УДК 347.61/.64
Нелли Александровна Иванова, заведующая кафедрой гражданского права Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина,
кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Nelli Alexandrovna Ivanova, Head of the Department of Civil Law Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Candidate of Law, Associate Professor
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ И РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В статье рассмотрено понятие междисциплинарного подхода, показано его значение в изучении и решении проблем совершенствования семейного законодательства. Правовое регулирование семейных отношений, объектом воздействия которого все чаще становятся многогранные по своей природе общественные процессы и явления, требует применения междисциплинарного подхода. Отмечается, что более подвижными становятся границы между отраслями законодательства, усложняется структура отраслей права, возникают новые семейно-правовые институты. Опыт применения семейного законодательства позволил выявить неточности, пробелы и противоречия в сфере правовой регламентации семейных отношений при одновременном их регулировании несколькими нормативными правовыми актами. Сделан вывод о том, что применение междисциплинарного подхода в изучении и решении проблем совершенствования семейного законодательства предупреждает вероятность появления юридических коллизий, повышает эффективность правовых решений.
Ключевые слова: междисциплинарный подход, семейное законодательство, семейное право, правовая отрасль, семейные отношения.
AN INTERDISCIPLINARY APPROACH TO THE STUDY AND SOLUTION OF PROBLEMS
OF IMPROVING FAMILY LAW
The article discusses the concept of an interdisciplinary approach, shows its importance in the study and solution of problems of improving family law. The legal regulation of family relations, the impact of which is increasingly becoming multifaceted in nature social processes and phenomena, requires an interdisciplinary approach. The boundaries between the branches of legislation become more mobile, the structure of branches of law is becoming more complicated, and new family legal institutions are emerging. The experience of applying family law made it possible to identify inaccuracies, gaps and contradictions in the field of legal regulation of family relations while simultaneously regulating them with several regulatory legal acts. It is concluded that the application of an interdisciplinary approach to the study and solution of problems of improving family law prevents the possibility of legal conflicts, increases the efficiency of the application of legal solutions.
Key words: interdisciplinary approach, family law, family law, legal industry, family relations.
В современном обществе проблема целостности знания отличается особой актуальностью. Совершенствование семейного законодательства в современной России сопровождается комплексом проблем и задач интегрального свойства, осмысление которых требует применения междисциплинарного познавательного подхода, позволяющего проникать в суть предмета изучения, всесторонне раскрывать его, выявлять связи с иными элементами объективной действительности.
Среди ученых нет однообразного подхода к пониманию междисциплинарности.
Как справедливо утверждает Д.В. Галкин, междисциплинарность начинается с момента, когда усилиями хотя бы двух дисциплин создаются условия для получения новых знаний1.
1 Галкин Д.В. Знание или мышление: об актуальности междисциплинарного обучения в современном образовании // Стратегии междисциплинарного обучения: Материалы I областной научно-практической конференции. Томск, 2005. С. 5.
Э.М. Мирский рассматривает междисциплинарное взаимодействие как отношение между системами дисциплинарного знания в процессе интеграции и дифференциации наук, а также как коллективные формы работы ученых разных областей знания по исследованию одного и того же объекта1. Г.М. Тульчинский указывает, что междисциплинарность проявляется в постановке проблем, в подходах к их решению, в выявлении связей между теориями, в формировании новых дисциплин2.
Подходы ученых к понятию междисциплинарности И.В. Лысак подразделяет на две группы. Согласно первому, «междисциплинарность понимается как взаимодействие двух или более научных дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет, свою терминологию и методы исследования». Второй подход к междисциплинарности, по мнению автора, предполагает выявление тех областей знания, которые не исследуются существующими научными дисциплинами3.
Специфической особенностью междисциплинарного подхода «является комплексность исследования, которая выступает как научный принцип изучения проблем, стоящих на стыке наук, и заключается в рассмотрении предмета исследования с помощью апробированного методологического инструментария нескольких дисциплин с целью получения о нем нового
4
знания» .
Следует признать, что «понятие «междисциплинарный подход» шире понятия «междисциплинарный метод» и включает в себя не только нормы (правила) исследования, процедуры, техники исследовательской работы с источниками, но и теоретические идеи и принципы, определяющие пути исследования объекта»5.
