Научная статья на тему 'Международно-правовая квалификация кибертерроризма'

Международно-правовая квалификация кибертерроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1927
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРТЕРРОРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мороз Н. О.

Информационные и телекоммуникационные технологии широко используются в различных сферах экономики. Возможность их использования в террористических целях, равно как и меры правового реагирования на эту новейшую угрозу национальной и международной безопасности, активно обсуждаются в правовой доктрине. В связи с этим статья посвящена международно-правовой квалификации кибертерроризма. Целью данной работы является определение принадлежности кибертерроризма к международным преступлениям или преступлениям международного характера. В этой связи анализируется уголовное законодательство Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Эстонии, Франции и Нидерландов; рассматриваются международные договоры в борьбе с преступностью. Международное сотрудничество в борьбе c кибертерроризмом не урегулировано в специальной международной конвенции. Автор приходит к выводу, что преступления, предусмотренные в уголовном законодательстве государств, являются исключительно национальными преступлениями. Такие противоправные деяния могут рассматриваться в качестве преступлений международного характера, только если удовлетворяют соответствующим критериям Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Кроме того, автор статьи рассматривает акты международного кибертерроризма, угрожающие международному миру и безопасности, в качестве международного преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовая квалификация кибертерроризма»

УДК 341.4:004.9

МЕЖДУНАРОДНО-П РАВОВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМА1

Н. О. Мороз

Международный университет «МИТСО», Республика Беларусь, г. Минск

INTERNATIONAL AND LEGAL QUALIFICATION OF CYBERTERRORISM

N. O. Moroz

International University "MITSO", Republic of Belarus, Minsk

Информационные и телекоммуникационные технологии широко используются в различных сферах экономики. Возможность их использования в террористических целях, равно как и меры правового реагирования на эту новейшую угрозу национальной и международной безопасности, активно обсуждаются в правовой доктрине. В связи с этим статья посвящена международно-правовой квалификации кибертерроризма. Целью данной работы является определение принадлежности кибертерроризма к международным преступлениям или преступлениям международного характера. В этой связи анализируется уголовное законодательство Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Эстонии, Франции и Нидерландов; рассматриваются международные договоры в борьбе с преступностью. Международное сотрудничество в борьбе с кибертерроризмом не урегулировано в специальной международной конвенции. Автор приходит к выводу, что преступления, предусмотренные в уголовном законодательстве государств, являются исключительно национальными преступлениями. Такие противоправные деяния могут рассматриваться в качестве преступлений международного характера, только если удовлетворяют соответствующим критериям Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Кроме того, автор статьи рассматривает акты международного кибер-терроризма, угрожающие международному миру и безопасности, в качестве международного преступления.

Ключевые слова: кибертерроризм, международное правовое сотрудничество, международно-правовая квалификация преступлений, международные преступления, преступления международного характера, транснациональные преступления

Information and telecommunication technologies are widely used in different areas of economy. The possibility of their use for terrorist purposes, as well as legal measures to respond to this latest threat to national and international security are discussed actively in legal doctrine. In this regard, the article is devoted to the international legal qualification of cyberterrorism. The aim of this study is to determine the involvement of cyberterrorism to international crimes or crimes of an international character. In this connection, the criminal legislation of Austria, Belgium, Great Britain, Spain, Estonia, France and the Netherlands is analyzed; international agreements in the fight against crime are examined. International cooperation in combating cyber-terrorism is not regulated in a special international convention. The author concludes that the offenses stipulated in the criminal law of States, are exclusively national crimes. Such unlawful acts may be regarded as international crimes, only if they meet the relevant criteria of the UN Convention against Transnational Organized Crime. In addition, the author examines the international acts of cyberterrorism, threatening international peace and security, as an international crime.

Keywords: cyberterrorism, international and legal cooperation, international and legal qualification, international crimes, crimes of international character, transnational crimes

Вместе с появлением новейших технологий, их внедрением в различные сферы экономики совершенствуются и средства совершения преступлений.

В настоящее время особые опасения вызывает возможность использования информационно-те-

1 В статье используется правовой подход к соотношению терминов «преступление» и «преступность».

