ситуационной задачи, моделирование, проблемный диалог); развитие способности к планированию адекватных действий в случае возможной техногенной опасности.
Литература:
1. Акимова, Л.А. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 336 с.
2. Акимова, Л.А. Обеспечение безопасности физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной организации / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, И.В. Чикенева // Теория и практика физической культуры. - 2019 - № 970. - С. 65-66.
3. Акимова, Л.А. Нормативная обусловленность и педагогическое обеспечение становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя / Л.А. Акимова // Современные наукоемкие технологии. - 2019. -№ 7 С. 132-136. п.л. 0,4 DOI: 10.17513/snt.37601
4. Жабин, Д.А. Формирование у обучающихся культуры безопасного поведения / Т.С. Витковская, Д.А. Жабин // Территория спорта, здоровья и безопасности жизнедеятельности: сборник статей к Международному научно-практическому форуму (21-23 марта 2019 г.). - Оренбург: Экспресс-печать, 2019. -С. 44-48
5. Лутовина, Е.Е. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»» / Е.Е. Лутовина, И.А. Новикова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки. - № 11 - 2016. - С. 104-108.
6. Лутовина, Е.Е. Формирование готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности / Е.Е. Лутовина, И.В. Чикенева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 3 (28). - С. 149-152.
7. Чикенева, И.В. Безопасность жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / И.В. Чикенева, А.М. Суздалева. - Оренбург: ОГПУ, 2012. - 164 с.
8. Чикенева, И.В. Педагогические условия сохранения здоровья у учащихся в общеобразовательной организации / Е.Е. Лутовина, И.В. Чикенева // сб. материалов международной научно-практической конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта». Актобе: Изд-во Актюбинского регионального государственного университета им. К. Жубанова. 2018. - С. 147-154.
9. Akimоvа, L.A., Chikeneva, I.V. SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL DESIGN. Humanities & Social Sciences Reviews, 7 (5), 510-515. https://doi.org/10.18510/hssr.2019.7558
Педагогика
УДК 37.2
доктор философских наук, профессор Лях Валентина Ивановна
ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); доктор экономических наук Королева Нина Алексеевна
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар)
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема места междисциплинарного подхода в образовательном процессе вуза в контексте формирования медиакультуры студентов. В современный научный дискурс органично вошел концепт «медиакультура», интегрирующий его лексическую и семантическую потребность. Его можно рассматривать с двух сторон: как определенную историческую систему материальных и интеллектуальных ценностей, их воспроизводств и функционирования в социуме; как уровень развития человека, который, усваивая новые знания, занимается медиатворчеством, анализируя, оценивая, и воспринимая медиатекст [11. В качестве перспективного направления изучения медиакультура рассматривается как трансмедийный сторителлинг, важное достоинство которого, вовлекая преподавателя в активное взаимодействие со студентами, создавать смешанную реальность, полифоничное коммуникационное полотно, которое объединяет онлайн и офлайн-коммуникации. Опираясь на вышеизложенное, можно заключить, что использование медиа культуры как междисциплинарного концепта в образовательном процессе вуза позволяет создать новый формат общения со студентами на основе коллаборации, т.е. многосубъектности условий для активного участия их в учебном процессе.
Ключевые слова: междисциплинарный подход, образовательный процесс, вуз культуры, медиакультура, студенты.
Annotation. The article discusses the actual problem of the place of the interdisciplinary approach in the educational process of the university in the context of the formation of students' media culture. The concept of "media culture" has organically entered modern scientific discourse, integrating its lexical and semantic need. It can be viewed from two sides: as a certain historical system of material and intellectual values, their reproduction and functioning in society; as a level of development of a person who, assimilating new knowledge, engages in media creativity, analyzing, evaluating, and perceiving media text [11. As a promising area of study, media culture is viewed as transmedia storytelling, an important advantage of which, involving the teacher in active interaction with students, to create mixed reality, a polyphonic communication canvas that combines online and offline communications. Based on the above, we can conclude that the use of media culture as an interdisciplinary concept in the educational process of a university allows creating a new format of communication with students on the basis of collaboration, i.e. the multi-subject nature of the conditions for their active participation in the educational process.
