Международное право; европейское право
УДК 341 ББК 67.412
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10239
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ И ЛИГА НАЦИЙ
Марианна Викторовна ИЛЬЯШЕВИЧ, Анастасия Александровна БЕЛОУСОВА,
доцент кафедры международного права РУДН, доцент кафедры международного права РУДН,
кандидат юридических наук кандидат юридических наук
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право
Аннотация. В статье раскрываются особенности формирования системы защиты прав национальных меньшинств на универсальном международно-правовом уровне. В качестве отдельного аспекта проблематики раскрывается роль Лиги Наций — предшественницы Организации Объединенных Наций, так как под эгидой этой международной организации были разработаны и приняты основополагающие международные договоры, закрепляющие положения в области защиты прав национальных меньшинств и легшие в основу дальнейшего развития этого института современного международного права прав человека. Статья затрагивает вопросы деятельности Постоянной палаты международного правосудия и Совета Лиги Наций в качестве механизмов, способствующих защите и обеспечению прав национальных меньшинств.
Ключевые слова: национальное меньшинство, права человека, Лига Наций, Постоянная палата международного правосудия, Организация Объединенных Наций.
Annotation. The article examines the specifics of the formation of a system for protecting of the rights of national minorities at universal international legal level. As a separate aspect of the issue under consideration, the role of the League of Nations, the forerunner of the United Nations Organization, is being revealed, since under the auspices of this international organization fundamental international treaties have been developed and adopted that consolidate the rights of national minorities and underpin the further development of this institution of a modern international human rights law. The article touches upon the activities of the Permanent Court of International Justice and the Council of the League of Nations as mechanisms that have contributed to the protection and enforcement of the rights of national minorities.
Keywords: national minorities, human rights, the League of Nations, the Permanent Court of International Justice, the United Nations Organization.
Для века, предшествовавшего Первой мировой войне, было характерно усиление идей национализма. Таким образом, к началу войны национальный вопрос был одной из самых серьезных нерешенных проблем в области международных отношений и внутри многонациональных государств [3, р. 52].
Во время Первой мировой войны предпринималось значительное количество попыток создать эффективную систему защиты прав национальных меньшинств на международно-правовом уровне. В частности, в период с 1915 по 1919 г. были организованы несколько международных конференций по данному вопросу. В ходе проведения конференций главное внимание уделя-
лось таким вопросам, как: защита прав меньшинств в области сохранения культуры и традиций, проблема обеспечения равенства перед законом, защита права на труд и вероисповедание. Таким образом, на конференции 1919 г. были приняты соответствующие документы [2, р. 16]. Основную роль на данном этапе сыграла Лиги Наций — предшественница Организации Объединенных Наций.
В процессе разработки Статута Лиги Наций прозвучали предложения, направленные на включение в него положений, закрепляющих равное отношение к расовым и национальным меньшинствам [1, с. 35], а также права на труд и свободное вероисповедание. Позднее, во втором
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018
варианте текста Статута, предложенном Вудро Вильсоном, содержалась оговорка, в соответствии с которой, новые государства, в качестве условия признания их независимости, должны гарантировать равное обращение с расовыми и национальными меньшинствами [1, с. 16]. Далее это положение было дополнено: государства, желающие вступить в Лигу Наций, должны гарантировать равное обращение с меньшинствами на своей территории.
Однако эти положения не были включены в единую англо-американскую инициативу, легшую в основу Статута Лиги Наций. Согласно позиции Англии, вопрос защиты прав меньшинств должен был регулироваться на основе отдельных договоров в отношении конкретных территорий, что позволило бы закрепить для них разный объем прав — от предоставления специального режима до лишь защиты от дискриминации.
