Александра САГАЛОВА
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ВО ВЗГЛЯДАХ Г.ДЖ. ЛАСКИ
Статья посвящена международно-политическим взглядам выдающегося теоретика плюралистической демократии и деятеля лейбористской партии Великобритании ГДж. Ласки (1893-1950), выступившего в качестве предшественника функционализма в теории международной организации.
The article presents the analysis of Harold J. Laski’s political thought in terms of the theory of international organization. Being the prominent theorist of pluralist democracy, famous for his criticism of sovereignty, Laski laid down the foundation for functionalism in the theory of international organization.
Ключевые слова:
Г.Дж. Ласки, международная организация, функционализм, лейбористская партия, плюралистическая демократия;
H.J. Laski, international organization, functionalism, Labour party, pluralist democracy.
САГАЛОВА
Александра
Львовна —
к.и.н, доцент;
доцент кафедры
международных
процессов
евразийского
региона факультета
международных
отношений
Северо-Западного
института
управления —
филиала РАНХиГС
sagalovaal@yandex.ru
Создание международных организаций и активное участие в их деятельности представляют собой важнейшее направление внешнеполитической стратегии современной России. В дан -ном случае нашей стране приходится преодолевать инерцию нега -тивного опыта, сложившегося у нее в отношениях с Лигой Наций, а в период «холодной войны» — с различными универсальными и региональными объединениями, которые рассматривались как агенты США в мировой политике. В результате в современной оте -чественной исторической и политической науке лишь в последние годы начинает формироваться устойчивый интерес к изучению теории международной организации и ее важнейшему направле -нию — функционализму. В этом смысле актуальность обращения к истокам представлений о международной организации не вызывает сомнений.
Процесс становления науки о международных отношениях имел место в первой трети XX столетия преимущественно в британской общественно - политической мысли. Активную роль в становлении одного из ведущих его векторов — теории международной органи -зации — сыграла лейбористская партия Великобритании, предста -вители которой (Л.С. Вулф, Г.Н. Брейлсфорд, Н. Энджел, X. Далтон и др.) внесли огромный вклад в развитие теории Лиги Наций и либерального идеализма в целом. Среди лейбористских экспертов, обсуждавших вопросы предотвращения войны, обеспечения мира, создания и деятельности многосторонних объединений, выделяется фигура политолога Гарольда Джозефа Ласки (1893—1950), одного из известнейших теоретиков плюралистической демократии. Ласки пришел в партийную политику накануне Первой мировой войны, в значительной степени благодаря своей поддержке суфражист -ского движения, участницей которого являлась его жена Ф. Керри. Именно контакты с суфражистками привели его к знакомству с будущим лидером партии Дж. Лансбэри, редактором Daily Herald, предложившим ему временную работу автора передовиц в своем издании. За свою недолгую жизнь Ласки снискал себе известность и как выдающийся политолог, и как активный деятель лейборист -ской партии: в 1937 г. он стал членом исполнительного комитета, являлся доверенным консультантом К. Эттли в первый год деятель -ности коалиционного правительства, а в 1941 г. занял пост секре -таря партийного комитета по вопросам послевоенного восста
новления. При этом он успешно сочетал сотрудничество с умеренным лейборист ским истеблишментом и продуктивную работу на левом фланге партии, являясь членом исполкома близкой к марксизму Социалистической лиги и одним из наи более деятельных авторов издания Tribune и участником «Клуба левой книги». По словам биографа Ласки Г.Э. Дина, многие иностранцы полагали, что именно Ласки был лидером лейбористов — настолько велико было его влияние на партийное руководство1.
Уникальность взглядов Ласки на между -народные организации состояла в том, что он применил подход, используемый им для исследования внутриполитических процессов, к процессам межгосударствен ным. Первоначально Ласки не слишком интересовался проблематикой войны и мира и, в отличие от многих своих товари щей по партии, не выступал в роли про поведника интернационализма. Одним из главных объектов его политического учения являлась природа государства и суверенитет, критике которого были посвящены работы, написанные в так называемый плюралистский период его деятельности (1910 - е — начало 1920 -х гг.). В своих ранних работах Ласки отстаивал идею децентрализованного «плюрали -стического государства» (в противовес государству «монистическому»), которое основано на разделении суверенитета между многими институтами, представ ляющими интересы различных групп в обществе; задачи собственно государства он сводил к координации действий этих институтов2.
