\ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА \
Оазис на таможне
Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана следует рассматривать как важнейший инструмент формирования общих рынков, «инкубатор» конкурентоспособных производств, средство проведения не только согласованной внешнеторговой, но и промышленной политики.
Проект экономической интеграции
С 1 января 2010 года на постсоветском пространстве официально начал функционировать Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана (ТС). Три крупных государства СНГ, они же — самые экономически развитые страны-члены Евразийского экономического сообще ства (ЕврАзЭС), договорились объединиться в общую таможенную территорию и проводить отныне согласо ванную внешнеторговую политику, приняв единый тамо женный тариф. Намечено, что с 1 июля 2010 года вступит в действие Таможенный кодекс (ТК), который обре тет юридическую силу на всей территории стран союза. Но межгосударственные согласования по этому вопросу продвигаются с большими трудностями.
Эти два основополагающих документа составляют каркас правовой базы Таможенного союза. Дополнительно она включает еще более двух десятков межгосударственных договоров, которые можно сгруппировать в три пакета. Первый объединяет документы о ТС, которые позволяют создать прозрачные правила взаимной торговли и предотвратить односторонние действия партнеров по сдерживанию поставок продукции на свои рынки. Второй пакет соглашений позволяет сформировать единую систему таможенного администрирования на общем внешнем контуре Таможенного союза. Третий определяет правила деятельности ко-
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 6 (98) 2010
ординирующего органа ТС — Комиссии Таможенного союза и ее Секретариата.
Только после принятия Таможенного кодекса начнет действовать схема распределения таможенных выплат между участниками трехстороннего соглашения, иными словами, механизм раздела импортных пошлин, полученных с товаров, поступивших на единую территорию ТС извне, из третьих стран. Принципы зачисления платежей в национальные бюджеты были урегулированы в феврале 2010 года, на Комиссии Таможенного союза.
На ближайшие полтора года (2010-2011) намечен переходный период, когда на практике будут отлаживаться все механизмы функционирования союза. К лету 2011 года планируется завершить процедуры по формированию единой таможенной территории. До этого должны будут вступить в силу международные договоры в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, а также соглашения в области косвенного налогообложения товаров и услуг в условиях единой таможенной территории «тройки». Между Россией и Беларусью таможенные процедуры в большей степени согласованы благодаря многолетнему сотрудничеству сторон в рамках Союзного государства (с 1999 года), а Казахстан пока далек в этом отношении по многим позициям. Поэтому пограничный, таможенный и фитосанитарный контроль с внутренней границы Беларуси и России переместится на внешнюю границу уже в нынешнем году, а Казахстана — только в следующем.
После вступления в силу в полном объеме указанных соглашений таможенная тройка начнет процесс присоединения к Всемирной торговой организации на единых условиях. Переговоры Казахстана по присоединению
к ВТО начались 26 февраля 1996 года, за прошедший период удалось договориться с 22 странами из 152. Россия, начав присоединение к ВТО с июля 1995 года, успешно завершила двусторонние переговоры с 60 странами. Беларусь подписала всего 10 двусторонних протоколов по итогам завершенных переговоров.
Таким образом, пока ни одной из стран-членов ТС не удалось вступить в ВТО поодиночке, но ближе всех к этому подошла Россия.
По оценке главного российского переговорщика с ВТО Максима Медведкова, наша страна завершила процесс согласований на 95%, Казахстан прошел 70% пути к ВТО, а Беларусь — только половину. Но планы по объединению трех стран в ТС изменили ситуацию — теперь участники союза ведут совместные переговоры о вступлении в ВТО. Россия решила подождать остальных. Сформирована единая переговорная делегация трех государств и проведены соответствующие консультации в Женеве с государствами-членами ВТО.
Таможенный союз — это объединение государств, призванное усилить их конкурентные позиции в мировой экономике, существенно повысив уровень межгосударственного согласования экономической политики, в особенности ее внешнеторговой и структурной составляющих. Поэтому в теории международных экономических отношений ТС считается более высокой, более продвинутой стадией экономической интеграции, чем зоны свободной или преференциальной торговли.Для нормальной работы Таможенного союза необходим единый координирующий орган, наделенный наднациональными функциями в принятии решений. Такой орган создан
Лидия КОСИКОВА,
ведущий научный сотрудник, Институт экономики РАН
Сначала надо определить, что именно страны Таможенного союза хотели бы выращивать на своем огороде, а уже потом этот огород городить, то есть защищать внешним тарифом от конкурентов.
и в трехстороннем союзе — это Комиссия ТС. Спорные вопросы будет рассматривать Экономический суд ЕврАзЭС.
