Научная статья на тему 'Международно-правовой аспект проблемы охраны историко-культурного наследия России – Франции в ХХ-ХХI вв.'

Международно-правовой аспект проблемы охраны историко-культурного наследия России – Франции в ХХ-ХХI вв. Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное право / национальное право / объекты культурного достояния / правовая имплементация / культурное наследие / international law / national law / objects of cultural heritage / legal implementation

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Мошкина Т. В.

Современные академические исследования вызывают необходимость в детальной разработке методов и теоретических основ правового управления сохранением культурного наследия, принимая во внимание обширные внутренние и международные практики. В статье дается сравнительная характеристика проблемы охраны наследия культурных и национальных объектов в РФ и во Франции с точки зрения международного права. Автор анализирует основные правовые документы международных организаций по сохранению наследия и выявляет специфику их применения как в рамках французской охраны памятников, так и российской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal aspect of the problem of protection of the historical and cultural heritage of Russia France in the XX-XXI centuries

Modern academic research calls for a detailed development of methods and theoretical foundations for the legal management of cultural heritage conservation, taking into account extensive domestic and international practices. The article provides a comparative description of the problem of protecting the heritage of cultural and national sites in the Russian Federation and France from the point of view of international law. The author analyzes the main legal documents of international organizations for the preservation of heritage and reveals the specifics of their application both within the framework of the French and Russian protection of monuments.

Текст научной работы на тему «Международно-правовой аспект проблемы охраны историко-культурного наследия России – Франции в ХХ-ХХI вв.»

Мошкина Т.В.

Магистр, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Москва.

международно-правовой аспект проблемы охраны историко-культурного наследия России - Франции в ХХ-ХХ1 вв.*

Аннотация. Современные академические исследования вызывают необходимость в детальной разработке методов и теоретических основ правового управления сохранением культурного наследия, принимая во внимание обширные внутренние и международные практики. В статье дается сравнительная характеристика проблемы охраны наследия культурных и национальных объектов в РФ и во Франции с точки зрения международного права. Автор анализирует основные правовые документы международных организаций по сохранению наследия и выявляет специфику их применения как в рамках французской охраны памятников, так и российской.

Ключевые слова: международное право, национальное право, объекты культурного достояния, правовая имплементация, культурное наследие.

Moshkina T.V.

Master of the Russian State Humanitarian University, Moscow.

International legal aspect of the problem of protection of the historical and cultural heritage of Russia - France in the XX-XXI centuries

Abstract. Modern academic research calls for a detailed development of methods and theoretical foundations for the legal management of cultural heritage conservation, taking into account extensive domestic and international practices. The article provides a comparative description of the problem of protecting the heritage of cultural and national sites in the Russian Federation and France from the point of view of international law. The author analyzes the main legal documents of international organizations for the preservation of heritage and reveals the specifics of their application both within the framework of the French and Russian protection of monuments.

Key words: international law, national law, objects of cultural heritage, legal implementation.

*

© Мошкина Т.В., 2024.

Актуальность темы заключается в выявлении ключевых аспектов воздействия мировых стандартов по защите культурных ценностей на законодательство конкретных стран. Это обусловлено тем, что защита и применение международных норм в области сохранения наследия должны осуществляться на уровне каждого отдельного государства, чтобы эти стандарты могли влиять на жизнь общества в каждодневном режиме. Задача международного сообщества заключается в создании механизмов контроля степени такого обеспечения, через которые непосредственная реализация, не опосредованная уровнем национальной правовой системы, невозможна.

Мировые соглашения по сохранению культурного наследия формируют влияние на локальные методы применения конституционных полномочий государственных структур в этой области общественных связей, особенно в условиях усиленного развития фундаментальных процессов международной и региональной интеграции между государствами. Учитывается, что конституционно-правовая доктрина пока не предложила эффективных концептуальных подходов для создания идеальной модели всеобъемлющей интеграции международных стандартов по защите и поддержанию достояния культурных образцов на фоне усиления принятия европейских правовых стандартов, теоретической модели государственной политики и ее осуществления в области защиты культурных прав индивидов. Это представляется значительной задачей в современной культурно-цивилиза-ционной перспективе, которая реализуется в нормативно-правовом контексте онтологического пространства общественной жизни.

В международном взаимодействии воплощаются следующие аспекты:

Влияние мировых стандартов на внутренние аспекты правовой защиты культуры. При выявлении несоответствий законодательные органы государств должны внести корректировки в национальный закон в части расширения видовой характеристики объектов национального наследия.

Восприятие международных стандартов напрямую влияет на качество и эффективность национального правотворчества через имплементацию - реализацию прогрессивных международно-правовых положений к внутреннему законодательству, заимствования теоретических подходов и практических механизмов охраны культурного наследия, определенных региональными международными договорами.

Для Франции и РФ важное значение имеет имплементация в части использования существующих международных механизмов для уменьшения негативного влияния на объекты культуры. Единственным действенным способом сохранения культурного достояния для Франции и РФ является обращения к международным организациям, в частности ЮНЕСКО [1].

