Научная статья на тему 'Международно-правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двусторонних договоров'

Международно-правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двусторонних договоров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1638
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
АРКТИКА / СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН / КАНАДА / РОССИЯ / США / ДВУСТОРОННИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / ARCTIC / ARCTIC OCEAN / CANADA / RUSSIA / USA / BILATERAL INTERNATIONAL TREATIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авхадеев Владислав Рамилевич

Современное правовое регулирование режима Арктики осуществляется на международно-правовом и национально-правовом уровнях. Международно-правовое регулирование режима Арктики имеет место на уровне международных многосторонних и двусторонних договоров. Многосторонние международные договоры направлены прежде всего на правоотношения, регулирующие режим арктических морских пространств, а также на урегулирование вопросов защиты окружающей среды в данном регионе. Двусторонние международные договоры направлены на урегулирование приграничных вопросов сопредельных государств. Прежде всего речь идет об урегулировании спорных вопросов делимитации арктических морских пространств, сотрудничества в области рыболовства и добычи минеральных ресурсов. Двусторонние международные договоры обязательны только для их участников и не создают обязательств для третьих стран. В некоторых случаях имеются коллизии между международными двусторонними и многосторонними договорами по вопросам, касающимся делимитации сопредельных морских пространств. Для оценки эффективности действующих в Арктическом регионе международных договоров и их развития в будущем необходимо осуществлять мониторинг их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Legal Regulation of Cooperation of the Russian Federation and Neighboring States in the Arctic on the Basis of Bilateral Treaties

The modern Law of the Arctic regime is administered both at the international law and national law levels. International legal regulation of the Arctic regime is exercised at the level of international multilateral and bilateral treaties. Multilateral treaties are aimed primarily to legal relations that govern the regime of Arctic maritime areas, as well as the decision of environmental issues in the region. Bilateral treaties are aimed to regulate the cross-border problems of neighboring countries. First of all, it means resolving contentious issues of delimitation of maritime areas of the Arctic, cooperation in the field of fisheries and mineral resources. Bilateral treaties are binding only for their members and do not create obligations for third countries. In some cases there are collisions between international bilateral and multilateral agreements on matters relating to the delimitation of neighboring maritime areas. Determination of the effectiveness of existing in the Arctic region international treaties and of their future development needs to be monitored.

Текст научной работы на тему «Международно-правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двусторонних договоров»

направленных на его ликвидацию. В этом случае правомерный характер носит и оказание всемерной помощи такому государству со стороны мирового сообщества государств (например, в борьбе с ДАИШ).

В-пятых, необходимо заметить, что даже если определенные госу-

дарства идут на установление контактов с сепаратистскими территориальными образованиями по каким-либо соображениям, то и в этом случае не факт контактов, а факт признания или непризнания будет иметь юридически-значимые последствия.

Библиографический список

Aust A. Handbook of International Law. N. Y., 2005.

Hillgruber Ch. The Admission of New States to the International Community // European Journal of International Law. 1998. No. 3.

Malanczuk P. Akehurst's Modern Introduction to International Law. 17th ed. L., 2002.

Shaw M. N. International Law. 6th ed. N. Y., 2008.

Броунли Я. Международное право: в 2 кн. Кн. 1. М., 1977.

Гасымов Ф. Р. Признание государств и правительств. Современная международно-правовая теория и практика: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

Витцум В. Г. и др. Международное право. Пер. с нем. М., 2011.

Караев Р. М. Соотношение принципов территориальной целостности и самооопределе-ния народов в теории и практике международного права. Баку, 2009.

Курс международного права: в 7 т. Т. 3: Основные институты международного права. М., 1990.

Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М., 2005.

Международное право: учебник / отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М., 1999.

Международное публичное право: учебник / Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев, В. В. Устинов [и др.]; отв. ред. К. А. Бекяшев. 5-е изд. М., 2009.

Фельдман Д. И. Признание государств в современном международном праве. Казань, 1965.

