Научная статья на тему 'Международная морская организация и медицина морского транспорта Украины'

Международная морская организация и медицина морского транспорта Украины Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
255
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Международная морская организация (ІМО) / безопасность судоходства / Международная организация труда / медицина морского транспорта / опасные фумигированные грузы / морская фумигация / имплементация конвенций IMO в Украине / Міжнародна морська організація (ІМО) / безпекa судноплавства / Міжнародна організація праці / медицина морського транспорту / небезпечні фуміговані вантажі / морська фумігація / імплементація конвенцій IMO в Україні

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е П. Белобров

В работе рассматривается ряд проблем, связанных с имплементаций Конвенций ММО, в частности по перевозке опасных грузов, фумигации грузов и медицинскому обслуживанию моряков. Показано роль ГП «УкрНИИ МТ» в решении данного вопроса, рассмотрен ряд документов, выполненных специалистами института. Отмечена их роль в повышении безопасности судоходства, улучшения качества жизни и сохранения здоровья моряков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Е П. Белобров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

МІЖНАРОДНА МОРСЬКА ОРГАНІЗАЦІЯ ТА МЕДИЦИНА МОРСЬКОГО ТРАНСПОРТУ УКРАЇНИ

В роботі розглядається ряд проблем, пов’язаних з імплементацій Конвенцій ММО, зокрема з перевезення небезпечних вантажів, фумігації вантажів і медичного обслуговування моряків. Показано роль ДП «УкрНДІ МТ» у вирішенні даного питання, розглянуто низку документів, виконаних фахівцями інституту. Відзначена їх роль в підвищенні безпеки судноплавства, покращення якості життя і збереження здоров’я моряків.

Текст научной работы на тему «Международная морская организация и медицина морского транспорта Украины»

ОРГАШЗАЦШ МЕДИКО-ПРОФIЛАКТИЧНОÏ СЛУЖБИ

УДК 656.61(061.1)+613.68(477)

DOI http://dx.doi.org/10.5281/zenodo.1239884

Е. П. Белобров

МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕДИЦИНА МОРСКОГО

ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ

Центр «Медицинская безопасность технологий морской фумигации и перевозки опасных грузов» ГП «УкрНИИ медицины транспорта МЗ Украины, Одесса

Summary. Belobrov Е. Р. INTERNATIONAL MARITIME ORGANIZATION AND MEDICINE OF MARITIME TRANSPORT OF UKRAINE. - Centre "Medical safety of technologies for maritime fumigation and transportation of dangerous cargoes" at SE "Ukrainian Research Institute for Medicine of Transport", Odessa; e-mail: nymba. [email protected]. The paper addresses a number of problems related to the implementation of the IMO Conventions, in particular on the transport of dangerous goods, fumigation of goods and medical care for seafarers. The role of SE "UkrNII MT" in the solution of this issue is shown, a number of documents performed by the Institute specialists are considered. Their role in improving the safety of navigation, improving the quality of life and preserving the health of seamen is specified.

Key words: International Maritime Organization (IMO), safety of navigation, International Labour Organization (ILO), medicine of maritime transport, dangerous fumigated cargoes, maritime fumigation, implemintation of IMO conventions in Ukraine.

Реферат. Белобров Е. П. МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕДИЦИНА МОРСКОГО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ. В работе рассматривается ряд проблем, связанных с имплементаций Конвенций ММО, в частности по перевозке опасных грузов, фумигации грузов и медицинскому обслуживанию моряков. Показано роль ГП «УкрНИИ МТ» в решении данного вопроса, рассмотрен ряд документов, выполненных специалистами института. Отмечена их роль в повышении безопасности судоходства, улучшения качества жизни и сохранения здоровья моряков.

Ключевые слова: Международная морская организация (1МО), безопасность судоходства, Международная организация труда, медицина морского транспорта, опасные фумигированные грузы, морская фумигация, имплементация конвенций IMO в Украине.

Реферат. Белобров £. П. М1ЖНАРОДНА МОРСЬКА ОРГАН1ЗАЦШ ТА МЕДИЦИНА МОРСЬКОГО ТРАНСПОРТУ УКРАШИ. В робот розглядаеться ряд проблем, пов'язаних з iмплементацiй Конвенцш ММО, зокрема з перевезення небезпечних вантажiв, фумтацп вантажiв i медичного обслуговування моряшв. Показано роль ДП «УкрНД1 МТ» у виршенш даного питання, розглянуто низку докуменпв, виконаних фахiвцями шституту. Ввдзначена 1х роль в шдвищенш безпеки судноплавства, покращення якосп життя i збереження здоров'я моряшв.

