Междисциплинарный подход к антикризисному управлению...
The researchers claim the current methods of research to be ineffective for an adequate evaluation of regional sustained development, opting for an innovative customized method.
Keywords: sustainability, sustained development, regional policy
Reference:
1. Borodin, A.I. Foimirovanie ustoichivogo razvitiia regional’noi sistemy na osnove ekonomiko-ekologicheskogo programmirovaniia [Economic and Ecological Programming as a Basis for Sustained Regional Development System creation]. Kaliningrad: RGU im. Kanta [Kant Russian Humanitarian University] Publ., 2010. 418 p.
2. Vakhilevich, N.V. Prioritetnye napravleniia ustoichivogo razvitiia ekonomiki regiona (na primere Stavropol’skogo kraia) [Sustained Development Priorities (Case study: Sravropol region)]. Shakhty: IuRGUiE, 2012. 156 p.
3. Gnevko, V.A., Rokhchina, V.E. Strategicheskii analiz sotsial’no-ekonomicheskogo razvintia regiona: printsipy, osnovnye napravleniia [A Strategic Analysis of the social and economic regional development: principles and priorities]. St.Petersburg: IRE RAN, IEU [Russian Academy of Sciences, Institute of Economic Management] Publ. 2004. 288 p.
4. Zudenkova, S.A Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm obespecheniia ustoichivogo razvitiia zhilishchnogo khoziaistva regiona (na primere Moskovskoi oblasti) [Organizational and Economic Sustained-Development-Oriented Mechanism: Housing (Case study: Moscow region)]. Moscow: MGUS [Moscow State University of Service], 2003. 179 p.
5. Kormanovskaia, I.R., Renkas, N.N. Otsenka effectivnosti upravleniia ustoichivym razvitiem regiona [Evaluating the effectiveness of sustained regional development management]. St. Petersburg: SPBGUSE [Saint-Petersburg State University of Service and Economics] Publ., 2009. 274 p.
6. Most, E.S. Ekologicheskii factor ustoichivogo razvitiia sotsial’no-ekonomicheskikh system. [The Ecological Factor of Sustained Social and Economic Systems Development]. Samara: SGEU [Samara State University of Economics] Publ., 2006. p.169.
7. Svetun’kov, S.G., Zagranovskaya, A.V., Svetun’kov, I.S. Kompleksnoznachnyi analiz i modelirovanie neravnomernosti sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiia regionov Rossii [Complex-Valued Analysis and Modelling the Irregularity in Social and Economic Regional Development in Russia]. St.Petersburg: SPBGUSE [Saint-Petersburg State University of Service and Economics] Publ., 2012. 129 p.
8. Syroezhin, I.M. Sovershenstvovanie sistemy pokazatelei effektivnosti i kachestva [Refining the Index-of-Effectiveness-and-Quality System]. Moscow: Ekonomika Publ, 1980. 191 p.
9. Uskova, T.V. Upravlenie ustoichivym razvitiem regiona: Monografiia [Managing sustained regional development: Monograph]. Vologda: ISERT RAN [Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Sciences], Publ., 2009, 355 p.
УДК 338.12.015 DOI: 10.12737/2797
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ: ПОСЛЕДНИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Илькевич Сергей Викторович, кандидат экономических наук, доцент,
rguts_corporate@mail.ru,
Шлапак Вера Сергеевна, старший преподаватель, 89151442300@mail.ru,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
Несмотря на то, что антикризисное управление и по характеру требуемых знаний, и по сути используемых подходов изначально является в значительной степени продуктом синтеза различных дисциплин, междисциплинарным аспектам и взаимосвязям, как представляется, уделяется недостаточное по глубине и по широте охвата внимание. Зарубежная литература последних
51
ЭКОНОМИКА
лет позволяет несколько шире взглянуть на ряд и теоретических, и практических аспектов кризис-менеджмента в широком контексте дисциплин и проблематик. Полноценный междисциплинарный подход к антикризисному управлению мог бы стать важной частью как отечественной исследовательской работы и подготовки кадров, так и практики в сфере антикризисного управления. В настоящей статье рассмотрены одни из самых важных междисциплинарных связей антикризисного управления с риск-менеджментом, корпоративным руководством, макроэкономическими шоками, концепциями стейкхолдеров и корпоративной социальной ответственности, информационными технологиями, новой институциональной экономической теорией, концепциями из социологии и психологии. Перечень категорий, моделей, частных концепций и теорий из различных предметных областей, с которыми тесно взаимосвязано антикризисное управление, по мнению зарубежных исследователей, достаточно широк. Во взаимосвязи с проблемами антикризисного управления в настоящей статье рассмотрены: интегрированный риск-менеджмент, холистический риск-менеджмент, COSO-подход, моральный риск, злоупотребление информационной асимметрией, оппортунизм, отрицательный отбор, ограниченная рациональность, модели распространения банкротств в зависимости от макроэкономических факторов, модели влияния международной интеграции и глобализации на динамику банкротств, модели эпидемии в кризис-менеджменте, социологическая концепция менеджмента катастроф, стейкхолдерская теория кризис-менеджмента, концепция репутационного ущерба кризиса, высокочастотная торговля финансовыми инструментами, концепция организационного обучения, концепция «организационного повествования». Эти и иные междисциплинарные концепции служат своего рода книгой рецептов, которые могут быть применены с той или иной степенью релевантности к различным кризисным ситуациям в компании. Можно предположить, что, при прочих равных условиях, антикризисное управление, использующее междисциплинарный арсенал, будет более результативным и адаптивным, чем более ограниченный подход, опирающийся исключительно на ядро антикризисного управления: экономический анализ, правовое регулирование, основы менеджмента и маркетинга.
Ключевые слова: антикризисное управление, кризис-менеджмент, риск-менеджмент,
междисциплинарный подход
Значимость междисциплинарного подхода для антикризисного управления
Антикризисное управление и в русскоязычной, и зарубежной литературе является сейчас в достаточной степени устоявшейся областью экономико-управленческих знаний и практик. Но несмотря на то, что сердцевина этой дисциплины представляется всеми единообразно, на внешних ее контурах идет взаимодействие с множеством других дисциплин, необязательно экономических, управленческих и правовых, но также социологических, психологических, информационных и других. Поэтому есть все основания дискутировать относительно предметной области кризис-менеджмента в широком смысле этой дисциплины.
Действительно, с одной стороны, можно говорить об антикризисном управлении в узком смысле. Здесь антикризисное управление выступает просто как совокупность
финансово-хозяйственных подходов, мер и некоторых юридически значимых стадий, которые позволяют при благоприятном исходе вывести компанию из кризисного положения, первостепенно восстановив ее платежеспособность и обеспечив надлежащую защиту интересов ее кредиторов.
Вместе с тем, с другой стороны, можно и нужно говорить об антикризисном управлении в расширительной трактовке. Это связано в первую очередь с тем, что у предприятия может быть целый спектр кризисных ситуаций и тенденций, которые далеко не в первую очередь связаны с его текущей платежеспособностью. Эти неблагоприятные тенденции могут быть связаны с влиянием широкого спектра факторов — макроэкономических, регулятивных, микроэкономических, институциональных, отраслевых, организационных, технико-технологических, информационных,
52
научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1
Междисциплинарный подход к антикризисному управлению...
правовых и других. Рано или поздно компания, оказавшаяся под их неблагоприятным влиянием, придет к неплатежеспособности, и, следовательно, к необходимости антикризисного управления в более узком смысле. Однако это будет уже одной из последних стадий кризисных процессов.