Основная задача национального выполнения международных соглашений заключается в предоставлении юридических возможностей для исполь-

зования положений этих договоренностей населением и организациями. Ключевая характеристика - обеспечение конкретных лиц и групп правовыми инструментами для применения международных норм внутри страны. Объем национальной имплементации обозначенной группы договоров определяется тем, что этот процесс не осуществляется путем правоприменительной деятельности государства, хотя именно от деятельности судебных органов часто зависит эффективность защиты культурного наследия [11].

Воздействие международных норм права на национальные правовые нормы часто связано с процессом обеспечения соответствия местного международному законодательству. При этом важно обеспечить не просто соответствие «на бумаге», но и реальное исполнение принятых законов со стороны органов исполнительной ветви власти. Проблема согласованности правового механизма, принятого в мире и национального является обычной в юриспруденции. Внутригосударственная имплементация норм международного права составляет важное условие эффективного функционирования всего механизма правового регулирования.

Исследование взаимодействия между указанными механизмами начинается с анализа гуманитарного мирового права, поскольку оно способствует пониманию прав человека через формирование общепризнанных стандартов и принципов, обеспечивая защиту достоинства, прав и свобод каждого индивида. В сфере сохранения культурного наследия международные стандарты устанавливаются на основе множества международно-правовых документов. Особенно стоит выделить ведущие акты, способствующие обеспечению охраны культурного наследия во Франции и Российской Федерации.

Началом всемирного движения защиты объектов культурного достояния стала Гаагская конвенция, принятая 14.05.1954 года. Этот документ охватывает все места, где хранятся ценности. В соответствии с документом утрата культурного наследия приравнивается к потере для всего человечества.

Затем ЮНЕСКО 14.11.1970 г принимает конвенцию, направленную на борьбу с незаконным перемещением культурных объектов, запрещая и предотвращая их незаконный ввоз, вывоз и перепродажу. Далее, 16.11.1972 г ЮНЕСКО приняло документ, значительно расширивший горизонты защиты. Конвенция ЮНЕСКО от 2.11.2001 г защищает подводное культурное наследие [6]. Конвенция ЮНЕСКО от 17.10.2003 г направлена на охрану нематериальных объектов культуры, что расширило рамки охраны, подчеркнув важность традиций наряду с физическими объектами [9].

Таким образом, ряд ключевых документов, разработанных и принятых под эгидой ЮНЕСКО и других международных органов, заложили основу для комплексного подхода к защите культурного наследия человечества. Создание этих конвенций показывает глобальное признание важности со-

хранения культурного разнообразия и богатства для будущих поколений. Государства, подписавшие Конвенцию, обязаны охранять культурные объекты и не допускать их использование в военных целях. Нарушители подлежат уголовному преследованию согласно применимому национальному законодательству страны, где было совершено преступление [7].

Конвенция, принятая в Гааге, представляет собой всемирное соглашение, которое включает в себя широкое понятие культурных достояний, абсорбируя в свое определение все виды имущества. Такие ценности имеют большое значение для культуры любого государства, представителей любой национальности, расы, веры [10, С.101].

Важным аспектом этого Конвенции является обязательство всех стран принимать участие в защите объектов, представляющих природную и культурную ценность, обеспечивая помощь и поддержку представителям каждой страны-участницы. Под культурным наследием понимают творения в области архитектуры, скульптуры, живописи, а также археологические находки, представляющие ценность. Природные объекты культуры - это места обитания животных, включенных в Красную книгу [10].

Конвенция - это нормативно-правовая база для основания Межправительственного комитета при ООН, цель которого - реализация мероприятий по обеспечению защиты и охраны культурного и природного наследия, объектов искусства мирового масштаба. Данный комитет получил название «Комитет всемирного наследия». В этот комитет вошли на выборной основе представители всех наций, культур, государств [10, с. 18].

Особое место во всемирной системе защиты культурного наследия занимают европейские международно-правовые механизмы защиты культурных и природных ценностей, поскольку представляют широкий спектр международно-правовых актов и механизмов, которые достаточно гармонично охватывают все многообразие культур и народов [1].

Более чем за сорок лет Совет Европы развил существенный пакет правил, играющих важную роль в объединении и согласовании национальных политик в отношении культурного достояния. Важно выделить ключевые акты о защите культурного достояния на европейской территории:

- Конвенция от 03.10.1985 г., которая устанавливает защиту архитектурных объектов;

- Европейская Конвенция от 16.11.1992 г., устанавливающая охрану археологических памятников [2];

- Европейская ландшафтная Конвенция от 20.10.2000 г. [3];

- Европейская конвенция от 08.11.2001 г. [5];

- документ о защите культурного наследия в форме аудио-, видео-произведений, подписанный 24.012006 г. [4].

Следует отметить, что любой перечень актов по указанному вопросу,

приводимых в научной и профессионально-прикладной литературе, не является исчерпывающим, поскольку отдельные аспекты сферы охраны культурного наследия могут регулироваться в контексте более комплексных и сложных вопросов, а следовательно, более широким кругом международно-правовых актов.

