Bibliography
1. Asmolov, A.G. Cultural-historical psychology and design worlds. - Moscow: The meaning of IC "Academy", 2002.
2. Slobodchikov, V.I. Essays Psychology obrazovaniya.-2-ed., revised. and add. - Birobidzhan: Univ BGPI, 2005.
3. Cognitive Training: Current Status and Prospects, Ed. T. Galkina, E. Loarera . - M.: Institute of Psychology RAS, 1997.
4. Vygotsky, L.S. Thought and language. Psychological research. - M.: ed. APN RSFSR, 1995.
5. Wundt, An Introduction to Philosophy. - M., 2001.
6. Gardner and Lambert Experimental study of the readability // Methods of teaching foreign languages abroad. - M.: Progress, 1976. - V. 3.
Article Submitted 19.12.10
УДК 378
Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, зав. каф. физической культуры, САУМК, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕТСКАЯ ОЛИМПИАДА КАК ПРИМЕР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Международная детская олимпиада в Сибири - Сибириада - это уникальная форма социокультурной деятельности, которая включает олимпийское образование, физическое воспитание и социокультурное развитие. Показаны возможности данной формы организации детского и юношеского досуга.
Ключевые слова: социокультурная деятельность, олимпийское движение, сибириада.
В наше сложное и нестабильное время проблема воспитания молодого поколения приобретает особую актуальность, и важная роль здесь принадлежит социокультурной деятельности, поскольку только в условиях досуга потенциал молодого поколения проявляется особенно ярко.
Отечественный и международный опыт показывает, что одним из эффективных методов осуществления идеи интегрального воспитания является олимпийское образование и его составная органическая часть - комплексные игры-праздники, особенно детские, способные соединить в себе радость движения с художественным творчеством и универсальностью знаний [1- 3].
Олимпийское образование - органичная часть народного образования, сочетающая в себе как основу физическую подготовку, так и дополняющая эстетическое, нравственное и духовное воспитание подрастающего поколения - учащейся молодежи по формуле «Спорт - Искусство - Интеллект», впервые предложенной Ю.П. Симаковым в 1995 г. [4; 5]. По аналогии с названием «Олимпиада» возник термин «Сибириада», который несёт в себе чувство гордости за родной край -Сибирь. Игры Сибириады представляют собой уникальное троеборье, включающее спортивные, интеллектуальные и художественные состязания детей и подростков.
Международная детская сибириада (МДС) - это детский олимпийский праздник и одновременно школа олимпийского образования детей. Лучшие выпускники школы МДС стали участниками Олимпийских и параолимпийских игр. Ирина Чащина и Елена Кронфельд прошли олимпийский путь от детской Сибириады (Новосибирск - 93 и Абакан -95) до 27-й Олимпиады в Сиднее - 2000. Международная детская сиби-риада (МДС) стала пробным камнем в закладке сибирского олимпийского здания, в формировании системы детского сибирского олимпийского движения, в распространении идеалов и принципов олимпийского образования. МДС способствует реализации основополагающих принципов олимпизма, сформулированных в Олимпийской Хартии, соединяет спорт с культурой, искусством и образованием, ставит его на службу гармонического воспитания детей и молодежи, осуществляя таким образом социокультурные функции.
Старт первой Сибириаде был дан в 1993, хозяином выступил Новосибирск. Эстафета проведения Сибириад 1995, 1997 и 1999 годов продолжилась в Абакане (Республика Хакасия), Тюмени и Омске. В 2002 году Сибириаду снова принимает город на Иртыше, затем снова Новосибирск в 2004, 2006, 2008 и 2010 гг.
