Научная статья на тему 'Международная научная конференция «Информационное общество и перспективы международного сотрудничества: проблемы и новые возможности»'

Международная научная конференция «Информационное общество и перспективы международного сотрудничества: проблемы и новые возможности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подсыпанина Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научная конференция «Информационное общество и перспективы международного сотрудничества: проблемы и новые возможности»»

Российский журнал менеджмента Том 3, № 1, 2005. С. 169-175

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

Восьмая Международная научная конференция Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) «Информационное общество и перспективы международного сотрудничества: проблемы и новые возможности» проходила с 31 октября по 2 ноября 2004 г. в Гоа (Индия). В дискуссиях на пленарных заседаниях и в секциях приняли участие более 100 ученых и руководителей, представлявших российское и зарубежное бизнес-образование. Проблемы становления и развития информационного общества и влияния информационных технологий (ИТ) на бизнес-образование уже не раз были предметом обсуждения на конференциях и семинарах РАБО. Отличительной особенностью данной конференции стало смещение акцента на рассмотрение проблематики формирования «общества знаний», «экономики знаний», которая в последние пять лет стала широко обсуждаться в научном и образовательном сообществе.

Конференцию открыл президент РАБО Л. И. Евенко, он подчеркнул актуальность избранной темы и разнообразие представленных докладов. В соответствии с программой состоялись четыре пленарных заседания, в том числе специальная сессия «Международная система аккредитации программ бизнес-образования».

Первое пленарное заседание «Технологии информационного общества на междуна-

родном и национальном уровне» было открыто докладом чл.-корр. РАН, заместителя директора Центрального экономико-математического института РАН Г. Б. Клейне-ра «Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты». Актуальность и дискуссионный характер затронутых вопросов определяются тем, что сами понятия «информационное общество», «общество знаний» только осмысливаются в научной среде и являются предметом дискуссий. Вопросы о будущем обществе, о его информационно-когнитивных характеристиках очень важны, они касаются каждого в отдельности и судьбы России в целом и, конечно, бизнес-образования. Докладчик подчеркнул особенность переживаемого нашей страной переходного периода. По его мнению, уникальность ситуации, в которой оказалась Россия, определяется как переходом к рыночной экономике, так и включением ее в интенсивное движение к новой цивилизации — «цивилизации знаний». В сложившихся условиях чрезвычайно важно определить, однонаправленны ли векторы этих изменений для России. Что необходимо учесть для успешного движения по двум названным траекториям? В чем их сходство и различие? Отвечая на поставленные вопросы, Г. Б. Клейнер рассмотрел такие важные аспекты проблемы, как знания и власть, знания и данные, особенности

информационной цивилизации и «экономики знаний». Заключительная часть доклада была посвящена оценке произошедших в России за последние 15 лет институциональных и функциональных изменений с точки зрения соответствия движению к «экономике знаний». В докладе приведены данные, свидетельствующие о том, что проводимые в нашей стране реформы значительно отбросили Россию назад на пути к «экономике знаний». Для преодоления отставания необходимо предпринять меры, направленные на сохранение и развитие научного потенциала страны как важного стратегического ресурса современной конкурентоспособной экономики.

С. Р. Филонович, декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, в докладе «Трансформация личности в информационном обществе» привлек внимание участников конференции к проблеме изменений характеристик черт и качеств человека под воздействием информатизации. Исходным моментом в его выступлении являются трактовки понятия «личность». В качестве рабочего С. Р. Филонович предложил следующее определение: личность — это целостная совокупность черт и качеств человека, характеризующих, во-первых, восприятие им самого себя, во-вторых, его воздействие на других людей. Причем эта целостная совокупность проявляется во взаимодействии человека и ситуации. Таким образом, каждый человек — некая индивидуальность, личность, вследствие того что специфически относится к себе и специфически воздействует на окружающих, взаимодействуя при этом с ситуацией. Основываясь на этом, докладчик подходит к рассмотрению основных факторов влияния на человека благодаря воздействию информатизации, переходу к информационному обществу и «обществу знаний». К факторам влияния можно отнести:

• рост доступной информации;

• переход к новым источникам информации;

• изменение приоритетности источников информации;

• устаревание знаний;

• необходимость ускорения переработки информации;

• изменение форм социализации;

• усиление зависимости от техногенных факторов.