Годы Первой мировой войны Ласки, по состоянию здоровья не попавший на фронт, провел в Канаде и США, читая лекции в Макгиллском и Гарвардском университетах; по возвращении в 1920 г. он возобновил связи с представителями лейбористской и либеральной прессы и активно включился в политическую де ятельность лейбористской партии. В этот период его критика суверенитета начи -нает несколько смягчаться, поскольку
1 Deane H.A. The Political Ideas of Harold J. Laski. - N.Y : Columbia University Press, 1955, p. 3.
2 См.: Laski H.J. A Grammar of Politics. — New Haven: Yale University Press, 1931; Laski H.J. The Foundations of Sovereignty and Other Essays. — N.Y. : Harcourt, Brace and Company, 1921; Laski H.J. Studies in the Problem of Sovereignty. — New Haven: Yale University Press, 1917.
Ласки вынужден принимать во внимание перспективу формирования лейборист -ского кабинета3. На протяжении 1920 -х гг. Ласки совершил переход от плюрализма к социализму марксистского толка, значи -тельно ускорившийся в результате паде -ния первого лейбористского правитель -ства Дж.Р. Макдональда, Всеобщей стачки 1926 г. и мирового экономического кри -зиса4. Объектом его критики в этот период становится не только суверенитет, но и капитализм, по его мнению, не совмести мый с ценностями демократии.
Чем дальше Ласки уходил от своих ранних взглядов, тем большее значение в его теории приобретала проблематика международных отношений5. В середине 1920 -х гг. он исповедовал взгляды, в основе которых лежала довольно распростра -ненная среди лейбористов и либералов идея перерастания Лиги Наций в «миро -вое правительство». В одной из наиболее известных своих работ «Политическая грамматика» (1925) Ласки уверенно рассуждал о «великом обществе», которое будет существовать в рамках «всемирного госу дарства», где не будет места суверенитетам отдельных государств. «Если люди хотят жить в великом обществе, они должны научиться жить в продуктивном взаи модействии, — писал он. — Они должны научиться смотреть на свой взвод [т.е. на свою национальность] как на часть вели -кого полка всего человечества»6. Автор «Политической грамматики» был убежден в том, что историческое время суверени тета миновало: современные государства выполняют те же функции, что и общины в Средние века, и теперь настал их черед раствориться в более широком объедине нии, повторив судьбу своих средневеко вых аналогов7. Раздел книги, посвящен -ный международной организации, про никнут оптимизмом в том, что касается роли Женевы в мировой политике. Ласки не сомневается, что у Лиги есть все шансы превратиться в супергосударство, поскольку она обладает достаточной силой,
3 Deane H.A. Op. cit., p. 86.
4 Miliband R. Harold Laski's Socialism // http:www/ marxists.org/archive/miliband/1995/xx/laski.htm
5 Zylstra B. From Pluralism to Collectivism. The Development of Harold Laski’s Political Thought. — Assen: Van Gorcum a. Comp. N.V - Dr.H. Prakke a. H.M.G. Prakke, 1968, p. 149.
6 Laski H.J. A Grammar of Politics..., p. 66.
7 Ibid., p. 664.
чтобы удерживать вместе своих членов, и в ее компетенцию входит целый ряд сфер, не сотрудничать в которых просто невоз можно1.
К середине 1930 х гг. Ласки совершил явный дрейф влево в вопросах войны и мира, согласившись с тезисом своего старшего современника, известней шего теоретика Лиги Наций журналиста Генри Брейлсфорда о войнах как неиз бежном следствии природы капита -лизма2. Оптимизм Ласки в отношении Лиги уже на рубеже межвоенных деся -тилетий сменился пессимизмом на фоне мирового экономического кризиса и ухода в отставку второго правительства Дж.Р Макдональда3. Впрочем, разочаро -вание в Женеве не сказалось на той пози -ции, которую Ласки занимал в отношении суверенитета. «В настоящее время нам чрезвычайно важно осознать тот факт, что эпоха, в которой государство нуждалось в суверенной власти, необратимо близится к концу», — писал он в 1944 г.4
Размышляя о причинах исторического фиаско Женевы, Ласки разделял весьма популярный среди лейбористов тезис о несостоятельности Лиги вследствие ее неспособности конкурировать с государ ством в качестве ведущего актора между народных отношений. «В мире, столь взрывоопасном, как наш, наличие госу дарственного суверенитета лишь увеличи вает вероятность конфликта, и нет ника ких серьезных оснований полагать, что Лига в своем развитии отважится посяг нуть на суверенитет, — писал он в 1930 г.,
— ...моя же точка зрения состоит в том, что совокупность эгоистичных, конкурирую щих между собой суверенитетов не может создать институты, на которых будет осно -вываться мир»5.