Ключовi слова: Мiжнародна морська оргашзащя (1МО), безпео судноплавства, Шжнародна оргашзащя пращ, медицина морського транспорту, небезпечш фумшоваш вантаж, морська фумiгацiя, iмплементацiя конвенцш IMO в Украш.

© Белобров Е. П.

Всемирное сообщество морского торгового судоходства отметило в 2018 году 80-летний юбилей Международной Морской Организации (IMO) при Организации Объеденных Наций. Начиная от рядовых членов экипажей маломерных судов и включая моряков огромных океанских суперсудов пассажирского, танкерного нефтеналивного, газовозного, сухогрузного, балкерного и контейнерного флота - в настоящее время с благодарностью и почтением обращают свои взоры в сторону могущественной 1МО, которая на базе Международной Морской Консультационной Организации (IMCO) в 1948 году превратилась в современный мощный общественный научно- практический Центр по обеспечению безопасности, оказанию производственной оперативной помощи и обеспечения благополучия морских служителей всего мира [1].

Знаменательная дата IMO не осталась без внимания и среди специалистов морской медицинской общественности Украины, занятых в сфере медико-санитарного обеспечения безопасности транспортировки опасных и фумигированных грузов, предупреждения морских аварий и отравлений моряков, сохранения жизни, здоровья и окружающей морской среды. Украина, как независимое государство, постановлением Верховной Рады от 04.02.1994 года № 3938-XII «О принятии Конвенции о Международной морской организации 1948 года в редакции 1982 года» приняла Конвенцию IMO и состоит в ней как равноправный член [2].

Основная задача деятельности 1МО направлена на дискриминационные действия, затрагивающие международное торговое судоходство, а также принятие норм и стандартов по обеспечению безопасности на море. 1МО, действуя в качестве специализированного учреждения ООН, выполняет основные функции, направленные на облегчение взаимодействия правительств стран- участниц 1МО, включая Украину, по техническим вопросам для достижения высочайших стандартов в области безопасности на море, а также принимает и совершенствует обязательные (после Конвенции 1МО ODI A.1070 (28) c 01.01.2016 г.) к исполнению международные конвенции, кодексы, резолюции, протоколы, циркуляры и рекомендации.

Стройная, испытанная годами и морскими штормами, система законов, кодексов, конвенций и рекомендаций 1МО по безопасности судоходства и транспортировки опасных и фумигированных грузов на судах в рейсах базируется на основе «святая святых» морского сообщества - Своде законов 1МО SOILAS -74/78 «Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (СОЛАС-74/78). Именно здесь заложены основные, жизненно важные, требования документов, непосредственно связанные с научной и производственной деятельностью Украинского НИИ медицины транспорта Минздрава Украины по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, эколого-гигиенической и медицинской безопасности моряков и, особенно тех из них, кто тесно связан с работой по перевозке на судах опасных и фумигированных, т.е. чрезвычайно опасными ядовитыми парами и газами, грузов в трюмах в обычных эксплуатационных условиях и аварийных морских происшествиях (авариях) на судах в пути следования [3].

Если Конвенции 1МО определяют организационные, конструктивные, технико-технологические, эксплуатационные требования к судам и судоходству, то Конвенции и Рекомендации Международной организации труда МОТ (ILO) обращены в сторону труженика моря и определяют нормы и правила медицинской и социальной защиты моряков.

Специальные требования стандартов 1МО и МОТ предъявляются специалистам медицины морского транспорта гигиенического, санитарно-эпидемиологического и медико-санитарного профиля. Они изложенные в «Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве» КТМС-2006 (MLC-2006). Опираясь на Закон Украины «Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» № 1629 - IV от 18.03.2004 г., законодательство 1МО и её Стандарты и Правила Кодекса, Конвенции о труде в морском судоходстве определяют цели и задачи медицины морского транспорта в рамках 1МО и MLC-2006 в разделах:

- минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна;

- условия труда и отдыха моряков, жилищные помещения, питание и столовое обслуживание;

- предупреждение несчастных случаев, охрана здоровья, медицинское обслуживание, социально-бытовое обслуживание и др.