Международно-правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двусторонних договоров

АВХАДЕЕВ Владислав Рамилевич, старший научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

Современное правовое регулирование режима Арктики осуществляется на международно-правовом и национально-правовом уровнях. Международно-правовое регулирование режима Арктики имеет место на уровне международных многосторонних и двусторонних договоров. Многосторонние международные договоры направлены прежде всего на правоотношения, регулирующие режим арктических морских пространств, а также на урегулирование вопросов защиты окружающей среды в данном регионе. Двусторонние международные договоры направлены на урегулирование приграничных вопросов сопредельных государств. Прежде всего речь идет об урегулировании спорных вопросов делимитации арктических морских пространств, сотрудничества в области рыболовства и добычи минеральных ресурсов. Двусторонние международные договоры обязательны только для их участников и не создают обязательств для третьих стран. В некоторых случаях имеются коллизии между международными двусторонними и многосторонними договорами по вопросам, касающимся делими-

тации сопредельных морских пространств. Для оценки эффективности действующих в Арктическом регионе международных договоров и их развития в будущем необходимо осуществлять мониторинг их применения.

Ключевые слова: Арктика, Северный Ледовитый океан, Канада, Россия, США, двусторонние международные договоры.

International Legal Regulation of Cooperation of the Russian Federation and Neighboring States in the Arctic on the Basis of Bilateral Treaties

V. R. AVKHADEEV, candidate of legal sciences, associate professor

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: [email protected]

The modern Law of the Arctic regime is administered both at the international law and national law levels. International legal regulation of the Arctic regime is exercised at the level of international multilateral and bilateral treaties. Multilateral treaties are aimed primarily to legal relations that govern the regime of Arctic maritime areas, as well as the decision of environmental issues in the region. Bilateral treaties are aimed to regulate the cross-border problems of neighboring countries. First of all, it means resolving contentious issues of delimitation of maritime areas of the Arctic, cooperation in the field of fisheries and mineral resources. Bilateral treaties are binding only for their members and do not create obligations for third countries. In some cases there are collisions between international bilateral and multilateral agreements on matters relating to the delimitation of neighboring maritime areas. Determination of the effectiveness of existing in the Arctic region international treaties and of their future development needs to be monitored.

Keywords: Arctic, the Arctic Ocean, Canada, Russia, USA, bilateral international treaties.

DOI: 10.12737/21230

Правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике имеет существенное значение для дальнейшего развития межгосударственных отношений. Наиболее важной проблемой в сфере межгосударственного сотрудничества стран, имеющих между собой государственную границу, является делимитация пространств, особенно если речь идет о разграничении морских пространств, предполагающем, в свою очередь, разграничение территориальной юрисдикции государств непосредственно в водном пространстве, а также юрисдикции в отношении островных территорий, находящихся в нем.

Российская Федерация в Арктике имеет общую границу с двумя сопредельными государствами — с Королевством Норвегия (Мурманская область) и с Соединенными Штатами Америки (Чукотский автономный округ). С США государственная граница проходит исклю-

чительно в водном пространстве: в акватории Тихого океана (Берингова моря), Северного Ледовитого океана, а также через Берингов пролив, который соединяет два этих океана. С Королевством Норвегия у Российской Федерации государственная граница проходит как по сухопутной территории, так и через акваторию Северного Ледовитого океана в районе Баренцева моря.

История международно-правового регулирования взаимодействия России с сопредельными странами в Арктике насчитывает уже почти 200 лет.

Интенсификация процесса формирования международно-правового режима Арктики, характерная для XIX в., развивалась в значительной степени на основе обычно-правовых норм1.

1 См.: Арктическое право: концепция развития / А. И. Абрамова, В. Р. Авхадеев, Л. В. Андриченко и др.; отв. ред. Т. Я. Хаб-риева. М., 2014. С. 20.

Первый международный двусторонний договор, целью которого явилось урегулирование международно-правового режима Арктики, был заключен между Российской Империей и Соединенным Королевством Великобритании и Ирландии2. Таким международным договором явилась Санкт-Петербургская конвенция с Великобританией относительно разграничения обоюдных пространств владений России и Англии в Северной Америке (Русско-британская конвенция 1825 г.)3.

Данной Конвенцией была определена правовая принадлежность островных территорий в северо-восточной части Тихого океана, в районе границы сухопутных территорий, а также прилегающих к ним морских пространств Российской Империи4 и Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии5. Смысл данного соглашения заключался в том, что стороны договорились о взаимном допуске к эксплуатации морских живых ресурсов, находившихся у сторон, а также в свободе транзитного прохода кораблей через акваторию Тихого океана, вне зависимости от того, какой из сторон Конвенции принадлежит тот или иной участок морского пространства Тихого океана. Не менее важное значение имело и установление о запрете строительства поселений на территории другой стороны Конвенции.

