Научная статья на тему 'Международная сеть TV BRICS: первый опыт медиакоммуникации'

Международная сеть TV BRICS: первый опыт медиакоммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политический дискурс / политические тексты / мировая политика / международные организации / БРИКС / информационная безопасность / информационные обмены / информационные порталы / международная сеть вещания / межкультурная коммуникация / Интернет / интернет-пространство / интернет-коммуникация / интернет-технологии / интернет-дискурс / интернет-тексты / интернет-ресурсы / языковые средства / социальные сети / political discourse / political texts / world politics / international organizations / BRICS / information secu-rity / information exchanges / information portals / international broadcast network / intercultural communication / Internet / Internet space / Internet communication / Internet technologies / Internet discourse / Internet texts / Internet resources / language means / social networks

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Игорь Вячеславович Сибиряков

Актуальность работы во многом связана с постоянно растущей ролью БРИКС в экономической, культурной, политической жизни не только отдельных стран и регионов, но и человечества в целом. В статье показаны основные этапы создания и развития международной сети TV BRICS, проанализированы основные рубрики информационного портала этой сети. Так, в русскоязычном портале международной сети выделены три информационных блока: традиционные для ресурсов государственных учреждений, общественных объединений, международных организаций разделы («Общество», «Экономика», «Технология», «Спорт», «Культура», «Туризм» и «Персоны»); разделы сайта, где размещены материалы, подготовленные специально для данного ресурса с учетом необходимости предоставлять информацию, посвященную как деятельности организации БРИКС в целом, так и отдельных стран — участниц альянса; материалы, размещенные не на первой странице, поиск которых может представлять сложность для посетителей. Также в статье выявлены некоторые проблемы, которые проявились в работе ресурса в последние годы. К числу наиболее сложных проблем автор относит несбалансированность основных информационных потоков, представленных на ресурсе; низкую эффективность механизмов «обратной связи», не позволяющих осуществлять корректировку предложенных проектов. Необходимы новые научные исследования, которые позволят лучше понять механизмы формирования нового группового медиапространства в условиях, когда отдельные государства, его составляющие, стремятся сохранить свою культурно-информационную идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The International TV BRICS Network: The First Experience of Media Communication

The urgency of this study is largely related to the ever-growing role of BRICS in the economic, cultural, and political life of not only individual countries and regions, but also humanity as a whole. The article shows the main stag-es of the creation and development of the international TV BRICS network and analyzes the main headings of the information portal of this network. Thus, three information blocks are singled out in the Russian-language portal of the international network: sections traditional for the resources of state institutions, public associations, and international organizations ("So-ciety", "Economics", "Technology", "Sports", "Culture", "Tourism" and "Persons"); sections of the site where materials are posted prepared specifically for this resource, taking into account the need to provide information on both the activities of the BRICS organization as a whole and individual member countries of the alliance; materials that are not placed on the home page, the search for which may be difficult for visitors. The article also identifies some problems that have emerged in the work of the resource in recent years. The author considers the imbalance of the main information flows presented on the resource and the low efficiency of the feedback mechanisms that do not allow for the adjustment of proposed projects to be among the most difficult problems. New scientific research is needed that would allow the researchers to better understand the mechanisms of formation of a new group media space in the situation when individual states that make it up strive to preserve their cultural and informational identity.

Текст научной работы на тему «Международная сеть TV BRICS: первый опыт медиакоммуникации»

Политическая лингвистика. 2024. № 4 (106). Political Linguistics. 2024. No 4 (106).

