Научная статья на тему 'Международно-правовое сотрудничество Республики Казахстан как одно из условий совершенствования законодательства в сфере недропользования'

Международно-правовое сотрудничество Республики Казахстан как одно из условий совершенствования законодательства в сфере недропользования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайлибаева Ж. Ю.

In the Sailibaevas atricle has been considering the issues of international-legal co-operation ofthe Republic of Kazakhstan in the sphere of subsurface utlization. Interstate co-operation is aessential condition for decision of intrastate issues, they also influence for intrastate legislation.Unique ecosystem of Caspy universal and common for all of the littoral states which requires closeco-operation and direct interaction of all states, regarding own and shared resources taking intoaccount environment protection

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовое сотрудничество Республики Казахстан как одно из условий совершенствования законодательства в сфере недропользования»

Ж.Ю. САЙЛИБАЕВА

научный сотрудник Института государства и права КазГЮУ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Экологический кодекс Республики Казахстан Глава 27 содержит основные приоритеты и уровни международного сотрудничества нашей страны в области охраны окружающей среды и природопользования :

1) охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека;

2) достижение устойчивого развития;

3) защита интересов Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и природопользования;

4) предотвращение, снижение и контроль трансграничных загрязнений;

5) развитие и поддержка свободной международной торговли и инвестиций на основе соблюдения экологических стандартов и требований;

6) оказание международной помощи в случае чрезвычайных экологических ситуаций;

7) применение норм и принципов международного права для решения трансграничных и региональных экологических проблем;

8) участие в международных инициативах в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.

Международно-правовая охрана окружающей природной среды - одна из функций международного сотрудничества. Она находится в системе организационно-правовых мер, предпринимаемых членами мирового сообщества по охране природы Земли, рациональному использованию ее ресурсов, оздоровлению окружающей человека среды.

Природа не знает границ, она всеобща и едина. Защита природы и рациональное использование ее ресурсов - глобальная проблема современного человечества. Эксплуатация природных ресурсов должна осуществляться на максимально экономичном и устойчивом уровне. Государства обязаны осуществлять эффективные мероприятия по воспроизводству и возобновлению природных ресурсов.

Государства, составляющие Содружество нг-зависимых государств, ранее представляли одну страну, в которой существовал единый экономи-

ческий механизм со строгой централизацией всех отраслей народного хозяйства, плановой системой ведения экономики. В этих условиях экологические интересы отдельных союзных республик ставились в зависимость от экономических потребностей всего государства. Это привело к тому, что практически в каждой союзной республике появились зоны экологического бедствия и регионы с кризисной экологической ситуацией -результат неразумного, хищнического, преступного обращения с природой. Решение экологической проблемы видится возможным при усилении интеграционных процессов в экономике, а как следствие этого - объединение усилий в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов. В экономическом плане решить экологическую проблему какого-либо природного объекта или комплекса на сегодняшний день представляется задачей сложной для отдельной республики.

Экологический вред, который наносится в результате производственной деятельности отдельными государствами, заставляет рассматривать экологическую проблему в интеграционном аспекте. Существование глобальных природных комплексов, экологических объектов (водных, горных, лесных и т.д.) на территориях различных государств вызывают негативное влияние не только на экологические, но и на экономические проблемы в соседнем государстве. Яркий этому пример - Каспийское море, которое государства используют как транспортную артерию и как водный объект для разведения и добычи ценных промысловых рыб, а также нефтяные разработки1.

Каспийский бассейн по своим запасам нефти и газа реально претендует на один из крупнейших нефтеносных районов мира. В нем существуют два нефтяных бассейна - южный, который включает Азербайджан и Туркменистан, и северный, куда частично входят Казахстан и Россия. Оба бассейна имеют огромные запасы нефти и газа. Южный бассейн эксплуатируется и разви-

1 Байдельдинов Д.Л. Экологическое законодательство Республики Казахстан. Алматыг: Жетг жаргыг, 1995. - 188с.

вается уже более ста лет. Общие запасы его оцениваются в 17,5 млрд. баррелей, что примерно совпадает с запасами Северного моря. Геологические данные свидетельствуют, что в южном Каспии могут быть найдены еще 18-19 млрд. баррелей нефти. Разведанные запасы на Северном Каспии составляют 10 млрд. баррелей, а прогнозируемые доступные запасы только в казахстанском секторе моря должны составить 13 млрд. тонн нефти и свыше 6 триллионов куб.м. газа1.

