Научная статья на тему 'Международная трудовая миграция в контексте глобализации'

Международная трудовая миграция в контексте глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1369
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / НАСЕЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамедбекова Марина Османовна

Международная миграция населения является сложным социальноэкономическим процессом. Ее роль в развитии стран все более возрастает, оказывая при этом на них весьма противоречивое влияние. Превращение человеческих ресурсов в ключевой источник социально-экономического развития государств усиливает значимость изучения миграционных проблем. В современных условиях возникает настоятельная потребность исследования тенденций международной трудовой миграции в контексте глобализации; участия России в мировых миграционных процессах; взаимосвязей экономической и нелегальной миграции в Российской Федерации, а также нелегальной миграции и латентной занятости. Кроме того, необходимо внести изменения в миграционную политику на основе разработки эффективных мер по противодействию нелегальной миграции с учетом меняющихся внутренних и внешних условий развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL LABOUR MIGRATION IN THE GLOBALIZATION CONTEXT

The international population shift is difficult social and economic process. Its role more and more increases in development of the countries, rendering thus on them rather inconsistent influence. Transformation of human resources into a key source of social and economic development of the states strengthens the importance of studying of migratory problems. In modern conditions there is a crying need of research of tendencies of the international labour migration in a globalization context; participations of Russia in world migratory processes; interrelations of economic and illegal migration in the Russian Federation, and also illegal migration and latent employment. Besides, it is necessary to make changes to the migratory policy on the basis of working out of effectual measures on counteraction of illegal migration taking into account varying internal and external conditions of development of Russia.

Текст научной работы на тему «Международная трудовая миграция в контексте глобализации»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ И ДЕМОГРАФИИ

_МАМЕДБЕКОВА М. О.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Международная трудовая миграция является неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства и на нынешнем этапе глобализации превратилась в одно из условий функционирования глобальной экономики. Миграция населения, будучи неотъемлемым атрибутом общества, претерпевает качественные изменения на каждом этапе его развития. С появлением новых технических возможностей и способов производства, средств коммуникаций, с изменениями социального и геополитического характера в мире возникают новые тенденции миграции. В современном глобализованном мире важным фактором социально-экономического развития все большего числа стран становится международная миграция населения, способствующая формированию гибкого рынка труда, приобщению развивающихся стран к достижениям мирового научно-технического и общественного прогресса, более рациональному использованию трудовых ресурсов, взаимодействию и взаимообогащению мировых цивилизаций.

_MAMEDBEKO VA M. О.

EFFICIENCY OF THE INTERNATIONAL LABOUR MIGRATION IN THE CONTEXT OF WORLD GLOBAL PROCESSES

The international labour migration is an integral part of modern system of the world economy and at a present stage of globalisation has turned to one of operating conditions of global economy. Population shift, being the integral attribute of a society, undergoes qualitative changes at each stage of its development. With the advent of new technical possibilities and ways of manufacture, means of communications, with changes of social and geopolitical character in the world there are new tendencies of migration. In modern globalisation the world the international population shift promoting formation of the flexible market becomes the important factor of social and economic development of the increasing number of the countries I rub-yes, to familiarising of developing countries with achievements of world scientific and technical and public process, more rational use of a manpower, interaction and mutual enrichment world civilisations.

Ключевые слова: международная миграция, трудовые ресурсы, население, эффективность, политика, глобализация, экономическая система.

В современном глобализованном мире важным фактором социально-экономического развития все большего числа стран становится международная миграция населения, способствующая формированию гибкого рынка труда, приобщению развивающихся стран к достижениям мирового научно-

технического и общественного прогресса, более рациональному использованию трудовых ресурсов, взаимодействию и взаимообогащению мировых цивилизаций.

Миграция населения представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое противоречивым образом связано с различными сторонами хозяйственной и социально-политической жизни общества, формированием и проявлением тенденций их изменения.

При этом в ходе исследования миграции возникает необходимость разграничения и рассмотрения двух ее аспектов.

