мысленности жизни. Выпускная квалификационная работа. - Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2015. - 65 с.
6. Мустафина Л.Ш. Структура социальных представлений учащейся молодежи о совести: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012. - 194 с.
7. Орлов А.Б. Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психоте-
рапию / А.Б. Орлов, В.Б. Шумский // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 2. -№ 2. - С. 65-80.
8. Попов Л.М. Добро и зло в психологии человека / Л.М. Попов, А.П. Кашин, Т. А. Старшинова. -Казань: Изд-во Казанского университета, 2000. -176 с.
УДК 159.99:316.36
Попова Ирина Викторовна
доктор социологических наук, профессор Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Караваева Виктория Алексеевна
кандидат социологических наук, доцент Костромской государственный университет
Храброва Ксения Геннадиевна
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова [email protected], vita1873@ mail.ru, [email protected]
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ФЕНОМЕНА ЛЮБВИ, КАК ФАКТОРА ВЛИЯНИЯ НА ИНСТИТУТ СЕМЬИ И БРАКА
В статье обоснована нарративность в русле культурно-исторического подхода как фундаментального компонента социального взаимодействия. Предложено понимание процесса создания автобиографического нарратива как когнитивного наложения культурных прототипов на цепочку индивидуальных жизненных случаев. На примерах транскриптов автонаррация рассмотрена как механизм самопонимания и самопостроения субъекта. Описаны возможности метода автобиографического нарративного интервью в контексте междисциплинарного исследования для изучения такого сложного феномена как любовь. Исследование такого явления требует использования качественных методов социологического исследования так как мы имеем дело с чувственной, интимной стороной человеческих отношений. Любовь рассматривается в данном исследовании как социальное чувство, сделана попытка выявить то общее, что характеризует отношение определенной возрастной когорты к ее значению в их жизненном восприятии. Характер тех отношений, которые в исследовании определены как любовь, является социальным фактором, оказывающим существенное влияние на институт семьи и брака.
Ключевые слова: нарратив, транскрипт, интервью, любовь, семья, брак, когорта, социальный фактор.
Любовь и все формы ее проявления являются фундаментальными темами в мировой культуре и искусстве. Любовь лежит в основе создания семьи. Трудно найти определение такому сложному феномену. В различных по характеру источниках это определяют от чувства привязанности до «некой химии». В нашем исследовании не ставилась задача найти определение. Задачей исследования было понять происходят ли некие трансформации, в различных возрастных когортах, с ценностями и представлениями об этом вечном для человечества чувстве.
Любовь каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет на себе отпечаток условий жизни и правил морали и нравственности, сложившихся в обществе. Рассматривая любовь как гармоническую совокупность человеческих отношений - физических, умственных, нравственных, духовных, мы исследуем этот феномен как социологическую категорию.
Исследование такого явления требует использования качественных методов социологического исследования, так как мы имеем дело с чувственной, интимной стороной человеческих отношений.
Наиболее адекватным задачам исследования является метод нарративного интервью. Этот метод исследования активно используется как психологами, так и социологами. На наш взгляд, нет смысла обсуждать какая из этих наук плодотворнее и полноценнее его использует, и у кого «пальма первенства» в его развитии. Главное - результат, который помогает представителям и той, и другой науки решать свои исследовательские задачи. Говоря о нарративе, как междисциплинарном конструкте, мы обратимся к нарративной психологии и качественной социологии.