УДК 81'42+81'38+81'27

ББКШ105.51+Ш105.551.5+Ш100.621 ГРНТИ 16.21.27 Код ВАК5.9.9

Игорь Вячеславович Сибиряков

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected], SPIN-код: 3918-4857

Международная сеть TV BRICS: первый опыт медиакоммуникации

АННОТАЦИЯ. Актуальность работы во многом связана с постоянно растущей ролью БРИКС в экономической, культурной, политической жизни не только отдельных стран и регионов, но и человечества в целом. В статье показаны основные этапы создания и развития международной сети TV BRICS, проанализированы основные рубрики информационного портала этой сети. Так, в русскоязычном портале международной сети выделены три информационных блока: традиционные для ресурсов государственных учреждений, общественных объединений, международных организаций разделы («Общество», «Экономика», «Технология», «Спорт», «Культура», «Туризм» и «Персоны»); разделы сайта, где размещены материалы, подготовленные специально для данного ресурса с учетом необходимости предоставлять информацию, посвященную как деятельности организации БРИКС в целом, так и отдельных стран — участниц альянса; материалы, размещенные не на первой странице, поиск которых может представлять сложность для посетителей. Также в статье выявлены некоторые проблемы, которые проявились в работе ресурса в последние годы. К числу наиболее сложных проблем автор относит несбалансированность основных информационных потоков, представленных на ресурсе; низкую эффективность механизмов «обратной связи», не позволяющих осуществлять корректировку предложенных проектов. Необходимы новые научные исследования, которые позволят лучше понять механизмы формирования нового группового медиапространства в условиях, когда отдельные государства, его составляющие, стремятся сохранить свою культурно-информационную идентичность.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: политический дискурс, политические тексты, мировая политика, международные организации, БРИКС, информационная безопасность, информационные обмены, информационные порталы, международная сеть вещания, межкультурная коммуникация, Интернет, интернет-пространство, интернет-коммуникация, интернет-технологии, интернет-дискурс, интернет-тексты, интернет-ресурсы, языковые средства, социальные сети.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Сибиряков Игорь Вячеславович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры отечественной и зарубежной истории, Южно-Уральский государственный университет, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 76, каб. 512; email: а. e-mail: [email protected].

БЛАГОДАРНОСТИ. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-18-00049, https://rscf.ru/project/24-18-00049/.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Сибиряков, И. В. Международная сеть TV BRICS: первый опыт медиакоммуникации / И. В. Сибиряков. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2024. — № 4 (106). — С. 83-88.

Igor' V. Sibiryakov

South Ural State University, Chelyabinsk, Russia, [email protected], SPIN code: 3918-4857

The International TV BRICS Network: The First Experience of Media Communication

ABSTRACT. The urgency of this study is largely related to the ever-growing role of BRICS in the economic, cultural, and political life of not only individual countries and regions, but also humanity as a whole. The article shows the main stages of the creation and development of the international TV BRICS network and analyzes the main headings of the information portal of this network. Thus, three information blocks are singled out in the Russian-language portal of the international network: sections traditional for the resources of state institutions, public associations, and international organizations ("Society", "Economics", "Technology", "Sports", "Culture", "Tourism" and "Persons"); sections of the site where materials are posted prepared specifically for this resource, taking into account the need to provide information on both the activities of the BRICS organization as a whole and individual member countries of the alliance; materials that are not placed on the home page, the search for which may be difficult for visitors. The article also identifies some problems that have emerged in the work of the resource in recent years. The author considers the imbalance of the main information flows presented on the resource and the low efficiency of the feedback mechanisms that do not allow for the adjustment of proposed projects to be among the most difficult problems. New scientific research is needed that would allow the researchers to better understand the mechanisms of formation of a new group media space in the situation when individual states that make it up strive to preserve their cultural and informational identity.

KEYWORDS: political discourse, political texts, world politics, international organizations, BRICS, information security, information exchanges, information portals, international broadcast network, intercultural communication, Internet, Internet space, Internet communication, Internet technologies, Internet discourse, Internet texts, Internet resources, language means, social networks.

© Сибиряков И. В., 2024

AUTHOR'S INFORMATION: Sibiryakov Igor' Vyacheslavovich, Doctor of Historical Sciences, Professor of Department of National and Foreign History, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.

ACKNOWLEDGMENTS. The given research has been carried out with financial support of the Russian Science Foundation Grant № 24-18-00049, https://rscf.ru/project/24-18-00049/.

FOR CITATION: Sibiryakov I. V. (2024). The International TV BRICS Network: The First Experience of Media Communication. In Political Linguistics. No 4 (106), pp. 83-88. (In Russ.).

Эффективная политическая коммуникация в современном мире является обязательным условием решения многих межгосударственных споров и конфликтов. Однако часто проблемы. которые возникают в процессе общения между государственными, общественными институтами различных стран носят системный характер и не имеют простых способов решения. Сегодня, на наш взгляд, эту ситуацию существенно усложняют, как минимум, три обстоятельства.

