Научная статья на тему 'Международная торговля 2007 - 2010 гг. : некоторые уроки глобального экономического кризиса'

Международная торговля 2007 - 2010 гг. : некоторые уроки глобального экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
692
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОВАРНЫЙ ЭКСПОРТ / ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС / ВТО / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / INTERNATIONAL TRADE / COMMODITY EXPORT / GLOBAL CRISIS / THE WTO / ANTI-RECESSIONARY MEASURES / THE FINANCIAL MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дюмулен Ипполит Ипполитович

В статье рассматриваются тенденции развития международной торговли за 2007 2010 годы. Автор дает глубокий анализ влияния современного финансово-экономического кризиса на торговлю промышленно развитых и развивающихся государств, антикризисные меры, принятые в различных странах. Особое внимание уделено влиянию глобального кризиса на финансовый рынок, в частности на рынок ценных бумаг. Показана позитивная роль ВТО в решении проблем международной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers tendencies of development of international trade for 2007 2010. He also gives a deep analysis of influence of modern financial and economic crisis on trade of industrially developed and developing states, anti-recessionary measures accepted in various countries. Special attention is given to the influence of global crisis on the financial market, in particular on the securities market. The positive role of the WTO in the solution of problems of international trade is shown as well.

Текст научной работы на тему «Международная торговля 2007 - 2010 гг. : некоторые уроки глобального экономического кризиса»

Международная торговля 2007 — 2010 гг.: некоторые уроки глобального экономического кризиса

И.И. Дюмулен

Глобальный экономический кризис начался осенью 2007 г. Локальный кризис ипотечного кредитования, начавшийся в США, казалось, не предвещал столь серьезных потрясений в мировой экономике. Кризис ипотечного кредитования в США развернулся на фоне почти десятилетнего непрерывного подъема мировой и американской экономик, включая и международную торговлю.

Товарный экспорт, начиная с 2000 г. по 2008 г. ежегодно возрастал в среднем на 17,1%, в развивающихся странах - на 23,2%, в развитых странах - на 13,6%. Вследствие этого впервые за многие десятилетия доля развивающихся стран в глобальном экспорте достигла 38,7%, а доля развитых стран сократилась до 56,6%1. В этот же промежуток времени мировой ВВП возрастал темпами от 2 до 4% в год.

Рост мировой экономики происходил в условиях быстрого взлета цен на сырьевые товары, особенно на металлы, минеральное сырье и сырую нефть. К середине 2008 г. цены на эти товары достигли исторического максимума.

Однако кризис ипотечного кредитования, в США, уже в первой половине 2008 г. перерос в финансовый кризис и охватил всю финансовую и банковскую системы этой страны. В сентябре 2008 г. рухнул крупнейший американский банк Lehman Brothers. Только энергичная правительственная интервенция удержала от краха другие финансовые учреждения США. Крах крупных финансовых учреждений в США, а затем и в Европе и попытки их спасти привели к утрате доверия к финансовым рынкам. На-

чалось бегство капитала от высокорисковых активов и высокорисковых рынков, т.к. участники рынков принялись сокращать доли рисковых активов в своих портфелях и сбрасывать заемные средства, закрывая свои трансграничные позиции. Многие страны, в значительной степени опиравшиеся на внешнее финансирование, пострадали от оттока капитала, в связи с чем во многих случаях прибегли к поддержке Международного валютного фонда. В развитых странах правительства пришли на выручку своим крупным банкам и финансовым учреждениям. Правительства осознали, что сами рынки не могут саморегулироваться и начали совершенствовать регулятивную и институциональную базу финансового сектора.

Во второй половине 2008 г. финансовый кризис серьезно ударил по финансовым учреждениям Западной Европы, Российской Федерации и ряда других государств.

Кризис быстро вышел за чисто финансовые рамки. Нехватка финансовых средств и нежелание предпринимателей и частных лиц брать на себя новые кредитные риски сократила платежеспособный спрос. Началось падение промышленного производства. Рост мирового ВВП в 2008 замедлился до 1,9%.2 Замедление роста ВВП затронуло все регионы мира.