Во-первых, в узком смысле миграция выступает как законченный вид территориального перемещения, который связан со сменой постоянного места жительства, при этом миграция означает переселение.

Во-вторых, миграцию можно интерпретировать как переселение в самом широком смысле слова. В данном контексте миграция характеризует любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.

В последнее время широкое распространение получила международная миграция трудовых ресурсов, то есть перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы, лучших условий жизни.

Для демографов и экономистов международная миграция представляет большой научный интерес, а с глобализацией мировой экономики, с интенсификацией процессов международной экономической миграции актуальность темы еще больше возросла. Большое внимание к вопросам миграции со стороны экономистов, политологов, социологов доказывает, что изучение миграции является необходимым элементом познания закономерностей социально-экономического и политического развития человечества.

На сегодняшнем этапе экономического и социально-политического развития России необходимо четкое понимание задач, стоящих перед страной, и тех средств, которыми она располагает для их реализации.

Эффективная экономическая политика невозможна без учета и анализа такого явления как международная экономическая миграция. В подавляющем большинстве стран Запада международная экономическая миграция серьезным образом влияет на экономическое развитие, определяя развитие рынка труда, высоких технологий, капитала. Экономическая миграция, как и миграция в целом, всегда играла и продолжает играть исключительно важную роль в развитии государства и становлении современной экономической системы.

В современных российских условиях исследования международной экономической миграции являются особо актуальными по следующим соображениям.

Во-первых, в отечественной научной мысли относительно редко можно встретить сам термин «международная экономическая миграция», что объясняется недостаточной изученностью этого сложного явления.

Во-вторых, современная социально-экономическая ситуация в России, распад СССР, новое межгосударственное пространство, институциональные реформы, преодоление глубокого экономического кризиса, усиление конкуренции и глобализация мировых рынков, депопуляция - все это тесным образом связано с процессами международной экономической миграции. Крайне важно понять природу и законы развития этого явления, подвести некоторый теоретический итог того, что уже было сделано, и создать предпосылки для новых научных исследований. Экономическая миграция, как и многие другие социально-экономические явления, имеет свою систему факторов, ее определяющих и последствий, ею вызываемых. Систематизация и анализ эмпирического и статистического материалов позволят определить закономерности этого явления и оценить его роль в экономическом развитии России.

И, наконец, в-третьих, необходимо попытаться предложить варианты комплексных мер на уровне государственного управления по превращению международной экономической миграции в России в эффективный и действенный фактор экономического роста. Если страны Запада уже выработали и постоянно совершенствуют механизмы и инструменты эффективной политики в области международной экономической миграции, то Россия до сих пор не определилась ни с понятием международной экономической миграции, ни с основными направлениями ее регулирования, ни с анализом выгод и издержек для экономики страны от привлечения или же ограничения потоков экономических мигрантов.

Таким образом, необходимо особо подчеркнуть актуальность исследования в контексте развития научной мысли и формирования национальной экономической политики в области миграции.

Постоянный спрос на неквалифицированный и низкооплачиваемый труд мигрантов, существующий в развитых странах, рождает соответствующее предложение в бедных странах, раскручивая тем самым маховик миграции. Так формируется и воспроизводится миграционный режим, который является одним из элементов современного экономического порядка, поддерживает и обслуживает его.

Миграционное пространство СНГ является относительно либеральным (благодаря безвизовому режиму), но не составляет исключения: оно подчиняется тому же миграционному режиму, что и остальной мир. Россия как основная принимающая страна в регионе строит свою иммиграционную политику по примерно таким же схемам, как и другие принимающие страны (квотирование, обеспечение преимущественного права местных работников на занятие данного рабочего места, принцип «инициативы работодателя» и т. п.). Миграция сегодня развивается крайне противоречиво и иррационально.