Под воздействием этих факторов изменяется набор черт личности. Возникающие феномены приводят к новым, неожиданным эффектам в менеджменте.

Так, например, традиционно предпочтительная форма социализации — «лицом к лицу» — меняется на принципиально новый виртуальный способ общения: через интернет-чат. Это приводит к снижению лояльности персонала компании. На рынке труда все более востребованными становятся работники, способные к быстрой переработке информации.

Меняются способы воздействия человека на других людей. Появление интернет-сайтов позволяет предоставлять о себе обширную информацию, которая может быть получена заинтересованной стороной принципиально иным способом, нежели двадцать лет назад. Однако все это порождает некоторые трудности для личности. Вот ряд из них:

• парадокс знаний (доступность большого объема информации снижает мотивацию к генерации нового знания);

• парадокс неопределенности (наличие большого объема информации приводит к увеличению числа альтернатив, что затрудняет процесс принятия решений);

• парадокс образования (быстрое устаревание знаний, когда ценность конкретного знания снижается).

Таким образом, традиционный взгляд на образование должен измениться. В обществе, основанном на знании, передача знаний перестает быть целью образования. Современное бизнес-образование должно формировать навыки интеллектуального предпринимательства, связанного с генерацией и обновлением знаний.

В условиях информационного общества большое значение приобретает формирование у выпускника таких способностей, как:

• интеллектуальное «бесстрашие»;

• умение быстро находить и обрабатывать большие массивы информации;

• умение порождать новые знания в разных областях;

• мотивация к генерации нового знания.

Следующий вопрос, на который предстоит ответить в ближайшее время, заключается в том, как должно измениться бизнес-образование, чтобы соответствовать запросам общества, основанного на знаниях.

Е. В. Романенко, ректор Киевского института бизнеса и технологий, выступила с докладом «Векторы бизнес-образования: информация и знания как основной ресурс информационного общества». Она представила свой взгляд на изменение роли и значимости бизнес-образования постсоветских государств под воздействием информатизации и глобализации. Экономики этих стран нуждаются в подготовке национальной бизнес-элиты. Ответом на данный вызов стало появление на рынке образовательных услуг программ МВА. Школам бизнеса стран СНГ предстоит многое сделать для обеспечения своей конкурентоспособности в подготовке менеджеров высшей квалификации, в частности справиться с трудностями реализации программ МВА в качественно новой социокультурной среде.

С. К. Мордовин, ректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента, в докладе «Трансформация моделей образования в условиях информационного общества» высказал свою точку зрения по проблеме изменений бизнес-образования под воздействием информатизации. Докладчик поставил перед собой цель ответить на следующие вопросы: какие существенные модификации произошли в модели бизнес-образования за последние 15 лет в мире и в России, а также какие радикальные изменения ожидают бизнес-образование в ближайшие 5-10 лет. Рассматривая модель образования в недавнем прошлом и настоящем, С. К. Мордовин акцентировал внимание на оторванности программ обучения от реальных проблем бизнеса.

Исследование влияния информатизации на основные области обучения (знания, навыки, установки и стандарты выполнения работы) включало анализ изменений в технологии работы со слушателями программ

МВА нескольких британских лидеров в области distance-learning (в том числе Henley Management College — крупнейшего в мире провайдера программ distance-learning МВА). Результаты анализа позволили сделать вывод о том, что радикальной трансформации за минувшие 10 лет не произошло. Это было подтверждено изучением многочисленных зарубежных источников, посвященных проблеме «технологизации» образования. Зарубежные коллеги очень осторожно оценивают перспективы развития e-Learning.

Характеризуя ситуацию в России, докладчик привел результаты опроса 150 выпускников программ МВА, занимающих высокие управленческие позиции в петербургских фирмах. Большинство опрошенных (68%) считает основной причиной сохранения традиционной модели обучения именно методологические ограничения, присущие концепции e-Learning. Исследование показало, что кадровые службы российских предприятий в основном (81%) не пользуются Интернетом. Один из наиболее общих выводов доклада С. К. Мордовина постулирует медленное, эволюционное и локальное внедрение и развитие информационных технологий в практику бизнес-образования как в современной России, так и в мире в целом.