В 2009 году, по оценкам ООН, мировой ВВП сократился почти на 3%. Это первое сокращение мирового ВВП за последние 60 лет3. Падение ВВП произошло в подавляющем большинстве развитых и развивающихся стран. Серьезный спад произошел и в экономике России.

Кризис сразу же стал развиваться в отраслевых направлениях. Он захватил автомобилестроение, металлургию, производство многих потребительских товаров длительного пользования, жилищное строительство, а потом и другие отрасли мировой экономики.

Кризис затронул производство и международную торговлю услугами. Спрос сократился в большей мере в секторах услуг чувствительных к доходам, включая туризм, финансовые услуги, строительство, розничную торговлю. В 2009 году экспорт услуг по разным оценкам сократился на 20%-25% по сравнению с

2008 годом.

Спад в международной торговле привел к падению спроса на международный транспорт. Грузооборот в крупнейших международных контейнерных портах мира - Сингапуре и Шанхае - в период 2008 по 2009 сократился соответственно на 13,5% и 11%. В начале 2010 года 12% судов мирового контейнерного флота находились на приколе.

Кризис проявился также в росте безработицы, увеличении масштабов нищеты в городских и сельских районах, падении личных доходов и в ограниченности доступа к основным продуктам питания, энергоресурсам и необходимым услугам. По оценкам Международной организации труда безработица в странах, затронутых кризисом, увеличилась в 2009 г. на 7% и составила 210-230 млн человек4.

Кризис отразился и на международном движении капитала. В 2008 г. глобальные потоки прямых иностранных инвестиции (ПИИ) сократились на 14%, а в 2009 г. уменьшились еще на 39% до чуть более одного триллиона долларов. Приток ПИИ в развитые страны уменьшился на 40%, а в развивающиеся страны и в страны с переходной экономикой - на 35 и 39%.5

Кризис быстро приобрел глобальный характер. Глобальный не только в плане охвата кризисными явлениями большинства стран мира. Глобальный также и в плане охвата кризисом всех основных направлений функционирования мировой экономики.

Непредсказуемость кризиса; глубина падения производства, торговли и финансовых операций; охват кризисом большинства стран мира

- все это впервые за последние 60 лет вызвало быструю коллективную реакцию руководителей ведущих государств мира.

В 2009 г. прошло несколько встреч на высшем уровне руководителей 20 ведущих государств мира (Г-20). Пожалуй, впервые в таких встречах на равных принимали участие руководители как крупнейших развитых, так и развивающихся государств. В ходе этих встреч были выработаны рекомендации и предприняты конкретные меры, цель которых заключалась в том, чтобы сдержать развитие кризиса.

Кризис поставил много вопросов, на которые должны ответить экономическая наука, теория управления национальной и мировой экономикой и должны последовать конкретные действия государств и международных экономических учреждений. Один из ответов уже прозвучал в рекомендациях ЮНКТАД. Вкратце эти рекомендации сводятся к следующему: «кризис наглядно высветил то, что глобализация торговли и финансов требует глобального сотрудничества и глобального регулирования». И другой вывод - «системный сбой может быть преодолен только в результате последовательной реформы глобальных международных учреждений и усиления регулирования при энергичной роли государств, работающих друг с другом»6. В определенной степени эта рекомендация была учтена в ходе встречи Г-20 в Питсбурге в сентябре 2009 г. В Коммюнике о встрече отмечается, что руководители стран Г-20 поддерживают идею реформирования глобальных экономических учреждений, в частности, путем увеличения представительства в этих учреждениях развивающихся государств.

Падение глобального спроса вызванного кризисом в сочетании с уменьшением финансирования международной торговли и падением мировых цен вызвали резкое сокращение стоимости и физического объема мировой торговли. Впервые за многие годы положительные темпы роста экспорта сменились отрицательными показателями. По оценкам Всемирного банка, падение объема международной торговли с середины 2008 г. было на 85-90% обусловлено снижением международного спроса и на 10-15% сокращением финансирования торговли. По оценкам МВФ, нехватка финансирования международной торговли составляла в конце 2009 г. более 300 млрд долл.7

Ниже приводятся данные о ежеквартальной стоимости мирового экспорта. Они позволяют лучше представить себе влияние глобального экономического кризиса на развитие мировой торговли.