Глобализация приводит к кризису национального государства как полновластного управляющего субъекта, способного, в частности, контролировать перемещения людей. Огромный размах приобрела нелегальная миграция, ставшая характерной чертой современного миграционного режима. Согласно официальным оценкам, нелегальных мигрантов в России пять миллионов. В основном это приезжие из стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Не-

эффективность управления миграцией выражается также в неспособности государств скоординировать миграционную политику и экономическую потребность в мигрантах. Большие группы мигрантов оказываются в положении нелегалов из-за того, что не могут законным путем занять рабочие места, существующие в принимающей стране.

В настоящее время почти каждый международный мигрант является потенциальным работником, это относится и к нелегальным мигрантам. С развитием мировой экономики происходят сложные изменения в структуре миграционных потоков. При этом, например, природа туристических поездок в Восточной Европе претерпела радикальные изменения. Так, многие российские «челноки», используя туристические поездки, осуществляют свою коммерческую деятельность в Польше, Греции, Италии, Турции и других странах. Вместе с тем многие мигранты, которые незаконно остаются в России, используют туристические визы для въезда в страну.

Для анализа влияния международной миграции на демографические процессы той или иной страны важное значение имеет установление численности международных мигрантов, проживающих в данной стране.

Сегодня представить себе крупный российский город без диаспор, представляющих самые разные национальности, практически невозможно. Большинство этих людей являются трудовыми мигрантами. Однако для того, чтобы работать в России на легальных основаниях, необходимо иметь соответствующее разрешение на работу.

По данным Федеральной миграционной службы РФ (ФМС), в нашей стране нелегально работают более 10 миллионов иностранцев. Россия готова помочь этой многомиллионной «армии» выйти из тени. С начала года иностранцам стало проще устроиться на работу. Это, естественно, относится лишь к тем из них, кто готов к цивилизованным отношениям с российскими властями.

Миграция населения, будучи неотъемлемым атрибутом общества, претерпевает качественные изменения на каждом этапе его развития. С появлением новых технических возможностей и способов производства, средств коммуникаций, с изменениями социального и геополитического характера в мире возникают новые тенденции миграции. Они проявляются в различной обусловленности передвижений, в географическом перераспределении населения. А также в спаде или активизации миграционных процессов.

Следует отметить, рост народонаселения складывается в результате сложной взаимосвязи процессов его воспроизводства, перемещения (перераспределения). Экономический рост различных стран во многом зависит от того, как решаются проблемы с развитием демографических процессов.

Как известно, Россию также причисляют к странам с неблагоприятной демографической ситуацией, обусловленной заметной в последние годы тенденцией к естественной убыли населения. Демографы единодушны относительно будущего России. Все они предсказывают стремительную убыль ее населения.

По прогнозам демографов, численность населения России к концу 2050г. уменьшится на 30% и составит 101, 9 млн. человек.

Эксперты российского статистического агентства считают, что естественные потери населения Российской Федерации могут быть компенсированы миграционными притоками людей из зарубежных государств (в основном из стран СНГ и Балтии). Они указывают, что при демографической ситуации, сложившейся в России за последние годы, миграционный прирост населения страны должен составлять не менее 500 тыс. человек в год. В случае невыполнения этого условия миграция не будет компенсировать естественной убыли населения, что, в свою очередь, может привести к сокращению его численности.

Таким образом, ожидаемое сокращение трудоресурсного потенциала столь значительно и стремительно, что не может быть скомпенсировано за такой короткий промежуток времени ни за счет роста производительности труда, ни за счет выноса производства в перенаселенные страны с более дешевой рабочей силой. Поэтому в перспективе труд станет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным, ресурсом в России. Если в России выход из экономического кризиса примет устойчивый характер, единственным источником пополнения ее трудовых ресурсов может быть только иммиграция. Следовательно, стратегическая миграционная политика России -это иммиграционная политика.