Семейное законодательство РФ представляет собой единый правовой комплекс, состоящий из законодательства РФ и субъектов РФ и регулирующий семейные и связанные с ними отношения.
Семейное право, не являясь изолированным от других правовых отраслей, тесно взаимодействует с конституционным правом, гражданским правом, гражданско-процессуальным правом, международным правом. В той или иной степени семейное право соотносится с административным, уголовным и иными отраслями российского права.
Ратификация Россией ряда международных Конвенций по защите прав и интересов детей возложила на наше государство обязанность привести национальное законодательство в соответствие с положениями такого рода международно-правовых актов. Например, закрепление в семейном законодательстве принципов уважения прав и обязанностей родителей руководить ребенком в осуществлении его прав методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка, и обязанности государства оказывать родителям (лицам, их заменяющим) надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей соответствуют положениям п. 2 ст. 14 и ст. 18 Конвенции ООН «О правах ребенка».
Особые сложности возникают при правовом регулировании семейных отношений с наличием иностранного элемента, так как необходимо применять нормы правовых систем разных государств, а также нормы международных договоров при их наличии. Процесс гармонизации правового регулирования семейных отношений, осложненных иностранным эле-
1 Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования // Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 2.
С. 518.
2 Тульчинский Г. Л. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб., 2003. С. 432.
3 Лысак И.В. Междисциплинарность: преимущества и проблемы применения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id= 25376 (дата обращения: 21.09.2019).
4 Абрамова А.И. Междисциплинарный подход к изучению вопросов правоприменительной практики // Журнал российского права. 2015. № 10. С. 30-31.
5 Бушмакина Ю.В. Междисциплинарный подход в современном историческом знании // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 3. Гуманитарные и общественные науки. Вып. 2. Пермь, 2017. С. 10.
ментом, должен находиться под влиянием междисциплинарного подхода, который обеспечивает единство в регулировании однородных по своему характеру общественных отношений.
Теснейшим образом семейное право взаимодействует с гражданским правом. Проявлением межотраслевых связей является заимствование семейным правом таких правовых категорий из гражданского права, как правоспособность, дееспособность, исковая давность и т. п. В соответствии со ст. 4 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) к семейным отношениям, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.
Отношения в семье регулируются не только семейно-правовыми нормами, но также и нормами гражданского права, наследственного права, жилищного права и т. д. Более того, возникают ситуации, когда необходимо применять нормы из разных правовых отраслей. Так, обращение взыскания на общее имущество супругов по гражданско-правовым обязательствам одного их них требует применения семейного законодательства, гражданского законодательства, гражданско-процессуального законодательства, законодательства об исполнительном производстве.
Опыт применения семейного законодательства позволил выявить недостатки, пробелы и противоречия в сфере правовой регламентации семейных отношений при одновременном их регулировании несколькими нормативными правовыми актами. Например, институт опеки над несовершеннолетними детьми регулируется Семейным кодексом РФ1, Гражданским кодексом РФ2, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»3, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами. Недостатком действующего законодательства, регулирующего опеку (попечительство) над несовершеннолетними детьми, является отсутствие четкого закрепления приоритета применения семейного законодательства в случае коллизии норм семейного и гражданского законодательства, что неизбежно приводит к сложностям в правоприменительной практике.
Проблемы установления происхождения детей, рожденных с помощью применения методов искусственной репродукции человека, привлекают внимание ученых всего мира. Семейное законодательство недостаточно внимания уделяет регулированию суррогатного материнства. Договор, который заключается при вынашивании ребенка суррогатной матерью, не регламентируется семейным законодательством, что порождает различные проблемы на практике.
Установленный Федеральным законом Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»4 механизм посредничества не учитывает особенности семейно-правовых споров, в частности неспособность супругов (родителей) выбрать посредника (медиатора) для разрешения их спора. Требуется дополнение СК РФ специальными нормами, регламентирующими особенности применения института посредничества (медиации) при разрешении се-мейно-правовых споров.
Таким образом, правовое регулирование семейных отношений, объектом воздействия которого все чаще становятся многогранные по своей природе общественные процессы и явления, требует применения междисциплинарного подхода. Предпосылки применения такого подхода связаны с особенностями исследуемой объективной реальности, которая выражается в комплексности изучаемых семейно-правовых процессов и явлений. Более подвижными становятся границы между отраслями законодательства, усложняется структура отраслей
1 Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
2 Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301; Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410; Собрание законодательства РФ. 03.12.2001. № 49. Ст. 4552; Собрание законодательства РФ. 25.12.2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.