Таблица 1

Мировой экспорт (ежеквартально, в млрд долл.)8

Регионы 2005 кв. 1 2006 кв. 1 2007 кв. 1 2007 кв. 4 2008 кв. 1 2008 кв.2 2008 кв.3 2008 кв.4 2009 кв.1 2009 кв.2 2009 кв.3 2009 кв .4 2010 кв. 1

Мировой экспорт 2428 2771 3141 3847 3917 4347 4289 3401 2691 2912 3199 3530 3423

Северная Америка 344 395 427 491 497 532 528 457 371 380 403 449 455

Европа 1081 1169 1360 1597 1665 1796 1644 1356 1141 1190 1274 1411 1344

Азия 791 791 914 1141 1102 1231 1301 1082 812 907 1027 1126 1087

СНГ 71 92 104 153 159 187 202 142 84 98 119 137 129

Источник: IMF, International Financial Statistics, Eurostat, Comext Database, WTO International Trade Statistics, Press Release, June 2, 2010

Эта таблица и следующий за ней рисунок позволяют сделать несколько важных выводов.

Прежде всего, обращает на себя внимание то, что рост стоимости мирового экспорта синхронно замедлился в первом полугодии

2008 г. и также синхронно остановился в начале 2009 года. В третьем и в четвертом кварталах 2008 г. стоимость мирового экспорта и экспорта основных регионов мира существенно уменьшилась. С третьего на четвертый квартал 2008 г. мировой экспорт сократился на 12%, экспорт Северной Америки -на 6%, Европы - 15%, Азии - на 5% и стран СНГ - на 26%. Падение усилилось в первом квартале 2009 г., когда мировой экспорт со-

кратился по сравнению с предшествующим кварталом на 41%, Северной Америки - на 25%, Европы - на 31%, Азии - на 26% и СНГ

- на 47%. К середине 2009 г. падение мирового экспорта и экспорта основных регионов достигло низшей точки и началось медленное его восстановление. В четвертом квартале

2009 г., по сравнению с третьим кварталом того же года, увеличение экспорта не превышало 3-4%, но уже в первом квартале 2010 г. мировая торговля увеличилась на 25% по сравнению с первым кварталом 2009.

Приведенный ниже рисунок движения мировой торговли более рельефно показывает развитие глобального кризиса в сфере мировой торговли товарами.

Рисунок 1

Индекс стоимости мирового экспорта (первый квартал 2007 г. - первый квартал 2010 г.)9

Г— CD СП CD

о с а т—

Примечание к таблице: Первый квартал 2005 г. равен 100 Источник: WTO. International Trade Statistics, Press Release, 2 June 2010

Заглядывая вперед с учетом медленного восстановления спроса в мировой экономике можно прогнозировать постепенное увеличение объема международной торговли. Как видно из ежемесячного графика оживление международной торговли началось уже в первом квартале

2009 г. Кривая динамики международной торговли имеет так называемую V- образную форму. Это оживление во многом стало следствием коллективных мер на уровне правительств по восстановлению финансовой сферы, промышленного и потребительского спроса. Иначе говоря, коллективная стратегия преодоления кризиса предпринятая, прежде всего крупнейшими экономиками мира, уже дала свои результаты. Однако предварительные оценки показывают, что пока еще не начал действовать главный рычаг оздоровления экономики и преодоления кризиса - это решительное восстановление потребительского спроса и стабильное увеличение инвестиционных расходов предприятий10.

Эксперты многих международных организаций предполагают, что объем глобальной международной торговли в 2010 г. вырастет на 45%. Большинство стран выйдут на предкризисный уровень торговли в конце 2010 г., а в 2011 г. рост мировой торговли продолжится. Однако это только предварительные оценки. Более точные расчеты можно будет сделать только после того, как будут получены итоговые данные статистики за первое полугодие 2010 г.11

Синхронизация движения основных показателей развития внешней торговли важнейших регионов мира - это новая особенность развития кризисных явлений в международной торговле. Синхронность падения экспорта и импорта и последующего их увеличения, очевидно, является результатом большой экономической взаимозависимости всех стран мира. Доля внешней торговли в ВВП всех стран мира на рубеже прошлого и настоящего столетия превысила одну треть. Она особенно велика в отраслях обрабатывающей промышленности. Сложившиеся здесь транснациональные цепочки и появление глобального международного производства прочно связали между собой не только экономики развитых стран, не столько на уровне государств сколько на уровне отраслей производства, и привязали к ним высокотехнологичные отрасли развивающихся государств.

