Научная статья на тему '\ международная экономика \ восемнадцать лет спустя'

\ международная экономика \ восемнадцать лет спустя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ международная экономика \ восемнадцать лет спустя»

Восемнадцать лет спустя

16 декабря министерская конференция Всемирной торговой организации на заседании в Женеве окончательно одобрила решение о вступлении России в ВТО. О том, что это значит для российского бизнеса, рассказывает Алексей Портанский, директор информационного бюро по присоединению России к ВТО.

— России понадобилось 18 лет, чтобы завершить процесс переговоров по присоединению России к ВТО. С чем это связано?

— Можно говорить о целом наборе причин. В первые годы переговоров нам пришлось затратить немало сил и времени, чтобы убедить наших партнеров в том, что Россия не может согласиться с рядом предъявлявшихся требований. Речь шла, в частности, о выравнивании внутренних и внешних цен на газ, обнулении пошлин на гражданскую авиатехнику и др. На это ушло несколько лет. Были и причины внутреннего характера. Не всегда хватало политической воли для продвижения процесса. В последние годы он был приторможен активизацией строительства Таможенного союза. У крупного бизнеса появилось ощущение, что ВТО — это весьма отдаленное будущее. Кроме того, процесс намеренно тормозили некоторые силы, заинтересованные в отсутствии здоровой конкуренции. Ведь ВТО — это игра по правилам, а если бизнес существует в основном благодаря непрозрачному исключению из правил, конечно,

Алексей ПОРТАНСКИЙ,

профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ-ВШЭ

КЕрнсКАя группа — неофициальное объединение стран — членов ВТО с большой долей аграрной продукции в общей структуре экспорта. группа создана в 1986 году. В нее входят 19 государств: Канада, ЮАр, пакистан, Австралия, новая Зеландия, Индонезия, Малайзия,

Таиланд, Филиппины и страны Южной Америки — Аргентина, Боливия, Бразилия, гватемала, Колумбия, Коста-рика, парагвай, перу, уругвай, Чили. группа выступает с общими предложениями в вопросах регулирования мировой торговли аграрной продукцией.

^^toitaWTO^fMy!

он не заинтересован в присоединении к организации. Иногда на переговорном процессе сказывались и политические факторы, хотя мы придерживались мнения, что переговоры по вступлению в ВТО — это чисто техническое мероприятие, и в доказательство приводили пример, что среди 150 членов ВТО есть страны, враждующие между собой, такие как США и Куба. Однако характер переговоров с Грузией в последние годы вынудил нас признать наличие серьезной политической составляющей в ходе нашего присоединения к ВТО. В этой организации существует традиция принятия решений методом консенсуса (хотя юридическая база позволяет принять нового члена без консенсуса), поэтому согласие Грузии надо было получить, и в конце концов мы это сделали.

— Насколько повлияла на переговорный процесс поправка Джексона-Вэника?

— Она никогда не была препятствием собственно в процессе переговоров, но является препятствием для реализации выгод от нашего присоединения к ВТО в двусторонних отношениях с США. В последнее время в Соединенных Штатах раздаются призывы к отмене этой поправки, иначе американский бизнес не получит преимуществ на российском рынке и будет проигрывать в конкурентной борьбе аналогичным компаниями из ЕС, Японии и т.д. Но в американском Конгрессе есть и другая точка зрения: нельзя снимать эту поправку, ибо в России есть дело Магнитского, дело Ходорковского и т.д. Сейчас эти две позиции борются, и мы надеемся, что первая победит, поскольку администрация Обамы в значительной мере учитывает интересы бизнеса. Кстати, в отношении Украины эта поправка была снята за полтора года до присоединения страны к ВТО. Остается надеяться, что

в отношении РФ это произойдет до завершения ратификации пакета документов о присоединении.

— Как отмена поправки Джексона-Вэника скажется на российском бизнесе?

— Российский бизнес будет иметь свободный недискриминационный доступ на американский рынок на постоянной основе. Последнее особенно важно, ибо прежде такой доступ предоставлялся путем временной отмены действия поправки Джексона-Вэника и ежегодного возобновления этой процедуры. А многие российские

EASI NEWS

Ольга ЗАИКИНА

16 декабря 2011 года протокол о присоединении к ВТО с российской стороны подписала министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, а со стороны ВТО — глава организации Паскаль Лами (на фото — справа).