3 Собрание законодательства РФ. 28.04.2008. № 17. Ст. 1755.
4 Собрание законодательства РФ. 02.08.2010. № 31. Ст. 4162.
права, возникают новые семейно-правовые институты. Применение междисциплинарного подхода в изучении и решении проблем совершенствования семейного законодательства предупреждает вероятность появления юридических коллизий, повышает эффективность правовых решений.
Список литературы
1 Абрамова А.И. Междисциплинарный подход к изучению вопросов правоприменительной практики [Текст] / А.И. Абрамова // Журнал российского права. - 2015. - № 10. - С. 30-39.
2 Бушмакина Ю.В. Междисциплинарный подход в современном историческом знании [Текст] / Ю.В. Бушмакина // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - Сер. № 3. Гуманитарные и общественные науки. - Вып. 2. - Пермь, 2017. - С. 7-20.
3 Галкин Д.В. Знание или мышление: об актуальности междисциплинарного обучения в современном образовании [Текст] / Д.В. Галкин // Стратегии междисциплинарного обучения: Материалы I областной научно-практической конференции. - Томск: «Томский ЦНТИ», 2005. - С. 5-8.
4 Лысак И.В. Междисциплинарность: преимущества и проблемы применения [Электронный ресурс] / И.В. Лысак // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=25376 (дата обращения: 21.09.2019).
5 Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования [Текст] / Э.М. Мирский // Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2001. - Т. 2. - 428 c.
6 Тульчинский Г.Л. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия [Текст] / Г.Л. Туль-чинский. - СПб.: Алетея, 2003. - 432 с.
List of references
1. Abramova A.I. Mezhdistsiplinarnyy podkhod k izucheniyu voprosov pravoprimenitel'noy praktiki [Tekst] / A.I. Abramova // Zhurnal rossiyskogo prava. [An interdisciplinary approach to the study of law enforcement issues [Text] / A.I. Abramova // Journal of Russian Law]. - 2015. - № 10. - Pp. 30-39.
2. Bushmakina Yu.V. Mezhdistsiplinarnyy podkhod v sovremennom istoricheskom znanii [Tekst] / YU.V. Bush-makina // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. - Ser. № 3. Gumanitar-nyye i obshchestvennyye nauki. - Vyp. 2. [Interdisciplinary approach in modern historical knowledge [Text] / Yu.V. Bushmakina // Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. - Ser. № 3. Humanitarian and social sciences. - Vol. 2]. - Perm, 2017. - Pp. 7-20.
3. Galkin D.V. Znaniye ili myshleniye: ob aktual'nosti mezhdistsiplinarnogo obucheniya v sovremennom obrazo-vanii [Tekst] / D.V. Galkin // Strategii mezhdistsiplinarnogo obucheniya: Materialy I oblastnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - [Knowledge or thinking: on the relevance of interdisciplinary training in modern education] [Text] / D.V. Galkin // [Strategies for interdisciplinary training: Materials of the I regional scientific and practical conference]. -Tomsk: «Tomsk Central Scientific and Technical Institute», 2005. - Pp. 5-8.
4. Lysak I.V. Mezhdistsiplinarnost': preimushchestva i problemy primeneniya [Elektronnyy resurs] / I.V. Lysak // Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. [Interdisciplinarity: advantages and problems of application] [Electronic resource] / I.V. Lysak // [Modern problems of science and education]. - 2016. - № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25376 (accessed September 21, 2019).
5. Mirsky E.M. Mezhdistsiplinarnyye issledovaniya [Tekst] / E.M. Mirskiy // Novaya filosofskaya entsiklopediya. -[Interdisciplinary research // New Philosophical Encyclopedia]. - M.: Mysl', 2001. - T. 2. - 428 p.
6. Tulchinsky G.L. Proyektivnyy filosofskiy slovar': Novyye terminy i ponyatiya [Text] / G.L. Tulchinsky [Projective Philosophical Dictionary: New Terms and Concepts]. - St. Petersburg: Alethea, 2003. - 432 p.