Таким образом, Русско-британская конвенция 1825 г. устанавливала свободный допуск к морским богатствам соответствующей акватории Тихого океана для каждой

2 В XIX в. слово «Северной» отсутствовало в полном наименовании Соединенного Королевства.

3 См.: Арктический регион: проблемы международного сотрудничества: хрестоматия: в 3 т. Т. 3 / под общ. ред. И. С. Иванова. М., 2013. С. 75.

4 В настоящее время — территория штата Аляски (США).

5 В настоящее время — территория Ка-

нады.

из сторон Конвенции, в то же время ограничивая друг другу доступ к сухопутной территории противоположной стороны и ее использование.

В 1867 г. между Российской Империей и Северо-Американскими Соединенными Штатами6 была заключена Конвенция об уступке Се-веро-Американским Соединенным Штатам Российских Северо-Аме-риканских колоний. В соответствии с данной Конвенцией Российская Империя передавала Соединенным Штатам все земли и сооружения, не являющиеся частной собственностью. Исключение составляли храмы Русской Православной Церкви: право собственности на них принадлежало прихожанам церкви.

Что касается водных пространств, непосредственно прилегающих к территории полуострова Аляски, то их правовой режим никоим образом не был урегулирован Конвенцией 1867 г. Соответственно, в реализации права на совершение плавания через морские пространства, находящиеся в непосредственной близости к территории каждой из сторон, взаимных ограничений не было. Данное обстоятельство дает основания полагать, что уже в то время Соединенные Штаты придерживались концепции общего наследия человечества применительно к морским пространствам Арктики.

В современной истории развития международно-правового регулирования режима морских пространств Арктики также имеется международный договор с Соединенными Штатами Америки, предметом правового регулирования которого является разграничение морских пространств с Российской Федерацией.

В июне 1990 г. в г. Вашингтоне было заключено Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств. Данное Соглашение не было ратифицировано ни Советским Союзом, ни Российской Фе-

6 В настоящее время — Соединенные Штаты Америки.

дерацией, и в настоящее время оно временно применяется на основании обмена нотами между СССР и США.

За последние 20 лет Россия неоднократно сталкивалась с серьезными проблемами, возникшими в результате временного применения международных договоров. Одной из таких проблем является доставшееся в наследство и до сих пор не вступившее в силу указанное Соглашение 1990 г., положения которого, как предусматривается в договоренности, оформленной путем обмена нотами при его подписании, выполняются до вступления Соглашения в силу начиная с 15 июня 1990 г7.

Проблема временного применения Соглашения 1990 г. связана с негативными последствиями для Российской Федерации, прежде всего в рыболовной отрасли.

По оценкам экспертов, совокупные потери российской рыболовной отрасли, связанные с применением Соглашения, составили около 2,8 млн тонн рыбы стоимостью свыше 1,4 млрд долл. США8.

Как отмечает А. Н. Вылегжанин, обозначенную Конвенцией 1867 г.9, Соглашением 1990 г. разграничительную линию в Северном Ледовитом океане и в Беринговом море в сложившейся ситуации целесообразно не подвергать сомнению. Перефразируя слова У Черчилля о демократии как форме управления государством, можно констатировать: для современной России советско-американское Соглашение

7 См.: Осминин Б. И. Временное применение международных договоров: практика государств // Журнал российского права. 2013. № 12. С. 110.

8 О последствиях применения Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств 1990 г. для национальных интересов Российской Федерации: постановление ГД ФС РФ от 14 июня 2002 г. № 2880-Ш ГД.

9 Конвенция об уступке Северо-Амери-канским Соединенным Штатам Российских Северо-Американских колоний 1867 г.

1990 г. — плохое; но разрушение этого Соглашения — еще хуже10.