лекоммуникационных технологий в целях совершения актов международного терроризма. При этом такие технические средства могут использоваться как для совершения актов международного терроризма в их традиционном понимании, так и актов кибертерроризма.

Для того чтобы определить надлежащие правовые средства противодействия таким противоправным деяниям, следует дать им международно-

© Мороз Н. О., 2016

правовую квалификацию, выявить возможность их отнесения к международным преступлениям или преступлениям международного характера.

Следует отметить, что вопросы международного правового сотрудничества государств в борьбе с кибертерроризмом в настоящее время на универсальном уровне пока не урегулированы. Вместе с тем, информационный терроризм рассматривается в качестве угрозы информационной безопасности в Соглашении между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности [10]. Использование ИКТ в террористических целях запрещено Резолюцией Генеральной Ассамблеи Интерпола от 22 сентября 2005 г. № 10 [13].

Следует отметить, что единственным международным договором регионального характера, который частично затрагивает вопросы противодействия преступлениям террористической направленности, совершенным с использованием информационных технологий, является Арабская конвенция по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий от 21 декабря 2010 г. (далее - АКИТ).

Так, ст. 15 АКИТ к преступлениям, относящимся к терроризму, совершенным при помощи информационных технологий, относит: 1) распространение и пропаганду идей и принципов террористических групп; 2) финансирование и обучение для террористических операций и обеспечения связи между террористическими организациями; 3) распространение методов изготовления взрывчатых веществ, особенно для использования в террористических операциях; 4) распространение религиозного фанатизма и розни и нарушение свободы вероисповедания [14].

Полагаем, что для любого преступления, предусмотренного ст. 15 АКИТ, информационные технологии являются одним из многих средств их совершения. Такое рассуждение справедливо и по отношению к ст. 16 АКИТ. Считаем, что необходимость закрепления квалифицированных составов данных преступлений при их совершении с использованием компьютерных технологий носит спорный характер, поскольку может привести только к «избыточности уголовно-правового запрета» [11, с. 227]. Вместе с тем, следует с сожалением отметить, что в АКИТ не содержится положений, направленных на гармонизацию уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за противоправные действия, совершаемые в террористических целях против

информационно-телекоммуникационных или компьютерных сетей или систем, которые повлекли серьезные последствия (имущественный ущерб, причинение вреда жизни и здоровью людей, раскрытие государственных секретов и т. д.).

В законодательной практике государств тоже не сложился единообразный подход к необходимости уголовного запрета тех или иных деяний террористической направленности, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или иных технических средств применяемых для сбора данных в целях дальнейшего преобразования этих данных при помощи телекоммуникационных и (или) компьютерных технологий. Так, в соответствии с уголовным законодательством государств наказуемым признается:

1) нанесение серьезного ущерба компьютерным данным или работе компьютерных программ, систем, сетей в целях устрашения населения, оказания влияние на политическую деятельность, дестабилизации общественного порядка (п. 6 § 278с Уголовного кодекса (далее - УК) Австрии [15], п. е ч. 2 ст. 1 Закона о терроризме 2000 г. Великобритании [26], ч. 2 ст. 421-1 УК Франции [18], § 237 УК Эстонии [24], п. 4 § 2 ст. 137 УК Бельгии [17], ст. 354а УК Нидерландов [30]);

2) размещение материалов в глобальных информационных сетях, которые могут использоваться для совершения актов терроризма; которые поощряют совершение таких актов (§ 278f УК Австрии [15], ст. 58, 58А Закона о терроризме 2000 г. Великобритании [26], ч. 3 ст. 1 Закона о терроризме 2006 г. Великобритании [27], ч. 2 ст. 575 УК Испании [22]).

Полагаем, что в качестве кибертерроризма могут рассматриваться виновные противоправные деяния, совершаемые путем нанесения серьезного ущерба компьютерным данным или работе компьютерных программ, систем, сетей в целях устрашения населения, оказания влияние на политическую деятельность, дестабилизации общественного порядка. Такое мнение является наиболее распространенным и в доктрине [28, с. 261-262; 21, с. 72; 25, с. 146; 23, с. 793; 1].

