Научная статья на тему 'Международная научно-практическая конференция «Педагогическое сопровождение тендерного самоопределения личности: проблемы, опыт и перспективы социальных институтов»'

Международная научно-практическая конференция «Педагогическое сопровождение тендерного самоопределения личности: проблемы, опыт и перспективы социальных институтов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научно-практическая конференция «Педагогическое сопровождение тендерного самоопределения личности: проблемы, опыт и перспективы социальных институтов»»

Научная жизнь

обучения общеобразовательной школы и вуза новых систем оценки качества образования и образовательных достижений обучающихся рассматриваются:

• широкое обсуждение новых параметров оценки качества образования в педагогическом сообществе с помощью публикаций в печати, интернет-общения, научно-практических конференций и семинаров; в связи с этим рекомендовать журналу «Вестник ВятГГУ» организацию раздела «Новые формы аттестации обучающихся в контексте преемственности обучения в школе и вузе»;

• активизация информационно-аналитической работы всех заинтересованных в развитии образования структур, обеспечивающей распространение информации, в направлении организации общественного обсуждения новых критериев качества образования, новых форм аттестации учителей и педагогов, механизмов участия представителей гражданского общества и работодателей в оценке качества образования;

• внедрение проектного метода работы, реализуемого совместно профессорско-преподавательским составом университета совместно с образовательными учреждениями.

Данное событие выступает как значимое в научной жизни не только физико-математического факультета и ВятГГУ, но и всей системы российского образования.

О. В. Коршунова, член оргкомитета конференции, доктор педагогических наук, доцент по кафедре дидактики физики и математики ВятГГУ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕНДЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ»

Гендерное самоопределение личности является характеристикой демократического общества и результатом деятельности всех социальных институтов. Немаловажную роль в этом играет педагог как носитель гендерной культуры общества. В рамках мероприятий, посвященных Году учителя, 19-20 октября 2010 г. на базе педагогического факультета проведена Международная научно-практическая конференция «Педагогическое сопровождение гендерного самоопределения личности: проблемы, опыт и перспективы социальных институтов».

Организаторами конференции выступили ВятГГУ, Управление образования администрации г. Кирова и МОУ ДПО «Центр повышения квалификации работников образования» г. Кирова.

Основной целью конференции было интегрирование усилий международного сообщества в решении проблемы педагогического сопровождения гендерного самоопределения личности в условиях социальных институтов.

В первый день конференции были проведены пленарное заседание, дискуссионная трибуна, заседания секций на базе ВятГГУ.

В конференции приняли участие более 250 чел., из них: очно - 198 чел. и заочно - 59 чел. Это ученые в разных областях науки, а также работники дошкольного образования, учителя и завучи школ и учреждений дополнительного образования из городов: Арзамаса, Архангельска, Волгограда, Глазова, Ижевска, Инты, Йошкар-Олы, Кирова, Кирово-Чепецка, Москвы, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Перми, Сергиева Посада, Слободского, Советска, Сыктывкара, Таганрога, Тольятти и др. Кроме того, представители США, Германии, Китая, Украины, Казахстана, Латвии, Кыргызстана, Армении, Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Республики Коми.

На пленарном заседании обсуждались теоретические аспекты гендерного самоопределения личности дошкольников и школьников (Т. В. Ма-шарова, Л. И. Столярчук, О. В. Прозументик), влияния гендерной культуры семьи на самоопределение личности (Н. Ю. Ерофеева), педагогического сопровождения гендерного самоопределения личности как условие профилактики асоциального поведения школьников (Т. В. Малова).

Одной из интересных форм на конференции стала дискуссионная трибуна «Гендерное равенство и его влияние на гендерное самоопределение личности в социокультурном пространстве России». Дискуссия прошла очень живо и увлекательно. Активное участие приняли все выступающие. Особенно следует отметить выступления гостей: Меллори Хотоп (США) и Ли Вэнтин (Китай).

Немаловажное значение для конференции имело заседание секций по направлениям: «Культурно-исторические и психолого-педагогические основы гендерного самоопределения личности в России и за рубежом» (рук. В. Б. Помелов), «Современные технологии педагогического сопровождения гендерного самоопределения личности» (рук. Т. В. Машарова), «Семья как фактор педагогического сопровождения гендерного самоопределения личности» (Л. Н. Береснева).

Во второй день конференции был представлен передовой педагогический опыт в решении проблемы педагогического сопровождения гендерного самоопределения личности в условиях социальных

институтов г. Кирова (детские сады, школы, вуз, библиотека), проведены мастер-классы: «Реализация гендерного подхода на мастерской сотворчества «Дочки-матери» (Е. О. Галицких), «Сексуальность в свете Библии» (В. В. Зеленская), «Возможности тренинга в развитии женственности и мужественности студентов » (Е. Л. Никитина), «Театр - гендер - семья» (Л. М. Машковцева).

Итогом конференции явился дискуссионный круглый стол по принятию резолюции, в которой была подтверждена актуальность и необходимость продолжения работы по педагогическому сопровождению гендерного самоопределения личности. Отмечается содержательная сторона программы конференции, ее научность и многообразие активных форм и методов работы. Доклады отражали фундаментальный и практи-ко-ориентированный характер исследований. Эффективной была практическая часть конференции, прозвучали предложения о необходимости ее освещения в сборнике научных статей.

На конференции были раскрыты концептуальные подходы и технологии педагогического сопровождения гендерного самоопределения личности в России и за рубежом. Среди них наиболее приемлемыми и эффективными для современного общества стали две концепции: теория социальной конструкции гендера и теория ген-дерной системы.

Доклады представителей регионов России и ближнего зарубежья раскрыли богатые потенциальные возможности социальных институтов в создании социокультурной среды для гендер-ного самоопределения личности. Наиболее эффективными в работе являются произведения искусства и современные технические средства, отражающие совокупность культурно обусловленных художественных образов мужчины и женщины, составляющих как идеалы мужественности и женственности, так и многообразие проявлений, связанных с вариабельностью мужско-

го и женского поведения в ситуации гендерного равенства. Человек рожден быть свободным и имеет право знать все. Главное, чтобы это носило ненасильственный характер и содействовало осознанному и ответственному выбору.

Семья, детский сад и школа являются главными носителями гендерной культуры. Мужское и женское начала должны гармонировать и взаимодо-полнять друг друга. Поэтому надо стремиться к сохранению полной семьи, а в детском саду, школе и учреждениях дополнительного образования - к созданию условий для работы педагогов-мужчин.

Раздельное обучение мальчиков и девочек возможно как альтернатива совместному обучению, а не как обязательное условие педагогического сопровождения гендерного самоопределения личности.

Гендерный подход в образовании должен дополнять возможности государственного образовательного стандарта и охватывать содержание учебных занятий, организацию режимных моментов и внеклассной работы. В системе непрерывного образования важно учитывать возрастные особенности (сензитивные и кризисные периоды) гендерной идентификации и дифференциации, а также ведущий вид деятельности в организации форм и выборе методов педагогического сопровождения детей. Все современные педагогические технологии можно использовать в решении данной проблемы. Педагогические условия должны способствовать успешной реализации возможностей мальчиков и девочек в учебно-воспитательном процессе.

К. С. Бажин, кандидат педагогических наук, доцент по кафедре практической психологии, декан педагогического факультета ВятГГУ;

Т. В. Малоба, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики ВятГГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.