В оценках оптимистов и пессимистов
Официальные оценки начала функционирования ТС в странах-участницах, как правило, весьма оптимистичны. Уже сам факт учреждения Комиссии и точное следование графику по постепенному формированию ТС дают основания утверждать, что это — серьезный практический, а не «бумажный» шаг на пути экономической интеграции России, Казахстана и Беларуси.
Премьер-министр РФ Владимир Путин назвал вступление в силу Договора о Таможенном союзе «настоящим интеграционным прорывом». На него возлагаются большие надежды: ТС должен стать основой для постепенной кристаллизации «ядра» интеграционной системы внутри СНГ.
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов дал высокую оценку созданию Таможенного союза, который, по его словам, является экономическим объединением принципиально нового качества. «Уверен, что Таможенный союз станет локомотивом для экономик стран Содружества», — подчеркивал глава Совета Федерации на круглом столе, посвященном вопросам правового обеспечения путей развития ТС (Москва, апрель 2010 года). Таможенный союз — это начало масштабной работы по созданию единого экономического пространства.
Ответственный секретарь Комиссии ТС Сергей Глазьев в своих многочисленных интервью и выступлениях в прессе приводит следующие расчеты: создание Таможенного союза позволит странам, участвующим в этом объединении, поднять уровень экономической активности примерно на 15-17%, благодаря снижению барьеров пересечения внутренних границ Таможенного союза
и снятию технических барьеров в торговле. Это особенно важно для расширения возможностей кооперации, прежде всего в сфере машиностроения.
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, известный своей приверженностью идеям евразийской интеграции, считает, что Таможенный союз укрепит конкурентоспособность российских и казахстанских экспортеров нефти, нефтепродуктов и зерна, позволит им совместно занять ключевые позиции на соответствующих мировых товарных рынках. Он также выступает за скорейшее создание единого энергетического и транспортного пространства между Россией, Казахстаном и Беларусью.
Пока не слышно о создании в рамках ТС совместных производств, о международной кооперации в промышленности, в агропромышленном комплексе...-^
Оптимистично настроенные организаторы проекта ТС рассчитывают на дальнейшее расширение его численного состава: если сейчас в союзе три страны, с населением примерно 170 млн., то в дальнейшем к нему могли бы присоединиться остальные страны ЕврАзЭС (Киргизия и Таджикистан), а также Армения, в качестве так называемого удаленного участника, то есть не имеющего общей границы со странами ТС.
Многие независимые наблюдатели, западные эксперты и оппозиционно настроенные к нынешнему руководству силы во всех трех странах, наоборот, выступают как осторожные пессимисты, а то и прямые противники Таможенного союза. Их аргументы во многом основываются как на прошлом опыте — нескольких неудачно завершившихся попытках создать Таможенный союз в СНГ до завершения формирования зоны свободной торговли, так и на анализе современных противоречий в интересах стран-участниц нового интеграционного образования. Идеологические противники ТС усматривают в этом проекте интеграции отход от либеральной внешнеторговой политики, рецидив торгового протекционизма в СНГ и намек на «имперские амбиции» России.
Представители Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане увидели в создании союза угрозу для формирования собственной нефтеперерабатывающей промышленности. Дмитрий Медведев на Омском НПЗ.
инвентарь, авиатехника, автомобили, электрооборудование, сотовые телефоны и многое другое, что в самом Казахстане не производят, а импортируют, в основном из Китая. С 1 января таможенная пошлина на импортные автомобили, составлявшая ранее в РК 10% от цены, возросла до российского уровня — 30-35%. За этими мерами некоторые видят попытки России получить несправедливое преимущество для продукции своего автопрома на внутреннем рынке ТС. Местный бизнес готовится к конкуренции с российским импортом. Некоторые экономисты считают, что существование ТС затормозит процесс модернизации в промышленности Казахстана, ее структурную перестройку в сторону ухода от преимущественно сырьевой модели.
Так, например, представители Ассоциации приграничного сотрудничества увидели в создании Таможенного союза угрозу для формирования собственной нефтеперерабатывающей промышленности Республики Казахстан. С отменой внутренних торговых барьеров производителям сырой нефти будет проще и выгоднее продать ее на соседние НПЗ в России (например, на Омский завод) или в Беларусь, на заводы в Новополоцке и Мозыре.
Одновременно в Казахстане уже сегодня есть и те, кто выиграл от создания Таможенного союза. Это крупные компании-экспортеры сырья: поставщики угля, руды цветных и благородных металлов, нефти, продукции черной металлургии. Их товар, как правило, идет транзитом через российскую территорию, до крупных портов на Черном и Балтийском морях, а оттуда — на внешние рынки. В качестве компенсации потерь от повышения импортных тарифов российская сторона снизила для казахстанских перевозчиков железнодорожный тариф (примерно в два раза) и согласилась не повышать плату за транзит казахстанской нефти через российскую территорию вплоть до 2014 года.
