Философия права. 2024. № 4 (111). - С. 234-239. Philosophiya prava. 2024. № 4 (111). - Pp. 234-239.
Научная статья УДК 174 (075.8)
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»
Инкижекова Мария Сергеевна
Уральский государственный юридический университет им В.Ф. Яковлева,
Екатеринбург, Российская Федерация,
Введение: в процессе преподавания дисциплины «Профессиональная этика» студентам-юристам преподаватели часто сталкиваются с проблемой выбора методологического подхода, позволяющего излагать материал в соответствии с современными научными и философскими представлениями, с опорой на научно-выверенную аргументацию. В данном случае междисциплинарный подход является наиболее эффективным выбором. Междисциплинарность как интегративный подход позволяет обучающимся анализировать в системном единстве представленные преподавателем современные научные знания и философские концепции по этическим проблемам профессиональной деятельности.
Материалы и методы: в данной статье представлен междисциплинарный поход, включающий знания и методы таких наук, как история, философия, социология, психология, профессиология, когнитивная лингвистика, лингвокультурология.
Результаты исследования: применение преподавателями междисциплинарного подхода в образовательной практике по дисциплине «Профессиональная этика» позволило сформировать у обучающихся системное видение профессиональных этических норм и отойти от упрощенного и поверхностного понимания ими этического знания.
Выводы и заключения: использование междисциплинарного подхода в практике преподавания дисциплины «Профессиональная этика» способствует формированию у студентов высокой культуры научного мышления, столь необходимой будущим юристам в современную эпоху цифровизации и технологических инноваций. Кроме того, высокий уровень профессионально-этических компетенций позволит им в будущем разрабатывать эффективные способы решения практических задач в своей профессиональной деятельности во благо российского общества и государства.
Ключевые слова: междисциплинарный подход, профессиональная этика, профессиональная идентичность юриста.
Для цитирования: Инкижекова М. С. Междисциплинарный подход в практиках преподавания дисциплины «Профессиональная этика» /М. С. Инкижекова // Философия права : науч.-теоретич. журн. Ростов-на-Дону. 2024. № 4(111). - С. 234-239.
Original paper
INTERDISCIPLINARY APPROACH IN THE PRACTICE OF TEACHING THE DISCIPLINE «PROFESSIONAL ETHICS»
Inkizhekova Mariya Sergeevna
V.F. Yakovlev Ural State University of Law, Yekaterinburg, Russian Federation
Introduction: in the process of teaching the discipline «Professional Ethics» to law students, teachers often face the problem of choosing a methodological approach that allows them to present the material in accordance with modern scientific andphilosophical concepts, based on scientifically verified argumentation. In this case, an interdisciplinary approach is the most effective choice. Interdisciplinarity as an integrative approach allows students to analyze in a systematic unity the modern scientific knowledge and philosophical concepts on the ethical problems of professional activity presented by the teacher.
Materials and methods: this article presents an interdisciplinary approach that includes knowledge and methods of such sciences as history, philosophy, sociology, psychology, professionology, cognitive linguistics, linguacultural studies.
Results of the study: the use of an interdisciplinary approach by teachers in the educational practice of the discipline «Professional Ethics» allowed them to form a systemic vision of professional ethical standards in students and move away from a simplified and superficial understanding of ethical knowledge.
Findings and conclusions: the use of an interdisciplinary approach in the practice of teaching the discipline «Professional Ethics» contributes to the formation of a high culture of scientific thinking in students, which is so necessary for future lawyers in the modern era of digitalization and technological innovation. In addition, a high level of professional and ethical competencies will allow them in the future to develop effective ways to solve practical problems in their professional activities for the benefit of Russian society and the state.
Keywords: interdisciplinary approach, professional ethics, professional identity of a lawyer.
For citation: Inkizhekova M. S. Interdisciplinary approach in the practice of teaching the discipline «Professional ethics» / M. S. Inkizhekova // Philosophiya prava : scientific-theoretical journal. Rostov-on-Don. 2024. № 4(111). - Pp. 234-239.
Одной из главных задач, стоящих перед преподавателем, ведущим занятия по дисциплине «Профессиональная этика» в юридическим вузе, является формирование профессиональной идентичности будущих служителей Фемиды. Процесс этот сложный, требует методологической и методической грамотности от педагога. Использование же им междисциплинарного подхода при подаче учебного материала, как мы считаем, сможет помочь сделать занятия увлекательными, развивающими не только кругозор и интеллектуальные способности студентов, но и их духовно-нравственный потенциал.