Во-первых, появление на международной арене качественно новых межгосударственных объединений, включающих в свой состав страны с различной культурной традицией, разным уровнем экономического развития, разной ресурсной базой. Одним из таких объединений является БРИКС. Для стран, первоначально составивших данный альянс, проблемы политической коммуникации имели изначально особое значение, так как это объединение строилось не на базе устойчивых бинарных конструкций, а создавалось как принципиально новое объединение государств, способное отстаивать общие интересы на международной арене. Создание общего информационного поля стало стратегической задачей объединения, а информационные обмены выступили в качестве важнейшего инструмента развития стран БРИКС [Шестова, Лесь: 143]. Вместе с тем интеграция национальных медиасистем в рамках нового информационного поля оказалась сложной задачей не только с технической, но и с идеологической, философской, культурной точек зрения [Вартанова: 815]. Во многом это было связано с тем, что национальные медиасистемы стран БРИКС прошли очень непростой путь развития и по-прежнему сохраняют свою уникальность и самобытность. По мнению ведущих российских исследователей медиапространства при проведении таких исследований следует максимально полно учитывать ««значение национального контекста и исторических традиций, социокультурные особенности нации как ключевые факторы, оказывающие влияние на средства массовой информации и журналистику» [Вартанова, Ткачева, Фи-латкина, Эль-Бакри: 17].

При этом процесс осознания и формулировки реальных «общих» интересов оказался достаточно долгим и сложным для всех

стран участниц альянса. А после принятия в 2023 г. решения о расширении состава БРИКС ситуация стала еще более непростой [Лисоволик].

Во-вторых, в условиях стремительного нарастания и усложнения информационных потоков в современном мире роль медиа-коммуникаций в политической, экономической, культурной жизни многих стран заметно возрастает. Но при этом очень остро встает проблема адекватного восприятия информации, которую предоставляют друг другу страны, создающие новые межгосударственные объединения. Очевидно, что каждая из таких стран решает с помощью новых информационных потоков целый ряд собственных серьезных проблем: от формирования положительного образа государства в глазах населения других стран, до продвижения собственных коммерческих брендов и культурных ценностей. По очень точному замечанию Ж. Толстиковой, редакции многих национальных СМИ оказались зачастую не готовы «анализировать иноязычный контент, адаптировать его для своего ресурса, отчего из поля их зрения выпадают целые пласты информации» [Толстикова].

Не случайно в ходе саммита БРИКС в Йоханнесбурге «лидеры объединения заявили о важности разработки международно-правовых норм поведения в информационном пространстве под эгидой ООН» [Хали-това: 207]. Несмотря на то, что в целом в организации БРИКС долгие годы существует достаточно высокий уровень исполнения принятых в организации решений (по некоторым подсчетам он составляет 74%) [Игна-тов:87], существенного продвижения в области развития медиакоммуникаций БРИКС в последние годы незаметно.

В-третьих, многоуровневый и разнонаправленный характер процессов, происходящих в сфере медиакоммуникаций, для изучения которых невозможно создать единую универсальную исследовательскую модель, что существенно усложняет процесс оценки полученных результатов исследования.

С учетом этих и целого ряда других объективных и субъективных факторов цель данной работы сформулирована следующим образом — проанализировать первый опыт медиакоммуникаций, полученный в ходе реализации проекта ТУ ВЙСБ, который уже

много лет является одним из главных коммуникативных каналов альянса, позволяющих укрепить тенденцию к информационной интеграции объединения, проявившуюся на первом этапе его существования.

Международная сеть TV BRICS была создана в 2017г. по инициативе Президента России В. В. Путина, которая была одобрена участниками IX саммита глав государств БРИКС в Пекине. В том же 2017г. был запущен небольшой блок вещания TV BRICS в рамках российского канала «Продвижение». В мае 2018 г. начал функционировать сайт tvbrics.com, где публиковались видео и новости на русском языке. Постепенно к нему добавились иноязычные версии сайта, контент стал адаптироваться на английский, португальский, китайский языки, запустились онлайн-эфиры на иностранных языках. В 2018 г. были заключены первые партнерские договоры со СМИ стран БРИКС: это были крупные медиакомпании Китая, ЮАР и Бразилии — информационное агентство «Синьхуа» (Китай), газета «Жэньминь Жи-бао» (Китай), Independent Online (ЮАР), TV CULTURA (Бразилия) и другие. В 2020 г. был запущен отдельный 24-часовой телеканал TV BRICS в России, в рамках вещания которого впервые стал транслироваться адаптированный на русский язык контент зарубежных партнеров TV BRICS [Шеста-ков]. В 2024 г. была открыта испанская версия информационного портала tvbrics.com и запущена соответствующая ветка интернет-вещания телеканала. «Необходимость запуска полноценного испанского направления TV BRIC, — по словам Генерального директора TV BRICS Ж. Толстиковой была, — продиктована расширением сотрудничества со СМИ стран Латинской Америки и Карибского бассейна» [Толстикова].