На стадии формирования Единого энергетического пространства круг выигравших от создания Таможенного союза и ЕЭП (после 2012 года) существенно расширится, поскольку промышленные предприятия смогут получать из России энергоносители по льготным ценам и поставлять свою готовую продукцию на более крупный рынок (170 млн. потребителей в ТС против 20 млн.в Казахстане).
Противоречия и потери
В Казахстане оппозиция выступила с громким заявлением против участия страны в Таможенном союзе, поскольку это якобы грозит ограничением национального суверенитета в проведении экономической политики. Один из доводов «против» — это то, что Казахстан пошел на значительные уступки в интересах России при согласовании единого таможенного тарифа ТС. Действительно, были повышены ввозные пошлины на ряд импортных товаров — до уровня тарифов, действующих в России. Недовольные этим делают упор на то, что в республике неизбежно подорожают одежда, сельскохозяйственная продукция, косметика, фармацевтические препараты, стройматериалы, спортивный
В Беларуси некоторые
эксперты, анализируя последствия от вступления в ТС, говорят о том, что в большинстве своем они невыгодны местному бизнесу. Обращаясь в адрес властей, предприниматели требуют, чтобы правительство «знало меру уступок России, даже в обмен на дешевые энергоносители».
Правительство и Национальный банк Беларуси больше всего волнует тот факт, что создание Таможенного союза не повлияло на решение России сохранить экспортные пошлины в торговле нефтью между двумя странами. По мнению российской стороны, такое решение обусловлено тем, что Беларусь фактически реэкспортирует нефтепродукты, произведенные из дешевой российской нефти. Поэтому в 2010 году по двустороннему соглашению, РФ поставит в Беларусь только 6,3 млн. т сырой нефти беспошлинно — это как раз объем, необходимый стране для внутреннего потребления, а сверх этих поставок — еще около 15 млн. т, предназначенных для загрузки мощностей двух нефтеперерабатывающих заводов в РБ, Россия продаст по цене, включающей 100% экспортную пошлину. Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко высказал мнение, что эти российско-белорусские договоренности «проживут недолго», так как противоречат основам Таможенного союза, и что Минск будет настаивать на отмене всех пошлин во внутренней торговле между странами-участницами ТС. В текущем году издержки бюджета РБ, связанные с изменением цен на нефть, оцениваются примерно в $2 млрд.
В Казахстане есть те, кто уже выиграл от создания Таможенного союза — крупные компании, экспортеры
Павлодарская область. Уголь Экибастуза.
Беларусь фактически реэкспортирует нефтепродукты, произведенные из дешевой российской нефти. Владимир Путин на таможне в Беларуси.
РИА-НОВОСТИ
(прошлогодние потери России переходят к Беларуси). Сохраняют актуальность и претензии белорусской стороны по разному участию в госзакупках продукции и по взаимному доступу на рынки.
В России некоторые эксперты тоже склонны делать акцент на том, что в ближайшей перспективе ТС несет нашей стране одни убытки. Поэтому на переговорах по созданию ТС Россия подчеркивала, что она согласна на его функционирование лишь при исключении определенных групп товаров — нефти и нефтепродуктов — из беспошлинной торговли внутри ТС. В отношениях с Беларусью, согласно данным по итогам 2009 года, наша страна потеряла от беспошлинной торговли нефтью порядка $1,8 млрд.
У российской стороны есть и другие претензии к Беларуси в рамках взаимной торговли. Это, в частности, наличие института специмпортеров по ввозу рыбы, табачных изделий и алкогольной продукции, что ограничивает доступ российских экспортеров этой продукции на белорусский рынок. Сюда же следует добавить и значительные уступки, сделанные Казахстану в транспортно-транзитных вопросах, снижающие поступления в российский бюджет. У транспортных компаний есть серьезные опасения, что создание ТС изменит коренным образом все схемы логистики, приведет к перераспределению торговых потоков по иным, более выгодным маршрутам, лишив заработка ряд фирм и целых регионов, через которые сейчас идут зарубежные грузы.
На фоне этих противоречий создается впечатление, что прогнозы скептиков относительно создания Таможенного союза в СНГ начинают сбываться. Но все дело, на наш взгляд, заключается в принципиальном подходе: если сейчас участники ТС, что называется, зациклятся на частных противоречиях, начнут считать временные убытки, не определив долгосрочных интересов, то проект действительно может утонуть в согласованиях и неразрешимых спорах.
Если же во главу угла поставить содержательную цель создания ТС, то компромиссные решения непременно найдутся. А главное содержание Таможенного союза заключается отнюдь не в либерализации взаимной торговли и свободном допуске соседей на свои рынки — эти вопросы можно было бы решить преимущественно в рамках зоны свободной торговли. Задача ТС иная, более сложная, но в то же время и раскрывающая взаимовыгодные перспективы.