Keywords: interdisciplinary approach, educational process, university of culture, media culture, students.
Введение. XX век в истории общества стал веком больших потрясений и кардинальных перемен, связанных с расширением информационного пространства и появлением новой дефиниции «медиакультура», которая при помощи междисциплинарного подхода активно включается в образовательный процесс учебных заведений.
Вышеуказанное актуально для совершенствования учебного процесса в вузе культуры путем повышения качества образования студентов при помощи медиакультуры.
Медиакультура, как важная составляющая в структуре подготовки студента к профессиональной и социальной деятельности, актуальна и востребована в учебном процессе вуза. Внедрение в учебное пространство российских вузов, при помощи междисциплинарного подхода этого концепта будет стимулировать их переход на путь современного информационного общества.
Базовая идея этого процесса актуальна при переструктурировании и изменении учебных программ в рамках дистанционного общения со студентами, что повышает уровень подготовки выпускников для хождения их в «новую» жизнь.
Актуальность использования междисциплинарного подхода к образовательному процессу вуза в контексте формирования медиакультуры студентов создает условия для улучшения перехода в технологическую и содержательную часть профессиональной подготовки студента этого феномена и активно обсуждается в научном сообществе.
Цель данной статьи можно сформулировать так: заострить внимание на междисциплинарном подходе к образовательному процессу вуза в контексте формирования медиакультуры студентов, который позволит проанализировать необходимость внедрения медиакультуры в учебный процессе вуза в условиях дистанционного обучения.
Изложение основного материала статьи. Современную эпоху ученые называют «глобальной деревней», «мягкой властью», «электронным концлагерем», «эпохой цифрового поколения», «иным лицом Земли» и др. К новой реальности их интерес огромен [21.
В современный научный дискурс органично вписался концепт «медиакультура», который принял все черты культуры, а именно, диалог, смысл, знаковость, конструирование, понимание, сохранение, трансляцию и передачу информации, и другие. О смысловой структуре новой культуры писали Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Ю. Кристева и др. Культурологический контекст медиакультуры отражен в исследованиях А.М. Желтухиной, М.В. Жижиной и др.
Поддерживая их точку зрения, Н.Б. Кириллова считает ее культурологическим концептом, и характеризует как символьно-знаковую систему текст, отмечая особенности его интерпретации и понимания, что онтологически оправдывает исследование ее в русле прикладной культурологии.
В современном знании медиакультура характеризуется виртуальной коммуникативностью и трансграничностью медиапроцесса, Тиражный и репродуцирующий способы наличия, индивидуальная и массовая формы доступны для создания и потребления медиапродуктов.
Медиаформа как принципиально новая, выступает ее системообразующим элементом, отлична от традиционных культурных форм техническими характеристиками и знаково-семиотической природой.
Это актуализирует ее интерактивность, конвергенность, обеспечивая ее полифункциональность, выход ее в транснациональную культуру [31.
Медиакультура находится в поле зрения различных гуманитарных наук. Так, социология рассматривает медиакультуру как средство внедрения новых социокультурных форм [41. Семиотика видит в ней одну из знаковых систем [51. Культурология понимает медиакультуру как периодическую смену ее образцов [61.
Пронизывая все сферы человеческой жизнедеятельности, медиакультура органично вошла в сферу педагогической науки, представляя собой инструмент познания человеком социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных, психологических особенностей окружающего мира.
В педагогике медиакультура создает направление для формирования современного человека, обнажая и высвечивая риски информационной эпохи. Для практической деятельности людей этой эпохи это актуально, а, следовательно, актуально и ее изучение [71.
Педагогика считает медиакультуру «помощницей» в осуществлении образовательного и воспитательного процесса (И.Г. Елинер, Н.П. Рыжих, Р.В. Сальный, Н.В. Чичерина и др.).
