Edited by Foxit PDF Editor
Copyright (c) by Foxit Software Company, 2004 - 2007 For Evaluation Only.
Хроника
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АВАНГАРД В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
9-11 октября 2008 г. в Саратове прошла Международная научная конференция «Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность». Ее организатором выступил Институт филологии и журналистики СГУ при поддержке СГХМ им. А.Н. Радищева и Государственного музея К.А. Федина. Целью конференции являлась консолидация научных сил литературоведов, лингвистов, искусствоведов для осмысления феномена литературно-художественного авангарда и его роли в культурной жизни Саратова в диа-хронном и синхронном аспектах.
В конференции приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Саратова, Тамбова; стендовые доклады представили литературоведы из Германии, Польши, Израиля.
Концепция проекта предполагала комплексное изучение литературного и художественного авангарда в целях выявления типологических черт.
В день открытия конференции гости смогли познакомиться с выставкой «Русский авангард в фондах Зональной научной библиотеки СГУ им. В.А. Артисевич», подготовленной отделом редких книг и рукописей.
На пленарном заседании конференции были прослушаны доклады заведующего отделом русского искусства Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева Е.И. Водоноса «Авангардное движение в Саратове первых революционных лет»; исследователя из Новосибирска И.Е. Ло-щилова «Антон Сорокин: скандал в провинции»; профессора РГПУ А.А. Кобринского «Чужие жанры» в прозе Д. Хармса»; профессора МГУ О.А. Лекманова «Об одном стихотворении Н. Олейникова».
В первый день конференции работали две секции: «Литературный авангард 1910-1920 гг. в культурном поле эпохи» и «Язык авангарда: код и интерпретация».
В докладе Е.Г Елиной «Левый фронт и новая журналистика» был проанализирован характер дискуссии о «новой журналистике», развернувшейся в 1920-е гг. По мнению докладчика, дискуссия во многом определялась лефовцами и литераторами, близкими к ЛЕФ. Лефовцы призывали создавать новую журналистику как журналистику «желтого» толка, не видя в этом ничего предосудительного, считая, что «желтизна» означает лишь обязательную, по их мнению, привлекательность газетной полосы для читателя.
Острую полемику вызвал доклад редактора журнала «Вопросы литературы» М.И. Свердлова «Есенин и футуризм», в котором исследовались сложные отноше-
ния притяжения/отталкивания С.А. Есенина и русского авангарда.
Доклады наших гостей из Нижнего Новгорода -Л.Ю. Большухина, М.А. Александровой, Н.Г. Юрасовой
- были посвящены поэтике В. Маяковского. В докладе И.Ю. Иванюшиной «Людогусь из породы Безумных волков» была выдвинута гипотеза, согласно которой одним из претекстов поэмы Н. Заболоцкого «Безумный волк» послужила поэма В. Маяковского «Пятый Интернационал». Темой доклада С.В. Кековой «Перевернутый мир» Николая Заболоцкого: духовно-эстетический аспект» стало раннее творчество Николая Заболоцкого с точки зрения соотношения образа мира поэта с основными понятиями христианской культуры.
Доклад Е.Г Трубецковой «Случайность как смыс-ло- и структурообразующий принцип поэтики романов К. Вагинова» был посвящен анализу поэтики случайности в романах К. Вагинова на уровне сюжета, форм повествования, вещного мира произведений.
Соотношение интуитивного и рационального в процессе создания и восприятия футуристического текста было представлено в докладах Т.В. Казариной и И.А. Тарасовой. Определенным противовесом тезису о футуристическом тексте как «заповеднике бессознательного», озвученному профессором Самарского государственного университета Т.В. Казариной, послужил доклад аспиранта кафедры русской литературы XX века СГУ Ю.Р. По-поновой «Слово в поисках идеи», посвященный характеру соотношения в художественном слове В.В. Маяковского футуристического периода поэтической и идеологической сторон.
В докладе А.П. Романенко «Поэтическая теория языка В. Хлебникова в аспекте теории культуры» рассматривалась теория языка Хлебникова в ее отношении к авангарду и советской культуре.
В докладе Л.В. Червяковой «Хлебников - Платонов
- Хайдеггер: путь к языку» был предпринят анализ творческих методов В. Хлебникова, А. Платонова, М. Хайдеггера. Автор выявил моменты сближений на уровне теоретических высказываний мыслителей о природе слова и на уровне словоупотреблений, реализующих их представления о мире.