Начальные исследования нарративов были связаны по преимуществу с историей (А. Дан-то, Х. Уайт, Р. Ингарден, Ф. Кермоуд, Р. Анкерс-мит и др.), литературоведением, филологией (В.Я. Пропп, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Е.М. Ме-летинский, О.М. Фрейденберг и др.), затем нарративная парадигма стала востребованной и в других гуманитарных областях. Автобиографические тексты, истории, рассказываемые с разными целями о себе становятся значимым материалом в изучении личности, индивидуального сознания. В этом направлении выполнен целый ряд теоретических
© Попова И.В., Караваева В.А., Храброва К.Г., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
47
и прикладных исследований зарубежных (J. Bruner. G.S. Gregg, J.A. Holstein, J.F. Gubrium, C. Kohler,
D.P. McAdams, J. Olney, A. Lieblich, P.J. Eakin, S. Smith & J. Watson, G.D. Fireman, T.E. McVay, O.J. Flanagan, M.C. Green, H.J.M. Hermans &
E. Hermans-Jansen, G. Yancy & S. Hadley и др.) и отечественных (Е.Г. Трубина, В. Тюпа, С. Зен-кин, И.П. Ильин, А.Р. Усманова, Н.Ф. Калина, Е.С. Калмыкова и Э. Мергенталер, Н.В. Савельева, Е.С. Жорняк, А.О. Преображенская, С.Д. По-лищук и др.) философов, психологов и психотерапевтов. Многие из них опираются на положения европейской посмодернистской философии, семиотики и нарратологии (Р. Барт, П. Рикёр, М. Фуко, Ж. Делёз, К. Бремон, Ж. Деррида, Г.-Г. Гадамер, Ф. Джеймисон, Ж. Женнет, А.Ж. Греймас, Ж. Кур-тье, Э. Ауэрбах, В. Шмид, Т. Павел, Ф. Анкерсмит, У Эко, Ц. Тодоров, Ю. Хеннингсен, Ж.М. Адам, Дж. Принс, Ш. Римон-Кеннан, Т.Р. Сарбин и др.), а также на практики нарративной психотерапии (М. Уайт и Д. Эпстон, К. Джерджен, Р. Хар-ре, Дж. Фридман и Дж. Комбс, А. Морган и др.). В рамках нарративной психологии выделяют два подхода: «социально-конструктивистский» подход (К. Герген, Т. Сарбин) занимает радикальную позицию в вопросе о том, что такое личность и как происходит самопонимание; «персонологический» подход (Д.П. МакАдамс) - отождествляет самопонимание и самоидентификацию (понимание себя равнозначно осознанию своей социальной принадлежности). Оба подхода включают теорию идентичности в более широкие теории реальности, т.е. для диагностики психологического статуса индивида необходимо учитывать, на какую собственно реальность он ориентируется [1, с. 282]. Сегодня социологи обращаются к нарративу (и нарративности) как определяющему методологическому принципу познания индивидуальных и социальных практик. Но, несмотря на широкое использование понятий «нарратив» и «нарративный анализ» в рамках эмпирических социологических исследований, они до сих пор не получили однозначной теоретической и операциональной интерпретации как в формальном, так и содержательном отношении. «Любой нарратив личной жизни - это выражение, или воплощение, множества накладывающихся друг на друга семейных, религиозных, социально-экономических и культурных контекстов и систем значений, в рамках которых он был сформирован ... в этом смысле история жизни по определению -конструкция из психологических и социокультурных элементов» [8, p. 65]. По мнению Р. Францози, социологи должны изучать нарративы, потому что «нарративные тексты просто напичканы социологической информацией, и большинство эмпирических данных имеют нарративную форму - даже результаты анкетирования часто скрывают за числами значимые нарративы» [9, p. 517].
Методологически обращение к понятию «нар-ратив» в социологии связан с тем, что в рамках феноменологической социологии акцент на изучении индивидуального сочетается с «естественным» способом получения данных (исследовательский процесс не должен нарушать привычного для акторов уклада жизнедеятельности [3, с. 129]), а включение эмпирических данных в систему научного знания предполагает ряд последовательных этапов: понимание непосредственного содержания высказываний (доступно любому грамотному человеку); установление того смысла высказываний, который вкладывали в них респонденты (качественный анализ данных); понимание причин формирования именно таких высказываний (объективных и субъективных, связанных и с предметом обсуждения, и с процедурой проведения интервью); определение ценности полученных сведений с точки зрения достижения поставленных исследовательских целей [7, с. 66]. Феноменологический подход допускает «социологическое переписывание» нар-ратива «повествования о себе», поскольку, будучи объективацией общих социальных процессов, рассказанная история дает возможность «реконструировать кристаллическую решетку знания группы: социальное изменение тесно связано с тем, что происходит с социальными агентами» [5, с. 20].
