© Молчан А.С., Сорокожердьев В.В., Соболев Э.В., 2013
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТКРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ»
А.С. Молчан, В.В. Сорокожердьев, Э.В. Соболев
Международная научно-практическая конференция «Экономико-правовые аспекты системного социально-экономического обновления России: перспективы посткризисного развития» состоялась 26 апреля 2013 г. в г. Краснодаре, в Краснодарском филиале Финансового университета при Правительстве РФ.
Данная конференция является очередной, второй по счету, в ряду международных научных конференций, проводимых в весенний период в г. Краснодаре под эгидой Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве РФ и КРОБФ «Научно-образовательные инициативы Кубани», в дальнейшем предполагается проведение данных научных форумов на регулярной основе. Согласно общей концепции конференции, в центре научной проблематики проводимых дискуссий находятся экономические и правовые аспекты стратегии социохозяйственного развития современной России, в обсуждении которых участвуют как известные ученые и специалисты, так и широкий круг обществоведов, бизнесменов, научной молодежи, представляющих, прежде всего, Юг России, а также ближнее и дальнее зарубежье.
Организационное и научно-методическое содействие в проведении конференции было оказано со стороны Южного научного центра РАН, Центрального экономико-математического института РАН, Южной секции содействия развитию экономической науки Отделения общественных наук РАН, Финансового университета при Правительстве РФ, Краснодарской региональной просветительской общественной организации «Общество “Знание”», Краснодарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».
В работе конференции приняли участие, в соответствии с ее тематикой и направленностью, не только представители экономической науки из более чем 10 различных вузов Южного макрорегиона, но также и правоведы, социологи и бизнесмены из Ростова-на-Дону, Краснодара, Майкопа, Нальчика, Новороссийска, Пятигорска, Армавира; международный уровень конференции подтвердили своим участием ученые из Польши и Украины. Общее количество участников составило более 60 человек, в том числе более 40 докторов и кандидатов наук.
В ходе работы конференции состоялись пленарное заседание, 4 секционных заседания по следующим темам: «Противоречия и потенциал развития России в контексте укрепления национальной конкурентоспособности», «Трансформация задач и компетенций права в условиях современной России», «Развитие финансовой сферы России и системы учета: проблемы обновления, обеспечения автономности и возможности включения в мирохозяйственную систему», «Экономические основы обеспечения социальных, гуманитарных и экологических приоритетов»; круглый стол по теме «Экономико-правовые механизмы формирования высококачественного общедоступного образования, науки, здравоохранения, культуры».
Открывая конференцию, директор Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, сопредседатель Организационного комитета Э.В. Соболев подчеркнул ее важность и значимость для решения ряда актуальных экономических и правовых проблем развития современной России, которые действительно нуждаются в соответствующей сбалансированной научной оценке, в то время как результаты проводи-
мых исследований могут также найти применение в совершенствовании и приближении к современным реалиям системы воспитания научной молодежи, повышении качества научно-исследовательской деятельности и учебного процесса в целом.
В приветственном слове участникам конференции сопредседатель Организационого комитета, президент КРОБФ «Научно-образовательные инициативы Кубани» В.В. Сорокожердьев отметил уже наметившуюся положительную динамику в проведении данных конференций с точки зрения их научного уровня, статуса участников и соорганизаторов, а также преемственность в отношении других мероприятий, проводимых Фондом совместно с ведущими вузами Юга России. В силу того, что подобные научные форумы, посвященные актуальным проблемам формирования современной стратегии социохозяйствен-ного развития России, проводятся под эгидой Фонда на протяжении уже длительного периода, они приобрели известность и авторитет в научных кругах страны и по праву носят статус международных научных мероприятий.
В своем докладе на тему «Роль убеждения как мотиватора продуктивной деятельности» доктор экономики, профессор Высшей школы международного и регионального сотрудничества В. Богуславский (г. Варшава, Польша) остановился на социально-психологических аспектах научной и практической деятельности в сфере экономики. По его мнению, гуманитарные науки исходят из разных парадигм - основных представлений о человеке, при этом если «чистая» экономическая теория видит человека рациональным и эгоистическим, то психология, особенно социальная, доказывает, что сознание человека представляет собой результат его развития и поддается различным влияниям. Данные социопсихологические факторы, как утверждает докладчик, являются наиболее важными и определяющими негативные социально-эконо-мичсекие тенденции в современной России. Отсутствие веры в возможность что-либо изменить к лучшему не позволяет российским преподавателям бороться за собственные права, достойную заработную плату и учебную нагрузку, позволяющую заниматься реальной, а не номинальной научной работой.