Одновременность (синхронность) развития кризисных явлений поэтому стала постепенно проявляться в движении экономических циклов уже в последней трети ХХ века, хотя и проявлялась не так резко.

Глобальный экономический кризис 2007 -2010 гг. отчетливо показал, что глобальная экономика начала XXI века существенно отличается от мировой экономики 60-х, 70-х и даже 80-х годов ХХ века. Кризис показал, что сложившаяся глобальная система промышленного производства требует новых подходов к ее сбалансированному развитию.

Сокращение или увеличение международной торговли в мировой экономике, сложившейся в конце прошлого столетия, не является больше вопросом развития торговых потоков между государствами и только усилий этих государств. Товары движутся в рамках производственного процесса, осуществляемого предприятиями, расположенными во многих странах и охваченных одной транснациональной компанией. Число таких компаний несколько десятков тысяч. Такая внутрикорпоративная торговля превышает 40% мировой торговли. В международной торговле промышленными товарами ее доля еще выше. Сегодня скорее приходится говорить не о японских, китайских или французских товарах, а о товарах, произведенных той или иной транснациональной компанией, о транснациональных товарах. Продукция таких компаний, как Дженерал Моторс, Дже-нерал Электрик, Самсунг, Тойота и др. давно уже потеряла национальную окраску. Это же относится и к финансовым учреждениям, к крупным банкам, транспортным компаниям. Предприятия этих компаний расположены в разных странах, но связаны в единую производственную цепочку. В этом одна из важнейших причин того, что кризис столь быстро и для многих неожиданно (буквально в считанные недели) охватил большинство стран мира, и они синхронно вползли в кризисный период.

Сказанное выше объясняет и еще одну особенность реакции на развитие кризиса, - попытку ведущих государств мира в первые месяцы кризиса договориться об основах унифицированного подхода к выработке мер по смягчению кризиса и возможному преодолению кризисных явлений.

Выше уже говорилось о трех совещаниях на высшем уровне руководителей 20-ти государств мира.

Инициативные меры по спасению пострадавших «международных отраслей экономики» и усилению сопротивляемости национальных экономик развитию кризиса охватили широкий круг направлений, по которым правительства старались воздействовать на состояние мировой и национальной экономик.

На национальном и региональном уровнях эти меры охватывали:

- незамедлительные и адресные меры государственного вмешательства, включая пакеты мер стимулирования для спасения финансового сектора и поддержки пошатнувшихся отраслей (например, автомобилестроение), сохранение рабочих мест и предоставление помощи экспортерам;

- средне и долгосрочные стратегии, ориентированные на увеличение государственных расходов, на социальную и экономическую инфраструктуру, укрепление производственного потенциала в первую очередь за счет инновационной деятельности;

- повышение конкурентоспособности путем повышения энерго-, материало-, ресурсо-эффективности экономики;

- содействие экспорту, прежде всего, путем диверсификации экспорта и улучшения показателя цена\качество экспортной продукции.

Некоторые правительства предусмотрели пакеты стимулирующих мер. Например, пакеты мер, предусмотренные США и Китаем, составляют соответственно 787 млрд долл. (5% от ВВП) и 585 млрд долл. (13% от ВВП). В странах Евросоюза размеры таких мер варьировались от 2,7% от ВВП (Германия) до 0,2% (Италия). В Латинской Америке их размеры колебались от 0,3% от ВВП (Бразилия) до 2,2% от ВВП (Чили). Совокупные пакеты мер стимулирования на глобальном уровне оцениваются в размере 2,6 трлн долл. Причем для спасения финансового сектора были предоставлены государственные гарантии еще в размере 20 трлн долл. Средние размеры таких мер в развитых, развивающихся и в странах с переходной экономикой в долевом отношении к их ВВП

составляли соответственно 3,7%, 4,7% и 5,8%12.