Наше исследование автобиографических нар-ративов представляет собой пересечение нарративной психологии, психологии личности и качественной социологии. Пересечение интересов двух наук в области автобиографирования базируется на необходимости ответа на вопросы каким образом прецедентные истории участвуют в процессах идентификации, самопонимания, самопроектирования и самотерапии. Как фрагменты жизненного опыта и представлений о себе выступают в качестве автоинтерпретации событий, впечатлений, переживаний собственного жизненного пути. В психологии культурно-историческая концепция создавалась как попытка определить отношения в системе «субъект-среда» через категорию социально-культурного контекста. Л.С. Выготский обосновал идею, что структура и развитие психических процессов человека, в том числе его субъектности и субъективности, порождаются культурно опосредованной, исторически развивающейся практической деятельностью, и природа внутренних процессов квазисоциальна. Одно из центральных и широко изучаемых понятий школы Л.С. Выготского - понятие взаимодействия [2, т. 6, с. 6-90]. Сторонники нарративного подхода предлагают считать нарратив универсальной характеристикой любой культуры, поскольку все культуры аккумулируют и транслируют собственные символы, смыслы, ценности посредством текстов. При таком понимании разнообразные культурные тексты с фиксированными в них значениями ста-
48
Вестник КГУ _J 2017
новятся существенным элементом культурного со-циогенеза.
По мере взросления посредством рассказывания историй о себе человек конструирует самого себя как часть современного ему мира. Со временем такие истории образуют в сознании субъекта «произведение в себе» [6, с. 78] - автобиографический нарратив, выполняющий не только функции самоописания и самопрезентации, но и самопонимания, самопланирования (жизнетворчества). Наше исследование подтверждает высказывание Е.Е. Сапоговой: «Диалогичный характер любого текста, его способность «оживать», анимизиро-ваться при соприкосновении с читающим его сознанием, а также возможность пересказывать свои истории с ориентацией на слушателя создаёт своеобразный «испытательный полигон» для множества жизненных проектов, в которых субъект ищет и утверждает свою целостность, своё «Я», свои смыслы (не случайно М. Вебер метафорически называл человека животным, висящим на сотканной им самим паутине смыслов)» [4, с. 199].
Желание понять что происходит в сфере личных, интимных отношений в современном поколении молодежи связано с тем, что российское общество переживает слом эпох. Происходят существенные трансформации в системе ценностей различных возрастных когорт. Характер тех отношений, которые мы определили как любовь, является социальным фактором, оказывающим существенное влияние на институт семьи и брака. С этой точки зрения представлены тексты нарративных интервью, написанных студенческой молодежью в период с 2000 по 2016 год, в которых можно видеть основные тенденции в отношениях юношей и девушек, касающихся представлений о семье и браке.
Девушка 20 лет: «...За разговорами с родителями о том, какими они были в моём возрасте, мне становится понятно, что тогда молодые люди и девушки относились ко всему гораздо проще, легче, наслаждаясь каждым днём и принимая всё, как есть. Они также учились, работали, отдыхали, гуляли, дружили, влюблялись и любили. Но всё происходило, как-то своевременно, что ли, несмотря на всяческие трудности, проблемы, от которых никуда не денешься. У каждого была своя история. Возможно в силу характера или в силу каких-либо других причин, я очень много «парюсь». Из-за всего! И порой мне кажется, что я старше своих собственных родителей. Мне недавно исполнилось двадцать лет, а у меня никогда не было серьёзных отношений с мальчиками, я никогда не любила, но разве что испытывала чувства, чуть больше чем дружеские к своему бывшему однокласснику. Для меня этот человек стал очень дорог. Я действительно зациклилась настолько, что думала, мой мозг просто не выдержит, и взорвётся. Сейчас мы учим-
ся в одном университете, на одном факультете уже третий год, но стали совсем чужими. «Привет! Как дела? Всё хорошо» - это максимум с обеих сторон. Но с уверенностью скажу, что человек для меня -хорошее, доброе, светлое воспоминание. Сейчас мне очень сложно находить общий язык с молодыми людьми. Я сильно усложняю просто всё...».
Использование социальных сетей вносит свои коррективы в характер личных отношений между полами. Последствия использования социальных сетей в сфере интимных отношений предстоит еще оценить. Но то, как это происходит можно понять из текстов интервью.