На предприятиях работодатели не доверяют работникам, поэтому платят им минимум, предполагая минимум производительности их труда. Работники не стремятся работать лучше, потому что не верят, что от них что-либо зависит, что приводит к низкому качеству товаров и услуг российского производства. Возникает «порочный круг», разорвать который невозможно без эволюции или революции.
В таких условиях эволюция может быть ускорена, как считает ученый, только за счет образования, просвещения широких масс населения, именно таким образом можно достичь результатов объявленной модернизации.
Доклад доктора экономических наук, профессора Кубанского государственного аграрного университета Н.В. Климовой (г. Краснодар) был посвящен анализу роли малого бизнеса, который является неотъемлемой частью рыночной экономики. Важнейшими его положительными характеристиками названы особая мобильность, маневренность, адаптивность, гибкость.
Сегодня вклад малых предприятий в оздоровление экономики России, явно недостаточен, хотя поддержка их развития в последние годы заявлена как одна из наиболее важных задач государства, решение которой рассматривается как возможность ускорения происходящего в России процесса модернизации экономики - перевода ее на инновационный путь развития. Однако, несмотря на обилие форм и способов поддержки малого бизнеса, уже доказавших свою высокую эффективность за рубежом, анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что в нашей стране они приносят весьма ограниченные результаты. Чем больше сумма, закладываемая в федеральные программы поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), тем ниже их эффективность, тем хуже используются выделенные деньги.
Одна из причин медленного развития малого бизнеса видится именно в проводимой государством политике в этой сфере, которая носит в основном декларативный характер, а практика ее реализации представляет собой отдельные, не связанные в единую систему меры. Ученый отмечает, что коренному перелому ситуации в данной сфере может послужить определение и реализация основных
целей государственной политики в области развития российского малого бизнеса:
- создание благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности;
- устойчивое развитие малого бизнеса как фактора формирования конкурентной среды и среднего класса российского общества;
- расширение самозанятости населения;
- увеличение доли участия малого бизнеса в формировании валового внутреннего и валового регионального продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджета.
Доктор юридических наук, профессор Краснодарского университета МВД России
А.Н. Жеребцов, сделавший доклад на тему «Критерии построения системы отрасли публичного права», акцентировал внимание на том, что необходимость оптимизации государственного управления, появление новых сфер общественных отношений, в управлении которыми государство ранее не участвовало, осуществление защиты прав и свобод личности, вовлеченных в сферу публичных отношений, требуют новых подходов в формировании нормативно-правовой основы деятельности органов исполнительной власти и исполнительнораспорядительных органов местного самоуправления. Вопросам совершенствования государственно-управленческой деятельности уделялось внимание и в целом ряде актов Президента и Правительства РФ.
На основе анализа отечественной и зарубежной правотворческой и правоприменительной практики в данной сфере, а также анализа точек зрения ученых-юристов в докладе были выделены важнейшие критерии построения системы современного административного права:
- цель административного права, сформированная государственной властью (Президентом и Правительством РФ);
- административно-правовая политика, которая понимается как вид государственной политики в различных сферах общественной жизни, облекаемая в юридическую форму, является процессом государственного властвования, имеющим собственное содержание, которое выражено в комплексе элементов (включая объекты, цели, задачи, функции, принципы, со-
держание, субъекты, формирующие и реализующие государственную политику, приоритеты и последствия ее реализации), действующих в определенной сфере общественных отношений и представляющих собой форму государственно-политической деятельности;
- научная теория, обосновывающая на научно-теоретическом уровне содержание и системы отрасли административного права;
- предмет административно-правового регулирования управленческих отношений, то есть отношений, возникающих в процессе осуществления уполномоченными органами государства административнопубличной деятельности;
- направление управленческого воздействия субъекта на объект управления в результате административно-публичной деятельности.
Основываясь на предложенных критериях построения системы административного права, можно формировать систему элементов данной отрасли права, которая складывается из внутреннего и внешнего административного права, а те, в свою очередь, - из институтов и подотраслей права. Кроме этого, представляется уместным признать, что данные критерии могут быть использованы для дальнейшего исследования вопросов системы административного права современной России.
