Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
тия продемонстрировала огромную сложность договорно-правового ограничения космических военных систем. К настоящему времени политическая обстановка для таких переговоров и соглашений стала еще менее благоприятной ввиду ликвидации Договора по ПРО после одностороннего выхода из него США в 2002 г. и застоя в переговорах о сокращении ядерных вооружений [4].
Вместе с тем принятие ведущими государствами Кодекса космической деятельности может послужить повышению ответственности держав в этой области и формированию благоприятных условий для последующей подготовки более обязывающих и формализованных соглашений. Идея Кодекса поведения в космосе в различных его вариантах имеет сейчас достаточно широкую поддержку в мире. В настоящее время экспертной общественностью и даже в официальных кругах обсуждаются несколько подобных проектов.
Библиографические ссылки
1. Резолюция 57 Генеральной Ассамблеи ООН «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве». URL: http://www.oosa.unvienna.org/ pdf/gares/ARES_57_57R.pdf.
2. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 21 января 1967 г. // Действующее международное право. М. : Изд-во МНИМП, 1997. Т. 3. С. 625-630
3. США отвергли договор о неразмещении оружия в космосе. URL: http://lenta.ru/news/2008/02/12/ reject/
4. США вышли из договора по ПРО. URL: http://lenta.ru/articles/2001/12/14/agreement/
© Крумм Э. А., Фарафонтова Е. Л., 2011
УДК 669.713.7
И. Ф. Курс, Э. А. Крумм Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОКОЛОЗЕМНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Анализируются правовые аспекты экологических проблем космоса и предлагается перспектива решения проблем регулирования экологической ситуации в околоземном космическом пространстве (далее - ОКП).
Проблема экологии космического пространства стала обсуждаться с 1970-х гг. Официальное же признание на международном уровне она получила после доклада Генерального секретаря ООН под названием «Воздействие космической деятельности на окружающую среду» 10.12 1993 г., где особо отмечено, что проблема имеет международный, глобальный характер: нет засорения национального ОКП, есть засорение космического пространства Земли, одинаково негативно влияющее на все страны. Проблема засорения космических орбит является наиболее актуальной и объединяющей интересы всех стран мира без исключения, и, в будущем может привести к ограничению возможностей осуществления космической деятельности (далее - КД).
Загрязнение ОКП происходит в результате осуществления КД посредством искусственных объектов и их фрагментов в космосе, которые уже неисправны, не функционируют и никогда более не смогут служить никаким полезным целям, но являющимся опасным фактором воздействия на функционирующие космические аппараты, особенно пилотируемые [6]. Крупные или содержащие опасные (ядерные, токсичные и т. п.) материалы объекты космического мусора могут представлять прямую опасность и для Земли, например, при неконтролируемом сходе с орбиты, неполном сгорании при прохождении плотных слоев атмосферы Земли и выпадении обломков на населенные пункты, промышленные объекты, транспортные
коммуникации и т. п.
Предотвращение вредного загрязнения космического пространства тесно связано с глобальной задачей охраны окружающей среды. Например, такой принцип международного экологического права, как «Окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества» [1] нашел свое отражение в ст. IX Договора о космосе 1967 г., ст. 3 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г., ст. 1 Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г. Согласно этим договорам государства-участники обязуются осуществлять контроль деятельности ядерных установок на космических объектах, публиковать данные оценки ядерных источников энергии на борту космических объектов до их запуска, осуществлять изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества.
Особое место в международно-правовом регулировании вопросов экологии космоса принадлежит «Конвенции об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» 1972 г. [5]. Ст. 2 Конвенции налагает на государство, осуществляющее запуск, абсолютную ответственность за ущерб, нане-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
сенный космическими объектами на поверхности Земли и воздушному судну в полете.