Как отметил Президент Республики Казахстан H.A. Назарбаев, «Итак, становится бесспорным тот факт, что геополитическая значимость Каспия и Прикаспийского региона сегодня неуклонно повышается. И традиционно подавляющая роль в таком повышенном геополитическом признании отводится как обнаруженным, так и прогнозным оценкам запасов энергоемких углеводородов и природного газа на морском шельфе Каспия и в континентальной части Прикаспийского региона»2.

Горная хартия государств-участников СНГ от 27 марта 1997 года ставит своей целью взаимопомощь и координацию совместных действий в сфере изучения, разведки, использования и охраны недр. Одними из важнейших направлений которого является поэтапное сближение и гармонизация законодательных и иных нормативных актов в сфере изучения, разведки, использования и охраны недр; совершенствование правовой базы хозяйственного сотрудничества в условиях становления и развития рыночных отношений; разработка и предложение новых механизмов эффективного сотрудничества органов государственной власти и управления, а также субъектов хозяйственной деятельности и в сфере изучения, разведки, использования и охраны недр.

Возникновение новых независимых государств на постсоветском пространстве повлекло за собой необходимость разрешения множества проблем, связанных с обретением бывшими союзными республиками государственного суверенитета. Одна из таких проблем - территориальные вопросы. Перед государствами, прилежащими к Каспийскому морю, возникла задача его справедливого и цивилизованного, основанного на общепризнанных принципах международного права и мировой практики раздела. Если до 1991 года Каспий принадлежал двум странам, то теперь его воды омывают берега пяти государств - России, Ирана, Азер-

байджана, Казахстана и Туркменистана.

Существующие на сегодняшний день Договор между РСФСР и Персией 1921 года и Договор между СССР и Ираном 1940 года регулируют лишь вопросы торгового мореплавания и рыболовства. Они не содержат никаких указаний на такие компоненты правового режима, как режим дна и его недр, режим воздушного пространства над морем, природоохранный режим и др.

Это послужило основанием для начала переговорного процесса между прикаспийскими государствами с целью выработки совместными усилиями нового правового статуса Каспийского моря.

Учитывая полярность позиций и подходов прикаспийских государств в определении правового статуса Каспия, геополитическую ситуацию в регионе, ход и перспективы переговорного процесса, заключение Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года и Протокола к нему от 13 мая 2002 года несомненно является успехом, что подтверждают многие специалисты и эксперты, в том числе и зарубежные. Применение метода деления по срединной линии при делимитации дна и недр Каспийского моря рассматривается ими как концептуальный прорыв в каспийском переговорном процессе.

В Соглашении стороны определили принципы разграничения сопредельных частей дна Каспия. В соответствии с положениями Соглашения дно северной части Каспийского моря и его недра при сохранении в общем пользовании водной поверхности, включая обеспечение свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды, разграничиваются между сторонами по срединной линии, модифицированной на основе принципа справедливости и договоренности сторон. Стороны осуществляют суверенные права в целях разведки, разработки и управления ресурсами дна и недр Северного Каспия в пределах своих частей дна до разделительной линии. Стороны имеют исключительное право на совместную разведку и разработку перспективных структур и месторождений в случае прохождения через них модифицированной срединной линии. Определение долей участия каждой из сторон проводится на основе сложившейся мировой практики с учетом добрососедских

1 Нефть Казахстана. Казахстан - Государственная книга. - Astana Presentation, Juni 1998

2 Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. - Алматы: Атамура, 2003. - 240с.

отношений между сторонами. Стороны защищают и сохраняют экологическую систему Каспийского моря и все ее компоненты. В этих целях стороны самостоятельно или совместно принимают все возможные меры и сотрудничают для сохранения биологического разнообразия Каспийского моря, предотвращения, сокращения загрязнения из любого источника и обеспечения контроля над состоянием природной среды Каспия. Сторонами запрещается деятельность, которая может нанести серьезный ущерб природной среде Каспийского моря.

