Международно-правовой и национальный аспекты финансовой безопасности
ДМИТРИЕВ ИВАН ПАВЛОВИЧ
магистр Программы «Международное финансовое право» международно-правового факультета МГИМО (Университет) МИД России
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты финансовой безопасности государства, которая играет важную роль при осуществлении государством финансовой политики, отвечающей национальным интересам. Финансовая безопасность способствует формированию достаточного объема денежных средств, которые в дальнейшем распределяются при выполнении государственных задач и функций. То есть финансовая безопасность выступает как важнейшая составляющая часть международной и национальной экономической безопасности государства, которая основана на эффективности, независимости и конкурентоспособности финансовой системы.
Ключевые слова: финансовая безопасность, финансовая система государства, международно-правовые меры защиты финансовой безопасности
International legal and national aspects of financial security DMITRIEV IVAN PAVLOVICH
financial security, the financial system of the state, international legal measures to protect the financial security
Abstract: The article deals with the theoretical aspects of the financial security of the state, which plays an important role in the implementation of government fiscal policy corresponding to the national interest. Financial Security contributes to the formation of a sufficient amount of cash, which are then distributed in the performance of state tasks and functions. That is financial security emerges as the most important component of the international and national economic security, which is based on the effectiveness, independence and competitive financial system.
Key words: special investment contract, investor, government, industry
Особое положение финансовой безопасности в системе экономической безопасности
На современном этапе развития мировой экономики воздействие мировых финансовых систем (геофинансов) на состояние финансовой системы отдельного государства приобрело качественно иной уровень. Вместе с тем, необходимо учитывать, что спецификой финансовых отношений является то, что в своей природе они сочетают, с одной стороны, имущественный характер, а с другой - выступают как властные отношения. Кроме того, та роль, которую играет финансовая система в современной экономике, свидетельствует о том, что именно доверие к ней и ее надежность лежат в основе благосостояния общества в целом. Поэтому государство, сохраняя и охраняя финансовую систему, обеспечивает необходимые условия для эффективного функционирования рынков, а также путем аккумулирования финансовых ресурсов в бюджетную систему создает механизм для реализации социально-экономической политики.
Особое положение финансовой безопасности в системе экономической безопасности государства обусловлено влиянием ряда причин, таких как воздействие экономических процессов и явлений на финансы, что особенно ярко проявляется в условиях кризисов и противоречий экономики; взаимозависимость и взаимообусловленность экономики и финансов, поскольку любая экономическая инициатива, принимаемая как на уровне государства, так и на уровне муниципальных субъектов и негосударственных участников экономических отношений, нуждается в финансировании.
Мировые финансовые кризисы потребовали защиты финансовой безопасности Российской Федерации, о чем было сказано в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года. Далее после-
довал Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвердивший новую стратегию обеспечения национальной безопасности Российской Федерации1.
Согласно пункту 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в целях противодействия угрозам экономической безопасности (к которой относится и финансовая безопасность) в числе прочих мер необходимо принять меры по: 1) снижению издержек и неэффективных бюджетных расходов, борьбе с нецелевым использованием и хищением государственных средств и коррупцией; 2) повышению эффективности управления принадлежащими государству финансовыми и иными активами; 3) укреплению финансовой системы, обеспече-ниюее суверенитета, устойчивости валютного курса рубля; 4) оптимизации валютного регулирования и контроля, снижению инфляции, развитию национальной инфраструктуры финансовых рынков и другие меры в сфере регулирования финансов.
Постановка проблемы в контексте обеспечения валютно-финансовой и бюджетной безопасности государств - членов ЕАЭС предложена Г.В. Петровой, где автор отмечает, что «Государ-
1 Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html
ства - члены ЕАЭС за последний год акцентировали внимание на защите и обеспечении безопасности своего валютного и бюджетного суверенитета в связи с проявлением новых форм ва-лютно-кредитной агрессивности проамериканского феномена мирового финансового рынка, как некой саморегулируемой сферы мирового финансового оборота под эгидой Федеральной резервной системы (ФРС) США»2.
Поскольку речь идет об общем понятии финансовой безопасности, ее раскрытие необходимо основывать также на определении понятия финансовой системы общества. Исследователи склонны к рассмотрению финансовой системы в качестве некоей совокупности определенных компонентов, между которыми существуют финансовые отношения. По мнению Е.И. Ашмари-ной, финансовая система может рассматриваться в нескольких аспектах: первый - совокупность
целевых фондов; второй - общественные отношения, связанные с функционированием данных фондов; третий - как структуры, обеспечивающие финансовые отношения в государстве3.