С учетом того, что уголовно-правовой запрет кибертерроризма содержится в законодательстве ряда государств, несомненно, следует его рассматривать прежде всего в качестве национального преступления. Международное сотрудничество в борьбе с такими противоправными деяниями будет регулироваться международными договорами об оказании международно-правовой помощи по уголовными делам, экстрадиции.

Таким образом, международно-правовой квалификации подлежит только кибертерроризм, посягающий на определенные международные отношения и (или) имеющий иностранный элемент.

Считаем, что кибертерроризм с иностранным элементом нельзя отнести к преступлениям международного характера, поскольку в настоящее время нет международного договора, который бы регулировал международное сотрудничество в борьбе с таким противоправным деянием. В связи с этим отсутствует общее понимание как элементов состава такого преступления, так и необходимости его закрепления в уголовном законодательстве в целом; в международных договорах не урегулированы процессуальные формы взаимодействия компетентных органов государств в борьбе с актами кибертерроризма.

Вместе с тем в том случае если определенные акты кибертерроризма соответствуют критериям, установленным пп. а, Ь ст. 2, п. 2 ст. 3 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., их следует рассматривать в качестве преступлений международного характера [4].

Кроме того, акты кибертерроризма необходимо квалифицировать как международные преступления, в тех случаях, когда:

1) такие деяния посягают на международный мир и безопасность1.

Преступления, посягающие на международный мир и безопасность, всегда имеют довольно разрушительные последствия. По мнению Д. Ден-нинг, Я. Ширяева, достижение необходимого уровня ущерба от совершения актов кибертерроризма лишь вопрос времени [20, с. 239; 25, с. 140]. Так, например, после исчезновения самолета Боинг 777 Малазийских авиалиний в марте 2014 г. одной из версий2 причин происшедшего, озвученной СМИ, стало отключение неустановленным лицом (хакером) всех коммуникационных систем на борту самолета [9].

Несмотря на тот факт, что в Римском статуте Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. не содержится состава преступления международного кибертерроризма, полагаем, что в том случае если объективные сопутствующие обстоятельства совершенных актов будут соответствовать признакам, установленным в ст. 7-8 Римского статута Международного уголовного

1 Это обусловлено тем, что критерий объекта посягательства является хотя и не единственным, но определяющим при разграничении международных преступлений и преступлений международного характера.

2 Не получила подтверждения.

суда, лица, их совершившие, могут быть привлечены к ответственности в Международном уголовном суде3 [8];

2) противоправное использование информационно-телекоммуникационных технологий является способом совершения международного терроризма.

Международный терроризм в науке международного права все чаще рассматривается в качестве международного преступления ввиду объекта его посягательства, средств и методов его совершения (Н. И. Костенко [5, с. 209], Е. Г. Ляхов [6, с. 23, 29], Л. В. Иногамова-Хегай [3, с. 226], В. Н. Кудрявцев [7, с. 140], К. Дамгаард [19, с. 7], А. Кассесе [16, с. 21].

Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, международный терроризм посягает на международный мир и безопасность. Как справедливо полагает белорусский ученый Е. Ф. Довгань, в ряде резолюций Совета Безопасности ООН указывается, что международный терроризм представляет собой угрозу миру и безопасности человечества и «является вызовом всем государствам и всему человечеству» [2, с. 4].

Во-вторых, для привлечения к уголовной ответственности за совершение актов терроризма был создан Специальный трибунал по Ливану, который является «трибуналом международного характера» [12]. Более того, в п. Е Приложения 1 к Заключительному акту дипломатической конференции полномочных представителей ООН об учреждении Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. содержатся рекомендации для конференции, которая должна быть проведена в соответствии со ст. 123 Статута Международного уголовного суда, о включении международного терроризма в число преступлений, над которыми имеет юрисдикцию Международный уголовный суд [29].

В-третьих, исследователями отмечается и политическая направленность международного терроризма, его связь с государством.

На основании изложенного выше можно сформулировать следующие выводы:

1. Международно-правовую квалификацию ки-бертерроризма следует осуществлять только в отношении международного кибертерроризма. Различный подход, сложившийся в законодательной практике государств к криминализации т. н. актов кибертерроризма, свидетельствует об отсутствии общего понимания необходимости уголовно-правового запрета таких деяний. Такие

3 С учетом ст. 11-15 Римского статута Международного уголовного суда.

