НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МИР ГЛАЗАМИ ДУШИ, ДУША ГЛАЗАМИ МИРА»
15-17 октября 2015 г. в Варшаве в Библиотеке Варшавского университета прошла международная научная конференция «Мир глазами души, душа глазами мира. Антропологические и языковые образы души в межкультурной перспективе» («Swiat oczyma duszy, dusza w oczach ^ай. Antropologiczm-j§zykowe wizerunki duszy w perspektywie mi§dzykulturo-wej»), организованная Институтом славистики Польской академии наук, Институтом востоковедения Варшавского университета и Фондом славистики. В конференции приняло участие более 80 ученых, среди которых были исследователи из Польши, а также из России, Беларуси, Украины, Франции, Словакии, Литвы и Чехии, специалисты в области социологии, культуры, истории, психологии, языкознания и литературы. Были выслушаны доклады исследователей из Университета в Гданьске, Ягел-лонского университета, Педагогического университета им. Комиссии народного образования в Кракове, Католического университета Иоанна Павла II в Люблине, Университета им. Марии Кюри-Склодовской в Люблине, Опольского университета, Университета им. Адама Мицкевича в Познани, Силезского университета в Катовице, Университета в Торуни, Варшавского университета, Вроцлавского университета, Академии им. Яна Длугоша в Ченстохове, Поморской академии в Слупске, из институтов Польской академии наук: Института археологии и этнологии, Института польского языка, Института развития села и сельского хозяйста, а также из Института славистики ПАН. В конференции приняли участие выдающиеся ученые из-за границы. Были представлены крупные исследовательские центры Восточной и Западной Европы: Институт славяноведения Российской академии наук, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российский государственный гуманитарный университет, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Карлов университет в Праге, Парижский университет, Киевский национальный университет им. Тараса
Шевченко, Вильнюсский университет, Университет Константина Философа в Нитре, Даугавпилсский университет, Белорусский государственный университет в Минске и др.
За три дня было прочитано 78 докладов. Каждый день проходили два пленарных заседания, а также работали параллельно четыре секции. Докладчики уделяли внимание разным аспектам проявления души и ее восприятия как в традиционных религиях, так и в литературных произведениях, во фразеологизмах и паремиях. Участники конференции пытались ответить на вопрос о восприятии мира «сквозь призму души», уделяли внимание описанию чувств, учитывали роль интуиции и психики, пытались провести границу между миром материальным, воспринимаемым органами чувств, и духовным, который кажется уникальным и неповторимым, подчеркивали трансцендентную перспективу обрядов и духовных практик. Внимание уделялось и восприятию души миром - не только сквозь призму философии, но также неврологии. Важной темой оказалась концептуализация души в языке, а также в изобразительном искусстве и литературе.
Конференцию открыло пленарное заседание, в рамках которого выступили два докладчика. С. М. Толстая предприняла попытку обобщить и систематизировать мифологические представления о переселении душ (в других людей, в животных, растения, стихии и др.), отраженные в фольклоре и поверьях разных славянских традиций («Метемпсихоз в славянских народных представлениях»). А.Марыняк обратила внимание на то, что хотя душа не является предметом анализа неврологии, ее атрибуты, а также сфера духовности человека все чаще вызывают интерес исследователей («Cien duszy w neuronaukach?» - «Тень души в невронауках?»).
Дальнейшая работа конференции 15 октября проходила по четырем секциям, в рамках которых было прочитано 24 доклада. Выступающие уделяли внимание различным аспектам души, характеризуя ее с перспективы разных научных дисциплин, начиная с этимологии и этнологии и вплоть до изобразительного искусства литературоведения и философии. М. Якубович в докладе «Fizyczny i duchowy aspekt duszy w swietle etymo-logii jej nazwy» («Физический и духовный аспекты души в перспективе этимологии ее названия») на основе этимологического анализа предприняла попытку выявить духовные и физические компоненты, составляющие концепт ДУША. О. В. Белова на материалах, записанных в ходе экспедиций в различные регионы России и Белоруссии (2011-2015 гг.), проанализировала рассказы о вещих снах и видениях, а также некоторые
элементы обрядности, отражающие традиционные народные поверья и дающие возможность реконструировать механизмы заимствования верований в результате контактов славянской и еврейской культур («Восточнославянские и еврейские народные рассказы о явлении души [к проблеме взаимодействия фольклорных традиций]»). А. Б.Мороз на материале полевых записей 1990-2010-х гг., сделанных в Архангельской области, рассказал о представлениях о странствованиях души покойника и о ее взаимодействии с живыми («Путешествия души на этом и том свете. Современная севернорусская традиция»). Л. Яновец предметом своего сообщения избрал концептуализацию души в чешских фольклорных текстах. Д. Айдачич в докладе «Сербские фразеологизмы с лексемой душа в сопоставлении с другими славянскими языками» заметил, что в сербских фраземах душа указывает на промежуточное состояние между жизнью и смертью, между материальным и духовным. О душе в тюркских фразеологизмах и пословицах рассказала К. Б. Станек «Obraz duszy we frazeo-logizmach i przyslowiach tureckich» («Образ души в тюркских фразеологизмах и паремиях»). В. Высочанский проанализировал отношения между душой и телом на основе разных источников, в частности, корпуса польского языка «Wyrazy dusza i ciato. Kolokacyjnosc slów i kontekstowa aktualizacja znaczenia DUSZA» («Слова душа и тело. Коллокации слов и контекстная актуализация значения ДУША»).