Доклад А. М. Зобова, проректора Государственного университета управления (ГУУ), продолжил рассмотрение проблем управленческого образования в условиях информационного общества применительно к российским реалиям. Как и другие выступавшие, А. М. Зобов отметил увеличение объемов информации и скорости коммуникаций, рост общественной и коммерческой значимости информации, возникновение нового поколения информационной компетентности и других характерных особенностей информационного общества. В этих условиях наблюдаются изменения в системе управленческого образования, в частности:

• резкое увеличение числа специальностей

и специализаций;

• изменение модели преподавателя в области менеджмента;

• изменение по форме и содержанию учебно-методического обеспечения.

Характеризуя современный этап как этап поиска новой модели образования, докладчик поднял вопрос о разработке нового поколения образовательных стандартов в области менеджмента, отметив, что новые стандарты должны быть ориентированы на сокращение обязательной части и увеличение доли авторских курсов.

И.А. Морозов, ректор Академии «АйТи», выступил на тему «Стратегия образовательного учреждения в условиях современного общества». Он привлек внимание участников конференции к основным проблемам внедрения информационных технологий в бизнес-образование. Представляя свой взгляд на этот процесс, докладчик поддержал мнение о неизменности сущности модели образования, высказанное ранее С. К. Мордови-ным. Информационные технологии нужно использовать как некий инструмент в образовании. Процесс внедрения ИТ в обучение идет постепенно и активизировался в последние 5-6 лет, что подтверждают результаты исследования, в котором приняли участие 73 программы МВА on-line, аккредитованные западными ассоциациями. Из этих программ половина была запущена в последние 4 года. Лидирующее положение в развитии e-Learning занимают США.

В России также идет процесс развития использования on-line форм в образовании. В ГУУ проводится подготовка специалистов по программе MBI. Можно констатировать, что заметный положительный эффект приносит внедрение ИТ в управление образовательными учреждениями. Продолжает развиваться такое направление, как перенос бизнес-процессов в Интернет (знакомство со школой бизнеса, проведение входного тестирования и т. д.).

И. А. Морозов подчеркнул, что в настоящее время на рынке образовательных услуг явно наметилась тенденция роста спроса на e-Learning. Среди участников процесса обучения on-line слабым звеном являются производители контента. Таким образом, основной причиной, сдерживающей развитие e-Learning, является неготовность самих

субъектов, предоставляющих образовательную услугу. Успешность применения ИТ в современном российском бизнес-образовании во многом будет зависеть от того, как быстро, совместными усилиями, будет преодолена проблема создания контента.

На втором пленарном заседании «Технологии информационного общества и современная организация» были заслушаны доклады, посвященные практическим проблемам организации как части информационного общества.

Заседание открылось докладом С. А. Щен-никова1, ректора МИМ ЛИНК, «Виртуальный университет как форма сотрудничества в информационном обществе». Одним из признаков информационного общества является внедрение в образовательную практику таких понятий, как «виртуальный университет», «виртуальная кафедра» и т. п. Под виртуальным университетом (ВУ) докладчик предложил понимать «виртуальный консорциум», «виртуальную корпорацию» независимых учебных заведений, используемых для создания временных сетей и объединяемых в разных сочетаниях для эффективной реализации совместных проектов в быстро меняющихся условиях.

Отталкиваясь от этого определения, С. А. Щенников рассмотрел следующие вопросы:

• особенности ВУ;

• цели создания ВУ;

• модели функционирования ВУ;

• факторы, влияющие на процесс развития

ВУ, и др.

Приведенные в докладе данные, свидетельствующие о масштабе, географии и многообразии форм этого явления, позволяют утверждать, что процесс создания ВУ в России набирает темпы и имеет очень хорошие перспективы.

А. Н.Авдеев, председатель правления ОАО «Фирма АС», привлек внимание участников конференции к вопросам создания хранилищ цифровых образов, построения систем, позволяющих активно использовать

1 Подробнее см. в журнале Бизнес-образование. 2004. № 2 (17).

накопленные электронные ресурсы для развития организаций. Он отметил, что бурное развитие информационных технологий остро ставит вопрос защиты интеллектуальной собственности. Наряду с проблемой создания и наполнения хранилищ цифровых образов существует проблема легитимности использования электронных версий книг, учебных материалов, лекций. Завершая доклад, А. Н. Авдеев представил решения по созданию хранилищ цифровых образов, разработанных ОАО «Фирма АС».