Тем не менее подобное объяснение не казалось ему исчерпывающим. В книге «Куда нам идти теперь?» (1940) Ласки рассматривал неудачи Женевы с точки зрения как интернационализма, так и
1 Ibid., p. 588.
2 Lamb P. Harold Laski. Problems of Democracy, the Sovereign State and the International Society. — Gordonville: Palgrave Macmillan, 2004, p. 131—132, 136.
3 Ibid., p.126.
4 Laski H. Will the Peace Last? — L. : National Peace Council, 1944, p. 11.
5 Laski H.J. The Prospects of Constitutional
Government // The Political Quarterly,1930, vol. I,
№ 3, p. 319—320.
социализма. С одной стороны, сохра -нение суверенитета привело к тому, что интересы большинства оказались подчи -ненными интересам правящей верхушки, и Лига, в теории призванная стать инсти -тутом законодательным, в итоге превра -тилась в институт политический. С дру -гой стороны, Женева ничего не смогла бы сделать с суверенитетом, не изменив полностью всю экономическую среду. Энтузиазм приверженцев Лиги разбился об очевидное противоречие между идеей Лиги как «организованного общества» и идеей суверенного государства, кото рое не желало подчиняться навязанным Женевой правилам. Подобное поведе -ние государств, в первую очередь вели ких держав, которые по большому счету и являлись единственными носителями суверенитета во всей его полноте, было продиктовано стремлением обеспечить свои жизненные интересы, непосред ственно связанные с возможностью рас пределения экономической власти во внутренней политике. «Мирные пере -мены» оказались неосуществимыми, коль скоро они ставили под вопрос всю эконо -мическую систему, на которую опиралась мощь великих держав. Без ограничения суверенитета невозможно изменить эко -номическую систему; однако ограни -чить суверенитет в существующей эко номической системе тоже невозможно
— круг, таким образом, замыкался6. Преобразования, по мнению Ласки, сле -довало начинать изнутри: «Мир между государствами — это мир внутри госу -дарств; социальная справедливость на международном уровне зависит от соци альной справедливости в самих государ -ствах», — писал он7. «Социалист» в Ласки победил «интернационалиста»: первич -ными для него в конечном итоге оказа -лись социально- экономические пере -мены, которые должны были заложить основу для упразднения суверенитета.
В работах Ласки межвоенного периода появляется чрезвычайно важное поня -тие «функция», сыгравшее впоследствии ключевую роль в полемике о междуна -родной организации, которая разверну -лась уже в 1940-х гг. В его политической философии функция использовалась
6 Laski H.J. Where Do We Go from Here? - N.Y.: The Viking Press, 1940, 28-29, 66.
7 Ibid., p. 188.
для описания внутригосударственных отношений, и являлась производным от «воли», т.е. стремления обеспечивать реа -лизацию своих интересов. Именно воля организует общество, заставляя людей объединяться в ассоциации. Ласки выде лял волю индивидуума и волю представи теля того или иного сообщества; единой же воли как таковой, по его мнению, не могло существовать. Каждая ассоциация получает собственное место в инсти туте, который формирует из множества сообществ единое целое. В соответствии с этой логикой в «Политической грамма тике» и возникает понятие «функции». Создание отдельного правительства для каждой функции представляется Ласки трудновыполнимым, поскольку каждый человек связан с реализацией нескольких функций — именно для разрешения этой проблемы и необходимо государство, роль которого состоит в «координации функций»1. На страницах «Политической грамматики» неоднократно упоминаются «функциональная организация» и «функ -циональное правительство»; не только национальное, но и «международное» правительство, с точки зрения Ласки, должно быть организовано по функцио нальному принципу, в противном слу -чае интересы различных групп «могут не получить должного признания»2. Именно необходимость построения общества и государства на основе функции привела Ласки к тезису о невозможности демо кратии в условиях капитализма — пред приниматели и трудящиеся были не в равной степени обеспечены институтами для реализации своих функций.
