Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории
Шестакович А.Г. Shestakovich A. G.
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра стратегических и междисциплинарных исследований, Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук, г. Уфа, Российская Федерация
УДК 330.3 DOI: 10.17122/2541-8904-2019-4-30-83-91
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ КАК ФАКТОР ТРАНСФЕРА НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ЭКОНОМИКУ
В данной статье представлен теоретический обзор понятий «трансфер научных результатов» и «междисциплинарность», на основе которого автором сформулированы определения этих понятий, наиболее близких в контексте данного исследования. Так, отталкиваясь от сущности понятия «междисциплинарность», которое предполагает сотрудничество учёных и специалистов из разных областей науки и сферы деятельности, которые включены в создание и применение нового знания, выдвинута гипотеза, что в современных условиях междисциплинарные исследования выступают в качестве одного из факторов, способствующих трансферу научных результатов в реальный сектор экономики. Автором предпринята попытка это доказать посредством изучения опыта такой инновационно развитой страны, как США.
В ходе исследования выяснилось, что правительство США активно поддерживает и развивает междисциплинарные исследования, так как решения серьезных и масштабных проблем в современном обществе выходят за пределы одной дисциплины. Новые прорывы в современной науке в большинстве случаев связаны именно с междисциплинарными исследованиями. Междисциплинарность в США активно поддерживаются национальным научным фондом (ННФ) - единственным органом государственной власти, отвечающим за развитие науки и техники в стране. Поддержка фонда сводится к нескольким механизмам: во-первых, наличие определённых программ финансовой поддержки; во-вторых, фонд предоставляет возможность подачи заявки проекта, выходящего за рамки существующих программ; в-третьих, ННФ поддерживает междисциплинарные программы обучения среди магистрантов и аспирантов; в-четвёртых, ННФ проводит большое количество междисциплинарных конференций; и в-пятых, ННФ активно поддерживает создание научно-технических центров при университетах, работа которых направлена как на увеличение результатов фундаментальных исследований междисциплинарного характера, так и на трансфер этих результатов в производство. Работа научно-технических центров устроена таким образом, что каждый способный и желающий учёный и изобретатель может проводить свои исследования, используя их материально-техническую базу, а также получает доступ к знаниям преподавателей и наставников этих центров. В выводах сформулированы основные рекомендации, которые можно учитывать в российской практике.
Ключевые слова: наука, исследования, междисциплинарность, трансдисциплинарность, мультидисциплинарность, трансфер научных результатов, развитие, инновации, институты.
INTERDISCIPLINARITY AS A TRANSFER FACTOR OF SCIENTIFIC RESULTS TO THE ECONOMY
This article presents a theoretical overview of "transfer of scientific results" and "interdisciplinarity" concepts, on this basis author formulates definitions of these concepts, close to the context of this study. Thus, starting from the essence of the concept of "Interdisciplinarity", which involves the cooperation of scientists and specialists from various fields of science and the field of activity that are included in the creation and application of new knowledge, it has been hypothesized that in
modern conditions interdisciplinary research acts as one of the factors contributing to the transfer of scientific results in the real sector of the economy. The author made an attempt to prove this by studying the experience of such an innovatively developed country as the United States. The study revealed that the US government actively supports and develops interdisciplinary research, as solutions to serious and large-scale problems in modern society go beyond one discipline. Breakthroughs in modern science in most cases are associated with interdisciplinary research. Interdisciplinarity in the United States is actively supported by the National Science Foundation (NSF), the only public authority responsible for the development of science and technology in the country. Fund support comes down to several mechanisms: firstly, the availability of certain financial support programs, secondly, the fund provides an opportunity to submit a project application that goes beyond existing programs, thirdly, the NSF supports interdisciplinary training programs among undergraduates, graduate students, and fourth, holds a significant number of conferences of this kind and fifthly, the NSF actively supports the creation of scientific and technical centers at universities, whose work is aimed to increasing the results of basic research of an interdisciplinary nature, and the transfer of these results to production. The work of scientific and technical centers is arranged in such a way that every capable and willing scientist and inventor can conduct his research using their material and technical base, and also gets access to the knowledge of teachers and mentors of these centers. The conclusions formulate the main recommendations that can be taken into account in Russian practice.
Keywords: science, research, interdisciplinarity, transdisciplinarity, multidisciplinarity, transfer of scientific results, development, innovation, institutions.