В Протоколе, являющемся приложением к Соглашению и его неотъемлемой частью, даны географические координаты прохождения модифицированной срединной линии разграничения дна Северной части Каспийского моря между Казахстаном и Россией, а также оговорены условия взаимовыгодного совместного сотрудничества в области освоения запасов углеводородного сырья. Модифицированная срединная линия базируется на основе равного удаления от берегов, она включает в себя участки, которые не являются равноудаленными от берегов и определяются с учетом островов, геологических структур, а также других особых обстоятельств и понесенных геологических затрат.

29 ноября 2001 года в Москве Республика Казахстан и Азербайджанская Республика подписали Соглашение о разграничении дна Каспийского моря, в целях обеспечить благоприятные условия для реализации своих суверенных прав на Каспийском море, а также урегулировать в духе взаимопониманий и сотрудничества вопросы, связанные с эффективным использованием минеральных ресурсов дна и недр Каспийского моря. Согласно Соглашению дно Каспийского моря и его недра разграничиваются между сторонами по срединной линии, которая строится на основе равного удаления от исходных базовых точек на береговой линии и островах. В пределах своих донных секторов стороны осуществляют суверенные права в целях разведки, разработки и управления ресурсами дна и недр Каспийского моря, прокладки подводных кабелей и трубопроводов по дну Каспийского моря, создания искусственных островов, берм, дамб, эстакад, платформ и иных сооружений, а также другой правомерной хозяйственно-экономической деятельности на дне.

27 февраля 2003 г. в Баку к этому Соглашению подписан Протокол, в целях определения географических координат срединной линии разграничения участков дна и недр Каспийского

моря. Данный протокол устанавливает географические координаты прохождения срединной линии разграничения участков дна и недр Каспийского моря между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой.

Отмечая ухудшение состояния морской среды Каспийского моря вследствие ее загрязнения из различных источников, являющегося результатом антропогенной деятельности, включая сбросы, выбросы и размещение опасных, вредных и других загрязняющих веществ и отходов из источников, находящихся в море и на суше 4 ноября 2003 года в Тегеране Азербайджанская Республика, Исламская Республика Иран, Республика Казахстан, Российская Федерация и Туркменистан подписали рамочную Конвенцию по защите морской среды Каспийского моря. Целью Конвенции является защита морской среды Каспийского моря от загрязнения, включая защиту, сохранение, восстановление, устойчивое и рациональное использование его биологических ресурсов. Данная Конвенция применяется к морской среде Каспийского моря с учетом колебаний его уровня и загрязнения из наземных источников (ст. 3). Согласно положениям Конвенции, договаривающиеся стороны: самостоятельно или совместно принимают все необходимые меры для предотвращения, снижения и контроля загрязнения Каспийского моря; самостоятельно или совместно принимают все необходимые меры для охраны, сохранения и восстановления морской среды Каспийского моря; используют ресурсы Каспийского моря таким образом, чтобы не наносить ущерба его морской среде.

Такое согласие всех заинтересованных государств было связано с тем, что пришло ясное сознание, того, что разрешить такую глобальную задачу, как сохранение уникальной экосистемы Каспийского моря, имеющего международное значение, возможно лишь только путем взаимного и многостороннего регулирования, о чем гласят важнейшие принципы и договоры международного права в области охраны окружающей среды. «Международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей, следузт решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых на основе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях или на другой соответствующей основе, крайне важно для организации эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с деятельностью,

проводимой во всех сферах, и это сотрудничество следует организовать таким образом, чтобы в должной мере учитывались суверенные интересы всех государств», - так провозглашено а принятой 16 июня 1972 года в Стокгольме Декларации по окружающей среде1.

Подтверждая приверженность важнейшим принципам международного права, прикаспийские страны на одной из первых встреч в 1992 году по статусу Каспия приняли важное решение об объявлении его зоны единым экологическим комплексом, требующим совместного сотрудничества в области охраны и регулирования биологических ресурсов моря2.

В феврале 1998 года представители природоохранных ведомств Казахстана, Азербайджана, Ирана, Туркменистана и России на встрече в Москве разработали проект Конвенции по охране окружающей среды в Каспийском море, которая предусматривала ответственность стран за соблюдение природозащитных мер, закрепление принципов возмещения ущерба, если они последуют при разработке дна моря. Также была достигнута договоренность создать специальный совет по охране окружающей среды в бассейне Каспия из представителей прибрежных государств, в компетенцию которого входили бы функции контроля3.