преступления могут рассматриваться исключительно как внутригосударственные.

2. Акты международного кибертерроризма в целом, нельзя отнести к преступлениям международного характера, поскольку в настоящее время нет международного договора, который бы регулировал международное сотрудничество в борьбе с такими противоправными деяниями.

3. Международно-правовая квалификация актов международного кибертерроризма, посягающих на международный мир и безопасность, а также использование информационно-телекоммуника-

ционных технологий в целях совершения актов международного терроризма, основана на критериях международных преступлений, выработанных в доктрине международного права. Высокая общественная опасность международного кибер-терроризма обуславливает необходимость более тесного международно-правового сотрудничества государств в борьбе с ним; а также применения таких правовых средств противодействия, которые предусматриваются современным международным правом в отношении международных преступлений.

Литература

1. Голубев В. Кибертерроризм как новая форма терроризма. URL: http://www.crime-research.org/library/Gol_tem3.htm (дата обращения: 15.04.2016).

2. Довгань Е. Ф. К вопросу о правомерности вооруженных антитеррористических мер в контексте принципа невмешательства во внутренние дела государств // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2003. № 3. С. 3-12.

3. Иногамова-Хегай Л. В. Международное уголовное право. СПб.: Юрид. центр пресс, 2003. 493 с.

4. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности: [принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 г.] // Международное право и борьба с преступностью: сб. док. / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т); сост.: А. В. Змеевский, Ю. М. Колосов, Н. В. Прокофьев. М., 2004. С. 433-478.

5. Костенко Н. И. Международное уголовное право: современные теоретические проблемы. М.: Юрлитинформ, 2004. 445 с.

6. Ляхов Е. Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М.: Междунар. отношения, 1991. 212 с.

7. Международное уголовное право: учеб. пособие для вузов / И. П. Блищенко [и др.]; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права; под общ. ред. В. Н. Кудрявцева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1999. 269 с.

8. Римский статут Международного уголовного суда: [принят в г. Риме 17.07.1998 г.] // Международно-правовые стандарты обращения с правонарушителями и осужденными: сб. междунар.-правовых док. / Науч.-практ. центр проблем укрепления законности и правопорядка прокуратуры Респ. Беларусь; авт.-сост.: А. М. Клим, А. И. Подгруша; под ред. В. М. Хомича. Минск, 2007. С. 260-347.

9. СМИ: Системы пропавшего над Индийским океаном самолета Boeing 777 были отключены хакером. URL: https://russian.rt.com/artide/58802 (дата обращения: 16.01.2016).

10. Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности: [заключено в г. Екатеринбурге 16.06.2009 г.] // Бюл. междунар. договоров. 2012. № 1. С. 13-21.

11. Тропина Т. Л. Киберпреступность: понятие, состояние, уголовно-правовые меры борьбы. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2009. 237 с.

12. Устав Специального трибунала по Ливану от 30 мая 2007 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/bylaws/ special_tribuna_llebanon.pdf (дата обращения: 20.10.2013).

13. Addressing Internet activities supporting terrorism: resolution of the ICPO-Interpol Gen. Assembly, Berlin, 19-22 Sept. 2005, № AG-2005-RES-10. URL: http://www.interpol.int/content/download/5386/45196/version/4/file/agn74res10.pdf (дата обращения: 21.11.2015).

14. Arab Convention on Combating information technology offences, 21 December 2010. URL: https://www.google.by/url?sa= t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&sqi=2&ved=0CCsQFjAA&url=https%3A%2F%2Fcms.unov.org%2FDocumentRepositoryIndexer %2FGetDocIn0riginalFormat.drsx%3FDocID%3D3dbe778b-7b3a-4af0-95ce-a8bbd1ecd6dd&ei=Kmp5Uer1EMPQtQbqtoHwDw&usg= AFQjCNHqL8HCKiOheQwiqkViDzhK5dtOpQ&bvm=bv.45645796,d.Yms (дата обращения: 02.04.2016).