В настоящее время приоритетным направлением развития России является формирование инновационного типа экономики, основанной на генерации новых идей и на эффективном распространении и внедрении (трансфере) научных результатов в производство промежуточных и конечных продуктов. Как изложено в ежегодном Национальном докладе об инновациях за 2017 г., разработанном совместно Министерством экономического развития РФ, системой «Открытое правительство» и Российской венчурной компанией, достижению этой цели препятствует ряд проблем, среди которых отсутствие эффективного взаимодействия между экономическими агентами (представители государства, бизнеса, науки) и, как следствие, отсутствие спроса на инновации. Так, современные предприниматели практически не воспринимают новые отечественные технологии и не видят необходимости в высоких затратах в маловостребованные изобретения [9]. За 2010-2017 гг. количество отечественных предприятий, участвующих в совместных научно-исследовательских проектах, сократилось в 1,3 раза [9]. Однако востребованность, в свою очередь, является одним из главных факторов, способствующих реше-
нию такой проблемы, как отсутствие связи между наукой и производством.
В данном исследовании предлагается рассмотреть, как взаимодействие учёных друг с другом и с лицами из ненаучных кругов влияет на процесс внедрения и распространения (трансфера) полученных знаний в экономику. Для этого автором предлагается сначала разобрать само понятие «трансфер научных результатов», что под ним подразумевается, и как его интерпретировать в рамках настоящего исследования. Перевод с английского данного понятия даёт несколько определений [3]: во-первых, трансфер научных результатов рассматривается как процесс распространения знаний; во-вторых, трансфер научных результатов можно рассматривать как процесс практического применения в производстве научных знаний; в-третьих, трансфер научных результатов может быть рассмотрен как процесс перехода фундаментальных знаний в прикладные исследования; в-четвёртых, трансфер научных результатов может выступать как процесс приспособления уже существующей технологии к новому использованию.
Отечественные учёные и специалисты, такие как А. Янковский, П. Сушков, трактуют понятие «Трансфер технологий» как процесс
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории
передачи результатов исследований и разработок для какого-либо их дальнейшего использования. В настоящей статье автор придерживается третьей трактовки перевода понятия с английского и рассматривает «трансфер научных результатов» как процесс практического применения знаний, механизмов и оборудования, полученных отечественными учёными в результате проведения исследовательской деятельности, финансируемой из федерального бюджета с целью удовлетворения частных и общественных потребностей (далее по тексту - трансфер).
Можно сказать, что трансфер является частью инновационного процесса, в ходе
которого идея вызревает в конкретный продукт, технологию или услугу и затем распространяется в ходе практического использования, т.е. от того, насколько эффективен трансфер, зависит в целом результат инновационного процесса. Участниками трансфера могут выступать как сами разработчики, учёные, генерирующие идеи, владельцы технологий, так и государственные органы власти, инвесторы, потенциальные покупатели, посредники. Взаимодействие всех субъектов может быть представлено следующим образом (см. рис. 1).
Рисунок 1. Взаимодействие участников трансфера научных результатов в экономике
Схема, изображённая на рисунке 1, наглядно иллюстрирует научно-производственное взаимодействие с обратной связью между наукой, образованием и бизнесом. Каждый из субъектов получает выгоду от такого взаимодействия. Инвесторы, в качестве которых могут выступать как частные, так и государственные компании, и в целом само государство, диктуют научному сообществу потенциальные потребности рынка, оказывают финансовую поддержку для проведения научных исследований, тем самым пробуждая личный интерес у учёных в получении дохода со своих изобретений. В то же время университеты и научные организации поставляют бизнесу готовые результаты фун-
даментальных и прикладных исследований, возможно с помощью посреднических организаций в лице центров трансфера технологий, бизнес-инновационных центров и т.д.
В России, как показывает практика, подкреплённая статистическими данными [6], сложившиеся механизмы передачи научных результатов в реальный сектор экономики в целом не дают такого эффекта, какой наблюдается в других, более развитых, странах.
Если судить по инновационной активности, Россия значительно отстаёт от европейских стран. Совокупный уровень инновационной активности отечественных организаций составляет 9,3 %, для сравнения, в таких странах, как Португалия, этот показатель
составляет 54,0 %, в Норвегии - 57,6 %, в Германии - 67,0 %, Швейцарии - 75,3 %, что в десятки раз выше отечественного показателя. Факторов, оказывающих негативное влияние на продуктивный трансфер научных результатов, а вместе с тем и на развитие инноваций, в стране большое число. Так, например, согласно оценке факторов, препятствующих развитию инноваций, разработанной по сведениям организаций, занятых в промышленном производстве, основным препятствующим фактором является «Недостаток собственных денежных средств» [6].