Работы Ласки периода Второй миро вой войны полны доказательств кризиса западной демократии и неизбежности революции. В результате Первой миро вой войны капиталистические государ ства достигли того этапа эволюции, когда противоречия между средним классом и трудящимися не позволяют двигаться дальше3. Экономические результаты экс пансии капитализма на поверку оказались противоположными тому, что должна обеспечивать демократия4. По мнению
1 Laski H.J. A Grammar of Politics. p. 68—69.
2 Ibid., p. 235.
3 Laski H.J. London—Washington—Moscow. Partners in Peace? // Peace Aims Pamphlet № 22. — L. : National Peace Council, 1943, p. 7.
4 Ibid., p.18.
Ласки, к концу 1930 х гг. Британия была только «частично демократической» из за огромных различий в уровне жизни раз личных слоев населения; причины войны он частично усматривал в «нежелании достичь демократии у себя в стране»5. Если вообще можно рассуждать о положитель ных результатах Второй мировой войны, то их Ласки видел в том, что она «окон чательно подтвердила полную несов местимость капиталистической эконо мики и демократических институтов»6. Настало время решающей схватки между капитализмом и демократией, и стол кновение должно было принять форму революции. «Это не вопрос извлечения уроков из исторического опыта. наша проблема вовсе не в том, чтобы сформу лировать общие цели — они уже сформу лированы, — писал Ласки. — Наша про блема в том, что по каждому пункту эти общие цели находятся в остром противо речии с интересами привилегированной верхушки, которая не согласится пожерт вовать ими»7.
Средством от надвигающейся револю -ции, по мнению Ласки, могли стать не «конкурирующие утопии», наперебой предлагавшиеся в годы Второй мировой войны различными авторами (Англоамериканский союз, Европейская феде -рация, возрождение Лиги Наций и т.п.)8, а масштабные реформы, сопоставимые с теми, которые «имели мужество пред принять русские»9. Преобразования, осуществляемые как на национальном, так и на международном уровне, при званы были создать прочную экономиче скую основу для устойчивой демократии. Экономический кризис, а вместе с ним упадок демократии и войны проистекали из присущего самой природе капита лизма конфликта между возможностями производства и потребления. При одно временном непропорциональном рас -пределении индивидуальных доходов внутри государства и производительных ресурсов различных стран на мировом рынке капиталистическая система неиз
5 Cole G.D.H., Williams F., Laski H.J., Orwell G., Sutherland M. Victory or Vested Interest? — L. : George Routledge& Sons, 1942, p. 39—40.
6 Ibid., p. 18.
7 Laski H.J. Reflections on the Revolution of Our Time. — N.Y. : Viking Press, 1947, p. 279.
8 Ibid., p. 159.
9 Ibid., p. 272.
бежно приходит к кризису, чреватому вооруженными конфликтами и револю циями1. Для нормального функциони -рования демократических институтов нужна система, позволяющая поддержи вать баланс между спросом и производ ством; только «экономика расширения», позволяющая, увеличивая производство, увеличивать и покупательную способ ность населения, может гарантировать стабильность демократического развития. «Секрет мира в расширении платежеспо -собного спроса», — подчеркивал Ласки2. Само понятие покупательной способно сти населения было теснейшим образом связано с уровнем его жизни — важней шую задачу послевоенного строительства Ласки видел в достижении «свободы от нужды» или «благосостояния многих, а не нескольких»3. На внутригосударствен ном уровне инструментом реализации подобных целей, с точки зрения Ласки, являлась только плановая экономика. Ласки называл три необходимых условия функционирования «общества планиро вания»: полная занятость при росте жиз ненного уровня сообразно росту нацио нального дохода; национализация жиз -ненно важных отраслей промышленно сти; изменение стандартов образования так, чтобы возможности его получения не зависели от степени благосостояния родителей ученика4.