Отмечая те немногие решения, касающиеся экологического регулирования и защиты каспийской акватории, предпринимаемые прикаспийскими государствами, следует признать, что они не в достаточной мере решают поставленные вопросы. Поэтому требуются конкретные межгосударственные соглашения с участием всех прибрежных стан по вопросам охраны окружающей среды каспийской акватории.

Разумеется, решить в комплексе все вопросы охраны окружающей среды Каспия весьма затруднительно, но и откладывать проблему непозволительно, когда каждый прошедший год - это безвозвратно потерянное время для Каспия, испытывающего на себе губительное бремя разнузданного браконьерства, затопления промыш-ленно развитых районов и сельскохозяйственных угодий, загрязнения моря и многие другие проблемы4.

В целом вышеуказанные международные документы свидетельствуют о намерении сторон придерживаться принципам сотрудничества в обеспечении экологической безопасности и рационального использования ресурсов Каспия и, следовательно, на их основе необходимо уже заключать специальные соглашения, которые регламентировали бы совместное использование или правила поведения сторон в отношении окружающей среды в целом и ее конкретных объектов на Каспийском море.

Наибольшее опасение для экологии Каспия вызывает нефтедобыча на шельфе моря и строительство нефтепроводов по дну Каспия. Само по себе нефтяные операции на море обладают высокой степенью экологического и геологического рисков по сравнению с теми же операциями на суше. Несомненно также, что уровень таких рисков будет возрастать в прямой зависимости от увеличения объема нефтяных операций, применения экологически небезопасных технологий разведки, добычи и транспортировки нефти, которые уже сами по себе в силу определенных природных факторов обладают высокой степенью риска.

На международной конференции «Социальные, экологические и правовые аспекты нефтяных операций на Каспии» 11-12 июня 1998 года в г.Аты-рау были изложены доводы экологов о реальной катастрофе моря. Например, представитель Азербайджана отметил, что «Восточное побережье Каспия очень уязвимо для нефтяного загрязнения... минерализация, то есть естественная природная переработка нефтяных отходов и нефтепродуктов у казахстанского побережья моря происходит в восемь раз медленнее, чем у западного по-бережья»5. Даже представитель консорциума «Ка-захстанкаспийшельф» на этой конференции признал: «те работы, которые намечаются, грандиозно масштабные и их возможные последствия не-предсказуемы»6. Таким образом, можно заключить, что если и противоположная сторона признает наступление непредсказуемых последствий, то становится очевидным вся актуальность и насущность экологической проблемы Каспия.

Если в интересах экологической безопасности региона отказаться от нефтедобычи на шельфе моря, то Казахстану придется возместить многомиллионные затраты нефтяных компаний и

С.687. Алматы:

1 Стокгольмская Декларация от 16 июня 1972г. Действующее международное право. - Москва. 1997 T.3. -

2 Салимгерей A.A. Правовой статус Каспийского моря (проблемы теории и практики). Монография. -КазГЮУ, 2003. - 208с.

3 Там же.

4 Там же.

5 Панорама № 24. 19.06.98.

6 Там же.

неизбежную в связи с этим неустойку. Разумеется, такой вариант является утопичным, но и пренебрегать доводам ученых не допустимо, так как фактически на карту поставлена жизнь уникального водоема.

На этом фоне представляется необходимость эффективного экологического контроля через межгосударственный орган с широкими полномочиями, в частности с правом на приостановление или прекращение реализации какого-либо нефтяного проекта на море в случае возникновения или наличия экологической опасности, либо повышенного риска. Такой орган, созданный на международном уровне, явился бы эффективным инструментом по охране окружающей среды Каспийского моря1.

Все это сводится к тому, что необходимо ужесточить на законодательном уровне экологические требования, повысить степень ответственности каждого участника проекта для предотвращения технических аварий, которые постоянно возрастают.