В докладе доктора экономических наук, профессора Института экономики, права и гуманитарных специальностей Л.Л. Игониной (г. Краснодар) было отмечено, что задачи разработки стратегий выхода на траекторию качественно нового социально-экономического развития определяют новые требования к развитию российской финансовой системы и определению приоритетов финансовой политики, связанные с созданием необходимых предпосылок обеспечения устойчивой динамики национальной экономики и роста общественного благосостояния.
Модель российской экономики базируется на высококонцентрированной собственности, олигополистической структуре производства и расширенном государственном участии, прежде всего, в секторе крупных организаций, ориентирована на вывоз сырьевых ресурсов, функционально зависит от динамики глобальной экономики и финансов. Соответственно,
обслуживающая ее финансовая система отличается определенными структурно-функциональными характеристиками, в совокупности определяющими ее неэффективность. К данным характеристикам относятся:
- повышенная концентрация, асимметрия финансового развития, расширенное государственное участие;
- низкий уровень финансового развития, недостаточная мощность финансовых институтов;
- российский финансовый рынок носит преимущественно спекулятивный характер, его инвестиционная функция реализуется в недостаточной степени;
- неразвитость бюджетного инструментария финансового обеспечения инвестиционно-инновационных процессов;
- зависимость от состояния внешней конъюнктуры на рынках нефти, мировых финансовых рынков, иностранных инвесторов.
Модернизация финансовой системы России, связанная прежде всего с ее направленностью на обслуживание целей развития реального сектора, предполагает кардинальное изменение подходов к формированию финансовой политики. Разбалансированное развитие финансового и реального секторов усугубляет риски кризисного функционирования в каждом из них. Необходим переход от финансовой политики, обеспечивающей общую финансовую стабилизацию, к селективной политике, взаимоувязанной с инновационной, инвестиционной, промышленной и структурной политикой.
В докладе на тему «Современная экономическая политика России в свете мирового опыта - восприятие худшего и отрицание полезного в достижении социального благополучия?», представленном кандидатом экономических наук, президентом КРОБФ «Научно-образовательные инициативы Кубани»
В.В. Сорокожердьевым, была сделана попытка рассмотреть наиболее острые проблемы формирования и реализации экономической политики страны в контексте внутренней и международной конкурентоспособности. Исследователь отмечает, что изначально при рассмотрении данной проблематики вызывает сомнения официальная точка зрения (поддерживаемая значительным числом либеральных экономистов, том числе представляющих
Высшую школу экономики), согласно которой прохождение острой фазы мирового финансового кризиса экономикой России на фоне других стран следует расценивать как весьма удовлетворительное, особенно с точки зрения сохранения уровня социальных стандартов. В то же время непредвзятый анализ количественных (включая масштабы рецессии и затрат на ликвидацию ее последствий) и особенно качественных параметров функционирования и управляемости российской экономики позволяет о значительном ухудшении ее положения, тем более в сравнении с наиболее успешными экономиками из класса развивающихся и развитых государств.
Для преодоления реального социохозяй-ственного кризиса в стране необходимо проведение ряда первоочередных мер:
- устранение превалирования теневой экономической политики (ее гипертрофированное развитие видится в качестве одной из основных причин кризисных явлений в мировом хозяйстве и деградации отдельных национальных экономик);
- создание механизмов открытости и налаживание продуктивного диалога с иными акторами в деятельности управленческих и правовых инстанций, позволяющих кардинально улучшить состояние инвестиционного климата, обеспечить позитивные структурные преобразования в экономике, социальной и хозяйственной инфраструктуре, стимулировать эффективное функционирование социальных лифтов;
- проведение адекватных действий в достижении социальной справедливости, включая, прежде всего, кардинальное изменение пропорций первичного и вторичного распределения доходов (сохранение плоской шкалы индивидуального подоходного налогообложения является в такой ситуации позорным анахронизмом сохранения, по сути, феодальных взаимоотношений при формировании доходов и собственности, а также провокатором конфликтности и нарушения законности практически во всех сферах жизнедеятельности общества).
По итогам конференции опубликован сборник статей по основным направлениям работы конференции. Для подтверждения практической апробации работы непосредственно на конференции ее участникам были выданы соответствующие свидетельства.