15. Bundesrecht konsolidiert: Gesamte Rechtsvorschrift für Strafgesetzbuch, Fassung vom 15. 04. 2016 (Republik Österreich). URL: Rechtsinformationssystem [Electronic resource]. - Mode of https://www.ris.bka.gv.at/GeltendeFassung.wxe?Abfrage= Bundesnormen&Gesetzesnummer=10002296 (Date of access: 15.04.2016).

16. Cassese's International criminal law / A. Cassese, P. Gaeta. Oxford: Oxford Univ. Press, 2013. 414 р.

17. Code penal: [dernière modification - 05-04-2016]: [Belgique] URL: http://www.ejustice.just.fgov.be/cgi_loi/loi_a1.pl?DETAIL= 1867060801 %2FF&caller=list&row_id= 1 &numero=2&rech=4&cn= 1867060801 &table_name=LOI&nm= 1867060850&la=F&dt=C0DE +PENAL&language=fr&fr=f&choix1=ET&choix2=ET&fromtab=loi_all&tiier=promulgation&chercher=t&sql=dt+contains++%27CODE %27%26+%27PENAL%27and+actif+%3D+%27Y%27&tii=dd+AS+RANK+&imgcn.x=41 &imgcn.y=12 (Date of access 15.04.2016).

18. Code penal: [dernière modification - 15 avril 2016]: [France]. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do; jsessionid=EE2FB5E35A1D45735B41711CADCCDFAC.tpdjo13v_1?cidTexte=LEGITEXT000006070719&dateTexte=20130817 (Date of access 15.04.2016).

19. Damgaard C. Individual criminal responsibility for core international crimes: selected pertinent issues. Berlin: Springer, 2008. 456 p.

20. Denning D. E. Activism, hacktivism, and cyberterrorism: the Internet as a tool for influencing foreign policy // Networks and Netwars: The Future of Terror, Crime, and Militancy / ed. by J. Arquilla a. D. F. Ronfeldt. Santa Monica: RAND, 2001. P. 239-288.

21. Gable K. A. Cyber-apocalypse now: securing the Internet against cyberterrorism using universal jurisdiction as a deterrent // Vanderbit J. of Transnat. Law. 2010. Vol. 43, № 1. P. 57-118.

22. Ley Orgánica 10/1995, de 23 de noviembre, del Código Penal: vigente desde 28 de Octubre de 2015. URL: http://noticias.juridicas.com/base_datos/Penal/lo10-1995.html (Date of access 15.04.2016).

23. McNeal G. S. Cyber Embargo: Countering the Internet Juhad // Case Western Reserve Journal of International Law. 2007. Vol. 39. P. 789-827.

24. Penal Code of Estonia (translation published: 22.01.2015). URL: https://www.riigiteataja.ee/en/eli/522012015002/consolide (Date of access 15.04.2016).

25. Shiryaev Y. Cyberterrorism in the Context of Contemporary International Law // San Diego Int'l Law Journal. Vol. 14. 2012. P. 139-194.

26. Terrorism Act 2000. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2000/11/contents (Date of access 15.04.2016).

27. Terrorism Act 2006. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/11/contents (Date of access 15.04.2016).

28. Trachtman J. Global Cyberterrorism, Jurisdiction, and International Organization // The Law a. Economics of Cybersecurity / ed. by M. F. Grady a. F. Parisi. New York: Cambridge University Press, 2005. 310 p.

29. United Nations diplomatic conference of plenipotentiaries on the establishment of an International Criminal Court, Rome, 15 june - 17 july 1998: offic. rec. / United Nations. New York, 2002. Vol. 1: Final documents. URL: http://legal.un.org/icc/rome/proceedings/E/Rome%20Proceedings_v1_e.pdf (Date of access 28.02.2013).

30. Wetboek van Strafrecht van Nederland: [geldend op 14-04-2016]. URL: http://www.wetboek-online.nl/wet/Sr.html (Date of access 15.04.2016).

References

1. Golubev V. Kiberterrorizm kak novaja forma terrorizma. URL: http://www.crime-research.org/library/Gol_tem3.htm (data obrashhenija: 15.04.2016).

2. Dovgan' E. F. K voprosu o pravomernosti vooruzhennyh antiterroristicheskih mer v kontekste principa nevmeshatel'stva vo vnutrennie dela gosudarstv. Belorusskijzhurnal mezhdunarodnogoprava i mezhdunarodnyh otnoshenij. 2003, no. 3, pp. 3-12.

