Научная статья на тему 'Международная практика взимания платежей при добыче полезных ископаемых (на примере налогообложения нефти в США)'

Международная практика взимания платежей при добыче полезных ископаемых (на примере налогообложения нефти в США) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4478
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ / КОНЦЕССИОННАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юшкова О. О.

В условиях волатильности мировых нефтяных рынков, в частности резких изменений цен на нефть марки Brent, стоит задуматься о государственных налоговых доходах, связанных с добычей нефти. Особенно в отношении одного из лидеров мирового рынка углеводородов США. И если в России снижение цен на нефть было компенсировано для бюджета ростом курса доллара, то для США есть повод задуматься о компенсации выпадающих доходов бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная практика взимания платежей при добыче полезных ископаемых (на примере налогообложения нефти в США)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 338

О.О.Юшкова

к.э.н, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Финансовый университет)

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ВЗИМАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ДОБЫЧЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (НА ПРИМЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТИ В США)

Аннотация

В условиях волатильности мировых нефтяных рынков, в частности резких изменений цен на нефть марки Brent, стоит задуматься о государственных налоговых доходах, связанных с добычей нефти. Особенно в отношении одного из лидеров мирового рынка углеводородов - США. И если в России снижение цен на нефть было компенсировано для бюджета ростом курса доллара, то для США есть повод задуматься о компенсации выпадающих доходов бюджета.

Ключевые слова

Налогообложение нефтяного сектора, государственные доходы, концессионная модель

O.Yushkova

Ph.D., Associate Professor of the Department Tax policy and Customs and tariff regulation Financial University under the Government Russian Federation (Financial University)

INTERNATIONAL PRACTICE OF CHARGING PAYMENTS IN MINING MINERAL RESOURCES (ON THE EXAMPLE OF TAXATION OF OIL IN THE USA)

International practice of collecting payments for mining operations (for example, the taxation of oil production in the United States).

In the conditions of volatility of the world oil markets, in particular, sharp changes in prices for Brent crude oil, it is worthwhile to think about the state tax revenues associated with oil production. Especially in relation to one of the leaders of the world market of hydrocarbons - the United States. And if in Russia the decline in oil prices was compensated for the budget by the growth of the dollar rate, then for the United States there is an occasion to think about compensating for the falling budget revenues.

Taxation of the oil sector, government revenues, concession model.

Налогообложение в США представляет собой один из важнейших инструментов государственного администрирования предпринимательской деятельности. Кроме того, американская система налогообложения действительно считается одной из самых сложных в современном капиталистическом мире. Ее особенными чертами являются разнообразие форм и уровней сбора налогов, частое вынесение положений налогового законодательства на пересмотрение, наличие огромного числа налоговых вычетов и льгот, которые позволяют использовать большое количество разнообразный маневров.

Не является исключением и налогообложение добычи полезных ископаемых в США, в частности, добычи такого углеводорода, как нефть.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Цель данной работы - подробно ознакомиться с особенностями налогообложения нефтяных доходов в США.

Система налогов для федеративных государств является трехуровневой. США как федеративное государство также имеет трехуровневую налоговую систему. Это в частности сказывается на налогообложение добычи нефти. Ведущим звеном в системе финансов США является фискальных механизм, применяемый федеральным правительством, т. е. федеральные налоги исполняют главную роль, а местные налоги — служебную. Хотя их значение и соотношение в разных странах весьма различно. Налоги, приносящие наиболее крупные и постоянные поступления, направляются в федеральную казну. На ее долю приходится порядка 70% доходов и расходов. Федеральными в основном являются прямые налоги, в числе которых основными предстают подоходный налог с физических лиц и налог на доходы корпораций.

Так, в Соединенных Штатах Америки, в нефтяной промышленности, действуют 3 вида налогов -местный (муниципальный), "штатный" и федеральный (государственный).

Местный налог является налогом на имущество и ставка данного налога в зависимости от конкретного штата варьируется от 0,1 до 1,5% в год от стоимости основных фондов. Сумма данного налога, определяется владельцем участка, в зависимости от стоимости земли, ценности ее недр и от стремления привлечь денежные средства для пополнения муниципального бюджета.