Очевидно, что антикризисное управление в широком смысле неизбежно требует междисциплинарного подхода и интеграции знаний и практик из, пускай нередко и смежных, но, тем не менее, разных областей знания. Здесь в свою очередь к проблеме междисциплинарности можно подходить двумя методологически различными образами. Первый, преобладающий на сегодня подход, можно назвать механистическим, поскольку в его рамках для антикризисного управления ad hoc берутся отдельные показатели, параметры и идеи из различных областей и применяются к определенной кризисной ситуации компании. Однако важная задача настоящей статьи состоит в том, чтобы обратить внимание на необходимость и полезность иного, более органичного и синтетического подхода — когда на концептуальном уровне в рамках антикризисного управления происходит интеграция теорий и идей из различных дисциплин.
Возможная польза от междисциплинарных аспектов и взаимосвязей антикризисного управления, вне зависимости от того, рассматриваются они ситуативно или же концептуально, может заключаться:
— в более глубоком теоретическом понимании сути проблем и факторов, оказывающих влияние на формирование кризисной ситуации в компании;
— в более широком видении альтернативных подходов к решению проблем, в осознании всей полноты контекста плана антикризисного мероприятия;
— в более фундаментальной и академически полноценной подготовке кадров, когда выпускники образовательной программы того или иного академического уровня понимают кризис-менеджмент гораздо шире, нежели просто как прежде всего устранение проблем с неплатежеспособностью через финансовое оздоровление и реструктуризацию или прохождение стадий процесса банкротства.
В междисциплинарном направлении изучения проблем кризис-менеджмента недавно начата и ведется определенная исследо-
вательская работа с написанием монографий [14]. Вместе с тем, несмотря на довольно очевидную актуальность таких изысканий, недостаток работ в этой области все же вызывает некоторое удивление: и наше, и некоторых обозревателей [31, с. 172]. Цель настоящей публикации состоит в том, чтобы критически проанализировать и прокомментировать целый ряд междисциплинарных концепций и исследований некоторых зарубежных авторов, которым предположительно удалось содержательно расширить и модифицировать парадигму антикризисного управления, позволив в той или иной степени по-новому взглянуть на его предмет. Сами же основные тенденции междисциплинарности в кризисменеджменте обозначены в нижеследующих заголовках подразделов статьи.
Частичная взаимная интеграция антикризисного управления и риск-менеджмента
Эта тенденция является едва ли ни самой значимой и общепризнанной среди междисциплинарных аспектов кризис-менеджмента. Практическое значение этой тенденции в том числе тоже очень велико. Взаимное переплетение методов риск-менеджмента и антикризисного управления является совершенно логичным и закономерным, поскольку это позволяет выстроить единую и последовательную политику предупреждения и разрешения корпоративных кризисов без четкого разграничения антикризисных практик на превентивные и реактивные. Этот синтетический подход получил в зарубежной литературе [28; 4; 1] название Integrated Risk Management. О необходимости интеграции кризис-менеджмента и риск-менеджмента говорит и Майрон Шоулз в известной статье [37], иллюстрируя это широко известным и хорошо знакомым ему примером компании Long-Term Capital Management, для которой актуализация рисков в виде разрушительного кризиса была особенно быстрой.
В качестве иллюстрации и примера стоит привести простой и логичный подход к объединенному управлению рисками и кризисами, который предлагает T. Jaques [21, с. 12]. Интегрированная антикризисная система, по его мнению, должна состоять из 4 модулей.
1. Готовность к кризису. Сюда входит все то, что можно подготовить для борьбы с кризисом заранее: руководства, тренинги, симуляции,
53
ЭКОНОМИКА
моделирование. И хотя сам автор не акцентирует на этом внимание, но сюда, как представляется, очень хорошо вписывается именно оценка рисков и сценариев.
2. Предотвращение кризисов, мониторинг, системы раннего оповещения, ранние (опережающие) индикаторы, системы быстрого реагирования.
3. Управление кризисными событиями, осознание кризиса, применение заранее выработанных руководств, поиск решений.
4. Пост-кризисный менеджмент, восстановление, изучение влияния кризиса, оценка действий, модификация организации.
Как отмечает автор четырех взаимосвязанных модулей [21, с. 12], «в отличие от более традиционных моделей, которые основаны на общепринятой линейной последовательности, такой как проблема-вопрос-кризис-решение, в этой нелинейной конструкции акцент делается на том, что элементы не должны рассматриваться как последовательные шаги, но как кластеры связанных и интегрированных мер, которые могут налагаться друг на друга и происходить одновременно». Преимущества кластерного подхода также обосновываются в его более ранней работе [20].
Тем не менее, как отмечает S. Ward [45], концепция интегрированного риск-менеджмента понимается разными исследователями со значительными вариациями и дополнениями. Кроме аспектов риска и кризиса, одни авторы предлагают включать в единый модуль фактически все стратегическое планирование, тогда как другие [25] считают достаточным добавить только анализ сценариев и реальных опционов. Также S.Ward [45, с. 8] указывает на то, что имеет место множественность терминологии, когда то синонимично, то с различными оттенками используются следующие термины, integrated, enterprise-wide, holistic, total и organization Risk Management.
Однако обозначенная тенденция не является абсолютно преобладающей или универсальной. И риск-менеждмент, и антикризисное управление остаются независимыми и полноценными дисциплинами. Другое дело, что и на теоретическом уровне, и на уровне компании исследователь или практик, изучающий риски и кризисы, теперь поставлен перед самостоятельным выбором, придерживаться двух дискретных подходов или же вырабатывать некоторый интегрированный подход. В свою
очередь на этот выбор может оказать влияние целый ряд факторов, отраслевая ситуация с рисками и кризисами, государственное регулирование, корпоративная культура, тенденции в корпоративном руководстве/контроле, доминирующие методологические подходы, наличие высококвалифицированных кадров по рискам и кризисам — и их готовность к взаимодействию и кооперации.
Есть основания полагать, что на данный момент наибольшая интеграция между управлением рисками и кризисами достигнута в финансовой сфере, где изначально разница в подходах к предупреждению кризисов (во многом через управление рисками) и антикризисными мероприятиями менее отчетлива. Многие практики и идеи из COSO-подхода к риск-менеджменту применимы и в рамках общего антикризисного управления, а роль независимой фигуры CRO (Chief Risk Officer) довольно велика — и этот функциональный руководитель отвечает как за риски, так и по крайней мере за превентивный кризис-менеджмент [4]. Но любая антикризисная политика в любом случае должна пройти экспертизу CRO, чтобы оценить и управлять рисками, сопутствующими ее реализации. По той причине, что борясь с последствиями актуализации одних рисков, антикризисная программа в попытке создать новые возможности для компании порождает новые риски. Это крайне важный дополнительный аспект, который обязательно нужно иметь в виду, говоря о взаимном переплетении рискового и антикризисного менеджмента.
Усиление влияния корпоративного руководства на антикризисное управление
Необходимость доработки и усиления корпоративного руководства в последнее время возникла прежде всего в связи с трудностями решения проблемы «принципал — агента», которые обнажились в ходе недавнего экономического кризиса [40, с. 8; 38]. Преследование своих интересов менеджментом, частичное или полное игнорирование даже самых базовых норм корпоративного руководства по своим масштабам и распространенности превзошли самые пессимистичные предкризисные оценки. Моральный риск, злоупотребление информационной асимметрией, оппортунизм, отрицательный отбор (в том числе в кадровых решениях менеджмента) и пресловутая жад-
54
научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1
Междисциплинарный подход к антикризисному управлению...
ность, толкающая организации на принятие диспропорционального риска, оказались укоренившимися в повседневной бизнес-практике как финансовых, так и нефинансовых компаний. Особенно показательны те вопиющие случаи, когда специалисты по рискам в инвестиционных банках и хедж-фондах, дававшие объективную характеристику происходившего накануне кризиса, увольнялись или депреми-ровались.