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) — преемница действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) — начала свою деятельность 1 января 1995 года. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994), которые являются правовым базисом современной международной торговли. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля над реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда.

Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. С 1947 года обсуждение глобальных проблем

либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП). К настоящему времени проведено восемь раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализации мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции. В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 году ВТО в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО. Переговорный процесс начался в 1995 году и завершился 10 ноября 2011 года. Российскую делегацию на переговорах возглавлял директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Максим Медведков. Рабочая группа, состоящая из 62 членов ВТО (ЕС выступает в качестве одного

члена), предварительно одобрила пакет документов российского присоединения. В пакет входят следующие документы: Перечень обязательств по товарам, Перечень обязательств по услугам, Доклад рабочей группы с описанием российского торгового режима и системные обязательства, подтверждающие соответствие этого режима нормам ВТО. Документы, отражающие результаты двусторонних переговоров, проведенных Россией с 57 членами ВТО (по товарам) и 30 членами ВТО (по услугам), а также многосторонних переговоров по системным обязательствам были внесены на рассмотрение Восьмой министерской конференции ВТО, которая 16 декабря 2011 года окончательно одобрила решение о вступлении России в ВТО. Российская сторона получила 220 дней на проведение внутренних ратификационных процедур, которые должны завершиться к середине 2012 года, после чего Россия фактически вступит в ВТО.

Источник: http://www.wto.ru/, МЭР.

EASI NEWS

единым таможенный тариф (етт)* и ставки после вступления в вто

Основные параметры договоренностей по ставкам импортных пошлин в сравнении с действующим ЕТТ

етт: средневзвешенная** среднев начальный уровень»»» вто: звешенная конечный уровень»»»»

Вся номенклатура 10,293 11,85 7,147

С/х товары 15,634 15,178 11,275

Промышленные товары 9,387 11,256 6,41

компании весьма заинтересованы в американском рынке, например наши металлурги.

— Насколько, по вашему мнению, можно рассматривать Таможенный союз в качестве альтернативы ВТО?

— Доля Таможенного союза в объеме внешней торговли России, по данным Минэкономразвития РФ на 2010 год, составляла 7,7%, стран ВТО — 88%. Вряд ли в ближайшем будущем доля Таможенного союза в нашей внешней торговле выйдет за уровень 8%. Просто объем этих рынков больше не позволит, даже если к Таможенному союзу присоединятся Киргизия и Таджикистан. Хотя в целом я — за региональную интеграцию, но надо понимать расстановку приоритетов. Нельзя сосредоточиваться только на Таможенном союзе.

— Как вы оцениваете результаты переговоров? Много ли теряет Россия в результате принятых на себя обязательств, например снижения ввозных пошлин?

— Согласно данным МЭР, изменение ставки средневзвешенной импортной таможенной пошлины будет не очень значительным. При этом конкретная интерпретация по группам товаров может иметь свои особенности. Для разных групп товаров переходный период различный, для большинства это два-три года, для более чувствительных — пять лет, для самых чувствительных — семь.

* Единый таможенный тариф (ЕТТ) — свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. ** Расчеты средневзвешенных ставок проведены на базе усредненной таможенной статистики поставок из дальнего зарубежья в 2008-2010 годах. *** Максимально допустимый уровень ставок пошлин, который может применяться с даты присоединения России к ВТО.

**** Максимально допустимый уровень ставок пошлин, который может применяться по истечении переходных периодов.

Источник: МЭР.

ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ применяют 23 страны: Австралия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Белоруссия, Индия, Индонезия, Казахстан, Киргизия, Китай, Мексика, Молдавия, Перу, Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд,Турция, Украина,Республика Корея, Филиппины, Совет сотрудниче -ства арабских государств Персидского залива, а также страны-члены ЕС как единый Таможенный союз. Максимальное количество ограничительных мер действует в Белоруссии (23), ЕС (17), Украине (10), США (9). К наиболее проблемным рынкам, в которых заинтересованы российские экспортеры и на которых проводится агрессивная торговая политика защиты от экспорта из РФ, относятся рынки ЕС, Мексики, Австралии, США, Индии, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии

и Украины. Более половины от всех введенных антидемпинговых мер направлены против российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения и химикаты. В результате проделанной Минэкономразвития работы в 2009 году прекратили действие 26 ограничительных мер, препятствующих доступу российских товаров на внешние рынки. По экспертным оценкам, сумма предотвращенного ущерба составила около $700 млн. Всего против российских товаров зафиксировано 98 применяемых иностранными государствами ограничительных мер, в том числе 40 антидемпинговых, 11 специальных защитных и 47 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования.