Исследования, посвящённые изучению факторов, как препятствующих, так и способствующих передаче и диффузии научных знаний в реальный сектор экономики, являются в настоящее время весьма актуальными. Об этом свидетельствует большое количество работ, посвященных данной проблематике, представленных отечественными экономистами [3-5, 12, 13].
В этой связи особый интерес вызывает такое понятие, как междисциплинарность, а именно влияние междисциплинарности на трансфер научных результатов в экономику. Наличие серьёзных и масштабных проблем в современном обществе указывает на то, что их решения выходят за пределы одной дисциплины. В развитых странах уже пришли к пониманию того, что новые прорывы в науке в большинстве случаев связаны с междисциплинарными исследованиями (США, страны ЕС). Существуют институты, деятельность которых направлена на стимулирование междисциплинарного сотрудничества. В США это Национальный научный Фонд [10], в Европе это программа поддержки междисциплинарных исследований Horizon 2020 [5]. Сотрудничество и междисциплинарность стали новой тенденцией в мире научных исследований.
По материалам новостного ресурса Sciencenordic.com1, опубликованным Дэвидом Будцем Педерсеном - советником
по научной политике и содиректором Программы исследований в области гуманитарных наук в Копенгагенском университете (Дания), можно выделить следующие формы междисциплинарности, о которых нужно знать:
- мультидисциплинарное сотрудничество, в котором исследователи из двух или более дисциплин сотрудничают в процессе своих научных исследований, работая над общим решением, но каждый основывается на своей точке зрения;
- трансдисциплинарное сотрудничество, в котором учёные и специалисты из одной или нескольких дисциплин координируют свою деятельность с лицами вне научных кругов. Объединяясь, они работают над практическим решением социальных, политических или экономических вопросов;
- междисциплинарное сотрудничество является высшей формой сотрудничества. Здесь исследователи из разных областей интегрируют существующие подходы и методы этих областей, и в процессе создаются новые автономные сферы исследований и стратегии объяснения тех или иных явлений.
Первое определение междисциплинарности было предложено учёным Ж. Пиаже в 1969 г. Однако до сих пор отсутствует однозначное определение данного понятия. Основываясь на существующих подходах [1, 2, 7, 11], в рамках настоящего исследования автор будет рассматривать междисциплинарное взаимодействие как сотрудничество учёных и специалистов из разных областей науки и сферы деятельности, которые включены в создание и применение нового знания, т.к. они работают вместе в качестве стабильных организаторов совместного дела в обращении к общей проблеме.
По сути, развитие междисциплинарности способно привести к увеличению количества и качества результатов фундаментальных исследований, а вместе с тем и к осуществлению трансфера этих результатов в реальную экономику.
1 https://sciencenordic.com/anthropology-denmark-scientific-theory/how-do-we-evaluate-interdisciplinary-research/1394618
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории
Рисунок 2. Эффекты от междисциплинарного сотрудничества
В США, как в стране с высоким уровнем научно-технологического развития, в последнее время всё большее внимание уделяется развитию именно междисциплинарности -наивысшей ступени развития сотрудничества. Действует ряд институтов, направленных как на организационную, так и на финансовую поддержку организаций, осуществляющих совместные исследования [8, 14].
Основным департаментом правительства США, занимающимся развитием науки и техники, является Национальный научный фонд National Science Foundation (далее по тексту - ННФ). Поддержка фундаментальных исследований в университетах и научно-исследовательских организациях со стороны фонда в основном выстроена на предоставлении грантов учёным. В настоящее время основное внимание ННФ сосредоточено на междисциплинарных исследованиях [10]. Существует несколько механизмов, с помощью которых ННФ оказывает значительную поддержку исследованиям подобного рода.