По мнению А. Н. Вылегжанина, в порядке правового прогноза можно предположить, что согласие России с ратификацией Соглашения 1990 г. будет обусловлено рядом позиций. Во-первых, данное Соглашение не следует толковать как изменение (в том числе как ухудшение) положений русско-американской Конвенции 1867 г., применимых к Северному Ледовитому океану. И Россия, и США, например, заинтересованы в четком подтверждении линии Конвенции 1867 г. как простирающейся до северного географического полюса. Договоренность о таком подтверждении могла бы быть надлежаще оформлена. Во-вторых, целесообразно на межправительственном уровне заключить соглашение с США о сохранении в районе Берингова моря, отошедшего к США, отечественного рыбного промысла в традиционных объемах, тем более что в свое время на уровне экспертов соответствующая договоренность была обозначена. Достижение на переговорах с США таких позиций и их договорно-правовое оформление в итоге могли бы привести к ратификации Россией Соглашения 1990 г11.

Начало двустороннему международно-правовому регулированию сотрудничества России12 в области регулирования правового режима Арктики с Королевством Норвегия было положено в 1957 г.

Первым советско-норвежским международным соглашением, которое было направлено на регулирование правового режима морских пространств в Арктическом регионе, стало Соглашение между Прави-

10 См.: Вылегжанин А. Н. 20 лет «временного применения» Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств // Вестник МГИМО-Университе-та. 2010. № 1. С. 104—113.

11 Там же.

12 В то время — Союз Советских Социалистических Республик.

тельством СССР и Королевским Норвежским Правительством о морской границе между СССР и Норвегией в Варангер-фьорде, которое было заключено в г. Осло 15 февраля 1957 г.

Данное Соглашение урегулировало вопросы режима делимитации советско-норвежской границы в районе залива Варангер-фьорд, который расположен между российским полуостровом Рыбачий и норвежским полуостровом Варангер. Основным смыслом документа явилась договоренность СССР и Норвегии о том, что они обязуются не расширять свои территориальные воды за линию, которую стороны определили между собой.

Через несколько лет между Советским Союзом и Норвегией впервые были урегулированы вопросы взаимодействия двух государств в сфере рыболовства. 16 апреля 1962 г. в г. Москве было заключено Соглашение о рыболовстве между Правительством СССР и Правительством Королевства Норвегия вместе с «Протоколом о правилах регулирования рыболовства», «Обменом письмами между руководителями делегаций Королевства Норвегия и СССР к Соглашению».

Названное Соглашение было направлено на укрепление добрососедских отношений между СССР и Норвегией, а также на обеспечение взаимных интересов в сфере рыбного промысла в северных водах. В соответствии с данным документом Королевство Норвегия предоставляло право рыболовным судам СССР, экипаж которых состоит из советских граждан, осуществлять рыбный промысел в определенной части норвежской рыболовной зоны. Протокол, содержащий правила урегулирования рыболовства, регламентирует порядок регистрации и опознавания судов, порядок ведения рыбного промысла, а также порядок надзора за рыболовной деятельностью. Обмен письмами, прилагающийся к данному Соглашению, показывает, что Советский Союз разрешает рыбную ловлю на определенной части своего территориального моря.

В 1972 г. между правительствами СССР и Норвегии было заключено Соглашение об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве. Предметом данного Соглашения является сотрудничество двух государств в сфере совместного планирования проведения научных исследований, представляющих взаимный интерес для обеих стран.

Новым этапом развития в сфере сотрудничества Советского Союза и Норвегии можно считать заключение в 1975 г. Соглашения между Правительством СССР и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в области рыболовства. Данное Соглашение было заключено в развитие ранее подписанной многосторонней Конвенции о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1959 г., а также с учетом требований Соглашения между двумя странами об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве 1972 г.

В соответствии с положениями названного Соглашения его стороны согласились на основе взаимности и в рамках национальных законодательств содействовать сотрудничеству по практическим вопросам рыболовства и договорились о том, что они будут проводить взаимные консультации по этим вопросам, уделяя особое внимание мерам по сохранению и рациональному использованию живых ресурсов моря и координации научных исследований в данной области в районе действия Конвенции о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1959 г.

В развитие положений советско-норвежского межправительственного Соглашения 1975 г. в 1976 г. было заключено Соглашение между Правительством СССР и Правительством Королевства Норвегия о взаимных отношениях в области рыболовства. СССР и Норвегия договорились о взаимном предоставлении в соответствии с определенными условиями, изложенными в Соглашении, доступа рыболовным судам к рыб-

ным ресурсам в районе, находящемся за пределами 12 морских миль от применимых исходных линий, в которых Договаривающаяся Сторона осуществляет управление запасами рыбы и другими живыми ресурсами, включая их сохранение, и регулирование промысла.

