Научная статья на тему 'Международная деятельность университета как фактор повышения качества и эффективности научно-образовательной деятельности университета'

Международная деятельность университета как фактор повышения качества и эффективности научно-образовательной деятельности университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
653
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ УНИВЕРСИТЕТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная деятельность университета как фактор повышения качества и эффективности научно-образовательной деятельности университета»

Материалы заседания Ученого совета 30 июня 2011 года

С. М. Шилов,

проректор по международному сотрудничеству

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА

Кардинальные изменения, происходящие в последние десятилетия в экономической и социальной сферах, императивы информационного общества, стремительное развитие научных знаний, информационных и коммуникационных технологий ставят качественно новые задачи перед отечественной системой образования, Гер-ценовским университетом в частности.

Интернационализация высшего образования приобретает в последнее время все более реальный характер. В сфере высшего образования наблюдается теснейшее сближение, если не общность, проблем, тенденций, задач и целей, заставляющее забывать о национальных и региональных различиях и специфике. В настоящее время мы говорим на равных и по общему спектру проблем со многими нашими зарубежными партнерами в образовательном пространстве.

Среди наиболее существенных причин интернационализации высшего образования можно выделить следующие:

• экономические — глобализация экономики и технологий, требования мирового и региональных рынков труда;

• политические — демократизация мирового сообщества, развитие интеграционных процессов в политической и социальной сферах;

• культурные и идеологические — рост международной открытости и развивающийся диалог национальных культур;

• академические — интернациональный характер научных знаний, универсальная основа образования и научноисследовательской деятельности, фор-

мирование международных стандартов качества;

• информационные — новые информационные технологии, глобальные сети.

Таким образом, интернационализация — это объективный процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных систем высшего образования на основе общих целей и принципов, отвечающий потребностям мирового сообщества и отражающий прогрессивные тенденции нового столетия. Ответить на глобальные вызовы XXI в. высшая школа может только согласованными совместными действиями. Мы все чаще становимся свидетелями объединения усилий национальных систем высшего образования для решения общих проблем высшей школы, задач, выходящих за рамки одной страны, выработки согласованной образовательной политики на региональном и международном уровнях. Примером этому может служить инициированное Герценовским университетом сетевое объединение вузов «Педагогические кадры России».

Участие в международных сетях является важным и очень эффективным инструментом претворения в жизнь инициатив по организации новых международных проектов, представительных конференций, расширения контактной базы зарубежных партнеров и поддержания существующей в рабочем состоянии. Тем не менее представляется, что участие университета в международных сетях до конца не реализовано. Одним из выходов из данной ситуации является инициализация факультетами, институтами и структурами РГПУ собственного

международного сетевого взаимодействия. Данные инициативы позволят: оптимизировать существующие международные, внутренние и региональные контакты; увеличить их число за счет новых партнеров; повысить эффективность профессиональной коммуникации; гарантированно привлечь к участию ведущее руководство зарубежных вузов и научных центров, а также международных организаций и фондов; с наибольшей степенью вероятности получить грантовую поддержку на сетевые проекты, равно как и получить финансовую поддержку для собственной деятельности за счет членских, организационных взносов, реализации тематических исследований, альманахов и сборников.

Международная деятельность нашего университета определяется его образовательной концепцией, построенной на принципах открытого, универсального, развивающего и инновационного обучения. Она направлена на активную интеграцию университета в мировое образовательное пространство, обеспечение его полноценного участия в международных программах, установление прямых контактов и взаимодействие с научно-исследовательскими и учебными заведениями зарубежных стран.

Герценовский университет — активный участник международного образовательного и научного сотрудничества. В настоящее время заключены свыше 200 договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами (университетами, институтами, факультетами, научно-исследовательскими центрами, международными организациями) из 37 стран мира. В течение последних двух лет список зарубежных университетов, с которыми наш университет установил академическое, образовательное и научное сотрудничество, пополнился еще 14 новыми партнерами.