В основу концепции Международной детской сибириады [5], разработанной Ю.П. Симаковым, положены гуманистические идеи Пьера де Кубертена, философия олимпизма и прин-
ципы олимпийского движения, сформулированные в Олимпийской хартии 1991 года и, в частности, направленные на соединение спорта с культурой и образованием, устремленные «к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и уважения к всеобщим основным этическим принципам» [6, с. 3]. Концепция МДС отражает стремление способствовать более прочному соединению в единый процесс двух фундаментальных элементов гармонического воспитания - духовного и физического - и делать это на той стадии развития ребёнка, когда начинается активный и в известной мере осознанный процесс формирования его личности, то есть в возрасте 12-13 лет. Сибириада предлагает мальчикам и девочкам готовиться и проверять свои способности в спортивном, художественном и интеллектуальном состязаниях со своими сверстниками различных народов и стран, завоевывать в честной и благородной игре почётный титул абсолютного победителя - сиби-рионика (по аналогии с античными Олимпийскими играми -олимпионика), а также стать победителем в отдельном виде спорта, художественном или интеллектуальном конкурсе. Особое место в Сибириаде занимают соревнования детей-инвалидов, что значительно повышает гуманную значимость этого праздника.
Целями Международной детской сибириады являются: ориентация общественного сознания на формирование здорового образа жизни детей и родителей, организационное совершенствование процесса физического, эстетического и духовно-нравственного воспитания в семье и школе, содействие распространению и развитию олимпийского образования в Сибирском регионе, воспитание подрастающего поколения на основе принципов гуманизма, единства интеллектуально-го, эстетического и физического развития.
Задачи:
• популяризация идеи и принципов олимпийского образования и распространение олимпийских традиций среди учащихся общеобразовательных школ Сибирского региона;
• содействие формированию личности в системе универсальной триады «Спорт - Искусство - Интеллект»;
• приобщение детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
• определение абсолютных победителей в многоборье спортивных, интеллектуальных и художественных состязаний.
Сибириада - это и праздник, и своеобразный смотр состояния олимпийского образования в Сибирском регионе. Введение олимпийского образования в образовательные учреждения, - процесс сложный, требующий длительного периода экспериментов, научных обобщений, практической
апробации и решения других проблем. К числу наиболее важных вопросов, требуюшцх незамедлительного решения на начальном этапе освоения олимпийского образования как учебной дисциплины, на наш взгляд, следует отнести: подготовку кадров для всех уровней образования; разработку учебной документации - учебных программ и методических указаний к ним, причем, дифференцирование от дошкольных учреждений до вузов на принципах последовательности и преемственности от одной ступени образования к другой, как в историко-организационном, философском, социологическом, так и в практическом разделах; а также, следует подумать и над усовершенствованием программы Международной детской сибириады. Поступают предложения из ряда регионов о том, чтобы наряду с летней проводить зимнюю Сибириаду. В некоторых регионах возникли и успешно проводятся свои, так сказать, мини-сибириады, городские, районные, школьные. Жаль, что до Исполкома СОА не доходит информация об этих исключительно нужных и, несомненно, интересных делах, особенно проводимых на уровне детских садов, школ, ПТУ. О таких мини-играх, об этом ценном опыте надо говорить во весь голос, широко используя средства массовой информации; о них необходимо сообщать в Исполком Сибирской олимпийской академии, чтобы иметь возможность изучать и обобщать накопленный опыт, делать его общим достоянием.
Раздел учебной программы по истории Сибириады подготовлен в соответствии с совместным приказом Министерства образования РФ Олимпийского комитета России от 5 марта 1994 года. В процессе составления и систематизации программного материала использовались рекомендации Ю.П. Симакова, его матрица для разработки учебных программ по олимпийскому образованию и методические советы, раскрытые им в учебном пособии «Олимпиада и олимпийцы» [13; 14], а также результаты экспериментальной апробации программного материала в средних школах № 2, 30 и 59 г. Омска. Учебная дисциплина «Олимпийское образование», введённая Олимпийским комитетом России и Министерством образования Российской Федерации, начинает занимать ведущие позиции в учебно-воспитательной работе с детьми и подростками. Разработанная Олимпийским комитетом России программа «Основы олимпийских знаний» дополнена вопросами о Сибирском олимпийском движении. Программный материал «Олимпийское движение в Сибири» содержит познавательную информацию о спорте и спортсменах Сибирского региона, Омской области и города Омска, знакомит учащихся с содержанием и деятельностью Сибирской олимпийской академии (СОА), с особенностями региональных детских Игр, раскрывает практических опыт олимпийского образования молодого поколения сибиряков.