Первый механизм, на который стоит обратить внимание - наличие определённых программ, предусматривающих междисциплинарное взаимодействие - до 35 % от всего количества программ [10]. В случае отсутствия конкретной программы, под которую имеется заявка у учёного, изобретателя, ННФ может её рассмотреть вне программы, то есть исследователи могут предоставлять в ННФ заявки, выходящие за рамки текущих программ, в случае их формального соответствия требованиям, предъявляемым к оформлению. Руководство ННФ признаёт, что ино-
гда явно нельзя указать, к какой программе относится междисциплинарное предложение, поэтому поступившие предложения обсуждаются совместно несколькими подразделениями и финансируются также совместно [10].
Следующий механизм предусматривает совместную работу ННФ с другими федеральными ведомствами. Действуя в национальных интересах страны, данные структуры проводят мероприятия, направленные на разрешение проблем, с которыми сталкивается в целом общество, и требующие в решении комплексного и коллективного подхода через междисциплинарные исследования. Примером таких мероприятий можно обозначить программу «Национальная нано-технологическая инициатива», которая объединяет все федеральные ведомства в проведении исследований в области нанотехно-логий [10].
Кроме того, ННФ разрабатывает и поддерживает программу по созданию научно-технических и научно-учебных центров. Данная программа создана в 1987 г. с целью проведения инновационных междисциплинарных фундаментальных исследований. Научно-технические центры (далее по тексту - НТЦ) проводят исследования высокого уровня, подразумевающие партнёрские отношения с университетами, национальными лабораториями, частными компаниями, государственными организациями, а также международное сотрудничество. Территориально центры располагаются по всей стране, а отдельные представительства, которые выступают в
качестве партнеров, находятся и за пределами страны. Помимо проведения исследований на стыке дисциплин НТЦ способствуют налаживанию связей с производством, осуществляют обучение молодых учёных и инженеров. В настоящее время действуют 12 центров (Университет Пердью, Массачусетский технологический, Калифорнийский университет Беркли, Университет Южной Калифорнии, Мичиганский государственный университет, Гарвардский университет, Университет в Буффало, Колорадский университет в Боулдере, Пенсильванский университет, Калифорнийский университет Сан-Франциско, Корнельский университет) [10].
Рассмотрим более подробно один из них - НТЦ инженерной механобиологии, ведущей организацией которого является Пенсильванский университет, а организациями-партнёрами выступают Вашингтонский университет в Сент-Луисе, Университет Мэриленда, Технологический институт Нью-Джерси, колледж Брин-Мор, государственный университет Алабамы и Бостонский университет. Этот научно-технический центр работает над решением вопроса взаимодействия биологических систем с использованием молекулярных и клеточных методов. Центр объединяет ведущих исследователей из различных дисциплин и институтов - биологии, механики, техники в 4 рабочие группы. В составе групп находятся учёные, имеющие степень кандидата или доктора. Желающие студенты, магистранты и аспиранты также имеют возможность работать как в ведущей организации НТЦ, так и в организациях-партнерах, в национальных лабораториях.
Студенты могут проводить свои исследования в летний период в Пенсильванском и Вашингтонском университетах, через предоставление заявок в административно-управленческий аппарат НТЦ. Магистры в течение года могут работать на всех площадках НТЦ. Для этого необходимо связаться с управляющим директором для получения дополнительной информации по составлению заявки. Центром реализуется ряд программ подготовки аспирантов. Поступление осуществля-
ется стандартными способами - потенциальным стипендиатам необходимо связаться с отдельными представительствами НТЦ, расположенными в ведущем университете и в университетах-партнёрах для уточнения условий поступления. Работа аспирантов устроена таким образом, что они сотрудничают между собой в совместных исследовательских проектах, так, например, биологи развивают свои знания в области механики и количественных методов. Помимо официально зачисленных аспирантов, НТЦ даёт возможность работать в своих лабораториях даже учёным, являющимся просто слушателями.
Помимо получения новых знаний в рамках НТЦ аспиранты и слушатели получают навыки и возможность перевода своих разработок в готовый продукт через Центр инноваций в Пенсильванском университете и центр предпринимательства в Вашингтонском университете. В течение первых двух лет 3 раза в год проводятся 4-хчасовые сессии -инновационные слэмы, которые являются обязательными для аспирантов НТЦ и открытыми для прикреплённых слушателей. Каждая из трёх сессий сосредоточена на каком-то одном аспекте процесса перевода идеи в конечный продукт. Первая сессия подразумевает изучение и анализ процесса генерации идеи, вторая - процесс защиты идеи, выявления клиентов, апробации, третья посвящена процессу создания стартапа и коммерциализации продукта. Сессии проводятся преподавателями из академических кругов и бизнес-экспертами, так слушатели и аспиранты получают опыт совместной инновационной деятельности, подразумевающей взаимодействие преподавателей, студентов и партнеров - промышленных предприятий. Также НЦТ предоставляет возможность пройти стажировку в течение нескольких месяцев на этих предприятиях. Таким образом, работа подобных центров сконцентрирована не только на увеличении знания и прорывных результатах фундаментальных исследований, но и на коммерциализации этих результатов. Эти центры предоставляют возможность учёным, изобретателям прово-
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории
дить свои исследования, используя их материально-техническую базу, создают условия взаимодействия учёных между собой, тем самым порождая новые методы исследования, и помогают изобретателям найти применение своих результатов исследований в реальном производстве [10].