Источник: ИТАР-ТАСС.

Причем график уменьшения пошлин может быть нелинейным, когда пошлины будут снижаться, — в основном в конце переходного периода. Самый чувствительный товар — легковые автомобили, и здесь в первые три года ввозные пошлины вообще не меняются.

Если Россия станет членом ВТО с 1 июля 2012 года, то в первый год ничего не изменится вообще, за исключением снятия так называемого «кризисного» повышения пошлин, то есть когда мы увеличили уже согласованный на переговорах уровень начального связывания пошлины еще на несколько процентных пунктов. Так, в частности, случилось с легковыми автомобилями: сейчас пошлина на них составляет 30%, а согласованный уровень начального связывания — 25%. Должен заметить, что на повышение ввозных пошлин в период кризиса не пошла ни одна страна — член ВТО. Они принимали протекционистские меры, но действовали в рамках правил организации. Россия же не была формально связана этими рамками, хотя договоренности о начальном и конечном уровнях связывания пошлин уже были зафиксированы.

Итак, на новые легковые автомобили ввозные пошлины снизятся с 25 до 15% в течение семи лет, причем снижение произойдет в основном в течение трех лет. Это, с одной стороны, обеспечит интересы российских покупателей и потребителей, с другой — позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в России. При этом пошлины на старые автомобили (бывшие в употреблении от трех до семи лет) сохранятся на уровне 20% после снижения с 25% в течение переходного периода.

— Насколько, на ваш взгляд, российский рынок будет защищен?

— По окончании всех переходных периодов снижения импортных таможенных пошлин около 50% всех ставок останется на уровне действующего ЕТТ, около трети

ставок будут уменьшены по сравнению с ЕТТ не более

чем на 5%.

Из анализа МЭР средневзвешенной ставки по промышленным товарам видно, что российский рынок будет защищен чуть меньше, чем китайский, но больше, чем рынки Украины, ЕС и США. Средневзвешенная ввозная пошлина в РФ снижается с 9,387 до 6,41% (для сравнения: в Китае она составляет 7,5%, на Украине — 4%, в ЕС, США — 3,8%).

Сельское хозяйство будет защищено в большей степени, чем промышленность. Импортная таможенная пошлина останется достаточно высокой, но на некоторые товары она снижается почти до нуля (например, на соевые бобы, жмых, шрот, не произрастающие у нас овощи, фрукты, фисташки, арахис, а также апельсины, виноград, бананы и т.д.). Бананы у нас никто пока не выращивает, следовательно, и защищать здесь рынок не требуется.

Серьезным достижением нашей переговорной делегации следует считать достижение договоренности о том, что максимальный уровень разрешенной прямой поддержки сельского хозяйства (так называемая «желтая корзина») составит $9 млрд в год, что более чем в два раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии

со стандартными правилами. У нас многие не верили, что мы сможем получить такую цифру, поскольку по правилам ВТО уровень субсидирования фиксируется на той отметке, которая была в стране три последних года до присоединения. В России сумма поддержки села не выходила за пределы $4,4 млрд в год. Но мы убедили рабочую группу, что должны выполнить программу поддержки сельского хозяйства, рассчитанную до 2017 года. Помимо этого следует понимать, что поддержка сельского хозяйства в рамках «зеленой корзины» никак не ограничена, а наша задача — как раз поднимать село, строить там дороги, дома, больницы, школы, внедрять газ, Интернет и т.д.

— Может быть, все-таки стоило повременить со вступлением в ВТО в период, когда экономические кризисы идут один за другим?