«История Сибириады» - один из разделов программы олимпийского образования школьников Сибири, направлен на изучение вопросов возникновения и развития детского сиби-риадного движения.
Основные положения Хартии МДС, программа троеборья «Спорт - Искусство - Интеллект», организация и проведение детских Олимпийских игр, символика и атрибутика Игр Си-бириады разработаны Ю.П. Симаковым [4 - 6].
Цель программы олимпийского образования - совершенствование процесса физического, интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания школьников на идеалах и принципах олимпизма.
Задачи программы:
1. Сформировать систему знаний о возникновении и развитии Игр детской Сибириады.
2. Создать представление о системе троеборья «Спорт -Искусство - Интеллект» и развивать соответствующие умения.
3. Активизировать школьников к самостоятельной работе по развитию физических, интеллектуальных и эстетических способностей.
4. Содействовать формированию основ здорового образа на идеалах и ценностях олимпизма.
В ходе систематизации учебного материала по истории Сибириады выделены и обозначены основные направления формируемых знаний и умений, которые распределены в следующей последовательности: 1) История детской Сибириады и общие теоретические сведения о детских спортивных праздниках; 2) Цели, задачи и основные положения МДС; 3) Хартия МДС - правила и официальные разъяснения условий празднования Игр Сибириады; 4) программа троеборья «Спорт - Искусство - Интеллект», 5) сценарии торжественного открытия и закрытия детского олимпийского праздника; 6) система определения победителя и призеров в личном и командном первенстве, церемония награждения; 7) символика и атрибутика Сибириады; 8) характеристика Игр Сибириады, проходивших в Новосибирске, Абакане, Тюмени, Омске и обобщение опыта олимпийского образования детей школьного возраста.
Содержание курса истории Сибириады учащиеся 1-4 классов осваивают в форме сюжетных и подвижных игр, познавательных заданий и бесед, интеллектуальных конкурсов и викторин, экскурсий и других форм внеклассных занятий. В основном, младшие школьники приобщаются к сибириадному движению, знакомясь с символикой и атрибутикой Сибириа-ды, и закрепляют свои знания, принимая участие в школьных мини-сибириадах. Дети 5-7 классов вовлекаются в систему сибириадного движения, как правило, в процессе внеклассных занятий, но возможно и в учебное время на уроках физкультуры и других учебных предметах. Учащиеся 10-13 лет принимают участие в городской и региональной Сибириаде, в этой связи, увеличивается количество часов на изучение теоретических вопросов, посвященных теме олимпизма в Сибирском регионе. Учитель проводит занятия по основам олимпийских знаний и создаёт представление о детской Сибириаде, используя игровые средства, познавательные задания, кроссворды и головоломки. Школьники 8-9 и 10-11 классов свои познания в области Международной детской сибириады углубляют и совершенствуют на учебных занятиях или во время внеклассных мероприятий в форме лекций, бесед, экскурсий, семинаров и т.д. С целью закрепления пройденного материала используются интеллектуальные и сюжетные игры. Старшеклассники принимают участие в организации и проведении школьных и городских Сибириад в качестве помощников учителя, закрепляя элементарные навыки инструктора по спорту, спортивного журналиста, спортивного режиссёра и т.д.
Программа МДС включает три вида состязаний: спортивные, интеллектуальные, и художественные. Каждый участник МДС проходит все три тура.
ПЕРВЫЙ ТУР - СПОРТИВНАЯ ПРОГРАММА «О, СПОРТ! ТЫ - ВЫЗОВ!».