Значительный интерес представляют меры по оживлению экономики КНР. Эти меры были направлены на создание дополнительных рабочих мест, увеличение производственного спроса и потребительских расходов, на структурную перестройку промышленности и устойчивое экологическое развитие.

Как представляется, многое из китайского опыта могло бы быть востребовано в России. Обращает на себя внимание, что меры, предпринятые в КНР, были направлены в первую очередь на содействие росту реальной экономики. В этой связи нельзя не обратить внимание на то, что 38% государственного финансирования было направлено на строительство автомобильных и железных дорог, аэропортов и энергетических сетей, а 25% заняли восстановительные работы после землетрясений.

КНР лучше других крупных государств перенесла испытание кризисом. Ее весомая роль в мировой торговле 11,8% мирового экспорта и 9,1% мирового импорта (2008 г.) позволили этой стране стать своеобразным локомотивом, помогающим другим странам, в том числе и развитым, улучшить свою экономическую ситуацию в годы кризиса13.

Характерной особенностью глобального экономического кризиса оказалось то, что кризис в меньшей степени задел промышленность и внешнюю торговлю крупнейших развивающихся стран. Эти страны выходят из кризиса быстрее, хотя между ними имеются существенные различия. Экспорт развивающихся стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки пережил резкое падение, за которым последовал резкий подъем уже в третьем квартале 2009 г. В странах Ближнего Востока оживление оказалось слабым. Это в основном связано с падением цен на энергоносители и с невысоким увеличением спроса на нефть и нефтепродукты.

Более серьезно кризис отразился на торговле между развивающимися странами (торговля Юг-Юг), но уже во второй половине 2009 г. эта взаимная торговля стала быстро увеличиваться, отчасти за счет устойчивого спроса со стороны крупных развивающихся государств.

Одним из следствий кризиса стало уменьшение глобальных перекосов обменных курсов. Изменение курсов валют породило определенные торговые конфликты и противоречия в отдельных регионах мира. Поскольку эффект изменения курса валюты аналогичен эффекту использования экспортной субсидии или импортного налога, возникли опасения, что отдельные страны пытаются смягчить последствия кризиса используя так называемую конкурентную девальвацию.

В предварительном порядке можно сказать, что кризис оказал серьезное влияние на весь международный механизм, влияющий на движение и соотношение валютных курсов14. Можно сказать в качестве предварительного вывода, что конкурентная девальвация, как представляется, не сработала в качестве одного из инструментов торможения кризисных явлений или выхода из кризиса. Однако кризис отчетливо показал, что сложившаяся к началу нынешнего столетия международная валютная система нуждается в серьезном усовершенствовании. Это касается роли и места резервных валют, возможного развития региональных резервных валют и создание более четко работающего международного механизма для обеспечения стабильной структуры обменных курсов в первую очередь за счет координации действий ведущих экономических держав и модернизации, созданных в конце сороковых годов прошлого века международных финансовых учреждений.

Особенностью глобального экономического кризиса и, в частности, его проявлений в международной торговле может быть названо глубокое нарушение функционирования финансовых рынков. В начале XXI века в развитых странах постепенно росла волна спекулятивных операций на финансовых рынках. Это проявилось, прежде всего, в воздействии финансовых спекуляций на уровень мировых цен на энергоносители и на многие сырьевые товары, в первую очередь на черные и цветные металлы.

На мировых товарных биржах сделки с реальным товаром стали все чаще вытесняться сделками с фьючерсными контрактами. При этом фьючерсные контракты использовались, прежде всего, как ценные бумаги с игрой на

ожидаемое повышение цен на энергоносители и сырье. Взлет цен, начавшийся в январе 2005 г., в основном был связан с финансовыми спекуляциями на фьючерсных рынках, а не с ростом спроса на реальный товар. Вследствие этого резкое падение цен на энергоносители и металлы в 2008 г. дало четкий импульс развитию кризиса в реальной экономике.