Как отмечает С.А. Тропин, финансовая безопасность является важнейшей качественной характеристикой финансовой системы государства, отражающей ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности общества, государства, населения страны, обеспечивая устойчивое поступление необходимых для народного хозяйства ресурсов. Также С.А. Тропин обращает внимание на сужение содержания понятия финансовой безопасности в работах многих современных специалистов. Часто это понятие сводится к деятельности отдельных правоохранительных структур и спецслужб, ответственных за национальную безопасность и защиту государственных интересов4.
Финансовая безопасность как способность финансовых институтов создавать механизмы защиты
Финансовая безопасность также заключается в способности финансовых институтов создавать механизмы защиты и реализации национальных финансовых средств, а также формировать достаточный и необходимый экономический потенциал и финансовые условия, чтобы сохранить единство и целостность финансовой системы даже при негативном внешнем и внутреннем воздействии5. Такое определение дает Е.А. Олейников.
С точки зрения государственных органов под финансовой безопасностью следует понимать способность выполнять возложенные на них
функции, которые в том числе включают предотвращение финансовых правонарушений, одним из серьезных в их числе является отмывание доходов, полученных преступным путем6. Этой позиции придерживается В.В. Бурцев.
Нельзя отрицать тот факт, что финансовая безопасность играет важную роль при осуществлении государством финансовой политики, которая в первую очередь должна совпадать с национальными интересами. Финансовая безопасность способствует формированию достаточного объема денежных средств, которые в дальнейшем распределяются при выполнении государ-
2 Петрова Г.В. Основные векторы стратегического партнерства России в евразийских и международных интеграционных процессах и политико-правовые проблемы защиты валютного и бюджетного суверенитета // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 2. С. 15.
3 Ашмарина Е.М. Взаимообусловленность системы финансового права и финансовой системы в Российской Федерации // Финансовое право. 2012. № 7. С. 54.
4 Тропин С.А. Экономическая безопасность России // Законодательство и экономика. 2014. № 5. С. 76
5 Олейников Е.А. Основы экономической безопасности. М., 1997. 480 с.
6 Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в России. М.: Наука, 2012. 244 с.
ственных задач и функций. То есть финансовая безопасность выступает как важнейшая составляющая экономической безопасности государства, которая основана на эффективности, независимости и конкурентоспособности финансовой системы, определяемой на основании системы критериев и показателей ее состояния. Эти критерии характеризуют сбалансированность финансов публичных и частных субъектов, а также наличие необходимых ресурсов. Однако мы не будем подробно останавливаться на этих критериях, так как они достаточно подробно раскрыты в трудах многих известных экономистов и не являются объектами правого регулирования.
Контроль за государственными финансовыми потоками является одной из первоочередных задач в обеспечении финансовой безопасности. Финансовые потоки государства - это оцененное в стоимостном выражении движение любых объектов государственных имущественных прав или элементов государственного имущества и, следовательно, любых источников их формирования. Анализ финансовых потоков как деятельности хозяйственных субъектов, позволяет сделать вывод, что в данной деятельности отражаются возникновение и распределение финансовых потоков между различными субъектами - различными институциональными единицами как субъектами управления и хозяйства, институциональными звеньями хозяйственной и управленческой структуры системы органов государственной власти7.
Создание единой информационной системы мониторинга на всех стадиях бюджетного процесса, которая смогла бы выявить и спрогнозировать как внутренние, так и внешние финансовые угрозы Российской Федерации, является необходимым условием. На основе информационной базы, собранной благодаря такой системе, должен разрабатываться целый комплекс мер
по защите финансовой сферы государства. Как и любая финансовая сфера, институт финансовых потоков требует жесткого регулирования.
Для обеспечения надлежащего уровня контроля данной финансовой сферы требуется соблюдение принципа раскрытия информации, а именно, отчетности об использовании государственных финансовых ресурсов, на всех уровнях. Надлежащий контроль в сфере регулирования финансовых потоков - залог обеспечения финансовой безопасности.
Г.В. Петрова и Э.Г. Кочетов предлагают свое видение финансовых потоков государства, которые в последнее время получили новое содержание. С одной стороны, они оторваны от производственных циклов, т.е. ушли в виртуальное геофинансовое пространство. С другой - они наполняют новым содержанием меновую стоимость. Здесь мы видим формирование новейшей экономической ситуации, когда финансовое право и финансовый менеджмент получают новую функцию регулирования мировых потоков денежных средств8.
Необходимо также отметить, что транснациональный характер финансовых операций в современном мире подразумевает опасность превращения любой финансовой организации в одно из звеньев цепочки преступной деятельности.
7 КондратЕ.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: ФОРУМ, 2014. 928 с.
8 Кочетов Э.Г., Петрова Г.В. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные (финансовый дуализм и его правовые аспекты) // Общество и экономика. 2000. № 1.