Ведь не зря, одним из основополагающих принципов международного права является принцип ответственности за ущерб окружающей среды. Характерной особенностью данной ответственности является то, что она может наступать как в случае нарушения действующих международно-правовых норм, так и в случае отсутствия такого нарушения, если речь идет об источниках повышенной опасности (так называемая объективная ответственность). Международное право предусматривает возможность политической, материальной, а также гражданско-правовой ответственности за причиненный окружающей среде ущерб. Последний вид ответственности предусмотрен, в частности, Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами 1993 года. В соответствии с ней государство должно отвечать за действия своих или находящихся под его контролем физических и юридических лиц. Здесь же можно упомянуть Международную конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года и Протокол 1976 года к ней. Одна из главных проблем, которая возникает в процессе реализации прин-

ципа ответственности, является проблема точной оценки нанесенного ущерба окружающей среде. Сама возможность эффективной и справедливой компенсации экологического вреда представляется спорной, не менее трудно определить и степень вины государства-нарушителя. Указанные трудности препятствуют повсеместному применению института ответственности, хотя в идеале он должен дисциплинировать участников международных отношений, обеспечивать неуклонное соблюдение ими международного природоохранного законодательства.

Реализация международных регулятивно-ох-ранительных правовых отношений, порождаемых международными правонарушениями, необходимо предполагает определение объема ответственности.

Анализ международной практики свидетельствует, что объем ответственности государства-правонарушителя зависит, прежде всего, от характера совершенного правонарушения и его вредных последствий. Данное положение является основополагающим общим принципом для определения объема ответственности государства-правонарушителя.

Объем ответственности - это все те негативные последствия, которые возлагаются на государство, совершившее международное правонарушение. Составляющие объема ответственности могут быть самыми разнообразными и в зависимости от характера международно-противоправного деяния и сопутствующих ему обстоятельств изменяться от простого извинения и символической компенсации до значительных ограничений суверенитета государства-правонарушителя и выплаты им всеобъемлющего материального возмещения7.

В международном праве отсутствуют единые и четкие договорные нормы, которые бы зафиксировали критерии определения объема ответственности государства за совершение им тех или иных правонарушений. Однако международной практике известно большое количество прецедентных критериев определения объема ответственности, которыми государства пользуются как своеобразными аналогами. Положительная сторона таких критериев определения объема ответственности

1 Салимгерей A.A. Правовой статус Каспийского моря (проблемы теории и практики). Монография. - Алматы: КазГЮУ, 2003. - 208с.

2 Валлис И.А. Проблема определения объема ответственности государства-правонарушителя. Актуальные проблемы

участия Республики Казахстан в межгосударственном сотрудничестве: материалы научно-теоретическая конферен-

ция, посвященной 70-летию КазНУ им.аль-Фараби, 28 ноября 2003, - Алматы: «Казак,университеты, 2003г. - 182 с.

заключается в том, что государствам предоставляется значительная свобода выбора при решении столь сложных вопросов. С другой стороны, подобные критерии при их сопоставлении обнаруживают свой нечеткий неоднородный и зачастую противоречивый характер. А это осложняет проблему определения объема ответственности государства-правонарушителя и нередко приводит к затягиванию процесса урегулирования, в результате чего возрастает как величина причиненного ущерба (в силу того обстоятельства, что ущерб своевременно не возмещается), так и издержки, направленные на ликвидацию вредных последствий правонарушителя.

Также на определение объема ответственности государства может оказать влияние форма вины государства-правонарушителя.

При совершении международного правонарушения несколькими государствами возникает вопрос о распределении объема международно-правовой ответственности между ними. Не вызывает сомнения, что государства, совершившие совместное правонарушение, должны нести совместную ответственность за любой причиненный ущерб, возникший в результате совместной деятельности. При этом возникает вопрос о критериях распределения объема международно-правовой ответственности между государствами.

Основным критерием является критерий распределения объема международно-правовой ответственности пропорционально вине каждого государства-правонарушителя применительно к объему причиненного ущерба. Другим критерием является критерий равного распределения объема международно-правовой ответственности между всеми государствами-правонарушителями в соответствии с принципом справедли-вости1.

Так, в статье IV Конвенции 1972 года О международной ответственности за ущерб причиненный космическими объектами, установлено, что в случае ущерба, причиняемого третьему государству в результате столкновения космических объектов каких-либо других государств, бремя компенсации распределяется между государствами-причинителями ущерба, соразмерно степени их вины; если степень вины каждого из этих государств установить невозможно, то бремя за ущерб распределяет-

ся между ними поровну2.