На международном уровне Ласки пред лагал создание организации, в основе которой будет лежать экономическая деятельность. «Распределение сырья, поддержание стабильных цен на товары первой необходимости, контроль над тарифами и миграцией, решения, каса ющиеся выдачи международных займов, создание объединения специалистов для отсталых регионов или для реагирования на кризисные ситуации — вот примеры функций, которые важно перенести в международную плоскость», — отмечал он в крупнейшей работе периода Второй мировой войны «Размышления о рево люции наших дней»5. По замыслу Ласки,
1 Ibid., p. 246.
2 Ibid., p. 233.
3 Laski H.J. London—Washington—Moscow. Partners in Peace? .p. 7; Laski H.J. Freedom? — Aberdeen: The Architectural Press, 1945, p. 17.
4 Laski H.J. Freedom? .p. 25.
5 Laski H.J. Reflections on the Revolution of Our
Time. .p. 248—249.
новая международная организация (в «Размышлениях.» он использует словосочетание «общество наций») должна стать «вселенной расширяющейся экономики»6. Ее альфой и омегой будет функция; только она способна сообщить экономике то, чего не мог ей дать капи тализм — этику. «Индивидуум должен обрести свободу в реализации функции, рожденной из нравственной цели», — утверждал Ласки7; новая экономиче ская система, таким образом, привнесет этические принципы в сами рыночные отношения, качественно изменив их природу.
В годы Второй мировой войны теоре тики по обе стороны Атлантики активно обсуждали модели будущей международ ной организации, призванной сменить Лигу Наций в качестве гаранта мира и безопасности. В 1939 г. увидела свет книга американского журналиста, корреспон дента New York Times при Лиге Наций К. Страйта «Союз сейчас», содержавшая проект создания атлантической федера ции из пятнадцати демократий8. В 1943 г. была опубликована небольшая работа британского политолога Д. Митрани «Мир и функциональное развитие между народной организации». Ее автор пред лагал заменить традиционный многосто ронний институт сетью функциональных агентств, созданных на основе общих интересов различных социальных и эко номических групп9.
Функционализм Митрани, в межвоен -ный период тесно сотрудничавшего с лей -бористами и испытавшего значительное влияние лейбористских теоретиков, по сути, представлял собой проекцию тези сов Ласки на международные отношения; неудивительно, что когда журналисты, ученые и политики Европы и США раз -делились на федералистов и функциона листов, Ласки примкнул к последним. К многочисленным проектам федераций, которые обсуждались в годы Второй мировой войны, он относился в лучшем
6 Ibid., p. 249.
7 Ibid., p. 251.
8 См.: Streit C. Union Now: A Proposal for a Federal Union of the Democracies of the North Atlantic // http://streitcouncil.org/uploads/PDF/Union%20 Now%20 - %20by%20Clarence%20Streit.pdf
9 См.: Mitrany D. A Working Peace System. An Argument for the Functional Development of International Organization. — L. : The Royal Institute of International Affairs, 1943.
случае с известной долей скепсиса. В работе «Куда нам идти теперь?» он при знавал значимость идей федералистов, поскольку последние успешно внушали общественному мнению весьма полезную мысль об опасности национального суве ренитета. Тем не менее даже самые при -ближенные к реальности замыслы подоб -ного рода, по мнению Ласки, страдали одним изъяном: их авторы «искали спо -собы объединить суверенитеты, не вызвав на битву привилегированную верхушку»1. В «Размышлениях.» он высказывался о федерализме в более жесткой манере, недвусмысленно заявляя, что не разде -ляет стремления к созданию европейской федерации или нескольких федераций
— и в данном случае его рассуждения очень близки к доводам Митрани. Ласки полагал, что проблемы, которые пред стоят решать человечеству по окончании войны, напрямую связаны не с террито риями, а с функциями. К тому же созда ние федераций, с его точки зрения, было сопряжено с рядом почти непреодоли мых трудностей: отсутствием у большин -ства европейских государств сильной исторической традиции сосуществова ния в рамках многонационального го сударства, необходимостью сохранения «культурного национализма» в рамках широкого экономического объединения, наконец, с угрозой, которую несет миру превращение в «систему обособленных федераций»2.