Одна из проходивших 15 октября секций была посвящена душе в изобразительном искусстве. Л.Мороз-Гжеляк в докладе «Ksztalt duszy w sztukach plastycznych. Mi^dzy sfer^ sacrum a profanum» («Форма души в изобразительном искусстве. Между сферой sacrum и profanum») рассказала об изображениях души в католическом и православном религиозном искусстве. Б. Пурц-Стемпняк сосредоточилась на изображениях души на созданном в XV в. триптихе «Страшный суд» Ганса Мемлинга («Troska o zabezpieczenie duszy w oltarzu Sqd ostateczny Hansa Memlinga»). У. Лер проследила многообразие форм проявления и функционирования души, которая вопреки теориям, отрицающим ее существование, является культурным символом и семантическим десигнатом вечной жизни («Dusza - kulturowy klucz do niesmiertelnosci» - «Душа - культурный ключ к бессмертию»). К. Дата проследила восприятие понятия душа в произведениях Я. Кохановского. О восприятии души в литературных произведениях говорили также Л. Бановская (на материале польской поэзии эпохи романтизма), Л. Пушак (в произведениях В. Пидмогильного) и Й. Сколик (в сочинениях Д. Конрада).
Во второй день конференции, 16 октября, заседания проходили параллельно в четырех секциях, прошли также два пленарных заседания, было прочитано 26 докладов. В каждой секции выделялось несколько тематических блоков. Докладчики уделяли внимание понятию души в культурах Азии (Й. Юревич, К. Ратайчик, М. Новаковская, А. Стащик), в духовных произведениях (А. Новицкая-Струская, И.Борковский), анализировали поверья о демонах (М. М. Валенцова, доклад «Мультипликация души: славянские поверья о полудемонах»), рассказывали об изображениях души вурдалака в художественной литературе (К. Арчишевская, доклад «Postmodernistyczna koncepcja duszy wampira (na podstawie powiesci Wiktora Pielewina)» - «Постмодернистская концепция души вурдалака [на основе романа Виктора Пелевина]»). Внимание уделялось также изображениям души в поэзии (Е. Янчук в докладе «Душа в восприятии Марины Цветаевой», Л. Багинская, Г. Ружаньская), в частности в произведениях современной польской поэзии (Д. Филар в докладе «J^zykowa narracja o „w^druj^cej duszy marzyciela" i jej realizacje w wybranych teks-tach polskiej poezji wspólczesnej» - «Языковой нарратив о странствующей душе мечтателя и ее воплощения в избранных текстах современной польской поэзии», К. Стемпель-Ганчарчик в докладе «„[A] nasze dusze smutne maj^ pyski, lez^ na dywanie. wyjq. nie daj^ zyc" (J. Mansztajn „O duszy"). Dusza w najnowszej poezji polskiej» - «Й. Манштайн „О душе". Душа в новейшей польской поэзии»).