В работах Л. А. Позолотина (2003) и Т. В. Демидовой (2007) подробно изложены основные, действующие и в настоящее время, положения не только Международных нормативных документов по охране жизни и здоровья моряков (1МО, MLC-2006), но и представлен перечень международных Конвенций по медицинскому обеспечению безопасности судоходства. Например, Конвенция МОТ (№ 164) «О здравоохранении и медицинском обслуживании моряков» ( 1987 ) вступила в силу 11 января 1991 г.

Конвенция обязывает принять меры по охране здоровья и медицинскому обслуживанию моряков на борту судна. Конвенция требует наличия общесудовой аптеки, состав которой определяется в «Перечне основных лекарственных средств» издаваемых Всемирной организацией здравоохранения (WHO), а также согласно требований Кодекса 1МО IMDG CODE по обеспечению безопасности морской перевозки опасных грузов -специальной аптечки под конкретный на момент перевозки опасного и обработанного в рейсе ядовитыми фумигантами груза. Каждое судно должно быть обеспечено необходимым набором лекарственных средств за счет судовладельца и иметь «Международное медицинское руководство для судов» (International Medical Guide for Ships, IMGS), а также «Руководство по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях, связанных с опасными веществами» (MFAG) [4,5].

Важные требования к медицинской подготовке командного состава штурманской службы судна изложены в Разделе A-VI/1-3 и Разделе A-VI/4, «О медицинской подготовке моряков» основанных на требованиях ст. 9 Конвенции МОТ, а также положений MLC-2006.

В последнее десятилетие особые требования документов 1МО, предъявляемых к медицине морского транспорта Украины связаны не столько с перевозкой опасных грузов, как с резким увеличением экспорта украинского зерна (в 2017 году более 44 млн. тонн) фумигированного чрезвычайно опасным ядохимикатами в трюмах океанских судов в рейсе, что нередко приводило к авариям и отравлениям моряков фосфином на борту судов под иностранными флагами. Сегодня зарегистрировано более 50 отравлений моряков, 9 из которых окончились фатально [6].

В Украине до сих пор отсутствует законодательная база, регламентирующая безопасность перевозки фумигированных грузов на судах. Поэтому судовладельцы, фрахтователи, грузоотправители (зернотрейдеры), грузоперевозчики (капитаны судов), грузополучатели и работники действуют на свой риск при решении вопросов безопасности международных морских перевозок, сохранения товарных качеств перевозимых зерновых грузов, предупреждения нотификации эффективности фумигации грузополучателями, а также случаев аварий и отравлений моряков в рейсе на иностранных судах, хотя они должны руководствоваться следующими документами 1МО:

1. Кодекс IMSBC CODE c Дополнением Комитета Безопасности Судоходства IMO MSC. 1/Circ. 1264, 27.05.2008 c Изменениями DSC 14/8, MSC 1358, MSC 1396, 2009, 2011 г.г. «Рекомендации 1МО по безопасному использованию пестицидов на судах, которые применяются при фумигации грузовых трюмов».

2. Кодекс IMDG CODE c Дополнением Комитета Безопасности Судоходства IMO MSC. 1/Circ. 1265, 09.06.2008 c Изменениями DSC 14/8, MSC 1358, MSC 87/10/2 2019, 2010 г.г. «Рекомендации 1МО по безопасному использованию пестицидов на судах, которые применяются при фумигации грузовых транспортных единиц (контейнеров).

3. Кодекс ISPS -2002 (ОСПС-2002) по охране судов и портовых сооружений.

4. Кодекс ОДИ-2013 (А.1070 (28 )) по осуществлению документов IMO, который требует обязательного исполнения всех рекомендаций, положений, протоколов и циркуляров, принимающих с 01.01.2016 года законодательную силу.

При этом на работников санитарно-эпидемиологических учреждений на водном транспорте, как специалистов профилактической медицины возлагается особая государственная ответственность по выполнению названных документов IMO в обеспечении безопасности перевозки опасных и фумигированных грузов, предупреждению отравлений, сохранению жизни и здоровья моряков и фумигаторов морских грузов.