Девушка, 20 лет: «На первом курсе я начала работать, работаю до сих пор. Могу с уверенностью сказать, что научилась общаться с людьми, причём разными абсолютно. Не то чтобы я не умела с ними общаться до этого, просто вижу людей, так сказать, в неформальной атмосфере, где люди ведут себя открыто, расслаблено, возможно, даже бесцеремонно. Так вот, в такой атмосфере я познакомилась с огромным количеством людей, и встретилась с молодым человеком, который привлёк меня разве что разговорами на интересные темы. Так мы разговаривали на протяжении полугода. А дальше всё испортили всего лишь две фразы: у меня нет молодого человека, и да, я есть в социальной сети. Я не зря писала ранее про виртуальный мир, замкнутость, глупые принципы. Человек стал показывать свои не лучшие качества именно по ту сторону монитора компьютера. Привело это всё к тому, что человек заврался, не смог сказать всю правду в лицо, просто струсил. Хотя очень громко вещал про порядочность, целеустремлённость, отзывчивость и прочее, прочее. Человек исчез из моей жизни или я из его. В общем, всё закончилось ничем. Было очень страшно, поскольку человеку я действительно начала верить, но всё обернулось таким образом...».
Еще одной тенденцией в отношениях современных молодых людей является нежелание связывать себя семейными отношениями. Это приводит к личным драмам, является причиной все увеличивающегося числа гражданских браков, увеличения возрастных границ заключения браков и рождения детей.
Девушка, 20 лет: «Мы два года встречаемся. Меня все устраивает в наших отношениях. А его нет. Ему, видите ли, надо двигаться дальше. Жить вместе. Тысячи раз предлагал выйти за него замуж. А я не хочу этой серьезности. Мне и так отлично! Ненавижу эти «серьезные разговоры». Я все поняла. Холодное прощание. Я понимаю, что я сама во всем виновата. Если бы я согласилась «идти дальше» и переехала бы к нему, ничего бы не было. Он не бабник, ему просто хочется семью, хочется счастья. А я не могла ему это дать...».
Та же проблема глазами юноши, 22 года: «Начать нужно с того, что я обычный деревенский
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
49
парень, волею судьбы переехавший пусть в небольшой, но город. Повзрослев я начал постигать всю глубину человеческих отношений, стал прикидывать свои шансы. Очень многое я перенял от отца - тот еще педант и дамский обольститель. Я всегда старался хорошо выглядеть, следить за собой. Никогда не мог позволить себе пойти в грязной одежде или обуви, от меня всегда приятно пахнет дорогим парфюмом - это уже фирменный знак. Свою настоящую, как мне тогда казалось, любовь, я встретил в 16 лет. Мы познакомились в ночном клубе, хотя знакомство в таких местах я всегда считал моветоном. Три года совместной жизни, ранний уход из-под родительского крыла, полная самостоятельность во всем. Эти отношения научили меня многому, главное, как мне до сих пор кажется, было то чувство, когда ты преодолеваешь свои страхи. Страх не соответствовать определенному социальному кругу, страх оказаться беспомощным как в финансовом, так и в личном плане. Для 18-летнего пацана такая школа жизни - самая правильная. Потом был не очень красивый финал, и наша любовная лодка не разбилась, а просто пошла ко дну. Сейчас Анна - повзрослевшая красавица, живет в Испании, иногда приезжает и мы видимся чтобы так, вспомнить прошлое и просто поболтать. К этому времени я уже вполне повзрослел, был небольшой частный бизнес, хороший немецкий автомобиль. Но счастья не было. То есть того самого простого человеческого счастья, когда ты ложишься спать, обнимая кого-то близкого рядом. И вот, казалось бы, нашел «свою» девушку. Стали жить вместе, ездить отдыхать, наслаждаться обществом друг друга. Это был совершенно другой формат отношений, более взрослый. Я зарабатывал, а она хранила семейный очаг. Даже животик отрастил, вот как все было замечательно. И, казалось бы, свадьба не за горами, планы на дальнейшую жизнь, но что-то опять щелкает в голове и все, сделав друг другу ручкой и больно разбегаемся по разным углам. Сейчас понимаю, что пора и нужно уже задумываться о семье, о детях, о будущем. Но как-то не получается, как-то хочется быть подольше тем беззаботным подростком, жить не оглядываясь на груз отношений или семьи. Может быть это неправильно, может быть слишком легкомысленно, но ведь это так просто и приятно -жить так, как хочется тебе! Достаточно эгоистично, но все люди эгоисты, а за 20 лег можно успеть это осознать и просто не причинять боль другим людям, оставаясь при этом хорошим человеком. Почему я решил написать именно об этом аспекте своей жизни? Пусть кратко и бегло, но важного не упустил вроде бы ничего. Наверное, потому, что это сейчас тревожит меня больше всего - разрыв все-таки серьезное дело. И прекрасно понимая, что жизнь состоит из таких вот встреч и расставаний, я все равно любую тему на подсознатель-
ном уровне привожу к обсуждению этой ситуации. Так и здесь - хотел написать о чем-то интересном и жизненном, а свел все к философствованию на тему отношений между людьми. Странная штука. Но что написано искренне, то не стоит переписывать все начисто. Пусть все остается как оно есть».