Последнее советско-норвежское соглашение было заключено в 1990 г. в г. Нью-Йорке — Соглашение между Правительством СССР и Правительством Королевства Норвегия о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод. Предметом регулирования данного документа является предотвращение инцидентов, могущих возникнуть за пределами территориальных вод СССР и Норвегии, а также в международном воздушном пространстве. В Соглашении говорится о необходимости строгого соблюдения Конвенции о международных правилах предупреждения столкновения судов в море (COLREG, МППСС-72) 1972 г. Позднее, в 1998 г., в г. Осло был подписан Протокол к названному Соглашению, стороной которого является уже Российская Федерация. Предметом регулирования Протокола является нормативно-правовое закрепление стандартов радиочастот, используемых для обмена информацией между кораблями и воздушными судами Российской Федерации и кораблями и воздушными судами Королевства Норвегия.

Для 1990-х гг. характерно то, что международно-правовое регулирование отношений России и Норвегии все более переходит на субрегиональный уровень. Территория, на которую распространяется действие международных соглашений, заключаемых между Россией и Норвегией, обозначается в самих названиях двусторонних соглашений — Баренцево море13. В 1995 г. было заключено два российско-норвежских межправительственных соглаше-

13 Иное название данной части Арктики —

Баренцев / Евроарктический регион.

ния, касающихся совместной деятельности Российской Федерации и Королевства Норвегия в Баренцевом море: Соглашение между Правительством России и Правительством Норвегии по созданию объединенной радионавигационной службы в Баренцевом море с использованием станций «Чайка» и «Лоран-С», а также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве при поиске пропавших без вести и спасании терпящих бедствие людей на Баренцевом море.

В 1996 г. была принята Декларация об основах отношений между Российской Федерацией и Королевством Норвегия, которая имеет весьма важное историческое значение, поскольку в ней заложены основы сотрудничества России и Норвегии по различным направлениям, в том числе выходящим за пределы Арктического региона. В Декларации отмечается, что особое значение придается двустороннему и многостороннему сотрудничеству на Севере Европы, при этом особо обращается внимание именно на Баренцев / Евроарктиче-ский регион, подчеркивается взаимная готовность содействовать развитию этой региональной системы международного сотрудничества.

В 1998 г. в г. Москве было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в области охраны окружающей среды в связи с утилизацией российских атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота в северном регионе, и повышения ядерной и радиационной безопасности. В данном Соглашении была обозначена приверженность Сторон делу защиты и сохранения окружающей среды в регионах, примыкающих к российско-норвежской границе, на основе принципов и приоритетов, изложенных в Декларации о защите окружающей среды Арктики 1991 г., Декларации о сотрудничестве в Ба-

ренцевом / Евроарктическом регионе 1993 г., Программы действий Совета Баренцева / Евроарктического региона в области охраны окружающей среды 1994 г. и Декларации о создании Арктического совета 1996 г. Таким образом, сфера действия Соглашения касается как всего Арктического региона в целом, так и субрегиона — района Баренцева моря (Евроарктики) в частности.

В июле 2007 г. в г. Москве было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств в районе Варан-гер-фьорда, связанное с регулированием делимитации морских пространств в Баренцевом море. Данное Соглашение учитывало положения заключенного советско-норвежского межправительственного соглашения по аналогичному вопросу14, Протокол-описание прохождения линии Государственной морской границы между Союзом Советских Социалистических Республик и Норвегией в Варангер-фьорде, демаркированной в 1957 году, 1957 г., а также Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. Соглашение 2007 г. предусматривает делимитацию не только территориального моря, но также исключительной экономической зоны, континентального шельфа и других морских пространств, которые были установлены в соответствии с международным правом.

В 2010 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане (вместе с «Вопросами рыболовства», «Трансграничными месторождениями углеводородов»). Данный международный договор урегулировал правовые

14 Имеется в виду Соглашение между Правительством СССР и Королевским Норвежским Правительством о морской границе между СССР и Норвегией в Варангер-фьорде 1957 г.

аспекты взаимодействия России и Норвегии в сфере добычи морских живых ресурсов (в исключительной экономической зоне), а также в сфере разработки трансграничных месторождений углеводородов (на континентальном шельфе).

