религиозного мировоззрения // Консультативная психология и психотерапия. М., 2010. №3. С. 176-187
2. Гусев В.В., Гедевани Е.В. Аксиосемантические особенности больных с религиозным мировоззрением// Материалы I Московской международной конференции «Религиозность и клиническая психиатрия». М., 2017. С. 129-139
3. Казьмина О.Ю., Поляков Ю.Ф. Особенности социальной поддержки у больных шизоаффективными расстройствами с религиозным мировоззрением// Социальная и клиническая психиатрия. М., 2000.С. 21-25
4. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. М.: Владос, 2000
5. Pargament K. Religiousmethodsofcoping: resources for the conservation and transformation of significance. Religion and the Clinical Practice of Psychology / ed. by E. Shafranske, electronic edition. 2013
6. Pargament K. The psychology of religion and coping: theo- ry, research, practice. New Yourk: Guilford, 1997
7. Pargament K., Koenig H., Perez L. The many methods of religious coping: Development and initial validation of the RCOPE. Journal of Clinical Psychology. 2000;56(4):519-543
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ РАССМОТРЕНИЕ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ Корначенкова А.Б.
Региональный православный центр защиты семьи, материнства и детства «Смоленский дом для мамы», г. Смоленск, ул. Парковая, д. 2 а
Резюме: Рассматривается структура личности с позиции психологии и триадологии. Проводится сравнение сущности понятия, с точки зрения различных научных дисциплин, выделяя единство его фундаментальной основы. Предлагается направление коррекционной работы с данной проблематикой, основанной на православном учении.
Ключевые слова: структура личности, ипостась, Э.Берн, «Я-состояния», транзакция, ведущая потребность.
INTERDISCIPLINARY EXAMINATION OF THE STRUCTURE OF PERSONALITY Kornachenkova A.B.
Regional Orthodox center for protection of family, motherhood and childhood "Smolensk house for mother", Smolensk, Park Street, 2 a
Summary: the structure of personality from the perspective of psychology and triad-logic is Considered. The essence of the concept is compared from the point of view of different scientific dis-ciplines, highlighting the unity of its fundamental basis. The direction of the correction work with this problem, based on the Orthodox teaching, is proposed.
Key words: personality structure, subsistence, C. Bern, "I am the state", the transaction leading need.
В процессе ознакомления с учением о Пресвятой Троице, или триадологией, была проведена ассоциация со структурой личности по Эрику Берну, как некоторое доказательство образа и подобия в человеке Бога. Для объяснения логики мысли, приведены цитаты из книги -«Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии ХХ века». С.А.Чурсанов: «Ипостась имеет общее вместе с особенным, а сущность не существует самостоятельно, но созерцается в ипостасях», - пишет преподобный Иоанн Дамаскин [2].
Великие Каппадокийцы называют ипостасью сами отличительные свойства: «Понятие общего относится к сущности, а ипостась - это отличительный признак каждого [лица]» [2]. Другими словами, рассмотренные критерии различения дают возможность утверждать инаковость каждой ипостаси не только по отношению к сущности, но и по отношению к другим ипостасям [2].
Архимандрит Киприан выражает следующую мысль в своей работе: «Три Ипостаси различаются между собой не различием сущности их, а только причинными отношениями, т.е. образами их существования» [2].
Понимание лиц и ипостасей как образов бытия и отношений подразумевает также важную в сотериологическом плане мысль о том, что именно лица или ипостаси, определяя образ существования своей природы, несут личностную ответственность за то, как, каким образом и в каком отношении к другим лицам эта природа существует [2].
Исходя изсодержания понятия - ипостась, проведена ассоциация со структурой личности Э.Берна.
Эрик Леннард Берн (10 мая 1910 — 15 июля 1970) — американский психолог и психиатр. Известен, прежде всего, как разработчик транзакционного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «транзакциях», лежащих в основе межличностных отношений. Транзакция - единица общения, состоящая из посыла (стимула) и ответа (реакции). Транзакции могут быть как вербальными (словесными), так и невербальные (жесты, взгляды, позы, интонация и т д.) [3].
Согласно теории Э.Берна структура личности состоит из трех частей, которые называют «Я-состояниями». Каждый человек пребывает по очереди во всех трех «Я-состояниях», что проявляется в разных, часто противоречивых, наборах поведенческих стереотипов. Эти наборы поведенческих стереотипов обозначаются как «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Проявления «Я-состояний» в поведение человека.
Состояние «Я - Родитель» Тот, кто думает, действует и чувствует так, как его родители. В функциональной модели различают: критическое состояние «Я - родитель» заботливое состояние «Я - родитель».