В последние годы корпоративному регулированию уделяется особое внимание, особенно в финансовой сфере. Система корпоративного регулирования нуждается в ужесточении и реформах, поскольку ей не удалось справиться с рисками [24]. Согласно Pirson и Turnbull [32], в последние годы неудачи правлений компаний в предупреждении кризисов связаны с неспособностью традиционных правлений перерабатывать информацию, относящуюся к рискам компании. Управление компаниями, как отмечают они, должно стать в большей степени сетевым и распределенным.
Разумеется, большую важность для предотвращения кризисов имеют и эффективные отношения между Председателем Совета директоров и CEO [43]. Однако все большую положительную роль особенно в финансовых компаниях и банках играют СRO (директора по рискам). В частности, согласно результатам исследования, проведенного V. Aebi [2], банковские учреждения, в которых присутствовала фигура СRO (Chief Risk Officer), и не просто номинального, но действительно независимого от CEO и подотчетного непосредственно совету директоров и комитету по рискам, оказались ощутимо более прибыльными и устойчивыми. Параллельно с этим в последнее время происходит увеличение роли комитетов по рискам при Совете директоров, которые и должны на регулярной основе взаимодействовать с CRO [49].
Усиление корпоративного руководства происходит повсеместно — и на Западе, и на Востоке. Принято считать, что стандарты корпоративного руководства в Китае уступают западным. Однако недавнее исследование показывает, что, если судить, по крайней мере, по китайским компаниям, прошедшим листинг на американских биржах, то Китайская комиссия по регулированию рынка ценных бумаг справляется со своими задачами не хуже своих западных коллег [19]. Вместе с тем, как
отмечает Z. Wang [44], внутренние стандарты и нормы корпоративного руководства в Китае все еще существенно отстают от западных аналогов, включая предотвращение и разрешение конфликта интересов. Примечательно, что очень похожими и по сути, и по генезису (последствия государственного контроля) являются проблемы корпоративного руководства в Бразилии [30]. Так что те общеизвестные проблемы в корпоративном руководстве, которые имеются у России, не уникальны. Другое дело, что в некоторых странах прогресс в корпоративном руководстве идет гораздо быстрее, чем в нашей стране.
Макроэкономические шоки как фактор корпоративных кризисов
При всей важности антикризисных мер на микроуровне, влияние макроэкономических факторов на успешность выхода компании из кризиса неоспорима и очевидна. Однако обстоятельных количественных, эконометрических исследований в этой области немного. Хотя именно они помогли бы судить о шансах компаний по выходу из кризисной ситуации в зависимости от недавней и текущей динамики макроэкономических индикаторов. Конечно, здесь можно задаваться вопросом о том, насколько на самом деле для менеджмента компании полезно знать, какой у нее шанс по выходу из кризиса исходя из эконометрического моделирования.
Тем не менее, исследования в этой области существуют. В своем недавнем исследовании вероятности банкротства японских компаний в зависимости от макроэкономической ситуации Harada and Kageyama [17] построили двухфакторную модель событий на основе динамики ВВП и дефлятора ВВП, показав их влияние как в общеэкономическом, так и отраслевом разрезах. Еще одним побочным, но существенным результатом исследования является то, что его результаты отрицают наличие сколь-нибудь существенного обратного оздоравли-вающего влияния банкротств на экономику, поскольку сами по себе банкротства вызывают дефляцию и спад [17, с. 125]
Другой возможной интереснейшей областью исследований является влияние международных интеграционных процессов и глобализации на динамику банкротств. Наиболее ярко это проявляется в случае ряда европейских стран-участниц Евросоюза, которые в
55
ЭКОНОМИКА
наибольшей степени страдают от жесткой кредитно-денежной политики ЕЦБ, что приводит в конечном итоге к массовым банкротствам. У России же в настоящее время источник проблем от интернационализации экономических отношений лежит в другой плоскости — для отдельных отраслей угрозу представляет вступление в ВТО. Уже в ближайшие пару лет можно ожидать подобных исследований в отечественной литературе на эту тему, потому как сама ситуация с отраслевыми кризисами требует этого. К примеру, в числе первых пострадавших находится животноводческая отрасль. И если первоначально внимание исследователей было приковано к макроэкономическим и институциональным факторам, то со временем все интереснее будет смотреть, что именно происходит на микроуровне, какие антикризисные меры принимаются и какая статистика складывается.
Некоторые исследователи [36] идут еще дальше и относительно влияния макроэкономических факторов обосновывают уместность применения в антикризисном управлении в некоторых случаях социологической концепции менеджмента катастроф (disaster management) [41], исходя из того, что характер потрясений в финансовой индустрии в 2007—2008 гг. был именно катастрофическим, а ситуация во многих финансовых компаниях и банках стала неуправляемой с позиции риск-менеджмента и кризис-менеджмента.
Однако наибольший интерес могут представлять именно статистические и эконометрические исследования в области влияния макроэкономических факторов на платежеспособность и банкротства как в экономике в целом, так и в отдельных отраслях, как это сделано в уже упомянутой работе [17].
Усиление роли стейкхолдеров
и социальной ответственности в контексте антикризисного управления
В последнее время эта не совсем бесспорная тенденция характерна для всего корпоративного управления. Начиная с 1990-х гг. попытки совместить этику, общественный контекст и экономическую эффективность, исследовать их взаимовлияние принимаются постоянно, особенно после очередного кризиса западной или всей глобальной экономики. Не обошла эта тенденция и собственно антикризисное управление.
Ряд зарубежных авторов отстаивают гипотезу, что выход за узкие рамки преследования интересов акционеров и следование принципам соблюдения интересов стейкхолдеров и CSR (корпоративной социальной ответственности) могут дополнительно мобилизовать менеджмент как на предотвращение кризисных ситуаций, так и на благополучное разрешение уже сформировавшихся проблем. Появилось даже собственно название stakeholder theory of crisis management [3].
По крайней мере, одно эмпирическое исследование [26], основанное на статистическом анализе, показывает положительную корреляцию между уровнем корпоративной социальной ответственности и финансовыми результатами компаний именно в контексте кризиса. Благодаря этому можно предполагать, что повышенная социальная ответственность компании обладает свойствами положительной экстерналии с точки зрения ее финансовой устойчивости и перспектив положительного преодоления кризиса. Вместе с тем политика высоких стандартов социальной ответственности, разумеется, сама по себе не может предотвратить кризис, как это и поясняется в некоторых исследованиях [13].
Положительное влияние CSR на кризисменеджмент обнаружено и в отдельных отраслевых исследованиях, и не только на Западе. Так, на примере предприятий пищевой промышленности Китая [34] показано, что компании-лидеры в области CSR демонстрируют гораздо меньшую вероятность столкнуться с кризисом, и их антикризисное управление является и более проактивным, и более эффективным.
Однако, не ставя под полное сомнение вышесказанное, все же уместно задаться вопросом относительно того, что на самом деле является более значимым: само по себе благоприятное влияние социальной ответственности или скорее шаблонное требование зацикленной на корректности западной общественности к компаниям по следованию стандартам социальной ответственности и проявлению демонстративной озабоченности интересами стейкхолдеров. Любопытное исследование проведено P.M. Linsley and R.E. Slack [23]. На примере хорошо известной кризисной ситуации с британским банком Northern Rock продемонстрирована общая тревожная тенденция приданию социальной ответственной гипер-
56
научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1
Междисциплинарный подход к антикризисному управлению...
трофированного значения. Недостаточная, по мнению общественности, увлеченность банка прекраснодушными веяниями социальной ответственности послужила причиной того, что после наступления кризиса (в основном по объективным причинам) менеджмент банка был обвинен стейкхолдерами чуть ли ни в преднамеренном создании кризиса в учреждении, для чего на самом деле не было никаких предпосылок и мотивов.