Таким образом, можно сделать вывод, что правительство США уделяет особое внимание исследованиям, предусматривающим междисциплинарное взаимодействие, понимая, что современные фундаментальные исследования влекут за собой прорывные открытия и требуют коллективного, комплексного подхода и долгосрочных инвестиций. В силу наличия весомых расходов на исследования подобного рода, которые носят, как правило, долгосрочный характер, главную роль в этом процессе играет государственный орган - Национальный научный фонд, который является единственным органом, отвечающим за развитие фундаментальной науки в стране. Руководство страны выработало единые приоритеты, эффективно распределило полномочия, устранив дублирование функций. Тем самым, в США сложился высокий уровень репутации органов государственной власти, выраженный в стабильной финансовой и организационной поддержке фундаментальной науки, учёные и изобретатели чётко понимают цель своей деятельности, заключающейся в получении высокой экономической выгоды от своих изобретений. В результате их кооперации в решении масштабных проблем, имеющих национальное значение, проявляется синер-гетический эффект их взаимодействия, что выражается в успешном инновационном развитии страны.
Существующим отечественным научным школам следует обратить внимание на меж-дисциплинарность в своих исследованиях, как показывает зарубежный опыт, это хорошая практика для получения прорывных результатов в науке. В России возможно создание таких же междисциплинарных научно-технических центров при университетах, финансируемых государством, для большего вовлечения студентов в науку и для большей
доступности материально-технического оснащения для молодых учёных и инженеров. Действующие подобные структуры в основной своей массе расположены в центре - в г. Москва (Сколково, Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики»), что делает менее доступными их площадки для учёных из других отдалённых регионов, поэтому стоит задуматься над созданием в регионах в уже существующих университетах таких центров. Помимо создания отдельных центров, возможно, стоит изменить процедуру предоставления грантов, сделать её более гибкой и дать возможность учёным и изобретателям предоставлять заявки вне существующих программ, нужно понимать, что не всегда проекты сконцентрированы в рамках какой-то одной дисциплины. В этом вопросе именно фонды, предоставляющие гранты, должны подстраиваться под учёных - собирать рабочие группы экспертов, в составе которых будут находиться специалисты из разных областей деятельности, а не учёные должны менять свой проект, подстраивая его под определённую программу. Также одним из предложений может выступить отказ от большого количества государственных фондов поддержки науки, стоит унифицировать их деятельность и создать один государственный научный фонд, деятельность которого будет направлена на поддержку фундаментальной науки и техники. В целом, американский опыт может быть использован в России в рамках трансплантации эффективных институтов инновационного развития.
Статья подготовлена в рамках выполнения плана НИР УФИЦ РАН по государственному заданию Министерства науки и высшего образования РФ № 075-00326-19-00 от 27.12.2018.
Список литературы
1. Бушковская Е.А. Феномен междисци-плинарности в зарубежных исследованиях // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 330. - С. 152-155.
2. Воловикова М.Л. Оценка современных междисциплинарных исследований: проблемы и потенциал // АНИ: экономика и управление. - 2016. - № 4 (17). - С. 93-95.
3. Заиченко С.А. Трансфер результатов исследований и разработок в реальный сектор экономики: анализ стратегий научных организаций // Форсайт. - 2012. - № 4. - С. 48- 58.
4. Зинов В.Г. Ключевые факторы трансформации результатов исследований и разработок в оформленные изобретения // Экономика интеллектуальной собственности.
- 2016. - № 3. - С. 204-212.
5. Иванов В.В., Клесова С., Лукина О.П. Коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности: европейский опыт. Возможные уроки для России. -М.: ЦИПРАН РАН, 2006. - С. 34-46.