Соответственно, глобализация финансовой преступности должна встречать ответ и в виде интернационализации правоохранительной деятельности. Подразделения финансовой разведки и финансовой безопасности государств мира должны обмениваться информацией о готовящихся и совершенных преступлениях. Деятельность в сфере противодействия финансовой преступности должна активно осуществляться в том числе и в следующих направлениях:
1) унификация системы стандартов проверки клиентов банковских организаций, в первую очередь в направлении идентификации их личностей;
2) архивация идентификационных параметров клиентов, а также проводимых клиентами банковских операций с перспективой ее использования правоохранительными структурами в случае возникновения реальной необходимости установления хода банковских операций, источников получения платежей и т.д.;
3) фиксирование внимания на сделках с особенно крупными суммами финансовых средств, подозрительных и странных по своему характеру операциях;
4) извещение подразделений финансовой безопасности о проводимых сомнительных операциях.
Нормы международного права в сфере обеспечения финансовой безопасности
Нормы международного права, которые определяют формулирование и реализации мероприятий в сфере обеспечения финансовой безопасности, к сожалению, пока не в состоянии обеспечить действенный механизм бюджетного суверенитета государств, предотвратить негативные последствия новых форм международной финансовой деятельности. Эта ситуация значительно усложняет обеспечение финансовой безопасности в современном мире и России в частности9.
В условиях тесной взаимозависимости, которая характеризует мировое сообщество, мировая финансовая система зависит от стабильности национальных финансовых систем. Основным направлением реформирования мировой финансовой системы сегодня является достижение финансовой стабильности в целях развития и способности к слаженной мобилизации средств из всех источников финансирования развития. Российское государство вынуждено учитывать не
только позитивные тенденции, связанные с углублением международного сотрудничества, но и новые вызовы национальным интересам и национальной безопасности России.
Страны БРИКС также заинтересованы в усилении взаимодействия и координации. В последнее время инициирован ряд совместных проектов. Большое внимание уделяется и вопросам финансовой безопасности, и тематике противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в рамках объединения.
Одна из целей БРИКС - это содействие безопасности, процветанию и развитию в условиях многополярного и взаимосвязанного мира. Страны объединения представляют разные регионы мира, что придает особую ценность и значимость их взаимодействию10. Все участники БРИКС являются членами ФАТФ, что определило рассмотрение вопросов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма на прошедшем
9 Хрипоков М.В. Обеспечение экономической безопасности России: учебное пособие. М.: Финакадемия, 2008. 220 с.
10 Звонова Е.А. Возможности формирования механизмов перехода к валютно-финансовому союзу стран БРИКС // Вестник Финансового университета. 2014. № 5. С.63-72.
Уфимском саммите БРИКС (июль 2015 года, Россия). Так, под председательством России было принято решение о создании Совета БРИКС по ПОД/ФТ. Однако взаимодействие в данной сфере было начато уже более полутора лет назад в формате встреч на площадках профильных международных и экспертных форумов.
В сфере реализуемых направлений совместной работы находятся проекты по обмену информацией между подразделениями финансовой разведки (ПФР), по обеспечению информационной безопасности Нового банка развития и подготовке к новым раундам оценки национальных финансовых систем. Еще одним актуальным проектом данного Совета стало взаимодействие в части совершенствования международных механизмов по конфискации и возврату преступных активов11. Для всего международного сообщества важны проблемы, связанные с обеспечением финансовой безопасности. Определение мер и обмен имеющимся опытом в части противодействия новым вызовам и угрозам, связанным с деятельностью по легализации преступных доходов, - важное направление работы стран БРИКС. Другим приоритетом совместной работы является усиление взаимодействия при обеспечении финансовой безопасности.
Нельзя говорить о том, что на международном уровне не ведется работа по совершенствованию регулирования финансовой безопасности государств. Одним из сделанных шагов в этой области стало создание в 2009 году Международного совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board) на базе Форума по финансовой стабильности. Россия представлена в Совете посредством участия в нем Банка России и Минфином России12. Совет финансовой стабильности был учрежден 2 апреля 2009 года на саммите «Большой двадцатки», однако полноценной меж-
дународной организацией Совет не стал, несмотря на то, что в числе его участников 23 государства, 10 международных государств, Всемирный банк, ОЭСР и МВФ.