Сегодня, по мнению ее создателей, TV BRICS — «это новейшая система регулярного информационного обмена между СМИ стран БРИКС+» [О TV BRICS]. Взаимодействие медиапартнеров осуществляется с помощью мультиязычного портала TV BRICS и одноименного телеканала круглосуточного вещания. Штаб-квартира TV BRICS находится в Москве. К началу 2024г. к сети TV BRICS уже присоединилось более 70 СМИ из многих стран мира: России, Бразилии, Индии, Китая, ЮАР, Египта, Ирана, ОАЭ, а также Аргентины, Армении, Венесуэлы, Зимбабве, Казахстана, Кении, Кубы, Мозамбика, Туниса, Чили. Суммарный технический охват партнерской сети TV BRICS превышает 1,5 млрд пользователей.

Миссия TV BRICS, как указано на официальном ресурсе данной структуры, — «это

укрепление сотрудничества стран БРИКС и распространение объективной информации о гуманитарной и экономической деятельности государств-участников и партнеров объединения» [О TV BRICS]. TV BRICS — официальный партнер Организации Объединенных Наций, член Организационного комитета по подготовке и обеспечению председательства РФ в объединении БРИКС в 2024 году. В статусе международного партнера TV BRICS оказывает коммуникационную и информационную поддержку крупных международных событий в странах БРИКС+, обеспечивает медиасопровождение деятельности органов власти, учреждений культуры и высшего образования, общественных и некоммерческих организаций.

TV BRICS представлен во всех популярных в России социальных сетях «В контакте», «Телеграмм», «Одноклассники» и др. Контент TV BRICS размещен на ОТТ-плат-формах «Smotreshka», «Peers.TV», «24 Часа ТВ», «Vintera.TV», «Лайм HD». Спутниковое вещание осуществляется с использованием платформ «Орион Экспресс» и «НТВ ПЛЮС». Размещение информационных материалов TV BRICS в теле- и радиоэфире, проходит на онлайн-платформах 20 СМИ Бразилии, на платформах 10 СМИ Индии, на платформах China Media Group Китая и на крупнейших платформах ЮАР IOL, ANA.

По заявлению сотрудников международной сети TV BRICS «благодаря эффективному сотрудничеству и профессионально подготовленному контенту материалы TV BRICS через площадки СМИ-партнеров в Бразилии, России, Индии, Китае, ЮАР, Египте, Иране, Саудовской Аравии, ОАЭ, Эфиопии получают дальнейшее распространение в СМИ других стран (США, Канада, Великобритания, Австралия, страны ЕС и др.)». По словам Ж. Толстиковой, «TV BRICS регулярно размещает как собственные материалы, так и материалы других партнеров сети на ресурсах партнерских СМИ, выступая информационным хабом, обеспечивающим движение новостного и авторского контента по сети национальных СМИ» [Шестаков].

Анализ рубрикатора базового мультия-зычного портала TV BRICS позволяет лучше понять информационные приоритеты создателей данного ресурса, выявить механизм формирования информационной повестки, которая настойчиво предлагается его зрителям, слушателям, читателям.

