работок в области наноиндустрии и создала предпосылки для коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в сфере нано-технологий. Важным результатом первого этапа было создание национальной нанотехнологиче-ской сети, в состав которой вошли 53 участника (на 2014 г.), в том числе ведущие научные организации и университеты России.
В 2015 г. завершился второй этап (20112015 гг.), в течение которого созданы условия для масштабного наращивания объема производства продукции наноиндустрии и выхода профильных российских организаций на мировой рынок высоких технологий. Способ или метод масштабного наращивания объема производства продукции наноиндустрии заключается во внедрении и применении созданной инфраструктуры ННС и результатов ее деятельности по разработке новых материалов и технологий во всех отраслях промышленности Российской Федерации. В зарубежных странах (США, Европа, Япония), где были реализованы нанотехнологические инициативы по созданию инфраструктуры, перешли к внедрению этой инфраструктуры во все отрасли промышленности. Как мировой,так и отечественный опыт показывает, что перспективы развития наноин-дустрии состоят не в решении задач собственного обособленного роста, а в естественном вхождении в другие отрасли промышленности, решении задач этих отраслей с применением новых нанотехнологических средств и материалов. В этом состоит особенность наноинду-
стрии как межотраслевого научно-технологического направления, о чем ведущие ученые говорили с начала работ по созданию ННС. Качественный переход наноиндустрии в производственные сферы различных отраслей неизбежно требует корректировки механизмов координации ННС, в том числе с учетом обновлений приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ.
Работа выполнена в рамках проектной части государственного задания Минобрнау-ки РФ: проект № 622 «Разработка методического базиса и организационных механизмов взаимодействия с головными организациями по направлениям деятельности ННС по задачам кадрового обеспечения наноиндустрии».
1. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учеб. пособие для пед. вузов и системы дополнительного профессионального образования. — М.: НИЯУ МИФИ, 2014. — 92 с.
2. Сайт образовательного сегмента Национальной На-нотехнологической Сети [Электронный ресурс]. — URL: www.nano-edu.nu
3. Свинаренко А. Г. Профессиональные стандарты как основа кадровой инфраструктуры наноиндустрии // Образовательная политика. — 2015. — № 1 (67). — С.22-25.
4. Профессиональные стандарты как основа кадровой инфраструктуры наноиндустрии [Электронный ресурс]. — URL: http://businessofnussia.com/man-201 5/ item/1088-nano.html
5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] :фед. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. — URL: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_ law_140174/.
УДК/uDC 378.147 М. В. Ботнарюк, С. А. Калинина
M. Botnaryuk, S. Kalinina
междисциплинарная интеграция в профессиональной подготовке квалифицированных специалистов в морском вузе
INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN TRAINING
of qualified specialists in maritime university
В статье рассматриваются проблемы ного подхода и междисциплинарного взаимоформирования образовательного процесса действия.
морского вуза с учетом новых экономических The article deals with the problems of
условий и требований работодателей. Пред- education in maritime universities under new
ложена авторская модель образовательного economic conditions and the requirements of
процесса на основе синтеза компетентност- employers. The authors propose a model of
educational process based on the synthesis of the competence approach and interdisciplinary interaction.
Ключевые слова: морской вуз, образовательный процесс, междисциплинарное взаимодействие, компетентностный подход, модель формирования образовательного процесса.
Keywords: maritime university, educational process, interdisciplinary interaction, competence approach, model of the educational process.
Российский рынок образовательных услуг, формирование которого началось с реформированием системы отечественного образования, представляет собой совокупность материальных взаимоотношений между продавцами (в качестве которых выступают учреждения высшего и среднего профессионального образования) и покупателями (абитуриентами) образовательных услуг В результате реформ, обусловленных переходом России к рыночным отношениям, на рынке образовательных услуг появились как государственные, так и коммерческие учебные заведения, предоставляющие одинаковые услуги, что в значительной степени ужесточает конкурентную среду. Усложняет сложившуюся ситуацию и кардинально изменившийся подход к получению образования у абитуриентов: после окончания обучения они хотят получить диплом, который будет реально востребован на рынке труда и позволит найти достойную работу не только на территории своей страны, но и за рубежом (или на предприятиях, созданных при участии иностранных работодателей).