Вопросам управления знаниями в российских компаниях был посвящен доклад А.А. Дашкова, директора Международной школы управления и бизнеса Московского государственного университета леса. В нем прослеживается связь между управлением знаниями на макро- и микроуровне экономики страны. В настоящее время существуют три вида экономик: ресурсная, инвестиционная и инновационная, основанная на знании. Российским компаниям предстоит пройти путь к «экономике знаний». По мнению А. А. Дашкова, для этого в первую очередь необходимо решить следующие основные проблемы:

• осознать необходимость управления знаниями;

• повысить уровень компетенций высшего руководства компаний;

• изменить менталитет персонала компаний;

• адаптироваться к динамике изменений. Доклад М. И. Синюкова, вице-президента Международного университета (в Москве), «Инновационные процессы и технологии в инфокоммуникациях» содержал много данных, позволяющих судить о тенденциях развития ключевых информационных технологий. Докладчик подробно остановился на раскрытии понятия «инновационное развитие», которое, по его мнению, зависит от инноваций, национальной инновационной системы и инфокоммуника-ций. Он также представил характеристики возможностей современных сетей передачи информации и динамики развития ключевых инфокоммуникационных технологий.

В 2003 г. были проведены исследование и оценка уровня инфокоммуникационного развития 178 стран (включая Россию) с помощью определения значения инфокомму-никационного вектора. По данному критерию Россия занимает 63-е место. М. И. Си-нюков пришел к выводу, что преодоление отставания и развитие инновационных процессов в инфокоммуникациях потребуют решения таких проблем, как:

• разработка национальной инновационной политики;

• улучшение инновационного климата, развитие и выравнивание инвестиционного потенциала регионов и инновационного потенциала предприятий;

• формирование современной инновационной инфраструктуры;

• защита прав интеллектуальной собственности;

• установление современной системы правового регулирования сетевой среды;

• формирование специализированной системы подготовки и переподготовки кадров в инновационной сфере. Выступления на третьем пленарном заседании «Информационная среда образования и науки» были посвящены проблемам использования ИТ для формирования внешней и внутренней информационной среды школ бизнеса и перспективам международного сотрудничества в образовании.

В.А. Морыженков, заведующий кафедрой управления финансовыми рисками ГУУ, привлек внимание участников конференции к вопросам управления стоимостью в международных ИТ-компаниях. В связи с этим он рассмотрел причины интереса инвесторов к ИТ-компаниям, типы инвесторов и проблемы инвестирования в ИТ-сектор, к которым отнес следующие:

• отсутствие организованного рынка инвестиционных инструментов высокотехнологичных компаний и неопределенность перспективы его формирования;

• информационную закрытость ИТ-компаний;

• высокую изменчивость, инновационность, сложность и неоднозначность методик

оценки эффективности инвестиций в ИТ-

сектор.

Для оценки инвестиционной привлекательности компаний в международной практике используют рейтинги. В. А. Морыжен-ков представил классификацию рейтингов и оценил их применимость для управления рисками инвестора на рынке высокотехнологичных компаний.

Е. Л. Богданова, проректор Северо-Западной академии государственной службы, директор Института международного бизнеса и права, в докладе «Особенности функционирования информационного рынка в сфере образования» подняла проблему формирования и развития информационного пространства рынка бизнес-образования. Весьма интересны приведенные ею результаты анализа предложений образовательных услуг по рекламе в специализированных СМИ и ре-крутинговых изданий, которые позволяют утверждать, что для повышения эффективности взаимодействия всех участников рынка образовательных услуг необходимо организовать координацию всех потоков информации и их интеграцию в единую информационную систему.2

В. С. Минеев, профессор Балтийского государственного технического университета, представил участникам конференции опыт реализации российско-норвежской программы, который подтверждает возможность построения единого европейского пространства высшего образования. В частности, переход на двухуровневую систему обучения (бакалавр, магистр) и внедрение системы кредитов по типу ECTS (Европейская система перевода кредитов) явились первыми шагами в направлении создания единого образовательного пространства. Получение по окончании обучения конвертируемого диплома будет способствовать востребованности выпускников на европейском рынке труда, как это предусматривает Болонский процесс.

Выступления М. Р. Шиверских, декана факультета бизнеса и менеджмента Бай-

2 Подробнее см. в журнале Бизнес-образование. 2004. № 2 (17).