— История ВТО показывает, что чем позднее страна присоединяется, тем сложнее это сделать и тем больше требований к ней предъявляют. И во время кризиса ВТО продемонстрировала свою способность универсального регулятора: несмотря на то что все государства принимали протекционистские меры, ни одна страна — член ВТО не нарушила условий своего членства в организации, что показало эффективность механизмов ВТО в сложный кризисный период. Почему нельзя было затягивать со вступлением в ВТО? У нас «зависали» многие крупные проекты. Так, без членства в ВТО нельзя заключить новое соглашение о стратегическом партнерстве с Европейским союзом (срок действия соглашения между РФ и ЕС, заключенного в 1994 году, истек в 2007 году. — Ред.), вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития. В 2012 году Россия должна председательствовать в рамках Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества, и было бы странно это делать не члену ВТО.

— Когда мы почувствуем эффект от присоединения к ВТО?

— Эффекты от присоединения к ВТО будут проявляться постепенно. Но кое-что мы увидим сразу. Я имею в виду отмену ограничительных мер против России.

В целом размер ущерба от этих мер, по словам российского премьера Владимира Путина, составляет $2,04 млрд в год. Сразу после присоединения к ВТО мы можем запустить процедуры отмены тех ограничительных мер на внешних рынках, которые считаем дискриминационными и необоснованными. В результате цифра ущерба будет постепенно снижаться. Кроме того, Россия получит право обращаться в орган ВТО по разрешению споров, сможет участвовать в переговорах внутри ВТО, отстаивая свои интересы, а также более полноценно участвовать в мировых саммитах «восьмерки» и «двадцатки».

— Почему так важно участвовать в переговорах внутри ВТО?

— Внутри ВТО есть неформальные переговорные альянсы. Работа по защите национальных интересов внутри ВТО и состоит в каждодневной деятельности внутри этих альянсов. Страны объединяются по интересам и формируют свою позицию, чтобы потом продвигать ее на переговорах в ВТО. Мы, очевидно, можем к какому-то альянсу присоединиться, например к Кернской группе, поскольку у нас низкие субсидии в сельском хозяйстве, или можем сформировать свой переговорный альянс в той сфере, где у нас наиболее сильны интересы, скажем, альянс экспортеров леса.

Достижение нашей делегации — договоренность о размере максимального уровня прямой поддержки сельского хозяйства — $9 млрд в год.

В ВТО различаются три вида поддержки сельского хозяйства, или три «корзины»: янтарная (желтая), синяя и зеленая. «Янтарная» — прямая и ограниченная, влияет на конечную цену товара. «Синяя» связана с задачей сокращения производства. В «зеленую» входят наука, образование, консультационное обслуживание предприятий, страховка, поддержка развития инфраструктуры, строительство дорог.

И конечно, уже сейчас надо задуматься над своей стратегией внутри ВТО, потому что стране мало дойти до финиша, надо понимать, что делать в этой организации. Например, Китай первые годы после присоединения вел себя достаточно пассивно, но после того, как против него стали возбуждать расследования по причине нарушений условий членства, он вынужден был занять более активную позицию. Это не зависит от размеров страны и объема торговли. Есть 150-миллионная Нигерия и пятимиллионная Норвегия, и последняя является значительно более активным членом ВТО, хотя объем внешней торговли у Нигерии больше за счет нефти. Здесь все зависит от позиции страны, искусства переговорщиков, от того, каким образом страна собирается себя позиционировать внутри ВТО.

— Какие задачи выйдут на первый план после присоединения России к ВТО?

— Сейчас нам предстоит серьезная работа в плане совершенствования управления внешнеэкономическим блоком, который в настоящий момент не очень приспособлен для членства в ВТО (достаточно сказать, что у нас функции торговой политики распределены по разным министерствам, что зачастую вредит делу). Нам предстоит огромная работа по изучению опыта переговоров и ведения споров внутри ВТО. Подготовка кадров — также колоссальная работа. Например, китайцы заранее посылали сотни молодых людей учиться на Запад. Мы этого не сделали, у нас на сегодня по-прежнему лишь несколько вузов, которые готовят специалистов в области торговой политики. Наконец, информационная работа должна быть развернута более широко — с тем, чтобы бизнес, госслужащие могли без труда получать нужную информацию.

tASI NEWS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.