Научная статья на тему 'Международная студенческая конференция на факультете русского языка как иностранного'

Международная студенческая конференция на факультете русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
310
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная студенческая конференция на факультете русского языка как иностранного»

С. С. Владимирова,

доцент кафедры русского языка как иностранного

А. П. Иванова,

доцент кафедры русского языка как иностранного

МЕЖДУНАРОДНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Студенческая научная конференция — одна из наиболее традиционных, но, тем не менее, не утративших свою актуальность и значимость форм публичного представления и защиты исследовательских работ студентов, своеобразная «школа» общечеловеческой и научной дискуссии, превосходный способ само презентации для яркой творческой личности. Все вышеперечисленное, несомненно, является сильным мотивирую -щим фактором для современного студента, говорящим в пользу его участия в подобных мероприятиях. Однако имея некоторый опыт подготовки и проведения студенческих научных конференций для иностранных студентов, обучающихся в нашем университете, мы неоднократно обращали внимание на один факт. При достаточно высоком уровне подготовки конференционных выступлений

и кажущейся неплохой организационной стороне дела, подобная форма научной работы в студенческой аудитории зачастую принимает формальный характер, лишается научной полемики, оставляя и участников, и аудиторию равнодушной. В этом году перед нами стояла сложная задача «оживить» это научное мероприятие, сделать его увлекательным и эффективным. Оговоримся сразу, что мы были в известной степени ограничены в выборе средств и приемов, поскольку наши студенты имеют свою специфику — это иностранцы. И здесь речь идет не столько об особенностях менталитета, сколько об ограниченных возможностях языкового выражения, поскольку все участники конференции демонстрируют различную степень владения русским языком. В связи с последним было принято решение сохранить традиционную

СТУДЕНЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО: НАУКА И ИСКУССТВО

форму проведения студенческой научной конференции, а именно — выступление с научным докладом или сообщением с их последующим обсуждением. Однако чтобы изменить саму интонацию студенческой научной конференции, была высказана идея, полностью доверить ее подготовку и проведение в рамках проектной работы магистрантам II курса факультета русского языка как иностранного, обучающихся по программе «Международная коммуникация». Подготовка и проведение студенческой научной конференции, на наш взгляд, может являться одной из форм проектной работы, реализуемой студентами самостоятельно или во взаимодействии с преподавателями. В такой ситуации руководитель лишь направ -ляет энергию, инициативу и внимание студентов, аккуратно корректируя процесс, но не оставляя за собой право единоличного принятия решений (все решения принимаются в процессе дискуссионного обсуждения). Важно, чтобы студенты не ощущали на себе давления, чтобы у них оставалось впечатление именно самостоятельной работы. Для преподавателя же главное: 1) сформулировать перед студентами задачу (подготовка и проведение международной студенческой научной конференции); 2) научить, как это делать, показав им алгоритм действий, дав возможность представить, а затем отработать на практике технологию подготовки подобного научного мероприятия.

Для реализации этого проекта были привлечены все магистранты II курса — студенты из КНР и Республики Корея, обучающиеся на факультете. Вся подготовительная работа была разбита на этапы и представляла собой как индивидуальные, так и коллективные творческие задания.

Первый этап подготовки студенческой конференции требовал обозначить тему конференции и выработать ее концепцию. С этой целью с магистрантами был проведен семинар, на котором обсуждались проблемы определения темы научной конференции, принципы разработки ее концепции, а также технологии создания информационных писем по поводу проведения конференции. Затем магистранты, исходя из полученных навыков, попытались сформулировать воз-

можные темы международной студенческой конференции, а также предложить в зависимости от темы свою концепцию конференции и сопроводить это предложение информационным письмом. В результате дискуссии магистранты, руководствуясь принципом максимально широкого привлечения для участия в конференции студентов -иностранцев, обучающихся в РГПУ им. А. И. Герцена, остановили свой выбор на теме «Международная коммуникация в науке и образовании». После составления и корректировки информационного письма, магистранты приступили ко второму этапу проекта. Это — информационная подготовка конференции. С этой целью на втором обучающем семинаре студентов познакомили с технологией информационной подготовки конференции. Результатом чего явился составленный студентами список рассылки информационных писем на факультеты университета, а также список почетных гостей конференции, которым были вручены личные приглашения от имени оргкомитета конференции. Последние тоже были подготовлены самими магистрантами.

После завершения сроков подачи заявок для участников конференции началась работа по формированию программы конференции. С этой целью на следующем семинаре магистранты познакомились с различными формами проведения научных конференций, а также с технологией составления программ конференций. На наш взгляд, эта была самая сложная и трудоемкая работа по реализации проекта для наших магистрантов. Ведь было необходимо определить количество и тематику секций; учитывая принцип представительства по странам и факультетам, выбрать доклады для пленарного заседания; установить порядок выступающих; определить регламент работы конференции с позиции максимальной эффективности; назначить ведущих и соведущих всех заседаний (причем, ведущими везде стали участники проекта, а в качестве соведущих пригласили преподавателей факультета). Эта работа велась в течение недели, часто сопровождаясь жаркими дискуссиями.

Завершающий этап подготовки включал решение организационных вопросов — подготовку аудиторий, подготовку регистрации

участников конференции, создание макета и распечатку программы конференции, а также бейджиков для ее участников.

В день конференции все магистранты без исключения были задействованы в ее проведении. Они выступали в качестве организаторов регистрации и фоторепортеров, осуществляли техническое сопровождение при использовании презентаций, а также успешно руководили как пленарным, так и тремя секционными заседаниями. Следует признать, что отнеслись они к реализации своего проекта крайне ответственно, а главное увлеченно. И что самое важное, и сами организаторы, и все участники конференции почувствовали, что это, действительно, их (т. е. студенческая) конференция. Конференция была по-настоящему международной и междисциплинарной. В ней приняли участие студенты из КНР, Республики Корея, Японии, США, Турции, Коба Верде, Замбии, представляя различные факультеты РГПУ

им. А. И. Герцена. Была очень теплая и живая атмосфера, интересные вопросы и как самый важный результат — выраженное желание студентов-иностранцев участвовать в такой конференции и в следующем году.

И если для всех с вручением грамот закончилось участие в этом проекте, то для ее организаторов оно продолжилось составлением аналитического отчета конференции и написанием коллективной статьи в университетскую газету. Мы посчитали, что именно такая форма работы даст возможность нашим магистрантам проанализировать итоги своей работы, поделиться впечатлениями и эмоциями и оставить свое оригинальное по -слание тем, кто будет осуществлять подобный проект в будущем.

Хочется надеяться, что наш опыт был удачным. Мы лишний раз утвердились в мысли, что, доверяя студентам реализацию значимых проектов, мы мотивируем их к самостоятельной и творческой работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.