IMO настоятельно требует от всех участников (грузоотправители, грузоперевозчики, грузополучатели, фумигаторы морских грузов) транспортного процесса перевозки фумигированных грузов в трюмах судов в среде чрезвычайно опасных ядовитых газов на судах, а по нашему убеждению, в равной мере и работников санитарных и экологических служб, уделить внимание квалификационной подготовке по обучению персонала правилам

и нормам морской фумигации грузов. Например, пункт 6.3.1. MSC. 1/Circ. 1358, 30.06.2010 гласит, что «операции по фумиигции грузов должны выполняться только квалифицированными операторами», а пункты 3.2.5.1. и 5.5.2.2. MSC. 1/Circ. 1361, 27.05.2010, а также пункты 3.2.2.6 и 5.5.2.2. MSC. 1/Circ. 87/10/ от 15.10.2010 требуют, что «лица, которые занимаются фумигацией грузовых транспортных средств (грузов), должны быть обучены пропорционально их обязанностям» [6].

Большая ответственность ложится на специалистов медицины морского транспорта Украины, особенно работников санитарно-профилактических учреждений (СКО) на водном транспорте, как при проведении специальных работ по ликвидации аварий с опасными и фумигировананными грузами на судах, так и при проведении поставарийных восстановительных судовых работ и при проведении расследований аварийных морских происшествий в рамках требований Резолюции А.1075 (28) от 04.12.2013 года «Руководство по оказанию помощи лицам, проводящим расследование, в осуществлении Кодекса IMO расследования аварий (Резолюция MSC. 255 (84).

Специалисты медицины морского транспорта Государственного предприятия «Украинский НИИ медицины транспорта Минздрава Украины» исходя из этих требований, а также руководствуясь Законом Украины «Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» № 1629 - IV от 18.03.2004 г., «Про забезпечення саштарного та епiдемiчного благополуччя населення № 4004- XII от 24.02.1994 г.», решением ВР Украины от 22 марта 2017 года «О ратификации Международной конвенции IMO о спасении на море, 1989 », Постановой Кабмина Украины от 30.11.2011 г. № 1232 "Порядок проведення розслщування та ведення облшу нещасних випадшв професшних захворювань i аварш на виробництвГ, Приказа МЗ Украины № 190 от 23.05.2002 "Про надання позачергових повщомлень" (Додаток 7. Поввдомлення про гострi професшш отруення), координирует свою научно-исследовательскую, практическую и общественно - популярную деятельность в рамках требований 1МО. В частности, специалистами медицины морского транспорта Центра «Медицинская безопасность технологий морской фумигации и перевозки опасных грузов» для нужд моряков и фумигаторов морских грузов разработали, издали и внедрили учебные пособия, учебные программы, положения, инструкции и извещения:

- Белобров Е.П., Наврозова Ю.А. Первая медицинская помощь на судах. Одесса-2017. 189 с. (требования 1МО STCW-95, 1МО MFAG, IMGS)/

- Белобров Е.П., Шафран Л.М., Мордкович Я.Б., Курбанов В.М. Морская фумигация: Словарь -справочник по обеззараживанию грузов на судах и в портах/ Одесса, 2012. 334 с. (требования SOLAS, 1МО IMDG CODE MSC. 1/Circ. 1265, IMSBC CODE MSC. 1/Circ. 1264, MLC-2006)/

- Положение по организации, технологии и безопасности транзитной морской фумигации грузов на иностранных судах. Белобров Е.П. соват.Киев-Одесса-2016. 72 . (требования MSC. 1/Circ. 1265, MSC. 1/Circ. 1264, MSC. 1/Circ. 1358, MLC-2006).

- Извещения по морской фумигации судоводителям, тнспекторам портнадзора и фумигаторам. / Под ред. Белоброва Е.П. Вып. № 044 (011-022) - 2012 .Киев-Одесса -2012. 16 с. (требования 1МО STCW-95 MSC. 1/Circ. 1265, MSC. 1/Circ. 1264, MSC. 1/Circ. 1358, MLC-2006).

- Извещения по морской фумигации судовым фумигаторам, инспекторам портового контроля и судоводителям./ Под ред. Белоброва Е.П. Вып. № 07 (063-067) -2015. Киев-Одесса 2015. 16 с. (требования 1МО STCW-95 MSC. 1/Circ. 1265, MSC. 1/Circ. 1264, MSC. 1/Circ. 1358, MLC-2006).

