Научная статья на тему 'Международная научная конференция«Мир глазами души, душа глазами мира»'

Международная научная конференция«Мир глазами души, душа глазами мира» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научная конференция«Мир глазами души, душа глазами мира»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МИР ГЛАЗАМИ ДУШИ, ДУША ГЛАЗАМИ МИРА»

15-17 октября 2015 г. в Варшаве в Библиотеке Варшавского университета прошла международная научная конференция «Мир глазами души, душа глазами мира. Антропологические и языковые образы души в межкультурной перспективе» («Swiat oczyma duszy, dusza w oczach ^ай. Antropologiczm-j§zykowe wizerunki duszy w perspektywie mi§dzykulturo-wej»), организованная Институтом славистики Польской академии наук, Институтом востоковедения Варшавского университета и Фондом славистики. В конференции приняло участие более 80 ученых, среди которых были исследователи из Польши, а также из России, Беларуси, Украины, Франции, Словакии, Литвы и Чехии, специалисты в области социологии, культуры, истории, психологии, языкознания и литературы. Были выслушаны доклады исследователей из Университета в Гданьске, Ягел-лонского университета, Педагогического университета им. Комиссии народного образования в Кракове, Католического университета Иоанна Павла II в Люблине, Университета им. Марии Кюри-Склодовской в Люблине, Опольского университета, Университета им. Адама Мицкевича в Познани, Силезского университета в Катовице, Университета в Торуни, Варшавского университета, Вроцлавского университета, Академии им. Яна Длугоша в Ченстохове, Поморской академии в Слупске, из институтов Польской академии наук: Института археологии и этнологии, Института польского языка, Института развития села и сельского хозяйста, а также из Института славистики ПАН. В конференции приняли участие выдающиеся ученые из-за границы. Были представлены крупные исследовательские центры Восточной и Западной Европы: Институт славяноведения Российской академии наук, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российский государственный гуманитарный университет, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Карлов университет в Праге, Парижский университет, Киевский национальный университет им. Тараса

Шевченко, Вильнюсский университет, Университет Константина Философа в Нитре, Даугавпилсский университет, Белорусский государственный университет в Минске и др.

За три дня было прочитано 78 докладов. Каждый день проходили два пленарных заседания, а также работали параллельно четыре секции. Докладчики уделяли внимание разным аспектам проявления души и ее восприятия как в традиционных религиях, так и в литературных произведениях, во фразеологизмах и паремиях. Участники конференции пытались ответить на вопрос о восприятии мира «сквозь призму души», уделяли внимание описанию чувств, учитывали роль интуиции и психики, пытались провести границу между миром материальным, воспринимаемым органами чувств, и духовным, который кажется уникальным и неповторимым, подчеркивали трансцендентную перспективу обрядов и духовных практик. Внимание уделялось и восприятию души миром - не только сквозь призму философии, но также неврологии. Важной темой оказалась концептуализация души в языке, а также в изобразительном искусстве и литературе.

Конференцию открыло пленарное заседание, в рамках которого выступили два докладчика. С. М. Толстая предприняла попытку обобщить и систематизировать мифологические представления о переселении душ (в других людей, в животных, растения, стихии и др.), отраженные в фольклоре и поверьях разных славянских традиций («Метемпсихоз в славянских народных представлениях»). А.Марыняк обратила внимание на то, что хотя душа не является предметом анализа неврологии, ее атрибуты, а также сфера духовности человека все чаще вызывают интерес исследователей («Cien duszy w neuronaukach?» - «Тень души в невронауках?»).

Дальнейшая работа конференции 15 октября проходила по четырем секциям, в рамках которых было прочитано 24 доклада. Выступающие уделяли внимание различным аспектам души, характеризуя ее с перспективы разных научных дисциплин, начиная с этимологии и этнологии и вплоть до изобразительного искусства литературоведения и философии. М. Якубович в докладе «Fizyczny i duchowy aspekt duszy w swietle etymo-logii jej nazwy» («Физический и духовный аспекты души в перспективе этимологии ее названия») на основе этимологического анализа предприняла попытку выявить духовные и физические компоненты, составляющие концепт ДУША. О. В. Белова на материалах, записанных в ходе экспедиций в различные регионы России и Белоруссии (2011-2015 гг.), проанализировала рассказы о вещих снах и видениях, а также некоторые