В настоящее время университет реализует целый ряд крупных проектов с участием авторитетных международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, Совет

Европы, Европейская комиссия, а также рядом научно-образовательных учреждений Европы, Азии и США, входящих в список престижных университетов мира.

Особое место в международных связях университета принадлежит вузам стран ближнего зарубежья.

На сегодняшний день нашим университетом заключены и поддерживаются договорные отношения с 15 вузами из стран СНГ (Белоруссия, Украина, Казахстан и Кыргызстан). Характерная особенность сотрудничества с данной категорией учебных заведений заключается в том, что, во-первых, данные учебные заведения находятся в едином с нами языковом пространстве, во-вторых, достаточная схожесть образовательных систем. Все это является важным посылом к наращиванию и поиску новых форм сотрудничества в указанном направлении, которое на сегодняшний день развито недостаточно, и должно стать одной из стратегических задач Герценовского университета в среднесрочной перспективе, так как, кроме всего прочего, реализация данного сотрудничества позволит нашему вузу внести свою лепту в формирование единого образовательного пространства на постсоветском пространстве.

Заключенные договоры о сотрудничестве с иностранными университетами, образовательными центрами, международными организациями — достаточно важный и обязательный показатель результативности нашей международной деятельности. Эксклюзивный договор с зарубежным вузом — это факт признания РГПУ на международном уровне. Тем не менее дилемма количества договоров и их качества или, скорее, работоспособности сохраняется. К сожалению, часть наших договоров не работает. И дело не в деятельности управления международного сотрудничества, которое делает все для того, чтобы тот или иной договор был заключен, причем заключен на самых выгодных для университета условиях. Дело, увы, в предметном наполнении данных

договоров и их системном сопровождении на факультетах университета с использованием принципов современного международного менеджмента. Заключив договор, мы должны ожидать, что он принесет определенный набор интеллектуальных и финансовых дивидендов, в том числе и в виде экономии средств со стороны нашего вуза. Представляется, абсолютно необходимым сопровождать заключение международного договора назначением координатора со стороны структурного подразделения. Любой договор должен быть проанализирован через призму количественных показателей своей эффективности. Данный анализ должен включать объем привлеченных средств зарубежных партнеров, экономию этих средств университетом, число участников академической мобильности в рамках договора, число мероприятий, количество и качество публикаций. Не менее принципиальным в информационную эпоху является учет степени освещенности данного проекта в масс-медиа. Кроме того, важен и качественный состав участников. Действительно, для того чтобы происходило интеллектуальное наполнение проекта, необходимо участие в нем профессионалов в своей научной области знания. Тем не менее для эффективности проекта с точки зрения международного сотрудничества важно, чтобы среди участников были специалисты, принимающие решения, представители университетского административного корпуса.

Важное место в программах международного сотрудничества университета на предстоящее пятилетие должно занимать участие в деятельности наиболее престижных международных объединений в области научных исследований и образования. Данное направление будет способствовать развитию профессиональных контактов самого высокого уровня, ознакомлению с новейшими педагогическими и научными достижениями, которые затем могут быть внедрены в учебный процесс. Кроме того, в

рамках данного участия уже заключенные международные договоры Герценовского университета имеют возможность получить дополнительное наполнение и новые направления развития.

Подтверждением этому является недавний визит делегации университета в Хельсинский университет во главе с ректором

В. П. Соломиным. В результате этого визита мы почувствовали заинтересованность со стороны нашего партнера в более активном продолжении сотрудничества, а также наполнении его новыми формами, содержанием и поиском источников финансирования различных совместных проектов.

В системе международных связей важное место занимают различные программы образовательных студенческих обменов, осуществляемые совместно с зарубежными партнерами. О масштабах этого направления международного сотрудничества говорят следующие цифры: за последние 2 года на зарубежные стажировки в партнерские вузы и организации более 10 различных стран мира было направлено свыше 200 студентов университета. В последнее время интенсифицируются новые формы студенческих обменов: проведение совместных, двусторонних и многосторонних студенческих конференций и семинаров, совместное с иностранными студентами освоение образовательных модулей, двусторонних ознакомительных и педагогических практик и др.