Таким образом, определение объема ответственности государства-правонарушителя играет важную роль в реализации международно-правовой ответственности. Только определив объем ответственности, можно должным образом привлечь государство к ответственности за совершенное международно-противоправное деяние.

Уникальная экосистема Каспия всеобща и едина для всех прикаспийских государств, требующая тесного сотрудничества и нгпосредственно-го взаимодействия этих стран, и в отношении собственных и разделяемых ресурсов в интересах охраны окружающей среды.

А.А. Салимгерей в своей работе отмечает, что одним из способов урегулирования экологических вопросов Каспия является принятие решения двумя уровнями рамочных конвенций - одной общей для Каспийского моря и специализированных конвенций по экологическим вопросам с серией дополнительных протоколов к каждой. При этом важно, чтобы они были согласованными и дополняли друг друга, в том числе и при решении одних и тех же вопросов, в частности, единого контроля, рационального использования, принципа квотирования и др.3.

Таким образом, Казахстану, Азербайджану, Ирану, России и Туркменистану наряду с Рамочной конвенцией необходимо заключить Протокол по экологической защите Каспия от загрязнения прикаспийскими странами, в котором необходимо закрепить важные положения, касающиеся ответственности любого субъекта за нарушение требований пределов экологической возможности Каспия, определив объем ответственности государства-правонарушителя. Такими ограничениями могли бы быть, к примеру, запрещение одновременного использования всех месторождений, находящихся в зоне моря, ограничение перевозки нефти по морю, запрещение строительства подводного нефтепровода по дну Каспия как потенциального источника повышенной опасности.

Для перспективы улучшения качества окружающей среды и создания хороших условий для жизни необходимо признать ответственность как гражданам и обществу, так и предприятиям и учреждениям на всех уровнях. Ведь важнейшей целью человечества является охрана и улучше-

1 Ю.В. Манийчук. Последствия международного правонарушения. - Киев, 1987г.

2 Действующее международное право в 3-томах. Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова, т.1, Москва, 1996 г., с. 139.

3 Салимгерей A.A. Правовой статус Каспийского моря (проблемыг теории и практики). Монография. - Алматыг: КазГЮУ, 2003. - 208с.

ние окружающей среды, которая должна достигаться совместно и в соответствии с установленными и основными целями мира и международного экономического и социального развития. Необходимое международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, принятие каких-либо мер со стороны международных организаций, приложение совместных усилий в целях охраны и улучшения окружающей человека среды на благо всех народов, а также необходимо местным властям и национальному правительству нести наибольшее бремя ответственности за осуществление политики в области окружающей человека среды. Принцип 13 Декларации Рио-де Жанейро 1992 года обязывает государства сотрудничать в целях разработки дополнительных международно-правовых норм, касающихся ответственности за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией и контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции.

Межгосударственное сотрудничество является необходимым условием для решения внутригосударственных проблем, оно оказывает определенное влияние на развитие внутриреспуб-ликанского законодательства и функционирование государственного аппарата. Помимо объективной необходимости экологического взаимодействия с сопредельными государствами, межгосударственное сотрудничество направлено на использование положительного опыта законотворчества стран мирового сообщества, где уровень развития экологического законодательства и государственно-правовой механизм его реализации достигает наибольшей эффективности и в решении проблем охраны природы и рационального природопользования.

На сегодняшний день международное экологическое сотрудничество - единственно возможная форма для решения вопроса ликвидации последствий экологических катастроф; только совместные усилия государств могут дать определенные результаты.

■к -к -к -к -к

К,оршаган табиги ортаны мемлекеттш-цщъщтъщ цоргау - халъщаралъщ ъщпалдастъщ цызметтщ 6ipi болып табылады. Автордыц статъясында экологиялъщ апаттыц салдарла-рын жою мэселелеpi тек мемлекеттердщ бipiгiп шешyiмен гана жузеге асырылатыны атап корсетыген.

In the Sailibaeva's atricle has been considering the issues of international-legal co-operation of the Republic of Kazakhstan in the sphere of subsurface utlization. Interstate co-operation is a essential condition for decision of intrastate issues, they also influence for intrastate legislation. Unique ecosystem of Caspy universal and common for all of the littoral states which requires close co-operation and direct interaction of all states, regarding own and shared resources taking into account environment protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.