Состояние «Я - Взрослый» Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает и объективно осмысливает факты
Состояние «Я - Ребенок» Тот, кто чувствует и действует так, как в детстве В функциональной модели различают: приспосабливающееся «Я - ребенок», бунтарское (протестующее) «Я - ребенок», свободное «Я - ребенок».
«Я- Взрослый» - рациональная часть нашей личности. Основные слова: я понимаю, я сотрудничаю. Состояние « Я-Взрослый» объективно оценивает ситуацию, с минимальным включением эмоций. «Я-Взрослый» констатирует факты, принимает решения основываясь на анализе информации. Основная функция - урегулирование конфликта между позициями «Я-Ребенок» и «Я-Родитель».
Позиция «Я-Родитель» подразумевает нахождение в состоянии, свойственном одному из родителей. Индивид реагирует на внешние раздражители сходным образом, например, той же позой, жестом, высказываниями, чувствами и т. д. Данная позиция состоит в запретах, в разрешениях, поощрении, опеке и командах. Родительское влияние приводит к тому, что люди реагируют на окружающую действительность так, как желали бы того их родители. В состоянии «Я - Ребенок» человек находится под влиянием эмоций и чувств, действует исходя из собственных желаний, а не разумных доводов (по принципу "Если нельзя, но очень хочется, то можно"). Его позитивные качества — спонтанность, творчество, интуиция; негативные — отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность [1].
На основе этой структуры личности основана теория транзактного анализа Э.Берна. Первое, что имеет сходство, это наличие трех начал в одной сущности. Т.е. в Боге есть три (хотя количественное обозначение абстрактнее, чем единица измерения в общечеловеческом
С М О Л Е Н С К И Й М Е Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х
2 0 1 9, № 4
| 107
понимании), ипостаси. Так и в одном человеке, по мнению Э.Берна содержится 3 инаковости. Наличие и разделение которых, приводит не к дроблению а, наоборот, единству одной сущности. Единство, которое детерминировано обязательным наличием условия -любви.
Второе - это подобие самих ипостасей (относительное):
Родитель - Отец; Ребенок - Сын; Взрослый - Дух. Различия очевидны, но и некоторые сходства имеют место быть. И так, Бог - абсолютен, и триединство является абсолютным, тогда, как, человек должен совершенствоваться, вследствии грехопадения, и даже при наличии «подобных» составляющих (в кавычках, так как категории человеческого - Божественного, несравнимы) у человека посредством первородного греха, возникают кризисы и психологические трудности. Но все же, при наличии взаимодополняемости данных инаковостей возможно более гармоничное существование человеческой личности. Что с одной стороны является абсолютным бытием Бога, и с другой стороны целью развития человеческой личности и способом разрешения многих (большинства) психологических проблем. Т.е., можно сказать, что при активном стремлении человека в сторону следования наставлениям или заповедям Бога, жизнь человека приобретает положительный, устойчивый фундаментальный эффект. Искреннее следование заповедям - развивает и провоцирует в человеке, ведущую потребность, находящуюся на вершине пирамиды потребностей Маслоу, что также можно определить (ассоциировать с единством Бога и человека). Т.к. данная потребность включает в себя основные понятия православия - любовь (как синонимы: красота, толерантность, счастье и т.д.). Литература
1. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия. Пер. с англ. — М.: Академический Проект, 2006.
2. «Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии ХХ века». С.А.Чурсанов.
3. Эрик Берн. Краткая биография. СоставленаУореном Д. Чейни // Берн Э. За пределами игр и сценариев / Пер. с англ. Ю. И. Герасимчик. — 2-е изд. — Минск: Попурри, 2008.
РОЛЬ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В БОРЬБЕ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ НОВЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СИНТЕТИЧЕСКИХ КАННАБИОИДОВ («СПАЙСОВ») И СИНТЕТИЧЕСКИХ КАТИНОНОВ («СОЛЕЙ») Кутарев Ф.Л., Игумнов С.А.
Национальный научный центр наркологии - филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минздрава России, 119991, Москва, Малый Кропоткинский пер., 23
Резюме. Рассматривается проблема потребления новые психоактивных веществ (НПАВ) и роль духовного воспитания детей и подростков в борьбе с зависимостью от синтетических каннабиноидов («спайсов» и синтетических катинонов («солей»). Приводятся современные данные о распространенности НПАВ и их основных клинических проявлениях. Рассказывается о спектре психопатологических расстройств, возникающих при их употреблении иметоды их выявления. Ключевые слова: потребление новых психоактивных веществ, распространённость НПАВ, психопатологические нарушения, возникающие при употреблении НПАВ, методы выявления, духовное воспитание детей и подростков.