элементы обрядности, отражающие традиционные народные поверья и дающие возможность реконструировать механизмы заимствования верований в результате контактов славянской и еврейской культур («Восточнославянские и еврейские народные рассказы о явлении души [к проблеме взаимодействия фольклорных традиций]»). А. Б.Мороз на материале полевых записей 1990-2010-х гг., сделанных в Архангельской области, рассказал о представлениях о странствованиях души покойника и о ее взаимодействии с живыми («Путешествия души на этом и том свете. Современная севернорусская традиция»). Л. Яновец предметом своего сообщения избрал концептуализацию души в чешских фольклорных текстах. Д. Айдачич в докладе «Сербские фразеологизмы с лексемой душа в сопоставлении с другими славянскими языками» заметил, что в сербских фраземах душа указывает на промежуточное состояние между жизнью и смертью, между материальным и духовным. О душе в тюркских фразеологизмах и пословицах рассказала К. Б. Станек «Obraz duszy we frazeo-logizmach i przyslowiach tureckich» («Образ души в тюркских фразеологизмах и паремиях»). В. Высочанский проанализировал отношения между душой и телом на основе разных источников, в частности, корпуса польского языка «Wyrazy dusza i ciato. Kolokacyjnosc slów i kontekstowa aktualizacja znaczenia DUSZA» («Слова душа и тело. Коллокации слов и контекстная актуализация значения ДУША»).

Одна из проходивших 15 октября секций была посвящена душе в изобразительном искусстве. Л.Мороз-Гжеляк в докладе «Ksztalt duszy w sztukach plastycznych. Mi^dzy sfer^ sacrum a profanum» («Форма души в изобразительном искусстве. Между сферой sacrum и profanum») рассказала об изображениях души в католическом и православном религиозном искусстве. Б. Пурц-Стемпняк сосредоточилась на изображениях души на созданном в XV в. триптихе «Страшный суд» Ганса Мемлинга («Troska o zabezpieczenie duszy w oltarzu Sqd ostateczny Hansa Memlinga»). У. Лер проследила многообразие форм проявления и функционирования души, которая вопреки теориям, отрицающим ее существование, является культурным символом и семантическим десигнатом вечной жизни («Dusza - kulturowy klucz do niesmiertelnosci» - «Душа - культурный ключ к бессмертию»). К. Дата проследила восприятие понятия душа в произведениях Я. Кохановского. О восприятии души в литературных произведениях говорили также Л. Бановская (на материале польской поэзии эпохи романтизма), Л. Пушак (в произведениях В. Пидмогильного) и Й. Сколик (в сочинениях Д. Конрада).

Во второй день конференции, 16 октября, заседания проходили параллельно в четырех секциях, прошли также два пленарных заседания, было прочитано 26 докладов. В каждой секции выделялось несколько тематических блоков. Докладчики уделяли внимание понятию души в культурах Азии (Й. Юревич, К. Ратайчик, М. Новаковская, А. Стащик), в духовных произведениях (А. Новицкая-Струская, И.Борковский), анализировали поверья о демонах (М. М. Валенцова, доклад «Мультипликация души: славянские поверья о полудемонах»), рассказывали об изображениях души вурдалака в художественной литературе (К. Арчишевская, доклад «Postmodernistyczna koncepcja duszy wampira (na podstawie powiesci Wiktora Pielewina)» - «Постмодернистская концепция души вурдалака [на основе романа Виктора Пелевина]»). Внимание уделялось также изображениям души в поэзии (Е. Янчук в докладе «Душа в восприятии Марины Цветаевой», Л. Багинская, Г. Ружаньская), в частности в произведениях современной польской поэзии (Д. Филар в докладе «J^zykowa narracja o „w^druj^cej duszy marzyciela" i jej realizacje w wybranych teks-tach polskiej poezji wspólczesnej» - «Языковой нарратив о странствующей душе мечтателя и ее воплощения в избранных текстах современной польской поэзии», К. Стемпель-Ганчарчик в докладе «„[A] nasze dusze smutne maj^ pyski, lez^ na dywanie. wyjq. nie daj^ zyc" (J. Mansztajn „O duszy"). Dusza w najnowszej poezji polskiej» - «Й. Манштайн „О душе". Душа в новейшей польской поэзии»).