Согласно Н.Б. Кирилловой, медиакультура передает информацию, воспринимает ее, выступая показателем уровня развития личности, которая, усваивая новые знания, оценивает медиатекст, «читает» и анализирует его, занимается медитворчеством [81.
Каждая из наук, создавая фундамент меиакультуры, дает объяснение ее отдельным сторонам. При этом она создает свою питательную среду, а не заимствует знания, полученные другими науками, механически.
Таким образом, в ее фокусе находится интегративное социокультурное пространство учебного заведения.
Очевиден тот факт, что стремительный процесс формирования нового информационно-коммуникативного пространства требует его теоретического осмысления. При этом, по мнению ученых, скорость изменений этого пространства превышает скорость его теоретико-методологической рефлексии. Поэтому изучение междисциплинарного подхода в образовательном процессе вуза в контексте формирования медиакультуры студентов требует формирования соответствующей методологии [91.
Это - комплекс методов, используемых в культурологии, философии, педагогике, и др. науках, а именно, информационный, герменевтический, социокультурный, деятельностный, и другие.
В.С. Степин назвал ключевой особенностью современной науки междисциплинарный подход [101.
Этот феномен ввел в научный оборот швейцарский психолог и философ Жан Пиаже. Он предложил три формы междисциплинарности: мультидисциплинарность, собственно междисциплинарность и трансдисциплинарность.
Все они используются в сфере гуманитарного знания достаточно активно.
Так, при помощи «мультидисциплинарности» исследуются, сложившиеся в результате использования методов смежных дисциплин, знания.
При помощи междисциплинарности исследуются вопросы, не имеющие четко очерченных границ, ориентированные на важные социальные проблемы, и требующие использования методов различных научных отраслей гуманитарного знания.
Как особая модель междисциплинарной коммуникации, междисциплинарность - «место встречи» специалистов из разных областей знания, изучающих общую проблему. В нашем случае - это феномен «медиакультура» [111.
Для анализа образовательного процесса вуза культуры в контексте формирования медиакультуры студентов стал актуальным термин «междисциплинарность», сформированный в результате применения
методов смежных дисциплин. Объектом его использования для нас стало современное образовательное пространство вуза культуры.
Оно наполнено многочисленными паттернами и конструктами, перманентно варьируемых конфигурациями, что приводит к быстрой смене ценностных императивов. Студент может быть дезориентирован, потерять чувство реальности, бояться будущего, не всегда может адаптироваться и подстроиться к происходящему. Такое состояние Э.Тоффлер назвал «футурошоком» [121.
Перед учеными стоит задача по изучению этого пространства, описанию и построению его прогностических моделей, выявлению основных тенденций его формирования, что поможет студенту адаптироваться к законам медиакультуры. Рассуждения О.Л. Шора о влиянии медиакультуры на образование привели к выводу, что ее воздействие на окружающий мир пошатнуло нормы морали и этики, идеалы и традиции.
В этой связи перед педагогической наукой поставлена задача создания новой парадигмы, основанной на междисциплинарном подходе к образовательному процессу, направленном на патриотическое, нравственное, моральное, этическое, духовное, эстетическое воспитание студенчества.
Как условию социализации, самореализации человека в современном информационном мире, важная роль в этом процессе отводится медиакультуре, т.к. в педагогическом плане ее потенциал направлен на художественно-эстетическое, нравственное развитие студентов.
Учитывая возможности междисциплинарного подхода в исследовании медиакультуры в педагогических исследованиях, Скобелева сделала выводы о том, что он позволил охарактеризовать этот концепт как социокультурное пространство, где медиакультура стала доминирующей, культурой - универсумом, культурой-метасообщением, способом освоения действительности. Коллективным или индивидуальным действием, требующим определенного уровня соответствия, она воспринимает и передает информацию. Достигнутые результаты позволят осуществлять дальнейшие исследования в педагогической науке в этом направлении [13].
С точки зрения педагогики, медиакультура - это «целостное, динамичное качество развивающегося субъекта культуры информационного общества, проявляющееся в его способности адекватно воспринимать и оценивать медиа, умении создавать и эффективно применять в жизни различные медиапродукты, используя их в формировании своих духовно-нравственных и интеллектуальных качеств» [141.
