УДК 327.7
Н.В. Соколова*
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФРАНКОФОНИИ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ
Статья посвящена рассмотрению организации Франкофония в системе культурногуманитарной политики Франции на современном этапе. Франкофония, как система мер по распространению французской культуры, языка и демократических ценностей за рубежом, занимает одно из главенствующих мест во внешней политике Французской Республики. Целенаправленная поддержка французского языка и культуры за границей государства стало приоритетным и эффективным направлением государственной политики Франции. Благодаря организации, Франции удается поддерживать тесные отношения с бывшими колониями, тем самым сохраняя эффективное присутствие в стратегически важном регионе, а также за счет статуса наблюдателя усиливать свое политического влияние на не франкоговорящие страны, как Армения, Грузия и т. д. Таким образом, МОФ отражает амбиции Франции по сохранению и распространению своего влияния не только в традиционных регионах, но и по всему миру.
Ключевые слова: Франция, Франкофония, французский язык, культурная политика, внешняя политика, мягкая сила.
N. V Sokolova
La Francophonie in the System of French External Humanitarian Policy
The article is devoted to the examination of the Francophonie organization in the system of cultural and humanitarian policy of France in the 21st century. La Francophonie as a system of measures to spread French culture, language and democratic values abroad, holds one of the key positions in the foreign policy of the French Republic. To provide an active support for the French language and culture abroad has become a priority with the state and a growing trend in modern French policy. France manages to keep close relations with the former colonies, thereby maintaining its effective presence in the strategically important region. Besides, using its observer status, France tries to strengthen political influence on non-French-speaking countries, such as Armenia, Georgia, etc. Thus, Francophonie represents the ambitions of France to extend its influence not only over the traditional areas, but also all over the world.
Key words: France, La Francophonie, the French language, cultural policy, foreign policy, soft power.
* Надежда Владимировна Соколова — магистрант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов, nadinesokolova@yandex.ru.
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Том 15. Выпуск 2
291
В условиях информационного общества XXI в. культурно-гуманитарная дипломатия, использование культурного потенциала является важнейшим направлением внешней политики, без которого невозможно представить успешную реализацию внешнеполитической стратегии, а язык как базис культурно-лингвистического сотрудничества широко используется для достижения национальных интересов государства в системе международных отношений, что целесообразно рассмотреть на примере Французской Республики.
В историческом ракурсе и на современном этапе французский язык и движение Франкофонии демонстрируют взаимосвязь лингвистического фактора и политических вопросов. Обладая такой «мягкой силой», как французский язык и культура, Франция умело использует ее в национальных интересах. Распространение французского языка и культуры признается одним из важнейших факторов усиления влияния Франции в мире, поэтому культура и интересы внешней политики для Франции находятся в неразрывной связи [2, с. 165].
Благодаря грамотной политике, Франции удалось объединить вокруг себя не только бывшие колонии, но и привлечь к объединению страны, не имеющие отношения к французскому языку. При помощи Франкофонии Франция совместно с Бельгией, Канадой и Швейцарией оказывает помощь развивающимся странам Африки. Укрепляются торговые, экономические и политические связи с рядом стран Европы. Франкофония активно координирует свои действия с ООН и Советом по правам человека, Африканским Союзом (АС), ЮНЕСКО и множеством других международных организаций. МОФ приобщает к французскому языку новые страны-члены из Восточной Европы, организует специальные курсы французского языка. Если вспомнить эпоху, когда Франция владела умами всего мира, можно с полной уверенность говорить, что активное распространение французской культуры — действенный инструмент Франции в проведении своей современной международной политики.
Культурно-гуманитарный вектор на протяжении всей истории Французского государства был неотъемлемой составной частью внешнеполитического курса государства. С XVII столетия можно проследить тесную взаимосвязь инструментов «мягкой» и «твердой» силы Франции, когда государство было крупнейшей военной державой и в то же время представителем величайшей культуры, которая распространяла свое влияние повсеместно.
Французский язык, как язык дипломатии, оставался основным до 30-40-х гг. XX в., однако после Второй мировой войны произошла активизация внешней культурно-гуманитарной политики Французской Республики, что было обусловлено новыми политическими и экономическими вызовами, как поиск места в биполярной системе международных отношений, решение колониального вопроса и не упущение государств из зоны влияния Франции.
Точкой отчета присоединения бывших колоний к франкоговорящему движению можно считать 1962 г., когда вышел номер журнала «Эспри» под названием «Французский язык в мире», вступительной статьей в котором стало обращение Л. С. Сенгора.
На сегодняшний день Международная организация Франкофонии объединяет 58 государств, 3 ассоциированных члена и 14 не франкоговорящих наблюдателей, таких как Армения, Венгрия, Грузия, Хорватия. Сферой влияния
Франкофонии являются более 220 млн [1, с. 19] франкофонов, включая лиц с родным и вторым французским языком, что в совокупности представляет 11,28% от всего населения мира.