Хотя в Статут не были включены положения относительно защиты прав меньшинств, было очевидно, что для сохранения мира потребуется принятие мер в данной области. Результатом территориальных изменений, в частности возникновения новых государств и увеличения территории других, стал рост национальных меньшинств, что вызывало определенные опасения относительно их стабильности [2, р. 17]. Было принято решение заключить под эгидой Лиги Наций ряд специальных договоров о защите прав меньшинств. При этом был учрежден специальный орган — Комитет новых государств и защиты меньшинств, который разрабатывал проекты мирных договоров с государствами, в том числе воевавшими против Союзных держав [1, р. 35].
Такими договорами [7, р. 81—87] явились Договор с Польшей в 1919 г. в Версале; Договор с Австрией, Чехословакией, Королевством Сербии, Хорватии и Словении в Сен-Жермен-ан-Ле; Договор в 1919 г. с Болгарией в Нейи-сюр-Сене; Договор с Румынией в Париже; Трианонский мирный договор с Венгрией в 1920 г.; Договор с Грецией и в 1923 г. Договор с Турцией. В качестве условия принятия в Лигу Наций пять государств — Албания, Литва, Латвия, Эстония и Ирак — представили в Совет Лиги Наций обязательства, касающиеся защиты прав меньшинств [5, р. 83].
Э. Чазар выделяет следующие категории заключенных в то время договоров: договоры по меньшинствам, подписанные на мирной конференции в Париже (например, договоры с Польшей, Румынией и др.); общие договоры о мире, содержащие отдельные главы, посвященные вопросу меньшинств (это договоры с Авст-
рией, Болгарией, Венгрией, Турцией); иные договоры, содержащие главы, посвященные вопросу меньшинств (например, германо-польская конвенция 1922 г. по Верхней Силе-зии); декларации, сделанные перед Советом Лиги Наций (например, Албанией в 1921 г., Эстонией в 1923 г., Латвией в 1923 г. и др.) [3, р. 57—58].
Целью всех данных документов было обеспечение прав «расовых, религиозных или языковых меньшинств». При этом создатели системы использовали данное обозначение как синоним понятия «национальное меньшинство» [3, р. 58].
Вышеупомянутые документы содержали следующие гарантии: право на жизнь и свободу без дискриминации; свободное существование в рамках публичной и частной жизни, в том числе свободу верований и убеждений; равенство в области гражданских и политических прав; равенство перед законом и фактическое равенство; равный доступ к государственной службе, профессии; использование языка меньшинства в суде, помимо этого, свобода использовать любой язык в частной сфере, в коммерции, в области религии, в печати и публичных собраниях, как и в специальных благотворительных, религиозных, социальных, образовательных учреждениях, созданных группами; право создавать и своими силами управлять подобными организациями в районах с плотным проживанием лиц, принадлежащих к меньшинствам; право преподавания в школах на языке меньшинств; право на получение помощи от государства с целью обеспечения религиозных, образовательных и благотворительных нужд меньшинств.
В отдельных документах содержались специальные положения, направленные на защиту лиц, принадлежащих к меньшинствам, от без гражданства [5, р. 84]. В целом данные положения были направлены на защиту меньшинств от принудительной ассимиляции, на обеспечение участия в политической жизни, на обеспечение равенства и недискриминации.
Как отмечает А.Х. Абашидзе, положительным фактом являлось то, что в большинстве соглашений содержалось положение о том, что обязательства государств в отношении их национальных меньшинств имеют преимущество перед любыми законами и подзаконными актами, противоречащими этим обязательствам [1, с. 45].
В связи с рассматриваемыми документами следует привести заявление Постоянной палаты международного правосудия, которое было сделано при рассмотрении Дела о школах меньшинств в Албании в 1935 г. [6], когда речь шла о решении
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018
правительства Албании закрыть все частные школы. Тогда суд заявил, что идеей, лежащей в основе договоров о защите меньшинств, было обеспечение для населения, которое в силу расы, языка или религии отличается от остального населения, возможности мирно жить и сотрудничать с последними, в то же время сохраняя свои особенности, отличающие их от большинства и имея возможность удовлетворять свои потребности.