Особо следует отметить, что у Российской Федерации с Королевством Норвегия имеется проблема, связанная с делимитацией морских пространств в районе Архипелага Шпицберген. Правовой режим Архипелага Шпицберген (включая доступ к самому архипелагу и архипе-лажным водам) уже урегулирован специальным международным договором — Договором о Шпицбергене 1920 г. Соответственно, правовой режим делимитации морских пространств России и Норвегии, проходящих в районе Архипелага Шпицберген, урегулирован отдельно от иных российско-норвежских соглашений. А в случае принятия нового международного соглашения по аналогичному вопросу возникает коллизия между такими международными соглашениями и уже действующим Договором о Шпицбергене.

Заключение Договора 2010 г. повлияет, вероятно, на установление Норвегией морских зон вокруг Шпицбергена, хотя стороны формально сохранили свои права путем включения в текст ст. 6 Договора оговорки о том, что его заключение не наносит ущерба правам и обязательствам по другим международным договорам, участниками которых являются Российская Федерация и Королевство Норвегия и которые являются действующими на момент вступления в силу данного Договора. В ближайшие годы, по всей видимости, основное внимание будет уделено вопросу применения Договора о Шпицбергене 1920 г. в пределах морских зон, окружающих архипелаг15.

15 См.: Свининых Е. А., Свининых О. Ю. Разграничение морских пространств между Российской Федерацией и Королевством

По вопросам оценки эффективности Договора 2010 г. имеются различные точки зрения: от положительной оценки данного международного договора (урегулирование многолетнего спора о разграничении морских пространств) до его негативной оценки (причинение существенного ущерба рыболовной отрасли хозяйства для Российской Федерации).

Соответственно, для того чтобы реализация Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия 2010 г. была эффективной для обеих сторон, странам необходимо обсудить его положения в части, касающейся непосредственного прохождения линии разграничения морских пространств между Россией и Норвегией в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, акцентируя внимание на делимитации морских пространств в районах наиболее интенсивного ведения рыбного промысла. Двустороннее сотрудничество в сфере рыболовства в данном случае должно осуществляться таким образом, чтобы и Российская Федерация, и Королевство Норвегия имели одинаковые возможности в сфере рыболовства: и в отношении доступа к рыбным запасам соответствующей акватории Северного Ледовитого океана, и в отношении потенциальных запасов рыбных ресурсов.

Рассмотрев различные международные двусторонние договоры Рос-

Норвегия в Баренцевом море // Российский ежегодник международного права. 2012. СПб., 2013. С. 148.

сийской Федерации, предмет регулирования которых непосредственно касается Арктического региона, представляется возможным выделение их характерных особенностей.

Во-первых, соответствующие международные договоры касаются прежде всего вопросов делимитации морских пространств в Северном Ледовитом океане, что оказывает непосредственное влияние на экономические и стратегические интересы договаривающихся государств.

Во-вторых, международные договоры, которые Российская Федерация заключает с сопредельными государствами в Арктическом регионе, затрагивают интересы непосредственно двух договаривающихся сторон, не создавая каких-либо обязательств для третьих стран. В то же время присутствуют коллизии двусторонних международных договоров с многосторонними международными договорами, в той или иной степени касающимися вопросов правового режима морских пространств в Арктике16 либо полностью посвященными правовому регулированию международных отношений в Арктике или ее отдельной части17.

Для оценки эффективности реализации таких соглашений (включая временное применение) необходимо осуществлять их мониторинг на предмет соответствия интересам обеих договаривающихся сторон.

16 См., например, Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., Конвенцию об открытом море 1958 г.

17 См. Договор о Шпицбергене 1920 г.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Арктический регион: проблемы международного сотрудничества: хрестоматия: в 3 т. Т. 3 / под общ. ред. И. С. Иванова. М., 2013.

Арктическое право: концепция развития / А. И. Абрамова, В. Р. Авхадеев, Л. В. Андри-ченко и др.; отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2014.

Вылегжанин А. Н. 20 лет «временного применения» Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 1.

Осминин Б. И. Временное применение международных договоров: практика государств // Журнал российского права. 2013. № 12.

Свининых Е. А., Свининых О. Ю. Разграничение морских пространств между Российской Федерацией и Королевством Норвегия в Баренцевом море // Российский ежегодник международного права. 2012. СПб., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.