В чем специфика междисциплинарного подхода? Чтобы ответить на этот вопрос, лучше всего начать с исторического аспекта рассмотрения представленной темы. Известно, что начиная со второй половины ХХ в. в социальном и гуманитарном познании усилился интерес ученых к проблемам идентичности, что привело к резкому количественному увеличению доли идентитар-ных исследований в общем объеме исследовательской практики. В связи с этим вместо уже привычных для научного дискурса понятий «самосознание», «самость», «самотождественность» в академической научной литературе все чаще стали использовать понятие «идентичность», демонстрируя при этом отсутствие точного смыслового значения в определении данного термина.
Противоречивый характер трактовки рассматриваемой категории объясняется тем, что проблематика идентитарных исследований активно развиваясь, становилась постепенно явно выраженным самостоятельным научным дискурсом как в социальных, так и в гуманитарных науках. В результате чего были сформулированы сначала теории личной и социальной идентичности, а затем культурной, национальной, этнической, ген-дерной, профессиональной и других видов идентичностей.
Оставаясь чрезвычайно востребованной
темой в исследованиях ученых, идентитар-ная проблематика сегодня стала еще более актуальной в контексте глобализации, миграции и культурного обмена. Сегодня большинство ученых все чаще говорят о множественной идентичности как подвижной и никогда не равной себе конструкции, в результате которой создается сложное сетевое «Я» и подвижное групповое «Мы».
Что касается методологии исследования идентичности, то в 80-е гг. ХХ столетия одним из самых влиятельных научных подходов в социально-гуманитарном познании стал социальный конструктивизм, в парадигме которого наиболее активно стала развиваться проблематика идентичности, и это развитие продолжается до настоящего времени.
Определяя идентичность не как внутренне стабильное и постоянное свойство индивидов и групп, а как изменчивую, гибкую социальную конструкцию, подверженную существенным трансформациям, в том числе при воздействии на нее извне, социальный конструктивизм вынес на повестку дня сложную проблему поиска и обретения самотождественности как отдельным индивидом, так и разных социальных групп, что стало впоследствии обозначатся терминами «кризис идентичности» и его преодоление.
Сегодня социальный конструктивизм, отличаясь рядом существенных эпистемологических предпосылок от остальных разновидностей конструктивизма (а именно когнитивного, радикального, виртуального, метафизического и др.), остается одним из влиятельных философских и научных подходов. Этот факт подтолкнул нас к решению проанализировать данную методологическую доктрину и возможность ее применения для анализа роли профессионального этического кодекса в становлении профессиональной идентичности юристов.
Но для начала обратимся к истории становления обозначенной нами проблематики,
что позволит обосновать практическую применимость в образовательном процессе данного методологического подхода. Первыми, кто поставил в центр своего исследовательского внимания профессиональные сообщества, были социологи. Напомним, что социология как самостоятельная наука получила признание в 40-х гг. XIX в.
Большой вклад в становление професси-ологии внес английский социолог Герберт Спенсер, который в своей работе «Основания социологии» метафорично назвал институт профессий «регулятивной системой индустриального (промышленного) общества» [10, с. 275]. По мнению британского социолога, развитие профессии обусловлено двумя взаимосвязанными процессами: дифференциацией и интеграцией. Данное положение Спенсера, представленное еще в XIX в., остается адекватным и современному состоянию юридических профессий. Действительно, с точки зрения интегрированной масштабности можно сегодня говорить о существовании как крупных сообществ юристов, которые, следуя терминологии современного британского политолога и социолога Бенедикта Андерсона, могут быть представлены в виде «воображаемых сообществ» (макроуровень), так и о деятельности отдельных профессиональных ведомств и юридических организаций, деятельность которых непосредственно воспринимается и оценивается как широкой общественностью, так и отдельными рядовыми гражданами (микроуровень). При том, что в новых условиях разворачивающейся цифровизации в деятельности профессиональных объединений юристов наблюдается одновременно процесс усложнения их структур, а именно происходит процесс включения новых ИТ-специализаций, в силу чего можно говорить о внутренней дифференциации профессии.
Ценные идеи для развития професси-ологии впоследствии были представлены французским социологом Эмилем Дюрк-геймом, который в работе «Разделение труда в обществе» (1893) призвал социологов поставить профессиональное сообщество в центр своих исследовательских интересов, а в процессе чтения лекций в университетах Бордо, Сорбонны и Стамбула высказал мысль о необходимости разработки профессиональной этики. Благодаря родственникам и ученикам французского социолога материал лекций был впоследствии восстановлен и представлен заинтересованным читателям в виде опубликованного труда под названи-
ем «Профессиональная этика и гражданская мораль» (1957).