Одной из целей международного сотрудничества является повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и его участие в международных мероприятиях, семинарах и конференциях. Это направление международной деятельности вносит существенный вклад как в обеспечение качества образования, так и научной деятельности нашего вуза. В этом учебном году, например, более 50 специалистов университета находились в зарубежных командировках, прошли стажировки в зарубежных вузах, образовательных и исследовательских центрах, приняли участие в международных

конференциях и семинарах как за рубежом, так и организуемых на базе нашего университета. Однако следует отметить, что в плане эффективности подобной академической мобильности не все так радужно. Вероятно, результативность подобных визитов и мероприятий должна выражаться в совершенно реальных показателях: начиная с обязательных подробных научно-аналитических и информационных отчетах сотрудников нашего университета о полученных за рубежом новых знаниях, технологиях, методиках, в том числе сопровождаемых публикациями как в нашем научном журнале, газете, так и на сайте университета, до заключения договоров о сотрудничестве и конкретных суммах привлеченных средств. В целом, каждое международное мероприятие, проводимое или в РГПУ, или в зарубежном университете, в котором участвуют герценовцы, должно сопровождаться достаточно жестким планом-графиком, включающим все этапы — от обоснования участия до предоставления результатов данного участия в виде уже упомянутых публикаций, а также информационных выступлений и докладов. Только тогда результаты подобных командировок и участия в международных мероприятиях можно будет занести в актив университета и каждого отдельного структурного подразделения. Не секрет, что достаточное число мероприятий международной мобильности, в которых участвуют преподаватели и сотрудники нашего вуза, проводятся вне договорных отношений и имеют достаточно низкую степень достоверности в отчетности. Именно ориентированность на результат, внедрение количественных показателей результативности должно внести существенный вклад в преодоление данной проблемы.

Важный качественный показатель международной деятельности РГПУ — обучение в нем иностранных граждан. Сегодня в университете ежегодно обучается более 1000 студентов, магистрантов, стажеров и аспирантов из 30 стран дальнего и ближнего зарубежья.

Тем не менее необходимо отметить, что количественные показатели числа студентов — не самоцель для университета. Я нахожу чрезвычайно важным сосредоточиться на качестве и количестве предоставляемых нашим университетом образовательных программ для иностранных студентов и, в первую очередь, магистерского уровня подготовки, а также краткосрочных модульных программ. Именно магистерские программы и краткосрочные модульные программы для иностранных граждан являются менее всего ресурсозатратными. Содержание может постоянно актуализироваться, в том числе и под запросы со стороны зарубежных потребителей. Процесс их проектирования более гибок, запуск оперативен. Подобные программы и их тематика более адекватны складывающейся конъюнктуре на мировом рынке образовательных услуг.

Развивая тему гибкости проектирования образовательных программ для иностранных граждан, в условиях стремительного перехода к информационному обществу абсолютно необходимо все более активно привлекать к этому процессу дистанционные технологии обучения. Использование данных технологий имеет двунаправленное действие. Во-первых, это приведет к расширению спектра образовательных программ, курсов и образовательных мероприятий для зарубежных граждан. Во-вторых, расширится база международной академической мобильности наших студентов и преподавателей, будут обеспечены более оптимальные условия для их адаптации к образовательному процессу за рубежом и знакомства с зарубежным вузом, куда они, возможно, в будущем поедут. Кроме того, произойдет укрепление международных связей с зарубежными партнерами по реализации подобных дистанционных программ.

Расширение и совершенствование международных связей Герценовского университета идет по направлениям, определяе-

мым основными функциями высшей школы: по пути интернационализации учебного процесса и интернационализации научноисследовательской деятельности.

Свидетельством международного признания является наличие грантов, получаемых университетом от международных фондов и программ. Назову лишь некоторые из них.