\ ГЛОБАЛЬНЫЙ МАСШТАБ \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 6 (98) 2010
21
РИА-НОВОСТИ
РИА-НОВОСТИ
стоит ли огород городить?
Таможенный союз — это форма коллективного протекционизма, коллективной защиты от внешней конкуренции, форма закрытого регионализма. Торгово-экономическая конструкция ТС — это, образно говоря, коллективный огород с общим забором в виде единого таможенного тарифа. Этот забор можно построить повыше, а можно пониже. В случае тройственного союза России, Беларуси и Казахстана решили строить внешнюю защиту по российскому образцу, то есть равняясь на российский таможенный тариф и уже согласованные условия торговли с ВТО. Главный смысл всей конструкции заключается в том, чтобы чужие здесь — в пределах единой таможенной территории ТС — не ходили, а своим производителям и поставщикам товаров и услуг было вольготно без внешних конкурентов. Это, кстати, и дает повод противникам ТС говорить о том, что в СНГ создается «заповедник отсталости», что само по себе снижение взаимных барьеров в торговле между странами-членами ТС только законсервирует старую структуру промышленности, закрыв путь на рынки СНГ многим передовым западным технологиям.
Этот довод оппонентов, безусловно, нужно учитывать. Теоретически, Таможенный союз в регионе СНГ (пока внутри ЕврАзЭС) нужен для того, чтобы взрастить на нашем постсоветском огороде новую экономику и одновременно дать импульс развитию традиционных отраслей, пришедших в упадок за годы реформ, но важных с точки зрения обеспечения экономической безопасности государств. ТС следует рассматривать поэтому, как важнейшее условие для формирования общих рынков, транснациональных корпораций в СНГ, как «инкубатор» конкурентоспособных производств, работающих и на экспорт, и на обширный внутренний евразийский рынок, как средство проведения не только согласованной внешнеторговой, но и промышленной политики. Такой подход предполагает, что сначала надо определить, что именно страны Таможенного союза хотели бы выращивать на своем огороде, а уже потом этот огород городить, то есть защищать внешним тарифом от конкурентов.
До сих пор, как нам представляется, шли по иному пути — унификации всего и вся. Удивительно, например, как удалось согласовать на 100% тариф с Беларусью при столь отличной от российской структуре белорусской экономики. Очевидно, что здесь сыграл роль фак-
Партнеры России воспринимают Таможенный союз как открытый для своих товаров обширный рынок, с дешевыми энергоносителями и низкими транспортными издержками.
На фото справа: заседание высшего органа Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана на уровне глав правительств в Москве.
тор установленных жестких сроков выполнения проекта. Более всего настораживает отсутствие информации о согласованных действиях участников ТС по формированию общих товарных рынков и выработке единой промышленной политики. Нет никаких сообщений о готовящихся в рамках ТС многосторонних соглашениях по созданию совместных производств, о проектах международной кооперации в промышленности, в агропромышленном комплексе, хотя неоднократно говорилось о том, что Таможенный союз снимет препятствия для кооперирующихся предприятий-производителей во всех трех странах.
Очевидно, что заявленная четкая и ясная перспектива формирования общих рынков стран ТС в целом ряде отраслей — в нефтепереработке, сельскохозяйственном машиностроении, грузовом автомобилестроении, в производстве зерна, молока, мяса — помогла бы в ином свете взглянуть на временные потери на начальной стадии формирования Таможенного союза. Россия, например, могла бы пойти на неизбежные затраты со своей стороны, не ради «имперских амбиций», а ради долгосрочных выгод от слияния производственных активов в важнейших отраслях промышленности, от создания СП на общей технологической основе, от привлечения инвесторов на более обширный внутренний рынок, создания инновационных продуктов.
Сегодня, как нам представляется, партнеры России воспринимают ТС прежде всего как открытый для своих товаров обширный рынок, с дешевыми энергоносителями и низкими транспортными издержками. Это — главный мотив участия Беларуси и Казахстана в ТС и готовности войти в единое энергетическое и транспортное пространство в рамках ЕЭП (после 2012 года), но возможности объединения промышленных активов страны обсуждают крайне неохотно.
Поэтому, к сожалению, ожидаемых ростков на коллективном огороде пока не видно и не слышно, а все тонет в спорах о текущих затратах на общий забор — и это тревожный симптом. Весь процесс формирования Таможенного союза, переговоры трехсторонней комиссии с ВТО, взаимные уступки партнеров должны быть подчинены перспективной цели — созданию общих рынков товаров, услуг и капитала. Только в этом случае ТС будет способствовать созданию ядра евразийской системы экономической интеграции.