3. Inogamova-Hegaj L. V. Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo. SPb.: Jurid. centr press, 2003, 493 p.

4. Konvencija Organizacii Ob#edinennyh Nacij protiv transnacional'noj organizovannoj prestupnosti: [prinjata v g. N'ju-Jorke 15.11.2000 g.]. Mezhdunarodnoe pravo i bor'ba s prestupnostju: sb. dok. Mosk. gos. in-t mezhdunar. otnoshenij (un-t); sost.: A. V. Zmeev-skij, Ju. M. Kolosov, N. V. Prokofev, M., 2004, pp. 433-478.

5. Kostenko N. I. Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo: sovremennye teoreticheskie problemy. M.: Jurlitinform, 2004. 445 s.

6. Ljahov E. G. Terrorizm i mezhgosudarstvennye otnoshenija. M.: Mezhdunar. otnoshenija, 1991. 212 s.

7. Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo: ucheb. posobie dlja vuzov / I. P. Blishhenko [i dr.]; Ros. akad. nauk, In-t gosudarstva i prava; pod obshh. red. V. N. Kudrjavceva. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Nauka, 1999. 269 s.

8. Rimskij statut Mezhdunarodnogo ugolovnogo suda: [prinjat v g. Rime 17.07.1998 g.] Mezhdunarodno-pravovye standarty obrashhenija s pravonarushiteljami i osuzhdennymi: sb. mezhdunar.-pravovyh dok. Nauch.-prakt. centr problem ukreplenija zakonnosti i pravoporjadka prokuratury Resp. Belarus'; avt.-sost.: A. M. Klim, A. I. Podgrusha; pod red. V M. Homicha. Minsk, 2007, pp. 260-347.

9. SMI: Sistemy propavshego nad Indijskim okeanom samoleta Boeing 777 byli otkljucheny hakerom. URL: https://russian.rt.com/article/58802 (data obrashhenija: 16.01.2016).

10. Soglashenie mezhdu pravitel'stvami gosudarstv-chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva o sotrudnichestve v oblasti obespechenija mezhdunarodnoj informacionnoj bezopasnosti: [zakljucheno v g. Ekaterinburge 16.06.2009 g.]. Bjul. mezhdunar. dogovorov. 2012, no. 1, pp. 13-21.

11. Tropina T. L. Kiberprestupnost': ponjatie, sostojanie, ugolovno-pravovye mery bor'by. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevostochnogo un-ta, 2009, 237 p.

12. Ustav Special'nogo tribunala po Livanu ot 30 maja 2007 g. URL: http://www.un.org/ru/documents/bylaws/ special_tribuna_llebanon.pdf (data obrashhenija: 20.10.2013).

13. Addressing Internet activities supporting terrorism: resolution of the ICPO-Interpol Gen. Assembly, Berlin, 19-22 Sept. 2005, no. AG-2005-RES-10. URL: http://www.interpol.int/content/download/5386/45196/version/4/file/agn74res10.pdf (data obrashhenija: 21.11.2015).

14. Arab Convention on Combating information technology offences, 21 December 2010. URL: https://www.google.by/url?sa= t&rct=j&q=&esrc=s&soiurce=web&cd=1&sqi=2&ved=0CCsQFjAA&url=https%3A%2F%2Fcms.unov.org%2FDociumentRepositoryIndex er%2FOetDocInOriginalFormat.drsx%3FDocID%3D3dbe778b-7b3a-4afD-95ce-a8bbd1ecd6dd&ei=Kmp5Uer1EMPQtQbqtoHwDw&usg= AFQjCNHqL8HCKiOheQwiqkViDzhK5dtOpQ&bvm=bv.45645796,d.Yms (data obrashhenija: 02.04.2016).

15. Bundesrecht konsolidiert: Gesamte Rechtsvorschrift für Strafgesetzbuch, Fassung vom 15. 04. 2016 (Republik Österreich). URL: Rechtsinformationssystem [Electronic resource]. - Mode of https://www.ris.bka.gv.at/GeltendeFassung.wxe?Abfrage= Bundesnormen&Gesetzesnummer=10002296 (Date of access: 15.04.2016).