Структуру русскоязычного портала TV BRICS условно можно разделить на три большие группы. 1. Это традиционные разделы, что присутствуют во многих ресурсах государственных учреждений, обществен-

ных объединений, международных организаций, которые пытаются вовлечь в сферу своего информационного влияния различные группы населения той или иной страны. Это 7 разделов, позволяющих удовлетворить те информационные потребности среднестатистического русскоговорящего пользователя, что не отличаются особой оригинальностью. Речь идет о таких разделах, как «Общество», «Экономика», «Технология», «Спорт», «Культура», «Туризм» и «Персоны». Обращает на себя внимание отсутствие в качестве самостоятельного раздела «Политика», что, на наш взгляд, является не случайным и отражает тенденцию к сокращению числа «политических» материалов, размещаемых вне политически ориентированных ресурсов. Если же обратить внимание на характер материалов, представленных в данных разделах 1 мая 2024г., то можно увидеть, что все без исключения материалы, так или иначе, связанные с Россией формируют безусловно положительный образ страны. Это особенно хорошо заметно при анализе заголовков тех материалов, что размещены в этих разделах. Наиболее типичные из них: «Российские власти продлили программу выплат для многодетных семей на погашение ипотеки», «В одном из университетов России создали киберкота для обучения робототехнике», «Ак Барс Банк Казанский марафон, вошедший в Лигу БРИКС, отметит десятилетие», «Первая «Российская креативная неделя — Урал» проходит в Челябинске» «Владимир Путин поручил расширить международное сотрудничество России в сфере медицины». Стоит обратить внимание, что информация из России, представлена в 5 разделах из 7. Она отсутствует только в разделах «Экономика» и «Туризм». Интересна статистика распределения информации в топовых позициях каждого из разделов. Так в десятке топовых новостей в разделе «Общество» Россия была упомянута в заголовках 4-х информационных сообщений, Китай, Боливия, ЮАР, Белоруссия в заголовках 1 информационного сообщения. 2 сообщения были посвящены странам БРИКС в целом. В разделе «Экономика» Иран, Египет, Саудовская Аравия были упомянуты в заголовках топовых новостей по 2 раза, Индия, Китай Эфиопия по 1 разу. В разделе «Технология» Китай и Индия были упомянуты 2 раза, Бразилия, Россия, Эфиопия, Куба, Иран, страны БРИКС в целом по 1 разу. В разделе «Спорт» Россия упомянута 4 раза, Эфиопия. Китай, Индия по одному разу, страны БРИКС в целом 3 раза. В разделе «Культура» Россия и Китай упомянута 3 раза, Бразилия 2 раза,

страны БРИКС в целом — 2 раза. В разделе «Туризм» Бразилия и Саудовская Аравия упомянута 2 раза, по 1 разу упомянуты ЮАР, Эфиопия, Иран, Куба, Египет, страны БРИКС в целом. В разделе «Персоны» российские руководители и чиновники упомянуты 5 раза, индийские, эфиопские, бразильские, иранские по 1 разу и один раз упомянут Генеральный секретарь АСЕАН.

Вторую группу составляют те разделы сайта, где размещены материалы, подготовленные специально для данного ресурса с учетом особенностей той части его пользователей, что приходит на ресурс в поисках информации, посвященной как деятельности организации БРИКС в целом, так и отдельных стран участниц альянса. Здесь следует выделить особо специализированные программы (в начале 2024г. их было более 30), такие как «Город историй», «Обзор новостей Китая», «Давайте начистоту», «Культурный бум», «Время говорить. Россия — Китай», «Управляй своим телом» и др.

Отдельно от этих программ на ресурсе расположены проекты, которые подготовили и реализовали сотрудники портала. Благодаря этим проектам посетитель ресурса может получить «Обзор новостей TV BRICS в зарубежных медиа», лонгриды и интервью с политическим деятелями, государственными чиновниками, экспертами в самых разных областях жизни общества, новости БРИКС. Как пишут сами авторы данного раздела; «BRICS View — это короткие новости и факты о культурных особенностях в странах БРИКС в видеоформате. Мы хотим показать государства «пятерки» не с политической стороны, а именно с позиции обычного человека, рассказать об увлекательных подробностях жизни в странах объединения. В роли ведущих выступают не только сотрудники медиасети — корреспонденты, редакторы, продюсеры, но и представители Бразилии, Индии, Китая, ЮАР...».

Отдельное и очень важное место в контенте данного ресурса занимает международный информационно-просветительский проект «Современный русский» и международная библиотека видеоконтента БРИКС. Библиотека включает в себя разножанровый мультиязычный видеоконтент: художественное и документальное кино, телепередачи, телевизионные документальные фильмы и пр.

