Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №4 (24)
УДК 572; 159.9
М.П. Рыкун, П.Н. Савин
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
НА ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ
Рассматриваются особенности преподавания физической антропологии на гуманитарных факультетах. Антропология определяется как связующее звено между курсами гуманитарного и естественнонаучного цикла, а физическая антропология - как базовая дисциплина. Такое понимание определяется возможностями развития исторического и естественнонаучного мышления в учебном процессе и необходимостью устранить недочеты узкоспециального образования. Обосновывается необходимость преподавания антропологии с обязательным практическим блоком физической антропологии.
Ключевые слова: междисциплинарный подход, методики преподавания, физическая антропология, этнопсихология.
Антропология - дисциплина интегральная, позволяющая увидеть человека в целостности. Спектр интересов антропологии со времен ее размежевания на физическую и социальную значительно расширился и охватывает не только изучение физических и социальных условий существования человека, но и весь контекст его жизнетворческой деятельности в рамках разнообразных социокультурных систем. Эта наука изучает физическую и духовную жизнь человека в прошлом и настоящем, протекающую в условиях различных форм поселения, в составе социальных и этнических групп, разбросанных по земному шару и отличающихся своеобразным и социально наследуемым жизненным укладом, называемым культурой. При этом культуры понимаются как адап-тивно-адаптирующие системы, обеспечивающие устойчивые в историческом времени стратегии физического и духовного выживания той или иной популяции. Т ак, происхождение человека понимается как коэволюция физического, психического, социального, как антропосоциогенез.
Антропологический подход в гуманитарном знании является одним из самых продуктивных и многообещающих. Его методология используется в культурологии, социальной, психологической антропологии и социальной и антропологической психологии, социальной философии. Эта особенность отмечается К. Леви-Стросом, который подчеркивает следующее: «Антрополог не только подавляет свои чувства: он формирует новые категории мышления, способствует введению новых понятий времени и пространства, противопоставлений и противоречий, столь же чуждых традиционному мышлению, как и те, с которыми приходится сегодня встречаться в некоторых ответвлениях естественных наук» [1. С. 322-323].
Междисциплинарность, комплексность знаний, достоинства методологии делают антропологию незаменимым инструментом в подготовке специалиста в современных условиях. «Антропологические знания составляют необходимый фундамент для современного специалиста в любой сфере человеческой деятельности, будь то медицина, психология, педагогика, экология, экономика, социология, политология и т.д.» [2. С. 3]. Особое место должно быть отведено физической антропологии - классическому направлению антропологии, заложившему фундамент отечественных академических традиций в данной области. Можно говорить о том, что полноценное освоение магистральных направлений современных гуманитарных наук невозможно в полной мере без усвоения основных понятий физической антропологии и приобретения сопутствующих прикладных навыков.
Физическая антропология как наука существует в России уже более ста лет и до недавнего времени была единственной дисциплиной, обозначавшейся у нас термином «антропология». Предметом является физическая организация человека, ее изменчивость в пространстве и времени. В названии физическая антропология слово физическая происходит от первоначального значения слова физика, греческое physike - природа. Именно таким было значение этого слова в труде Аристотеля «Физика» - естествознание, природоведение. Еще в начале ХХ века в Петербургской академии наук было физико-математическое отделение, в «Трудах» которого печатались антропологические работы. Физико-математическое направление приравнивалось к естественно-математическому. Например, известная работа С.И. Руденко «Башкиры: историко-этнографические очерки» была опубликована в 1914 г. в Записках Академии
наук по физико-математическому отделению [3. С. 3].
В последнее время для обозначения различных направлений, изучающих человека, к термину «антропология» добавляется поясняющее слово, например философская, культурная, социальная, психологическая, педагогическая, что конкретизирует предмет, задачи и методы исследования данной дисциплины. Однако до недавнего времени именно физическая антропология в нашей стране называлась просто антропологией, и не было необходимости в поясняющем слове. Все отечественные учебники по физической антропологии назывались просто «Антропология». Курс «Антропология» определяется нами как связующее звено между курсами гуманитарного и естественнонаучного цикла, а физическая антропология выступает как базовая дисциплина. Предмет «Антропология», преподаваемый в русле междисциплинарного подхода, позволяет рассматривать в одном смысловом континууме проблемы человека как открытой системы, взаимодействующей с системами разного уровня организации.