В спортивной программе дети выполняют тесты по физической подготовке и беговые эстафеты с элементами гимнастики, баскетбола и легкой атлетики. Данные тестирования фиксируются в личном зачёте участника итоги беговых эстафет - в командном зачёте. Первая часть спортивной программы - выполнение тестов по физической подготовке. Оцениваются двигательные и физические способности школьников: скоростная сила (бег 60 м, с; прыжок в длину с места, см); силовые способности (девушки - из седа согнув ноги, руки скрестно на плечах опускание и поднимание туловища, количество раз за 30 сек.; юноши - подтягивание, количество раз); гибкость (наклон вперёд сидя, см); общая выносливость (бег 1000м, мин.)
Вторая часть спортивной программы состоит из беговых эстафет с преодолением препятствий, направленных на совершенствование двигательных умений и развитие координационных и физических способностей школьников. Комплексы физических упражнений «Челночный бег», «Баскетбол», и «Туннель» составлены на основе программного материала школьной физической культуры и включают двигательные действия из разделов учебной программы: легкая атлетика,
баскетбол и гимнастика. Время выполнения двигательных заданий фиксируется секундомером.
ВТОРОЙ ТУР - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «О, СПОРТ! ТЫ - ПЛОДОТВОРНОСТЬ!». Интеллектуальные состязания состоят из трёх частей: 1) сочинение по теме: «О, спорт! Ты благородство!»; 2) викторина эрудитов по занимательной математике, по истории, географии и биологии; 3) конкурс знатоков олимпизма. Время, отведённое на сочинение и интеллектуальные конкурсы, соответственно 40 и 20 минут. Оцениваются раскрытие темы сочинения, количество правильных ответов конкурсов эрудитов и знатоков олимпизма. Общая сумма баллов заносится в протоколы личного и командного первенства. Интеллектуальный конкурс «Эрудит» включает в себя вопросы по общеобразовательным дисциплинам и основам олимпийских знаний и представлял собой письменную викторину. Этот конкурс органически связан с программами по олимпийскому образованию, которые осваивают образовательные учреждения России.
ТРЕТИЙ ТУР - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «О, СПОРТ! ТЫ - ЗОДЧИЙ!» Участники представляют «Визитную карточку школы», где раскрываются хореографические, вокальные, ораторские и другие способности детей. Содержание и построение художественного выступления «Визитная карточка школы» должны соответствовать тематике спорта, олимпизма или здорового образа жизни. Выступление команды до 3-х минут. Результаты командного выступления в художественной программе включаются в личный зачёт участника. Художественный конкурс включает два вида соревнований: танец и песню, как в сольном, так и в групповом исполнении. В случае группового исполнения каждому участнику присуждались медали и начислялись очки в зависимости от места, занятого дуэтом или ансамблем по аналогии зачёту в командных спортивных соревнованиях. Такой критерий оценки позволяет привлечь к участию в художественном конкурсе максимальное число девочек и мальчиков, в том числе детей-инвалидов.
Школьники, принявшие участие в спортивной, интеллектуальной и художественной программе МДС и набравшие наименьшее количество очков по сумме мест, становятся победителями в комплексном зачёте и удостаиваются титула «Сибирионика» с вручением медали «Сибирионик», диплома, памятного листа Сибириады и ценного подарка. Имена заносятся в «Книгу почёта Сибирской олимпийской академии». Участники, занявшие вторые и третьи места, награждаются медалями и дипломами «Лауреат МДС», и школьники, занявшие четвёртые, пятые и шестые места награждаются медалями и дипломами «Кавалер МДС». Участникам, занявшим 1-3 места в отдельных видах программы МДС, вручаются дипломы соответствующих степеней и памятные значки. Всем участникам Международной детской сибириады вручаются сертификаты МДС.
Подводя общие итоги многолетних проведений Игр Си-бириады, отмечено, что спорткомитеты Сибири совместно с органами образования, культуры, здравоохранения регио-
Bibliography
нальных администраций сохранили накопленные советской системой физического воспитания и Международным олимпийским движением формы физкультурно-оздоровительной и воспитательной деятельности. Продолжена традиция по привлечению детей к гуманистическим идеалам олимпизма, привитию им живительной силы духа, физической и нравственной гармонии человека. Особую благодарность Сибириаде выразили дети-инвалиды и их родители за радость общения со всеми детьми и с детьми-инвалидами из других регионов.