В третью группу материалов ресурса можно отнести те материалы, которые были размещены не на первой странице и поиск которых может составить небольшую проблему для пользователей данной платформы. В числе таких материалов оказались материалы из разделов: «Музыка», «Обра-

зование», «Видео» и др. Здесь же оказались новости, рассказывающие о том, что произошло в экономике, политике, культуре, науке и образовании в странах объединения за неделю.

Таким образом, анализ структуры русскоязычного портала ТУ В^СБ позволяет сделать два важных вывода. 1. Создатели ресурса стараются сделать его привлекательным интересным для самых разных групп населения, как внутри России, так и за ее пределами. 2. Политическая составляющая, которая, безусловно, присутствует в материалах ресурса, находится на втором «информационном плане». Возможно, это связано с тем. что создатели ресурса, как и многие исследователи современного российского медиапространства, уверены в том, что «сегодняшняя российская аудитория не только достаточно пассивна, но и относится к получаемой политической информации критически и крайне недоверчиво» [Брунова 2007: 150]. Не случайно в подаче «политических материалов» на портале ТУ В^СБ с точки зрения оценок, визуального контента, эмоциональной окраски ключевых высказываний нет особой агрессивности, столь свойственной многим программам российских федеральных каналов. 3. Предпринимаются попытки сбалансировать количество материалов из разных стран участниц БРИКС с тем, чтобы создать равное представительство государств в информационном поле данного ресурса.

Но, с другой стороны, анализ материалов русскоязычного портала ТУ В^СБ дает возможность увидеть одну очень важную особенность организации медиакоммуника-ций в современном информационном пространстве. Речь идет о серьезном дисбалансе информационных потоков, который носит, на наш взгляд, совершенно не случайный характер. Формально на ресурсе существуют механизмы «обратной связи», которые должны дать возможность создателям контента увидеть реакцию пользователей на тот или иной материал и соответственно продолжить работу с ним. В этом качестве традиционно используется рубрика «Что вы думаете о ТУ В^СБ?». Представленные в ней 15 отзывов носят откровенно комплиментарный характер и не дают полноценного представления о реакции аудитории на разноплановые материалы ресурса. Аналогичная ситуация складывается и с группами ТУ В^СБ в социальных сетях. Например, в сети «Одноклассники» группа ТУ В^СБ на 1 мая 2024 г. насчитывала 3787 участников. При этом наибольшее число просмотров 10 последних материалов составило 658, а наи-

большее число лайков — 3 [Группа TV BRICS]. Аналогичным образом складывается ситуация и в группе TV BRICS в социальной сети «В контакте».

То есть, если рассматривать медиаком-муникации, не только как инструмент для практической реализации политики «мягкой силы» в ее крайне упрощенном варианте, но и как возможность получения очень важной информации о восприятии предлагаемого контента различными группами аудитории, с целью дальнейшего совершенствования этого контента, то опыт, накопленный коллективом русскоязычного портала TV BRICS, можно признать полезным и важным. Именно этот опыт показывает необходимость дальнейшего совершенствования структуры ресурса, важность продолжения поиска таких форм коммуникации, которые позволят потребителю информационных продуктов более активно участвовать в их оценке, совершенствовании и даже создании. На данный момент крайне сложно понять, кто является основным потребителем, представленного TV BRICS контента и как реально этот потребитель воспринимает, предложенный контент. Очевидно, что «территориальный принцип» размещения контента, препятствует формированию образа БРИКС, как единой целостной конструкции. Необходимы новые научные исследования, которые позволят лучше понять механизмы формирования нового группового медиапространства в условиях, когда отдельные государства его составляющие, стремятся сохранить свою культурно-информационную идентичность. «Учитывая возрастающую роль медиа в современном обществе и их трансформацию, теоретическое осмысление процессов будет приобретать все большее значение и расширять дискуссионные границы» [Урина: 136].

ИСТОЧНИКИ

1. Группа TV BRICS в «Одноклассниках». — URL: https://ok.ru/group/54074514800853 (дата обращения: 01.05. 2024). — Текст : электронный.

2. О TV BRICS // TV BRICS. International media network. — URL: https://tvbrics.com/abou1/ (дата обращения: 01.05.2024). — Текст : электронный.