Юноша, 20 лет: «Семья, жена, ребенок планируются примерно в 28-30 лет. Потому что сначала надо встать на ноги. Допустим ты женишься в 20 лет, и ты такой ищешь работу, а у тебя жена уже беременна и работаешь на 4 работах + родители помогают и все, ничего у тебя нет и не будет. Съемная квартира, низкий уровень жизни, никакого удовольствия такая жизнь тебе приносить не будет».
Следует отметить, что предрассудки не уходят из жизни современной молодежи, как и прежде они являются причиной разрушенных судеб.
Девушка 20 лет: «Как часто люди не могут быть вместе из-за разного материального положения, возраста, нации, религии. Они любят друг друга, но не могут строить отношения, потому что находятся в разных мирах. Глупости все это, скажу я вам. Любовь одна, и она не делит людей на группы. Она не спрашивает тех, к кому приходит. Хотят они этого или нет, но богатый влюбляется в бедную, зрелая женщина в молодого парня, ингуш в русскую, православная в мусульманина. Чувства не измеряются количеством денег и верой в Иисуса или в Аллаха. Парень и девушка, мусульманин и христианка. Казалось бы, как они могут быть вместе. Его семья соблюдает все традиции и обычаи, прочит ему в жены истинную мусульманку, чистую, юную деву. Растит его настоящим джигитом. А семья девушки желает ей счастья с хорошим русским парнем. По всем правилам так и должно быть. Но в каждом правиле есть свое исключение. Они влюбляются друг в друга и забывают о традициях, своих семьях, обо всем. Счастье окрыляет их, все становится не важным в этом мире. Первый танец, первый поцелуй. Бабочки в животе, бешено стучащее сердце, приятное головокружение в присутствии друг друга. Кажется, это навсегда, навечно, ничто не может разлучить влюбленных. Ничто, кроме правил, давно установленных в обществе. Мусульманин должен жениться на мусульманке, православная должна выйти за православного. Ну кто, скажите мне, установил эти дурацкие нормы? Зачем обязательно все усложнять? Они расстаются, потому что понимают, что не могут и не должны быть вместе. Общество против. Современные Ромео и Джульетта. Так и живут, мучаясь от любви и тоски друг по другу. А слабо пойти против системы? Сломать ее и идти по жизни своей дорогой, не взирая на мнение окружающих? Не подчиняться законам гор, религии и поступать так, как велит сердце? Все мы разные, но любовь одна. Забейте на все и будьте счастливы!»
Описания самого чувства любви представляют собой доказательство того факта, что современная
50
Вестник КГУ ^ 2017
молодежь разделяет любовь и секс. Ей не чуждо понимание любви как формы преодоления отчуждения человека от человека, как вершины нравственных отношений.