Регулирующая функция данного налога проявляется в том, что нефтедобывающей компании не выгодно получать дополнительную собственность на участке с небогатыми недрами и затягивать работы.

"Штатный" налог состоит из двух частей:

1) налог на эксплуатацию недр или на добычу нефти

2) подоходный корпоративный налог. Налог на добычу нефти взимается с рыночной стоимости добываемой нефти (с оборота капитала), вне зависимости от факта получения прибыль компанией, и изменяется он в широких пределах от 0,5% (штат Кентукки) до 12,5% (штат Аляска). Подоходный корпоративный налог также различается по штатам и взимается в размере 4-9% от доходов компаний (за вычетом местного налога) после реализации нефти.

Размер каждого из «штатных» налогов определяется законодательными органами штатов (губернаторами) в зависимости от их ожиданий в плане стимулирования добычи нефти, увеличения нефтеотдачи пластов, с учетом продуктивности нефтяных месторождений. Регулирующее воздействие штатного налога состоит в том, что он заставляет любую компанию одновременно проявлять осторожность к реализации новых проектов разработки нефтяных месторождений, увеличивать извлекаемые запасы и сознательно идти на риск в применении новых технологий, пользуясь преимуществом снижения подоходного налога.

Федеральный или государственный налог по своей сути также является корпоративным подоходным налогом. Это единственный налог, который устанавливается конгрессом страны. Налогооблагаемая прибыль (доход) определяется по довольно сложной формуле. Из валовых поступлений от добычи нефти (рыночной стоимости добытой нефти) вычитаются все виды затрат, произведенных компанией:

• арендные платежи (земельная рента, "роялти");

• местные налоги;

• «штатные» налоги;

• эксплуатационные затраты;

• амортизация оборудования и других основных фондов и так называемые "неосязаемые" затраты или "скидка на истощение недр".

Вычитание из валовых поступлений первых пяти видов затрат компаний определяет их прибыль, которая в других отраслях промышленности и облагается федеральным налогом.

Уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму нематериальных затрат в нефтегазовой промышленности является льготой для нефтяных компаний при истощении объемов запасов нефти на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

месторождении, вследствие чего становятся хуже параметры окружающей и технической среды для использования соответствующего оборудования и происходит обесценение вложенного капитала. Размер "вычета, связанного с истощением недр" составляет от 10% до 22% от вложенного капитала, или от 30% до 70% налогооблагаемой прибыли в корреляции со стадией и методами добычи нефти. На первичной стадии разработки, т.е. при низком истощении запасов нефти, вычет меньше, а на завершающей стадии разработки, в особенности с использованием методов увеличения нефтеотдачи пластов - больше. Этой преференцией с налогооблагаемой выручки на снижение нефтеотдачи недр пользуются в первую небольшие независимые нефтяные компании. Данный факт является особенностью таких предприятий в сравнении с другими индустриями (машиностроительных, химических и даже угольных и газовых), которые не имеют такой льготы. Определенная таким образом сниженная прибыль у нефтяных компаний облагается федеральным налогом, одинаковым по всей стране, и составляет 34% от прибыли.

Регулирующее воздействие федерального налога заключается в стимулировании прироста извлекаемых запасов путем применения методов увеличения нефтеотдачи пластов.

Оставшаяся часть прибыли (68%) у нефтяных и любых других компаний является "чистой" прибылью, которая должна превышать сложившуюся на рынке так называемую "норму прибыли" от вложенного капитала. В 80-х годах в США норма прибыли составляет 12-13% от вложенного капитала. Если "чистая" прибыль выше этой нормы, компания процветает, деятельность ее активизируется и расширяется. При меньшей прибыли компания не может конкурировать с другими фирмами и сворачивает свое производство.