Актуальным для морского вуза является решение задачи активной реализации компе-тентностного подхода и усиления междисциплинарной интеграции в профессиональной подготовке квалифицированных бакалавров и специалистов при установлении и развитии взаимосвязей дисциплин профессиональной направленности и иностранного языка. Выбор иностранного языка в качестве второго предмета при формировании междисциплинарной связи обусловлен тем, что сегодня именно возможность преодоления языкового барьера выступает в качестве одного из ключевых условий успешного трудоустройства в портовом городе. А это, в свою очередь, является в настоящий момент одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности вуза.
Изменение подхода к формированию образовательного процесса вуза сегодня обосновано множеством факторов, основными из которых являются достаточно жесткая кон-
куренция на рынке образовательных услуг, а также сложившиеся экономические условия. В настоящий момент возникла объективная необходимость кардинальной трансформации традиционной российской экономической модели, ориентированной на формирование бюджета, в основном за счет продажи энергоресурсов, в сторону интенсивного развития промышленности и сельского хозяйства [1-3]. Это связано с тем, что реализуемая на практике уже в течение нескольких десятилетий модель устарела и не обеспечивает желаемых результатов: согласно статистическим данным, с 2010 г. наблюдается негативная тенденция сокращения ВВП [4]. Таким образом, можно говорить о том, что экономика нашей страны в настоящий момент находится в достаточно сложной ситуации, выход из которой в первую очередь видится за счет ориентации на усиленный рост промышленности на основе инноваций. Это требует реконструкции старых и строительства новых, отвечающих современным требованиям фабрик, заводов, научно-исследовательских институтов и, как результат, грамотных специалистов, которые смогут обеспечить высокий уровень производительности труда. В данных обстоятельствах мы полностью солидарны с мнением А. И. Фи-сенко и Л. Ш. Омельченко, которые, рассматривая проблемы высшего образования в условиях постиндустриального развития России, подчеркивают, что «Вузы в новых условиях должны были производить не столько знания, сколько готовность и способность самоопределяться в новых ситуациях и управлять ими» [5, с. 31].
При подготовке специалистов в отраслевых и, в частности, морских вузах есть своя специфика: особый акцент следует делать на междисциплинарное взаимодействие, что обеспечит более детальное изучение профессиональных дисциплин. Данная необходимость обусловлена прежде всего тем, что в последнее время наблюдается резкое повышение требований работодателей, предоставляющих рабочие места в сфере морского бизнеса, к навыкам и умениям выпускников с уклоном в сторону углубления знаний профессионального языка.
Практика показывает, что как моряки, так и береговые специалисты в современных условиях могут претендовать на высокооплачиваемую работу только при условии свободного общения на иностранном языке, что также подразумевает ведение деловой переписки и телефонных переговоров, умение поддержать беседу, используя соответствующую терминологию и обширный словарный запас (как
профессиональный, так и общекультурный). В этой связи, как нам представляется, необходимо кардинально изменить методические основы преподавания, причем как иностранного языка, так и профессиональных дисциплин, базируясь на междисциплинарном взаимодействии, что требует разработки новой модели формирования образовательного процесса.
Модель формирования образовательного процесса в морском вузе при подготовке специалистов на основе компетентностного подхода с учетом ориентации на междисциплинарное взаимодействие
В контексте рыночной экономики любой вуз, в том числе и морской, следует рассматривать не только как организацию, цель которой состоит в обучении вчерашних абитуриентов, но и как самостоятельно хозяйствующую (в определенном аспекте) предпринимательскую единицу, предлагающую рынку труда «товар» — специалистов и бакалавров. Анализируя деятельность вуза именно с этой, не совсем привычной для нас стороны, принципиально важным считаем подчеркнуть необходимость соответствия результатов образовательного процесса требованиям конечного потребителя, в качестве которого выступают потенциальные работодатели.