Девушка 20 лет: «Живешь ты на свете, никому не мешаешь, занимаешься любимым делом. Каждый твой день похож на предыдущий: такой же скучный, обыденный, ничем не примечательный. Ходишь в школу, на работу или в институт, видишь все те же лица, те же эмоции, слышишь одно и то же. Картинки не меняются уже несколько лет. И тут бац! Как радуга после проливного дождя, как солнечный лучик среди непроглядной тьмы, как свежая, зеленая, молодая травка после долгой зимы, появляется человек, меняющий всю твою жизнь и переворачивающий все с ног на голову. Он врывается вихрем, как степной ветер, и ты забываешь, что было до него, важно лишь то, что происходит сейчас. Он становится твоим воздухом, кислородом, без которого ты не сможешь нормально жить. Рядом с этим человеком время бежит со скоростью света, и минут, проведенных вместе, всегда мало. Объятия, поцелуи. Ты словно попадаешь в сказку. Сердце бьется часто-часто, дыхание перехватывает, ноги подкашиваются, а голова вовсе перестает соображать. Что же это? Лихорадка? Болезнь? Нет. Это любовь, самая настоящая: искренняя, чистая, страстная».
Девушка 21 год: «Мы были лучшими друзьями. Он знал все о тебе, ты была для него лучшей советчицей. И вот однажды наступает день, когда ты видишь его и думаешь: «Почему я столько лет видела в нем только друга? Как я могла не заметить его улыбку, глаза?» Ты постепенно влюбляешься в него. Думаешь о нем каждый день все чаще, он начинает сниться тебе. Но ты не можешь сказать ему все, ты боишься, что он отвергнет тебя, перестанет общаться с тобой. И ты продолжаешь быть ему просто другом, по-прежнему ходишь к нему в гости, но теперь твои визиты становятся реже, тебе больно видеть его и понимать, что он видит в тебе только друга. Вскоре ты перестаешь с ним видеться и отвечать на его звонки, придумывая нелепые отговорки. Он приходит к тебе домой, но ты говоришь ему, что очень занята и захлопываешь дверь прямо перед его носом. А потом всю ночь тихо плачешь в подушку, проклиная себя за то, что сделала. Но ты даже не догадываешься, что в этот момент он в своей квартире пишет стихи, посвященные.. .тебе. Он влюбился в тебя с первого взгляда, когда вы познакомились в первом классе. Он стал твоим лучшим другом, чтобы проводить рядом с тобой больше времени. Ты не знаешь, что в его письменном столе лежит толстенная тетрадь стихов, каждое из которых написано для тебя. И ты
не подозреваешь, как он страдает из-за того, что ты не отвечаешь на звонки, избегаешь встреч с ним. И никто из вас так и не решится признаться друг другу в своих чувствах, и вы, как два дурака, будете упускать свой шанс и зря тратить время. Возможно, через много лет, когда у каждого из вас будет своя семья, вы встретитесь, разговоритесь и признаетесь, что любили тогда и любите сейчас, но ничего уже нельзя будет изменить...».
Таким образом, представленный эмпирический материал позволяет обосновать несколько методологических подходов к исследованию состояния сознания людей, живущих в период социальных трансформаций. Во-первых, изучение таких феноменов как любовь, сфера интимных отношений, требует междисциплинарного подхода. Инструментом такого подхода является нарративное интервью. Во-вторых, через исследование такой характерологической особенности человека как сензитивность, можно увидеть механизм самопонимания и самопостроения субъекта. В-третьих, нарративное интервью отражает в себе черты времени и психологии людей, несет на себе отпечаток условий жизни и правил морали и нравственности, сложившихся в обществе.
Библиографический список
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
2. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребёнка: в 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 6. - С. 6-90.
3. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. - Самара: Самар. гос. ун-т, 2002. - 424 с.
4. Жизнь и судьба: построение индивидуальной мифологии, самопроектирование и субкультура личности // Известия ТулГУ Серия: Психология. -2003. - Вып. 3. - С. 195-214.
5. Козлова Н.Н. Повесть о жизни с Алешей Паустовским: социологическое переписывание // Со-цис. - 1999. - № 5. - С. 20-33.
6. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. - М.: РОССПЭН, 2004. - 656 с.
7. Социальные процессы на рубеже веков: феноменологическая перспектива: научные труды / под ред. С.А. Кравченко. - М.: МГИМО, 2000. -127 с.
8. Rossiter M. A narrative approach to development: implications for adult education // Adult Education Quarterly. - 1999. - Vol. 50. - № 1.
9. Franzosi R. Narrative analysis - or why (and how) sociologists should be interested in narrative // Annual Review of Sociology. - 1998. - Vol. 24.
Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1
51