г., с изменениями, внесенными протоколом от 7 декабря 1953 г.; Конвенция от 21 марта 1950 г. «О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами»; Дополнительная конвенция от 7 сентября 1956 г. «Об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством». К данным международно-правовым инструментам обращаются страны для выработки собственных стратегий и трансформации требований Протокола во внутреннее законодательство, формирования основ региональной, национальной политики и определения направлений международного сотрудничества в борьбе с торговлей людьми.
Конвенция против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» содержит универсальные принципы, нацеленные на борьбу с транснациональной организованной преступностью и устанавливает минимальные стандарты, которых должны придерживаться государства-участники данных международных договоров, принимая во внимание, что государства вправе применять и более строгие меры по е
о п
наказанию виновных2. н
В настоящее время существуют определенные региональные механизмы а
взаимодействия государств по борьбе с торговлей людьми. Так, в Американской о
конвенции о правах человека от 22 ноября 1969 г. указывается, что «никто не К
должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии вопреки его воле» 0
п
(пп. 1 и 2 ст. 6)3. Межамериканская Конвенция о международной торговле несо- а
вершеннолетними от 18 марта 1994 г. предписывает странам-участницам «взять в
|
на себя обязательство принимать эффективные меры в соответствии с норма- 0
ми их внутреннего права в целях предупреждения международной торговли р
несовершеннолетними, как она определена в настоящей Конвенции» (ст. 7)4. |
Протокол к Африканской хартии прав человека и народов о правах женщин в К
странах Африки от 2003 г. обязывает страны-участницы принять адекватные и а
действенные меры в целях «предупреждения и осуждения торговли женщинами, |
уголовного преследования лиц, виновных в ведении такой торговли и защиты ||
женщин» (п. 2 (п. g ст. 4))5. №
В 2001 г. в рамках Экономического сообщества западноафриканских государств принята Декларация о борьбе с торговлей людьми, призывающая ) государства-члены сообщества «принять, в кратчайшие возможные сроки, такие 6 законодательные и иные меры, которые необходимы»; «признать торговлю людьми уголовно наказуемым преступлением»6, а в 2005-2006 гг. — Многосторонние соглашения о сотрудничестве в борьбе с торговлей детьми в Западной Африке и «О сотрудничестве в вопросах борьбы с торговлей людьми, особенно женщинами и детьми, в Западной и Центральной Африке», в основе которых лежат двусторонние соглашения между странами указанного региона и содержится призыв к 137
странам-участницам по принятию действенных усилий по обеспечению защиты женщин и детей-жертв торговли людьми.
В азиатском регионе в 2002 г. подписано соглашение по региональному сотрудничеству стран Южной Азии «О предотвращении торговли женщинами и детьми в целях проституции и борьбе с ней», где дано определение торговле людьми. Кроме этого, в Южной Азии, в 2002 г. начался Балийский процесс по проблеме незаконного ввоза (вывоза) людей и торговле людьми и связанной с этим транснациональной преступности. Была принята Декларация Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о борьбе с торговлей людьми, особенно женщинами и детьми, а в 2004 г. подписана Согласованная инициатива министров государств бассейна реки Меконг «О взаимопонимании в отношении сотрудничества в борьбе с торговлей людьми».
В 2004 г. была принята Арабская хартия прав человека Лиги арабских государств, в которой говорилось, что «все формы рабства и торговли людьми запрещаются и подлежат наказанию по закону, никто не должен содержаться в рабстве и в подневольном состоянии ни при каких обстоятельствах» (ст. 10)7.
В странах — участницах Содружества Независимых Государств прослеживается положительная динамика в борьбе с торговлей людьми и осуществлению конкретных практических мероприятий в рамках реализации национальных планов и имплементации положений основополагающих международно-правовых актов по противодействию торговле людьми в их национальное законодательство.