Опрос респондентов — потенциальных работодателей или «потребителей результатов образовательного процесса вуза» (менеджеры, а также менеджеры среднего звена стивидорных, экспедиторских, агентских, сюрвейерских, судоходных и иных компаний, расположенных на территории города Новороссийска), выполненный методом полевого и кабинетного исследований, показал следующее. Во-первых, в силу специфики отрасли морского транспорта, все работодатели в качестве одного из основных
требований выдвигают знание иностранного (английского) языка. При этом, по мнению менеджеров, выпускник должен уметь поддержать беседу (в профессиональной сфере и быту), вести переговоры по телефону, осуществлять деловую переписку. Во-вторых, соискатель должен уметь ориентироваться во внешней и внутренней среде предприятия, знать основы своей будущей профессии. В-третьих, претендент должен быть способным овладевать новыми для него навыками и знаниями в кратчайшие сроки, причем в некоторых случаях исключительно на иностранном языке (работа на морских судах, особенно в смешанных экипажах, диспетчер агентской компании, эеПег-менеджер в экспедиторской компании и т. д.).
С целью удовлетворения предъявляемых работодателями требований образовательный процесс вуза сегодня формируется на основе компетентностного подхода, который предполагает обучение при условии реализации профессиональных и общекультурных компетенций [6; 7], но не ставит особый акцент на междисциплинарном взаимодействии. В данном случае речь идет о том, что в настоящий момент образовательный процесс базируется на реализации процессного подхода, в то время как необходимо принятие мер по усилению комплексности обучения. В частности, на основании исследования учебно-методического комплекса дисциплины «иностранный (английский) язык» для специальности 180405 «Эксплуатация судовых энергетических установок»» было установлено, что некоторые разделы корреспондируют с другими дисциплинами (табл.), что обосновывает актуальность и востребованность базирования учебного процесса на междисциплинарных связях.
Таблица
Разделы дисциплины «английский язык» и предметы профессионального цикла для специальности 180405 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
Разделы дисциплины «английский язык» Предметы профессионального цикла
Судно и его экипаж Теория и устройство судна
Безопасность жизнедеятельности на море Безопасность жизнедеятельности
Судовые холодильные установки, их устройство Судовые холодильные установки и системы кондиционирования воздуха
Судовые вспомогательные механизмы, системы, насосы, палубные механизмы Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства
Инструкции по эксплуатации и ремонту Технология технического обслуживания и ремонта судов
Судовые парогенераторы, их устройство, эксплуатация и ремонт Судовые котельные и паропроизводящие установки
Использование такого рода взаимодействия обеспечит укрепление знаний учащихся посредством одновременного изучения терминов на двух языках и двойного контроля, поскольку лектор спецпредмета может вести лекцию или проводить практическое занятие (полностью или частично) на иностранном языке. В это же время преподаватель иностранного языка выполняет функцию промежуточного контроля с помощью проведения тестов и контрольных работ.
В отличие от существующей практики, преподаватель иностранного языка может строить контрольные тесты на каждом уроке, причем не только на основе отдельных терминов, но и целых предложений, позволяющих в игровой манере спроектировать рабочую ситуацию (акцент на интерактивную форму обучения). Это позволит не только изучить и закрепить новые термины, расширив словарный запас обучающегося, но и сформировать у него умения правильно и адекватно решать поставленные перед будущим специалистом профессиональные задачи. В результате студенты (курсанты) также развивают навыки аудирования и диалогической речи по определенной теме, но уже с учетом понимания значений терминологии (объяснение которой входит в задачу препода-
вателя спецдисциплины), а также закрепляют основы подъязыка отдельной (в нашем случае — судомеханической) специальности.