Интерес аудитории вызвали доклады, использующие в качестве исследуемого материала фразеологию славянских языков: «ДУША в кругу других „органов чувств" (на материале фразеологии славянских языков)» Е. Л. Березович, «Нарративы о покойниках и народная фразеология о душе в традиционной культуре староверов Латгалии» Е. Короловой. Е. Л. Бе-резович на материале различных славянских языков и диалектов проанализировала фразеологизмы, имеющие значение чувств и включающие в свой состав слово душа и названия других частей тела; обратила внимание на зависимость между характером желаний и чувств и названиями тех частей тела, которым приписывается способность их испытывать. Интерес вызвали также выступления, посвященные образу души в чешском и словацком языках. И. Ванькова в докладе «Чешская картина души. Контексты, концептуализации, реконцептуализации» не только вывела профили понятия душа, но также показала народное понимание души и его отражение в произведениях чешской литературы XIX в. и поэзии XX в. Н. Корина в докладе «Душа и сердце в русских и словацких текстах
по данным сопоставительного лингвокогнитивного анализа» на основе текстов национальных корпусов русского и словацкого языков проанализировала концепты душа и сердце в обоих языках.
В последний день конференции, 17 октября, было заслушано 26 докладов. Прошли два пленарных заседания, работали параллельно четыре секции. Обширным был блок, посвященный восприятию и изображениям души в культурах Азии и Африки (Д. Бжозовская, Э. Сиверская), а также в иудаизме (Р. Марцинковский, А. Пентек). Несколько докладов было посвящено лингвистическому анализу концепта. О. Е. Фролова («О русской душевности») уделила внимание семантике прилагательного душевный и наречия душевно. O. Макаровская («Концепты DUSZA и ДУША в польских и русских паремиях») рассказала о специфике и культурном подобии концептов dusza и душа на материале польских и русских паремий. М. Скаб сосредоточилась на диахроническом анализе концепта душа (материал охватывал тексты с XI по XXI вв.) в украинском языке в сравнении с польским и русским языками («Koncept DUSZA w j^zyku ukrainskim na tle innych j^zyków» - «Концепт ДУША в украинском языке на фоне других языков»). Г. Кабакова предложила проанализировать, что является душой животных, растений и артефактов с точки зрения славянских и романских языков и диалектов, и попытаться ответить на вопрос, как эта душа соотносится с другими центральными понятиями в восприятии человека - духом и сердцем («Душа вещей и зверей»). И. Бур-кацка уделила внимание словообразовательным возможностям слова душа («Slowotwórczy obraz duszy» - «Словообразовательный образ души»). В. Шулевская сосредоточилась на анализе польских и славянских антропонимов, мотивированных словом душа («Dusza w slowianskiej antropo-nimii» - «Душа в славянской антропонимии»).
В последний день конференции внимание уделялось также религиозному восприятию души. A.A. Кожинова рассказала о триаде «дух - душа - дыхание» в творениях Кирилла Туровского, относящей епископа к сторонникам представления о трехчастности человеческой природы. А Б. Лукарская уделила внимание противопоставлению души и тела в духовных текстах XVII и XVIII вв. («„Ten nasz dom - cialo..." O barokowych wojnach duszy z cialem na podstawie wybranych przekazów pismiennictwa religijnego XVII i XVIII wieku» - «„Этот наш дом - тело..." О барочных войнах души с телом на основе избранных текстов духовной литературы XVII и XVIII вв.»). Й. Панасюк предметом своего выступления сделала образ души в рукописях и старопечатных монастырских книгах XVII-
XVIII вв. И. Мытник рассказала о религиозном аспекте души в восприятии св. Магдалины-Софии Бара.
Докладчики обращали внимание также на литературные представления души. А. Подставка проанализировала соотношение души и тела в пьесах Я. Каспровича («Dusza i cialo w dramaturgii Jana Kasprowicza» -«Душа и тело в драматических произведениях Я. Каспровича»), а М. Лип-ская внимание уделила пьесе «Диббук» С. Ан-ского.
Докладчики, выступившие на конференции, рассуждали о различных проявлениях и аспектах души, пытались определить ее истину с точки зрения разных научных дисциплин, и, хотя за три дня им не удалось ответить на все затронутые вопросы, можно надеяться, что варшавская встреча стала импульсом для того, чтобы в очередной раз погрузиться в рассуждения об отношениях между материальным (физическим) и духовным (непознаваемым, трансцендентным). Выступления сопровождались оживленными, а иногда бурными дискуссиями, что свидетельствует об актуальности и остроте темы прошедшей конференции.
Э. Масловская, Д. Пазио-Влазловская
Сведения об авторах:
Масловская Эва (Mas+owska Ewa), доктор гуманитарных наук, научный сотрудник Института славистики Польской академии наук. E-mail: ejmaslowska@gmail. com
Пазио-Влазловская Дорота (Pazio-Wlaz+owska Dorota), кандидат гуманитарных наук, научный сотрудник Института славистики Польской академии наук. E-mail: [email protected]