- Инструкция по оказанию доврачебной помощи с использованием перечня лекарственных средств специальной аптечки при отравлении фосфином на борту судна / Под ред. Белоброва Е.П. - Одесса ,- 2014 , 17 с. (требования 1МО STCW-95, 1МО MFAG, IMGS).

- Белобров Е.П. Морская фумигация грузов. Библиографическое реферативное издание. Одесса. 2018. 169 с. (требования 1МО MSC. 1/Circ. 1265, MSC. 1/Circ. 1264, MSC. 1/Circ. 1358, MLC-2006).

Обращаясь к Закону Украины о действии международных договоров на территории Украины следует отметить, что ратифицированные международные соглашения, в данном случае кодексы 1МО, стали неотъемлемой частью национального законодательств, что

подтверждено «Декларацией о государственном суверенитете Украины», в которой провозглашен приоритет норм международного права перед нормами внутригосударственного права. Однако, несмотря на все усилия ГП «Украинский НИИ медицины транспорта МЗ Украины » многие Конвенции 1МО, в частности, IMO MSC.1/ Circ. 1264, 2008, MSC .1/ Circ. 1265, 2008 с Изменениями 2009, 2010, 2011 г.г. «Рекомендации по безопасному использованию пестицидов на судах, которые применяются при фумигации грузов в трюмах и грузовых транспортных единицах» до сих пор не имплементированы в законодательство Украины [7].

В заключение от имени всех специалистов медицины морского транспорта Украины поздравляем всех моряков, всех служителей морской профессии и лично Генерального секретаря Международной морской организации господина Китака Лима со славным юбилеем - 80-летием образования 1МО и желаем всем крепкого здоровья и семь футов чистой воды под килем в дальних морских и океанских плаваниях.

Литература

1. Международная морская организация (IMO, ИМО, ММО) // www.imo.org,xn-h1ahbli/com/ua/info/45-imo-international-maritime-organization.

2. Постановление Верховной Рады Украины от 04.02.1994 г. № 3938- XII «О принятии Конвенции о Международной морской организации 1948 года в редакции 1982 года».

3. Белобров Е.П. Особенности морской перевозки опасных грузов (на примере фумигированных грузов) в соответствии с требованиями ИМО и МОТ // Матер. Междунар. Науч.- практич. Конф. «Безопасность мореплавания и вопросы морского права в свете новых требований ИМО и МОТ», 16 окт. 2015 г., Одесса. - С. 171 - 182.

4. Позолотин Л. А. Международные нормативные документы по охране жизни и здоровья моряков // Матер-лы 1 -го Всеукраинского межотраслевого семинара-практикума «Ответственность судовладельца и работодателя ха охрану здоровья и жизни людей на борту судна», !6.09.2003. - Одесса, 2003.- С. 23-39.

5. Демидова Т. В. Международное законодательство по медицинскому обеспечению безопасности судоходства // Вкник морсько! медицини.- 2007.- № 2-3 (36). - С. 18- 24.

6. Белобров Е. П. Профессиональный заслон смертоносной фумигации на судах: обучаются вместе - специалисты фумотрядов, инспекций надзора портов, санэпидемстанций и карантина растений // Морской информационный бюллетень. - 2010. -№ 3.- С. 30-33.

7. Белобров Е. П. К вопросу об имплементации в Украине IMO MSC.1/ Circ. 1264, 2008, MSC .1/ Circ. 1265, 2008 с Изменениями 2009, 2010, 2011 г.г. «Рекомендации по безопасному использованию пестицидов на судах, которые применяются при фумигации грузов в трюмах и грузовых транспортных единицах» // Вюник морсько! медицини.- 2015.-№ 4 (69). - С. 101 - 111.

References

1. International Maritime Organization (IMO, IMO, IMO) // www.imo.org, xn-h1ahbli / com / ua / info / 45-imo-international-maritime-organization.

2. Decree of the Verkhovna Rada of Ukraine of 04.02.1994 No. 3938-XII "On the adoption of the Convention on the International Maritime Organization in 1948 in the wording of 1982".