Поэтому не удивительно, что в атмосфере демонстративной заботы об интересах всевозможных стейкхолдеров, довольно большое внимание сейчас уделяется именно коммуникационным и репутационным аспектам кризиса в компании. За рубежом существует целое академическое сообщество, включая журналы, которое сфокусировано именно на исследовании минимизации репутационного ущерба компании в ходе развития кризиса и проведения антикризисного управления [6]. Некоторые авторы развивают тему сохранения и укрепления имиджа компании на разных стадиях кризиса [29].
Усиление роли информационных технологий для принятия решений в антикризисном управлении
В этой области все время появляются интересные и полезные как программные средства, так и алгоритмические разработки и модели.
Модели развития эпидемии часто применяются в экономической кибернетике. В недавнем исследовании [16] используются динамическая модель эпидемии и соответствующее компьютерное симулирование, которые, по мнению авторов, хорошо отражают динамику развития кризиса в группе взаимосвязанных бизнес-процессами компаний, что в свою очередь позволяет лучше понять необходимые антикризисные меры и их срочность. Интерес представляет и их более ранняя работа, посвященная антикризисному моделированию на отдельном предприятии [15]
В финансовой индустрии сейчас едва ли не самой обсуждаемой темой является высокочастотная торговля финансовыми инструментами (high frequency trading). Сама суть ее является в некотором смысле антикризисной, поскольку для извлечения прибыли используются алгоритмы, способные распознавать дисбалансы и ценовую неэффективность и заниматься арбитражем [47]. Тем самым, согласно
теории эффективности рынков, повышается устойчивость финансовых рынков и его участников. Однако на самом деле пока что эта информационная инновация в международной финансовой торговле резко повысила риски и волатильность [10], а в отдельных случаях привела к ощутимым потерям для некоторых финансовых компаний из-за ошибок, допущенных в алгоритмизации [46].
Что касается производственных компаний, оказавшихся в кризисной ситуации, уже само по себе углубление информатизации способно стать едва ли не решающим фактором ее преодоления. При постоянно нарастающем объеме информации коммуникационные и ERP-системы становятся все более критически важной подсистемой антикризисного управления, позволяющей более системно подходить не только к сбору и обработке информации по различным бизнес-процессам, но и более оперативно выстраивать и корректировать антикризисные мероприятия, когда системы поддержки принятия решений уже на ранней стадии реализации антикризисного проекта позволяют предварительно оценить эффективность антикризисных мероприятий и внести необходимые коррективы. В кризисных или предкризисных условиях это особенно важно, учитывая ограничения как горизонта планирования, так и уменьшения запаса прочности реализуемых компанией проектов [48; 27].
Неоинституциональные теории как важная парадигма для понимания многих проблем кризис-менеджмента
Неоинституционализм предлагает целый спектр теорий и концепций, полезных не только для понимания общей природы фирмы и многообразия организационных форм, но и для понимания возможностей и ограничений реакции компании на кризисные процессы. Достаточно упомянуть лишь некоторые из этих идей и постулатов.
Широко известным является уподобление неоинституционалистами фирмы живому организму, у которого есть свои наследственность и историческая обусловленность (path-dependence и QWERTY-effects), свои склонности, рутины, ментальные, культурные и психологические ограничения, сложившиеся исторически. Применительно к антикризисному управлению интересное исследование
57
ЭКОНОМИКА
о влиянии организационной культуры на стратегию и адаптивность в кризис-менеджменте представили Э. Деверел и Э.-К. Олсон [8].
Они предлагают простую, но вместе с тем очень жизненную типологию адаптивных реакций компаний на кризис. Они выделяют следующие типы организаций по этому критерию:
• полностью адаптирующиеся организации, которым удается адаптировать как свою стратегию, так и управленческий и операционный уровень, чтобы ответить на вызовы кризиса;
• полуадаптирующимся организациям удается выработать адекватную стратегию, но они испытывают сложности в ее реализации на управленческом и операционном уровнях;
• неадаптирующимся организациям не удается даже выработать соответствующей антикризисной стратегии.
Центральная идея их исследования состоит
в том, что именно сильная и при этом косная корпоративная культура служит причиной низкой адаптивности к кризисам, и поэтому максимальная гибкость корпоративной культуры является крайне важным условием успешного преодоления кризиса.
Проблема «агент — принципал» также является важным теоретическим достижением неоиституционализма, которое одновременно является очень важным и для антикризисного управления, в частности, с точки зрения причин образования кризисной ситуации. Об агентской проблеме уже было упомянуто в подразделе, где освещалась повышенная роль корпоративного руководства в антикризисном управлении. Здесь остается только еще раз подчеркнуть, что львиная доля компаний, нуждающихся именно в реактивном антикризисном управлении, оказалась в такой ситуации из-за неэффективного решения агентской проблемы, когда для менеджмента были созданы неверные стимулы, он оказался склонным к шорт-термизму, оппортунизму, несоблюдению интересов акционеров. Это в свою очередь привело к осознанным или подсознательным ошибкам в стратегическом менеджменте и инвестиционных решениях.
Вместе с тем имеется недавнее исследование, проведенное R. Fachlenbrach и R. Stulz
[11], согласно результатам которого проблема «принципал — агент» не является острой для
банковского сектора. Особенно показательно, как отмечают эти исследователи, что даже в преддверии кризиса CEO банков не продавали акции своих банков и понесли потери пропорционально остальным экономическим агентам. Иными словами, руководители банков скорее сами страдали от ограниченной рациональности, неправильно оценив обстановку и выбрав неадекватные антикризисные меры нежели были злонамеренными оппортунистами.
Асимметрия информации — еще одна неоинституциональная концепция, применимая в том числе к кризис-менеджменту. Рассмотрению того, как асимметрия информации в трудовых контрактах может послужить причиной увеличения банкротств, посвящена глубоко теоретическая работа R. Farmer [12].
Ограниченная рациональность также является важной неоинституциональной идеей, которая органично сочетается с проблемами кризис-менеджмента. По сути, ограниченная рациональность и стала в значительной степени причиной недавнего глобального финансового кризиса. Все экономические агенты, начиная с покупателей недвижимости и заканчивая финансовыми компаниями и банками, действовали в некоторой степени рационально в тех рамках, в которые они были поставлены. В своем более рискованном по сравнению с нормальным поведении они действовали, исходя из ложных стимулов слишком мягкой денежно-кредитной политики. Более того, правильность их умозаключений и поведения год за годом подтверждалась практикой (через рост стоимости активов и дешевую цену рисков на рынках). Это, в свою очередь, создавало давление на менеджмент финансовых и нефинансовых компаний со стороны акционеров и рынков по принятию повышенных рисков. В этих условиях было сложно предвидеть кризисные ситуации и было легко оказаться ограниченно рациональным [35]. Еще одна неоинституциональная концепция — проблема морального риска (мога1 hazard) — является особенно важной для антикризисного управления. Особенно если вспомнить, какие меры экономической политики были предприняты для того, чтобы не допустить банкротства ряда финансовых организаций на Западе во время глобального финансового кризиса 2007—2008 гг. Применительно к той ситуации приходится говорить не о проблеме банкротства, а о проблеме неестественного и коррумпирующего
58
научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1
Междисциплинарный подход к антикризисному управлению...
деловое сообщество недопущения банкротства неэффективных организаций, когда общепринятой становится социализация (перенос на все общество) убытков финансовой олигархии.