Для этого, как подчеркнул суд, необходимо обеспечить полное равенство лиц, принадлежащих к меньшинствам, с остальными гражданами и создать необходимые условия для сохранения меньшинствами своих расовых и национальных особенностей, традиций [4, р. 425—426]. Помимо деятельности Палаты, защита прав меньшинств обеспечивалась в ходе работы Совета Лиги Наций.
Совет был уполномочен рассматривать и принимать соответствующие меры по заявлениям о нарушениях, поданным любым членом Совета. С 1920 г. стал действовать механизм подачи петиций индивидуально или в группе от имени национального меньшинства [1, с. 45].
Данное право было предоставлено меньшинствам после принятия Советом 22 октября 1920 г. доклада, подготовленного Р. Титтори, по вопросу о границах и природе гарантий, закрепленных в договорах. Компетенция Совета рассматривать вопрос возникала лишь тогда, когда один из членов Совета привлекал внимание к нарушению или угрозе нарушения соответствующего обязательства, что и являлось предметом петиции [2, р. 21].
По инициативе Польши и Чехословакии с 27 июня 1921 г. все петиции сначала передавались соответствующему государству для получения от него комментариев до рассмотрения дела.
В 1923 г. Совет определил условия приемлемости петиций: петиции должны затрагивать защиту прав меньшинств согласно договорам; не должны подаваться в форме требования разрыва политических отношений между меньшинством и соответствующим государством; не должны быть анонимными или следовать от неуполномоченного субъекта; не должны носить оскорбительный характер; должны содержать информацию или ссылку на факты, которые не были в недавнем времени предметом иной петиции, рассмотренной в рамках обычной процедуры [2, р. 21]. Суд был уполномочен давать соответствующему государству рекомендации [5, р. 85].
К сожалению, подобная петиционная система не была успешной [3, р. 60; 2, р. 26]. Система
распространялась лишь на ограниченное число государств [1, с. 57]; процедуры расследования и сбора информации о нарушениях положений договора о меньшинствах, указанных в петициях, носили несовершенный характер и зачастую не были объективными, а исполнение решения Совета Лиги целиком зависело от желаний заинтересованного правительства, так как Лига Наций не располагала средствами принуждения и после вынесения решения уже не интересовалась, будет ли оно выполнено [1, с. 58].
В целом система защиты прав меньшинств, установленная в рамках Лиги Наций, была далека от совершенства, однако главным ее достоинством было признание того факта, что меньшинства существуют и нуждаются в адекватной защите их прав. Система разрушилась в силу внешних политических причин, связанных, прежде всего, с самой структурой Версальско-Вашинг-тонской системы.
Несмотря на большие недостатки, система защиты прав меньшинств, возникшая после Первой мировой войны, обеспечила продвижение в данной области. В частности, в отдельных районах были учреждены школы меньшинств, принудительная ассимиляция практически прекратилась и меньшинства получили доступ к участию в политической жизни государства, на территории которого проживали.
Библиографический список
1. Абашидзе А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М.: Права человека, 1996.
2. CapotortiF. Study on the rights ofpersons, belonging to ethnic, religious and linguistic minorities // Human Rights 1991. № 5.
3. Chaszar E. The International problem of national minorities. Matthias Corvinus Publishing. Toronto — Buffalo, 1999.
4. Encyclopedia of public international law / Ed. by R. Bernhardt. Elsevier, 1997.
5. Lerner N. The evolution of minority rights in international law. // Peoples and minorities in international law / Eds. R. Lefeber, M. Zieck. Martinus Nijhoff Publishers. Dordrecht / Boston / London, 1993.
6. Minority schools in Albania. Advisory opinion. 6 April 1935. PCIJ. Series A/B. URL: https://www.icj-cij.org/files/permanent-court-of-international-justice/serie_AB/AB_64/01_Ecoles_minoritaires_ Avis_consultatif.pdf
7. Arp B. International Norms and Standards for the Protection of National Minorities: Bilateral and Multilateral Texts with Commentary. BRILL, 2008.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018