В докладе Т.И. Дроновой «Искусство примитива в романе А. Платонова «Чевенгур» был предложен анализ функций экфрастических описаний произведений наивных художников, а также стилизаций в духе романтико-идиллического примитива и лубка в структуре романа А. Платонова «Чевенгур». По мнению исследователя, формы обращения к искусству примитива
Edited by Foxit PDF Editor
Copyright (c) by Foxit Software Company, 2004 - 2007 For Evaluation Only.
Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1
свидетельствуют о сознательной «игре» с традициеи, о причастности А. Платонова авангардной линии диалога с наивным искусством.
Второй день конференции проходил в стенах Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева. Здесь работала секция «Провинциальный текст российского авангарда».
В докладе А.В. Зюзина (Саратов, СГУ) «Саратовские вечера-беседы и поэзо-концерты» на материале саратовских газет характеризовались события художественной жизни провинции 1910-х гг., в частности, поэзо-концерты и поэтические вечера Д. Бурюка, И. Северянина, Ф. Сологуба.
В докладе А.В. Раевой (Саратов, СГУ) утверждалось, что авангардная поэзия 1920-х гг. в Саратове находилась под огромным влиянием художественной системы М. Зенкевича, поэтизировавшего в саратовский период творчества авиатора и его гибельный полет. Образ пилота-поэта оказался ведущим в художественной системе писателей, причисляющих себя к левым течениям.
Малоизвестные факты жизни и творческой биографии художника Н.И. Симона были собраны и прокомментированы научным сотрудником СГХМ им. А.Н. Радищева Е.К. Савельевой в докладе «Художник Николай Симон: факты и предположения».
Прозвучали также доклады о литературной и художественной жизни провинции в 1910-1920 гг., саратовском конструктивизме, авангардных тенденциях в музыке. В результате такого многоаспектного рассмотрения авангард предстал как стилистическое единство, определившее лицо эпохи.
По окончании заседания участники конференции имели возможность осмотреть специально подготовленную экспозицию «Традиция и авангард в залах Радищевского музея».
После обеда гостей встречал Саратовский государственный музей К. Федина. Хранитель фондов музея Л.Ю. Коновалова познакомила гостей с выставкой «Авангард через призму подлинника» (по материалам из фондовой коллекции музея). Второй день работы конференции завершился поэтическим вечером С. Кековой «Ангел, слово и число».
Итоговый этап конференции был посвящен авангардным направлениям в культуре современного города и предусматривал не только научные дискуссии, но и арт-акции.
Пришедших в дом-музей Павла Кузнецова ожидали выставки современных художников, презентации проектов, общение с авторами экспонирующихся работ. «Хозяин» дома, первый директор музея Павла Кузнецова - И.В. Сорокин - поделился своими размышлениями о современном музейном арте. Нижегородский художник и график Е. Стрелков подготовил медийную инсталляцию «Вокал кефали», а также дайджест других аудио-визуальных проектов. М. Лежень, участник легендарного объединения саратовских художников «Желтая гора», и А. Максимов-Павлычев познакомили со своими работами из серии «Книга художника». На выставке А.Д. Трубецкова «Малевич-транзит» были продемонстрированы коллажи, выполненные в технике акрил по фотографии, органично вписывающие героев Казимира Малевича в современный мир.
Перформативная часть программы была представлена акцией А.Д. Трубецкова «Ной не ной, а ковчег строить надо», направленной на привлечение внимания общественности к проблеме восстановления здания для картинной галереи Павла Кузнецова.
Завершилась конференция работой секции «Эхо авангардного взрыва», проходившей в зале Нижне-Волжской студии кинохроники. Участники конференции обсудили вопросы авангардных практик в современной поэзии, театре, кино. Прозвучали доклады Е.В. Бороды (Тамбовский государственный университет) «Тамбов, Академия Зауми. День сегодняшний»; Е.А. Ивановой (Саратовский государственный университет) «Футуризм и актуальная поэзия»; А.Н. Зорина (Саратовский государственный университет) «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина в версии театра АТХ: гиперремарка в постмодернистской интерпретации классики»; Т.В. Зориной (Саратов, Нижне-Волжская студия кинохроники) «Эхо авангардного кино в программах фестиваля «Саратовские страдания». Завершилась конференция просмотром фильмов «Девять забытых песен» Г. Краснобаевой и «1937» Н. Мартиросян, отмеченных современными формальными экспериментами.
Конференция стала значительным событием не только в научной, но и в культурной жизни города. Она оставила ощущение праздника, сотворенного совместными усилиями организаторов и участников проекта, ученых, музейных и библиотечных работников, музыкантов, художников и зрителей.
ИА Тарасова