В этом подразделе были приведены только самые общие и базовые концепции неоинституционализма (да и то даже не все — проблематика отрицательного отбора и трансакционных издержек была пропущена), которые являются абсолютным минимумом того, что крайне полезно знать антикризисным управляющим из огромного богатства неоинституциональных концепций и интерпретаций. Можно даже обосновать, что практически любая кризисная ситуация так или иначе связана и с несовершенством институтов. Равно как можно утверждать, что совершенствование институциональной среды является важным элементом минимизации появления и последствий корпоративных кризисов.
Социологические концепции и антикризисное управление
Корпоративная культура является крайне важной стороной организации, и взаимовлияние ее и кризис-менеджмента очень велики. В монографии, посвященной влиянию корпоративной культуры на антикризисное управление, К. Филип [33] максимально полно раскрывает следующие взаимосвязи:
— как подверженность рискам распределяется по организации;
— как ответственность за риск- и кризис-менеджмент делегируется по разным подразделениям компании, согласно их компетенциям;
— как организуются потоки информации, в том числе по превентивному кризис-менеджменту;
— как должны быть устроены корпоративные антирисковые политики исходя из финансирования и ликвидности;
— какими должны быть политики внешних коммуникаций компании, открытости и транспарентности.
Близким к корпоративной культуре является другой аспект антикризисного управления — организационное обучение (organizational learning), под которым понимается коллективное обучение и саморазвитие в организации, накопление опыта и знаний с последующим изменением организационных структур. Логично предполагать, что способ-
ность организации отвечать вызовам и уменьшать масштаб урона зависит от накопления и распространения в ней антикризисных опыта, знаний и компетенций. С точки зрения организационного обучения важно не только смягчить протекание кризисных явлений за счет высокого уровня предыдущего обучения, но и в полной мере воспользоваться происходящим кризисом, чтобы опыт его разрешения максимально возможно закрепился и в корпоративной культуре, и в структуре, и в профессиональных навыках отдельных сотрудников. Этой проблематике посвящен целый ряд интересных работ, полных моделей и рекомендаций [42; 9].
Однако есть несколько противоречащий организационному обучению подход, основная идея которого состоит в том, что менеджеры бума (роста) и антикризисные менеджеры — это принципиально разные по складу ума и мировосприятию люди. Поэтому акционерам, возможно, окажется более целесообразным сменить команду управленцев при резком ухудшении ситуации в отрасли или макроэкономике, потому как менеджеры бума ни психологически, ни ментально не способны справиться с серьезной кризисной ситуацией. Эти соображения прекрасно иллюстрируются в известной книге Нассима Талеба [39].
Психологические аспекты кризис-менеджмента
Реакция на стрессовые и кризисные ситуации является важной областью исследований психологической науки. Здесь она может предложить немало для понимания некоторых особенностей организационного поведения компаний в ходе развития кризиса и последующего антикризисного управления.
Одним из самых очевидных заимствований из психологии в антикризисном менеджменте является синдром отрицания. Вопрос осознания и принятия кризиса многогранен. Решение о признании ситуации в компании кризисной в определенных обстоятельствах не может быть принято исключительно на основании количественных данных относительно ее финансового и рыночного положения. Особенно это актуально в ситуации превентивного кризис-менеджмента, когда уже на начальном этапе развития кризиса требуется психологическая готовность признать ситуацию кризисной [7].
59
ЭКОНОМИКА
При этом первоначальное отрицание кризисной ситуации может наблюдаться как относительно финансовых параметров компании, так и технико-технологических параметров ее деятельности. Одно из недавних исследований [18] проведено относительно того, как компания Тойота подходила к выявленным проблемам в ряде марок своих автомобилей в 2007—2010 гг. На основе анализа многочисленных недавних примеров авторы заключают, что корпоративная политика отрицания негативных сведений, непрозрачность принятия решений и неготовность принять своевременные антикризисные меры в данном случае привела к хроническому кризису в этой области в Тойоте и потере доверия потребителей.
Другим психологическим аспектом является то, что можно назвать пагубной самонадеянностью и излишней самоуверенностью, корни которых восходят, прежде всего, к американской корпоративной культуре оптимизма и сильным личностям многих главных исполнительных директоров (chief executive officer — CEO), которые часто одновременно занимают и пост председателя совета директоров. Некритичность в восприятии рисков только усиливает последующий синдром отрицания.
Можно также привести в пример даже такое неординарное направление исследований, как изучение влияния organizational storytelling в качестве инструмента антикризисного управления [22]. Само по себе organizational storytelling (которое, как вариант, возможно перевести как «организационное повествование», хотя и такой перевод недостаточно точно передает значение этого термина) является важной частью корпоративной культуры, трансформирующей современный менеджмент [5]. В рамках кризисной ситуации его назначение состоит в том, чтобы смягчить эмоциональный ущерб сотрудников и их напряжение в ходе антикризисного менеджмента. Чтобы более конкретно передать, о чем идет речь, приведем конкретные примеры.
1. Во время кризиса в компании поощряется обсуждение того, как она преодолевала предыдущие организационные или отраслевые/ макроэкономические кризисы.
2. При фактической отмене проектов и неиспользовании уже достигнутых результатов по каким-либо проектам менеджмент всячески дает понять сотрудникам, что проведенная
работа все равно очень ценится компанией и наработки, скорее всего, будут использованы в будущем.
3. Максимально тщательное разъяснение самых непопулярных мер с примерами-рассказами о том, как они в схожих ситуациях в итоге приводили к благоприятным результатам.
Основная идея всей этой концепции состоит в том, чтобы не допустить деморализации персонала, снизить беспокойство и улучшить эмоциональный микроклимат во время проведения болезненных антикризисных мер. Нельзя недооценивать важность подобных психотерапевтических аспектов при проведении антикризисного управления. Для этого нет необходимости нанимать именно профессиональных психологов или даже бизнес-тренеров, а достаточно того, чтобы общение между менеджментом и сотрудниками, а также между сотрудниками с различным опытом было максимально открытым и доверительным.
Отраслевая специфика антикризисного управления на примере сферы услуг
В рамках междисциплинарного подхода к антикризисному управлению большое значение имеют исследования, которые иллюстрируют отраслевые принципы и практики кризис-менеджмента. В сфере услуг можно привести несколько недавних небезынтересных исследований.
Исследование [50], охватившее 70% отелей Мадрида, демонстрирует, что антикризисные меры в гостиничном секторе Мадрида обладают различной эффективностью. Меры, сфокусированные на обеспечении высокого качества оказываемых услуг, брендинге и на маркетинговой поддержке, оказались наиболее продуктивными, тогда как мероприятия по максимальному сокращению издержек продемонстрировали наименьшую эффективность.
Что касается очень удачного взаимного дополнения друг друга маркетингом в сфере услуг и кризис-менеджмента, то довольно глубокое исследование на эту тему было опубликовано еще в 2005 г. [51]. Сравнивая два подхода — маркетинговый в сфере услуг и антикризисный, авторы обращают внимание, что каждый из них имеет свои ограничения. Маркетинговый слишком сфокусирован на взаимоотношениях с клиентом и игнорирует множество причин, которые могут вызвать кризис, который, так
60
научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1
Междисциплинарный подход к антикризисному управлению...
или иначе, отразится на отношениях с клиентом. Антикризисному подходу, по их мнению, наоборот, не хватает клиентоориентированной направленности, столь важной в сфере услуг. В качестве главного вывода исследования предлагается интегрированный, междисциплинарный подход маркетинга и кризис-менеджмента для построения долгосрочной и устойчивой стратегии развития бизнеса в сфере услуг.
В отрасли финансовых услуг особое значение для предупреждения и смягчения последствий кризисов имеют специальные программные средства риск-менеджента компании — Enterprise Risk Management (ERM). В одной из работ [52] установлена статистически значимая взаимосвязь между качеством ERM-систем компаний сферы финансовых услуг и их темпами восстановления выручки после кризиса.