3. Belobrov, E.P. Features of the sea transportation of dangerous goods (exemplified by fumigated cargo) in accordance with the requirements of IMO and ILO / / Mater. Intern. Scientific-practical. Conf. "Safety of navigation and issues of the law of the sea in the light of the new requirements of IMO and ILO", 16 October. 2015, Odessa. - P. 171 - 182.

4. Pozolotin LA International regulations for the protection of life and health of seafarers / / Materials of the 1-st All-Ukrainian interindustry workshop "Responsibility of the shipowner and employer to protect the health and life of people on board",! 6.09.2003. - Odessa, 2003.- P. 23-39.

5. Demidova, T. V. International legislation on the medical security of navigation // News of the Ministry of Maritime Medicine. 2007.-№ 2-3 (36). - P. 18-24.

6. Belobrov EP Professional barrier of deadly fumigation on ships: trained together -specialists of fumotryads, inspections of ports, sanitary epidemiological stations and plant quarantine // Marine newsletter. - 2010. - No. 3.- P. 30-33.

7. Belobrov EP To the question of implementation in Ukraine IMO MSC.1 / Circ. 1264, 2008, MSC .1 / Circ. 1265, 2008 with the Changes of 2009, 2010, 2011 "Recommendations on the Safe Use of Pesticides on Ships Used for Fumigation of Goods in Holds and Freight Transport Units" // Visnyk sredskoi meditsini- 2015.- No. 4 (69). - P. 101 - 111.

Работа поступила в редакцию 02.03.2018 года. Рекомендована к печати на заседании редакционной коллегии после рецензирования

УДК 616-053.2-07:378.147

DOI http://dx.doi.org/10.5281/zenodo.1240475

О. В. Федоренко, О. В. Павленко, О. А. Герасименко, В. О. Майчук

ПРОБЛЕМНО-ОР1СНТОВАНЕ НАВЧАННЯ ЯК ОДИН З 1НТЕРАКТИВНИХ МЕТОД1В У ВИВЧЕНН1 ПРОПЕДЕВТИКИ ПЕД1АТР11

Одеський нацюнальний медичний ушверситет

Summary. Fedorenko O. V., Pavlenko O. V., Gerasymanko O. A., Maychuk V. O. PROBLEM-ORIENTED EDUCATION AS ONE OF INTERACTIVE METHODS IN THE STUDY OF PROPAEDEUTICS OF PEDIATRICS. - Odessa National Medical University, email: [email protected]. Successful training of doctors in higher medical schools is associated with the searching for new effective forms of learning, one of which is problem-oriented learning. The purpose of the work was to improve the teaching methods in the study of propaedeutics of pediatrics on the basis of problem-oriented learning methods. According to the aim, the following tasks were solved: to implement interactive methods in the educational process; to intensify the creative activity of teachers and students in optimizing the educational process. Materials of the study were 2 groups of students: in the 1st group (28 students) used traditional methods of teaching, in the 2nd (also 28 students) - problem-oriented methods: method of situational learning, business game with problematic issues. The conducted research has led to the conclusion that problem-oriented learning leads to the formation of self-organization skills, self-study and self-control, that is, it increases the level of conscious attitude to the acquisition of professional knowledge, skills and personal qualities of the future doctor. This problem-oriented training is an important factor in the process of becoming a student as a specialist.

Key words: problem-oriented teaching, student, propaedeutics of pediatrics.

Реферат. Федоренко О. В., Павленко А. В., Герасименко А. А., Майчук В. А. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ ПРОПЕДЕВТИКИ ПЕДИАТРИИ.

Успешная подготовка врачей в высших медицинских школах связана с поиском новых эффективных форм обучения, одним из которых является проблемно-ориентированное обучение. Цель работы: усовершенствовать методики обучения при изучении пропедевтики педиатрии на основе методов проблемно-ориентированного обучения. Согласно поставленной цели решали такие задачи: внедрить интерактивные методы в учебный процесс; активизировать творческую деятельность педагогов и студентов в оптимизации учебного процесса. Материалом исследования были 2 группы студентов: в 1 -й группе ( n = 28) использовали традиционные методы обучения, во 2-й (n =28 ) - проблемно-ориентированные методы: метод ситуационного обучения, деловая игра с проблемными вопросами. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что проблемно -ориентированное обучение приводит к формированию навыков самоорганизации,

© Федоренко О. В., Павленко О. В., Герасименко О. А., Майчук В. О.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.