Страны Франкофонии являются привилегированной сферой сотрудничества [3, р. 9] для Франции, которая выделяет Франкофонию как важнейший структурный элемент внешней политики, через распространение французской культуры, языка, идеологии способствуя дальнейшей культурной экспансии.
Система организации Франкофонии представлена сегодня государственными и полугосударственными организациями, неправительственными организациями, среди которых значимыми являются Международная ассамблея франкоговорящих парламентариев, Международная ассоциация мэров столиц и метрополий (около 80 городов) и иные.
Роль государства в осуществлении внешней культурно-гуманитарной политики Французской Республики является центральной. Так, в МИД Франции Служба по делам Франкофонии осуществляет взаимодействие с организациями движения, подготовку саммитов, реализацию стратегических проектов, в то время как Генеральная дирекция по международному сотрудничеству координирует отраслевые программы.
Министерство культуры и коммуникаций Франции, а именно Генеральная делегация по французскому языку и языкам Франции ОСЬБи и Отдел внешних связей, контролирует лингвистическую политику в государстве и отвечает за программы сотрудничества, такие как Международный день Франкофонии и Недели французского языка.
Активное распространение французского языка и культурных ценностей сегодня все больше реализуется через СМИ, например через канал ТУ5Мопс1е и радио ЮД. ТУ5Мопс1е вещает более чем в двухстах странах круглосуточно, его принимает более 25 млн человек, что делает его третьим в мире по рейтингу популярных каналов. А радио ежедневно находит отклик у 46 млн человек. Усиление присутствия французских СМИ подчеркивает укрепляющееся медиавлияние Франции за рубежом и является одним из приоритетных стратегических проектов государственных структур Франкофонии.
Сегодня Международная организация Франкофонии постепенно выходит из русла культурно-гуманитарной политики и политизируется. Тенденция политизации Франкофонии и постепенный выход за рамки культурно-лингвистической организации вызваны изменениями международной обстановки после «холодной войны» и в связи с этим необходимостью повышения политического веса Франкофонии и авторитета самих государств-членов в решении международных проблем. Политическая вовлеченность государств-членов в свою очередь позволяет Французской Республике удерживать свое влияние на франкофонные страны, распространять его на другие государства, включая их в организацию на статусе наблюдателя, и в то же время реализовать свои национальные интересы на основе поддержки членов МОФ.
Политические и экономические проблемы международной системы широко интегрируются в зону ответственности международной организацией Франкофонии. Такие структуры, как Конференция женщин Франкофонии, Франкофонный деловой форум, Ассоциация франкофонных послов,
Ассоциация мэров франкофонных и частично франкофонных городов и столиц, давно ведут свою деятельность на постоянной основе.
Процесс политизации организации выражен в активной деятельности по ряду политических проблем. Так, на Саммите в Бейруте в 2002 г. была обсуждена проблема урегулирования ближневосточного конфликта в русле мирного разрешения проблемы.
В русле политики консолидации африканских государств Франция и члены организации поддержали учреждение Африканского Союза. Растущая активность организации в Африке, выходящая за рамки государств — бывших колоний Франции, подтверждается тесным сотрудничеством Франкофонии с ООН, Африканским Союзом и ЕС по ряду ключевых конфликтов. Так, в декларации, принятой на конференции в Шарм-эль-Шейхе 2004 г., были обозначены позиции государств-членов по процессу мирного урегулирования конфликтов в Судане, Кот-д’Ивуаре, Гаити, Гвинее, ЦАР и т.д.
Таким образом, в современных условиях Франкофония как система мер по распространению французской культуры, языка и демократических ценностей за рубежом занимает одно из главенствующих мест во внешней политике Французской Республики. Целенаправленная поддержка французского языка и культуры за границей государства стала приоритетным и эффективным направлением как государственной политики Франции, так и неправительственных организаций.
Современная деятельность Международной организации Франкофонии обусловлена политическими тенденциями системы международных отношений. А стремление Франции усилить политическую роль организации отражают взаимосвязь культурно-лингвистических и политических факторов, где культурный вектор внешней политики Франции представлен в реальном и практическом измерении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Косенко С. И. Политика и система Франкофонии в эпоху глобализации (европейские аспекты) // Вестник МГИМО.— 2011.— № 2.— С. 21-45.
2. Чернов И. В. Международная организация Франкофонии: лингвистическое измерение мировой политики.— СПб.: СПБГУ, 2006.— 224 с.
3. Штрай ёсопоп^ие с1е 1а 1аг^ие &ап£а1ве е1 с1е 1а БгапсорЬоше. 2012. ОЬвегуаМге
с1е 1а 1аг^ие с1е Ю^ашваИоп п^егпайопак с1е 1а БгапсорЬоше. 1Л1Ь: т\т\г.&апсо-
phonie.org/IMG/pdf/Impact_economique_de_la_langue_francaise_et_de_la_Francophonie.pdf