В рамках Содружества Независимых Государств принята и реализуется Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2014-2018 гг. (утверждена решением Совета глав государств СНГ, г. Минск 25 октября 2013 г.), в которой определены следующие основные задачи: оптимизация международно-правовой базы сотрудничества; совершенствование и гармонизация национального законодательства; обеспечение надлежащих условий для оказания гарантированной комплексной государственной помощи жертвам торговли людьми; последовательная реализация положений основополагающих документов ООН, Совета Европы, ОБСЕ в данной области; проведение согласованных организационно-правовых, процессуальных действий, профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций; информационное и научное обеспечение сотрудничества; сотрудничество в подготовке кадров и повышении квалификации специалистов; развитие сотрудничества с международными организациями, неправительственными организациями, а также институтами гражданского общества в сфере противодействия торговле людьми8.
На примере Азербайджанской Республики отчетливо видно, какие меры и законодательные инициативы предпринимаются правительством страны в последнее десятилетие. Актуальность принятия незамедлительных мер по противодействию торговле людьми определяется географическим положением страны, в связи с чем из данного региона облегчен траффик в страны Персидского залива (особое положение занимают Объединенные Арабские Эмираты), а также в Пакистан, Афганистан, Индию, Турцию и Россию. По оценкам экспертов, Азербайджан является одной из стран, граждане которой чаще всего становятся жертвами торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации и принудительного труда.
Отметим, что Азербайджанская Республика до 2005 г. являлась участницей нескольких международных договоров по борьбе с торговлей людьми, но требуемые поправки не были внесены в Уголовный кодекс. В последнее десятилетие в данном государстве проводится постоянная поэтапная работа на законодательном уровне по ратификации и имплементации международных соглашений по борьбе с торговлей людьми в национальное законодательство. Президент Азербайджана И. Алиев 5 августа 2005 г. издал Указ «О борьбе с торговлей людьми», в котором в связи с отсутствием в Уголовном кодексе четкого определения торговли людьми, указаны кратчайшие сроки по имплементации в национальное законодательство определения торговли людьми как уголовно-наказуемого деяния. Законом Азербайджанской Республики от 30 сентября 2005 г. внесены изменения в УК Азербайджана и добавлены положения о торговле людьми, принудительном труде (ст. 144), разглашении секретной информации о жертвах торговли людьми (ч. 1 ст. 316). Также приняты законы Азербайджанской Республики: Об утверждении: Конвенции ООН «Против транснациональной организованной преступности»; Конвенции Совета Европы от 2013 г. «О противодействии торговле людьми»; Протоколов «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми»; от 13 мая 2003 г. «Против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху»; Факультативного протокола от 2 апреля 2002 г. «О торговле детьми, детской проституции и детской порнографии» к Конвенции ООН «О правах ребенка»; от 20 сентября 2002 г. «Об утверждении Брюссельской декларации по предотвращению торговли людьми и борьбе с ней»; подписаны соглашения от 21 декабря 2012 г. «О сотрудничестве министерств внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с В торговлей человека»; от 23 мая 2006 г. «Об утверждении Порядка «По сотруд- | ничеству в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека в странах а СНГ»; от 30 декабря 2008 г. «Об утверждении Порядка „По программе сотрудни- о чества по борьбе с торговлей людьми в странах СНГ на 2007-2010 гг."», а также 0 Решения Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 9 ноября 2005 г. 0
п
«О создании специальных учреждений для жертв торговли людьми, финанси- а
рование, эксплуатация и контроль за их деятельностью»; от 12 января 2006 г. в
|
«Об утверждении Положения Фонда по оказанию помощи жертвам торговли 0 людьми»; от 6 марта 2006 г. «Об утверждении Правил социальной реабилитации ю
Т5
жертв торговли людьми»; от 17 июня 2006 г. «О сумме компенсации, выплачи- |
ваемой жертвам торговли людьми в течение реинтеграционного периода». К
Конкретные меры по имплементации в национальное законодательство а
международно-правовых соглашений по борьбе с торговлей людьми проводят- |
ся и рядом других государств. Так, например, Правительством Королевства ||
Бельгии принят Закон 1995 г. «О преступлениях торговли людьми и детской №
порнографии», Республикой Кипр в 2000 г. — Закон «О борьбе с торговлей людь- 1 ми и сексуальной эксплуатацией детей», Мадагаскар — «Закон № 038 2008 г.