Круг проблем, изучаемых антропологами, велик и позволяет в одном поле рассматривать далекие друг от друга и в других дисциплинах не связанные между собой предметы. Так, одна только физическая антропология изучает такие вопросы, как история формирования вида Homo sapiens и его уникальность, соотношение биологического и социального в эволюции человека, закономерности и механизмы индивидуального развития человека, влияние наследственности и среды на разных этапах онтогенеза человека, воздействие экологических факторов на морфофункциональные характеристики на индивидуальном и популяционном уровнях и т.д. Обычно в преподавании гуманитарных дисциплин парадигма «биологическое - социальное» предстает как труднопреодолимая дихотомия, не позволяющая увидеть человека в единстве его природы и исторического развития. Заявляемый подход - попытка исправить сложившуюся ситуацию.
Студенты гуманитарных специальностей получают возможность увидеть проблемы психологии, социологии, истории, философии в их взаимосвязи с биологией, палеонтологией, географией. Это облегчает усвоение материала, позволяет углубить и расширить понимание изучаемого. Студент получает возможность обнаружить взаимосвязь учебных дисциплин, место каждой из них в системе наук. На данный момент общепризнанным считается, что антропология - наука об изменчивости человеческого вида в пространстве и во времени на всех уровнях организации живой
материи: молекулярном, клеточном, тканевом, органном, организменном или онтогенетическом, популяционном, этническом, расовом; о законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих [4. С. 9; 5. С. 19-20]. Видение развития человека в фило- и онтогенезе, в динамике взаимодействия биотических и абиотических факторов среды, социокультурных детерминант - условие усвоения базовых антропологических понятий.
Физическая антропология - классическое направление антропологии, и отечественные академические традиции формировались в русле развития этой дисциплины. Важнейшим следствием изучения ее является не только расширение границ знаний о человеке, приобретение естественнонаучного и исторического мышления, но и понимание логики развития науки вообще и челове-кознания в частности.
Возьмем такую гуманитарную дисциплину, как психология. Психология, как и антропология, находится на стыке гуманитарных и естественных дисциплин. Первой методологической посылкой культурно-антропологического подхода в психологии была теория Л.С. Выготского, с самого начала учитывающая как биологические, так и культурные основы антропосоциогенеза [6].
Трудно переоценить роль такого раздела психологического знания, как этнопсихология, в решении гуманитарных проблем в странах с гетерогенным в этническом, национальном и расовом отношении населением. Одной из таких стран является Россия. Подобно тому, как в начале ХХ в. антропология стала важнейшей наукой, имеющей непосредственную практическую ценность «для управления и просвещения отсталых народов» [7. С. 63], сейчас как никогда растет потребность в антропологических знаниях. Преподаваемые предметы должны опираться на последние достижения отечественной и мировой науки о человеке. Многие методы исследования пришли в гуманитарные дисциплины из наук естественнонаучного цикла Исследования в области антропологии ведутся с помощью объективных методов, как традиционных (антропометрия и биометрия), так и самых современных, заимствованных из смежных дисциплин - молекулярной биологии, генетики, медицины. Было бы весьма полезно для студентов не только исторического и психологического, но и других гуманитарных факультетов познакомиться с основными положениями мировой физической антропологии, в том числе с результатами научных исследований сибирских антропологов.
Очевидно, что полноценное приобретение знаний и творческое их применение возможны
Междисциплинарные подходы в преподавании физической антропологии на гуманитарных факультетах
только при практическом знакомстве с изучаемым предметом. К антропологическим дисциплинам это относится в полной мере. В то же время даже если в учебном плане специальностей присутствует курс «Антропология», то или недостаточно практических занятий, или они вовсе отсутствуют в учебном плане. В таких условиях говорить о каком-либо полноценном знакомстве с антропологическим подходом не приходится.
Из опыта проведения занятий в последние годы со студентами Томского педагогического университета и Томского государственного университета можно сделать вывод, что студенты плохо ориентируются в вопросах этногенеза и этнической истории отдельных народов Сибири, не знают отечественных исследователей и исследователей томской школы антропологов, и их вклад в изучение антропологического состава и происхождения населения Сибири по разным эпохам, плохо оперируют понятиями «очаг расообразования», «классификация человеческих рас», «расы», «расовые типы» и «варианты населения Северной Евразии» (и всего земного шара или мира). Студенты-археологи не владеют элементарными навыками работы с антропологическими находками в поле, т. е. не знают основных правил сбора и упаковки палеоантропологического материала, что приводит к утрате порой уникального материала. Следует отметить, что сами студенты, видя пробелы в своих навыках, стремятся к освоению спецкурса по антропологии, особенно в его практической части.