Но существующие конвенции по космосу сегодня не выполняются в полном объеме. Например, когда над Канадой в 1978 г. падал советский спутник с ядерной установкой, СССР нес ответственность за ущерб, причиненный его фрагментами, лишь в размере 50 % расходов по ликвидации последствий [4]. Когда в марте 2006 г. был выведен из строя российский космический аппарат «Экспресс АМ11», ни одна из стран-участниц Конвенции не взяла на себя ответственность за ущерб, причиненный российской космической программе. Спутник пришлось переводить на орбиту захоронения. Или, например, сам факт существования Боготской декларации 1976 г. противоречит положениям о делимитации космоса Договора о космосе 1967 г. в силу отсутствия четкого определения делимитации космоса [2].
В феврале 2007 г. Научно-технический подкомитет Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (НТПК) одобрил «Руководящие принципы НТПК по предупреждению образования космического мусора». Однако пока эти принципы не приобрели статус юридически обязывающих [3].
Представленные проблемы показывают, что современное международное космическое право (далее -МКП) отстает от требований практики современной КД, и появилась настоятельная потребность в принятии дополнений к действующим Договорам и Соглашениям. Кроме того, решение проблем обеспечения безопасности и устойчивого развития КД в долгосрочной перспективе должно формироваться на основе создания международных организационно-технических структур, которые включают систему наблюдения и диагностики космической обстановки; систему правил и критериев поведения в КД, позволяющих измерить «уровень безопасности космической обстановки и выявить нарушения»; систему контроля и реализации ответственности и др. подсистемы, которые будут в комплексе обладать способностью решать в требуемом объеме задачи управления «безопасным движением в ОКП».
В период становления МКП подразумевалось, что вся КД будет осуществляться только государствами, и, будет напрямую связана с интересами национальной безопасности и обороны. За два последних десятилетия КД существенно расширилась, в том числе и за счет ее коммерциализации.
В настоящее время пока не существует экономически приемлемых методов очистки космического пространства от последствий его техногенного засо-
рения. Эта проблема может быть решена только усилиями всего мирового сообщества через сотрудничество космических держав с привлечением бизнес-сообщества. Космическое пространство является уникальным ресурсом, и его эксплуатация должна осуществляться в интересах всех стран. Ни одна космическая держава самостоятельно не сможет решить проблему техногенного засорения космического пространства из-за огромных финансовых затрат.
Сформированные принципы по предупреждению образования космического мусора, должны быть дополнены санкциями. Также думаю, что необходимо создание международного Фонда, аккумулирующего информацию и другие средства для разработки и создания систем очистки космоса от последствий техногенного засорения. И работать эти системы должны начать не позже 2030 г., пока еще сохраняется шанс сохранить космос для следующих поколений.
Это потребует в ближайшем десятилетии от Комитета ООН по космосу активной работы по прогрессивному развитию МКП в условиях новых реалий, в том числе по формированию нового поколения международно-правовых документов.
Библиографические ссылки
1. Международное публичное право / Л. П. Ануфриева [и др.]; под ред. К. А. Бекяшева. М. : Проспект, 2005.
2. Малков С. П. Международное космическое право. СПб. : Изд-во СПбГУАП, 2002.
3. Крутских А. Космос в политическом измерении // Журнал теории международных отношений и мировой политики «Международные процессы». 2010. Т. 8. № 2(23). М. : Журнал теории международных отношений и мировой политики «Международные процессы», 2010. URL: http://www.intertrends.ru/four-teen/002.htm.
4. Павловский А. И. Политико-экологический аспект освоения космического пространства // Журнал Политекс. Политическая экспертиза. 2005-2009. URL: http://www.politex.info/content/view/640/30.
5. Перспективы международно-правового регулирования использования космоса. Международно-правовые аспекты проблемы экологии космоса. История космонавтики. 2004-2010. URL: http: //www. sovkos.ru/cosmos/information/636. html.
6. Космический мусор. // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http.V/ru.wikipedia.org/wiki/Косми-ческиймусор.
© Курс И. Ф., Крумм Э. А., Фарафонтова Е. Л., 2011