Президенту Международного олимпийского комитета Хуану Антонио Самаранчу, за признание гуманистической идеи детского форума "Сибириада", которое было высказано в его Послании из Лозанны 10 июня 1993 года участникам Новосибирской Сибириады. «Воспитание детей, - говорилось в послании Х.А. Самаранча, - является одной из главнейших задач общества. Эти дети, которые участвуют в Сибириаде и воспитываются на олимпийских идеалах, вырастут в спорт-сменов-олимпийцев завтрашнего дня». Шамиль Тарпищев выразил надежду, что детский праздник станет традиционным: «Сибирь из покон веков славилась выдающимися людьми и талантливыми спортсменами, и сегодня, когда всех беспокоят судьбы нового поколения, физкультурно-спортивные работники и тренеры Сибири постоянно совершенствуют формы и методы работы, одной из них является Детская Сибириада» [7; 8].
Обобщая результаты детского олимпийского движения, необходимо отметить благотворное воздействие олимпизма на воспитание и образование детей. Олимпийское образование в какой-то мере должно возродить лучшие традиции, формы и методы отечественной системы физического воспитания и народного образования. Сибириада сплотила работников спорта с деятелями культуры, образования, здравоохранения, хозяйственными и коммерческими структурами, содействовала творческой интеграции во имя поставленной цели. Проведение Сибириады укрепило деловые и товарищеские связи с коллегами по профессии из многих городов не только Сибири, но и России.
Сибириада - это уникальная форма социокультурной деятельности, включающей олимпийское образование, которая органично вписывается в процесс физического воспитания и приобретает значение, выходящее за рамки одного лишь олимпийского движения. Эта социально-педагогическая деятельность призвана формировать и совершенствовать у детей и подростков определенную, связанную со спортом гуманистическую систему знаний, способностей, интересов, потребностей. Игры детской сибириады вселяют уверенность в правоту нашего общего дела по сохранению и спасению детей и подростков от тлетворного влияния суррогатов западной, особенно американской массовой информации. Мы противопоставляем этой идеологической экспансии, несущей нашей молодежи нравственную и духовную деградацию и физическое вырождение, нашу подлинно народную, человеческую культуру.
1. International Children's Siberiade / Siberian Olympic Academy, Byull. - 1993. - № 3.
2. Mikhalev, V. Siberian Olympic Academy and Olympic Education issues / / Children and the Olympic Movement: Proceedings of the symposium. children. Siberiade - 93, July 5-7, 1993 - Novosibirsk, 1993.
3. Salnikov, V.A. The role of the Olympic movement in educating the younger generation / / Children and the Olympic Movement: Proc.
Proceedings. and messages. Intern. Scient. symposium. 11-14 June 1997: III Intern. children. Siberiade. - Tyumen, 1997.
4. Simakov, J.P. International Children's Siberiade as the practical realization of the Olympic education / children and the Olympic Movement: Proceedings of the symposium. Conf. II Intern. children. Siberiade. - Abakan: SOA, Khakassia, Univ them. N.F. Katanov, 1995.
5. Simakov, J.. P International Children's Siberiade: from Vision to Tradition / / Children and the Olympic Movement: Proc. Proceedings. and
messages. Intern. Scient. symposium. 11-14 June 1997: III Intern. children. Siberiade. - Tyumen, 1997.
6. Charter of the International Children's Siberiade (MDS) / comp. Y.P. Simakov, Russian Olympic Committee. - Omsk, Novosibirsk, 1995.
7. Samaranch welcomed Siberiade / Olympic Gazette. - 1993. - № 13.
8. Taking care of children / / Olympic Gazette. - 1995. - № 31.
Article Submitted 19.12.10