Сложность анализа международной миграции в значительной степени состоит в высокой эластичности составляющих ее видов и форм. Дело в том, что мигранты могут менять свой статус в связи с меняющимися условиями жизни, социально-экономическими и политическими изменениями в странах въезда и т.д. Лица, выехавшие в другую страну на постоянное место жительства как эмигранты, могут изменить свое решение, не преуспев в стране въезда, и вернуться на родину. Законно же пребывающие и работающие в стране трудоустройства трудовые мигранты могут в какой-то момент превратиться в незаконных мигрантов, если они, например, останутся в стране сверх разрешенного срока или попытаются сменить место работы при том, что это не разрешено контрактом.

Наоборот, нелегально находящиеся в стране иммигранты могут приобрести легальный статус в результате государственной компании по легализации (миграционной амнистии). К сожалению, статистика международной миграции практически не учитывает такого рода факты, и выводы исследователей основываются часто на умозрительных заключениях.

Следует отметить, что миграция рабочей силы - явление сложное, неоднозначное, требующее пристального изучения в контексте тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями экономической жизни общества.

В современный период миграция отличается многофакторным характером. В нем специфическим образом отражается социальная нестабильность общества, нормативное регулирование, социальные механизмы, предсказуемость в поведении мигрантов.

В настоящее время в различных странах утвердились разные подходы к определению признаков международной миграции, в основе которых лежат расхождения в интепритации продолжительности пребывания и цели приезда. В связи с этим возникли разные способы регистрации мигрантов и несопоставимость данных национальных статистических организаций, что существенно осложняет исследование процессов международной миграции, ее причин и факторов формирования, механизма реализации и последствий осуществления.

Главными отличительными признаками международной миграции населения по сравнению с внутренней миграцией являются: государственная граница, ее пересечение и соответствующий государственный контроль как за фактом самого передвижения через границу (и в стране выезда, и особенно в стране въезда), так и за последующим пребыванием в стране въезда, особенно в связи с трудоустройством и поступлением на учебу и стажировку.

В тоже время недостаточно изученным остается влияние миграции как действенного фактора социальной динамики современного общества, развития экономических, политических, демографических и социокультурных процессов.

Идея о неизбежности притока мигрантов базируется на убеждении, что качественные диспропорции на рынке труда неустранимы путем вовлечения в процесс безработных, что подготовка и переподготовка кадров не смогут дать необходимых результатов в достаточно короткие сроки.

Масштабы, интенсивность, новые направления и формы миграционной мобильности населения, превратившейся в неотъемлемый и важный атрибут социальной реальности современного российского общества, актуализируют необходимость изучения ближайших и долговременных последствий влияния миграций на характер и содержание социально-экономических процессов в принимающих сообществах.

Глобализация стирает границы и активизирует потоки капиталов, товаров и трудовых ресурсов. Эффективное развитие национальных экономических комплексов становится возможным только в результате использования преимуществ всемирного разделения труда и перелива рабочей силы из одной страны в другую.

Глобализация находит свое выражение в ряде экономических и социально-политических процессов, обусловливающих глобальные изменения в экономической и политической жизни государств. Эти изменения существенным образом затрагивают также международный рынок труда (МРТ). С одной стороны, формирование МРТ происходит в соответствии с объективными потребностями экономики, в основе которых лежит устранение диспропорций на локальных рынках труда, снижение издержек производства, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономик, использующих труд мигрантов. С другой стороны, процесс формирования МРТ несет на себе отпечаток политических и социальных тенденций, наблюдающихся в странах - поставщиках и потребителях рабочей силы.

Таким образом, эффективная экономическая политика невозможна без учета и анализа такого явления как международная экономическая миграция. В подавляющем большинстве стран Запада международная экономическая миграция серьезным образом влияет на экономическое развитие, определяя развитие рынка труда, высоких технологий, капитала.

Международная трудовая миграция (МТМ) является неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства и на нынешнем этапе глобализации превратилась в одно из условий функционирования глобальной экономики. Выступая в качестве важнейшего механизма формирования МРТ, МТМ в то же время является связующим звеном, с помощью которого страны происхождения мигрантов втягиваются в орбиту глобальных процессов.