6. Индикаторы инновационной деятельности: 2019: стат. сб. - М.: Высшая школа экономики, 2019. - 378 с.
7. Карасева Е.И. Преимущества междисциплинарных исследований в экономике // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. - 2014. - № 1. - С. 210229.
8. Национальная нанотехнологическая инициатива // [Электронный ресурс] - URL: file:///C:/Публикации/ Междисциплинарность/Национальная%20 нанотехнологическая%20инициатива.pdf (дата обращения: 2.10.2019)
9. Национальный доклад об инновациях в России 2017. [Электронный ресурс] - URL: https://www.rvc.ru/upload/iblock/c64/RVK_ innovation_2017.pdf (дата обращения 8.10.2019)
10. Официальный сайт Национального научного фонда США // Как Национальный научный фонд поддерживает междисциплинарные исследования [Электронный ресурс]
- URL: https://www.nsf.gov/od/oia/additional_
resources/interdisciplinary_research/supportjsp (дата обращения: 5.10.2019).
11. ПозднееваС.П.Междисциплинарность как тотальный феномен познания XXI века: становление междисциплинарного словаря науки // Известия Саратовского ун-та. - 2009. - Т. 9. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - Вып. 2. - С. 114-123.
12. Сафонов М.М. Механизмы ускорения трансфера инновационных технологий // Научно-технические ведомости СПБГПУ -2011. - № 3. - С. 150-154.
13. Юревич М.А. Государственное стимулирование трансфера технологий в России [Электронный ресурс] - URL: file:///C:/ Публикации/Междисциплинарно сть/ Юревич%20М.А..pdf (дата обращения: 14.10.2019)
14. Система научных исследований в США [Электронный ресурс] - URL: https:// www.proza.ru/2009/12/25/1039 (дата обращения 15.10.2019)
References
1. Bushkovskaya E.A. The phenomenon of interdisciplinarity in foreign studies // Bulletin of Tomsk State University. 2010. No. 330. S. 152-155.
2. Volovikova M.L. Evaluation of modern interdisciplinary research: problems and potential // ANI: Economics and Management. 2016. No. 4 (17). S. 93-95.
3. Zaichenko S.A. Transfer of research and development results to the real sector of the economy: analysis of the strategies of scientific organizations // Foresight. 2012. No. 4. P. 48-58.
4. Zinov V.G. Key factors for transforming research and development results into framed inventions // Economics of Intellectual Property. 2016. No 3. S. 204-212.
5. Ivanov V.V., Klesova S., Lukina O.P. Commercialization of research results: European experience. Possible lessons for Russia / M.: TSIPRAN RAS. 2006.S. 34-46.
6. Indicators of innovation: 2019: stat. Sat -M.: Higher School of Economics, 2019. - 378 p.
7. Karaseva E.I. The advantages of interdisciplinary research in the economy //
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории
News of higher educational institutions. Volga region. 2014. No 1. S. 210-229.
8. National Nanotechnology Initiative // [Electronic Resource] - URL: file: /// C: / Publications/Interdisciplinarity/National%20 nanotechnology%20 Initiative.pdf (accessed: 2.10.2019).
9. National report on innovations in Russia 2017. [Electronic resource] - URL: https://www. rvc.ru/upload/iblock/c64/RVK_ innovation_2017.pdf (accessed October 8, 2019)
10. Official site of the US National Science Foundation // How the National Science Foundation supports interdisciplinary research [Electronic resource] - URL: https://www.nsf. gov/od/oia/additional_resources/ interdisciplinary_research/support.jsp (accessed: 5.10 .2019).
11. Later Pp. Interdisciplinarity as a total phenomenon of cognition of the 21st century: the formation of an interdisciplinary dictionary of science // Bulletin of the Saratov University. 2009.V. 9. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. Vol. 2. S. 114-123.
12. Safonov M.M. Mechanisms for accelerating the transfer of innovative technologies // Scientific and Technical Journal of SPbSPU. 2011. No 3. S. 150-154.
13. Yurevich M.A. State stimulation of technology transfer in Russia [Electronic resource] - URL: file: /// C: /Publications/ Interdisciplinarity/Yurevich%20M.A..pdf (accessed: 10/14/2019)
14. System of scientific research in the USA [Electronic resource] - URL: https://www.proza. ru/2009/12/25/1039 (accessed October 15, 2019)