Интерес аудитории вызвали доклады, использующие в качестве исследуемого материала фразеологию славянских языков: «ДУША в кругу других „органов чувств" (на материале фразеологии славянских языков)» Е. Л. Березович, «Нарративы о покойниках и народная фразеология о душе в традиционной культуре староверов Латгалии» Е. Короловой. Е. Л. Бе-резович на материале различных славянских языков и диалектов проанализировала фразеологизмы, имеющие значение чувств и включающие в свой состав слово душа и названия других частей тела; обратила внимание на зависимость между характером желаний и чувств и названиями тех частей тела, которым приписывается способность их испытывать. Интерес вызвали также выступления, посвященные образу души в чешском и словацком языках. И. Ванькова в докладе «Чешская картина души. Контексты, концептуализации, реконцептуализации» не только вывела профили понятия душа, но также показала народное понимание души и его отражение в произведениях чешской литературы XIX в. и поэзии XX в. Н. Корина в докладе «Душа и сердце в русских и словацких текстах

по данным сопоставительного лингвокогнитивного анализа» на основе текстов национальных корпусов русского и словацкого языков проанализировала концепты душа и сердце в обоих языках.

В последний день конференции, 17 октября, было заслушано 26 докладов. Прошли два пленарных заседания, работали параллельно четыре секции. Обширным был блок, посвященный восприятию и изображениям души в культурах Азии и Африки (Д. Бжозовская, Э. Сиверская), а также в иудаизме (Р. Марцинковский, А. Пентек). Несколько докладов было посвящено лингвистическому анализу концепта. О. Е. Фролова («О русской душевности») уделила внимание семантике прилагательного душевный и наречия душевно. O. Макаровская («Концепты DUSZA и ДУША в польских и русских паремиях») рассказала о специфике и культурном подобии концептов dusza и душа на материале польских и русских паремий. М. Скаб сосредоточилась на диахроническом анализе концепта душа (материал охватывал тексты с XI по XXI вв.) в украинском языке в сравнении с польским и русским языками («Koncept DUSZA w j^zyku ukrainskim na tle innych j^zyków» - «Концепт ДУША в украинском языке на фоне других языков»). Г. Кабакова предложила проанализировать, что является душой животных, растений и артефактов с точки зрения славянских и романских языков и диалектов, и попытаться ответить на вопрос, как эта душа соотносится с другими центральными понятиями в восприятии человека - духом и сердцем («Душа вещей и зверей»). И. Бур-кацка уделила внимание словообразовательным возможностям слова душа («Slowotwórczy obraz duszy» - «Словообразовательный образ души»). В. Шулевская сосредоточилась на анализе польских и славянских антропонимов, мотивированных словом душа («Dusza w slowianskiej antropo-nimii» - «Душа в славянской антропонимии»).

В последний день конференции внимание уделялось также религиозному восприятию души. A.A. Кожинова рассказала о триаде «дух - душа - дыхание» в творениях Кирилла Туровского, относящей епископа к сторонникам представления о трехчастности человеческой природы. А Б. Лукарская уделила внимание противопоставлению души и тела в духовных текстах XVII и XVIII вв. («„Ten nasz dom - cialo..." O barokowych wojnach duszy z cialem na podstawie wybranych przekazów pismiennictwa religijnego XVII i XVIII wieku» - «„Этот наш дом - тело..." О барочных войнах души с телом на основе избранных текстов духовной литературы XVII и XVIII вв.»). Й. Панасюк предметом своего выступления сделала образ души в рукописях и старопечатных монастырских книгах XVII-

XVIII вв. И. Мытник рассказала о религиозном аспекте души в восприятии св. Магдалины-Софии Бара.

Докладчики обращали внимание также на литературные представления души. А. Подставка проанализировала соотношение души и тела в пьесах Я. Каспровича («Dusza i cialo w dramaturgii Jana Kasprowicza» -«Душа и тело в драматических произведениях Я. Каспровича»), а М. Лип-ская внимание уделила пьесе «Диббук» С. Ан-ского.

Докладчики, выступившие на конференции, рассуждали о различных проявлениях и аспектах души, пытались определить ее истину с точки зрения разных научных дисциплин, и, хотя за три дня им не удалось ответить на все затронутые вопросы, можно надеяться, что варшавская встреча стала импульсом для того, чтобы в очередной раз погрузиться в рассуждения об отношениях между материальным (физическим) и духовным (непознаваемым, трансцендентным). Выступления сопровождались оживленными, а иногда бурными дискуссиями, что свидетельствует об актуальности и остроте темы прошедшей конференции.

Э. Масловская, Д. Пазио-Влазловская

Сведения об авторах:

Масловская Эва (Mas+owska Ewa), доктор гуманитарных наук, научный сотрудник Института славистики Польской академии наук. E-mail: ejmaslowska@gmail. com

Пазио-Влазловская Дорота (Pazio-Wlaz+owska Dorota), кандидат гуманитарных наук, научный сотрудник Института славистики Польской академии наук. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.