Спекулятивные операции серьезно подорвали роль кредита и кредитных институтов как инструмента нормального развития торговых операций и как возможного средства укрепления финансовой стабильности предприятий в условиях развертывающегося кризиса. По оценкам экспертов ООН, кредитные операции многих крупных банков США, Великобритании, Франции и некоторых других стран Западной Европы существенно превысили размер кредитного обеспечения. По ряду крупных банков сумма выданных кредитов в 25-30 раз превышала кредитное обеспечение этих банков. Отсутствие жесткой международной финансовой инфраструктуры и координации финансовой политики правительств в начальный период кризиса не могли не усугубить развитие кризисных явлений в финансовой сфере, а затем и в реальной экономике. Нельзя не отметить, что международные финансовые учреждения не показали себя как достаточно эффективная международная система, которая могла бы быстро и своевременно оказать финансовую поддержку отдельным странам, экстренно нуждавшимся в такой поддержке.

Кризис высветил важное значение регулятивных и институциональных основ финансовых рынков. Предшествовавший кризису бум на финансовых рынках не сопровождался модернизацией систем регулирования национальных и глобальных рынков, основы которых сложились еще в середине ХХ века.

Провал системы регулирования финансовых операций со всей очевидностью проявился в таких вопросах, как контроль за безопасностью сложных и высокорисковых финансовых продуктов, защита прав потребителей, управление рисками и привлеченными средствами, роль и ответственность рейтинговых агентств, нормы достаточности капитала, риск безответственного поведения и структура стимулов в рамках компенсационных систем.

Кризис поставил стратегический вопрос о коренной перестройке систем регулирования национального и международного финансового сектора. Этот вопрос связан, прежде всего, с проявившейся в кризисный период высокой экономической взаимозависимостью государств и крупных ТНК и отсутствием теоретического понимания того, что на рубеже веков сложилась принципиально новая мировая экономика, глобальная по своему характеру и требующая новых теоретических подходов к проблемам ее сбалансированного развития.

Интересная особенность проявления кризиса в международной торговле заключается в том, что, несмотря на серьезные экономические трудности в торговой политике ведущих государств мира не наблюдалось проявления обвального протекционизма. Конечно, протекционистские меры применялись и будут применяться в ближайшем будущем. Однако протекционизм удалось сдержать в рамках правовых обязательств, взятых на себя странами-членами ВТО. Характерный пример: в США и в ряде стран Евросоюза были использованы так называемые меры по преимущественной покупке национальных товаров. Однако политика «покупайте американское», «покупайте английское» или «покупайте французское» в основном развивалась в рамках норм, установленных Соглашением о государственных закупках ВТО. Не произошло сколько-нибудь значительного использования количественных ограничений, особенно так называемых «жестких ограничений» (квотирование, индивидуальное импортное лицензирование). В отдельных странах были подняты импортные таможенные пошлины на товары, оказавшиеся в группе риска. Однако и здесь, как правило, увеличение импортных таможенных пошлин укладывалось в обязательства стран-членов ВТО по связыванию тарифных ставок.

Другими словами, ВТО в условиях глобального экономического кризиса показала себя как достаточно эффективная международная экономическая организация. Вместе с тем кризис показал и слабые места ВТО, важнейшее из которых - это несоответствие целого ряда правовых норм ВТО и практики их применения новой расстановке сил в международной торговле (возросшая роль развивающихся государств и ключевое положение некоторых из них в мировой торговле).

Затянувшиеся переговоры Доха-раунд также свидетельствуют о необходимости переоценки узловых положений международной торговой системы и определения места выросших новых «игроков» в ней. Роль развивающихся стран в международной торговой системе значительно возросла. Они составляют большинство членов ВТО. Поэтому один из ключевых вопросов, рельефно обозначивших себя в кризисные годы -это адаптация ВТО к современному международному экономическому положению.

В материалах международных учреждений, посвященных кризису, ставится еще один важный вопрос - каким образом предвидеть сползание мировой экономики к кризису и заранее принимать антикризисные меры.