Специалисты института народов Севера в сотрудничестве с Центром международных исследований климата и окружающей среды (Норвегия) успешно завершили совместное исследование «Подверженность населения Арктических регионов климатическим и социальным изменениям и адаптация к ним».

В рамках совместной программы Совета Европы и Европейской комиссии «Национальные меньшинства в России, развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества» специалистами кафедры педагогики и психологии семьи проводится исследование, направленное на изучение уровня осведомленности и принятия детьми культуры других народов.

Подписанное в этом году трехстороннее соглашение о сотрудничестве с Лингвистическим центром Берлинского центра гуманитарных наук и Утрехтским университетом предполагает участие преподавателей и магистрантов кафедры детской речи в реализации совместного европейского проекта «Связность речевого дискурса в условиях билингвизма и специфических языковых отклонений у детей».

Факультет экономики вошел в качестве соисполнителя в состав участников проекта TEMPUS на 2011—2013 гг. «Разработка и введение устойчивых структур по воспитанию духа предпринимательства в России и Таджикистане».

В этом учебном году была успешно завершена работа по проекту «Лица с комплексными нарушениями и включенное обучение» по гранту программы TEMPUS Европейской комиссии, которая проводи-

лась в течение 3-х лет. В реализации этого проекта принял участие практически весь коллектив факультета коррекционной педагогики.

К сожалению, существующий регламент российских вузов в подобных проектах изменился, притом в не самую выгодную сторону для отечественных вузов. Участие в таких программах, как ТеМPUS, требует серьезного софинансирования со стороны российских вузов, подающих заявку на совместное участие с европейским партнерами. А некоторые международные гранты вообще не предполагают прямого финансирования его исполнителям и организациям, в которых они работают.

Важным фактором в системном расширении международных научно-педагогических контактов университета, использовании международного опыта в целях повышения качества и эффективности различных направлений деятельности выступает сотрудничество с правительственными и неправительственными организациями, действующими в сфере международного сотрудничества. Как показал опыт последнего десятилетия, активная работа с зарубежными университетами, организациями, фондами и программами вносит существенный вклад в качество подготовки специалистов, создание системы управления качеством образования, внедрение современных обучающих технологий. Причем Герценовский университет показал, что способен занимать в этом процессе и активную роль. Так, в сотрудничестве с Национальной комиссией по делам ЮНЕСКО Министерства иностранных дел РФ, с московским бюро ЮНЕСКО, парижскими институтами ЮНЕСКО Герценов-ский университет выполняет целый ряд проектов и экспертиз по проблемам качества образования.

Представляется исключительно перспективным в международной деятельности и организации международного сотрудничества учет региональной специфики.

Если принять во внимание тот факт, что географически Герценовский университет располагается в Северо-Западном федеральном округе, то становится очевидным круг наших первоочередных международных партнеров. Это, безусловно, университеты, организации, компании и сети, действующие в регионе Балтийского и Баренцева морей, Евро-Арктический регион. Эти географические «точки роста» будут способствовать построению нового, более действенного механизма развития международных связей с учетом региональной специфики и интересов, накоплению и диссеминации позитивного зарубежного и российского опыта. Однако и это еще не предел развития. В более дальней перспективе фокус нашего партнерства должен расширится от регионального к циркумполярному. Это позволит нашему университету выстраивать более предметные партнерские отношения с ведущими вузами Скандинавии, Канады, США, Великобритании, Германии, имеющими Арктический фокус. Существенные наработки в этом направлении мы видим, например, у института народов Севера и факультета географии.

Как известно, 7 июня этого года состоялось значимое событие — Герценов-ский университет официально стал полноправным членом сетевого университета Арктики. Программы этого университета предоставляют возможности непрерывного образования, сетевого взаимодействия и развития академической мобильности студентов циркумполярных регионов.

Различные аспекты интернационализации вошли в систему рейтингов, посредством которой сегодня оцениваются эффективность и привлекательность современных российских и мировых университетов. Рейтинговые показатели интернационализации структурного подразделения должны быть неотъемлемыми от оценки качества других более традиционных сфер их деятельности — образовательной, научной и воспитательной.