Ключевыми идеями данной работы стали:
- идея о том, что профессиональному сообществу важно выработать единообразные нормативные требования к поведению представителей своей профессии. Такая нормативная система профессиональной этики, по мнению Дюркгейма, будет способствовать осознанному и ответственному отношению к своим профессиональным обязанностям каждого члена профессионального сообщества, что в конечном итоге сделает профессиональное сообщество более сплоченным и организованным;
- профессиональная этика, стимулируя работу профессионального сообщества по формированию культуры внутрикорпоративной коммуникации, будет одновременно способствовать выработке коллегиальных решений, например, через проведение съездов, конференций, собраний. Все это в совокупности приведет к институализации профессий и формализации кодексов профессиональной этики.
Данные идеи французского ученого нашли претворение в деятельности современных юридических профессиональных сообществ. Сегодня можно условно выделить международные и национальные профессиональные объединения, членство в которых предполагает обязательное юридическое образование и осуществление с опорой на этические нормы либо правоприменительной, либо правотворческой, либо правоохранительной, либо правозащитной деятельности на профессиональном уровне.
Для примера можно привести деятельность Международной ассоциации юристов (IBA), крупнейшей международной профессиональной организации, объединяющей юристов всего мира, которая в 1956 г. приняла Международный кодекс этики. Основными этическими концептами данного кодекса выступают следующие принципы и стандарты профессионального поведения: справедливость, ответственность, честь и достоинство, неподкупность и честность [12].
Еще один ученый, чье имя может быть вписано большими буквами в историю про-фессиологии был немецкий социолог Макс Вебер, который одним из первых поднял вопрос о связанности профессии с призванием. В немецком языке эти два понятия обозначаются одним термином - Beruf. На основе анализа протестантизма Вебер пришел к выводу, что двусмысленность термина Beruf не случайна: она вытекает из религиозного
понимания профессиональной деятельности как божественного призвания, и эту идеи он представил в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905).
Впоследствии социальными психологами была представлена новая интерпретация веберовской концепции, которую условно можно обозначить метафорой «профессия есть призвание». Психологи отмечают, что понятие «призвание» в значительной степени «психологически нагружено», поскольку связано с личностными характеристиками человека. Релевантны понятию «призвание» также и такие психологические концепты, как «склонность» и «способности», имеющие непосредственное отношение к феномену призвания. Так, например, в психологии «склонность» рассматривается как «избирательная ориентация» индивида на какой-либо вид деятельности, которая «влечет к себе» человека и побуждает его заниматься этой деятельностью, порой на неосознаваемом уровне. Психологи усматривают в этом явлении устойчивую потребность человека в данной конкретной деятельности и желание совершенствовать навыки и умения, связанные с ней. Хотя между склонностями и способностями могут быть расхождения, проявление склонности обычно служит предпосылкой для развития соответствующих способностей.
Способности же рассматриваются как «индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности», и «обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности» [9, с. 381].
Таким образом, можно отметить, что следующим новым аспектом изучения профессий стала психология, которая была признана в качестве самостоятельной научной дисциплины в конце XIX в. Эта новая наука, как наука о человеческом поведении, была изначально чисто экспериментальной. Ее основателем считается немецкий физиолог Вильгельм Вундт (1832-1920), который в 1879 г. основал первую психологическую лабораторию.
Развитие прикладной психологии повлияло на формирование новой научной дисциплины - менеджмента, получившей
распространение в США в начале ХХ в. Американскими учеными экспериментальным путем были получены многие ценные знания, касающиеся вопросов управления организацией (предприятием), повышения мотивации у работников и стимулирования производительности труда и др. Среди интересных разработок американских исследователей можно отметить «Хоторнский эксперимент», проведенный группой ученых гарвардского университета под руководством Элтона Мэйо.
Если «классические» теории менеджмента (Фредерика Тейлора, Анри Файоля) фокусировались исключительно на ведущей роли менеджеров и использовании экономических стимулов для мотивации труда сотрудников, то Элтон Мэйо впервые обратил внимание на ведущую роль неформальных коммуникаций в производственном процессе. Элтон Мэйо и его команда пришли к выводу, что единоначалие, авторитарный стиль управления, жесткая структура иерархических отношений, строгая дисциплина, дотошный контроль и карательные меры не гарантируют высокой производительности труда. По мнению ученого, важно учитывать другое, а именно межличностные отношения между сотрудниками, складывающиеся в процессе работы, а также их социально-психологические, в том числе морально-этические мотивы поведения в трудовом коллективе.