«О борьбе с торговлей людьми и сексуальным туризмом», Нигерией в 2003 г. — 6 Закон «О правоприменительных и административных мерах по запрещению торговли людьми», США — Закон от 2000 г. «О защите жертв торговли людьми и насилия», «О средствах судебной защиты и иных средствах, направленных на незамедлительное искоренение эксплуатации детей»; Российской Федерацией Федеральный закон 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в
Уголовный кодекс РФ от (ст. 127.1 — торговля людьми; 127.2 — использование 139
рабского труда); в 2005 г. в Беларуси принят Декрет Президента «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми» и «О продлении срока действия Закона о защите жертв торговли людьми» от 2003-2005 гг., Королевством Таиланд — Закон «О мерах по предупреждению и пресечению торговли женщинами и детьми» и это лишь малая часть законодательных актов государств, принятых на национальном уровне по противодействию торговле людьми.
Усилия по предотвращению торговли людьми осуществляются многими государствами путем принятия т.н. «Планов действий по борьбе с торговлей людьми». Так, в Азербайджанской Республике в 2004 г. принят Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми, на Встрече стран Азии и Европы — План действий по борьбе с торговлей людьми, в особенности женщинами и детьми; Африканском союзе — План действий по борьбе с торговлей людьми, особенно женщинами и детьми от 2006 г.; в Греческой Республике — Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми от 2006 г.; Индонезии — Национальный план действий по ликвидации торговли женщинами и детьми от 2002 г.; в Республике Молдова — Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми от 2001 г.; Румынии — Национальный план действий по предупреждению торговли детьми и борьбе с ней от 2004 г.; Хорватии — План действий по пресечению торговли людьми от 2006 г.; Японии — План действий по борьбе с торговлей людьми 2004 г. Их суть заключается в поиске эффективных механизмов взаимодействия и конкретных мер государственных и неправительственных структур по борьбе с торговлей людьми и оказанию эффективной помощи жертвам данного преступления. з Стоит отметить немаловажную роль в деле борьбы с торговлей людьми, ее
? профилактике, реабилитации и защиты жертв торговли людьми и неправи-3 тельственных организаций (НПО). Только в Российской Федерации, по оцен-» кам экспертов, их насчитывается порядка 100, включая такие как: Российская I Ассоциация кризисных центров для женщин «Остановим насилие», «Сестры» | (Независимый благотворительный центр помощи жертвам сексуального на! силия), «Александра», коалиция «Ангел», Российская общественная организа-
§ ция «Женский кризисный центр», «Эхо» и многие другие, хотя, как указывает
ф
| Е.В. Тюрюканова, «только отдельных законодательных инициатив и усилий | НПО недостаточно, чтобы эффективно бороться с торговлей людьми. Чтобы 'I создать в обществе климат нетерпимости и отторжения по отношению к эксплуа-| тации, необходима целенаправленная и комплексная политика государства»9. | Растущее количество многосторонних, двусторонних (между соседними
государствами, имеющими общую границу и прогрессирующий траффик) и региональных соглашений по борьбе с торговлей людьми предполагает наличие ё дополнительного взаимодействия и осуществления специальных мероприятий, § где данное явление приобретает угрожающие масштабы. Как пример можно | привести: Соглашение о сотрудничестве от 2006 г. в вопросах предотвращения | и пресечения торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказания за нее между Бенином и Нигерией; Соглашение между Мали и Кот-д, Ивуаром от 2000 г. «О сотрудничестве в борьбе с трансграничной торговлей детьми», Соглашение между правительством Греческой Республики и Советом Министров Республики Албания о защите детей, ставших жертвами торговли детьми, и оказании им помощи, Меморандум о взаимопонимании между правительством 140 Лаосской Народно-Демократической Республики и правительством Таиланда
от 2005 г. в отношении сотрудничества в борьбе с торговлей людьми, особенно женщинами и детьми; Меморандум о взаимопонимании между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами от 2007 г. в отношении укрепления международного сотрудничества в борьбе с торговлей людьми, Соглашение между Королевским правительством Камбоджи и правительством Социалистической Республики Вьетнам от 2003 г. «О двустороннем сотрудничестве в ликвидации торговли женщинами и детьми и оказании помощи жертвам такой торговли».