Говоря о сфере услуг в антикризисном контексте, необходимо отметить ее меньшую волатильность в зависимости от экономических циклов, сравнительно более высокую устойчивость в сравнении со сферой производства товаров. По крайней мере, недавнее исследование [53] предоставляет для такого утверждения обширное статистическое подтверждение, отмечая гораздо большую устойчивость между-
народной торговли услугами как между государствами-членами ОЭСР, так и между развитыми и развивающимися экономиками.
Заключение
Не все междисциплинарные взаимосвязи и концепции антикризисного управления являются универсально применимыми и плодотворными во всех ситуациях. Упомянутые в настоящей статье иные концепции и теории являются скорее частью, если можно так выразиться, книги рецептов, которые используются не всегда, но являются в большинстве своем полезными и нужными. В зависимости от макроэкономических, отраслевых и институциональных обстоятельств те или иные междисциплинарные концепции могут сослужить хорошую службу как для более полного осмысления происходящего и понимания его в более широком контексте, нежели просто очень узкий и ограниченный контекст неплатежеспособности, следующий из законодательства о несостоятельности, так и для выработки наиболее приближенного к оптимальному плана (в том числе и стратегического) компании по предупреждению, адаптации и противодействию кризисным тенденциям и угрозам.
Литература
1. Aabo T., Hansen M.A., and C. Pantzalis (2012) Corporate foreign exchange speculation and integrated risk management // Managerial Finance, Vol. 38, Issue 8, pp. 729—751.
2. Aebi, V. (2012) Rise management, corporate governance, and bank performance in the financial crisis // Journal of Banking and Finance, Vol. 36, Issue 12, р. 3213.
3. Alpaslan C.M., Green S.E., andI.I. Mitroff (2009) Corporate Governance in the Context of Crises: Towards a Stakeholder Theory ofCrisis Management // Journal ofContingencies and Crisis Management, Vol. 17, Issue 1, pp. 38—49.
4. Arya, P.B. (2012) Integrated Risk Management Practices // International Journal of Knowledge and Research in Management and E-Commerce, Volume 2, Issue 2, pp. 8—12.
5. Brown J., Denning S., et al (2005) Storytelling in organizations: Why storytelling is transforming the 21st century organization and management. Oxford, UK: Elsevier.
6. Coombs, W.T. (2007) Protecting organization reputation during a crisis: The development and application ofsituational crisis communication theory // Corporate Reputation Review, Vol. 10, Issue 3, pp. 163—176.
7. Davis, D. (2005) Crisis management: Combating the denial syndrome // Computer Law and Security Report, Vol. 21, Issue 1, pp. 68—73
8. DeverellE. andE.-K. Olsson (2010) Organizational culture effects on strategy and adaptability in crisis management // Risk Management, Vol. 12, Issue 2, pp. 116—134.
9. Dillon R.L. and C.H. Tinsley (2008) How near-misses influence decision making under risk: A missed opportunity for learning // Management Science, Vol. 54, Issue 8, pp. 1425—1440.
10. Dreman, D. (2012) High Frequency Follies // Forbes, January 16, P. 63.
11. Fachlenbrach R. andR.M. Stulz (2011) Bank CEO incentives and the credit crisis // Journal of Financial Economics, Vol. 99, Issue 1, pp. 11—26.
12. Farmer, R.E.A. (1985) Implicit Contracts with Asymmetric Information and Bankruptcy: The Effect of Interest Rates on Layoffs // The Review of Economic Studies, Vol. 52, No. 3, pp. 427—442.
13. Fassin Y. andD. Gosselin (2011) The Collapse ofa European Bank in the Financial Crisis: An Analysis from Stakeholder and Ethical Perspective // Journal of Business Ethics, Vol. 102, Issue 2, pp. 169—191.
61
ЭКОНОМИКА
14. Gilpin D.R. andP.J. Murphy (2008) Crisis Management in a Complex World. New York: Oxford University Press. 210 pp.
15. Guo J., Wu X., and N. Li (2007) The Dynamic Analysis of the Development of Enterprise Crisis Management // Science Research Management, Vol. 28, Issue 1, pp. 89—96.
16. Guo J., Wu X., and Y. Yang (2009) Study on Mechanism of Enterprise Group’s Crisis Management Based on the Epidemic Contagion Dynamic Model // Third International Conference on Genetic and Evolutionary Computing, pp. 717-720.
17. Harada N. and N. Kageyama (2011) Bankruptcy dynamics in Japan // Japan and the World Economy, Vol. 23, pp. 119-128.
18. Heller V.L. and J.R. Darling (2011) Toyota in crisis: denial and mismanagement // Journal of Business Strategy, Vol. 32, Issue 5, pp. 4-13 .
19. Humphery-Jenner, M. (2012) The Governance and Performance of Chinese Companies Listed Abroad: An Analysis of China’s Merits Review Approach to Overseas Listings // Journal of Corporate Law Studies, Vol. 12, Number 2, October, pp. 333-365.
20. Jaques, T. (2007) Issue management and crisis management: An integrated, non-linear, relational construct // Public Relations Review, Vol. 33, Issue 2, pp. 147-157.
21. Jaques, T. (2010) Reshaping crisis management: the challenge for organizational design // Organizational Development Journal, Vol. 28, Issue 1, pp. 9-17.
22. Kopp D. M, Nikolovska I., Desiderio K.P., and J.T. Guterman (2011) ”Relaaax, I Remember the Recession in the Early 1980s...”: Organizational Storytelling as a Crisis Management Tool // Human Resource Development Quarterly, Vol. 22, No. 3, pp. 373-385.
23. Linsley P.M. and R.E. Slack (2012) Crisis Management and an Ethic of Care: The Case of Northern Rock Bank // Journal of Business Ethics, April 2012.
24. Macey J. R. (2008) Corporate governance: promises kept, promises broken. Princeton University Press.
25. Miller K.D. and H.G. Waller (2003) Scenarios, Real Options and Integrated Risk Management // Long Range Planning, Vol. 36, No. 1, pp. 93-107.
26. Mio C. and M. Fasan (2012) Does Corporate Social Performance Yield Any Tangible Financial Benefit During a Crisis? An Event Study of Lehman Brothers // Corporate Reputation Review, Vol. 15, Issue 4, pp. 263-284.
27. Muammer, Zerenler; Atil Bilge F; Derya Ozihan (2007): The Impact of Using Information Technologies on Crisis Management Success in Small and Medium Sized Enterprises, The Business Review, Cambridge; volume: 8.
28. Muelbroek, L.K. (2005) A Senior Manager’s Guide to Integrated Risk Management // Journal of Applied Corporate Finance, Vol. 14, Issue 4, pp. 56-70.
29. Pang, A. (2012) Towards a crisis preemptive image management model // Corporate Communications: An International Journal, Vol. 17, Issue 3, pp. 358-378.
30. Pargendler, M. (2012) The Unintended Consequences of State Ownership: The Brazilian Experience // Theoretical Inquiries in Law, Vol. 13, Issue 1, P. 503.
31. Pearson C.M. (2010) Dawn R. Gilpin and Priscilla J. Murphy: Crisis Management in a Complex World // Administrative Science Quarterly, Vol. 55, Issue 1, pp. 170-171.
32. Pirson M. andS. Turnbull(2011) Corporate Governance, Risk Management, and the Financial Crisis: An Information Processing View // Corporate Governance: An International Review, Vol. 19, Issue 5, pp. 459-470.
33. Philippe, C. (2010) Handbook of Risk Management: Implementing a Post Crisis Corporate Culture. Wiley: Hoboken, NJ, USA. P. 288.