Для борьбы с незаконными операциями, связанными с культурными ценностями, было разработано международное уголовное соглашение. Это соглашение появилось в результате активной работы Совета Европы в области противодействия терроризму и преступности, направлено на установление единых международных стандартов для пресечения преступлений против культурного наследия. К ним относятся кража, незаконное извлечение артефактов, их импорт и экспорт, а также приобретение и продажа на черном рынке. Особое внимание конвенция уделяет борьбе с фальсификацией документов и намеренным уничтожением или повреждением культурных ценностей, предусматривая за такие действия уголовную ответственность. В ее положениях определяется важная норма концептуального характера о том, что культурное наследие является уникальным и важным свидетелем истории и идентичности разных народов и является общим достоянием, которое надо сохранить при любых обстоятельствах [8, с. 59].

Основная задача Совета Европы - гарантировать защиту прав человека, способствовать плюрализму и укреплять верховенство закона. Эта международная организация включает 47 государств-участников. Совет Европы играет ключевую роль в создании и реализации международных нормативов, а также на сохранение национального наследия и исторически значимых объектов. Данные нормы должны быть включены в государственную систему права через различные юридические акты государства. Кроме того, официальная публикация имплементированного международного договора является неотъемлемой частью национальной имплементации этого договора [1].

Международные договоры относящиеся к теме данного исследования, также содержат оценочные понятия и абстрактные предписания. Они оказывают влияние на практику реализации норм этих договоров и используются международными органами правоприменения. Кроме того, существуют международные механизмы, которые контролируют выполнение государствами принятых ими международных обязательств по сохранению объектов культуры.

Итак, международные стандарты, предназначенные для сохранения культурных объектов, играют центральную роль в правильном обращении с культурным наследием. Их интеграция в национальные законодательные системы не только способствует сохранению, но и помогает в распространении культурных традиций разнообразных сообществ.

Библиографический список:

1. Батырь В.А. Международно-правовые режимы охраны культурных ценностей в условиях фактической ситуации вооруженного конфликта // Lex russica. 2023. Т. 76. № 7 (200). С. 101.

2. Европейская конвенция Об охране археологического наследия. // URL: https://docs.cntd.ru/document/901809045 (Дата обращения: 19.02.2024)

3. Европейская Конвенция о ландшафтах. // URL: https://www.refworld.org/ru/legal/multilateraltreaty/coe/2000/ ru/135692 (Дата обращения: 19.02.2024)

4. Европейская конвенция о защите культурного наследия в форме аудио-видео произведений ETS N 183 (Страсбург, 8 ноября 2001 г.). // URL: https://base.garant.ru/4090889/ (Дата обращения: 19.02.2024)

5. Европейская конвенция о правонарушениях, связанных с культурной собственностью. // URL: https:// docs.cntd.ru/document/901751650 (Дата обращения: 19.02.2024)

6. Конвенция об охране подводного культурного наследия. Принята 2 ноября 2001 года. // URL: https://elib. amia.by/bitstream/docs/2152/1/190_2018_2.pdf (Дата обращения: 19.02.2024)

7. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. // URL: https://elib.amia. by/bitstream/docs/2152/1/190_2018_2.pdf (Дата обращения: 19.02.2024)

8. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Принята 16 ноября 1972 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (Дата обращения: 19.02.2024)

9. Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Принята 17 октября 2003 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (Дата обращения: 19.02.2024)

10. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Принята 16 ноября 1972 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (Дата обращения: 19.02.2024)

11. Максаковский Н.В. История развития и современные тенденции формирования списка Всемирного наследия ЮНЕСКО //Наследие и современность. 2018. Т. 1. № 1. С. 18.

Reference

1. Batyr V.A. International legal regimes for the protection of cultural property in the context of an actual situation of armed conflict // Lex russica. 2023. Vol. 76. № 7 (200). P. 101.

2. European Convention on the Protection of the Archaeological Heritage. // URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/901809045 (19.02.2024)

3. European Landscape Convention. // URL: https://www.refworld.org/ru/legal/multilateraltreaty/coe/2000/ ru/135692 (19.02.2024)

4. European Convention for the Protection of Cultural Heritage in the Form of Audio and Video Works ETS N 183 (Strasbourg, 8 November 2001). // URL: https://base.garant.ru/4090889/ (19.02.2024)

5. European Convention on Offences relating to Cultural Property. // URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/901751650 (19.02.2024)

6. Convention on the Protection of the Underwater Cultural Heritage. Adopted on 2 November 2001. // URL: https://elib.amia.by/bitstream/docs/2152/1/190_2018_2.pdf (19.02.2024)

7. Convention for the Protection of Cultural Property in the Event of Armed Conflict. // URL: https://elib.amia. by/bitstream/docs/2152/1/190_2018_2.pdf (19.02.2024)

8. Convention for the Protection of the World Cultural and Natural Heritage. Adopted on 16 November 1972 by the General Conference of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. // URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (19.02.2024)

9. Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage. Adopted on 17 October 2003 by the General Conference of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. // URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (19.02.2024)

10. Convention concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage. Adopted on 16 November 1972 by the General Conference of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (19.02.2024)

11. Maksakovsky N.V. History of development and modern trends in the formation of the UNESCO World Heritage List // Heritage and Modernity. 2018. Vol. 1. № 1. P. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.