3. Шестаков, С. Жанна Толстикова о важности информационного взаимодействия. — URL: https://expert.ru/obshchest vo/zhanna-tolstikova-o-vazhnosti-informatsionnogo-vzaimodeyst viya_1/ (дата обращения: 01.05.2024). — Текст : электронный.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брунова, М. Я. Политическая коммуникация с точки зрения теории информации / М. Я. Брунова. — Текст : непосредственный // Знание. Понимание. Умение. — 2007. — № 3. — С. 147-152.

2. Вартанова, Е. Л. Медиасистемы стран БРИКС: исторический генезис, особенности функционирования / Е. Л. Вартанова, Н. В. Ткачева, Г. С. Филаткина, Т. В. Эль-Бакри. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 192 с. — Текст : непосредственный.

3. Вартанова, Е. Л. Медиасистема в национальном контексте: в продолжение академической дискуссии (на примере

медиасистем стран БРИКС) / Е. Л. Вартанова. — Текст : непосредственный // Меди@льманах. — 2020. — № 4. — С. 8-15.

4. Галкина, М.Ю. Прогноз изменения государственного регулирования российских СМИ / М. Ю. Галкина, К. Лехти-саари. — Текст : электронный // Медиаскоп. — 2016. — Вып. 4. — URL: http://www.mediascope.ru/2243.

5. Демина, И. Н. Трансформация медиасистемы: общие подходы и технологический аспект / И. Н. Демина. — Текст : непосредственный // Известия Байкальского государственного университета. — 2010. — № 2 (70). — С. 159-163.

6. Игнатов, А. А. Управление Интернетом в повестке БРИКС / А. А. Игнатов. — Текст : непосредственный // Вестник международных организаций. — 2022. — Т. 17. — № 2. — С. 86-109.

7. Лисоволик, Я. «Саммит расширения»: концептуализация формата БРИКС+ / Я. Лисоволик. — URL: https://russian council.ru/analytics-and-comments/analytics/sammit-rasshireniya -kontseptualizatsiya-formata-briks/(дата обращения: 01.05.2024). — Текст : электронный.

8. Толстикова, Ж. Объединенная повестка БРИКС стала доступна на испанском языке / Ж. Толстикова. — URL: https://expertnw.com/novosti-partnerov/obedinennaya-povestka-briks-stala-dostupna-na-ispanskom-yazyke/ (дата обращения: 01.05.2024). — Текст : электронный.

9. Урина, Н. В. Теоретические основы медиаисследований: процесс развития и результаты / Н. В. Урина. — Текст : непосредственный // Медиа альманах. — 2020. —№2-3. — С. 132136.

10. Халитова, Г. И. БРИКС и угрозы международной безопасности / Г. И. Халитова. — Текст : непосредственный // Казанский вестник молодых ученых. — 2019. — № 5. — С. 207-210.

11. Шестова, Т. Л. Сотрудничество стран БРИКС в сфере информационных технологий / Т. Л. Шестова, А. Ю. Лесь. — Текст : непосредственный // Социально-гуманитарные знания. — 2017. — №6. — С. 142-148.

12. Шкондин, М. В. Система СМИ и ее среда. Структура СМИ в условиях реформирования общества. Типология средств массовой информации / М. В. Шкондин. — Москва : Фак. журн. МГУ, 2002. — Текст : непосредственный.

13. Flew, T. The Ongoing Significance of National Media Systems in The Context of Media Globalization / T. Flew, S. Waisbord. — Text : unmediated // Media, Culture and Society. — 2015. — Vol. 37. — Iss. 4. — P. 620-636.

14. Hallin, D.C. Comparing Media Systems Beyond the Western World / D. C. Hallin, P. Mancini. — New York : Cambridge University Press, 2012. — Text : unmediated.

15. Noam, E. M. Who Owns the World's Media? Media Concentration and Ownership Around the World / E. M. Noam. — Oxford : Oxford University Press, 2016. — Text : unmediated.