Глобализация мирового хозяйства сопровождается дальнейшим развитием МРТ, актививизацией процессов в сфере международной трудовой миграцией. Появление и расширение международной мобильности двух главных факторов производства - капитала и труда - привело к развитию МРТ, который не является простой суммой (или совокупностью) национальных рынков труда, а выступает как инструмент экспорта и импорта «специфического товара» - рабочей силы. МРТ - это «новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами; «наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса-предложения рабочей силы».

Для оценки роли процессов международной миграции в социально-экономическом развитии той или иной страны важно принимать во внимание, что различные страны могут по-разному участвовать в данных процессах, выступая в роли страны-экспортера или импортера иностранной рабочей силы. Выработанная международными организациями в лице Организации объединенных наций, Международной организации по миграции (МОМ), Международной организации труда (МОТ), а также Международным валютным фондом (МВФ) классификация предлагает при отнесении той или иной страны к странам-импортерам и странам-экспортерам рабочей силы учитывать состав у населения страны и ее экономически активной части, а также уровень оттока и притока денежных перевозов мигрантов. Данные параметры могут быть использованы в качестве индикаторов места отдельных стран на международном рынке труда и типологизации стран с учетом их включенности в формирование одновременно параметров оттока и притока трудовых мигрантов.

Международная трудовая миграция превратилась в одно из необходимых условий функционирования рынка труда, снижения издержек производства и повышения национальной конкурентоспособности. Борьба за капиталы требует снижения государственных расходов и налогов, особенно в периоды экономической стагнации. Дешевая мобильная рабочая сила, от которой при необходимости можно избавиться, позволяет существенно сокра-

тить социальные расходы, как в государственном, так и в частном секторах. Это особенно важно для мелких в перестраиваемой под ТНК налоговой системе. Эти предприятия не только не располагают капиталом для экспорта в другую страну, но и у себя на родине вынуждены нанимать дешевую иностранную рабочую силу. Национальная рабочая сила из-за дороговизны им просто не по карману. В то же время эти предприятия порой производят промежуточную продукцию для промышленных гигантов, которым выгоднее покупать готовую продукцию, чем развивать это производство у себя.

Сложившаяся в настоящее время роль бизнеса, представители которого хотят извлечь выгоду из найма нелегальных работников, не устраивает российское общество, которое видит его главную задачу в выполнении функций работодателя - создание современных рабочих мест, рост эффективности хозяйствования. Для этого требуется осуществлять институциональные реформы, ориентированные на улучшение среды функционирования объема теневой экономки.

Но важно учитывать, что в условиях несовершенства рыночных механизмов риски инноваций становятся весьма высокими, поэтому и необходимо дополнительно разрабатывать государственные меры, направленные на снижение издержек рисков инновационных проектов и освоения новых рынков. При этом появляются угрозы провалов промышленной политики. Однако практика новых индустриальных стран свидетельствует о возможности достижения значительных результатов, если государство обеспечивает формирование адекватной модели институтов развития.

Реальные процессы, происходящие на европейских рынках труда, подтверждают правоту скорее «качественного», чем «количественного» подхода. Несмотря на рост безработицы в странах Европы, с середины 80-х годов возобновился приток новых контингентов мигрантов. Наиболее вероятным объяснением считаются качественные диспропорции регулирования миграции в соответствии с политическими, этническими, социально-культурными критериями. Так, согласно одной из них, иногда называемой концепцией «классического реализма», суверенное государство может и должно защищать национальные интересы страны. Ограничение въезда в страны, где используется иностранный труд, объясняется необходимостью сохранения статус-кво, прежде всего, в политической и социокультурной сфере. Необходимость избежать коллективного стресса, провоцируемого разрушением традиционного культурного пространства, диктует и политику ограничения миграции до управляемого уровня.