Однако, возвращаясь к методологии, представленной в начале статьи, следует отметить, что непосредственным предшественником развития социально-конструктивистской методологии стала совместная работа Питера Бергера и Томаса Лукмана, двух ведущих представителей феноменологической социологии ХХ в., представивших свои идеи в 1966 г. в работе под названием «Социальное конструирование реальности» (с подзаголовком «Трактат по социологии знания»).
Обращая внимание на взаимообусловленность субъективного и интерсубъективного в повседневной жизни индивидов, Бергер и Лукман раскрывают как посредством хаби-туализации и типизации действий, закрепляющих статусно-ролевые формы поведения, а также практик установления и поддержания социального порядка, посредством сконструированного «символического универсума», происходит легитимация институциональной структуры общества. В результате, как отмечают немецкие социологи, сконструированная людьми социальная реальность, являясь по своей природе конвенциональ-
ной, определяет идентичность индивидов и социальных групп.
Представленный Бергером и Лукманом подход в теоретико-методологическом плане стал востребован научным сообществом во второй половине ХХ в., в результате чего трансформировался в одно из актуальных направлений современной эпистемологии -социальный конструктивизм.
Одним из центральных понятий социального конструктивизма является «социальная (коллективная) идентичность», формирование и поддержание которой основано на «опыте взаимодействующих субъектов», как сказано в Большой российской энциклопедии. Такой опыт порождает общезначимый набор интерсубъективных смыслов, обеспечивающих возможность взаимопонимания и эффективного взаимодействия в социальной группе.
Безусловно, что поддержание любой коллективной идентичности возможно только на общей нормативной базе, в структуру которой должны входить коллективно разделяемые ценности. Для юридического сообщества таким нормативным документом выступает профессиональный этический кодекс, который дополняет закон, но регулирует исключительно морально-нравственную сторону профессиональной, служебной, а в отдельных случаях и внеслужебной деятельности.
Кодекс профессиональной этики как принятый профессиональным сообществом кодифицированный нормативный акт, в систематическом изложении содержит общеобязательные морально-этические предписания, регламентирующие поведение сотрудников как отдельной организации (учреждения), так и сотрудников, принадлежащих к определенному ведомству. Исходя из этого критерия, профессиональные юридические объединения и соответственно кодексы профессиональной этики могут быть поделены на судейские, прокурорские, адвокатские, нотариальные и др.
Профессиональный кодекс включает в себя функциональный набор концептов, которые могут быть проанализированы с помощью методов когнитивной лингвистики - науки, в которой сознание исследуется на материале языка, а «концепт» рассматривается как «дискретное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности общества и несущее комплексную, энциклопедическую информа-
цию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету» [11, с. 258].
В Российской Федерации действующими являются следующие профессиональные этические кодексы для юристов:
1) Кодекс судейской этики [1].
2) Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [2].
3) Кодекс профессиональной этики адвоката [3].
4) Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации [4].
5) Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации [5].
6) Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации [6].
7) Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации [7].
Набор общих этических концептов, представленных в данных кодексах, свидетельствует о поддержании юридическим сообществом как универсальных общечеловеческих, так общероссийских базовых традиционных ценностей. Поэтому для анализа особенностей ценностных критериев этических концептов из профессиональных кодексов юристов, действующих в Российской Федерации, применим также и лингвокуль-турологический анализ, который позволяет выявить сложную смысловую структуру этических концептов, в которых сочетаются как планетарного масштаба ценности, так и ценности национальные, «обусловленные ментальными и культурными особенностями этноса, говорящего на конкретном языке» [8, с. 90].
Завершая цикл занятий по профессиональной этике для будущих юристов, преподавателю целесообразно обратиться к ме-татеоретическому осмыслению этических идей и понятий. В этом случае ему могут помочь знания из области философии и истории этических учений, раскрывающие нравственные принципы, сформулированные великими мыслителями прошлого. Такой междисциплинарный синтез знаний поможет сформировать у современных молодых людей ответственную жизненную и профессиональную позицию, которая поддержит их во всех (порой чрезвычайно сложных) обстоятельствах и позволит создать справедливый и гармоничный мир.
Список источников
1. Кодекс судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.) (ред. от 01 декабря 2022 г.). URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70201432 (дата обращения: 28.08.2024).
2. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г) (ред. от 15 апреля 2021 г.). URL: https://base.garant.ru/12130519 (дата обращения: 28.08.2024).
3. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (утв. Минюстом России 12 августа 2019 г 19 января 2016 г.) (ред. от 23 апреля 2019 г.). URL: https://base.garant. ru/71257562/ (дата обращения: 28.08.2024).
4. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 26.06.2020№ 460) (ред. от 02 мая 2023 г.). URL: https://base.garantru/74482191/#block_1000 (дата обращения: 28.08.2024).
5. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации (утв. Следственным комитетом РФ 11 апреля 2011 г.). URL: https://base.garant.ru/1357640/ (дата обращения: 28.08.2024).
6. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (утв. Приказом ФТС России от 30.12.2021 № 1187). URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/403427400/ (дата обращения: 28.08.2024).
7. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации (утв. Приказом Генпрокуратуры России от 17:03.2010 № 114) (ред. от 21 июля 2023 г.). URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prlme/doc/1257302/ (дата обращения: 28.08.2024).
8. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац и др.; под общ. ред. Е.С. Кубряковой. М., 1996.
9. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. ПетровскогоМ.Г. Ярошевского. М., 1990.
10. Спенсер Г. Основания социологии. М., 2012.
11. Стернин И.А. Типы значений и концепт // Концептуальное пространство языка: сб. научных трудов / под ред. Е.С. Кубряковой. Тамбов,
12. Юридическая компания «Суворов Лигал». URL: https://suvorov.legal/ mezhdunarodnaya-assotsiatsiya-yuristov-iba/ (дата обращения: 28.08.2024).
References
1. Code of Judicial Ethics (approved by the VIII All-Russian Congress of Judges on December 19, 2012) (as amen ded on December 1, 2022). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70201432 (date of access: 28.08.2024).
2. Code of Professional Ethics of a Lawyer (adopted by the I All-Russian Congress of Lawyers on January 31, 2003) (as amended on April 15, 2021). URL: https://base.garant.ru/12130519 (date of access: 28.08.2024).
3. The Code of Professional Ethics of Notaries in the Russian Federation (approved by the Ministry of Justice of Russia on August 12, 2019, January 19, 2016) (as amended on April 23, 2019). URL: https://base.garant.ru/71257562/ (date of access: 28 08.2024)&
4. The Code of Ethics and Official Conduct of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation (approved by Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 26.06.2020 № 460) (as amended on May 2, 2023). URL: https://base.garant.ru/74482191/#block 1000 (date of access: 28.08.2024).
5. Code of Ethics and Official Conduct of Federal Civil Servants of the Investigative Committee of the Russian Federation (approved by the Investigative Committee of the Russian Federation on April 11, 2011). URL: https://base.garant.ru/1357640/ (date of access: 28.08.2024).
6. Code of Ethics and Official Conduct of Officials of Customs Authorities of the Russian Federation (approved by Order of the Federal Customs Service of Russia dated 12/30/2021 № 1187). URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403427400/ (date of access: 28.08.2024).
7. Code of Ethics of the Prosecutor's Office of the Russian Federation and the Concept of Educational Work in the Prosecutor's Office System of the Russian Federation (approved by Order of the Prosecutor General's Office of Russia dated 17.03.2010 № 114) (as amended on July 21, 2023). URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257302/ (date of access: 28.08.2024).
8. Brief Dictionary of Cognitive Terms / E.S. Kubryakova, V.Z. Demyankov, Yu.G. Pankrats et al.; under the general editorship of E.S. Kubryakova. Moscow, 1996.
9. Psychology. Dictionary / under the general editorship of A.v. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky. Moscow, 1990.
10. Spencer G. Foundations of Sociology. Moscow, 2012.
11. Sternin I.A. Types of Meanings and Concept // Conceptual Space of Language: Collection of Scientific Works / edited by E.S. Kubryakova. Tambov, 2005.
12. Law Firm «Suvorov Legal». URL: https:// suvorov.legal/mezhdunarodnaya-assotsiatsiya-yuristov-iba/ (date of access: 28.08.2024).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Инкижекова Мария Сергеевна, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных наук. Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева. 620066, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Inkizhekova Mariya Sergeevna, Grand PhD in Philosophy, Associate Professor, Professor of the Department of Social Sciences and Humanities. V.F. Yakovlev Ural State University of Law. 21, Komsomolskaya St., Yekaterinburg 620066Russian Federation.