Положение, в котором оказалась высшая школа в условиях пандемии, определила противоречие между методикой офлайн («живого») взаимодействия субъектов обучения в классической образовательной среде вуза и невозможностью их применения в условиях онлайн-взаимодействия.
Методологической основой исследования этой проблемы стал междисциплинарный подход, обеспечивающий педагогическое онлайн-взаимодействие в образовательной среде вуза, ориентирующее на выявление цельности образа студента, обеспечивающее установление многообразия типов его связей с преподавателем, и соединение их в единый теоретический образ.
Этот подход, по мнению Н.Н. Асхадуллиной, обусловил выбор специальных принципов педагогического взаимодействия педагога и студента в реализации образовательного процесса в вузе. Это - принцип культуросообразности, принцип педагогической целесообразности отбора онлайн-контента, принцип персонализации, принцип обратной связи. Эти принципы стали актуальными в условиях дистанционного обучения, которое в условиях вирусной пандемии и ситуации в образовании перевернуло сознание на новый формат общения - общения на дистанте...
Частичный переход вузов на организацию дистанционного обучения актуализировал проблему минимизации возможных педагогических рисков, поиска альтернативных способов активизации учебной деятельности студентов в дистанционном формате обучения на основе использования новых контентов онлайн-взаимодействия преподавателя со студентами в диалоге культур прошлого и настоящего, принятия ценностей того периода, в котором мы существуем. В обосновании этой позиции утвердительным оказалось высказывание А. Дистервега: «..Та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов» [151.
Итак, принцип педагогической целесообразности отбора онлайн-контента дистанционного обучения позволяет осуществлять выбор именно таких платформ онлайн-взаимодействия со студентами, предлагаемые решения которых подходят аудитории слушателей не только с точки зрения используемых типов персональных компьютеров и гаджетов, но и организации интенсивной коммуникации субъектов обучения.
Выбор принципа персонализации в условиях дистанционного обучения обусловлен позиционированием в педагогике профессионального образования парадигмы субъектности. Персонализацию мы рассматриваем как субъект-субъектное взаимодействие участников педагогического процесса [161, ориентированного на развитие персонального потенциала обучающихся и позволяющего, тем самым, спроектировать персональную траекторию обучения студентов на используемых образовательных онлайн-платформах.
Принцип обратной связи позволяет выстроить процесс обучения как управляемую систему. Преподаватель целенаправленно воздействует на содержание и методику познавательной деятельности обучающихся, отмеряя количество идущей информации, плотность информационного потока в единицу времени, количество путей установления информации [171.
Указанные принципы определили выбор стратегии в обеспечении эффективного педагогического взаимодействия субъектов онлайн-обучения - «от цели к результату», в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение, который не просто дает знания, а доводит студентов до результата. Логика научного исследования определила методическую позицию - использование интерактивных технологий педагогического взаимодействия субъектов образовательной среды вуза в условиях дистанционного обучения. Одновременно, следует отметить, что применение дистанционных образовательных технологий в условиях вирусной пандемии требует своего дальнейшего изучения.
Качество осуществления процесса обучения с использованием дистанционных образовательных технологий создается условиями, созданными для студентов, находящихся в непосредственной близости от средств медиа. Это можно объяснить тем, что этот процесс частично нацелен на общение студента с преподавателем через информационные системы и электронную почту, а «живое» общение с преподавателем минимизировано.
Именно поэтому эта категория студентов нуждается в овладении медиакультурой и медиаграмотностью.
Состояние этой проблемы пока требует изучения. Н.А. Симбирцева определила источники появления этой ситуации. Первый - противоречия по поводу содержания и характеристики медиаобразования из-за преобладания технического подхода к разрешению проблемы; второй - абсолютная неподготовленность педагога принять новые условия современного общества, которые зависимы от влияния средств медиа во всех сферах деятельности при отсутствии их методического обеспечения в решении данной проблемы; недостаток системы подготовки преподавателей к реализации задач медиаобразования в образовательных учреждениях.