Многие специалисты считают задачу такого регулирования миграции достаточно реальной. В рамках либеральных концепций эта возможность связывается, прежде всего, со снижением стимулов иммиграции, с устранением экономического неравенства, существующего между отдельными странами и регионами мира. С этой точки зрения лучшим решением проблемы сдерживания миграционных потоков представляется международная торговля и прямые инвестиции в экономику соответствующих стран. Проблемы регулирования движения населения в условиях либеральных политических ре-

жимов весьма сложны. Тем не менее, проведение в жизнь такого регулирования считается возможным. Это, по убеждению многих западных экспертов, может обеспечить достаточно благоприятные перспективы развития миграции.

На современном этапе человечество переживает бурные процессы экономической, политической, информационно-коммуникационной, культурной и этнической глобализации. Данные процессы проявляются в создании и деятельности крупных торгово-экономических и политических объединений и союзов, укреплении позиций транснациональных корпораций, проявлении и быстром росте глобальных информационных систем, компьютеризации многих сфер жизнедеятельности человечества. Одновременно с этим наблюдается рост численности населения планеты и взаимная ассимиляция различных этнических групп.

Долгое время к международной миграции относились как к временному социальному явлению, порожденному экономическими причинами, прежде всего, дефицитом рабочей силы. Соответственно, считалось, что ее влияние на страны-реципиенты в основном ограничивается сферами рынка труда, финансов и национального производства. При этом особо не принималось во внимание то обстоятельство, что иммигранты, въезжая в ту или иную страну, одновременно привносят в нее часть быта, традиций, культуры, наконец, проблемы своих родных стран. Кроме того, среди иммигрантов усилилась тенденция к оседанию в принимающих государствах. Что, в свою очередь, приводило к появлению все большего количества этнических меньшинств в странах-реципиентах. Все это привело к тому, что в настоящее время многие государства, прежде отличавшиеся более или менее гомогенной этнической структурой, превратились в многонациональные и поликультурные.

Перемещение людей по планете является важнейшей частью человеческой истории, при этом на начальных ее этапах особую значимость имели природные ресурсы и военно-политические факторы миграции.

Вместе с тем постепенно усиливалась роль демографо-экологических причин, связанных со снижением смертности и повышением темпов роста населения.

Когда как далее, со временем, массовые масштабы приобрела миграция, обусловленная экономическими мотивами и основанная на принятии добровольного решения о переезде в целях повышения качества и уровня жизни.

В то время как международная торговля и движение капитала ощутили на себе глобализацию и либерализацию, международное движение труда -другой необходимый фактор производства - становится более ограниченным. По оценкам исследователей, «даже предельная либерализация международных трудовых потоков создала бы прибыль для мировой экономики», существенную большую, чем дали результаты недавних переговоров о текущей торговой реформе. Правительства стран эмиграции все более и более

призывают к росту национальной солидарности, пересекающей государственные границы.

Международная миграция оказывает непосредственное влияние как на отдельные экономики вовлеченных в данный процесс стран, выражающееся в качественных сдвигах в их развитии, так и на бесперебойное функционирование всего мирового хозяйства.

Траектория социально-экономической динамики страны и потоков международной миграции во многом зависит от культурно-ценностной ориентации людей и институционального устройства общества. При этом важнейшим фактором является доверие, которое возникает в процессе взаимодействия различных групп людей, местных и иностранных работников опосредовано общественными институтами. Институциональное устройство, на наш взгляд, должно быть представлено двумя взаимосвязанными аспектами -эффективностью и справедливостью, уровень реализации которых определяет доверие людей к общественным институтам их легитимность. На этой основе в результате борьбы различных этносоциальных сил складывается вектор трансформации общественных институтов, а также характер и темпы социально-экономической динамики.

Культурно-ценностные системы выступают уникальным фактором, формирующим неординарные особенности хозяйственной деятельности людей, самобытность хозяйственного строя путем развития международной трудовой миграции.