Идеальная международная организация «по Ласки» очень напоминала таковую «по Митрани». Подобно автору «Мира и функционального развития междуна родных организаций», Ласки придержи вался принципа: «структура следует за функцией»3. При этом оба автора при водят сходные примеры, подтверждаю щие этот тезис. Например, и Ласки, и Митрани констатируют, что объединение в области авиации должно носить глобаль -ный характер, в то время как управление железнодорожным транспортом разумно сделать региональным (европейским)4. К глобальной компетенции Ласки отно сит также вопросы, касающиеся банков и
1 Laski H.J. Where Do We Go from Here? .p. 182.
2 Laski H.J. Reflections on the Revolution of Our Time. .p. 264.
3 Laski H.J. London—Washington—Moscow. Partners in Peace? .p. 18.
4 Mitrany D. Op.cit., p. 33.
валют, к региональной — проблемы снаб -жения электричеством. Основное отли -чие теорий Ласки и Митрани состояло в том, что первый в большей степени был социалистом. Проект функциональной международной организации, представ -ленный Ласки в «Размышлениях.», отли -чается повышенным вниманием автора к социально экономическим функциям будущего объединения. Ласки особо подчеркивает важность передачи под международный контроль таких сфер, как займы, бартерные операции, обще ственные работы5. Две функции междуна -родной организации представляются ему наиболее актуальными: оказание помощи отсталым регионам и ликвидация импе риализма в его экономических и полити -ческих проявлениях6. И для Митрани, и для Ласки функциональная организация представляла собой институциональное воплощение мира и безопасности, однако для Ласки путь к миру был сложнее и про легал через социально экономические преобразования на внутри и межгосудар ственном уровне.
Несмотря на критику, которую Ласки высказывал в адрес федералистских про ектов, собственные взгляды он квалифи цировал как «функциональный федера лизм». «Я полагаю, что обойти националь -ный суверенитет можно только следуя по пути функционального федерализма, — говорил он в 1948 г., выступая с лекцией в Фабианском обществе, — международные авиа - и железнодорожные линии, между -народная система энергообеспечения. думаю, возможно совместное планирова ние производства отдельных товаров пер -вой необходимости или же планирование специализации в области производства такой продукции между странами. я считаю вероятным совместное участие в развитии колоний. взаимосвязи, со зданныефункциональнымфедерализмом, приведут к интернационализации валют ной и банковской сфер. Совершенно очевидно, что общая политика в области обороны также неизбежна»7.
Специалисты в области истории поли
5 Laski H.J. Reflections on the Revolution of Our Time. .p. 268.
6 Ibid., p. 269.
7 Laski H.J. Socialism as Internationalism. The Text of a Fabian Autumn Lecture Delivered at the Conway Hall on 9 th December, 1948. — L. : Fabian Publications and Victor Gollancz Ltd., 1949, p. 15.
тических идей довольно редко характе -ризуют Ласки как теоретика междуна -родной организации; студенты, изучаю -щие политологию, знают его, в первую очередь, как видного идеолога плюра листической демократии. Тем не менее значение идей Ласки для последующего развития представлений о междуна -родной организации трудно переоце нить: рождение функционализма в годы Второй мировой войны стало поворотным пунктом в либеральном идеа -лизме. Теория Митрани, с одной стороны, давала международной органи зации второй шанс после фиаско Лиги Наций, с другой — сообщала импульс интеграционным процессам, готовым вот - вот развернуться в Европе и дру -гих регионах мира. При этом нельзя не считаться с тем фактом, что функцио нализма Митрани скорее всего не суще -
ствовало бы в известном нам виде без плюралистической демократии Ласки: выведение понятия «функция» из обла сти внутригосударственных процессов в область процессов международных — это в значительной степени заслуга именно автора «Политической грамматики».
Несмотря на критику, высказанную в адрес функционалистов представи телями последующих поколений тео ретиков международной организации, взгляды Ласки доказали свою практиче -скую состоятельность в рамках многих действующих интеграционных проек -тов — с этой точки зрения обращение к его идейному наследию актуализируется в контексте стремительного разверты -вания на постсоветском пространстве интеграционных процессов, архитек -тором которых является Российская Федерация.