Совет по финансовой стабильности принял ряд документов, имеющих существенное значение в области финансового законодательства, среди которых можно отметить Программные меры по регулированию системно-значимых финансовых организаций13. Данные меры содержат определение кредитно-денежных организаций -это финансовые компании, банкротство которых приводит к падению финансовой системы и общей экономической активности в связи с их размером, усложненной структурой и системной взаимосвязанностью с другими секторами экономики. Как отмечается в документе, для предотвращения последствий банкротства кредитно-денежных организаций часто бывает необходимо прибегать к их прямому финансированию, что плохо сказывается на публичных финансах. С учетом этого Совет дает ряд рекомендаций, связанных с регулированием кредитно-денежных организаций, среди которых: • установление требований о составлении плана реабилитации на случай банкротства организации и предварительная оценка возможности банкротства;
11 Хрысева А.А., Оникова Е.В. Проблемы и перспективы развития Российской экономики в рамках объединения БРИКС // Известия ВолгГТУ. 2013. №11 (114). С.39-43.
12 О представительстве других стран [Электронный ресурс] URL: http://www.financialstabilityboard.org/members/links.htm
13 Policy Measures to Adress Systematically Important Financial Institutions // Financial Stability Board. 2011. [Электронный
ресурс] URL: http://www.finanvialstabilityboard.org
Евразийский Банк
• установление требований о повышенном капитале кредитно-денежных организаций;
• введение и осуществление более тщательного надзора за деятельностью кредитных организаций, в том числе полномочий и ресурсов надзирающих органов, увеличение требований к консолидации информации о кредитной организации;
• наделение регуляторов достаточными ресурсами и полномочиями для проведения упорядоченных ликвидаций кредитных организаций.
Вместе с тем, данный орган все же регулирует сферу межгосударственных финансовых отношений. Своеобразный статус Совета финансовой стабильности объясняется некоторыми учеными стремлением исключить возможность влияния на его решения со стороны некоторых государств, в том числе России. Такой формат обсуждения и принятия решений не позволяет выработать общие рекомендации по обеспечению финансовой безопасности. Совет не обладает статусом международной межправительственной организации, который позволил бы каждому государству влиять на решения Совета и осуществлять контроль его деятельности.
В условиях кризисных явлений в экономике и санкций со стороны западных государств в качестве основных угроз финансовой безопасно-
сти страны выступают сильная зависимость от западных стран, а также неспособность национальной финансовой системы своевременно реагировать на возникающие угрозы. Неблагополучие в финансовой сфере сегодня затрудняет проведение реформ в экономике страны, не обеспечивает постоянного роста экономики, а также оказывает негативное воздействие на внешнеэкономическую деятельность России.
Развитая система надзора за созданием и функционированием банков в развитых странах обеспечивает относительную стабильность их деятельности на протяжении длительного времени. Особое значение уделяется регулярному контролю над банками. Для защиты интересов инвесторов и поддержания устойчивости кредитно-финансовых учреждений создаются специальные органы.
В связи со сложностью системы обеспечения финансовой безопасности устранение угроз в отдельных сегментах должно решаться в комплексе взаимосвязанных мер в других сферах. Диспропорции в движении финансовых ресурсов обостряют критические ситуации в экономике, нарушая нормальную жизнедеятельность общества. Перед финансовыми органами стоит задача разработать такую стратегию управления финансовой безопасностью, которая будет способна обеспечить безопасное функционирование всех элементов финансово-экономического механизма страны.
Нормативно-правовые акты и литература
1.Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Шр://\™ш. rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html
2. Ашмарина Е.М. Взаимообусловленность системы финансового права и финансовой системы в Российской Федерации // Финансовое право. 2012. № 7. С. 54
3. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в России. М.: Наука, 2012. 244 с.
4. Звонова Е.А. Возможности формирования механизмов перехода к валютно-финансовому союзу стран БРИКС // Вестник Финансового университета. 2014. № 5. С. 63-72.
5. Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: ФОРУМ, 2014. 928 с.
6. Кочетов Э.,Г. Петрова Г.В. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные (финансовый дуализм и его правовые аспекты) // Общество и экономика. 2000. № 1.
7. Олейников Е.А. Основы экономической безопасности. М., 1997. 480 с.
8. Петрова Г.В. Основные векторы стратегического партнерства России в евразийских и международных интеграционных процессах и политико-правовые проблемы защиты валютного и бюджетного суверенитета // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 2. С. 15.
9. Тропин С.А. Экономическая безопасность России // Законодательство и экономика. 2014. № 5. С. 76.
10. Хрысева А.А., Оникова Е.В. Проблемы и перспективы развития Российской экономики в рамках объединения БРИКС // Известия ВолгГТУ. 2013. № 11 (114). С. 39-43.
11. Хрипоков М.В. Обеспечение экономической безопасности России: учебное пособие. М.: Финака-демия, 2008. 220 с.
12. Policy Measures to Adress Systematically Important Financial Institutions // Financial Stability Board. 2011. [Электронный ресурс] URL: http://www. finanvialstabilityboard.org
13. О представительстве других стран [Электронный ресурс] URL: http://www.financialstabilityboard. org/members/links.htm