С целью практической реализации данного предложения необходимо обеспечить тесное сотрудничество двух, на первый взгляд, совершенно разных преподавателей, которые скорректируют учебно-методические комплексы таким образом, чтобы лекция или практическое занятие были максимально продуктивными. При этом необходимо учитывать, что доминантой в данном вопросе, безусловно, является ведущий лектор спецпредмета. Он составляет план лекций и практических (лабораторных) занятий, акцентируя внимание на тех вопросах и ситуационных задачах, которые наиболее характерны при выполнении судном рейсового задания и могут быть реализованы, в том числе, и на занятиях иностранного языка. Также он формулирует для преподавателя иностранного языка предпочтительные формы проведения занятия и контроля. Например, тест по терминологии или тест, включающий аудирование конкретных ситуаций, с объяснением значения терминов. В этом случае модель формирования образовательного процесса в морском вузе примет вид, представленный на рисунке.
вход
Рис. Модель формирования образовательного процесса морского вуза на основе синтеза компетентностного подхода и междисциплинарного взаимодействия
В результате проведения реформ, необходимость которых была обусловлена переходом России к рыночным отношениям, на рынке образовательных услуг появились как государственные, так и коммерческие учебные заведения, предоставляющие, по сути, одинаковые услуги, что в значительной степени ужесточает конкурентную среду. Изменились сегодня и экономические условия, что детерминировало трансформацию требований, предъявляемых к выпускникам морских вузов, особенно к специалистам плавательных специальностей, предъявляемых работодателями. Поэтому, по мнению авторов, необходимо скорректировать процесс обучения с учетом междисциплинарного взаимодействия профильных дисциплин и иностранного языка. Это не только будет способствовать активной реализации компетентностного подхода, но и обеспечит максимальное удовлетворение ожиданий топ-менеджеров судоходных компаний и иных предприятий морского транспорта от уровня компетентности и профессионализма выпускников — соискателей вакантных
должностей, последним — получить достойную работу, и создаст благоприятный имидж учебного заведения.
1. Мау В. Социально-экономическая политика России в 2014 году: выход на новые рубежи? // Вопросы Экономики. - 2015. - № 15. - С.5-31.
2. Губанов С. С. Неоиндустриальный курс и вопрос собственности [Электронный ресурс]. — URL: http://kprf.ru/ party-live/regnews/136499.html
3. Дасковский В. Б. О неоиндустриальной модели и стратегии развития экономики // Экономист. — 2013. — № 6. — С.34-49.
4. Внешний долг [Электронный ресурс]. — URL: http://info. minfin.ru/debt.php
5. Фисенко А. И., Омельченко Л. Ш. Предпосылки и направления трансформации высшего образования в условиях постиндустриального этапа развития России // Транспортное дело России. — 2011. — № 1. — С. 31-33.
6. Захарова Е. Н. О компетентностном подходе в образовательной деятельности // Вестник адыгейского государственного университета. Серия 3. — 2011. — № 4. — С. 32-39.
7. Шахова Е. Ю., Васильева Л. В., Касаткин В. В. Компетент-ностная составляющая образовательных программ // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 4 (16). — С. 109-120.
УДК/uDC 378:78 Ю. В. Величко, О. В. Милицина
Y. Velichko, O. Militzina
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА-МУЗЫКАНТА В РАМКАх ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
TRAINING OF BACHELOR-MuSICIAN
IN the CONTEXT of further education AT university:
PROBLEMS AND PROSPECTS
В статье рассматриваются возможности дополнительного образования бакалавров в вузах на примере реализации дополнительных общеобразовательных программ музыкально-теоретической и музыкально-исполнительской направленности.
The article discusses possibilities of further education of bachelors at universities on the example of implementation of additional educational programs, music theory and music performance.
Ключевые слова: дополнительное образование, дополнительная общеобразовательная программа, бакалавр-музыкант, музыкальное образование.
Keywords: additional education, additional educational program, bachelor-musician, music education.
Реалии сегодняшнего времени диктуют новые требования к выпускникам высших учебных заведений. Современный специалист должен быть высокообразованным, компетентным, предприимчивым, уметь оперативно реагировать на меняющиеся условия своей профессиональной деятельности, обладать творческим мышлением, толерантностью, коммуникабельностью. Повышение требований к содержательной стороне образования