кальского института бизнеса и международного менеджмента Иркутского государственного университета (БИБиММ ИГУ), и В. П. Горшенина, декана международного факультета Южно-Уральского государственного университета, были посвящены результатам использования информационных технологий в управлении образовательным учреждением и развитием образовательных программ вуза. М. Р. Шиверских рассказала об опыте применения в учебном процессе информационной системы (ИС) «Гекадем», которая позволила реализовать в БИБиММ ИГУ программы дистанционного обучения. Было отмечено, что ИС «Гекадем» постоянно развивается, недавно в ИС появилась подсистема «Заказчик», которая призвана обеспечить интересы реального бизнеса.

В. П. Горшенин подчеркнул, что выбор отечественной сертифицированной системы «Фигаро-ВУЗ» был тщательно продуман. Эта система имеет несколько важных достоинств, таких как многоуровневая интегри-рованность, гибкие алгоритмы, системная платформа, технология поэтапного внедрения. В структуре ИС имеются специально настроенные на специфику факультета подсистемы, которые можно объединить в три группы: учебный процесс, управление финансами, управление персоналом. Каждый пользователь в соответствии со своими полномочиями принимает решения на основе предоставленной ИС информации.

Доклад А. Е. Лузина, координатора программы Международной организации труда, был посвящен преодолению кросс-культурных барьеров в обучении руководителей малого бизнеса на примере индийских организаций. Он рассказал об опыте работы по программе обучения индийских руководителей.

Ю. Е. Благов, заведующий кафедрой международного менеджмента факультета менеджмента СПбГУ, выступил с докладом «Корпоративная социальная ответственность в информационном обществе». Он привлек внимание образовательного сообщества к проблеме изменения отношений между бизнесом и обществом. Переход к информационному обществу модифицирует

содержание социальной ответственности, характеристики ее субъекта и объекта, специфику общественных ожиданий. Необходимо развитие концепции корпоративной социальной ответственности (КСО). В связи с этим докладчик рассмотрел актуальную модель КСО, представляющую многоуровневую ответственность в форме пирамиды. В основании пирамиды лежит экономическая ответственность, затем следуют правовая, этическая ответственность и дискреционные ожидания. Далее Ю. Е. Благов показал, как в условиях информационного общества происходит изменение КСО по уровням ответственности.

Завершая доклад, Ю. Е. Благов отметил повышение значимости КСО для общества и бизнеса. В современных условиях все чаще компании стремятся создавать социальный капитал для повышения своей конкурентоспособности.

Заседание специальной сессии «Международная система аккредитации программ бизнес-образования» завершило работу конференции. На сессии выступили:

• П. Колладайн, менеджер по аккредитации Британской ассоциации АМВА (Великобритания), с докладом «Система аккредитации программ МВА в Британской ассоциации АМВА»;

• Д. Херболих, директор по академическим и научным связям Европейского фонда развития менеджмента — efmd (Бельгия), с докладом «Система Европейского стандарта качества программ EQUIS-efmd». Участники конференции с интересом ознакомились с принципами и процедурой про-

ведения аккредитации ассоциацией АМВА. Не меньший интерес у аудитории вызвало выступление представителя efmd, который подробно рассказал о деятельности EQUIS. Перед российским образовательным сообществом, равно как и перед бизнес-образованием стран СНГ, стоит задача создания системы аккредитации образовательных учреждений и программ обучения. Поэтому анализ опыта работы в этой области зарубежных партнеров трудно переоценить. Об этом сказал Л. И. Евенко, подводя итог работы специальной сессии.

В. В. Годин, директор Института информационных систем ГУУ, завершил работу конференции. Он отметил, что была поставлена очень серьезная и сложная задача проанализировать и дать оценку трансформациям, произошедшим в науке, образовании и бизнесе в условиях формирования информационного общества. Участники конференции провели обсуждение по широкому кругу вопросов, связанных с такими явлениями современности, как глобализация, становление информационного общества, «экономики знаний». При этом было рассмотрено воздействие ИТ на социум, модель образования и на личность человека. Можно констатировать, что образование под воздействием информатизации изменяет свое институциональное ядро, программы обучения становятся более ориентированными на клиента, увеличиваются их гибкость и подвижность. Использование ИС предполагает значительные начальные инвестиции, поэтому необходимо стремиться к эффективности их использования.

Т. Д. Подсыпанина

Российская ассоциация

бизнес-образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.