В 1989 г. конгресс США и президент Джордж Буш приняли решение о дополнительном стимулировании нефтяных компаний к приросту извлекаемых запасов нефти и применению методов увеличения нефтеотдачи пластов путем введения 10 % скидки - уменьшения процента на "инвестиционный кредит", увеличения "скидки на истощение недр" до 27,5% до полной окупаемости проектов и нераспространения на них так называемого "альтернативного минимального налога", составляющего 20% от дохода, пока цена на нефть не превысит 220 долл./т (30 долл./бар). Установленные Конгрессом США налоговые льготы для нефтяных компаний позволили им применять третичные методы добычи и увеличивать извлекаемые запасы нефти даже при падении цен на нефть в 80 - 90х годах и дополнительно получать на развитие ежегодно по 1,5-2,5 млрд долларов.

При разработке месторождений на континентальном шельфе Соединенных Штатов деятельность нефтяных предприятий подлежит обложению налогом на прибыль корпораций и роялти. Для доходов, подлежащих налогообложению суммой свыше 10 млн долл. ставка налога на прибыль корпораций взимаемого на федеральном уровне равна 35%. Ставка может различаться для различных участков; на арктическом шельфе в основном применяется ставка 12,5%. Источниками дохода государства также являются бонусы, уплачиваемые на аукционе по получению лицензий, и арендные платежи, так называемые платежи ренталс, взимаемые на ежегодной основе при аренде участка. Величина ренталс устанавливается за единицу площади (акр) лицензионного участка и зависит от месторождения и условий работы на нем. Данная ставка устанавливается, так же как ставка и роялти, соответствующими положениями договора (в Final Notice of Sale). Данные результатов продаж последних четырех из реализованных лицензий указывают на то, что плата за лицензионный участок на внешнем континентальном шельфе Арктики составила 1-12 долл./акр, а минимальная сумма аукционных бонусов составила 10 долларов за акр. Основываясь на положениях договоров, заключенных на арктическом шельфе, в период 2000-2013 гг. сумма бонусов в среднем составила 28,1 доллар за акр. В рамках штата Аляска, компания, осуществляющая добычу должна платить также налоги штата. Ставка налога на прибыль в штате Аляска находится в зависимости от суммы выручки организации подлежащей налогообложению: при превышении порога в 90 тыс. долл. ставка равна 9,4% (то есть, 4500 долл. плюс 9,4% суммы превышения порога в 90 тыс. долл.). При этом налоговая база налога на прибыль корпораций взимаемая на федеральном уровне может быть уменьшена на величину налогов штата. Стоит отметить, что ставка налога на прибыль корпораций в США — одна из самых высоких ставок в мире. Как правило платежи роялти выплачиваются на Аляске в размере 12,5% или 16,7%. На протяжение последних 30