По мнению автора, можно с помощью системы экономических показателей следить за развитием мировой экономики и международной торговли и заранее отмечать признаки, говорящие о приближении кризиса и принимать меры, чтобы ускорить выход из него. Здесь напрашивается определенное сравнение. Система мониторинга за погодными явлениями может предсказать приближение тропического тайфуна и заблаговременно принять меры по смягчению его последствий (но не сможет его предотвратить). Точно также мониторинг за движением торговых и финансовых потоков, за развитием экономической обстановки (конъюнктуры) мировых и национальных товарных рынков позволит увидеть приближение кризиса и заблаговременно принять меры с целью смягчения последствий кризиса и уменьшения его социально-экономической нагрузки. Создание системы глобального мониторинга за процессами, происходящими как в мировой экономике, так и в экономике отдельных стран -необходимо. Эта система важна и для Российской Федерации. На национальном российском уровне такая система могла бы быть создана, используя действующие торговые представительства РФ и создание государственного аналитического центра, отвечающего за выполнением этой задачи.

Все это по-новому ставит вопрос о международной и национальной безопасности нашей страны. Эта проблема должна стать предметом обсуждения на государственном уровне. Речь идет о выработке таких правовых норм, которые расширяли бы возможности примене-

ния защитных мер как в отношении торговли товарами, так и в отношении торговли услугами. Одновременно это ставит вопрос о том, что Правительство РФ должно иметь в своем распоряжении эффективные национальные защитные меры и правовые нормы, позволяющие использовать их в антикризисных целях.

Еще один важный вопрос. Кризис закончится, возможно, также непредсказуемо, как и начался. Что нового принесет послекризисный период? Как представляется, большинство уже проявившихся долгосрочных тенденций развития международной торговли будут продолжать действовать и формировать мировую торговлю. Однако безусловно, появятся и новые направления развития мировой торговли. О каких новых направлениях может идти речь? Обычно кризис вымывает слабые и устаревшие звенья в экономике и в международной торговле. Можно предположить, что кризис ускорит развитие новых направлений в товарной структуре мировой торговли, будет быстро расти роль наукоемких товаров в производстве, в торговле и в потреблении. Будет продолжать меняться расстановка сил в мировой торговле в пользу развивающихся государств. Будет развиваться новая правовая организация внешней торговли. Будут реформированы многосторонние международные экономические учреждения. Могут быть и другие последствия, которые пока трудно предугадать. Важно стараться увидеть будущее и быть готовыми к нему.

Примечания:

1 Записка Секретариата ЮНКТАД, 22 февраля

2010 г.,ТБ/Б/С.1/7

2 ДЭСВ (2010 г.). Мировое экономическое положение и перспективы, 2010 г. (МЭПП 2010)

3 UNITED NATIONS (2009). World Economic Situation and Prospects 2009

4 ILO (2009). Global Employment and Trade. May

2009

5 Эффективные стратегии в области торговли и развития в интересах смягчения воздействия глобального финансово-экономического кризиса. ЮКТАД TD/B/C.1/7, февраль 2010 г.

6 ЮНКТАД. The Global Economic Crisis - Systemic Failures and Multilateral Remedies. 2009.

7 Онлайновая база данных ОЭСР

8 IMF, International Financial Statistics, Eurostat, Comext Database, WTO International Trade Statistics, Press Release, june 2, 2010

9 WTO. International Trade Statistics, Press Release, 2 June 2010

10 Ibid

11 ОНН. ДЭСВ. Мировое экономическое положение и перспективы 2010 г. ЮНКТАД. Эффективные стратегии в области торговли и развития в интересах смягчения воздействия глобального финансово-экономического кризиса. Февраль 2010 г.

12 ЮНКТАД (2009 г). Доклад о торговле и развитии, 2009 г издание ООН, в продаже под N° R.09.II. D. 16

13 WTO. World Trade Report 2009. Geneva, 2010.Удельный вес КНР приведен по статистике мировой торговли, в которой взаимная торговля стран Евросоюза не учитывается в итогах международной торговли. Если расчет вести с учетом доли отдельных стран в международной торговле, то доля КНР составит 8,9% в мировом экспорте (второе место после ФРГ) и 6,9% в мировом импорте (третье место после США иФРГ)

14 Записка Секретариата ЮНКТАД. Эффективные стратегии в области торговли и развития в интересах смягчения воздействия глобального финансово-экономического кризиса. Женева, февраль,

2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.