34. Qijun J. andZ. Cong (2008) An Empirical Study on the Crisis Management about Food Enterprises Based on Corporate Social Responsibility.
35. Rotheli, T.F. (2010) Causes of the financial crisis: Risk misperception, policy mistakes, and banks’ bounded rationality // The journal of socio-economics, Vol. 39, Issue 2, pp. 119-126.
36. Schenker-WickiA., Inauen M., andM. Olivares (2010) Unmastered risks: From crisis to catastrophe: An economic and management insight // Journal of Business Research, 04/2010, Vol. 63, Issue 4, pp. 337-346.
37. Scholes, M.S. (2000) Crisis and Risk Management // The American Economic Review, Vol. 90, No. 2, Papers and Proceedings ofthe One Hundered Twelfth Annual Meeting ofthe American Economic Association (May 2000), pp. 17-21.
38. Stanton, T.H. (2011) Governance implications of the global financial crisis: United States experience // Public Organization Review, Vol. 11, Issue 1.
39. Taleb, N.N. (2007) The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable. London: Penguin Books.
40. Thynne, I. (2011) Symposium Introduction: The Global Financial Crisis, Governance and Institutional Dynamics // Public Organization Review, Vol. 11, Issue 1, pp. 1-12.
41. Vatsa, K.S. (2004) Risk, vulnerability, and asset-based approach to disaster risk-management // International Journal of Sociology and Social Policy, Vol. 24, Issue 10/11, p. 1-48.
42. Veil, S.R. (2011) Mindful learning in crisis management // Journal of Business Communication, Vol. 48, No. 2, pp. 116-147.
43. Walton, E. (2011) The Effective Chair-CEO Relationship // The Corporate Board, May/June, pp. 15-22.
44. Wang, Z. (2012) Corporate Governance Under State Control: The Chinese Experience // Theoretical Inquiries in Law, Vol. 13, Issue 1, pp. 487-502.
62
научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1
Междисциплинарный подход к антикризисному управлению...
45. Ward, S. (2003) Approaches to Integrated Risk Management: A Multi-Dimensional Framework // Risk Management, Vol. 5, No. 4, pp. 7—23.
46. Weber, B. (2011) High Frequency Trading: The growing threat of rogue trading // Business Strategy Review, Vol. 22, Issue 2, pp. 50—5з.
47. Ye, G. (2010) High Frequency Trading Models + Website: Technology, Algorithms, Implementation. Wiley: Hoboken, NJ, USA, P. 338.
48. Zambon, E. et al (2007) A Model Supporting Business Continuity Auditing & Planning in Information Systems, Second International Conference on Internet Monitoring and Protection (ICIMP 2007) IEEE Computer Society.
49. Zinkin, J. (2010) Challenges in implementing corporate governance: whose business it anyway? John Wiley and Sons (Asia), Singapore.
50. Alonso-Almeida M.M. and Bremser K. (2013) Strategic responses of the Spanish hospitality sector to the financial crisis // International Journal of Hospitality Management, Vol. 32, March 2013, pp. 141—148.
51. Elliott D. et al (2005) Crisis management and services marketing // Journal of Services Marketing, Vol. 19, Issue 5, pp. 336—345.
52. Baxter R. et al (2013) Enterprise Risk Management Program Quality: Determinants, Value Relevance, and the Financial Crisis // Contemporary Accounting Research, 16 APR
53. Mattoo A. and I. Borchert (2010) The Crisis Resilience ofServices Trade // The Service Industries Journal, Volume 30, Issue 13/14, pp. 2115-2136.
THE INTERDISCIPLINARY APPROACH TO CRISIS MANAGEMENT: RECENT TRENDS IN INTERNATIONAL STUDIES
Ilkevich Sergey Viktorovich, Candidate of Economics, Associate Professor,
rguts_corporate@mail.ru, Russian State University of Tourism and Service, Moscow,
Russian Federation,
Shlapak Vera Sergeevna, Senior Lecturer,
89151442300@mail.ru, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
Despite the fact that crisis management both in terms of the nature of knowledge required and approaches used is largely a synthesis of various disciplines, interdisciplinary aspects and the relationships do not receive sufficient attention. International literature of recent years allows a somewhat broader look at a number of both theoretical and practical aspects of crisis management in a wider context of topics and disciplines. A thorough multi-disciplinary approach to crisis management could be an important part of both the domestic research and training, and practice in the field of crisis management. This article reviews some of the most important interdisciplinary connections of crisis management with risk management, corporate governance, macroeconomic shocks, the concepts of stakeholders and corporate social responsibility, information technology, new institutional economic theory, and a number of concepts from sociology and psychology. The list of categories, models, individual concepts and theories of different subject areas which are closely interrelated with crisis management, according to international researchers, is quite long. In connection with the problems of crisis management this paper considers integrated risk management, holistic risk management, COSO-approach, moral hazard, the abuse of information asymmetry, opportunism, adverse selection, bounded rationality, the propagation model of bankruptcies depending on macroeconomic factors, the models of the influence of international integration and globalization on the dynamics of bankruptcies, epidemic models in crisis management, the sociological concept of disaster management, stakeholder theory of crisis management, the concept of reputation damage of crises, high-frequency trading in financial instruments, and the concepts of organizational learning and organizational storytelling. These and other interdisciplinary concepts serve as a book of recipes that can be applied with varying degrees of relevance to various crises in a company. It is plausible to assume that, other things being equal, crisis management, using an interdisciplinary arsenal, will be more effective and adaptive than the more limited approach based solely on the core of crisis management: economic analysis, legal regulation, management and marketing basics.
Keywords: crisis management, risk-management, interdisciplinary approach
63
ЭКОНОМИКА
References
1. Aabo T., Hansen M.A., and C. Pantzalis (2012) Corporate foreign exchange speculation and integrated risk management // Managerial Finance, Vol. 38, Issue 8, pp. 729—751.
2. Aebi, V. (2012) Rise management, corporate governance, and bank performance in the financial crisis // Journal of Banking and Finance, Vol. 36, Issue 12, p. 3213.
3. Alpaslan C.M., Green S.E., and I.I. Mitroff (2009) Corporate Governance in the Context of Crises: Towards a Stakeholder Theory of Crisis Management // Journal of Contingencies and Crisis Management, Vol. 17, Issue 1, pp. 38—49.
4. Arya, P.B. (2012) Integrated Risk Management Practices // International Journal of Knowledge and Research in Management and E-Commerce, Volume 2, Issue 2, pp. 8—12.
5. Brown J., DenningS., et al(2005) Storytelling in organizations: Why storytelling is transforming the 21st century organization and management. Oxford, UK: Elsevier.
6. Coombs, W.T. (2007) Protecting organization reputation during a crisis: The development and application of situational crisis communication theory // Corporate Reputation Review, Vol. 10, Issue 3, pp. 163—176.
7. Davis, D. (2005) Crisis management: Combating the denial syndrome // Computer Law and Security Report, Vol. 21, Issue 1, pp. 68—73
8. DeverellE. andE.-K. Olsson (2010) Organizational culture effects on strategy and adaptability in crisis management // Risk Management, Vol. 12, Issue 2, pp. 116—134.
9. Dillon R.L. and C.H. Tinsley (2008) How near-misses influence decision making under risk: A missed opportunity for learning // Management Science, Vol. 54, Issue 8, pp. 1425—1440.
10. Dreman, D. (2012) High Frequency Follies // Forbes, January 16, P. 63.
11. Fachlenbrach R. and R.M. Stulz (2011) Bank CEO incentives and the credit crisis // Journal of Financial Economics, Vol. 99, Issue 1, pp. 11—26.