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

лет на территориях континентального шельфа Аляски, которые сдаются в аренду ставка платежей роялти составляла 12,5%. При этом, определенные участки могут получить более низкие ставки или налоговые вычеты, предоставляемые им в соответствии с определенными экономическими причинами (к примеру, в случае, когда это новое открытие и для разработки месторождения потребуется привлечение большого объема инвестиций). Как правило, процент роялти рассчитывается от стоимости нефти, добытой на определенном месторождении, за вычетом транспортных затрат при транспортировке до места реализации (до Западного побережья США, включая водную перевозку танкерами и транспортировку по всему Трансаляскинскому трубопроводу). Кроме того, вычету подлежит сумма налога на имущество по имущество, которое использовалось для транспортировки нефти. Конкретная формула для расчета суммы роялти устанавливается в соответствии с условиями арендного договора, соглашениями и законодательными актами, под чье действие попадает участок, сдаваемый в аренду. Доход от добычи на континентальном шельфе, находящемся в юрисдикции штата Аляска, кроме прочего подлежит обложению налогом на добычу (production tax). Начиная с 1 января 2014 года для данного налога была отменена прогрессивная шкала налогообложения, при применении которой он теоретически мог достигать 75%. В настоящее время ставка налога составляет 35%. Данный налог является ведущим налогом от добычи нефти для данного штата и составляет около 88% от дохода штата от добычи нефти и газа. Кроме того, в налоговой системе штата присутствует налог на имущество (property tax). Налоговая ставка по данному налогу на Аляске составляет 2%. Налоговая база — это стоимость имущества, необходимого для эксплуатации месторождения. Компании, осуществляющие нефтедобычу на континентальном шельфе Аляски, должны уплачивать так называемый oil conservation surcharge - сбор за загрязнение окружающей среды при добыче нефти. Он равен 0,05 долларов за каждый баррель нефти, включая 0,01 долларов дополнительного сбор (additional conservation surcharge on oil). Доходы, полученные от взимания данного сбора, поступают в фонд Oil and Hazardous Substance Release Prevention and Response Fund, который был создан для того, чтобы иметь возможность предпринять меры при разливе нефти и нефтепродуктов и загрязнении окружающей среды опасными веществами, способными нанести колоссальный вред экологии, благополучию населения и экономике штата. Часть нефтегазовых доходов (как правило 25%, но возможно и 50%, на основании сроков аренды) штата направляется в Постоянный фонд Аляски (Alaska Permanent Fund). Фонд включает в себя две части: сберегательную и доходную. Первая часть не является распределяемой. Это означает, что сбережения фонда не могут использоваться для софинансирования общегосударственных расходов. Другая часть, собирающая доходы от основных средств фонда, может быть израсходована на развитие экономики штата. Определенная доля средств может быть потрачена на выплату ежегодного дивиденда с налоговых доходов каждому резиденту штата; в 2014 году суммарный объем всех дивидендных выплат вырос в два раза по сравнению с 2013 годом и превысил планку в 1 млрд долл. В сравнении с разработкой нефтяных месторождений на федеральном шельфе, разработка месторождений в арктических водах рассматриваемого штата характеризуется уплатой большего числа налогов, что может быть объяснено тем, что здесь существует более благоприятные условия для осуществления деятельности по освоению этих территорий. Стоит заметить, что в США компании экспортеры не уплачивают экспортные платежи. В США, кроме прочего, отсутствует НДС, его заменяет налог с продаж, который устанавливается на уровне штата, и в частности на Аляске ставка данного налога составляет 0%.

Современные концепции налогообложения нефтяного сектора можно условно разделить на две группы:

• концессионная модель, при которой компании получают исключительное право разработки недр и выплачивают комплекс стандартных платежей (бонусы, роялти, рентные налоги и налоги на прибыль);

• контрактный режим, основанный на разделе продукции между нефтедобывающей компанией и государством как собственником природных ресурсов.

Концессионная модель традиционно применяется в странах с развитым минерально-сырьевым сектором - США, Канаде, Великобритании, Норвегии, В России используются обе модели: доминирующей является концессионная система, а СРП встречаются в единичных случаях.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х

Вид платежа

Бонусы

США

Подписные бонусы: определяются по соглашению с владельцем сырья (проекты на суше) или в ходе торгов (на суше и на офшорных участках) Аляска: минимальная ставка бонуса - от 5 до 10 долл. за акр

Россия

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, оговоренных в лицензии - не менее 10% годового НДПИ к уплате в расчете на среднегодовую мощность компании

Рентный Налог на эксплуатацию недр

(Severance Tax) подлежит уплате в бюджет штата; ставки различаются.

Экспортные пошлины

Роялти На суше:

12,5-30% от валовой стоимости добытой нефти.

На офшорных участках: 18,75% - для лицензий, полученных после 19.03.2008;

16,667% - для некоторых предыдущих 12,50% - для всех остальных лицензий

НДПИ на сырую нефть: базовая ставка 766 руб./т (с поправкой на коэффициенты)

Рисунок 1 - Применение бонусов, роялти и рентных налогов в России и США

Наиболее распространенный вид платежа - роялти - подразумевает регулярные выплаты за право добычи, которые исчисляются либо с единицы продукции (unit royalty), либо в процентах от валовой стоимости добытой нефти (advalorem royalty). В основном везде приняты скользящие шкалы роялти, когда ставка увеличивается с ростом производства или соответственно некоторой формуле: например, в США она учитывает экономические и технологические различия добычи, изменение цен на нефть, продуктивность скважин, время открытия месторождения, различия в качестве добываемой нефти. В качестве аналога роялти в России обычно рассматривается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый с объема добычи.