16. Cassese's International criminal law / A. Cassese, P. Gaeta. Oxford: Oxford Univ. Press, 2013. 414 r.

17. Code penal: [dernière modification - 05-04-2016]: [Belgique] URL: http://www.ejustice.just.fgov.be/cgi_loi/ loi_a1 .pl?DETAIL= 1867060801%2FF&caller=list&row_id= 1&numero=2&rech=4&cn= 1867060801&table_name=L0I&nm= 18670 60850&la=F&dt=C0DE+PENAL&language=fr&fr=f&choix1=ET&choix2=ET&fromtab=loi_all&trier=promulgation&chercher=t &sql=dt+contains++%27CODE%27%26+%27PENAL%27and+actif+%3D+%27Y%27&tri=dd+AS+RANK+&imgcn.x=41&imgcn. y=12 (Date of access 15.04.2016).

18. Code penal: [dernière modification - 15 avril 2016]: [France]. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.dojsessionid= EE2FB5E35A1D45735B41711CADCCDFAC.tpdjo13v_1?cidTexte=LEGITEXT000006070719&dateTexte=20130817 (Date of access 15.04.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Damgaard C. Individual criminal responsibility for core international crimes: selected pertinent issues. Berlin: Springer, 2008. 456 p.

20. Denning D. E. Activism, hacktivism, and cyberterrorism: the Internet as a tool for influencing foreign policy // Networks and Netwars: The Future of Terror, Crime, and Militancy / ed. by J. Arquilla a. D. F. Ronfeldt. Santa Monica: RAND, 2001. P. 239-288.

21. Gable K. A. Syber-apocalypse now: securing the Internet against cyberterrorism using universal jurisdiction as a deterrent // Vanderbit J. of Transnat. Law. 2010. Vol. 43, № 1. R. 57-118.

22. Ley Orgánica 10/1995, de 23 de noviembre, del Código Penal: vigente desde 28 de Octubre de 2015. URL: http://noticias.juridicas.com/base_datos/Penal/lo10-1995.html (Date of access 15.04.2016).

23. McNeal G. S. Cyber Embargo: Countering the Internet Juhad // Case Western Reserve Journal of International Law. 2007. Vol. 39. P. 789-827.

24. Penal Code of Estonia (translation published: 22.01.2015). URL: https://www.riigiteataja.ee/en/eli/522012015002/consolide (Date of access 15.04.2016).

25. Shiryaev Y. Cyberterrorism in the Context of Contemporary International Law // San Diego Int'l Law Journal. Vol. 14. 2012. P. 139-194.

26. Terrorism Act 2000. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2000/11/contents (Date of access 15.04.2016).

27. Terrorism Act 2006. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/11/contents (Date of access 15.04.2016).

28. Trachtman J. Global Cyberterrorism, Jurisdiction, and International Organization // The Law a. Economics of Cybersecurity / ed. by M. F. Grady a. F. Parisi. New York: Cambridge University Press, 2005. 310 p.

29. United Nations diplomatic conference of plenipotentiaries on the establishment of an International Criminal Court, Rome, 15 june - 17 july 1998: offic. rec. / United Nations. New York, 2002. Vol. 1: Final documents. URL: http://legal.un.org/icc/rome/proceedings/E/Rome%20Proceedings_v1_e.pdf (Date of access 28.02.2013).

30. Wetboek van Strafrecht van Nederland: [geldend op 14-04-2016]. URL: http://www.wetboek-online.nl/wet/Sr.html (Date of access 15.04.2016).

Статья поступила в редакцию 19.04.2016 г.

Submitted 19.04.2016.

Для цитирования: Мороз Н. О. Международно-правовая квалификация кибертерроризма // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 2 (6). С. 79-84.

Citation for an article: Moroz N. O. International and legal qualification of cyberterrorism. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 2 (6), pp. 79-84.

Мороз Наталия Олеговна,

Moroz Nataliya Olegovna,

Candidate of Law, International University "MITSO", Republic of Belarus, Minsk, Nataliya.Maroz@gmail com

кандидат юридических наук, Международный университет «МИТСО», Республика Беларусь, г. Минск, Nataliya.Maroz@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.