Рейтинг Интерфакса РГПУ за последние два года показал наши недоработки в международной деятельности, к числу которых можно отнести отсутствие постоянно обновляемого сайта университета на английском языке. На протяжении многих лет постоянно стоит вопрос о его работоспособности. В настоящее время в лучшую сторону ситуация изменилась не намного. И дело не в концепции сайта, которая есть, и не в разделе для иностранных студентов управления международного сотрудничества. Дело в англоязычных разделах наших факультетов и институтов. Они должны представлять не просто контактную информацию и общие слова о деятельности, а интересную, во многом рекламную информацию об образовательных программах и научноисследовательских проектах. Эти разделы должны постоянно обновляться и отражать все основные и специальные направления научной и образовательной деятельности факультетов, институтов, кафедр и отдельных специалистов, но с поправкой на интерес со стороны потенциальных зарубежных партнеров. Сделать это могут только сами факультеты и институты университета. Этому направлению работы следует уделить особое внимание в новом учебном году.

Оценивая риски и проблемы, оказывающие влияние на успехи реализации стратегического направления, связанного с развитием международной деятельности и сотрудничества, можно отметить, что к наиболее существенным относятся:

• отсутствие системы современного информационного сопровождения и рекламы международной деятельности университета;

• недостаточный уровень применения принципов современного менеджмента в организации международной деятельности университета;

• слабая инициатива преподавателей и сотрудников в разработке образовательных программ для зарубежных потребителей образовательных услуг;

• недостаточный уровень компетентности преподавателей и сотрудников в проектировании и совместной реализации научных проектов с международными партнерами;

• низкий уровень знаний иностранных языков, которым обладают преподаватели и студенты Герценовского университета, недостаточный для полноценной реализации академической мобильности, международных научных, образовательных программ и проектов;

• небольшое количество публикаций преподавателей и специалистов университета в зарубежных журналах.

В деле решения этих проблем особая роль принадлежит институту международных связей, который в мае этого года был передан под мое руководство. Деятельность института отличается от деятельности управления международного сотрудничества и отражает, пожалуй, другую сторону организации международной деятельности. Нынешнее прямое подчинение института международных связей проректору по международному сотрудничеству делает более эффективной работу по целому ря-

ду направлений — от коммуникационной и информационной деятельности до более сложных — образовательной, мониторинговой и экспертно-аналитической.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что международный компонент в деятельности Герценовского университета будет возрастать и все больше влиять на качество и эффективность его научно-образовательной деятельности. Но произойдет это только в случае, если преподаватели и сотрудники глубже будут осознавать, что успешная международная деятельность — это результат совместной деятельности преподавателей и сотрудников университета, повседневная и кропотливая работа на факультетах и в институтах по инициализации, организации и координации международных проектов. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена только тогда может ответить на вызовы времени, когда станет «интернационализованным» вузом, международным научно-образовательным комплексом, а повседневная деятельность его структурных подразделений приобретет международное измерение.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 30 июня 2011 года

«МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА»

Заслушав и обсудив доклад проректора по международному сотрудничеству

С. М. Шилова, Ученый совет отмечает, что роль международной деятельности в повышении качества и эффективности научно-образовательной деятельности университета с целью упрочнения его позиций в мировом научном и образовательном пространстве становится все более значимой в современных условиях.

В настоящее время университет реализует целый ряд крупных проектов с участием авторитетных международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Европейская комиссия, а также рядом научно-образовательных учреждений Европы, Азии и США, входящих в список престижных университетов мира. Международные конференции, семинары, летние школы, видеоконференции, двойное руководство диссертационными и магистерскими работами, совместные учебные пособия и образовательные программы, обмен электронными образовательными материалами, преподавательские и студенческие обмены, зарубежные практики и стажировки, работа иностранных специалистов стали неотъемлемой частью образовательной и научной деятельности университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.