Экспортные пошлины, применяемые в России, обычно относят либо к роялти, либо к рентным налогам, что, однако, не является принципиальным, так как они в любом случае не зависят от доходности месторождений.

Налоговая система США основывается на принципе либерализации, который заключается в увеличении использования рыночных регуляторов для достижения экономического развития. С административной точки зрения такая налоговая система представляет из себя три уровня налогообложения и содержит в себе федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги.

Налогообложение нефтяных доходов в США характеризуется высокой структурированностью и сложностью.

Кроме того, традиционно в налогообложении нефтедобычи в США применяется концессионная модель. Концессионная модель предполагает применение различных платежей и налогов, уплачиваемых нефтедобывающей компанией при разработке месторождений. При этом, организация владеет месторождением на основании лицензионных соглашений.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение условий разработки нефтяных месторождений на континентальных шельфах, а также налогообложение таких разработок.

В налоговой системе США в отношении налогообложения нефтяных доходов развита система зачетов, вычетов и налоговых льгот, позволяющих сопоставить различные типы месторождений и применять справедливое налогообложение, основываясь на доходности нефтедобычи.

Надеюсь, мы сможем перенять опыт наших «коллег» и использовать его при налогообложении нефтяных доход в России.

Список использованных источников

1. [4,c,6]Alaska Statutes. Title 43: Revenue and taxation. Chapter 43.20: Alaska Net Income Tax Act. Section 43.20.011.

2. [3,с.5 ]Oil and gas leasing on the Outer Continental Shelf / BOEM. http://www.boem.gov/uploadedFiles/

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

BOEM/Oil_and_Gas_Energy_Program/Leasing/5BOEMRE_Leasing 101.pdf.

3. [2, c.5]The United States Code. Title 26: Internal Revenue Code. Subtitle A. Chapter: Normal Taxes and Surtaxes. Subchapter A. Part II: Tax on Corporations. Section 11.

4. Азарова А.И. Влияние факторов развития нефтяной отрасли на ценообразование нефти // Проблемы учета и финансов. - 2012. - №1 (5) с.35-53.

5. Булатов А.М. Проблемы и перспективы добычи сланцевого газа в США // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - №6 - с.56-64.

5. [1,с.5]Гарашова С.А. О некоторых геополитических аспектах стратегии США в Каспийском регионе // Кавказ и глобализация. - 2010. - №3 (4) - с.33-40.

6. [6, с,8 ]Бобылева А.З. Оценка моделей налогообложения нефтяного сектора в России и за рубежом // Вестн. Моск. ун-та. сер. 6. экономика. - 2015. - № 5 - с. 28

7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996. №14-ФЗ. (ред. От 29.06.2015)

8. [5, с.7]Понкратов В.В. Формирование и использование нефтегазовых доходов федерального бюджета в условиях низких цен на энергоресурсы и отсутствия бюджетного правила // Экономика. Налоги. Право. -2016. - №2 - с. 104-111.

© Юшкова О.О., 2017

УДК 338

О.О.Юшкова

к.э.н, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования ФГОБУ ВПО Финансовый университет при ПравительствеРоссийской Федерации

(Финансовый университет)

СПОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация

В условиях дефицитного государственного бюджета в Российской Федерации государство предлагает повысить налоговые ставки по ряду федеральных налогов, ввести регрессивные ставки налогообложения, применить фискальную нагрузку на интернет-торговлю и изменить систему формирования Пенсионного фонда

Ключевые слова

НДС, налог на прибыль, страховые взносы, интернет-торговля

O.Yushkova

Ph.D., Associate Professor of the Department Tax policy and Customs and tariff regulation ФГОБУ ВПО Financial University under the Government Russian Federation Financial University)

DISPUTE CHANGES TO TAX LEGISLATION AND THEIR POSSIBLE CONSEQUENCES

Annotation

In the conditions of the scarce state budget in the Russian Federation, the state proposes to increase tax rates for a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.