Для современного педагога одна из приоритетных задач - потребность в профессиональном освоении основ медиакультуры, неотъемлемой части образовательного процесса. Вместе с тем, в то же самое время осуществляется классическая система образования, которая основана на правилах коммуникативного взаимодействия, практико-ориентированного подхода, поликультурности и диалога, и одновременно учитывающая потребность решения актуальных проблем, стоящих перед образованием XXI в.
Такая ситуация позволяет педагогу идти в ногу со временем, держа руку на пульсе, т.к. каждый день, оказывая мощное влияние на человека, наполняется новыми «вбросами» разнокачественной и разнонаправленной информацией [181.
Выводы. Итак, педагогический контекст изучения междисциплинарного подхода к образовательному процессу вуза культуры в контексте формирования медиакультуры студента концентрируется вокруг технологий, условий, педагогических средств, методического и социально-педагогического сопровождения и поддержки развития медиакультуры студента в образовательном пространстве, т.к. она представляет социокультурный процесс и активно взаимодействует с медиа.
Очевидна актуальность исследуемого вопроса. Это объясняется тем, что одной из важнейших педагогических задач в современных условиях неконтролируемых и все возрастающих по скорости и объему потоков информации, является создание условий для педагогического управления информационным воздействием.
А дальнейшая коммерциализация и «либерализация» массмедиа может бытьа угрожающим фактором воспитания, социализации и социальной идентификации студенчества.
Литература:
1. Дрофа Е.В. Формирование медиакультуры современного школьника // Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru/2010/RostovAV/2AV23.htmL
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: сайт. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/intro.php.
3. Скобелева И.Е. Возможности междисциплинарного анализа феномена медиакультуры в педагогических исследованиях / Профессиональное образование в России и за рубежом 2018. № 32.
4. Кашкина М.Г. Концепции медиакультуры в контексте научных теорий информационного общества [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. 2011. № 1 (19). URL: http://analiculturolog.ru/joumal/archive/item/654- concept-media-culture-in-the-context-of-scientific-theories-of-information-society.html
5. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллинн: Александра. 1992. 472 с.
6. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005. 448 с.
7. Семенова Е.В., Семенов В.И., Семенова Н. Медиакультура профессионала: сущность, вызовы, возможности / Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5.
8. Кириллова Н.Б. От медиаобразования — к медиакультуре / Медиообразование. 2005.
9. Попова Т.И. Актуальные направления исследования медийного интернет-пространства. Медиалингвистика, 2018. №5 (3). С. 258-272. URL: https://doi.org/10.21638/ spbu22.2018.301.
10. Степин В.С. Теоретическое знание. Москва: Прогресс-Традиция, 2003. 744 с.
11. Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. 2014. № 5. URL: http://www.science-education.ru/119-14526.
12. Синявина Н.В. Концепт «устремленность в будущее» как элемент концептосферы русской культуры: Дисс. ... д-ра культурологии. М., 2019.
13. Скобелева И.Е. Возможности междисциплинарного анализа феномена медиакультуры в педагогических исследованиях / Профессиональное образование в России и за рубежом 2018. №4 (32).
14. Кузьмина М.В. Формирование медиакультуры учащихся в процессе создания ими образовательных видеоматериалов 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2014.
15. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. С. 229.
16. Асхадуллина Н.Н. Принципы формирования рискологической компетенции будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности / Н.Н. Асхадуллина // Современные наукоемкие технологии [Электронный ресурс]. 2016. № 7-1. С. 99-103 / Режим доступа: http://toptechnologies.ru/ru/article/view?id=36068. 2].
17. Андрианова А.С. Особенности обратной связи в процессе обучения в учреждении высшего образования МВД / А.С. Андрианова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.institutemvd.by/components/com_chronoforms5/chronoforms/uploads/2017060715 4545_Andrianova.pdf.
18. Симбирцева Н.А. Медиапедагогика как приоритетное направление современного образования / Педагогическое образование в России. 2018. № 5.