22 января 2013 г. между МВД России и МВД Исламской Республики Иран было подписано Соглашение о сотрудничестве, п. 1 ст. 2 которого содержит положение о взаимодействии, пресечении, выявлении, раскрытии преступлений, в т.ч. «торговли людьми, особенно женщинами и детьми, а также органами и тканями человека» и многие др.10
Все вышеперечисленные межгосударственные соглашения направлены в первую очередь на противодействие торговле людьми, оказание взаимной помощи, принятие совместных скоординированных действий по борьбе с данным преступлением, обмен информацией, взаимодействие компетентных органов и принятию дополнительных мер по борьбе с данным преступлением с учетом регионального положения в двустороннем формате.
Даже небольшое количество приведенных соглашений подтверждает тот факт, что борьба с данным транснациональным преступлением осуществляется не только в рамках международных и межрегиональных организаций, но и в рамках межгосударственного взаимодействия в двустороннем формате.
Стоит отметить, что эффективность противодействия такому транснациональному преступлению, как торговля людьми, может быть достигнута только при тесном взаимодействии государств в рамках сотрудничества с междуна- Н родными и неправительственными организациями, совместной разработке С новых международно-правовых актов, соответствующих современным реалиям а
т
и нацеленных на углубление сотрудничества в борьбе с данным явлением, им- С
к
плементации в национальное законодательство нормативно-правовых актов на Г
основе универсальных и региональных договоров, составляющих основу борьбы д
с торговлей людьми, с привлечением к уголовной ответственности лиц, занятых т
в торговле людьми, а также принятии конкретных мер по реабилитации, соци- |
альной адаптации в общество жертв данного преступления и дополнительных й
усилий по пресечению и искоренению данной торговли как явления в целом. 1
д
е
1 См.: Всеобщая декларация прав человека: принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи к ООН от 10 декабря 1948 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr (дата об- й ращения: 12.07.2015). |
2 См.: Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, от 15 ноября 2000 г. е Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г. URL: http://www.un.org/ru/docu- 1 ments/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml (дата обращения: 18.07.2015).
3 URL: http://www.concourt.am/hr/rus/un/6_3.htm (дата обращения: 15.07.2015). 5
4 URL: http://www.oas.org/dil/treaties_B-57_Inter-American_Convention_on_International_Traffic_in_ р Minors.htm (дата обращения: 15.07.2015). С
5 URL: http://www.africa-union.org/root/au/Documents/Treaties/List/Protocol%20on%20the%20 2 Rights%20of%20Women.pdf (дата обращения: 15.07.2015). 6
6 URL: http://www.un.org/ru/rights/trafficking/trafficking_toolkit.pdf (дата обращения: 18.07.2015). m
7 URL: http://www1.umn.edu/humanrts/instree/arabcharter.html (дата обращения: 15.07.2015).
8 URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=23806 (дата обращения: 12.11.2015).
9 Торговля людьми в Российской Федерации и анализ ситуации по проблеме. Исследование выполнено кандидатом экономических наук Е.В. Тюрюкановой совместно с Фондом «Институт экономики города» для рабочей группы агентств ООН и Международной организации по миграции (МОМ) по проблемам торговли людьми. М., 2006. URL: http://www.un.org/ru/rights/trafficking/human_trafficking_russia.pdf (дата обращения: 19.07.2015).
10 URL: http://docs.cntd.ru/document/499015011 (дата обращения: 01.12.2015). 141