12. Farmer, R.E.A. (1985) Implicit Contracts with Asymmetric Information and Bankruptcy: The Effect of Interest Rates on Layoffs // The Review of Economic Studies, Vol. 52, No. 3, pp. 427—442.
13. Fassin Y. andD. Gosselin (2011) The Collapse ofa European Bank in the Financial Crisis: An Analysis from Stakeholder and Ethical Perspective // Journal of Business Ethics, Vol. 102, Issue 2, pp. 169—191.
14. Gilpin D.R. and P.J. Murphy (2008) Crisis Management in a Complex World. New York: Oxford University Press.
210 pp.
15. Guo J., Wu X., and N. Li (2007) The Dynamic Analysis of the Development of Enterprise Crisis Management // Science Research Management, Vol. 28, Issue 1, pp. 89—96.
16. Guo J., Wu X., and Y. Yang (2009) Study on Mechanism of Enterprise Group’s Crisis Management Based on the Epidemic Contagion Dynamic Model // Third International Conference on Genetic and Evolutionary Computing, pp. 717-720.
17. Harada N. and N. Kageyama (2011) Bankruptcy dynamics in Japan // Japan and the World Economy, Vol. 23, pp. 119-128.
18. Heller V.L. and J.R. Darling (2011) Toyota in crisis: denial and mismanagement // Journal of Business Strategy, Vol. 32, Issue 5, pp. 4-13 .
19. Humphery-Jenner, M. (2012) The Governance and Performance of Chinese Companies Listed Abroad: An Analysis of China’s Merits Review Approach to Overseas Listings // Journal of Corporate Law Studies, Vol. 12, Number 2, October, pp. 333-365.
20. Jaques, T. (2007) Issue management and crisis management: An integrated, non-linear, relational construct // Public Relations Review, Vol. 33, Issue 2, pp. 147-157.
21. Jaques, T. (2010) Reshaping crisis management: the challenge for organizational design // Organizational Development Journal, Vol. 28, Issue 1, pp. 9-17.
22. Kopp D. M, Nikolovska I., Desiderio K.P., and J.T. Guterman (2011) ”Relaaax, I Remember the Recession in the Early 1980s...”: Organizational Storytelling as a Crisis Management Tool // Human Resource Development Quarterly, Vol. 22, No. 3, pp. 373-385.
23. Linsley P.M. and R.E. Slack (2012) Crisis Management and an Ethic of Care: The Case of Northern Rock Bank // Journal of Business Ethics, April 2012.
24. Macey J. R. (2008) Corporate governance: promises kept, promises broken. Princeton University Press.
25. Miller K.D. and H.G. Waller (2003) Scenarios, Real Options and Integrated Risk Management // Long Range Planning, Vol. 36, No. 1, pp. 93-107.
26. Mio C. and M. Fasan (2012) Does Corporate Social Performance Yield Any Tangible Financial Benefit During a Crisis? An Event Study of Lehman Brothers // Corporate Reputation Review, Vol. 15, Issue 4, pp. 263-284.
64
научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1
Междисциплинарный подход к антикризисному управлению...
27. Muammer, Zerenler; Atil Bilge F; Derya Ozihan (2007): The Impact of Using Information Technologies on Crisis Management Success in Small and Medium Sized Enterprises, The Business Review, Cambridge; volume: 8.
28. Muelbroek, L.K. (2005) A Senior Manager’s Guide to Integrated Risk Management // Journal of Applied Corporate Finance, Vol. 14, Issue 4, pp. 56—70.
29. Pang, A. (2012) Towards a crisis preemptive image management model // Corporate Communications: An International Journal, Vol. 17, Issue 3, pp. 358—378.
30. Pargendler, M. (2012) The Unintended Consequences of State Ownership: The Brazilian Experience // Theoretical Inquiries in Law, Vol. 13, Issue 1, P. 503.
31. Pearson C.M. (2010) Dawn R. Gilpin and Priscilla J. Murphy: Crisis Management in a Complex World // Administrative Science Quarterly, Vol. 55, Issue 1, pp. 170—171.
32. Pirson M. and S. Turnbull (2011) Corporate Governance, Risk Management, and the Financial Crisis: An Information Processing View // Corporate Governance: An International Review, Vol. 19, Issue 5, pp. 459—470.
33. Philippe, C. (2010) Handbook ofRisk Management: Implementing a Post Crisis Corporate Culture. Wiley: Hoboken, NJ, USA. P. 288.
34. Qijun J. andZ. Cong (2008) An Empirical Study on the Crisis Management about Food Enterprises Based on Corporate Social Responsibility.
35. Rotheli, T.F. (2010) Causes of the financial crisis: Risk misperception, policy mistakes, and banks’ bounded rationality // The journal of socio-economics, Vol. 39, Issue 2, pp. 119—126.
36. Schenker-WickiA., Inauen M., andM. Olivares (2010) Unmastered risks: From crisis to catastrophe: An economic and management insight // Journal of Business Research, 04/2010, Vol. 63, Issue 4, pp. 337—346.
37. Scholes, M.S. (2000) Crisis and Risk Management // The American Economic Review, Vol. 90, No. 2, Papers and Proceedings of the One Hundered Twelfth Annual Meeting of the American Economic Association (May 2000), pp. 17-21.
38. Stanton, T.H. (2011) Governance implications of the global financial crisis: United States experience // Public Organization Review, Vol. 11, Issue 1.
39. Taleb, N.N. (2007) The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable. London: Penguin Books.
40. Thynne, I. (2011) Symposium Introduction: The Global Financial Crisis, Governance and Institutional Dynamics // Public Organization Review, Vol. 11, Issue 1, pp. 1-12.
41. Vatsa, K.S. (2004) Risk, vulnerability, and asset-based approach to disaster risk-management // International Journal of Sociology and Social Policy, Vol. 24, Issue 10/11, p. 1-48.
42. Veil, S.R. (2011) Mindful learning in crisis management // Journal of Business Communication, Vol. 48, No. 2, pp. 116-147.
43. Walton, E. (2011) The Effective Chair-CEO Relationship // The Corporate Board, May/June, pp. 15-22.
44. Wang, Z. (2012) Corporate Governance Under State Control: The Chinese Experience // Theoretical Inquiries in Law, Vol. 13, Issue 1, pp. 487-502.
45. Ward, S. (2003) Approaches to Integrated Risk Management: A Multi-Dimensional Framework // Risk Management, Vol. 5, No. 4, pp. 7-23.
46. Weber, B. (2011) High Frequency Trading: The growing threat of rogue trading // Business Strategy Review, Vol. 22, Issue 2, pp. 50-53.
47. Ye, G. (2010) High Frequency Trading Models + Website: Technology, Algorithms, Implementation. Wiley: Hoboken, NJ, USA, P. 338.
48. Zambon, E. et al (2007) A Model Supporting Business Continuity Auditing & Planning in Information Systems, Second International Conference on Internet Monitoring and Protection (ICIMP 2007) IEEE Computer Society.
49. Zinkin, J. (2010) Challenges in implementing corporate governance: whose business it anyway? John Wiley and Sons (Asia), Singapore.
50. Alonso-Almeida M.M. and Bremser K. (2013) Strategic responses of the Spanish hospitality sector to the financial crisis // International Journal of Hospitality Management, Vol. 32, March 2013, pp. 141-148.
51. Elliott D. et al (2005) Crisis management and services marketing // Journal of Services Marketing, Vol. 19, Issue 5, pp. 336-345.
52. Baxter R. et al (2013) Enterprise Risk Management Program Quality: Determinants, Value Relevance, and the Financial Crisis // Contemporary Accounting Research, 16 APR
53. Mattoo A. and I. Borchert (2010) The Crisis Resilience ofServices Trade // The Service Industries Journal, Volume 30, Issue 13/14, pp. 2115-2136.
65