Также следует отметить, трансформация экономического строя страны с учетом влияния международной миграции можно рассматривать как в рамках нормативного подхода - как движение к заданной структуре национальной экономики, так и в позитивистских традициях, изучая эволюцию экономической активности коренного и иностранного населения, выявляя ее причины, факторы и ограничения. Реальные ограничения хозяйственных трансформаций могут выражаться в стабильности обобщающих характеристик развития, обусловленной многими причинами: не набравшими критической массы мероприятиями (приоритеты, целевые установки, мобилизуемые ресурсы и т.п.) государственной социально-экономической политики, сохранением в длительной перспективе национальных ценностей и т.д. Оценка влияния международной миграции на развитие национального хозяйства предполагает определение степени различия реальных из желаемых уровней изменений индикаторов (в рамках имеющихся возможностей), системно характеризующих динамику уровня социально-экономических сдвигов в стране.

В современных условиях все больше исследователей разных наручных направлений указывают на повышение роли процессов международной миграции в развитии национальных экономик, однако сложившиеся интерпретации данных процессов остаются противоречивыми и не позволяют удовлетворительно решать возникающие при этом многочисленные вопросы, связанные с определением эффективности внешней трудовой миграции.

Так, в рамках проведенных в странах со значительным количеством мигрантов большого числа исследований делаются нередко прямо противоположные выводы при сопоставлении выгод и потерь от миграции трудовых ресурсов. Причина в том, что она приводит к весьма противоречивым социально-демографическим и социально-экономическим последствиям. К числу социально-демографических последствий следует отнести изменения, которые возникают в численности и структуре населения (половозрастном, социальном и национальном составе), а также на уровне напряженности социальных отношений и криминализации общества; социально-экономические последствия связаны с изменениями конструкции хозяйственного строя страны, численности и структуры трудовых ресурсов (образовательного и профессионально-квалификационного состава), уровня демографической нагрузки на трудоспособное население, состояния рынка труда и эффективности использования трудовых ресурсов.

Непосредственным выражением экономического эффекта внешней миграции для принимающей страны выступает дополнительно произведенная стоимость валового внутреннего продукта, а также возникающие при этом дополнительные поступления доходов в бюджеты всех уровней. Вместе с тем следует принимать во внимание как прямые расходы, которые появляются в связи с организацией выдачи разрешений, так и расходы по задержанию, содержанию и депортации нарушителей установленных правовых норм.

Разрабатываемые в настоящее время демографическе прогнозы указывают на сокращение и старение населения развитых стран, неизбежный рост их потребностей в иностранной рабочей силе, что спровоцировало горячую полемику вокруг проблем иммиграции. Традиционно считалось, что она обеспечивает принимающие общества недостающими трудовыми ресурсами и вносит весомый вклад в их экономическое развитие.

Важно учитывать, что социально-экономический эффект от внешней трудовой миграции зависит не только от качественных и количественных характеристик ее потока, но и от сложившейся в стране социально-экономической ситуации, структурных и динамических характеристик ее хозяйственного строя, а также от выбора социально-экономической политики. Кроме того, необходимо принимать во внимание возможность существенного расхождения выгод и потерь от внешней миграции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Очевидно, что международная миграция, становясь «транснациональной», требует от международного сообщества конкретных мер по ее упорядочению, которое должно осуществляться посредством международно-правового регулирования миграционных процессов с учетом глобальных интересов мирового сообщества, объективных возможностей отдельно взятых государств и особенностей развития народонаселения в современных условиях.

Литература

1. Юдина Т.Н. Миграция. Словарь основных терминов, Москва, 2007.

2. Метелёв С.Е. Международная трудовая миграция и развитие российской экономики, Москва, 2006.

3. Зинченко Н.Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования, Москва, 2003.

4. Шкаратан О.И., Ильин В.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы, Москва, 2006.

5. Метелёв С.Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России, Москва, 2006.

6. Глущенко Г.И. Влияние международной трудовой миграции на развитие мирового и национального хозяйства, Москва, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.