MATERIALS

1. TV BRICS Group on Odnoklassniki (n.d.). Retrieved May 1, 2024, from https://ok.ru/group/54074514800853

2. About TV BRICS (n.d.). TV BRICS. International media network. Retrieved May 1, 2024, from https://tvbrics.com/about/

3. Shestakov, S. (n.d.). Zhanna Tolstikova on the Importance of Information Interaction. Retrieved May 1, 2024, from https://expert.ru/obshchestvo/zhanna-tolstikova-o-vazhnosti-informatsionnogo-vzaimodeystviya_ 1 /

REFERENCES

1. Brunova, M. Ya. (2007). Politicheskaya kommunikatsiya s tochki zreniya teorii informatsii [Political communication from the point of view of information theory]. Znanie. Ponimanie. Umenie, 3, 147-152. (In Russ.)

2. Vartanova, E.L., Tkacheva, N.V., Filatkina, G.S., & El'-Bakri, T.V. (2018). Mediasistemy stran BRIKS: istoricheskiy ge-nezis, osobennosti funktsionirovaniya [Media systems of the BRICS countries: historical genesis, features of functioning]. Moscow: Aspekt Press, 192 p. (In Russ.)

3. Vartanova, E.L. (2020). Mediasistema v natsional'nom kon-tekste: v prodolzhenie akademicheskoy diskussii (na primere media-sistem stran BRIKS) [Media system in the national context: in continuation of the academic discussion (on the example of media systems of the BRICS countries)]. Medi@l'manakh, 4, 8-15. (In Russ.)

4. Galkina, M.Yu., & Lekhtisaari, K. (2016). Prognoz izmene-niya gosudarstvennogo regulirovaniya rossiyskikh SMI [Forecast of changes in state regulation of Russian media]. Mediaskop, 4. Retrieved from http://www.mediascope.ru/2243 (In Russ.)

5. Demina, I.N. (2010). Transformatsiya mediasistemy: obshchie podkhody i tekhnologicheskiy aspekt [Transformation of the media system: general approaches and technological aspect]. Izvestiya Bay-kal'skogogosudarstvennogo universiteta, 2(70), 159-163. (In Russ.)

6. Ignatov, A.A. (2022). Upravlenie Internetom v povestke BRIKS [Internet governance in the BRICS agenda]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy, 17(2), 86-109. (In Russ.)

7. Lisovolik, Ya. (n.d.). «Sammit rasshireniya»: kontseptua-lizatsiya formata BRIKS+ ["Enlargement Summit": Conceptualization of the BRICS+ Format]. Retrieved May 1, 2024, from https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sam mit-rasshireniya-kontseptualizatsiya-formata-briks/ (In Russ.)

8. Tolstikova, Zh. (n.d.). Ob"edinennayapovestka BRIKS stala dostupna na ispanskom yazyke [The BRICS Joint Agenda Has Become Available in Spanish]. Retrieved May 1, 2024, from https://expertnw.com/novosti-partnerov/obedinennaya-povestka-b riks-stala-dostupna-na-ispanskom-yazyke/ (In Russ.)

9. Urina, N.V. (2020). Teoreticheskie osnovy mediaissle-dovaniy: protsess razvitiya i rezul'taty [Theoretical foundations of media studies: the development process and results]. Media al'-manakh, 2-3, 132-136. (In Russ.)

10. Khalitova, G.I. (2019). BRIKS i ugrozy mezhdunarodnoy bezopasnosti [BRICS and threats to international security]. Kazanskiy vestnik molodykh uchenykh, 5, 207-210. (In Russ.)

11. Shestova, T.L., & Les', A.Yu. (2017). Sotrudnichestvo stran BRIKS v sfere informatsionnykh tekhnologiy [Cooperation of the BRICS countries in the field of information technology]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, 6, 142-148. (In Russ.)

12. Shkondin, M.V. (2002). Sistema SMI i ee sreda. Struktura SMI v usloviyakh reformirovaniya obshchestva. Tipologiya sredstv massovoy informatsii [The media system and its environment. The structure of the media in the context of social reform. Typology of the media]. Moscow: Fak. zhurn. MGU. (In Russ.)

13. Flew, T., & Waisbord, S. (2015). The Ongoing Significance of National Media Systems in The Context of Media Globalization. Media, Culture and Society, 37(4), 620-636.

14. Hallin, D.C., & Mancini, P. (2012). Comparing Media Systems Beyond the Western World. New York: Cambridge University Press.

15. Noam, E.M. (2016). Who Owns the World's Media? Media Concentration and Ownership Around the World. Oxford: Oxford University Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.