В ТГУ есть все возможности для развития и восстановления традиций преподавания антропологии как важнейшей дисциплины в подготовке гуманитария. Основные цели и задачи данного направления были сформулированы еще В.М. Флоринским, который, понимая значение антропологии, стремился собрать в фондах Музея археологии краниологические коллекции [8]. Последующие работы С.М. Чугунова подтвердили необходимость сбора краниологических материалов при университете как центре образования и культуры [9]. Н.С. Розов в 1958 г. так писал о значении антропологии: «Антропологи могут оказать историкам существенную помощь в решении вопросов происхождения и формирования различных этнических групп, племен, народностей, наций. Особенно важную роль антропологические исследования играют при решении вопросов, связанных с расселением (ареалом) и перемещением (миграциями) людей во времени и пространстве, так как эти исторические процессы неизбежно приводят к физическому смешению людей, полу-
чающему свое отражение в изменении физического облика их» [10. С. 144].
Антропология изучает изменчивость биологических особенностей человека и относится к биологическим наукам по своему предмету и методам исследования. Но среди биологических наук антропология занимает особое положение, связанное с тем, что человек - существо социальное, его жизнь и развитие протекают в условиях общества, коллективной деятельности. Такое же пограничное положение между гуманитарными и естественными науками, кроме антропологии, занимает психология (одна наука изучает тело человека, другая - его психику). Исходя из такого пограничного положения, антропология, как и психология, должна входить в учебный курс гуманитарных факультетов. Эта дисциплина просто критически необходима на естественных факультетах, особенно на биологическом, где последний раз данный курс читался в 50-е гг. прошлого века, в 1964-1966 гг. лекции по антропологии для студентов, специализирующихся по археологии и этнографии, читал Н.С. Розов.
В течение 1974/75 уч. г. В.А. Дрёмовым был прочитан факультативный курс «Введение в антропологию» для студентов 1 -2-го курсов исторического факультета ТГУ. Данный курс состоял из 10 лекций (20 часов) и двух практических занятий (4 часа). В лекционный курс вошли темы по трем основным разделам антропологии: антропогенез, морфология и расоведении. Практические занятия проведены по темам: «Методика определения пола и возраста по скелету человека» и «Методика составления антропологической характеристика»; первое предназначалось в основном студентам-археологам, второе - этнографам. Был распространен среди студентов список «Основная литература по антропологии древнего и современного населения Сибири», в который вошло порядка 78 источников. Как правило, после таких спецкурсов появляются отзывы со стороны слушателей. Обычно это желание студентов прослушать курс по антропологии в расширенном виде и посетить практические занятия по методике антропологии перед выездом в поле.
В 1981/82 уч.г. В.А. Дрёмов читал спецкурс «Этническая антропология Сибири» в Алтайском университете и в 1983/84 уч. г. в Омском университете (20 часов лекций) с практическими занятиями по антропологической терминологии и правилам сбора и упаковки палеоантропологических материалов, а также по основам определения пола и возраста по черепу и скелету. А.Н. Багашёв, будучи сотрудником ПНИЛ ИАЭС, ТГУ читал по-
добный спецкурс в 1986/87 уч. г. в Томском педагогическом институте. Томский государственный университет один из немногих вузов страны (Сибири), где на протяжении более 60 лет в тесном сотрудничестве с археологами и этнографами работают специалисты по физической антропологии. С археологами ведутся междисциплинарные исследования по проблемам происхождения древнего населения Северной Евразии (Сибири), с этнографами (которые порой называют себя культурными антропологами) - совместные работы по исследованию формирования современных коренных народов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. С. 322-323.
2. Алексеева Т.И. Антропология. М., 2003. 272 с.
3. Руденко С.И. Антропологические исследования инородцев северо-западной Сибири // Записки Академии наук по физико-математическому отделению. Пг., 1914. Т. 33, № 3. 140 с.
4. Яблонский Л.Т. Физическая антропология: курс лекций. Йошкар-Ола, 2010. 269 с.
5. Антропологический словарь. М.: Классик-Стиль, 2003. 328 с.
6. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 224 с.
7. Рэдклиф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001. 416 с.
8. Флоринский В.М. Двадцать три человеческих черепа Томского археологического музея // Известия Томского университета. Томск, 1890. Кн. 2. С. 172-236.
9. Чугунов С.М. Антропологический состав населения г. Томска по данным пяти старинных православных кладбищ. Томск, 1906. Ч. 1. С. 14-16.
10. Розов Н.С. Антропологический состав древнего населения Средней Оби (селькупов) // Ученые записки. Томск, 1958. № 32. С. 144-151.